Научная статья на тему 'Осведомленность учащейся молодежи о возможностях использования оздоровительных ресурсов и мотивация самосохранительного поведения'

Осведомленность учащейся молодежи о возможностях использования оздоровительных ресурсов и мотивация самосохранительного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / УЧАЩИЕСЯ / МОЛОДЕЖЬ / МОТИВАЦИЯ / АНАЛИЗ / SELF-PRESERVATION BEHAVIOUR / HEALTH-IMPROVING RESOURCES / THE STUDENTS / THE YOUTH / MOTIVATION / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вялов Игорь Сергеевич

В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления осведомленности учащейся молодежи относительно своих возможностей, которые могут быть использованы для сохранения здоровья, мотивации самосохранительного поведения. Анализ данных репрезентативного выборочного анкетирования молодежи регионального политехнического техникума показал, что, несмотря на известные широкие возможности использования оздоровительных ресурсов, у учащейся молодежи существуют проблемы, обусловленные как социальными, культурными, территориальными особенностями, так и уровнем образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вялов Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Actual Knowledge of the Student Youth About the Opportunities for Health-Improving Resources Exploitation and Self-Preservation Behaviour Motivation

The article helms the reader to the results of the investigation conducted to reveal the actual knowledge of the student youth about the opportunities they have at their disposal to preserve their health and their self-preservation behaviour motivation. The analysis of the results of the questionnaire survey of the samples of young students of a regional polytechnic training college has shown that in spite of the well-known ample opportunities for health resources exploitation the student youth can experience problems associated with social, cultural and geographical specifics as well as with the level of education.

Текст научной работы на тему «Осведомленность учащейся молодежи о возможностях использования оздоровительных ресурсов и мотивация самосохранительного поведения»

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И МОТИВАЦИЯ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

И.С. Вялов

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10 а, Москва, Россия, 117198

В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления осведомленности учащейся молодежи относительно своих возможностей, которые могут быть использованы для сохранения здоровья, мотивации самосохранительного поведения. Анализ данных репрезентативного выборочного анкетирования молодежи регионального политехнического техникума показал, что, несмотря на известные широкие возможности использования оздоровительных ресурсов, у учащейся молодежи существуют проблемы, обусловленные как социальными, культурными, территориальными особенностями, так и уровнем образования.

Ключевые слова: самосохранительное поведение, оздоровительные ресурсы, учащиеся, молодежь, мотивация, анализ.

Здоровье молодежи в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны [2].

Здоровье — многоплановый феномен, изучение которого необходимо и продуктивно в рамках различных наук, но более эффективным представляется его изучение с использованием междисциплинарного подхода, поскольку в период реформ изменились многие индикаторы здоровья (смертность, продолжительность жизни, заболеваемость и др.), которые недостаточно рассматривать в рамках одного подхода [6].

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования доказали необходимость разработки специальных мер по сохранению и укреплению здоровья учащейся молодежи, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривалось создание условий для повышения качества образования. В этих целях наряду с другими мероприятиями предполагалось проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья [2].

Разработка тематики здоровья и самосохранительного поведения учащейся молодежи с позиций социологического и медицинского подходов в течение не-

скольких лет осуществляется в Российском университете дружбы народов [4; 7]. Социологическое исследование в данном направлении проводилось в 2009 г. среди учащихся регионального политехнического техникума, в исследовании приняли участие 436 человек. Самосохранительное поведение рассматривалось как социальная установка личности, включающая в себя познавательный (когнитивный), объективный (аффективный) и мотивационно-волевой (конативный) компоненты.

Анкета для проведения настоящего исследования была разработана на основе модели самосохранительного поведения, предложенной И.Б. Назаровой [6] и дополненной нами (рис.).

Рис. Модель самосохранительного поведения

В специальной литературе под термином «медицинская активность» рассматривается поведение, отражающее психологическую установку человека в отношении своего здоровья и здоровья других лиц с целью предупреждения заболеваний, а также во время болезни [1; 3; 6]. Медицинскую активность предлагается рассматривать как результирующую трех основных составляющих: медицинской активности, направленной на укрепление здоровья (структура питания, отдыха, гигиенические установки); медицинской активности во время заболевания (степень обращения за медицинской помощью, своевременность обращения, выполнение рекомендаций медицинских работников или лечение без медицинских рекомендаций); уровня санитарной культуры (доступность информации о поведении во время болезни, оценка своих знаний о характере заболевания, помощи при неотложных состояниях) [6].

Результаты анкетирования показали, что, несмотря на широкие возможности использования оздоровительных ресурсов, у учащейся молодежи существуют проблемы, обусловленные как социальными, культурными, территориальными особенностями, так и уровнем специального образования.

Проведение исследования в региональном техникуме обусловлено типичными для российских образовательных учреждений социокультурными, экономическими и политическими особенностями, а также ценностными ориентациями молодежи. Судя по ранее проводимым социологическим исследованиям, наиболее острыми проблемами, которые сегодня стоят перед учащейся молодежью, являются следующие: наркомания и алкоголизм; курение и морально-нравственная деградация общества; проблемы здоровья и др. [7].

В выбранных группах исследование было сплошным. Было опрошено 436 респондентов. Среди опрошенных преобладали лица женского пола (58,9%). Это было характерно для большинства групп. Значимых различий в возрастной структуре не было.

Изучение такого вопроса, как понятие об оздоровительных ресурсах, вызвало определенные затруднения и показало, что у большинства молодежи (76%) отсутствует комплексное представление о возможных оздоровительных ресурсах. Имеется тенденция к более глубокому восприятию таких направлений в сохранении здоровья, как фитнес и спортивные мероприятия (72%) и ограничение вредных привычек — курения и употребления спиртных напитков (69%). Кроме того, обращает на себя внимание поверхностное знание о влиянии этих факторов на здоровье человека (89%).

Оценивая свое самосохранительное поведение в настоящее время, большинство опрошенных (72,1%), отметили расширение использования оздоровительных ресурсов в последний год. Вероятнее всего, это обусловлено политикой правительства и активной разработкой различных программ по самосохранительному поведению, в том числе в свете проведения I Всероссийского форума «Здоровьесберегающее образование», а также проведения секций, круглых столов и других мероприятий.

Изучались также взаимоотношения между учащимися и преподавателями, касающиеся самосохранительного поведения. Они должны начинаться с предоставления учащимся полной информации об оздоровительных ресурсах, их значимости и возможностях. Однако опрос показал, что уровень познаний самих преподавателей техникума в этой области недостаточно высок. Так, 59% респондентов не смогли получить от преподавателей более подробной информации о значении и использовании некоторых оздоровительных ресурсов.

Существует широкий спектр характерных черт образа жизни человека, влияющих на его здоровье: особенности питания, соблюдение санитарно-гигиенических правил и требований, медицинская грамотность и дисциплина [5].

Рациональный режим питания не воспринимался учащейся молодежью как один из факторов самосохранительного поведения, а лишь как физиологическая потребность: большинство едят два раза в день (65%), другие приемы пищи носят случайный характер. 78% опрошенных не имеют возможности соблюдать рациональный режим питания, никто из респондентов не задумался о сбалансированном питании.

Распределение мнений об отношении к оздоровительным ресурсам спортивного характера осуществилось среди учащихся юношей и девушек по-разному.

Хотели бы заниматься оздоровительными спортивными мероприятиями 97,3%. Занимаются разными видами спорта 43% учащихся, из них 35% юношей, 8% девушек; профессиональным спортом занимаются 2% (мужчины).

Своего рода интегральной оценкой организации обучения в техникуме явилась медицинская активность как одна из обязательных форм самосохранитель-ного поведения. Это проведение обязательных медицинских профилактических осмотров учащихся, что составляет 94% в ответах респондентов.

Анализ медицинской активности, направленной на укрепление здоровья, показал, что при опросе учащиеся указали на наличие имеющихся у них хронических заболеваний (62%), но при этом уровень санитарной культуры оказался недостаточным — никто из респондентов не пользовался консультациями или рекомендациями врача перед началом занятий фитнесом или спортивными мероприятиями.

Также учащиеся в своих ответах не смогли определить четко границы между фитнесом и различными спортивными мероприятиями (86%): какие из них относятся к оздоровительным, какие к профессиональным спортивным.

Обобщение данных помогло выяснить, что не имеют возможности сделать коррекцию своего образа жизни с учетом использования оздоровительных ресурсов 16% опрошенных. Недостаточно или неправильно осведомлены о доступных возможностях самосохранительного поведения 49% молодежи. Требуется посторонняя помощь для устранения вредных привычек 69% учащимся, остальные (31%) считают, что могут корректировать свои проблемы самостоятельно. Осведомлены обо всех предложенных в анкете возможностях самосохранительно-го поведения 14,5%.

Анкета давала возможность респондентам высказать свои предложения по совершенствованию использования оздоровительных ресурсов. Воспользовались этой возможностью только треть (33,1%) опрошенных. Основными были следующие предложения: улучшение санитарной культуры учащихся (в 19,9% анкет), организация спортивных секций, достаточное количество спортивного инвентаря; организация питания в техникуме и некоторые другие.

Таким образом, проведенное социологическое исследование показало, что осведомленность учащихся техникума не позволяет им в полной мере использовать имеющиеся оздоровительные ресурсы.

Несмотря на объективные трудности, учащаяся молодежь относится с пониманием к необходимости использования известных оздоровительных ресурсов и проявляет познавательный интерес к этому направлению в своей жизни в период учебы в техникуме.

Решение ряда проблем в мотивации и организации самосохранительного поведения зависит от активности администрации образовательного учреждения, это касается, в частности, выделения большего времени для проведения разъяснительных мероприятий, санитарной культуры, а также создания условий для использования оздоровительных ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Альбицкий В.Ю., Ананьин С.А. Организация медико-социальной помощи детям // Здравоохранение Российской Федерации. — 1993. — № 7. — С. 10—11.

[2] Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. — М.: Московский психолого-социаль-ный институт, 2004.

[3] Белоконь О.В. Экспертные оценки в медико-демографических исследованиях // Здравоохранение Российской Федерации. — 1993. — № 6.— С. 14—17.

[4] Ли Уи. Ценностные ориентации китайской молодежи: сравнительная характеристика приоритетов столичного и регионального студенчества // Вестник РУДН. Серия «Социология». — 2009. — № 4.

[5] Лисицын Ю.П., Кудрявцева Е.Н. Комплексные социально-гигиенические и клиникосоциальные исследования и их перспективы // Здравоохранение Российской Федерации. — 1982. — № 1. — С. 20—24.

[6] Назарова И.Б. Здоровье занятого населения. — М.: МАКС-Пресс, 2007.

[7] Нарбут Н.П., Троцук И.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи России и КНР: региональный срез // Вестник РУДН. Серия «Социология». — 2009. — № 4. — С. 27, 36.

THE ACTUAL KNOWLEDGE OF THE STUDENT YOUTH ABOUT THE OPPORTUNITIES FOR HEALTH-IMPROVING RESOURCES EXPLOITATION AND SELF-PRESERVATION BEHAVIOUR MOTIVATION

I.S. Vyalov

Sociology Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklai str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article helms the reader to the results of the investigation conducted to reveal the actual knowledge of the student youth about the opportunities they have at their disposal to preserve their health and their self-preservation behaviour motivation. The analysis of the results of the questionnaire survey of the samples of young students of a regional polytechnic training college has shown that in spite of the well-known ample opportunities for health resources exploitation the student youth can experience problems associated with social, cultural and geographical specifics as well as with the level of education.

Key words: self-preservation behaviour, health-improving resources, the students, the youth, motivation, analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.