СЕВАСТЬЯНОВ Сергей Витальевич
доктор полит. наук, профессор, заведующий научной лабораторией Международных институтов и многостороннего сотрудничества АТР Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток). Электронная почта: [email protected]
КРАВЧУК Алексей Андреевич
Внештатный научный сотрудник научной лаборатории Международных институтов и многостороннего сотрудничества АТР Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток). Электронная почта: [email protected]
Территориальный спор между Японией и Республикой Корея: аргументы сторон и перспективы разрешения
УДК 327 doi: 10.24866/2542-1611/2017-4/25-34
В статье исследуется территориальный спор между Республикой Корея и Японией о принадлежности островов Ли-анкур (Такэсима/Токто). Дана природно-географическая оценка предмета территориального спора, а также проанализированы исторические предпосылки его возникновения. Авторами охарактеризовано современное состояние территориальных претензий и представлен анализ официальных позиций спорящих сторон. В завершении статьи рассматриваются перспективы разрешения территориального спора.
международные отношения,
региональная безопасность,
Северо-Восточная Азия,
острова Лианкур (Такэсима/Токто),
территориальный спор,
Республика Корея, Япония
Природно-географическая характеристика предмета территориального спора
В современных информационных источниках фигурируют, по крайней мере, три различных варианта названия островных территорий, оспариваемых Республикой Корея (РК) и Японией: (1) Такэсима (японский вариант), что переводится как «бамбуковые острова»; (2) Токто или Докдо (корейский вариант), в буквальном переводе - «одинокие острова»; (3) Лианкур (европейский вариант), произошедший от наименования французского судна «Ъе ЫапсоигЬ, экипаж которого первым из европейцев нанес их на карту в 1849 году [12, с. 38].
Данный географический объект располагается в координатах 37 град. 14,4 мин. северной широты и 131 град. 52,1 мин. восточной долготы и, по существу, представляет собой малый архипелаг, в состав которого входят два небольших вулканических острова и 33 мелкие скалы и рифовые образования вокруг них. Общая площадь архипелага составляет 187453 кв. м. Расстояние между двумя островами составляет 110-160 м, глубина пролива между ними 3-10 м. Архипелаг расположен в 215 км от материковой Кореи, в 211 км от Японских островов. Ближайшая корейская территория (остров Уллындо) находит-
Рис. 1.
Географическое положение островов Лианкур (Такэси-ма/Токто). Источник: выполнено авторами.
ся на удалении 92 км, а ближайшая японская территория (острова Оки) расположена в 157 км от островов Лианкур (Такэсима/Токто) [8] (см. рисунок 1).
В чём же реальная причина возникновения территориального спора Японии и РК вокруг группы небольших скал в открытом море?
Во-первых, омывающие оспариваемые острова воды богаты морскими биологическими ресурсами. В районе островов Лианкур (Такэсима/Токто) холодное течение с севера пересекается с теплым течением с юга, что создает благоприятные условия для воспроизводства морских животных и растений. Основными промысловыми культурами в районе островов являются краб, креветка, кальмар, минтай, треска, трепанг и др. Согласно статистике, жители ближайшего к островам Лианкур корейского острова Уллындо набирают около 60% своего улова именно в окрестностях спорных островов.
Во-вторых, на морском дне возле островов Лианкур (Такэсима/ Токто) могут содержаться большие запасы газа (около 600 млн. тонн газового гидрата). При нынешнем уровне потребления данных запасов могло бы хватит РК на 30 лет, в стоимостном же выражении данное количество газа оценивается в 150 млрд. долларов США. Как РК, так и Япония, которые практически полностью импортируют энергоносители из-за рубежа, безусловно, нуждаются в таких ресурсах. Однако эти запасы были обнаружены совсем недавно, оценка их объёма сделана на уровне общих предположений, да и добывать их пока нерентабельно, а самое главное - Япония выдвигала свои претензии по островам Лианкур (Такэсима/Токто) ещё до обнаружения месторождений. Таким образом, есть основания предполагать, что
если природные ресурсы и оказывают какое-то влияние на территориальный спор, то только второстепенное [6].
Главная же причина - политическая. Исторически у Японии и Кореи были крайне сложные отношения. Многие граждане РК по-прежнему не могут простить японскому народу оккупации Корейского полуострова в 1910-1945 годы. Но самое главное это то, что, по мнению Сеула, официальный Токио до сих пор не хочет полностью признать свою вину за совершённые в прошлом деяния. Правительство и народ РК расценивают любые территориальные притязания Японии как игнорирование факта полного освобождения и независимости РК, а также как намерение получить обратно бывшую колониальную территорию.
Исторические предпосылки возникновения территориального спора
В VI веке острова Лианкур (Такэсима/Токто) вошли в состав древне-корейского государства Силла и в течение многих веков использовались корейскими рыбаками в качестве места для укрытия от штормов, а также в качестве опорного пункта во время длительных морских переходов. Позже в ходе Имчжинской войны 1592-1598 годов между Японией и Кореей острова были захвачены войсками сёгуна Хидэ-ёси и находились под контролем Японии почти столетие. Однако в 1696 году сёгунат Токугава запретил японским рыбакам заниматься рыбной ловлей в акватории островов, считая, что они принадлежат Корее.
В 1877 году японский государственный совет Дадзёкан опубликовал декрет, в котором указывалось, что «остров Уллындо и другие близлежащие к нему острова не принадлежат Японии, и японцы не должны к ним приближаться» [16]. Данный факт зачастую приводится корейскими историками в качестве доказательства принадлежности указанных спорных территорий РК [2, с. 102-103].
После победы в русско-японской войне 1904-1905 годов Япония вновь заявила о своих притязаниях на острова Лианкур (Такэсима/ Токто). Воспользовавшись политической и военной слабостью феодальной Кореи, японское правительство в одностороннем порядке включило данные острова в состав японской префектуры Симанэ, присвоив им название Такэсима.
Потерпев поражение во Второй мировой войне, пространственные пределы государственного суверенитета Японии были определены Директивой главнокомандующего оккупационными войсками союзных держав в Японии генерала Дугласа Макартура № 677 от 29 января 1946 года [1]. Согласно третьему пункту директивы острова Лианкур (Такэсима) были выведены из состава Японии без указания страны, которой они должны быть переданы. Вместе с тем, согласно пятому пункту директивы, обозначенные вышеуказанным документом границы территориальных владений Японии могут быть уточнены в будущем.
В 1951 году с подписанием Сан-Францисского мирного договора [7] были уточнены границы территориальных владений Японии. Однако острова Лианкур (Такэсима/Токто) в окончательном варианте документа упомянуты не были, вероятнее всего, из-за того, что на тот момент времени они были необитаемы. Хотя, по данным южно-
корейских исследователей, в первых пяти вариантах договора спорные острова названы, а их исключение из текста Сан-Францисского мирного договора объясняется активным лоббированием японского Министерства иностранных дел, которое воспользовалось гражданской войной (1950-1953 гг.) на Корейском полуострове [16].
Таким образом, поскольку участники Мирной конференции 1951 года не приняли других документов, в которых бы упоминались острова Лианкур (Такэсима/Токто), то положение Директивы главнокомандующего союзных держав японскому императорскому правительству № 677 остаётся в силе, а, следовательно, указанные острова выведены из под японской юрисдикции без указания страны, в пользу которой они были отторгнуты.
В январе 1952 года во время Корейской войны руководство РК в одностороннем порядке провозгласило все прилегающие к её территории моря и острова своей собственностью и установило так называемую «линию Ли Сын Мана». После данного события спорные острова вошли в состав РК. В Японии по этому поводу устраивались протестные акции, которые в итоге не дали никаких значимых результатов [10]. С 1954 года на островах Лианкур (Такэсима/Токто) дислоцирован небольшой гарнизон сил морской полиции РК (около 40 военнослужащих).
В 1965 году при установлении дипломатических отношений между РК и Японией ни одна из сторон официально не подняла вопроса о принадлежности островов Лианкур (Такэсима/Токто), что является косвенным подтверждением признания обеими сторонами сложившегося статус-кво, а по факту - наличия южнокорейского суверенитета над островами.
Новый импульс развитию территориального спора был дан в 1990-х годах, когда в японских средствах массовой информации стали появляться протестные сообщения по поводу заселения корейскими рыбаками островов Лианкур (Такэсима/Токто), а также требований правительства РК переименовать Японское море в Восточное. Особое негодование японской прессы вызвали появившиеся в январе 1996 года сообщения о проведении корейцами строительных работ на самом большом из островов архипелага Лианкур - острове Содо/Отокодзима. Постройка маяка, причала для маломерных судов и других портовых сооружений была расценена японской стороной как «посягательство на японский суверенитет». Факт ведения хозяйственной деятельности РК на островах Лианкур (Такэсима/Токто) в наибольшей степени обеспокоил руководство Японии, поскольку делал беспочвенным утверждение о том, что спорные территории остаются необитаемыми [2, с. 104].
В ответ на японские протесты правительство РК провело крупномасштабные военно-морские учения вблизи спорных островов, а Министерство иностранных дел государства выступило с заявлением, в котором отмечалось, что «мероприятия по обустройству территории Токто - естественное право Кореи, так как эти острова принадлежат ей. Корейская принадлежность островов определяется принципами международного права и может быть доказана исторически» [11].
В том же 1996 г. с переходом территориальной полемики в более активную фазу Япония и РК поспешили ратифицировать Конвенцию
ООН по морскому праву 1982 года, которая позволяет прибрежным странам устанавливать 200 мильную исключительную экономическую зону (ИЭЗ). В случае наложения 200 мильных ИЭЗ государств с противолежащими или смежными побережьями, что и наблюдается в районе островов Лианкур (Такэсима/Токто), сторонам необходимо проводить делимитацию и подписывать соглашение в соответствии с нормами международного права (статья 74) [5]. Теоретически в результате возможного разграничения морских пространств между двумя государствами острова Лианкур (Такэсима/Токто) могут оказаться как в ИЭЗ Японии, так и в ИЭЗ РК.
С 1996 по 2005 год никаких официальных переговоров между Японией и РК о принадлежности островов Лианкур (Такэсима/Токто) не проводилось. Однако средства массовой информации двух стран периодически затрагивали данный вопрос, приводя множество аргументов в пользу своей правоты.
Современное состояние территориальных претензий и позиции сторон конфликта
Новый виток обострения территориального спора наступил в 2005 году, когда Законодательное собрание японской префектуры Симанэ объявило 22 февраля «Днём борьбы за остров Такэсима» и постановило отмечать этот день каждый год и добиваться возвращения «незаконно оккупированных японских земель» [3, с. 45]. Данная акция префектуры Симанэ получила косвенное одобрение высших органов власти унитарной Японии, поскольку с их стороны по этому поводу не последовало никакой реакции на провокационное решение местного законодательного органа.
После заявления властей префектуры Симанэ руководство РК отозвало своего посла из Токио. Министр иностранных дел РК Пан Ги Мун отменил запланированный визит в Японию и заявил, что РК готова настаивать на суверенитете над Токто, даже если это приведет к ухудшению отношений с Японией. Президент Но Му Хён в своем обращении к народу 23 марта 2005 года заявил, что «будет жестко противостоять попыткам Японии исказить историю двусторонних отношений». Но Му Хён подчеркнул, что подобные действия властей префектуры Симанэ, которые невозможны без поддержки центрального правительства, свидетельствуют о непризнании факта освобождения Кореи от японского колониального правления [4]. В общей сложности японская акция привела к переносу или отмене около 104 запланированных совместных международных мероприятий различной направленности (спортивных, культурных и дипломатических). Кроме того, в РК также был введён национальный праздник, посвященный спорным островам - «День Токто», который отмечается 25 октября в день провозглашения корейского суверенитета над островами Токто [15].
В апреле 2006 года правительство Японии направило в район спорных островов два судна береговой охраны для проведения гидрологических работ, что вызвало возмущение властей и населения РК. Сеул заявил решительный протест в отношении этих действий и направил к островам Лианкур (Такэсима/Токто) около 20 патрульных катеров для захвата любых японских судов, приближающихся к спорным островам. Прямое столкновение не произошло только благодаря
достижению компромисса - Япония отменила проведение морских исследований шельфа вблизи спорных островов в обмен на отказ РК присвоить корейские названия подводным скалам и впадинам в том же районе Японского моря [11].
В июле 2008 года дипломатический скандал вокруг спорных островов разгорелся вновь. На этот раз причиной скандала послужило издание методического пособия для японских учителей, в котором утверждалось, что острова Лианкур (Такэсима/Токто) являются исконно японской территорией. Сеул отреагировал незамедлительно, отозвав своего посла из Токио для консультаций. Действия японских властей были осуждены всеми политическими силами РК, а премьер-министр РК Хан Сынсу посетил острова в связи с очередной годовщиной сооружения на этой территории монумента, символизирующего корейский суверенитет. Чуть позже южнокорейские ВМС провели морские учения «защита Докдо» с целью отражения вторжения любого противника в территориальные воды РК [12, с. 39]. В целом с 2008 года как Япония, так и РК опубликовали большое количество различных аналитических материалов (прежде всего по линии Министерств иностранных дел), в которых каждая из сторон пытается обосновать законность собственного суверенитета над островами Лианкур (Такэсима/Токто).
В ноябре 2011 года власти префектуры Симанэ зарегистрировали на территории спорных островов более сотни японских граждан, а в марте 2012 года Министерство иностранных дел страны опубликовало «Голубую книгу по внешней политике Японии», в которой утверждалось, что острова Лианкур (Такэсима/Токто) принадлежат Японии. Оба события были встречены в РК массовыми протестами.
В свою очередь в августе 2012 года впервые в истории территориального спора тогдашний президент РК Ли Мен Бак посетил спорные острова. Данный факт был крайне негативно воспринят в Токио. Руководство Японии на время отозвало своего посла из РК, а премьер-министр Ёсихико Нода направил личное послание президенту Ли Мен Баку, текст которого был обнародован ещё до того, как оно было доставлено адресату, что по мнению некоторых экспертов, равносильно личному оскорблению [9].
Очередная волна протестов прокатилась по РК в 2015 году после опубликования кабинетом министров Японии ежегодной «Белой книги по обороне, в которой острова Лианкур (Такэсима/Токто) были обозначены частью японской территории. Нота протеста была передана военному атташе из японской дипломатической миссии в Сеуле Нобухисе Гото. Кроме того, корейское руководство было возмущено тем фактом, что на японской карте была нанесена внешняя граница ИЭЗ двух стран, хотя данный вопрос по-прежнему не был согласован [13].
В целом на сегодня ситуация вокруг спорных территорий практически не изменилась. Оба государства чётко придерживаются обозначенной ими ранее позиции относительно островов Лианкур (Такэсима/Токто). Япония, настаивая на том, что острова исторически принадлежали ей, обвиняет РК в их незаконной оккупации и требует вернуть указанные территории под свой государственный суверенитет. Токио подчёркивает, что намерен решать территориальный спор исключительно мирными (дипломатическими) метода-
ми. В этой связи Япония неоднократно предлагала РК обратиться в Международный суд ООН с целью урегулирования территориального спора, на что также неоднократно получала отказ от руководства РК. Официальный Сеул не признаёт факта наличия территориального спора о принадлежности островов Лианкур (Такэсима/Токто), указывая на то, что данные острова являются неотъемлемой частью территории РК. Поэтому южнокорейское руководство не считает, что указанный вопрос может быть предметом дипломатических или юридических дискуссий, и уж тем более требует урегулирования. Немаловажно и то, что наличие территориального вопроса в отношениях двух государств не позволяет им договориться и по поводу делимитации ИЭЗ.
Возможные варианты развития ситуации вокруг территориального спора
Как и любой международный конфликт, территориальный спор между РК и Японией может быть разрешён двумя основными методами: дипломатическим или силовым. Силовой вариант развития событий возможен лишь в случае попытки Японии захватить находящиеся под контролем РК острова Лианкур (Такэсима/Токто) с применением военной силы. Данный сценарий представляется нам крайне маловероятным по ряду причин.
Во-первых, оба государства обладают солидной военной мощью - по версии аналитического портала «Global Firepower» вооружённые силы Японии и РК входят в топ-15 сильнейших армий мира, занимая 7 и 11 строчки рейтинга соответственно [16]. Япония вряд ли может рассчитывать на «маленькую победоносную войну», поскольку официальный Сеул не раз демонстрировал свою готовность к самым решительным действиям по защите своего суверенитета над островами. Таким образом, в случае прямого военного столкновения обеим сторонам будет нанесён серьёзный экономический ущерб, несопоставимый по своему уровню с возможной прибылью от приобретения новых территорий.
Во-вторых, необходимо учитывать фактор присутствия в регионе США, которые ни в коем случае не допустят развязывания войны между двумя своими основными союзниками в Северо-Восточной Азии. В данном случае Вашингтон будет всячески пытаться снизить градус политической напряженности в отношениях РК и Японии, пытаясь сфокусировать внимание руководства конфликтующих сторон на решении общих международных проблем, преимущественно в сфере обеспечения региональной безопасности (например, проблема ракетно-ядерной программы КНДР). При этом США будут воздерживаться от занятия позиции какой-либо из сторон конфликта, опасаясь ухудшения отношений с другой стороной.
В-третьих, не стоит забывать, что одним из основных принципов внешней политики Японии является принцип разрешения всех международных конфликтов без применения силы. На текущий момент нет никаких оснований полагать, что данный принцип может быть нарушен.
Вместе с тем, по нашему мнению, в ближайшей перспективе не стоит рассчитывать и на дипломатическое разрешение сложившейся между Токио и Сеулом ситуации.
Во-первых, оба государства преследуют взаимоисключающие цели: Япония пытается получить суверенитет над спорными островами, а РК пытается его удержать. Кроме того, принципиальность вопроса для каждой из сторон привела к тому, что их руководство даже не рассматривает возможность поиска каких-либо компромиссов (например, отказ от спорных островов в обмен на уступки при делимитации ИЭЗ).
Во-вторых, для того, чтобы попытаться найти компромисс, сторонам необходимо сесть за стол переговоров, что также исключено, поскольку РК не признаёт наличие территориального спора вокруг островов Лианкур (Такэсима/Токто). Поэтому, несмотря на стремление Японии решить данный вопрос с помощью дипломатии (в том числе с привлечением Международного суда ООН), все её попытки начать диалог с РК заведомо обречены на провал.
Кроме того, нам представляется неоправданным излишний оптимизм Токио, по поводу того, что решение Международного суда ООН по принадлежности островов Лианкур (Такэсима/Токто) будет обязательно принято в пользу Японии. Большое количество исторических доводов сторон только осложняет потенциальный процесс разрешения спорной ситуации, при этом по ряду причин позиции РК в данном вопросе выглядят намного убедительнее.
Во-первых, с 1952 года спорные острова находятся под юрисдикцией Сеула. При этом РК активно занимается хозяйственным освоением островов: предприняты попытки по восстановлению флоры и фауны островов, построен ряд объектов инфраструктуры (сторожевой пост морской полиции, причалы, маяк, завод по опреснению морской воды, вышка связи, дизельная станция, общежитие для полицейских и других служащих, а также жилое помещение для рыбаков) и т. д. [9].
Во-вторых, передача островов под юрисдикцию Японии будет фактически приравниваться к попытке пересмотра итогов Второй мировой войны, что, безусловно, не останется незамеченным как в Российской Федерации, так и в Китайской Народной Республике, к которым Токио также предъявляет территориальные притязания. Кроме того, подобный шаг мог бы привести к активизации деятельности японских реваншистов, что крайне негативно скажется на общей обстановке в регионе.
В-третьих, немаловажное значение имеет и тот факт, что спорные острова расположены практически в два раза ближе к корейскому острову Уллындо, чем к японским островам Оки (92 км против 157 км соответственно). Таким образом, при делимитации акватории Японского моря, которая вероятнее всего будет осуществляться с применением метода срединной линии, спорные острова с большой вероятностью окажутся в ИЭЗ РК. Сам факт обладания РК островами Лианкур (Такэсима/Токто) не способен повлиять на процесс делимитации ИЭЗ двух государств, поскольку в соответствии со статьёй 121 Конвенции ООН 1982 года «скалы, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа» [5]. Таким образом, максимум, на что может надеяться выигравшая в данном споре страна, это морской рай-
он радиусом 12 морских миль вокруг островов Лианкур (Такэсима/ Токто).
В целом, по нашему мнению, сложившаяся ситуация вокруг островов Лианкур (Такэсима/Токто) вполне устраивает как Токио, так и Сеул. Взаимные обвинения позволяют руководству двух стран получать поддержку националистически настроенных слоёв населения при решении внутриполитических проблем. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что в ближайшее время территориальный спор между РК и Японией по поводу принадлежности островов Лианкур (Такэсима/Токто) не будет урегулирован, а взаимоотношения двух стран будут характеризоваться чередой всплесков и затуханий про-тестных настроений по отношению друг к другу. Вместе с тем наличие тлеющего территориального спора между РК и Японией не несёт в себе угрозы безопасности судоходства и экономической деятельности России или других стран в регионе Северо-Восточной Азии.
Литература
1. Директива главнокомандующего союзных держав японскому императорскому правительству № 677 от 29 января 1946 г. [Электронный документ] // Документы XX века. URL http://doc20vek.ru/ node/1323 (Дата посещения: 25.05.2017).
2. Забровская Л. В. Японо-южнокорейский пограничный спор как дестабилизирующий фактор международной обстановки в Северо-Восточной Азии // Россия и АТР. 2009. № 4. С. 101-111.
3. Золотов Е. К вопросу о ситуации вокруг островов Токто // Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 5. С. 42-48.
4. Иванов А. Ю. Южнокорейско-япон-ские отношения через призму территориальных разногласий вокруг острова Токто // Корейский полуостров и вызовы глобализации / Под ред. А. З. Жебина, К. В. Асмолова, Р. В. Савельева. - М.: ИДВ РАН, 2006. 315 с. С. 228-234.
5. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года [Электронный документ] // Официальный сайт Организации объединённых наций. URL http://www.un.org/depts/ los/convention_agreements/texts/unclos/ unclos_r.pdf (Дата посещения: 25.05.2017).
6. Кто-кто? Токто! [Электронный документ] // Российская Газета. 24.06.2005. URL https://rg.ru/2005/06/24/korea-ostrov. html (Дата посещения: 25.05.2017).
7. Мирный договор с Японией, подписанный в Сан-Франциско 08 сентября 1951 г. [Электронный документ] // Российский
государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). URL https://rgavmf.ru/ sites/default/files/lib/sf_dogovor_1951_text. pdf (Дата посещения: 25.05.2017).
8. Острова Лианкур [Электронный документ] // Геополитика. 04.02.2013. URL http://www.geopolitics.ru/2013/02/ostrova-liankur/ (Дата посещения: 25.05.2017).
9. Спорные острова Токто [Электронный документ] // Информационно аналитический портал «Единая Корея». 31.10.2012. URL http://onekorea. ru/2012/10/31/spornye-ostrova-tokto/ (Дата посещения: 25.05.2017).
10. Такэсима VS Токто [Электронный документ] // Vostok Magazine. 17.10.2014. URL http://vostalk.net/takesima-vs-tokto/ (Дата посещения: 25.05.2017).
11. Токто: решение вопроса должно быть отложено на будущее [Электронный документ] // Инфо ШОС. 17.03.2008. URL http://infoshos.ru/ru/print.php?idn=1598 (Дата посещения: 25.05.2017).
12. Эсаулова Д. Е. Сеул-Токио: попытки преодоления прошлого (2000-2011 гг.) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2012. № 1. С. 34-42.
13. Южная Корея выразила протест Японии из-за претензий на спорные острова [Электронный документ] // РИА Новости. 21.07.2015. URL https://ria.ru/ world/20150721/1139466373.html (Дата посещения: 25.05.2017).
14. Countries Ranked by Military Strength
(2017) [Электронный документ] // Интернет портал «Global Firepower». URL http:// www.globalfirepower.com/countries-listing. asp (Дата посещения: 25.05.2017).
15. Groups declare Dokdo Day [Электронный документ] // The Korea Herald. 25.10.2010. URL http://www.koreaherald. com/view.php?ud=20101025000789 (Дата
посещения: 25.05.2017).
16. Ha M. History Backs Korea's Dokdo Sovereignty [Электронный документ] // The Korea Times. 05.08.2008. URL http://www.koreatimes.co.kr/www/news/ nation/2008/08/251_28582.html (Дата посещения: 25.05.2017).