ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) С УЧЕТОМ
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Сивокозов С.В.1, Лазовский А.А.2, Бобин А.В.3, Жестовская Е.А.4
1Сивокозов Сергей Викторович - магистрант;
2Лазовский Андрей Андреевич - магистрант;
3Бобин Алексей Владимирович - магистрант;
4Жестовская Евгения Анатольевна - магистрант, кафедра надзорной деятельности,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматривается подход к осуществлению контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода.
Ключевые слова: риск-ориентированный подход, надзор, калькулятор риска.
От уровня развития государственного контроля (надзора) напрямую зависит уровень экономического благосостояния как населения, так и государства в целом. Очевидным является тот факт, что наличие различных административных, правовых и иных барьеров при осуществлении государственного контроля (надзора) порождает препятствия для развития предпринимательства.
С другой стороны, не качественное отношение уполномоченных органов к осуществлению контрольно-надзорных функций также приводит к негативным последствиям: ухудшению общественной и национальной безопасности в государстве.
Для того, чтобы государственный контроль (надзор) максимально эффективно реализовывался в современных условиях нашего государства необходимо выстраивать максимально эффективную систему взаимодействия контрольно-надзорных органов с проверяемыми ими субъектами.
Современная политика государства направлена на либерализацию взаимоотношений в сфере предпринимательства и оптимизацию деятельности контролирующих органов. Одним из направлений такой политики является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля.
Риск-ориентированный подход — это один из основополагающих принципов реформы контрольной (надзорной) деятельности, предполагающий, что интенсивность государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью контролируемого лица, а также формы такого контроля (надзора) напрямую зависят от рисков нанесения ущерба охраняемым законом ценностям из-за возможного несоблюдения требований в ходе такой деятельности [1].
Своим рождением система управления рисками обязана финансовому сектору, который (в отличие от прочих областей хозяйства) регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения за их несение. Подобная специфика деятельности побуждает банки, страховщиков, управляющие компании инвестиционных фондов не избегать рисков, минимизировать их, а управлять ими и измерять для установления адекватных цен на свои финансовые услуги (что влияет на ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий). Профессиональной оценкой рисков в финансовых компаниях занимаются специализированные подразделения, чьей задачей является исключительно риск-менеджмент.
Схожесть работы отделов по управлению рисками и служб внутреннего аудита (внутреннего контроля) привела к тому, что постепенно риск-ориентированный подход проник в традиционный аудит, а оттуда и в прочие виды контроля и надзора, включая государственный. Параллельно (поскольку в сфере контроля (надзора) точные методы измерения оказались явно избыточными) произошло упрощение методов оценки рисков, переориентация с экономико-математических моделей на другие (например, экспертные), доступные большинству специалистов. Так, если точность оценки риска профессиональными финансистами доходит до десятых, сотых долей процента, в обычном контроле (надзоре) достаточно проранжировать риски по группам (например, высокая, средняя или низкая степень риска). В некотором смысле произошла «десакрализация» знаний о рисках, что позволило им проникнуть во все сферы контроля.
При применении риск-ориентированного подхода принимается во внимание тяжесть результатов несоблюдения правил безопасности. Риск-ориентированный подход используется со следующими целями:
• Оптимизация использования ресурсов при проведении проверки;
• Сокращение издержек ЮЛ и ИП;
• Увеличение эффективности надзорных мероприятий;
• Повышение безопасности деятельности проверяемых субъектов;
• Уменьшение количества аварийных ситуаций и их последствий;
• Снижение трудоемкости надзорных мероприятий.
В своей деятельности Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий применяет риск-ориентированный подход к следующим видам федерального государственного контроля (надзора):
• Федеральный государственный пожарный надзор.
• Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
• Лицензионный контроль за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
• Лицензионный контроль за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
• Государственный надзор в области гражданской обороны.
• Государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.
Понятие риск-ориентированного подхода изначально появилось в поправках к Федеральному закону № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внесенных в середине 2015 года[1]. Конкретный перечень видов государственного контроля (надзора), при организации которых может применяться риск-ориентированный подход установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.
Например, риск-ориентированный подход применяется, в том числе, при проведении федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, регионального государственного экологического надзора, государственного земельного надзора, федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, регионального государственного строительного надзора.
Постановление Правительства Российской Федерации № 806 [1] устанавливает также и правила отнесения деятельности субъектов предпринимательства к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности, а также сами категории риска и классы (категории) опасности:
Категория риска Классы (категории) опасности Особенности осуществления мероприятий по контролю
Чрезвычайно высокий риск 1 класс Плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
Высокий риск 2 класс
Значительный риск 3 класс
Средний риск 4 класс Плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
Умеренный риск 5 класс
Низкий риск 6 класс Плановые проверки не проводятся
Категория риска присуждается на основании двух факторов:
• Потенциальный вред при игнорировании требований, степень негативных последствий;
• Степень вероятности нарушения требований.
Порядок присуждения категории риска регламентирован Постановлением от 17 августа 2016 года № 806
[1].
При проведении проверок, как правило, используется два подхода: полный и дифференцированный. Сплошные проверки отличаются затрачиванием больших ресурсов и низкой эффективностью. Направленные проверки позволяют сконцентрировать усилия проверяющих органов на организациях, которые потенциально могут причинить вред. Одновременно с этим снижается нагрузка на организации, которые не несут никакой угрозы. То есть число проверок в отношении добросовестных учреждений уменьшается.
С 1 июля 2021 г. начал действовать Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [2]. Новый закон значительно изменил подходы к организации и осуществлению федерального и иных видов государственного контрольного надзора. Теперь разрабатывается перечень надзорно-профилактических мероприятий, поскольку все объекты разные, и к каждому нужен свой подход. К каждому зданию и сооружению установлен дифференцированный подход - категория риска будет определяться коэффициентом объекта.
Для удобства отнесения к категории риска МЧС России был разработан электронный сервис, позволяющий учреждениям и организациям определять присвоенную им категорию риска по трем видам надзора, а также периодичность проведения плановых проверок. Онлайн-калькулятор доступен на официальном сайте МЧС России в разделе "Профилактическая работа и надзорная деятельность" [5].
Благодаря данному сервису юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственниками объектов защиты могут самостоятельно узнать присвоенную им категорию риска по всем видам надзорной деятельности: федеральный государственный пожарный надзор, государственный надзор в области гражданской обороны и федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для этого необходимо ответить на несколько вопросов. Например, уточнить параметры по функциональному назначению, высоте здания или количеству людей с одновременным пребыванием в учреждении.
Разработка подобного сервиса обусловлена возросшей популярностью обращений в МЧС России по предоставлению сведений о принадлежности к категориям риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. От категории риска будет зависеть то, как часто будут проходить проверки в организации. Согласно пункту 20 Постановления Правительства РФ № 1662 [3] отнесение объектов защиты к определенной категории риска осуществляется в отношении зданий, сооружений и помещений, являющихся пожарными отсеками, а также наружных установок согласно Приложению № 1 «Порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска». Периодичность проверок указана в п. 21 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»[4]:
• для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;
• для категории высокого риска - один раз в 2 года;
• для категории значительного риска - один раз в 3 года;
• для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
• для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
• в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что риск-ориентированный подход - новая модель к подходу к контрольно-надзорным мероприятиям имеющая цель на обеспечение эффективности и большей концентрированности на «рисковых» объектах предпринимательской деятельности, формирующих наибольший потенциальный риск для жизни и здоровья населения, находящегося под воздействием, а также регулярно нарушающих обязательные требования установленные законодательством.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 года №1662 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».
4. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 г. N290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.2022).