Научная статья на тему 'Осуществление диалога Русской православной церкви с представителями религиозных мировоззрений методами естественной теологии'

Осуществление диалога Русской православной церкви с представителями религиозных мировоззрений методами естественной теологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
267
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ / ДИАЛОГ МИРОВОЗЗРЕНИЙ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / NATURAL THEOLOGY / IDEOLOGICAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Майоров Дмитрий Николаевич

Анализируется такое малоисследованное поле мировоззренческого диалога, как естественная теология. Православная церковь традиционно использует естественную теологию в диалоге с религиозными мировоззрениями с христианами, иудеями и представителями небиблейских религий. Во всех этих коммуникациях перспективным видится использование Русской православной церковью, открытой диалогу, именно естественного богословия, и Русская православная церковь его активно использует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Orthodox Church (ROC) has traditionally performed interfaith dialogue with representatives of many religious worldviews. But the promising field of modern philosophical communication, namely the dialogue of worldviews, based on the methods of natural theology, widely used by philosophers and theologians since ancient times remains largely unexplored. The aim of this paper is an attempt to prove the following thesis: natural theology used by the Russian Orthodox Church in interreligious dialogue is a promising field for fruitful dialogue of religious world views with each other. Mainly interreligious dialogue is a testimony for Orthodox Christians of their Orthodox and heterodox Christians, non-Christian creeds. The purpose of the dialogue with non-Christian religions is two-fold: apologetic and polemical. 1. ROC maintains a dialogue with Catholics and Protestants, which should ideally facilitate the connection of Christians around the world. Fundamental aspects of interreligious ecumenical dialogue of Christians do not concern the substance of natural theology, equally present in these churches. Christians do not argue that God is the Creator and the Sustainer of the world, as it follows from the Holy Scriptures the Bible, common for all Christians. 2. The analysis of the history of theological debate and dialogue between Christianity and Islam leaves a firm belief that in these meetings mostly natural theology was used. The conversation was conducted in the plane of the biblical history and biblical paradigms, but the very text of the Bible as an authority was not used, as the text is nothing for the Muslims. In such circumstances, the emphasis shifted to rational debate evidence, appeal to reason, everyday experience, to what is common to everyone, regardless of their religious beliefs. 3. Apologetic dialogue between Orthodoxy and Judaism is a truly sincere dialogue between religious worldviews, as the talk is about saving eternal souls of the companion. The dialogue is carried out on settling, rather than hiding ones beliefs. Methods of natural theology in these religions help to use it widely for its natural science and philosophical demonstration of Gods creating this world. 4. In the dialogue of the ROC with unscriptural religions natural theology is primarily the dialog field, which even takes precedence over the value-meaningful dialogue based on the field of ethics of interpersonal and social communications. Natural theology in this case completes the missionary task, and the dialogue only benefits from that.

Текст научной работы на тему «Осуществление диалога Русской православной церкви с представителями религиозных мировоззрений методами естественной теологии»

Д.Н. Майоров

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИАЛОГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ МЕТОДАМИ

ЕСТЕСТВЕННОЙ ТЕОЛОГИИ

Анализируется такое малоисследованное поле мировоззренческого диалога, как естественная теология. Православная церковь традиционно использует естественную теологию в диалоге с религиозными мировоззрениями - с христианами, иудеями и представителями небиблейских религий. Во всех этих коммуникациях перспективным видится использование Русской православной церковью, открытой диалогу, именно естественного богословия, и Русская православная церковь его активно использует.

Ключевые слова: естественная теология; диалог мировоззрений; Русская православная церковь.

Русская православная церковь традиционно осуществляет межрелигиозный диалог с представителями многочисленных религиозных мировоззрений. Но во многом остаётся неисследованным перспективное поле её современных мировоззренческих коммуникаций, а именно диалог мировоззрений, опирающийся на методы естественной теологии, широко используемой как философами, так и теологами с глубокой древности [1. С. 228-247]. Целью настоящей статьи является попытка доказательства следующего тезиса: естественная теология, используемая Русской православной церковью в межрелигиозном диалоге, - перспективное поле для осуществления плодотворного диалога религиозных мировоззрений друг с другом.

С философской точки зрения «естественная теология стремится познать характеристики Бога только посредством “естественного” света разума, опирающегося на “естественные” данности человеческого существования и на данность природы... Естественная теология решает все три основные тесно взаимосвязанные задачи автономного философского богопознания. Она призвана, во-первых, доказать или подтвердить существование Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком» [2. С. 178]. В этом определении заметно желание автора противопоставить философско-метафизическую теологию и теологию Откровения.

С теологической точки зрения естественная теология -метод Богопознания, заключающийся в признании бытия Бога исходя из разумного устроения мира, его целесообразности и красоты. В отличие от философской теологии такой метод богопознания объявляется здесь недостаточным, требующим восполнения со стороны Божественного Откровения. Необходимо отметить, что существуют два пути естественного богопознания: путь космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет Творца и Промыслителя; и путь самопознания, ибо «знание о том, что Бог есть, нам от природы всеяно» (прп. Иоанн Дамаскин) [3. С. 17].

На Западе принято считать, что естественная теология утвердилась преимущественно в католической Западной Европе в эпоху схоластики, затем она пережила новый расцвет в ХУІІ-ХУШ столетиях в странах протестантизма и пришла в упадок в связи с секуляризацией общества [4]. Но в единой Церкви естественное умозрение возникает гораздо раньше - с первых веков христианства, и его использование в православном диалоге с иными мировоззрениями освящено древней, никогда не пресекавшейся традицией [5]. Непростые проблемы взаимоотношений

философии и религии, возможности Богопознания вне Откровения исследовали отечественные теистические философы XIX - начала XX в.: Н.Н. Боголюбов, Ф.А. Голубинский, А.И. Введенский, В.Д. Кудрявцев-Платонов. Теперь эти вопросы изучает философия религии и философская теология. В этой сфере трудились и трудятся современные российские философы и религиоведы Е.И. Аринина, П.П. Гайденко, В.И. Гараджи, Ю.А. Кимелева, А.Н. Красникова, Л.Н. Митрохина,

В.К. Шохина, Е.С. Элбакян и др.

Актуальным и, тем не менее, почти не изученным является межрелигиозный диалог, осуществляемый самой крупной конфессией России - православием, опирающимся на принципы естественной теологии. Главным в межрелигиозном диалоге для православных христиан является свидетельство Истины инославным христианам и нехристианским исповеданиям. Для Русской православной церкви эта идея сформулирована в «Основных принципах отношения православия к инославию», принятых на Юбилейном архиерейском соборе 2000 г. Указанная идея опирается на богозаповеданный императив для православных христиан - стремление соединения всех христиан воедино в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Церкви Христовой (Ин 17:21).

В чём же заключается цель диалога РПЦ с нехристианскими религиями? Эту цель сформулировал ещё апостол Петр: будьте «всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр 3:15). Он же сказал в Иерусалиме иудеям ещё в 33 г. об имени Иисуса Христа: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Следовательно, цель диалога с нехристианскими религиями - двуединая: и апологетическая, и полемическая. Архиерейский Собор РПЦ в феврале 2011 г. определяет также и иные цели - более близкие: «Целью этого диалога является поиск ответа на общие для всех верующих людей вызовы современности, обеспечение мирной жизни и сотрудничества людей разных религий, национальностей и культур, совместное противостояние экстремизму и терроризму, равно как и попыткам вытеснения религиозного мировоззрения из жизни общества» [6. С. 247-264].

Определив цели межрелигиозного диалога Православной церкви, перейдем к рассмотрению того, как используется естественная теология в этом многостороннем диалоге.

1. Диалог РПЦ с католиками и протестантами. С христианскими церквами РПЦ ведет диалог, который в идеале должен способствовать соединению христиан

всего мира. Как указывают «Основные принципы отношения к инославию», для РПЦ единственно приемлемым базисом объединения является православие. Римско-католическая церковь стремится к тому же, но в рамках католической доктрины и сохранения примата Папы Римского над Церковью, по решению I Ватиканского Собора (1871 г.) [7]. Однако эти фундаментальные моменты межрелигиозного экуменического диалога христиан не касаются существа естественной теологии, в равной степени присутствующей в этих церквах. Гораздо важнее определить, о чём же христиане не спорят? О том, что Бог - Творец и Промыслитель мира, как это следует из общего для всех христиан Священного Писания - Библии? Согласно Торонтской декларации Всемирного совета церквей (ВСЦ) 1950 г. Апостольский (VI в. н.э.) и Ни-кео-Цареградский (IV в. н.э.) Символы веры являются тем мировоззренческим минимумом, который обеспечивает членство во ВСЦ вступающим христианским церквам и деноминациям, и их на сегодняшний день уже 349. Ассамблеи ВСЦ регулярно проходят каждые семь лет, однако вопрос о естественной теологии ни разу не поднимался. Он не является дискуссионным. Но это не значит, что его потенциал раскрыт и далее не нужен. Естественное умозрение становится всё более актуальным не только при диалоге религий друг с другом, но и в их коммуникациях с нерелигиозным (научным) мировоззрением.

2. О диалоге Православной церкви с исламом. В известном споре с сарацинами философ Константин (827-869), в монашестве равноапостольный Кирилл, говорит: «Бог наш, как пучина морская - безмерной широты и глубины, непостижим человеческим умом» [8.

С. 332]. Анализ тысячетрёхсотлетней истории богословской полемики и диалога христианства и ислама оставляет твёрдую уверенность в том, что в этих встречах использовалась преимущественно естественная теология. «Уникальность диалога с мусульманами состояла в том, что вёлся разговор в плоскости библейской истории и библейских парадигм, но к самому тексту Библии как к авторитету прибегать было нельзя! Признавая принципиальную богооткровенность библейских книг, ислам учит, что они были искажены иудеями и христианами, и поэтому реально существующие тексты в силу своей постулируемой “искаженности” авторитетными для мусульман не были... В таких условиях основной акцент полемики смещался к рациональным доказательствам, аппеляции к разуму, повседневному опыту, к тому, что является общим для каждого человека, независимо от его религиозных убеждений», - считает православный исследователь ислама Ю.В. Максимов [9. С. 6].

3. О диалоге РПЦ с иудаизмом. Апологетический диалог между православием и иудаизмом - подлинно искренний диалог между религиозными мировоззрениями, ведь речь идёт о спасении вечной души собеседника, осуществляется на пути отстаивания, а не сокрытия своих убеждений. Классический пример - «Разговор с Трифоном иудеем» мученика II в. Иустина Философа. Из полемики Трифона и Иустина следует, что взаимопонимание между христианами и иудеями достигается на пути обращения к общему наследию - писаниям библейских пророков, среди которых первый - Моисей - сказал: «В начале Бог сотворил небо и землю...» (Быт 1:1). Методы естественной теологии в этих религиях помогают широко её использовать для естественно-научной и философской демонстрации богосотворённости этого мира, что и делают современные апологеты христианства протоиерей А. Мень, протодиакон А. Кураев и апологеты иудаизма раввин А. Штайнзальц, А. Шредер и многие другие. Следовательно, христианско-иудейский диалог на основе естественного умозрения весьма перспективен.

4. В диалоге РПЦ с небиблейскими религиями естественная теология является, пожалуй, главным диалоговым полем, которое начинает даже преобладать над ценностно-значимым полем диалога на основе этики межличностных и социальных коммуникаций. В этом случае Православная церковь, как и другие христианские конфессии, различает библейские и небиблейские веры. В первом случае естественное умозрение выступает на общих основаниях всемогущества и лич-ностности Бога (с известными оговорками), а при диалоге с нехристианскими и нетеистическими мировоззрениями обращаются к словам апостола Павла в афинском ареопаге: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его и род”» (Деян. 17:24-28). Естественная теология в данном случае выполняет миссионерскую задачу, и диалог от этого не страдает, но выигрывает.

Итак, естественная теология действительно присутствует в диалоге Русской православной церкви с ино-славными христианами и представителями нехристианских религий, однако её потенциал далеко не исчерпан - например, как поле совместного диалога религиозных людей с представителями нерелигиозного (научного) мировоззрения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Месяц С.В. Понятие ©ЕОАОГ1А в античной философии // Философия религии. М.: Наука, 2007. С. 228-247.

2. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Nota Bene, 1998. 424 с.

3. Давыденков Олег, иерей. Катихизис. Введение в догматическое богословие. М.: ПСТБИ, 2000. 232 с.

4. Брук Джон Хедли. Наука и религия: Историческая перспектива / Пер. с англ. М.: ББИ, 2004. 352 с.

5. Михайлов П.Б. Естественное богопознание в греческой патристике // Философия религии. М.: Наука, 2007. С. 247-264.

6. О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской православной церкви // Журнал Московской Патриархии. 2011. № 3. С. 71-72.

7. Петрово служение. Диалог католиков и православных / Под ред. В. Каспера. М.: ББИ, 2005. 284 с.

8. Димитрий, святитель Ростовский. Жизнь и труды преподобных Мефодия и Кирилла // Жития святых на русском языке, изложенные по

руководству Четьих-Миней. Май. День одиннадцатый. М.: Рождества Богородицы Пафнутиев Боровский Монастырь, 1997. 830 с.

9. Византийские сочинения об исламе (тексты переводов и комментарии) / Под ред. Ю.В. Максимова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. 230 с.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 17 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.