Научная статья на тему 'Осуществление управленческих полномочий в коммерческой или иной организации вопреки интересам службы: Актуальные проблемы расследования'

Осуществление управленческих полномочий в коммерческой или иной организации вопреки интересам службы: Актуальные проблемы расследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
606
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / BUSINESS ORGANIZATIONS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MARKET RELATIONS / THE MANAGEMENT AUTHORITY / ИНТЕРЕСЫ СЛУЖБЫ / THE INTERESTS OF THE SERVICE / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ / ABUSE OF POWER / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варданян Акоп Вараздатович

В статье анализируются современные проблемы расследования злоупотребления полномочиями в коммерческой организации, совершаемого лицами, обладающими управленческими полномочиями. Автор рассматривает типичные ошибки, которые допускают субъекты расследования данных деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варданян Акоп Вараздатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE POWERS IN COMMERCIAL OR OTHER ORGANIZATION CONTRARY TO INTERESTS OF SERVICE: ACTUAL PROBLEMS O F INVESTIGATION

The article analyzes modern problems of investigation of abuse of authority in a commercial organization, committed by persons with administrative powers. The author considers the typical mistakes made by the subjects of the investigation into these acts.

Текст научной работы на тему «Осуществление управленческих полномочий в коммерческой или иной организации вопреки интересам службы: Актуальные проблемы расследования»

ПРАВО, ГОСУДАРСТВО, ВЛАСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ

А. В. Варданян

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ИЛИ ИНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОПРЕКИ ИНТЕРЕСАМ СЛУЖБЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ

В статье анализируются современные проблемы расследования злоупотребления полномочиями в коммерческой организации, совершаемого лицами, обладающими управленческими полномочиями. Автор рассматривает типичные ошибки, которые допускают субъекты расследования данных деяний.

Ключевые слова: общество, коммерческие организации, экономическая деятельность, рыночные отношения, управленческие полномочия, интересы службы, злоупотребление полномочиями.

Современные условия жизни общества свидетельствуют о существенно возросшем удельном весе коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными или муниципальными органами, учреждениями, предприятиями. Наиболее заметно влияние указанной разновидности юридических лиц в сфере экономики, более двух десятилетий функционирующей в режиме свободных от административно-командной системы рыночных отношений. Согласно данным официальной статистики, доля зарегистрированных коммерческих организаций в России составляет более 80 % от общего числа юридических лиц. В свою очередь, среди коммерческих организаций преобладают общества с ограниченной ответственностью. Реализация данными юридическими лицами предусмотренных правоустанавливающими документами целей, задач и направлений финансово-хозяйственной деятельности, связанных или не связанных с получением прибыли, немыслима без наделения отдельных сотрудников управленческими полномочиями. Руководитель или любой сотрудник коммерческой либо иной организации, обладающий управленческими полномочиями, обязан осуществлять их, прежде всего, в интересах данной организации, реализуя принятую в ней концепцию (стратегию) экономического развития, финансовую политику и так далее, а также представлять ее интересы при заключении гражданско-правовых договоров и иных сделок с другими субъектами экономической деятельности, в арбитражном или ином суде, а равно при подготовке отчетности и выполнении различных тре-

бований и указаний публичного характера, возложенных в пределах полномочий должностными лицами государственно-властных органов и учреждений.

Вместе с тем правоприменительная практика показала, что случаи использования предоставленных управленцам полномочий вопреки интересам данной организации вовсе не являются редкостью. Злоупотребления полномочиями, связанные, например, с заключением заведомо невыгодных сделок, в том числе с заведомо недобросовестными и (или) неплатежеспособными партнерами по бизнесу, необоснованным предоставлением льгот и преимуществ отдельным физическим или юридическим лицам, исходя из корыстной или иной личной заинтересованности, необоснованным и (или) нецелевым расходованием денежных средств данной организации, и другие подобные действия способны причинить вред не только интересам данной организации как субъекту экономической деятельности, но и широкому кругу иных субъектов. Среди них - организации, находящиеся в гражданско-правовых отношениях с данной организацией, физические лица (как сотрудники этой организации, так и третьи лица, пострадавшие от злоупотреблений полномочиями, например, вкладчики, пайщики, доверившие ей свои сбережения) и даже государство в лице определенных органов или учреждений, которым в результате противоправных действий управленцев причинен ущерб.

Впервые уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями в коммерческих и иных организациях, не являющихся государст-

венными или муниципальными органами или учреждениями, была закреплена в ст. 201 УК РФ 1996 года. Однако практика возбуждения уголовных дел и привлечения к уголовной ответственности управленцев только начинает нарабатываться. Данное деяние обладает высокой ла-тентностью вследствие закрепленного в законодательстве цивилизованного права субъектов предпринимательской деятельности на самостоятельный выбор финансово-хозяйственной политики, а также партнеров по бизнесу, исходя преимущественно из их экономических показателей. В результате количество возбужденных и расследованных уголовных дел не отражает реальной ситуации, сложившейся в данной сфере экономической преступности. Субъекты уголовно-процессуальной деятельности при возбуждении и расследовании уголовных дел нередко допускают ошибки и недочеты, многие из которых носят системный характер.

Например, сходство объективной и субъективной сторон составов злоупотребления полномочиями в коммерческих и иных организациях (ст. 201 УК РФ) и злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) до сих пор обусловливает практику возбуждения и расследования уголовных дел по признакам ст. 285 УК РФ (или иным должностным преступлениям) при фактическом наличии признаков состава ст. 201 УК РФ. Дело здесь не столько в банальном незнании правоприменителями признаков состава ст. 201 УК РФ, а в неоднозначных юридических конструкциях ряда юридических лиц, содержащих одновременно такие критерии, как форма собственности и организационно-правовая форма.

Как известно, современное законодательство предусматривает различные формы собственности. В соответствии со ст. 8 Конституции России в Российской Федерации в равной степени признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом к иным формам собственности принято относить индивидуальную, кооперативную, акционерную и смешанную. Разумеется, наиболее сложными с точки зрения правовой оценки являются юридические лица, имеющие смешанную форму собственности, например, когда внутри государственных организаций и предприятий образуются отдельные структуры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, либо, напротив, происходит интеграция государственных и частнопредпринимательских структур. Кроме того, помимо формы собственности, отечественное гражданское законо-

дательство также предусматривает организационно-правовую форму юридических лиц.

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица дифференцируются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими организациями являются организации, основная цель деятельности которых -получение прибыли; некоммерческими организациями являются организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между участниками. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, с точки зрения организационно-правовой формы могут представлять собой хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Некоммерческие организации могут иметь форму потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений благотворительных и иных фондов, а также иные формы, предусмотренные законом. Вместе с тем ч. 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ допускает создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Итак, согласно конструкции ст. 201 УК РФ при отграничении субъектов злоупотребления полномочиями первичным является не форма собственности, а организационно-правовая форма. Уточняя сферу действия ст. 201 УК РФ, в примечании к данной норме законодатель исключил из категорий организации, управленцы которых подпадают под признаки этой нормы, некоммерческие организации, не являющиеся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Злоупотребления должностными полномочиями в этих организациях охватываются признаками ст. 285 УК РФ. Иными словами, законодатель в некоторых случаях предусмотрел дифференциацию по форме собственности, что также способствовало смешению вышеуказанных критериев по отграничению субъектов преступлений, предусмотренных ст. 201 и 285 УК РФ, и неверному применению этих уголовно-правовых норм.

Таким образом, является неверным отождествление коммерческих и негосударственных организаций и, напротив, государственных и некоммерческих организаций. Так, например, некоторые авторы, исследуя проблемы раскрытия и расследования преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях,

Право, государство, власть, управление

используют такие понятия, как «негосударственный сектор», «государственные (негосударственные) организации» [1]. Даже если в данном случае они осознанно употребляют данные понятия условно, то есть «негосударственные организации» в значении «коммерческие организации», например, для обеспечения краткости изложения, то это может ввести в заблуждение конечных адресатов разработанных ими рекомендаций - правоприменителей. Практика показывает, что именно сложная конструкция формы собственности и организационно-правовой формы организации и приводит к совершению подобных ошибок.

Например, такая организационно-правовая форма, как государственное унитарное предприятие, несмотря на принадлежность к государству по форме собственности, гражданским законодательством отнесена к категории коммерческих организаций. При этом на практике правоприменители до сих пор отождествляют государственное унитарное предприятие и государственное учреждение, что вызывает ошибки в квалификации и, как следствие, влечет неправильное применение закона. Аналогичная ситуация нередко складывается и при смешении таких форм, как муниципальное унитарное предприятие и муниципальное учреждение.

П., являвшаяся старшим бухгалтером государственного унитарного авиапредприятия, приговором районного суда была осуждена за должностной подлог. Суд признал ее должностным лицом по таким критериям, как выполнение организационно-распорядительных функций, например, наличие у нее в подчинении определенного круга лиц, работу которых она организовывала и координировала. При этом суд не анализировал организационно-правовую форму самой организации [2]. Аналогичная ситуация сложилась при правовой оценке судом действий директора и исполняющего обязанности директора котельной, являющейся структурным подразделением муниципального унитарного предприятия. Судебная коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда, не согласившись с доводами защитников, в определении указала, что «учитывая организационно-правовую форму указанного предприятия, доводы жалоб и представления о том, что Коробейников и Овчинников не являются субъектами преступления .. .являются необоснованными» [2].

Следовательно, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным

или муниципальным учреждением, считается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию занимающееся организационно-распорядительной или административно-хозяйственной деятельностью в этих организациях (примечание 1 к ст. 201 УК РФ).

Вместе с тем содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций как признак управленческих функций в уголовном законе не раскрывается. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 года № 16 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» раскрывает содержание этих понятий применительно к преступной деятельности должностных лиц.

В соответствии с п. 4 указанного официального документа под организационно-распорядительными функциями понимаются полномочия должностного лица, связанные с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций сотрудников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, выдача медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установление работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, прием экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Пункт 5 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ раскрывает содержание административно-хозяйственных функций, к которым предлагается относить полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуще-

ствление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

В п. 11, наряду с императивом о необходимости отграничения преступных действий должностных лиц от действий лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, весьма лаконично описываются критерии, позволяющие отнести полномочия, предоставленные сотруднику коммерческой или иной организации, к категории управленческих. Здесь практически воспроизводится примечание 1 к ст. 201 УК РФ и приводятся лишь в качестве примеров должности, нахождение на которых сопровождается осуществлением управленческих полномочий: директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации.

Полагаем, что такая трактовка (отсутствие четких критериев в сочетании с приведением лишь примеров управленческих должностей) может вызвать серьезные разногласия у правоприменителей. Содержание управленческих полномочий в коммерческих и иных организациях следует раскрыть, хотя бы по аналогии с должностны-

ми полномочиями предварительно дифференцировав их на организационно-распорядительные и административно-хозяйственные (пп. 4-5 анализируемого Постановления). Как уже отмечалось, в условиях функционирования рыночных отношений в России, помимо организаций, относящихся к категории малого и среднего бизнеса, важную роль в отечественной экономике играют крупные, в том числе градообразующие, субъекты экономической деятельности, созданные в форме коммерческих организаций. Они укомплектованы большим штатом сотрудников, часть из которых осуществляет руководящие полномочия на определенном уровне. Полагаем, что во избежание вышеуказанных разногласий следует внести предложенные коррективы в данный официальный документ.

Литература

1. Казанцев Д. А. Особенности предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о коммерческом подкупе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2010.

2. Шнитенков А. В. Применение нормы о злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ) в судебной практике // Право и экономика. 2006. № 6.

К. В. Казарян, Ю. И. Литвинова

СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОДЕЛИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИДЕАЛА

В статье исследуются проблемы формирования и осуществления системы мер безопасности с учетом современной миграционной ситуации в условиях становления российской государственности. Проводится правовой анализ отечественной модели правового регулирования миграции, различных подходов к решению актуальных миграционных проблем, отмечается необходимость доработки некоторых нормативно-правовых актов в миграционной сфере и принятия Миграционного кодекса.

Ключевые слова: миграция, национальная безопасность, Концепция государственной миграционной политики, мигрант, миграционные процессы.

Актуальность темы исследования правового регулирования миграционных отношений в контексте формирования и осуществления определенных мер безопасности обусловлена такими факторами, как глобализация, интеграция в мировое сообщество, усиление роли международного сотрудничества, информационный обмен в

борьбе с преступностью, в том числе с участием иностранных граждан. Особенности современных миграционных процессов в Российской Федерации неразрывно связаны с угрозами ее национальной безопасности.

Потребность в безопасности принадлежит к числу базисных мотивационных источников че-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.