УДК 394:930.85 (47+57)
Шаповалов Сергей Николаевич
Shapovalov Sergey Nikolaevich
аспирант кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета shapovalov07 @дтаМ.сот
post-graduate student of the chair of history and culturology, Kuban State University shapovalov07 @gmail.com
«ОСОВЕЧИВАНИЕ» РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ В 1920-Е ГГ.
“OSOVECHIVANIE” OF RELIGIOUS CELEBRATIONS IN 192G-IES
Аннотация:
The summary:
Статья посвящена описанию советских сельскохозяйственных праздников, которые были призваны вытеснить религиозные праздники из повседневной жизни населения. Раскрываются сущность и значение сельскохозяйственных праздников. Акцентируется внимание на особенности проведения новых праздников.
The article describes the Soviet agricultural celebrations, which were intended to supplant the religious celebrations from daily life of population. The essence and value of agricultural celebrations are revealed. The attention is focused on the features of the new celebration.
Ключевые слова:
сельскохозяйственный праздник, религиозный праздник, кооперация, коллективизация, День Урожая.
Keywords:
agricultural celebration, religious celebration, cooperation, collectivization, Day of Harvest.
Формирование советского праздничного календаря («красного календаря») в 1920-е гг. было тесно связано с вытеснением религиозных праздников из повседневной жизни населения. Этот процесс носил весьма длительный характер и осуществлялся различными методами. Наряду с простым сокращением количества выходных дней, посвященных религиозным праздникам, советскими партийными и общественными органами зачастую применялись и другие методы. Одним из них являлось «осовечивание» религиозных и народных праздников, которое использовалось преимущественно в сельской местности и заключалось во внедрении советских сельскохозяйственных праздников в повседневную жизнь населения.
«Осовечивание» праздников достигалось благодаря применению целой совокупности различных приемов. Во-первых, советские сельскохозяйственные праздники умышленно располагались в те дни, когда сельские жители готовились к предстоящим церковным или народным праздникам. Тем самым сокращались возможности для полноценной подготовки к религиозным праздникам, и пропагандировались идеи об их полной замене советскими эквивалентами. Во-вторых, вводимые сельскохозяйственные праздники сочетали в себе как собственно советские праздничные формы: митинги, демонстрации, карнавалы, концерты художественной самодеятельности, театрализованные постановки, так и традиционные, сложившиеся в народном быту в предшествующий период, например, праздничные ярмарки, конные состязания, народные гуляния, мирские складчины, то есть пиры, на которые собиралась вся деревня, село, станица и садилась за общие столы под открытым небом. Использование этого приема должно было продемонстрировать населению преемственность традиций советской праздничной культуры. В-третьих, сельскохозяйственные праздники сопровождались мощной агитационной и пропагандисткой компанией, целью которой являлось ослабление влияния, оказываемого религиозными и народными праздниками на общественное сознание. Оно достигалось лекционными выступлениями, массовыми читками и прочими средствами.
Одним из первых советских сельскохозяйственных праздников стал Международный день кооперации, учрежденный в 1923 г. по инициативе Центрального комитета международного кооперативного союза. Изначально этот день праздновался 17 июля, однако позднее был перенесен на 5 июля [1]. Благодаря этому перенесению, он стал располагаться достаточно близко к двум православным религиозным праздникам: «Рождеству Иоанна Предтечи» (7 июля) и «Петрову дню» (12 июля). Тем самым Международный день кооперации фактически «перекрывал» празднование этих дней в сельской местности.
В день праздника кооперации все политпросвет учреждения проводили общественномассовую работу, которая заключалась в чтении газет, журналов и брошюр, посвященных проблемам развития международной и советской кооперации. Помимо этого, необходимо было
обеспечить выпуск стенгазет, а также использовать настенную (визуальную) агитацию посредством создания плакатов и макетов. Кроме бесед, лекций и читок, официальная часть праздника включала в себя и вечера кооперации, на которых обязательно выступали докладчики с отчетом об успехах кооперативного строительства в СССР и достижениях конкретного населенного пункта за отчетный период [2].
Художественная часть праздника кооперации включала в себя демонстрацию кинофильмов или постановку подходящей случаю пьесы. Зачастую рекомендовалась «Красная рубаха» № 5, если же таковой не имелось, ее можно было заменить любой другой, отражающей сущность праздника кооперации [3]. Кроме того, к этому дню политпросвет учреждения старались приурочить сельскохозяйственные выставки, демонстрировавшие достижения крестьян под руководством советской партии и правительства. Особое значение для развития кооперации имело проведение разнообразных экономических кампаний («трехдневник льготной торговли», «двухнедельник сбережений», «крестьянские займы» и прочие). Наряду с этим праздники кооперации носили и вполне конкретную практическую цель - выявить и охватить всех неграмотных членов кооперации учебой, что вменялось в обязанность политпросвет учреждениям.
Зачастую празднование государственных и сельскохозяйственных праздников совмещалось, что еще более усиливало значение последних. Так, 5 июня 1925 г. в Москве был проведен День кооперации. Он проходил на Октябрьском поле, на Ленинских горах и в Измайловской роще. В рамках праздника в столице состоялись художественные концерты и карнавальные шествия кооперации. В этот же день отмечался двухлетний юбилей Конституции СССР. Теме Конституции было посвящено грандиозное инсценированное представление, отобразившее наиболее яркие этапы борьбы пролетариата за власть и закончившееся «парадом национальностей». Наряду с этим по Октябрьскому полю столицы разъезжали автомобили, на которых давались представления и ставились «живые газеты», а буденовцы показали себя смелыми и ловкими наездниками, устроив на отдельной площадке джигитовку [4].
Еще одним сельскохозяйственным праздником стал День Урожая. По форме проведения этот советский праздник напоминал традиционные сельские праздники, посвященные окончанию полевых работ. Слиянием традиционных и новых советских праздничных форм его организаторы пытались приблизить сельское население к советскому празднику урожая. В постановлении ЦК ВКП(б) «О проведении Дня Урожая» указывались важность преемственности, необходимость развития старых обычаев на новой основе, сопровождавших летние и осенние работы по уборке урожая [5, с. 42.]. Иными словами, этот праздник, с одной стороны, должен был продолжать существовавшие ранее традиции и обряды, сопровождавшие проведение уборочных работ, а с другой - искусно дополнить их советской идеологией и коммунистическими ценностями.
Летом 1923 г. по инициативе ЦК РКСМ деревенская комсомольская молодежь начала подготовку к празднованию первого в стране Дня Урожая. В задачу праздника входили пропаганда более совершенных агротехнических методов ведения сельского хозяйства, устройство показательных сельскохозяйственных выставок, организация сельских ярмарок, на которых проводилась как оптовая, так и розничная распродажи сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем День Урожая использовался советской пропагандой для борьбы против всего, что в глазах руководства страны было отсталым в жизни села. Например, кулаки, попы, религиозные традиции и единоличное крестьянское хозяйство постоянно являлись мишенями для острой полемики и осмеяния. Поэтому во время праздника урожая зачастую проводились импровизации с разыгрыванием сцен на злободневные темы сельской жизни, например, «суд над трехполкой», «похороны сохи», «суд над плохим земледельцем» [6, с. 42]. Подобные импровизации, по замыслу их организаторов, позволяли в понятной для населения визуальной форме демонстрировать сохранявшиеся в сельской местности архаические пережитки и способствовали «модернизации» крестьянского быта.
Первоначально День Урожая проводился во время празднования церковного дня «Преображения» (19 августа). Однако после того как новый праздник стал привычным явлением в общественной жизни, его начали отмечать в разное время в зависимости от местных условий. Например, в Кубанском округе он проводился 14 октября в день церковного праздника «Покрова» [7].
Традиционно ко Дню Урожая приурочивалось чествование выдающихся хлеборобов и сельских тружеников, которым выдавались премии, партийными руководителями отмечались и ставились в пример другим их трудовые и общественные заслуги. Также в этот день устраивались сельскохозяйственные карнавалы с массовыми шествиями, которые оживлялись пением, танцами, небольшими постановками с участием всех сельских организаций и даже местными парадами. На страницах местной периодической печати велось всестороннее освещение как подготовки к празднику, так и подведение итогов работы агрономической организации в борьбе за новые культурные формы ведения сельского хозяйства [8].
В документах, посвященных этому дню, подчеркивалась главная цель введения подобных праздников: «Необходимо добиться, чтобы этот день стал доподлинно хлеборобским массовым праздником, вытесняющим из быта станичной жизни тяжелые пережитки прошлого «веселья», заменяя их разумными развлечениями, культурным развитием, сосредотачивая свое главное внимание на подъеме общего агрокультурного уровня хозяйства на его благополучии» [9].
Дальнейшее развитие социалистической обрядности и начало политики коллективизации нашло отражение и в появлении нового сельскохозяйственного праздника, названного Днем Урожая и коллективизации. В постановлении ЦК ВКП(б) «О проведении Дня Урожая и коллективизации» от 23 августа 1929 г. отмечалось: «Считать целесообразным для руководства всей организационно-подготовительной работы создание при ЦИКах союзных республик, краевых, областных и окружных районных исполкомах специальных комиссий с участием комсомола, земорганов, колхозов, кооперативов и других общественных организаций» [10, с. 195]. Комиссии по проведению Дня Урожая и коллективизации занимались разработкой детального плана проведения празднования. Например, комиссией Кубанского округа был разработан следующий план: «Наступающие Дни Урожая и коллективизации должны обратиться в целые карнавальные шествия, с большими плакатами лозунгами, с большими рисунками, изображающими газеты и журналы, с крупными надписями о необходимости выписать такую-то газету, приобрести такую-то книгу, записаться в библиотеку, с приветствиями и песнями... Во что бы то ни стало надо отвлечь всю трудовую массу населения от тех мероприятий, какие будет проводить церковь, сектанты и проповедники вместе с кулачеством и в связи с «Днем жатвы», «Покровом» и «Ссудным днем», и т.п. надо вместо этого привлечь ее внимание к вопросам политики партии в деревне. Весьма ценным средством такого привлечения являются уличные демонстрации. Надо только хорошо их организовать. Надо планом карнавального шествия предусмотреть весьма краткие летучие митинги около руководящих организаций. на каждый летучий митинг должны быть заранее подготовлены докладчики, должны быть известны те лозунги, которые будут выброшены демонстрантами» [11].
Первый праздник урожая и коллективизации был проведен в стране 14 октября 1929 г. и «совпал» с церковным праздником «Покрова». Он сопровождался массовыми лекциями и беседами на темы коллективизации, агроминимума, третьего займа индустриализации, хлебозаготовок и прочего. Важную роль в распространении идей коллективизации сыграли разнообразные агротехнические выставки, демонстрировавшие достижения советского сельского хозяйства [12, с. 43]. Также следует отметить, что помимо «осовечивания» религиозных праздников, День Урожая и коллективизации носил гораздо более глубокий смысл. Он был призван ускорить процесс коллективизации сельского хозяйства в стране, продемонстрировать сельскому населению преимущества вступления в колхоз, создать положительный образ проводимой политики коллективизации. В дальнейшем происходило распространение празднования отмеченных сельскохозяйственных праздников на всю территорию страны.
Таким образом, советские сельскохозяйственные праздники Международный день кооперации, День Урожая и День Урожая и коллективизации должны были «осоветить» церковные и народные праздники и постепенно заменить их. Поэтому организаторы празднований выбирали дату для их проведения с учетом близости к церковным дням. Так как в подготовке к предстоящим сельскохозяйственным праздникам принимало участие практически все население села, деревни или станицы, то у них практически не оставалось времени и средств для отмечания религиозных праздников. Неудивительно, что новые праздники закрепились в советском календаре, вошли в повседневную жизнь населения и просуществовали вплоть до начала войны.
Советские сельскохозяйственные праздники, помимо агитационной и пропагандистской функции, несли с собой мощный просветительский и образовательный импульс. Во время их празднования организовывались различные сельскохозяйственные ярмарки и выставки, на которых демонстрировались последние достижения в области сельского хозяйства, открывались оборудованные районные и подрайонные агропункты, проводилось выявление неграмотного населения с последующим его обучением и многое другое.
Ссылки:
1. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф.Р. 890. Оп. 1. Д. 205. Л. 611.
2. Там же. Л. 612.
3. Там же. Л. 611.
4. Праздник кооперации // Правда. 1925. 7 июня.
5. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды
народов СССР. М., 1985.
6. Там же.
References (transliterated):
1. Gosudarstvenniy arhiv Krasnodarskogo kraya
(GAKK). F.R. 890. Op. 1. D. 205. L. 611.
2. Ibid. L. 612.
3. Ibid. L. 611.
4. Prazdnik kooperatsii // Pravda. 1925. June 7.
5. Tul'tseva L.A. Sovremennye prazdniki i obryady
narodov SSSR. M., 1985.
6. Ibid.
7. ГАКК. Ф.Р. 371. Оп. 1. Д. 11. Л. 425. 7. ОДКК. Р.Р. 371. Ор. 1. й. 11. 1_. 425.
8. Там же. 8. !Ы<1
9. Там же. Л. 426. 9. !Ы<1 1_. 426.
10. Коллективизация сельского хозяйства: Важнейшие постановления Коммунистической партии и Советского правительства, 1927-1935. М., 1957. 10. KoNektivizatsiya sel'skogo hozyaystva: УаЕИпеуБЫе роБІапоуІепіуа Kommunisticheskoy раїїіі і Бо-vet■skogo р^^еі^а, 1927-1935. М., 1957.
11. ГАКК. Ф.Р. 890. Оп. 1. Д. 205. Л. 8. 11. ОДКК. Р.Р. 890. Ор. 1. й. 205. 1_. 8.
12. Тульцева Л.А. Указ.соч. 12. TuГtseva І..Д. Ор. с№.