Научная статья на тему 'ОСТОРОЖНО, СУМАСШЕСТВИЕ!'

ОСТОРОЖНО, СУМАСШЕСТВИЕ! Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
419
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ТЕРЕХИН / СУМАСШЕСТВИЕ / БЕЗУМИЕ / ОПЕРА / БАЛЕТ / ЛИБРЕТТО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Любимов Дмитрий Вадимович

Рецензируемая книга Александра Михайловича Терехина «Сумасшествия в музыкальном театре: опера, балет», изданная в 2020 году, уникальна во многих отношениях. Во-первых, интерес вызывает личность самого автора. Профессиональная и творческая деятельность Терехина связана с медициной и музыкой. Врач-психиатр с сорокалетним стажем, Терехин более четверти века работал в Мариинском театре в качестве артиста миманса. Во-вторых, тема сумасшествия (безумия) еще не становилась самостоятельным предметом изучения в российских музыковедческих исследованиях. В-третьих, оригинальность книги составляют медицинские заключения. В центре внимания врача - тексты оперных и балетных либретто, на основе которых автор раскрывает причины помешательства и ставит различные диагнозы персонажам музыкального театра. Рассматривая конкретные клинические случаи, Терехин прибегает к профессиональным медицинским терминам. Среди диагнозов отметим такие, как реактивный параноид у Лючии («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), шизофрения у Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского, интоксикационный (гашишный) психоз у Солора («Баядерка» Л. Минкуса). Книга А. М. Терехина, не претендуя на всеохватность освещения темы сумасшествия (безумия), открывает музыковедам новые грани междисциплинарного подхода в изучении оперного и балетного репертуара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEWARE, MADNESS!

Alexander Mikhailovich Terekhin’s peer-reviewed book Madness in Musical Theater: Opera, Ballet, published in 2020, is unique in many ways. Firstly, the author’s personality is of interest. Terekhin’s professional and creative activity is connected with medicine and music. A psychiatrist with forty years of experience, Terekhin worked for more than a quarter of a century at the Mariinsky Theater as a mimance artist. Secondly, the theme of madness (insanity) has not yet become an independent subject of study in Russian musicological studies. Thirdly, the originality of the book is based on medical reports. The doctor focuses on the texts of opera and ballet librettos, on the basis of which the author reveals the causes of insanity and makes various diagnoses to the characters of the musical theater. Considering a specific clinical case, Terekhin resorts to professional medical terms. Among some diagnoses we can mention: reactive paranoid in Lucia (Lucia di Lammermoor by Donizetti), schizophrenia in Melnik (Rusalka by Dargomyzhsky, intoxicational (hashish) psychosis in Solor (La Bayadere by Minkus). Without claiming to cover the topic of insanity (insanity) comprehensively the book by Terekhin, opens up new facets of the interdisciplinary approach in studying opera and ballet repertoire to musicologists.

Текст научной работы на тему «ОСТОРОЖНО, СУМАСШЕСТВИЕ!»

УДК 792.026 ББК 85.317

БОТ: 10.26156/0м.2021.13.4.008

Осторожно, сумасшествие!

Любимов, Дмитрий Вадимович

Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки 603950 Нижний Новгород, ул. Пискунова, 40

Аннотация. Рецензируемая книга Александра Михайловича Терехина «Сумасшествия в музыкальном театре: опера, балет», изданная в 2020 году, уникальна во многих отношениях. Во-первых, интерес вызывает личность самого автора. Профессиональная и творческая деятельность Терехина связана с медициной и музыкой. Врач-психиатр с сорокалетним стажем, Терехин более четверти века работал в Мариинском театре в качестве артиста миманса. Во-вторых, тема сумасшествия (безумия) еще не становилась самостоятельным предметом изучения в российских музыковедческих исследованиях. В-третьих, оригинальность книги составляют медицинские заключения. В центре внимания врача — тексты оперных и балетных либретто, на основе которых автор раскрывает причины помешательства и ставит различные диагнозы персонажам музыкального театра. Рассматривая конкретные клинические случаи, Терехин прибегает к профессиональным медицинским терминам. Среди диагнозов отметим такие, как реактивный параноид у Лючии («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), шизофрения у Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского, интоксикационный (гашишный) психоз у Солора («Баядерка» Л. Минкуса). Книга А. М. Терехина, не претендуя на всеохватность освещения темы сумасшествия (безумия), открывает музыковедам новые грани междисциплинарного подхода в изучении оперного и балетного репертуара.

Ключевые слова: Александр Михайлович Терехин, сумасшествие, безумие, опера, балет, либретто.

Дата поступления: 19.10.2021

Дата публикации: 30.11.2021

Для цитирования: Любимов Д. В. Осторожно, сумасшествие! // Орега тшюо^ка. 2021. Т. 13. № 4. С. 172-178. БОТ: https://doi.Org/10.26156/0M.2021.13.4.008.

Дмитрий Любимов

Осторожно, сумасшествие!

Терехин, А. М. Сумасшествия в музыкальном театре: опера, балет. Санкт-Петербург: Свет, 2020. 112 с. ISBN 978-5-9072-5269-1

Любовь, предательство, ревность, измена, убийство, самоубийство, отравление, фантастика и инфернальность — вечные темы музыкально-театрального искусства. К числу наиболее интригующих относятся пограничные состояния человеческой психики, такие как сумасшествие (безумие). Если в европейской науке эта тема давно стала предметом научной рефлексии не только со стороны музыковедов, но и ученых других специальностей (психологов, философов), то в отечественной исследовательской литературе, в частности, музыковедении, она имеет статус «terra incognita». По этой причине книга Александра Михайловича Тере-хина «Сумасшествия в музыкальном театре: опера, балет» (2020) представляет особый интерес.

Грани деятельности А. М. Терехина удивляют своим разнообразием. Он гармонично соединяет в себе профессию врача-психиатра (сорокалетний стаж работы) и артиста миманса Мариинского театра (более четверти века). В личном письме Терехин признает, что знания и многолетний опыт психиатра в сочетании с активной театральной практикой побудили его написать эту книгу. Автор, не ставя перед собой музыковедческих задач, решил рассмотреть феномен сумасшествия исключительно с точки зрения медицины. Внимание врача сосредоточено на текстах либретто оперных и балетных сцен безумия1. Анализируя их, Терехин констатирует: нельзя поставить точный диагноз персонажу театрального произведения. Заявить о каком-либо психическом заболевании можно только с определенной долей вероятности. Аргументами в пользу помещения героев на «диспансерный учет» являются авторские ремарки в оперных и балетных клавирах, указывающие на особенности их девиантного поведения.

1 Некоторые труды иностранных ученых также ориентированы на изучение вербальных источников — текстов либретто (в большинстве случаев, оперных). Хочется выделить диссертацию философа Эстер Хузер (Huser E. " 'Wahnsinn ergreift mich — ich rase!' " Die Wahnsinnsszene im Operntext». Dissertation PhD. Freiburg, 2006. 240 S.). В ней тема безумия рассмотрена на примере европейской оперы разных исторических периодов (XVII-XX веков) и национальных традиций (итальянская, французская, немецкая).

Книга Терехина адресована настоящим театралам. Им не требуется дополнительных усилий, чтобы вспомнить либретто того или иного спектакля. Неосведомленного зрителя он направляет к общедоступным словарям и энциклопедиям. Литература, на которую опирается автор при изложении либретто, включает отечественные оперные и балетные путеводители разных лет: «Оперный словарь» А. А. Гозенпуда (2005), «140 балетных либретто» (сост. К. И. Антонова, Л. А. Серебрякова, 2000), «111 балетов и забытых опер» (сост. Л. В. Михеева, А. К. Кенигсберг, 2004), «Все о балете» (сост. Е. Я. Суриц, 1966).

Книга состоит из двух частей. Каждая из них соответствует жанрам, обозначенным в названии, — опере и балету. Терехин отдает предпочтение оперному жанру. Об этом свидетельствует количественное соотношение: 27 опер и 4 балета. В Предисловии автор пишет, что охватил далеко не все примеры оперно-балетного сумасшествия.

В обеих главах даны краткие биографические сведения о композиторах и даты театральных премьер отобранных сочинений. Особенности жанра и музыкальной драматургии по понятным причинам не служат целью исследования. Главным достоинством книги являются медицинские заключения. При постановке различных диагнозов Терехин использует профессиональную терминологию. Читателю не следует опасаться узкоспециализированных понятий, обозначающих расстройства и заболевания (парафрения, делирий, реактивный параноид, шубообраз-ная шизофрения, галлюциноз алкогольный и другие). В качестве приложения даны «Пояснения к психиатрическим терминам и диагнозам» [с. 107-109].

Первая глава (опера) включает четыре параграфа, посвященных национальным оперным школам: итальянской, французской, польской, русской и советской (две последние объединены). Акцент сделан на произведениях XIX века. В итальянской школе выделяются имена Г. Доницетти и В. Беллини. В большинстве случаев безумие охватывает героинь, брошенных или обманутых своим возлюбленным. К ним относятся Эльвира, Лючия, Линда — своего рода «оперные Жизели XIX века». Терехин определяет диагнозы этих героинь так:

• Лючия («Лючия ди Ламмермур): «Учитывая ложные узнавания, спутанность сознания, а также бредовые высказывания, которые возникли у психически здорового человека после сильной психической травмы (навсегда разлука с любимым и ненавистный брак) можно думать об остром полиморфном психотическом расстройстве (реактивный параноид)» [с. 27];

• Линда («Линда ди Шамуни»): «Вследствие двух психических травм (ложная измена любимого и незаслуженные упреки отца), Линда впадает в реактивную депрессию» [с. 28];

• Эльвира («Пуритане»): «Мы видим сильную психическую травму — побег жениха от Эльвиры со свадебного пира. Это вызвало психические расстройства в виде ложных узнаваний, полярных аффектов — смех внезапно сменяется тоской, выражены бредовые идеи... что дает основание думать о реактивном параноиде...» [с. 42].

В книге приводятся и другие примеры. Так, автор расценивает проявление сомнамбулизма Леди Макбет из оперы Дж. Верди как одну из форм безумия. Сильная и амбициозная женщина, готовая на всё, даже на убийство, резко контрастирует с «изнеженными», невинными и страдающими героинями опер Доницетти и Беллини: «. . . даже и такие злые, чудовищные натуры склонны к раскаянию, что и происходит в сцене сомнамбулизма» [с. 19]. В этом ряду находится «русский Макбет» — Борис Годунов из одноименной оперы М. П. Мусоргского, у которого преобладают «доминантные галлюцинации, ситуативно обусловленные» [с. 87].

В отдельную группу входят герои, сошедшие с ума по причине семейных конфликтов. Примерами из русской оперной классики являются Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского) и Мария («Мазепа» П. И. Чайковского). Несчастному отцу Терехин ставит диагноз «шизофрения»: «В клинике болезни встречаем ложные узнавания, бредовые высказывания и непрерывное звучание психогенного начала в структуре болезни в виде постоянных высказываний и упоминаний Мельника о своей дочери Наташе!» [с. 84]. По словам врача, Мария теряет рассудок под сильным впечатлением от сцены казни ее отца, Кочубея: «выражены бредовые высказывания и ложные узнавания!» [с. 70].

Вторая глава (балет) уступает первой по количеству примеров. У некоторых персонажей автор находит сходные симптомы безумия. К примеру, Жизель (одноименный балет А. Адана) и Евгений («Медный всадник» Р. М. Глиэра). Их объединяет общий диагноз — реактивный парано-ид. Поведение Жизели аналогично состоянию оперных героинь начала XIX века (Лючия, Эльвира). Евгений одержим маниакальным страхом преследования. У Солора («Баядерка» Л. Минкуса) безумие вызвано употреблением психотропного вещества — конопли: «При курении в третьей стадии этого острого наркотического опьянения возникают психотические расстройства в виде зрительных галлюцинаций (тени с Никией), что мы здесь и видим» [с. 101]. У Маргариты («Фауст» А. Э. Каллоша), как

и у героини оперы Ш. Гуно, по мнению Терехина, остро выражен реактивный генез. Этими четырьмя портретами исчерпывается список безумных героев в истории балетного искусства.

В книге встречаются неточности. Это можно объяснить отсутствием профессионального музыкального образования автора. Так, в список опер попала оратория «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза. Эта погрешность никак не влияет на содержание работы. К сожалению, автор приводит диагнозы не всех оперных героев (хотя в этом и состоит новизна темы исследования). В таких сочинениях, как «Пират» В. Беллини, «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза, «Северная звезда» Дж. Мейербера и «Вильям Рат-клиф» Ц. А. Кюи, Терехин ограничивается пересказом сюжетов. Добавим, что автор не всегда придерживается хронологии, а именно, в разделе русской и советской оперы он рассматривает «Русалку» Даргомыжского после произведений Чайковского.

Книга А. М. Терехина отвечает поставленной цели в изучении отдельных случаев психических заболеваний оперных и балетных героев. Список примеров можно было бы расширить с учетом художественных образцов XX-XXI веков. Проблема сумасшествия (безумия), впервые поднятая в отечественной литературе Терехиным, может быть полезна для будущих исследований музыковедов, занимающихся вопросами музыкального театра. Не исключено, что она заинтересует современных оперных и балетных режиссеров, которых, как и автора, привлекают персонажи музыкально-театральных произведений, имеющие психические расстройства.

© Д. В. Любимов, 2021

Сведения об авторе

Любимов, Дмитрий Вадимович

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8229-1563

SPIN-код: 4745-7950

e-mail: [email protected]

Студент V курса композиторско-музыковедческого факультета Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки 603950 Нижний Новгород, ул. Пискунова, 40

Beware, Madness!

Lyubimov, Dmitry V.

Nizhniy Novgorod Glinka State Conservatory

Piskunova str., 40 Nizhny Novgorod 603950, Russia

Abstract. Alexander Mikhailovich Terekhin's peer-reviewed book Madness in Musical Theater: Opera, Ballet, published in 2020, is unique in many ways. Firstly, the author's personality is of interest. Terekhin's professional and creative activity is connected with medicine and music. A psychiatrist with forty years of experience, Terekhin worked for more than a quarter of a century at the Mariinsky Theater as a mimance artist. Secondly, the theme of madness (insanity) has not yet become an independent subject of study in Russian musicological studies. Thirdly, the originality of the book is based on medical reports. The doctor focuses on the texts of opera and ballet librettos, on the basis of which the author reveals the causes of insanity and makes various diagnoses to the characters of the musical theater. Considering a specific clinical case, Terekhin resorts to professional medical terms. Among some diagnoses we can mention: reactive paranoid in Lucia (Lucia di Lammermoor by Donizetti), schizophrenia in Melnik (Rusalka by Dargomyzhsky, intoxicational (hashish) psychosis in Solor (La Bayadere by Minkus). Without claiming to cover the topic of insanity (insanity) comprehensively the book by Terekhin, opens up new facets of the interdisciplinary approach in studying opera and ballet repertoire to musicologists.

Keywords: Alexander Mikhailovich Terekhin, madness, opera, ballet, libretto. Submitted on: 19.10.2021 Published on: 30.11.2021

For citation: Lyubimov, Dmitry V. "Beware, Madness!". In Opera musicologica, vol. 13, no. 4 (2021), pp. 172-178 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.26156/0M.2021.13.4008.

About the Author

Lyubimov, Dmitry V.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8229-1563

SPIN-Kog: 4745-7950

e-mail: [email protected]

Fifth-year student of the Faculty of Composition and Musicology of the Nizhny Novgorod Glinka State Conservatory

Piskunova Str., 40 Nizhny Novgorod 603950, Russia

© O

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.