Научная статья на тему 'Осознаваемость речевой деятельности учащимися и приемы формирования понятия "текст" на уроках русского языка в начальной школе'

Осознаваемость речевой деятельности учащимися и приемы формирования понятия "текст" на уроках русского языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
227
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH ACTIVITY / ШКОЛЬНИКИ / ИЗМЕНЕНИЯ / МЕХАНИЗМЫ / MECHANISMS / РЕЧЬ / ОСОЗНАНИЕ / AWARENESS / ТЕКСТ / TEXT / ПРИЗНАКИ / SIGNS / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ПРИЕМЫ / TECHNIQUES / УСВОЕНИЕ / MASTERING / STUDENTS CHANGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юртаев Сергей Васильевич

В статье изложено авторское понимание речевой деятельности. Здесь охарактеризованы методы ее исследования, исследования конструирования текста сочинения школьниками в процессе письма. К тому же приведены данные относительно динамики осознания школьниками грамматического оформления речевого замысла, сформулирована проблема, актуальная для начальной школы. Предложено решение этой проблемы через описание приемов усвоения признаков текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article described the author’s understanding of speech activity. Here are characterised by its methods of research, design studies students in the process of composing text letters. Besides the data concerning the dynamics of awareness of students design, speech grammar formulated problem actual for elementary school. Suggested solution to this problem through the description of techniques mastering text signs.

Текст научной работы на тему «Осознаваемость речевой деятельности учащимися и приемы формирования понятия "текст" на уроках русского языка в начальной школе»

ОСОЗНАВАЕМОСТЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ТЕКСТ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Юртаев Сергей Васильевич

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, г. Орехово-Зуево

АННОТАЦИЯ

В статье изложено авторское понимание речевой деятельности. Здесь охарактеризованы методы ее исследования, исследования конструирования текста сочинения школьниками в процессе письма. К тому же приведены данные относительно динамики осознания школьниками грамматического оформления речевого замысла, сформулирована проблема, актуальная для начальной школы. Предложено решение этой проблемы через описание приемов усвоения признаков текста.

ABSTRACT

The article described the author's undemanding of speech activity. Here are characterised by its methods of research, design Sudies Sudents in the process of composing text letters. Besides the data concerning the dynamics of awareness of Sudents design, speech grammar formulated problem actual for elementary school. Sugge^ed solution to this problem through the description of techniques ma^ering text signs.

Ключевые слова: речевая деятельность, школьники, изменения, механизмы, речь, осознание, текст, признаки, технология, приемы, усвоение.

Keywords: speech activity, Sudents change, mechanisms, awareness, text, signs, technology, techniques, ma^ering.

Одной из важнейших предпосылок формирования у школьников универсальных учебных действий является изучение процесса конструирования текста, исследование которого остается во многом в тени, так как в значительной степени в методике обучения русскому языку анализу подвержены речевое развитие, речевые умения.

Замечаем, что изучение возрастных изменений в употреблении языка, готовности школьников к выполнению отдельных действий осуществляется с учетом разграничения понятий «язык», «речь», «речевая деятельность», «текст». Однако определения этих понятий в лингвометодических исследова-ниях отсутствуют. Отсюда, во многом не ясна понятийная опора этих исследований. В то же время эти понятия раскрываются в различных отраслях науки, обладают неоднозначным истолкованием. И по мере углубления научных знаний наблюдается включение все новых признаков. [6]

Автор статьи, вслед за И.А. Зимней, считает, что «речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой». [3, с. 133] Формирование мыслей протекает во внутренней речи, а их формулирование - во внешней речи. Формирование и формулирование мыслей выполняет работа механизмов речи. Конечным результатом работы механизмов речи будет смысловое восприятие высказывания или создание текста. Конструирование текста происходит в письменной речи. [8, с. 9-51]

Изучение процесса конструирования текста является изучением процесса его формирования. В этом процессе в конкретной ситуации обще-ния, осознав цель высказывания, последовательно выбирая семантические единицы, школьники придают форму означаемому, устанавливают син-таксические связи между предложениями, строят син-

таксические конструкции более обширные, чем предложение.

Работу механизмов речи можно представить в синхронии или в диахро-нии. Синхронический аспект вскрывает процесс конструирования текста уча-щимися какого-либо одного класса, он позволяет показать этот процесс в порядке расположения механизмов речи. Диахронический аспект вскрывает процесс развития работы отдельных механизмов речи по годам обучения. Он отражает традицию изучения речевого развития, сложившуюся в исследованиях по методике обучения русскому языку.

Основными методами получения исследовательских данных стали:

1. Текстовый анализ.

Его суть выражена Р. Бартом. Она заключается в подведении повествования под категории текста. При этом текст понимается как пространство, где протекает процесс означивания. Тем самым на наших глазах происходит производство речевого продукта. [1, с. 424]

2. Педагогический эксперимент.

Этот способ предполагает получение исследовательского материала пу-тем воздействия на условия, в которых протекает учебный процесс. Причем проводятся целенаправленные наблюдения.

3. Статистика.

Этот способ получения исследовательских данных раскроем через значение самого слова. Слово «статистика», наряду с другими истолкованиями, означает получение, публикацию информации, характеризующей количественные закономерности социального явления в неразрывной связи с их качественным содержанием.

К получению такой информации обращаются вот уже на протяжении бо-лее ста лет исследователи речевого развития детей дошкольного и школьного возраста. В их числе методисты, психологи, лингвисты, например, В.П. Вахтеров, Н.А. Рыбников, В.А. Добромыслов, М.П. Феофанов, Т.А.

Ладыженская, М.Р. Львов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев и др. Одни из них приводят конкретные количественные величины, другие - средние результаты, третьи - количественные величины, средние результаты подвергают дополнительно математической обработке. Включение математической обработки в лингвистическое исследование приводит к появлению лингвистической статистики, которая применяется при изучении вероятностного проявления единиц языка в пределах предложения.

4. Лингвистический эксперимент.

Его необходимость вызвана тем, что осуществление рассматриваемого процесса происходит во многом неосознанно. Школьники строят текст: они конструируют сложные синтаксические целые (с.с.ц.), самостоятельные от-дельные предложения (с.о.п.), не зная этого. Их действия приводят часто к появлению на бумаге частей, грамматически не совпадающих с элементами его структуры. Отсюда, в поле зрения попадают конструкции двоякой природы. С одной стороны, воспринимаются те из них, признаки которых установлены лингвистикой текста, автором исследования. С другой стороны, воспринимаются те, что построены самими учащимися, признаки которых устанавливаются в процессе исследования.

Для того, чтобы проиллюстрировать существование с.с.ц., с.о.п., автор производит преднамеренно их вычленение в абзацы. Тем самым грамматиче-ское оформление учащимися речевой интенции предстает в виде абзацного членения, выполненного с привлечением одного и того же материала исследователем и оставленного без изменений. Затем два вида абзацного членения сопоставляются между собой.

5. Генетическое сопоставление.

В процессе его использования происходит сравнение последующих дан-ных с аналогичными предыдущими

Чем старше школьники, тем очевиднее их стремление к оформлению сложного синтаксического целого, самостоятельного отдельного предложе-ния в виде абзаца. Самая значительная степень неосознаваемости грамматического оформления речевого замысла приходится на время окончания начальной школы. Следовательно, для начальной школы является актуальной проблема совершенствования речевой деятельности в процессе письма, конструирования текста. Решение этой проблемы, во-первых, влияет на качество формирования универсальных учебных действий, на успешность овладения школьниками метапредметными результатами. Во-вторых, овладению этими результатами помогут приемы усвоения признаков текста.

По М.Р. Львову, «текст - это продукт речевой деятельности», «простран-ство высказывания, поле выражения мысли. В пределах этого пространства складывается, формируется стратегия речи». [5, с. 161]

Текст создается в одном из видов речевой деятельности, в частности, в письменной речи. Поэтому текст является ее произведением. К произведениям письменной речи относятся произведения художественной литературы, научные, публицистические труды, произведения устного народного

данными. Достоинством этого метода является то, что «он позволяет охватить длительный отрезок времени, выявить прогрессирующие и регрессирующие явления, проследить особенности этих явлений.» [4, с. 29]

Основу получения исследовательских данных, приведенных в статье, составили следующие действия: сопоставление количества абзацев, выде-ленных школьниками в тексте сочинения, с количеством абзацев, выделенных исследователем в этом же тексте; характеристика количественной динамики развития членимости текста; классификация абзацев, выделяемых школьниками в тексте сочинения, по совпадению или несовпадению со с.с.ц., с с.о.п.

С каждым годом учащиеся выделяют в абзацы все большее количество сложных синтаксических целых или самостоятельных отдельных предложе-ний. Такое выделение является поступательным, более интенсивным, чем вычленение в абзацы сложных синтаксических целых с самостоятельными отдельными предложениями. Имея в пятом классе второстепенное значение, выделение сложных синтаксических целых, самостоятельных отдельных предложений в абзацы с седьмого класса становится преобладающим. Расчленение сложных синтаксических целых на абзацы не обладает определенной динамикой развития. Его доля самая низкая.

Полное совпадение сложных синтаксических целых, самостоятельных отдельных предложений с абзацами в сочинениях учащихся отсутствует. Учащиеся при членении текста ориентируются на замысел, который не всегда получает адекватное грамматическое оформление. Наибольший разрыв между замыслом и его грамматическим оформлением наблюдается в первые годы окончания начальной школы. Далее он уменьшается.

Таблица 1

творчества, памятники древней летописи, официально-деловые документы, юридические законы, т.е., все то, что может быть зафиксировано при помощи графического кода, в том числе, ученические изложения, сочинения.

Термин «произведение письменной речи» шире, чем термин «текст». Первый термин означает процесс порождения речи, ее механизмы, в некоторых отраслях науки, например, в литературоведении, его истолкование еще более расширяется и затрагивает становление мировоззрения писателей, поэтов, их творчества в целом. В то же время под ним следует понимать языковую ткань выраженных мыслей, возникающую в процессе речевых актов. Второй термин обозначает языковую ткань произведения.

Текст - это произведение речевой деятельности, порождаемое в процессе работы механизмов речи, в процессе проявления речевых актов, получаемое в виде речевого продукта, отчуждаемого от его автора. Это произведение в процессе своего создания приобретает свойственные для него признаки. Оно состоит из синтаксических единиц более обширных, чем предложение.

Признаки текста представляют собой ступени в познании его онтологических, гносеологических, структурных

Коэффициент соотношения среднего количества с.с.ц., с.о.п. и среднего количества абзацев.

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс

3,22 2,18 1,73 1,7 1,61

признаков. Их общепризнанный, ограниченный перечень в научной литературе отсутствует. У одних авторов он более подробный, у других - менее подробный. В методике обучения русскому языку, наряду с другими отраслями науки, предпочтение отдается нескольким признакам текста.

Так, например, Н.А. Ипполитова называет цельность, связность важней-шими категориями. Исследователь пишет, что цельность проявляется в един-стве темы. Ее развитие осуществляется путем смены предикаций. Средствами выражения цельности служат повторяемость ключевых слов, тождество референции (соотнесенность данных слов с одним и тем же предметом действительности), ситуативные связи, лицо, время, наклонение глагола. [2, с. 18-19] При характеристике связности Н.А. Ипполитова обращается к работе И.Р. Гальперина, Н.Д. Зарубиной, которые сопоставляют эту категорию с последовательностью, с соотнесенностью предложений. [2, с. 18]

Наиболее общими существенными признаками текста считаем информа-тивность, цельность, связность, члени-мость.

Информативность текста представляет собой существенный признак, ха-рактеризующий его предметное и смысловое содержание. Цельность текста является признаком, тесно связанным с раскрытием темы, с распространением предметного и смыслового содержания в текстовом пространстве, с грамматическим выражением этого содержания. Связность текста характеризует содержательную взаимную соотнесенность предложений, подкрепленную средствами их соединения. Членимость текста отражает процесс его разбиения на части в соответствие с замыслом автора. [7, с. 48-53]

Раскроем технологию формирования понятия «текст» через приемы усвоения его признаков.

1 этап. Усвоение признака «информативность текста»: определение темы текста в процессе слушания, прогнозирование темы текста по его заголовку, наблюдение за отражением темы текста в заголовке, формулирование темы высказывания, осмысление процесса раскрытия темы при чтении художественных произведений;

формулировка микротем при чтении групп предложений, нахождение границ микротем, раскрытие микротем;

осмысление предметного и смыслового содержания при чтении однотемных произведений, предметный и смысловой анализ текста, выражение мыслей об общем предмете речи.

2 этап. Усвоение признака «цельность текста»: подбор заголовков к сюжетным картинкам, подбор заголовков к серии картинок, озаглавливание текста;

формулировка подтем прочитанного, озаглавливание смысловых частей текста, нахождение границ смысловых частей, составление плана содержания текста.

3 этап. Усвоение признака «связность текста»:

осмысление выделенных учителем слов (выделяются

слова, связывающие предложения), выбор слов для соединения предложений (из двух данных учителем слов), нахождение слов, соединяющих предложения, вставка пропущенных слов, устранение неоправданных лексических по-второв.

расположение групп предложений в правильной последовательности, установление соответствия между заголовками плана и группами предложе-ний, озаглавливание групп предложений.

4 этап. Усвоение признака «членимость текста»:

объяснение случаев абзацного членения, соотнесение количества групп предложений с количеством предложений, выделенных в абзацы, выделение предложений в абзацы при списывании «сплошного текста».

Описанная технология формирования понятия «текст» способствует такому его определению, соответствующему возрасту младших школьников, как: текст обладает содержанием, которое раскрывается в группах предложений или в самостоятельных отдельных предложениях, выделяемых при письме в абзацы и расположенных в определенной последовательности.

Список литературы:

1. Барт Р. Избранные труды. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

2. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. М., 1992. - 125 с.

3. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М.: Русский язык, 1989. - 223 с.

4. Львов М.Р. Тенденции формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе. Дис... д-ра пед. н. Магнито-горск, 1972. - 447 с.

5. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 245 с.

6. Юртаев С.В. Тенденции формирования текста в письменной связной речи учащихся на уроках русского языка. Дис... д-ра пед наук. М., 2002. - 377 с.

7. Юртаев С.В. Основы совершенствования речевой деятельности млад-ших школьников: учебное пособие. - 4-е изд. испр. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 320 с.

8. Юртаев С.В. Речевая деятельность учащихся: сущность, содержание, становление. Воронеж: ВГПУ; М.: Наука, информ, 2015. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.