Научная статья на тему 'Осуществеление государственного контроля и аудита в бюджетных учреждениях'

Осуществеление государственного контроля и аудита в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Жанна Борисовна, Каширская Людмила Васильевна

В статье раскрываются системы как государственного, так и независимого контроля (аудиторского контроля), позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления. Исследуются вопросы выбора аудитора, составления типового договора и основные направления, которыми могут заинтересоваться проверяющие. Автором даны объяснения и рекомендации по существенным направлениям проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article demonstrates the systems of both state and independent control (audit control) that allow to provide the necessary information for all level of control. We also investigate the problems of choosing audit for making model contract and the main directions which can attract comptrollers attention. The author explains and recommends the main directions of control.

Текст научной работы на тему «Осуществеление государственного контроля и аудита в бюджетных учреждениях»

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2008. Экономические науки ^

Попова Ж.Б., Каширская Л.В.

Осуществление государственного контроля

И АУДИТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране наполнилась множеством новых понятий и терминов, иное содержание получают и старые понятия. Контроль остается одним из важнейших элементов рыночной экономики, причем действуют системы как государственного, так и независимого контроля (аудиторского контроля), позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.

Что касается коммерческих организаций, то наличие достоверной финансовой информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Содержание и цели работы некоторых государственных органов и субъектов предпринимательства предполагают использование алгоритма проведения анализа в различных его вариантах и частях для получения сведений о других предприятиях.

При выборе аудиторов нужно соблюдать принцип независимости. Так, ревизоры не могут занимать в проверяемой компании каких-либо должностей, быть близкими родственниками учредителей или сотрудников фирмы, а аудируемая организация не может быть учредителем компании контролеров и наоборот. Кроме того, у этих фирм не должно быть общих собственников. Выбранные специалисты не вправе заниматься восстановлением и ведением бухгалтерского учета в течение трех лет. Последнее ограничение можно обойти, если договор на бухгалтерское обслуживание будет оформлен как на оказание консультационных услуг.

Следует обратить внимание на то, что у аудиторской компании должна быть обязательная лицензия на ведение деятельности. Лицензирование ревизоров прекращается только с 1 июля 2007 года [2]. При выборе проверяющих организация должна обращать внимание на их профессионализм, деловую репутацию, стаж работы на рынке аналогичных услуг, количес-

тво в компании аттестованных специалистов. Многие фирмы предпочитают обращаться к аудиторам по отзывам своих знакомых либо начинают работу с такими специалистами с разовых консультаций и, лишь убедившись в их компетентности, заключают договор на обязательный аудит.

Ревизоры обычно сами предлагают организациям типовой договор на проведение проверки. Однако, прежде чем подписать его, необходимо внимательно прочитать каждый пункт документа. Так, в договоре нелишне будет указать срок выполнения работы и зафиксировать количество часов, которые аудиторы должны потратить на проверку. Особенно это актуально, если стоимость услуг рассчитывается исходя из повременной оплаты. Специалисты в основном проводят выборочную проверку, то есть анализируют только лишь часть документов. При желании в соглашении можно прописать, что наиболее проблемные участки ревизоры проверят сплошным методом. Правда, при этом стоимость услуг, скорее всего, возрастет.

Один из разделов договора должен быть посвящен ответственности аудитора. В нем необходимо предусмотреть конкретные суммы, которые заплатит проверяющая организация в случае, если работа будет проведена некачественно. К примеру, если после аудита на предприятие придут налоговики и обнаружат ошибки, то ревизоры будут обязаны возместить убытки. Однако в такой ситуации взыскать с аудиторов можно только штрафы, а суммы доначисленных налогов и пеней придется заплатить проверяемому предприятию. Так, судьи в постановлении [6] указали, что фирмы должны сами перечислять деньги в бюджет, а не перекладывать эту обязанность на других.

По-другому, обстоят дела с государственным контролем в бюджетных учреждениях. В практической деятельности любого бюджетного учреждения часто случаются ситуации, когда проверки следуют одна за другой. Череда проверок органов государственного

контроля на одном и том же участке соответствует и в полной мере отвечает требованиям бюджетного законодательства РФ. Так, согласно статье 10 [1] государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Все эти ветви власти имеют право создавать органы государственного финансового контроля.

Выходит, в практической деятельности вполне возможно, что правильностью использования бюджетных средств в бюджетном учреждении за один и тот же период времени могут заинтересоваться сразу несколько органов государственного финансового контроля.

От законодательной ветви власти проверки проводятся Счетной палатой РФ (Контрольно-счетной палатой Законодательного собрания субъекта РФ) в пределах своей компетенции, которая определена Федеральным Законом [3] и законами субъектов РФ о Контрольно-счетных палатах.

От исполнительной власти контрольные действия осуществляет Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований в пределах своей компетенции, установленной законодательством РФ.

Все названные органы госфинконтроля осуществляют контрольные действия по своим планам работы и активно взаимодействуют при проведении проверочных мероприятий.

Основные направления, которыми могут заинтересоваться проверяющие следующие.

1. Проверка сметы доходов и расходов. В смете доходов и расходов приводятся направления ассигнований в структуре классификации расходов бюджетов РФ. В ходе проверке правильности составления сметы доходов и расходов ревизоры выясняют, отражены ли в ней все доходы учреждения, получаемые как из бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в том числе от оказания платных услуг, другие доходы от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления).

2. Анализ исполнения сметы. Здесь исследуют своевременность получения от распорядителя средств бюджета уведомлений о

бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и объемов финансирования, своевременность и правильность отражения их в учете.

Проверка исполнения сметы доходов и расходов учреждений осуществляется как по кассовым, так и по фактическим расходам.

3. Проверка целевого использования бюджетных средств. В данном случае необходимо иметь в виду, что приказом Минфина России [4] о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ. Выводы об использовании бюджетных средств делаются на основании анализа данных о финансировании, выписок из лицевых счетов, первичных документов (чеки, платежные поручения, приходные и расходные ордера и т. п.), регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

4. Проверка организации и ведения бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности. На данном этапе проверяют, выполняются ли требования Инструкции [5] в части разграничения учета средств, получаемых из бюджета и из внебюджетных источников, правильно ли присвоены коды вида деятельности.

В ходе проверки организации бухгалтерского учета изучают структуру бухгалтерской службы, формы и методы ведения бухгалтерского учета. При этом выясняется: соблюдает ли учреждение требование законодательства о подчинении главного бухгалтера непосредственно руководителю; утверждены ли должностные инструкции для работников бухгалтерии; распределены ли должностные инструкции для работников бухгалтерии; распределены ли служебные обязанности в бухгалтерии по функциональному признаку. Также проверяется наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота, ведение предусмотренных нормативными документами регистров бухгалтерского учета. Исследуются правильность и своевременность оформления журнала-ордера, оборотных ведомостей и соответствие итогов оборотов и остатков, приведенных в них, данным синтетического учета, соответствие остатков на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год. Кроме того, контролеры проверят, как хранятся вышеперечисленные документы текущего года и прошлых лет.

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2008. Экономические науки

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок контрагентов учреждения.

5. Оформление результатов проверки. К сожалению, сроки подготовки актов ревизии законодательно не определены. На практике они составляют от полутора до двух недель.

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Первая должна содержать тему ревизии; дату и место составления акта; сведения о том, кем и на каком основании проведена проверка (номер и дата выдачи удостоверения), ссылку на плановый характер ревизии, на задание; проверяемый период и сроки проведения ревизии, на задание; проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты учреждения, ИНН; ведомственную принадлежность и наименование вышестоящей организации, перечень лицевых счетов открытых в органах казначейства .

В описательную часть акта входят разделы, соответствующие вопросам, прописанным в программе проверки. Здесь должна присутствовать такая информация: характер нарушения, когда и какими распоряжениями оно обусловлено, чем вызвано (объяснение руководителя проверяемого учреждения в дополнение к акту), последствия нарушения, какая сумма нецелевого использования и санкций возмещена в процессе проверке (если возмещение производилось), какие меры приняты для устранения нарушения до окончания проверки. Заметим, при ссылке на какую-либо статью ЭКР инспекторы должны указать не только код статьи, но и его точное наименование.

В обязательном порядке делают ссылки на соответствующие нормативные документы, которые нарушены или не соблюдены, и на внутренние документы учреждения, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей (приказы, распоряжения руководителя (его заместителей), выполнение которых привело к нецелевому использованию средств бюджета).

Сведения о нарушениях отражаются в акте отдельно по каждому факту нарушения с обязательным приложением к нему заверенных копий документов, которые подтверждают факт нецелевого использования бюджетных средств.

Должностные лица учреждения вправе ознакомиться с актом в течении одного-трех дней. Если они не согласны с фактами, изложенными в акте, то могут подписать его со своими замечаниями. Замечания могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес организации, осуществляющей государственный финансовый контроль в течение пяти рабочих дней. При несогласии должностного лица подписать акт даже с замечаниями контролеры фиксируют отказ с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и данные свидетелей.

Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки. Рассмотрев все материалы :

• принимается решение о завершении проверки либо о продолжении ревизии с утверждением программы дополнительной углубленной проверки;

• высылаются учреждению представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок (если срок не указан — в течение 20 дней со дня получения) О принятом решении и мерах по его реализации следует уведомить контролеров.

• направить результаты проверок в вышестоящую организацию;

• направить материалы в правоохранительные органы.

Таким образом, проверяемым следует тщательно отслеживать и контролировать все этапы проверки, так как неожиданности могут подстерегать их не только в ее конце, но и вначале.

список литературы

1. Конституция РФ. 3. Федеральный Закон "О счетной палате РФ"

2. Федеральный закон "О признании тратившим № 4-ФЗ от 11.01.1995 г.

силу отдельных положений законодательных актов 4. Приказ Минфина РФ "Об утверждении

РФ" № 252-ФЗ от 29.12.2006 г. Инструкции о порядке применения органами фе-

дерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ" № 35н от 26.04.2001 г.

5. Приказ Минфина РФ "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" № 25-н от 10.02.2006 г.

6. Постановление Конституционного суда № 20 от 17.12.1996 г.

7. Бликанов А.В. Вас проверяет счетная па-лата//Журнал "Бюджетный учет" № 5. 2007.

8. Бирюков А.И. Теория и практика финансового контроля//Журнал "Бюджетный учет" № 6. 2007.

Резванова Л.М. Сущность и необходимость механизма

СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ ИПОТЕЧНЫХ АКТИВОВ

Одна из основных проблем долгосрочного жилищного ипотечного кредитования — привлечение ресурсов в эту сферу в наиболее эффективных формах. На эффективность форм привлечения средств для финансирования долгосрочных жилищных ипотечных кредитов, прежде всего, влияет наличие надежных финансовых инструментов или механизмов, обеспечивающих кредиторам возможность получения ресурсов в необходимых объемах, по относительно низкой рыночной стоимости и на условиях согласованных по срокам и стоимости привлечения со сроками и процентными ставками кредитных ипотечных активов.

Слишком короткие и дорогие привлеченные ресурсы сильно ограничивают возможности российских банков при ипотечном кредитовании. Ни один банк не в состоянии формировать свой кредитный портфель из долгосрочных кредитов, опираясь при этом на краткосрочные источники. Несоответствие банковских активов и пассивов по срокам, объемам и ставкам рано или поздно приводит банк к потере ликвидности и банкротству.

Выход кредитных организаций на рынок ипотечных ценных бумаг позволит им постоянно восполнять недостаток кредитных ресурсов, привлекая средства по более привлекательным условиям. С точки зрения банка более разумно после выдачи продать свои права кредитора на фондовом рынке, предварительно обратив их в

ценные бумаги, и привлечь тем самым дополнительные средства для выдачи новых кредитов. Механизм, который должен способствовать привлечению ресурсов для долгосрочного ипотечного кредитования является секьюри-тизация ипотечных активов. Изначально этот механизм был разработан для ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами. Благодаря длительному периоду кредитования, низким рискам и предсказуемым денежным потокам, а также заинтересованности государств в развитии ипотеки, кредиты под покупку жилья являлись и до сих пор остаются идеальными активами для секьюритизации.

Этот механизм впервые появился более тридцати лет назад в США и совершил буквально революцию в банковском и финансовом секторе. На сегодняшний день многие называют его одной из главных инноваций двадцатого столетия, который дал импульс развитию финансовых рынков.

В общем виде процесс секьюритизации представляет собой процесс перевода активов в более ликвидную форму. В более узком аспекте секьюритизация может быть определена как финансовая операция, заключающаяся в трансформации низколиквидных активов в ценные бумаги, обеспеченные денежными поступлениями от исходных активов, в результате которой происходит перераспределение риска между первичным владельцем активов, гарантом и инвесторами [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.