Научная статья на тему 'Грамматическое проявление логических ошибок в письменной речи учащихся'

Грамматическое проявление логических ошибок в письменной речи учащихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юртаев С. В.

В статье констатирован грамматический показатель логических ошибок, сформулированы критерии его вычленения. Здесь охарактеризованы количественные изменения этого показателя в процессе конструирования текста одними и теми же школьниками на протяжении их обучения в пятых-девятых классах. Кроме того, описаны виды грамматического показателя логических ошибок, причины их появления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Грамматическое проявление логических ошибок в письменной речи учащихся»

Юртаев С.В.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

В статье констатирован грамматический показатель логических ошибок, сформулированы критерии его вычленения. Здесь охарактеризованы количественные изменения этого показателя в процессе конструирования текста одними и теми же школьниками на протяжении их обучения в пятых-девятых классах. Кроме того, описаны виды грамматического показателя логических ошибок, причины их появления.

В формулировках речевых умений, принадлежащих различным авторам, встречается общее требование. Это требование заключается в необходимости соблюдения учащимися последовательного выражения мыслей [6; 7; 8]. О таком выражении преподаватели судят чаще всего по отсутствию нарушений в развитии событий, явлений, фактов, т. е. воспринимающие речь учитывают, как правило, ее содержательную сторону.

Известно, что мысли в речи приобретают грамматическое оформление. Следовательно, можно утверждать о наличии внешнего показателя последовательного изложения содержания. В связи с этим возникает ряд вопросов: какая синтаксическая конструкция является показателем требований, предъявляемых школой, а какая - отклонением от этих требований? Какие критерии вычленения таких конструкций использовать? Какова динамика их развития в письменной речи учащихся средних классов? Каковы причины появления синтаксических конструкций с нарушениями законов логики?

В лингвистической, в лингвометодической литературе выразителем логического единства называют синтаксическую конструкцию, получившую именование «сложного целого» [9, 525], «сверхфразового единства» [1, 393; 10, 8], «прозаической строфы» [11, 78], «компонента» [12, 84]. Наиболее употребительным является термин «сложное синтаксическое целое» [с.с.ц.] [5, 24].

Появление разрывов между предложениями с.с.ц. ведет к нарушению движения выражаемых мыслей.

В лингвистической, в лингвометодической литературе отсутствуют единые критерии вычленения с.с.ц. Эти критерии можно распределить по двум классам: первый класс составляют те, что затрагивают внутреннюю сторону, второй - те, что соотносятся с внешней стороной. Среди показателей внутренней стороны с.с.ц. исследователи называют рематическую доминанту [4, 315], единство смыслового содержания [9, 8], замкнутость содержания группы

предложений, отвлеченное их значение [11, 84], микротему [2, 7], смысл [6, 15]. К показателям внешней стороны с.с.ц. исследователи относят лексические, грамматические скрепы [9, 8], «твердое начало», «мягкое начало» [3, 106], именительный темы [5, 38].

Проведенное автором статьи исследование тенденций формирования текста сочинений повествовательного типа показало, что критериями вычленения с.с.ц. должны стать форма именительного падежа, микротема, лексические, грамматические средства связи предложений

[13].

Если вопросы о грамматическом выражении логики высказывания, о критериях вычленения с.с.ц. находят неоднозначное освещение в лингвистической, в лингвометодической литературе, то вопрос о динамике развития с.с.ц. с разрывами связей между предложениями не находит своего ответа. Поэтому далее восполним существующий пробел.

Среднее количество с.с.ц. с разрывами связей между предложениями.

5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.

1,07 0,26 1,41 1,16 1,53

В тексте сочинений повествовательного типа количество таких конструкций то уменьшается, то возрастает. Оно обладает волнообразной динамикой развития. Их всплеск происходит в седьмом, в девятом классах. Причем в девятом классе это количество наибольшее.

В среднем на одно сочинение приходится одна-две такие конструкции.

Доля среднего количества с.с.ц. с разрывами между предложениями в %

5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.

26,6 7,05 23,66 17,6 21,17

Доля этих конструкций неустойчивая. Она колеблется. Наибольшее колебание охватывает период с пятого по седьмой классы. Затем амплитуда волн уменьшается, и процент доли снижается.

Самый высокий ее процент выпадает на пятый класс.

Итак, при волнообразном возрастании количества с.с.ц. с разрывами связей между предложениями происходит волнообразное уменьшение их доли.

В зависимости от того, в с.с.ц. с какой связью наблюдаются разрывы, различаем логические ошибки в с.с.ц. с параллельной, с цепной, со смешанной связями.

Среднее количество с.с.ц. с цепной связью

5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.

0,27 0,1 0,1 0,26 0,16

Динамика развития этих с.с.ц. отличается от динамики развития общего показателя. Здесь их число сначала уменьшается и стабилизируется, потом увеличивается и уменьшается вновь. Такая динамика имеет меньшее количество колебаний.

Доля среднего количества с.с.ц. с цепной связью в %

Среднее количество с.с.ц. с параллельной связью

5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.

0,43 0,05 0,42 0,27 0,53

5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.

6,65 2,82 1,76 4 2,19

Динамика развития количества таких с.с.ц. является подобной динамике развития более общего показателя. Она волнообразно возрастающая.

Доля среднего количества с.с.ц. с параллельной связью в %

5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.

10,64 1,41 6,94 4 7,3

Развитие доли этих с.с.ц. отражает развитие доли наиболее общего показателя. Она волнообразно уменьшается.

Доля рассматриваемых с.с.ц. преобладает в пятом классе, в шестом классе она третьестепенная, далее занимает второе место.

Уменьшение с.с.ц. с разрывами связей между предложениями вообще обеспечивается прежде всего сокращением с.с.ц. с параллельной связью.

С.с.ц. с параллельной связью, имеющие разрывы между предложениями:

Я с семьей поехала в лес за грибами... Мы ездили по лесу долго, потом мы нашли поляну. (5 класс, Женя Л.); В один прекрасный осенний день мы с братом и его другом пошли в лес за березовым соком. Мы долго шли, а потом устали. Все втроем не стали тратить время на отдых, и пошли дальше... Наконец мы устали и сели отдохнуть. (5 класс, Света Л.); Когда мне было шесть лет, то мы с братом и его другом пошли в лес. По дороге в лес мы набирали в банку березовый сок, слушали пение птиц, дышали чистым воздухом... Мы устали ходить и решили отдохнуть. (7 класс, Света Л.); Мы вышли из трамвая и пошли по извилистой дороге в сад... Наконец-то мы пришли в сад. (9 класс, Женя Г.)

Развитие доли с.с.ц. с цепной связью является копией с динамики развития их количества.

Доля этих с.с.ц. в пятом, в седьмом, в девятом классах выступает как третьестепенная. В шестом, в восьмом классах она второстепенная наряду с долей с.с.ц. со смешанной связью. Иными словами, при возрастании доли с.с.ц. с разрывами связей между предложениями вообще доля с.с.ц. с цепной связью самая низкая.

Разрывы между предложениями в с.с.ц. с цепной связью могут быть двоякими: между последующим и предыдущим предложениями, между предложениями, находящимися на расстоянии друг от друга и содержащими средство связи, замещающее в препозиционном предложении слово, замещаемое в предложении, следующим за ним.

С.с.ц. с цепной связью, имеющие разрывы между последующим и предыдущим предложениями:

Вот мы завернули в сторону и начали подниматься на гору... С одной стороны горы собрались в круг, а внизу - большая яма. Эта яма большая чаша. (8 класс, Женя Л.); В одной комнате шкаф стоял, задернутый занавеской. Я и Анися решили заглянуть за нее. Когда я ее открыла, то сразу с криком побежала в другую комнату... Там стоял Сергей в черном парике. (8 класс, Света Л.); Недалеко была выкопана яма для того, чтобы складывать трупы русских солдат... Туда немец бросил его. (9 класс, Света Л.)

С.с.ц. с цепной связью, имеющие разрывы между предложениями, находящимися на расстоянии, и содержащие средство связи, замещающее в препозиционном предложении слово, замещаемое в предложении, следующем за ним:

Юртаев C.B.

Грамматическое проявление логических ошибок в письменной речи учащихся

В воскресенье мы поехали в цирк. Там были клоуны. Они были такие смешные... Там были смешные мартышки, мама мартышки и ее сыночек. (5 класс, Ира И.); Когда я смотрю на свою кошку, то почему-то всегда вспоминаю эту историю. Ее рассказала мне мама. Вот эта история. (9 класс, Юля Б.)

Среднее количество с.с.ц. со смешанной связью

5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.

0,37 0,11 0,89 0,63 0,84

Динамика развития таких с.с.ц. повторяет динамику развития с.с.ц. вообще, с.с.ц. с параллельной связью частично. Она волнообразная, но не возрастающая. Ее пик всплеска выпадает на седьмой класс.

Доля среднего количества с.с.ц. со смешанной связью в %

5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.

9,31 2,82 14,96 9,6 11,68

Развитие этой доли отражает динамику развития среднего количества с.с.ц. со смешанной связью.

Доля с.с.ц. со смешанной связью выступает в пятом классе как второстепенная. Далее ее значение повышается. Начиная с шестого класса она становится преобладающей.

Разрывы в с.с.ц. со смешанной связью появляются между последующим и предыдущим предложениями, между предложениями, находящимися на расстоянии, в последующем из которых содержится средство связи, замещающее:

- то слово препозиционного предложения, что замещается в предложении, следующем за ним,

- в препозиционном предложении одно из двух замещаемых слов.

С.с.ц. со смешанной связью, имеющие разрывы между последующим и предыдущим предложениями:

Я со своей сестрой пошла искать грибы, вдруг мы увидели в лесу что-то огромное. Мы подошли поближе и увидели огромную сцену... По бокам сцены были маленькие лестницы. (5 класс, Женя Л.); Было жарко... Я с моей сестрой Оксаной захотели пить и купили мороженое, но оно было сладкое, мы еще больше захотели пить. А деньги кончились. (5 класс, Маша М.); Я следила за белкой... Я встала и пошла по следам шелушинок. Они привели

меня к нашей машине, там никого не было. (7 класс, Женя Л.)

С.с.ц. со смешанной связью, имеющие разрывы между предложениями, находящимися на расстоянии друг от друга и содержащими средство связи, замещающее то же слово, что замещается в предложении, следующем за препозиционным предложением:

Она смотрела прямо на нас. Ее очень сильно осветили фары. Лису было хорошо видно. Она сначала опустила голову, потом немного подняла. И так она сделала несколько раз. (7 класс, Андрей И.); Долгое время я не хотела выходить. Меня как только ни уговаривали. Я вышла потому, что мне захотелось пить. (8 класс, Лена Т.); Она показалась мне страшной. У нее большие черные глаза, крылья. Она похожа на рака. Потом я пригляделась, и она мне понравилась. (9 класс, Лена Г.)

С.с.ц. со смешанной связью, имеющие разрывы между предложениями, находящимися на расстоянии друг от друга и содержащими средство связи, замещающее одно из замещаемых слов препозиционного предложения:

Теперь его было не узнать. Шерсть стала черной от грязи, на животе кусочки колючек, вся мордочка испачкана в мазуте. По нему было видно, что он проделал долгий и трудный путь. (9 класс, Юля Б.); Спасатели приехали через десять минут, но в квартиру не попали. Путь туда преграждала входная дверь. Спасатели решили, что проникнуть в квартиру через балкон предстоит Вадиму. (9 класс, Ира И.); Вова родился в обычной семье. У него были и отец, и мать. У этой семьи была счастливая жизнь, пока отец Вовы не начал выпивать, вскоре из-за этого родители развелись. (9 класс, Маша М.)

Итак, волнообразное увеличение количества с.с.ц. с разрывами между предложениями, сопровождаемое волнообразным уменьшением их доли, обеспечивает в основном построение с.с.ц. с параллельной связью, построение с.с.ц. с цепной связью. Доля с.с.ц. с такими видами связей в девятом классе ниже, чем в пятом классе. Доля с.с.ц. со смешанной связью в девятом классе выше, чем в пятом классе.

В пятом классе разрывы между предложениями преобладают в с.с.ц. с параллельной связью, в шестом - в девятом классах - в с.с.ц. со смешанной связью.

Общими для с.с.ц. с различными видами связи являются разрывы между последующим и предыдущим предложениями, для с.с.ц. с цеп-

ной и со смешанной связью - разрывы между предложениями, находящимися на расстоянии друг от друга и содержащими средство их связи, замещающее то же слово препозиционного предложения, что замещается в предложении, следующем за ним. В последнем случае каждое последующее предложение связывается с первым предложением. В этом первом предложении замещается одно и то же слово.

В отличие от других с.с.ц., с.с.ц. со смешанной связью могут иметь разрывы между предложениями, находящимися на расстоянии друг от друга и содержащими средство связи, замещающее одно из замещаемых слов препозиционного предложения. В таком случае каждое последующее предложение связывается с первым предложением. В этом первом предложении замещается два слова.

Разрыв связи последующего предложения с первым предложением, содержащим два замещаемых слова, наблюдается чаще всего в старших классах неполной средней школы. Он присутствует, как правило, в абзацах, совпадающих со с.с.ц. И поэтому с точки зрения построения абзаца такой разрыв сложно отнести к логическим ошибкам.

В тексте сочинений повествовательного типа разрывы связей между предложениями одного с.с.ц. заполняются предложениями другого с.с.ц. или самостоятельными отдельными предложениями [с.о.п.]. Тем самым происходит взаимопроникание синтаксических конструкций. Наличие этого явления проиллюстрируем примером:

Необычная история

Один раз, когда мы поехали в деревню, папа взял ружье. А на улице было темно. Мы ехали, и папа увидел лису, а погода была теплая, ветра не было. В этот теплый вечер шел снег. Эта лиса сидела прямо на дороге. Она как будто не видела нас. Потом папа вылез из машины, достал ружье и прицелился, но лиса вдруг побежала по дороге. А потом лиса выпрыгнула через борт снега. Папа стрельнул два раза, но не попал. Мне было жалко, что папа не попал. Он сел в машину и положил ружье рядом с собой. Папа поехал дальше. Вдруг мы увидели еще одну лису, но он не остановился потому, что он уже знал, что не попадет, и мы поехали дальше. Мы приехали в деревню и рассказали этот удивительный случай бабушке.

(5 класс, Андрей И.)

Вычленим с.с.ц., с.о.п. и расположим их по абзацам. И вот что получим:

Один раз, когда мы поехали в деревню, папа взял ружье.

А на улице было темно..., а погода была теплая, ветра не было. В этот теплый вечер шел снег.

Мы ехали...

, и папа увидел лису... Эта лиса стояла прямо на дороге. Она как будто не видела нас.

Потом папа вылез из машины, достал ружье и прицелился.

, но лиса вдруг побежала по дороге. А потом лиса выпрыгнула через борт снега.

Папа стрельнул два раза, но не попал... Он сел в машину и положил ружье рядом с собой. Папа поехал дальше.

Мне было жалко, что папа не попал.

Вдруг мы увидели еще одну лису, но он не остановился потому, что он уже знал, что не попадет, и мы поехали дальше. Мы приехали в деревню и рассказали этот удивительный случай бабушке.

Грамматическими причинами конструирования с.с.ц. с разрывами связей между предложениями является дистантное расположение форм И.п., их контактное расположение на расстоянии друг от друга.

Дистантное расположение форм И.п. может быть препозиционным или постпозиционным.

С.с.ц. с препозиционным дистантным расположением формы И.п.:

Один раз мы поехали в деревню к бабушке... папа, брат и я поехали на охоту. Мы доехали до деревни и увидели, что из-за копны горят глаза. Мы развернулись на машине и увидели лису. (7 класс, Андрей И.); Клара, естественно, согласилась... Получив деньги, Клара отдала ключи знакомым и ушла. На следующий день знакомые привезли старушку... Они завели бабушку на кухню, где стояла раскладушка, и закрыли ее. (9 класс, Ира И.)

С.с.ц. с постпозиционным дистантным расположением формы И.п.:

Я пошел в школу. Иду и думаю: «Может быть, я встречу старого друга?»... И вдруг появляется старый друг... Он подходит ко мне и говорит: «Привет!» (5 класс, Сергей Ч.)

С.с.ц. с контактным расположением форм И.п. на расстоянии друг от друга:

Один раз мы с подружкой гуляли. Потом видим, бежит ее кошка... Мы начали думать, кто мог ее выпустить. Мы пошли к ней домой. Дома у подружки никого не было. А балкон был

Юртаев С.В.

Грамматическое проявление логических ошибок в письменной речи учащихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

открыт, он был незастекленным. (6 класс, Света Л.); Отец взял рамки и направился к лодке, где его ждал дядя. Подав рамки, он залез в лодку, и они отчалили от берега. Отец размотал одну рамку и поставил возле высохших камышей, которые разрослись вокруг озера. Достав из чехла вторую рамку, размотал и ее. Он наклонился к борту лодки, а в этот момент лодка наткнулась на камыши, и отец вывалился из лодки... Папа хорошо плавает, но ведь он мог замерзнуть, так как вода в это время холодная. (9 класс, Алеша П.)

Дистантное расположение форм И.п., их контактное расположение на расстоянии друг от друга не всегда ведут к конструированию с.с.ц. с разрывами связей между предложениями. Чаще такие расположения позволяют конструировать с.о.п. или различные с.с.ц.

Например, в сочинении Димы З. за шестой класс форма И.п. «отряд» имеет 9 и 16 дистантные позиции. Первое расположение этой фор-

мы позволяет выступить ей в функции достраивания второго с.с.ц., второе - в базисной функции конструирования первого с.о.п. Вот конструкции, полученные в результате реализации таких функций:

После того, как отряд прибыл на место, мы пошли рыбачить. Рыба почему-то не клевала, и мы возвратились всего с двумя карасями; Утром, когда начало светать, отряд стал собираться домой.

Самая высокая доля логических ошибок приходится на тексты учащихся пятого класса. В связи с этим задачи развития речи младших школьников, заключающиеся в формировании речевых умений, могут быть дополнены задачами совершенствования ее письменной разновидности. К тому же совершенствование письменной речи младших школьников должно опираться на соответствующие принципы, реализация которых возможна при использовании ряда методов.

Список использованной литературы:

1. Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка. Т. 1. - Киев, 1952.

2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 1983.

3. Зарубина Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Под ред. Г.А. Золотовой. - М., 1979. С. 103-112.

4. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - М., 1982.

5. Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте. - Л., 1989.

6. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. - М., 1992.

7. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. - М., 1994.

8. Ладыженская Т.А. Развитие речи как особая область методики русского языка // Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1980. - С. 4-17.

9. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.-Л., 1928.

10. Реферовская Е.А. Лингвистические исследования текста. - М., 1983.

11. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. - М., 1991.

12. Фигуровский И.А. Структура текста произведения и обучение школьников элементам структуры письменных работ. Дис... д-ра пед. н. - Б.М., 1967.

13. Юртаев С.В. Тенденции формирования текста в письменной связной речи учащихся. Дис. д-ра пед. н. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.