••вот не вздут, при пальпации определяется спастически сокращенная и болезненная слепая кишка. Печень выступает из-под реберного края на 1,5 см в виде тонкого болезненного края. Селезенка не пальпируется, стул ежедневный.
Анализ крови: НЬ 44°/о, эритроцитов 3 330 ООО, 'цветной ¡показатель 0,66. Эритроцитов с базофильной зернистостью 6 400 та 1 млн. в моче гематопорфириН 0,1 мг/л. Свинец в моче не найден.
Больному проведен курс лечения внутривенными вливаниями глюкозы с аскорбиновой кислотой, атропином и хлористым кальцием. Неприятные субъективные ощущения быстро прошли. Через 15 дней уменьшилось количество эритроцитов с базо-фильной зернистостью (до 400 на 1 млн.), но анемия попрежнему оставалась (НЬ 44®/о) и гематопорфиринурия продолжалась вплоть до выписки больного яз клиники.
Больны« были выписаны нами по исчезновении у них оЬтрых симптомов свин>-цовой интоксикации в удовлетворительном состоянии. Для дальнейшего наблюдения и лечения они были взяты »а учет поликлиникой.
Бытовые интоксикации свинцом, вызванные потреблением в пищу продуктов, хранившихся в поливяной посуде, нередко наблюдались нами и до Отечественной войны. Расследованием были обнаружены артели гончарных изделий, применявших запрещенную свинцовую глазурь для отделки посуды. В годы Отечественной войны и в послевоенные годы, повидимому, вследствие ослабления санитарного контроля, на рынках вновь стала появляться такая глазурованная свинцом посуда. Можно допустить, что отдельные легко протекавшие случаи свинцовой интоксикации, вызванные пользованием такой посуды, неоднократно имели место, «о не распознавались вследствие недостаточной типичности и малого знакомства врачей с ними.
Даже описанные нами случаи резко выраженной интоксикации остались вначале нераспознанными, что и послужило причиной направления больных в Институт неотложной хирургии.
Поэтому необходимо ознакомить практических врачей с характерными чертами свинцовой интоксикации. При диференциальном диагнозе картины так называемого острого живота следует помнить о свинце как о возможном патогенетическом факторе.
К. Г. АБРАМОВИЧ
Острый токсический отек легких вследствие отравления нитрогазами при ацетиленовой
сварке
.Из клиники Украинского центрального института гигиены труда и профзаболеваний
Рабочий -г азоов ар щик ,С., 26 лет, доставлен ib клинику института в 3 часа дня но поводу отравления .каким-то газом при производстве ацетиленозой сварки в металлическом баке (типа цистерны), внутри которого пострадавший Находился с 7 до 10 часов утра.
Работу он проводил в вынужденном положении и должен был прекратить ее из-за появившегося 'удушья. По выходе на свежий воздух самочувствие улучшилось, больной поел; лишь часа через два состояние его »новь стало ухудшаться, и о» из медпункта был направлен в клинику.
Жалуется на сильный кашель с кровянистой мокротой, одышку, боль в груди, резкую общую слабость. Цианоз губ и носа, расширенные зрачки, учащение пульса, приглушенные тоны сердца, в легких сзади внизу слева «а фоне ослабленного дыхания средне- и 'мелкопузырчатые хряпы. Печень не пальпируется. Окси- и метпемо глобин а в крови не обнаружено.
Дан иислород, сердечные, внутривенно хлористый кальций, глюкоза. Путем венепункции получено 300 см3 быстро свернувшейся крови. В последующие часы состояние больного постепенно ухудшается: усиливается одышка И цианоз лица, кашель, два .раза piBOTa. В течение нескольких часов явления быстро нарастают, «ц в 11 часов (вечера консилиум констатирует классическую картину острого токсического отека легких. К 3 часам ночи тоны сердца и дыхание почти не прослушиваются из-за обилия влажных хрипов разного калибра, выслуживаемых на протяжении обоих легких почти до уровня ключиц. Дыхание поверхностное, до 64 в минуту, пульс 136. Сознание сохранено. Кровь вязкая, с трудом получена из пальца для исследования, в крови: гемоглобина 107 эритроцитов 6 170 000, лейкоцитоз (26 000) н-ейтрофильный с резким сдвигом влево и лнмфопенией.
Больной 1всю ночь непрерывно получает мислород, сердечные, обложен грелкам ». Повторно — кровопускание. Состояние продолжает оставаться весьма тяжелым.
К 6—7 часам утра можно было отметить начавшийся перелом в состоянии больного: самочувствие заметно улучшилось, одышка менее выражена, стали прослушиваться тоны сердца и в подключичных зонах — дыхание, хрипов несколько меньше. Соответственно •меняется картина юровш: понижается уровень гемоглобина и уменьшается чи^сло эритроцитов, что говорит об уменьшении сгущения крови. Пульс (и дыхание реже, температура — 37,7°, РОЭ 5 мм в час. Кровяное давление 90/45.
В последующие два дня состояние больного продолжает оставаться серьезным; временами усиливается одышка и цианоз; в моче обнаружены ацетоновые тела, в связи с чем применен инсулин с глюкозой. В дальнейшем наблюдается процесс быстрого улучшения, и через 3 недели больной ^выписывается из клиники в удовлетворительном состоянии.
Повторные рентгенологические и электрокардиографические исследования свидетельствуют об улучшении функции «ервдго-м ышечного аппарата сердца и об отсутствии выраженных изменений со стороны легких.
Подобное течение заболевания, данные анамнеза, наличие латентного периода (до 3 часов), отсутствие резко выраженного раздражения верхних дыхательных путей и слизистых глаз позволило нам установить причину поражения/*'
В порядке диференциальной диагностики 'было отброшено предположение о воздействии таких возможных в данных производственных условиях веществ, как хлор, аммиак, ацетилен, фосфористый водород, а также мышьяковистый водород (отсутствие ' гемолиза, желтухи, поражения почек).
Последующие (гигиенические и химические исследования, проведенные в условиях экспериментальной производственной обстановки, действительно установили отсутствие свободного хлора и возможность накопления при газовой сварке в атмосфере замкнутого помещения токсических концентраций окислов азота. Как доказано впоследствии (И. М. Орлик), основное значение в механизме образования окислов азота при газовой оварке имеет окисление азота воздуха (а не разложение примеси аммиака) при высокой температуре пламени кислородно-ацетиленовой горелки.
Таким образом, данные клинического наблюдения в этом случае помогли выяснить характер процесса образования токсического вещества и провести необходимые предупредительные мероприятия.
Опасность возниковения удушливого газа (нитрогазов) при пользовании кислородно-ацетиленовой горелкой в замкнутых рабочих помещениях подтверждают смертельные случаи, описанные Меником (1937), а также Райт-Смитом (1939). Описанный последним случай (больной в возрасте 23 лет) произошел в Мельбурне и закончился летально при явлениях острого отека легких. Симптомы, течение и данные аутопсии подтвердили поражение «итрогаза>миг-'
Наблюдавшийся нами второй случай острого токсического отека легких у рабочего-котельщика К., 32 лет. также связав .с воздействием окислов азота при работе •с автогенным аппаратом внутри металлического бака.
Этот случай с выраженной картиной острого токсического отека легких также закончился выздоровлением.