Научная статья на тему 'ОСТРОВА ПРЕТКНОВЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ СПОРЕ ЯПОНИИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ ПО ОСТРОВАМ ТОКТО (ТАКЭСИМА)'

ОСТРОВА ПРЕТКНОВЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ СПОРЕ ЯПОНИИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ ПО ОСТРОВАМ ТОКТО (ТАКЭСИМА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Токто / Такэсима / Япония / Республика Корея / США / договор / территория / территориальный спор. / Tokto / Takeshima / Japan / Republic of Korea / USA / treaty / territory / territorial dispute.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Надбитов Руслан Константинович, Хохолкина Лариса Константиновна

Несмотря на мирные взаимоотношения и экономическое взаимодействие Японии и Республики Корея, этим двум странам до сих пор не удалось установить тесные дипломатические связи. Одним из ключевых факторов, препятствующих их сотрудничеству, является нерешенность вопроса о территориальной принадлежности небольшой группы островов в западной части Японского моря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUMBLING BLOCKS IN EAST ASIA: ON JAPAN’S TERRITORIAL DISPUTE WITH THE REPUBLIC OF KOREA OVER THE DOKDO ISLANDS (TAKESHIMA)

Despite peaceful relations and economic cooperation between Japan and the Republic of Korea, the two countries have so far failed to establish close diplomatic ties. One of the key factors hindering their cooperation is the unresolved issue of the territorial affi liation of a small group of islands in the western part of the Sea of Japan.

Текст научной работы на тему «ОСТРОВА ПРЕТКНОВЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ СПОРЕ ЯПОНИИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ ПО ОСТРОВАМ ТОКТО (ТАКЭСИМА)»

УДК 327.821 DOI: 10.53315/1995-0713-2024-61-1-30-38

ББК 66.4

Р.К. Надбитое, Л.К. Хохолкина

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

ОСТРОВА ПРЕТКНОВЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ:

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ СПОРЕ ЯПОНИИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ ПО ОСТРОВАМ ТОКТО (ТАКЭСИМА)

Несмотря на мирные взаимоотношения и экономическое взаимодействие Японии и Республики Корея, этим двум странам до сих пор не удалось установить тесные дипломатические связи. Одним из ключевых факторов, препятствующих их сотрудничеству, является нерешенность вопроса о территориальной принадлежности небольшой группы островов в западной части Японского моря.

Ключевые слова: Токто, Такэсима, Япония, Республика Корея, США, договор, территория, территориальный спор.

R.K. Nadbitov, L.K. Khokholkina

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

STUMBLING BLOCKS IN EAST ASIA:

ON JAPAN’S TERRITORIAL DISPUTE WITH THE REPUBLIC OF KOREA OVER THE DOKDO ISLANDS (TAKESHIMA)

Despite peaceful relations and economic cooperation between Japan and the Republic of Korea, the two countries have so far failed to establish close diplomatic ties. One of the key factors hindering their cooperation is the unresolved issue of the territorial affiliation of a small group of islands in the western part of the Sea of Japan.

Key words: Tokto, Takeshima, Japan, Republic of Korea, USA, treaty, territory, territorial dispute.

Территориальный спор между Японией и Республикой Корея по поводу островов Токто (японское название Такэсима) ведется уже на протяжении более чем 70 лет, со времени подписания Сан-Францисского мирного договора союзных держав с Японией. В настоящее время эти острова находятся под административным контролем Республики Корея, но Япония пытается оспорить суверенитет Республики Корея над ними.

В последние десятилетия вопросы, связанные с территориальным спором Японии и Южной Кореи вокруг островов Токто, привлекли к себе повышенное внимание со стороны отечественных и зарубежных востоковедов. Так, данная проблема затрагивается в статьях А.Ю.Иванова [1], Л.В.Забровской [2], В.А.Гринюка [3]. Из зарубежных исследователей следует выделить труды Van Dyke, Jon M. [4], Chang Kyun Kim [5], Hidehiko Mukoyama [6], Kim Sungbae [7], Masako Ikegami [8].

При этом основное внимание авторами уделяется анализу событий в развитии территориального спора относительно островов Токто (Такэсима). Замечено, что уровень проблемы находится в прямой зависимости от общего состояния японо-корейских отношений. Так, в работе Ким Чан Кёна «Вопросы и споры, возникающие при разграничении исключительных экономических зон между Кореей, Японией и Китаем» вопрос о принадлежности островов Токто/Такэсима рассматривается во взаимосвязи с проблемой установления морских границ между Республикой Корея и Японией [5].

Острова Токто (корейское название - «одинокие острова») представляют собой небольшой архипелаг в Японском море, расположенный в 217 км от материковой Кореи и 250 км от Японии, находящийся в пределах двухсотмильной исключительной экономической зоны Республики Корея. Площадь островов Токто составляет около 187000 кв.м. [9]. В 89 км к западу от архипелага находится остров Уллындо, который в административном отношении представляет собой уезд Уллындо провинции Северная Кенсан Республики Корея.

С 1965 г. на островах Токто расположен наблюдательный пост морской полиции Кореи, маяк, объекты связи, несколько жилых зданий для служащих и полицейских [10]. Здесь попеременно несут службу 37 человек, но также постоянно присутствуют 3 представителя Министерства морского хозяйства и рыболовства Республики Корея [11]. Токто расположены на стратегически важной линии движения морских судов, а в континентальном шельфе рядом с островами обнаружено около 600 млн.т. газового гидрата, магнетиды и марганец [12].

14 июля 2008 г. возник повод для обострения территориального конфликта между Японией и Республикой Корея. По распоряжению правительства Японии тогда были опубликованы методические указания для учителей средних школ. Педагоги должны были разъяснять обучающимся, что остров Такэсима является частью японской территории. 16 июля 2008 г. посол Республики Корея в Японии Квон Чюль Гюн, вызванный накануне в Сеул для консультации, отметил, что Республика Корея может отказаться от содействия в разрешении проблемы японских граждан, удерживаемых спецслужбами КНДР. Он также сообщил, что Южная Корея была намерена отложить переговоры о свободной торговле с Японией. 24 июля 2008 г. с целью «противодействия территориальным притязаниям Японии» была создана оперативная группа в составе нескольких южнокорейских министров. А с 29 по 31 июля 2008 г. вблизи от островов Уллындо и Токто были проведены маневры кораблей ВМФ Республики Корея с сопровождением морской авиацией [Цит.по: 3, с.68].

22 февраля 2009 г. в японской префектуре Симанэ был отмечен день островов Такэсима. Таким образом, поддерживая притязания на острова, местная администрация пыталась мобилизовать общественное мнение. 30 августа 2009 г. на выборах в палату представителей парламента победила Демократическая партия Японии во главе с Ю.Хатоямой, который вскоре возглавил правительственный комитет. Тогда японское руководство определило курс на укрепление сотрудничества с азиатскими странами, формирование Восточноазиатского сообщества. Казалось, что в скором времени правительство Ю.Хатоямы успешно решит ряд проблем в отношениях с Республикой Корея. Однако выяснилось, что руководители ДПЯ не собирались идти на компромисс относительно территорий. В тексте предвыборного манифеста Демократической партии Японии отмечалось: «Партия будет упорно вести переговоры, чтобы добиться скорейшего разрешения проблемы северных территорий и островов Такэ-сима, на которые Япония имеет суверенные права» [Цит.по: 3.С.69]. Хотя министр иностранных дел Японии К. Окада в сентябре 2009 г. высказывался о необходимости поиска взаимопонимания, тем не менее он сделал замечание, что «не составит большого труда обозначить в учебниках, что острова Такэсима - японская территория, поскольку японское правительство защищает такую точку зрения» [3, с. 69-70].

30 марта 2010 г. в новых японских учебниках по истории для начальных классов отмечалось, что острова Такэсима являются коренной территорией, а их занятие Южной Кореей является незаконным. Вскоре после этого с резкой критикой в адрес японского правительства выступил премьер-министр Республики Корея Чунг Ун Чан, который заявил: «Разве может быть будущее у страны, которая нечестна в отношении

истории и не способна учить своих детей правде?» [13]. Тем не менее, о суверенитете Японии в отношении островов Такэсима вновь было отмечено и в учебниках для средней школы, появившихся в 2011 г., когда страна серьезно пострадала от последствий цунами и катастрофы на АЭС «Фукусима». 9 апреля 2011 г. на страницах газеты «Joong Ang Libo» отмечалось: «Как может японское правительство в обстановке борьбы против последствий землетрясения и ядерного кризиса находить время и энергию, чтобы досаждать соседней стране пререканиями по поводу территорий и искажениями истории?... Это ушат холодной воды на добрые чувства корейцев в отношении попавшей в беду Японии» [Цит.по: 3, с.70]. Когда территориальный спор вокруг Токто (Такэсимы) вновь обострился, пожертвования корейцев в фонды помощи пострадавшим от катастрофы в восточных районах Японии существенно сократились.

Вскоре последовала реакция южнокорейской стороны на политические выпады Японии. 11 ноября 2011 г. на одном из островов Токто было организовано выступление симфонического оркестра в присутствии 500 гостей. Правительство Республики Корея разработало планы развития на Токто туризма, для чего до 2016 г. планировалось вложить около 344 млн. долл. в строительство подводного парка и дорог. 10 августа 2012 г. на острова прибыл президент Республики Корея Ли Мён Бак, чего во избежание обострения ситуации не делал никто из его предшественников. Премьер-министр Японии Ё.Нода поспешил оценить приезд корейского лидера на Токто как «незаконную высадку», а 21 августа 2012 г. по решению японской палаты представителей была направлена заявка на рассмотрение вопроса о спорных островах в Международный суд. В то же время позиция МИД Республики Корея оставалась прежней -оно отвергло японские предложения и заявило, что «территориального спора по поводу островов Токто не существует» [14].

Мнение японских экспертов сводится к утверждению, что их страна предприняла в отношении островов Токто (Такэсима) так называемое «первоначальное завладение», которое в международном праве можно рассматривать как правовое обоснование присоединения земель. Данная позиция просматривается в документе «10 вопросов в связи с Такэсима», который МИД Японии опубликовал в феврале 2008 г. Здесь отмечено, что японцы давно знали о существовании островов Такэсима. Делается ссылка на подготовленную в 1779 г. картографом Нагакубо Сэкисуй «Полную исправленную карту японских земель и дорог». В ней обозначены положение расположенных между Корейским полуостровом и островами Оки островных территорий Уллындо (названным Такэсимой) и Мацусима [Цит.по: 3, с. 71].

По замечанию корейских историков, в старину острова Токто носили другое название - Усан. В древнекорейском тексте «Самгук Саги» («История трех царств», около 1145 г.) указывается, что остров Уллындо, принадлежавший царству Усан, в 512 г. вошел в состав государства Силла. После объединения Корейского полуострова в 676 г. острова Токто остались под покровительством Кореи. Данный факт отражен в таких исторических памятниках, как «Самкуксаги» («Летопись трех королевств»), «Силлавонги» («Летопись королей Силла») и ряде других [Цит.по: 3, с. 71]. В XII в. государство Корё, являющееся наследником государства Силла, включило острова Токто в местную административную область Мёнжудо [15]. В XIII-XVI вв. на побережьях Китая и Кореи, включая провинцию Уллындо и острова Токто, часто появлялись группы японских пиратов, грабивших местных жителей [16]. В 1417 г. король Тэджон решил временно переселить жителей провинции с островов на полуостров. Приняв необходимые меры для защиты своих подданных, он регулярно направлял

чиновников на острова для ареста преступников. Корейские власти проводили политику открытости по отношению к островам Токто, что позволяло корейцам, японцам и европейцам использовать эти острова для стоянок в мореплавании. Согласно официальному документу Сукджёнсиллок («Исторические записи времен короля Сукджёна»), в 1693 г. корейские рыбаки направили жалобу японскому правительству на браконьерство японцев в данных акваториях. В ответ в 1696 г. японское правительство направило инструктивное письмо управляющему острова Цусима. В нем было рекомендовано удерживать японских рыбаков подальше от прибрежных вод островов Токто/Такэсима. Несмотря на это, японские рыбаки продолжали здесь незаконную ловлю рыбы и даже высаживались на островах [16].

Японские эксперты отмечают, что в тексте «Самгук Саги» нет упоминания об острове Усан, а в других древних корейских документах Усан описывается как место обитания многих людей и произрастания бамбука. Данное описание не соответствует особенностям островов Такэсима, а скорее напоминает остров Уллындо. Острова Такэсима использовались японскими моряками для временного отдыха в плавании от островов Оки к Уллындо. Японская сторона также утверждает, что в 1618 г. крупные торговые семейства Оя и Муракава получили официальное разрешение от сёгуната на рыболовный промысел и заготовку древесины на острове Уллындо. Только в 1696 г. после переговоров сёгуната с корейцами была оговорена принадлежность острова Уллындо Корее, а японцам было запрещено посещать данную территорию. Но разрешение совершать плавания к островам Такэсима оставалось в силе, а это, по мнению японских исследователей, говорило о сохранении суверенитета Японии над ними [3, с.71-72].

В документе «10 вопросов в связи с Такэсима» также рассматривается вопрос о «показаниях Ан Ён Бока». В 1693 и 1696 гг. японские рыбаки при возвращении с Уллындо забирали с собой корейского подданного Ан Ён Бока, который, таким образом, дважды посетил Японию. После возвращения из плавания Ан Ён Бок давал показания властям Кореи, в которых уверял, что получил особую грамоту от правительства сёгуна в Эдо. В этом документе якобы отмечалось, что сёгунат считает остров Уллын-до и острова Такэсима корейскими территориями. По более позднему утверждению Ан Ён Бока, данный документ был в принудительном порядке конфискован правителем острова Цусимы. Однако, считают авторы «10 вопросов по Такэсиме», свидетельствам Ан Ён Бока не следует доверять, поскольку его показания были даны под допросом чиновников в Корее, где действовал запрет на посещение Уллындо [3, с.71].

Японские историки указывают на еще одно событие, которое, с их точки зрения, подтверждает суверенитет над островами. В сентябре 1904 г. торговец Ё. Накаи написал обращение к властям Японии с просьбой о включении островов в состав уезда Окиносима префектуры Симанэ и выдачи разрешения на промысел рыбы и моллюсков в данном районе. Японские власти удовлетворили данную просьбу, и острова получили название Такэсима. В споре со своими корейскими коллегами японские эксперты также рассматривают Указ № 41 Короля Великой корейской империи о реструктуризации системы административного управления острова Уллындо и острова Сокдо, вышедший в 1900 г. Они обратили внимание на то, что название «Сокдо» не соответствует современному названию «Токто» и что в тексте вышеупомянутого Указа № 41 не приводится название «остров Усан», которое, как утверждали корейцы, было старым названием Такэсимы [3, с. 72].

В ответ на эти доводы японской стороны корейские дипломаты выдвинули свои контраргументы. Они отмечают, что требование со стороны японских рыбаков от властей специальных разрешений на промысел у островов свидетельствует о том,

что они считались в Японии «зарубежной территорией». По замечанию корейских экспертов, использованный в Указе N° 41 топоним Сокдо в диалектном говоре населения провинции Чолла означает «Каменный остров». В иероглифическом написании название Сокдо соответствует Токто, т.к. в Указе № 41 говорится об островах Токто. Кроме того, название «Такэсима» означает «остров бамбука», но такое растение на этих территориях не произрастает [3, с.74].

Еще в 1785 г. японским ученым Хаяси Сахеем была составлена географическая карта с обозначением островов Токто как части территории Кореи [17]. В 1876 г. вышел приказ Министерства внутренних дел Японии о разграничении земель между префектурами с целью упорядочивания функций органов управления и подготовки административной карты Японии. В связи с этим у властей префектуры Симанэ возник вопрос, включить ли территорию островов Токто/Такэсима в состав префектуры. После проверки документов, касающихся дипломатических отношений Кореи и Японии, было решено, что данные земли являются территорией Чосона и никак не относятся к Японии, так как эта проблема была решена в 1699 г. [18].

В 1899 г. правительство Кореи направило на остров Уллындо и прилегающую к нему группу небольших островов инспекцию, которая доложила о том, что в данном районе проживает 1134 корейцев и 70 японцев. По результатам проверки комиссия рекомендовала правительству Кореи принять срочные меры для защиты суверенитета над островами [19]. На следующий год власти Кореи издали декрет, в котором предусматривалось выделение острова Уллындо с прилегающими к нему островами в отдельный край, а губернатор Уллындо получил предписание управлять также и островами Токто/Такэсима.

В начале ХХ в. значительно усилившаяся Япония начала проводить агрессивную имперскую политику по захвату новых территорий. В ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония оккупировала Корею и установила над ней протекторат. В начале 1905 г. острова Токто/Такэсима были включены в состав Японской империи как «terra nullius» («ничья земля»), т.е. территории, которые ранее не принадлежали ни одному государству [20]. Именно тогда, как отмечают корейские эксперты, и было утверждено над островами Токто японское название Такэсима. При так называемом «первоначальном завладении», т.е. официальном присоединении островов Такэсима к территории префектуры Симанэ, было допущено нарушение норм международного права. Руководство Кореи, как заинтересованного государства, не было оповещено о решении японских властей установить над островами Токто суверенитет [21, с.22].

В пункте 7 японского документа «10 вопросов в связи с Такэсима» делается ссылка на текст письма, направленного корейским послом Ю Чан Янгом Государственному секретарю США Д.Ачесону. В нем правительство Республики Корея просило изменить текст параграфа «а» ст.2 Сан-Францисского мирного договора с Японией, где говорилось: «Признавая независимость Кореи, Япония отказывается от всех прав и правооснований на Корею, включая острова Квельпарт, порт Гамильтон и Дагелет». Выражая несогласие руководства Республики Корея, посол Ю Чанг Янг просил изменить текст параграфа следующим образом: «9 августа 1945 г. Япония отказалась от всех прав и правооснований на Корею и на острова, которые были частью Кореи до ее аннексии Японией, включая острова Квельпарт, порт Гамильтон, Дагелет, Токто и Парангдо» [Цит.по: 3, с.73]. Японские дипломаты обращают внимание на ответное письмо заместителя Государственного секретаря Д.Раска на имя Ю Чан Янга, где было сказано: «Что касается островов Токто, известных как Такэсима и Скалы Лианкур,

то, согласно полученной нами информации, эта обычно необитаемая группа скал никогда не считалась частью Кореи и начиная приблизительно с 1905 г. была подведомственна канцелярии уезда Окиносима японской префектуры Симанэ» [3, с.73]. По мнению японских экспертов, данное письмо является еще одним доказательством суверенитета Японии над островами Такэсима. Но в данном случае мы видим, что при подготовке этого письма в администрации Государственного секретаря США не было проведено тщательного анализа развития событий и в одностороннем порядке фиксировалось лишь то положение, которое сложилось вокруг Токто в первой половине ХХ в. Никаких попыток рассмотреть мнения корейских историков не наблюдалось. В данном документе не указывается и тот факт, что, согласно директиве Штаба союзных войск N° 667 от 29 января 1946 г., сохраняющей свою легитимность, острова Такэсима входили в перечень территорий, изъятых из состава Японии и переданных Корее [3, с. 75]. Кроме того, в Сан-Францисском мирном договоре 1951 г. с Японией отсутствует упоминание об островах Такэсима как японской территории.

В июле 1950 г. директивой SCAPIN - 2160 Верховного командования союзных войск в Японии острова Такэсима были определены как полигон для учебных бомбардировок американской авиации, размещенной в Японии. Это противоречило вынесенному в том же 1950 г. решению представителей ООН и командования ВВС США Тихоокеанского региона установить зону идентификации защиты воздушного пространства Кореи (KADIZ) с включением островов Токто [21, с.23].

Позиции США, без сомнения, оказывали определяющее воздействие на состояние территориального спора между Японией и странами Корейского полуострова. В последние месяцы Второй мировой войны власти США рассматривали Японию как враждебное государство, которое необходимо было наказать и ослабить. Как отмечалось выше, в директиве Штаба союзных войск N 667 острова Такэсима рассматривались как корейская территория. В проектах мирного договора с Японией, разработанных Государственным департаментом США в марте и августе 1947 г., название Такэсима также указывалось в перечне островов, освобождавшихся наряду с территориями в континентальной Корее из-под контроля Японии. По мнению японского исследователя К.Хара, первоначальные варианты текста мирного договора содержали более подробные определения по разным вопросам, в том числе по территориальному урегулированию. Она справедливо заметила, что, формулируя жесткие для Японии условия мира, авторы первых проектов придерживались идеи сотрудничества союзных держав и следовали ялтинской концепции, основанной на взаимодействии США и СССР [22].

Но уже на следующий год подход руководства США к содержанию мирного договора с Японией кардинально изменился. С нарастанием разногласий с бывшим союзником и развертыванием холодной войны Государственный департамент подготовил «Рекомендации относительно политики США в отношении Японии». Автором данного документа, опубликованного в марте 1948 г., являлся руководитель отдела Госдепа по планированию внешней политики Дж.Кеннан, который посчитал необходимым перевооружить Японию, если СССР «будет угрожать международной безопасности» [22, с. 46].

Авторы коллективной монографии «Территориальный вопрос в афро-азиатском мире» отмечают, что поворот Вашингтона от «линии сурового мира» к курсу на «великодушный мир с Японией» проявился в так называемом «Мнении Уильяма Сибольда». Политический советник штаба американских оккупационных войск в Токио У. Сибольд, изучивший в ноябре 1949 г. проект мирного договора, отметил,

что его текст излишне подробен. Он предложил стратегически желательным оставить «резервное пространство» для политического торга в ходе переговоров. Касаясь территориального урегулирования Такэсимы, он предложил четко заявить в тексте договора об их принадлежности Японии: «Территориальные требования Японии относительно этих островов имеют давнюю историю и кажутся справедливыми... Кроме того, есть проблема, имеющая отношение к интересам США. В плане заботы об обеспечении безопасности можно было бы подумать о размещении на этих островах метеорологической или радарной станции» [3, с.77].

По мнению российского исследователя В. А.Гринюка, рассуждения американского дипломата УСибольда полностью отвечали принятому в то время стратегическому курсу США на превращение Японии в ядро линии стратегической обороны против стран социалистического лагеря. В Корее шла гражданская война, и американцы опасались, что влияние коммунистов может распространиться на весь Корейский полуостров. Поэтому передача в том время островов Такэсима виделась руководству США нежелательной [3].

В итоге в проекте текста мирного договора, появившемся в декабре 1949 г., название Такэсима уже отсутствовало в списке территорий, от которых Япония отказывалась в пользу Кореи. Не значились острова Такэсима и в проектах договора 1950 и 1951 гг., а также в окончательном варианте Сан-Францисского мирного договора с Японией. В этой связи японский исследователь К.Хара справедливо заметила, что проблема островов Токто (Такэсима) была оставлена американцами в качестве «потенциального политического клина», который можно было при необходимости вбить между Кореей и Японией [22, с.65].

В январе 1952 г. президентом Республики Корея Ли Сын Маном была опубликована Декларация о суверенитете на море. В соответствии с данным документом вводилась так называемая линия Ли Сын Мана - морская граница Южной Кореи, проведенная восточнее от островов Такэсима. Таким образом южнокорейское руководство показало свое намерение и в дальнейшем контролировать Токто, хотя японская сторона и посчитала учреждение линии Ли Сын Мана односторонним враждебным актом, противоречащим нормам международного права. В 1986 г. был опубликован секретный документ - отчет о визите в 1954 г. в Республику Корея американского дипломата В.Флита. В документе отмечается: «Республика Корея конфиденциально проинформирована о мнении Соединенных Штатов относительно островов (Такэсима), но наша точка зрения не была предана гласности. Хотя Соединенные Штаты считают, что острова - японская территория, мы отказались от участия в диспуте. Наша позиция сводилась к тому, что спор может быть надлежащим образом направлен в Международный суд. Такой совет был неформально передан Республике Корея» [3, с.79].

В 1965 г. между Японией и Республикой Корея был подписан Договор об основных отношениях. В период подготовки данного документа Японией было предложено внести в него пункт о взаимном признании наличия территориального спора между двумя государствами, но Южная Корея не поддержала данное предложение. В дальнейшем США пытались сгладить разногласия между своими союзниками. В ходе обострения противоречий между Японией и Республикой Корея в 2008 г. Управление по географическим названиям США обозначило Токто как острова «неустановленного суверенитета». В ответ начались протесты в Республике Корея. 5 августа 2005 г. президент США Дж.Буш на встрече с журналистами объявил, что поручил Управлению по географическим названиям вернуть островам Токто статус корейской территории [23].

Южнокорейское руководство с 1986 г. регулярно проводит военные учения в данной акватории. Начиная с 2003 г. эти учения стали проводиться дважды в год. Со своей стороны, внешнеполитическое ведомство Японии также открыто заявляет о своем видении статуса островов: «Такэсима, бесспорно, является неотъемлемой территорией Японии в свете исторических фактов и на основе международного права» [24].

В начале январе 2024 г. Республика Корея выразила Японии протест в связи с притязаниями на Токто. Официальный представитель южнокорейского МИД Лим Су Сок подчеркнул: «Правительство (Южной Кореи) выражает протест против несправедливых территориальных претензий японского правительства на острова Токто, которые, несомненно, являются нашей собственной территорией исторически, географически и в соответствии с международным правом». 30 января 2024 г. глава внешнеполитического ведомства Японии Ёко Хамикава в своем выступлении о целях внешней политики в 2024 г. подтвердила претензии Токио на архипелаг Такэсима [25].

Таким образом, территориальный спор между Японией и Республикой Корея относительно островов Токто (Такэсима) продолжается и в настоящее время. Несмотря на несколько десятилетий относительно мирных взаимоотношений между двумя странами и сохранявшуюся экономическую взаимозависимость, Японии и Корее так и не удается установить тесные дипломатические связи. Такая ситуация является следствием двойственной политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и несправедливых решений Сан-Францисского мирного договора 1951 г., так и не компенсировавшего потери странам, пострадавшим от японской оккупации в годы Второй мировой войны.

Список литературы

1. Иванов А.Ю. Территориальный вопрос между Республикой Корея и Японией вокруг островов Токто (Такесима) / Россия - Китай - Япония в Северо-Восточной Азии: проблемы регионального взаимодействия в XXI веке. - Владивосток, 2000.

2. Забровская Л.В. Японо-южнокорейский пограничный спор как дестабилизирующий фактор международной обстановки в Северо-Восточной Азии/ Россия и АТР, 2009.

3. Территориальный вопрос в афро-азиатском мире / Под ред. Д.В. Стрельцова. - М.: Аспект-Пресс, 2013. - С. 67-79.

4. Van Dyke, Jon M. Legal Issues Related to Sovereignty over Dokdo and Its Maritime Boundary. / Ocean Development & International Law - 2007. № 38; Reconciliation between Korea and Japan. / Chinese Journal of International Law - 2006, № 1; Disputes over Islands and Maritime Boundaries in East Asia / Maritime Boundary Disputes, Settlement Processes and the Law of the Sea - Leiden: Martinus Nijhoff, 2009.

5. Kim Chang-kyun. Issues and Disputes on the Delimitation of the Exclusive Economic Zone (EEZ) between Korea and Japan, and between Korea and China / Washington: University of Washington.

6. Hidehiko Mukoyama. Can Japan and South Korea Build A New Economic Relationship? Recent Changes in the Global Environment May Help to Repair Relations Pacific Business and Industries Vol. XVI, No. 59, 2016; The Impact of a Shaky Japan-South Korea Relationship on Economic Relations. What Should Japan and South Korea Do Now? Pacific Business and Industries Vol. XIV, No. 51, 2014.

7. Kim Sung-bae. Understanding the Dokdo issue: A critical review of the liberalist approach / The Journal of East Asian Affairs - 2010, Vol. 24, No. 2.

8. Masako Ikegami. Solving the Dokdo/Takeshima dispute: searching for common ground through the Aland model / The Journal of East Asian Affairs - 2009, Vol. 23, No. 1.

9. Острова Лианкур / Геополитика - 4 февраля 2013 г. URL: http//www.geopolitics.ru/ 2013/02/ostrova-liankur[^aTa обращения: 20.02.2017.

10. Золоток Е.К. К вопросу о ситуации вокруг острова Токто //Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 5.- С.42.

11. Острова Лианкур / Геополитика - 4 февраля 2013. URL: http://www.geopolitics.ru/ 2013/02/ostrova-liankur [Дата обращения: 20.11.2023]

12. Глушков В.В. Спорные острова в море противоречий: уроки истории и географии / Российская академия наук. Ин-т истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова. Годичная научная конференция, 2007.- М.: ИДЭЛ, 2008. - С.41-42.

13. Kang D.,Ji-Young L. Japan-Korea relatins: Same As It Ever Was. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.csis/org/media/csis/pubs/1001qjapan_korea:pdf.

14. Japan Times. 30.08.2012

15. Ким Бусик. Самгуксаги // M.: Восточная литература, 2001. URL: http://www. vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/Kim_Busik/Tom_I/frametext4.htm [Дата обращения: 18.12.2023].

16. Van Dyke, Jon M. Reconciliation between Korea and Japan / Chinese Journal of International Law -2006, № 1 - P. 165.

17. (Спорные острова Токто. URL: http://onekorea.ru/2012/10/31/spornye-ostrova-tokto/ [Дата обращения: 23.01.2024]).

18. Иванов А.Ю. Территориальный вопрос между Республикой Корея и Японией вокруг островов Токто (Такесима) / Россия - Китай - Япония в Северо-Восточной Азии: проблемы регионального взаимодействия в XXI веке.- Владивосток, 2000.

19. Van Dyke, Jon M. Reconciliation between Korea and Japan / Chinese Journal of International Law - 2006, № 1 - P. 174.

20. (Kaiyan Homi Kaikobad. Problems Of Contiguity, Natural Unity, And Ancient Original Title To Islands With Special Reference To Dokdo / Dokdo: Historical Appraisal and International Justice - Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2011 - P. 162).

21. Ли Чангхи. Проблема о.Токто с позиции норм международного права // Кореана. Корейское искусство и культура. Осень 2005 г. Т.1. № 1.- С.22.

22. Хара Кимиэ. Белые пятна Сан-Францисского мирного договора. Кэйсуйся, 2007. С.44.

23. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.reinjer.ru/news/i101907.html.

24. Япония выражает протест Южной Корее в связи с военными учениями на спорных островах. URL: http// https://forbes.kz/news/2021/12/29/newsid_266536 [Дата обращения: 7.07.2023 г.].

25. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://travel.rambler.ru/abroad/52181070-yuzhnaya-koreya-vyrazila-yaponii-protest-iz-za-pretenziy-na-ostrova-tokto/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.