Научная статья на тему 'Празднование партийных и государственных юбилеев на Кубани в 1920-е гг'

Празднование партийных и государственных юбилеев на Кубани в 1920-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ЮБИЛЕЙ / РЕВОЛЮЦИЯ / ДЕМОНСТРАЦИЯ / ИНСЦЕНИРОВКА / HOLIDAY / COMMEMORATION / REVOLUTION / DEMONSTRATION / DRAMATIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаповалов Сергей Николаевич

В статье рассматриваются советские партийные и государственные юбилеи, отмечавшиеся на Кубани и по всей стране после окончания Гражданской войны. Раскрываются особенности подготовки праздничных мероприятий специальными комиссиями. Внимание уделяется участию населения в организуемых празднованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CELEBRATIONS OF POLITICAL AND PUBLIC COMMEMORATIONS IN KUBAN REGION IN 1920-S

The article recounts soviet political and public commemorations, which were being celebrated in Kuban region and all the country after the Civil War end. The author dwells upon the peculiarities of celebration orchestrations organized by special committees, emphasizing community participation in the celebrations.

Текст научной работы на тему «Празднование партийных и государственных юбилеев на Кубани в 1920-е гг»

УДК 394 : 930.85 (47+57)

Шаповалов Сергей Николаевич

Shapovalov Sergey Nikolaevich

преподаватель кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета shapovalov07@gmail.com

Lecturer of the History and Cultural Studies Department,

Kuban State University shapovalov07@gmail.com

ПРАЗДНОВАНИЕ ПАРТИЙНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЮБИЛЕЕВ НА КУБАНИ В 1920-Е ГГ.

CELEBRATIONS OF POLITICAL AND PUBLIC COMMEMORATIONS IN KUBAN REGION IN 1920-S

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются советские партийные и государственные юбилеи, отмечавшиеся на Кубани и по всей стране после окончания Гражданской войны. Раскрываются особенности подготовки праздничных мероприятий специальными комиссиями. Внимание уделяется участию населения в организуемых празднованиях.

The article recounts soviet political and public commemorations, which were being celebrated in Kuban region and all the country after the Civil War end. The author dwells upon the peculiarities of celebration orchestrations organized by special committees, emphasizing community participation in the celebrations.

Ключевые слова:

праздник, юбилей, революция, демонстрация, инсценировка.

Keywords:

holiday, commemoration, revolution, demonstration, dramatization.

Окончание Гражданской войны, введение новой экономической политики и стабилизация общественно-политической ситуации в стране создали благоприятные условия для проведения разнообразных празднований. Одним из направлений, ставшим достаточно актуальным в советской праздничной культуре в 1920-е гг., являлась организация партийных и государственных юбилеев. Последние были призваны усилить идеологическое влияние на массы, познакомить широкие слои населения с историей большевистской партии в дореволюционный и современный период, продемонстрировать социальные, экономические и культурные достижения Советской власти за прошедшее время.

Актуализация юбилейных кампаний в 1920-е гг. советскими функционерами была вызвана и тем, что после окончания Гражданской войны население хотело не только увидеть, но и почувствовать те изменения, за которые велась борьба в предшествующий период. В свою очередь юбилеи демонстрировали ведущую роль партии в проводимых преобразованиях и усиливали ее значение, в том числе и благодаря искусственному удлинению ее истории.

Начало организации юбилеев на Кубани было положено в 1923 г. В этот год широко праздновалась 5-я годовщина создания Красной Армии. На это местные органы власти ориентировало постановление секретариата ЦК РКП(б), циркулярно разосланное всем Губкомам и Обкомам еще в ноябре 1922 г. В нем ЦК предлагал отпраздновать предстоящий 5-летний юбилей Красной Армии с особой торжественностью, «дабы еще раз подчеркнуть в рядах широких рабоче-крестьянских масс громадную роль, которая была сыграна Красной Армией в победе над внешней и внутренней контрреволюцией...» [1].

Кроме того, ЦК РКП(б) предписывал оказать всяческое содействие политическим органам Красной Армии при проведении юбилейных празднеств, предоставив в их распоряжение максимальное количество докладчиков и литературу, а также рекомендовал: «привлечь к парадам, имеющим состояться 23 февраля, бывших красноармейцев и участников гражданской войны, из которых должны быть образованы особые колонны по фронтам (победители Деникина, Колчака, Врангеля). К участию в приеме парадов необходимо широко привлечь делегации профсоюзов, а также рабочих фабрик и заводов, состоящих шефами воинских частей.» [2].

По получению циркуляров ЦК РКП(б) на местах были созданы юбилейные комиссии, на которые возлагались обязанности по организации торжества. Одновременно начался сбор средств для оказания помощи солдатам, инвалидам, вдовам красноармейцев, а также для покупки подарков и передачи их в гарнизоны. Согласно документам в день праздника каждому красноармейцу полагались следующие индивидуальные подарки: «полотенце, перочинный ножик, кусок мыла, записная книжка и карандаш, мундштук для папирос, катушка ниток и по 3 иголки, а также 25 штук папирос» [3].

Праздничными днями объявлялись 3 дня (21, 22 и 23 февраля). Участие в празднике принимали: все полевые, учебные части, курсы ГУВУЗа, войска ЧОН, войска ГПУ, кадровые части

Всевобуча, штабы военные управления и учреждения; все демобилизованные красноармейцы, кавалеры Красного Знамени, инвалиды гражданской войны и допризывники, а также местные партийные, профсоюзные и советские организации. Программа праздника включала в себя заседания воинских, советских, партийных и профорганизаций, парад, спортивные игры и состязания красноармейцев, вечера воспоминаний, концертные выступления, постановку инсценировок и агитпьес, торжественные обеды (без спиртных напитков), а также театр и кинематограф для участников праздника [4].

В этот же год в стране проводился еще один масштабный юбилей. В соответствии с постановлением ЦК РКП(б) «О проведении 14 марта дня 25-летнего юбилея партии» в стране началась подготовка к празднованию [5]. В преддверии его Донистпарт обратился ко всем организациям и гражданам с просьбой прислать имеющиеся официальные и личные материалы, связанные с юбилеем (статьи, листовки, партийные газеты, документы, фотографии, отчеты, воспоминания участников событий) для составления докладов и выпуска специального сборника [6].

Каким образом проходило празднование этого юбилея на Кубани сообщает план, разработанный в Новороссийске. Согласно ему, празднованию отводилось два дня - 12 и 14 марта. Первый день посвящался докладам и воспоминаниям о жизни и деятельности РКП(б) и местной организации, совмещаясь с празднованием годовщины Февральской революции. В заключении проводились бесплатные литературные вечера. В этот день с 6 часов вечера по рабочим клуба организовывались открытые собрания, комячеек с широким участием беспартийных рабочих, работниц и красноармейцев. 14 марта в 5 часов вечера проводился митинг. Непосредственно после работы комячейки заводов, предприятий, учреждений и воинских частей с красными знаменами совместно с рабочими и красноармейцами направлялись на митинг. После митинга проводились торжественные заседания» [7].

С особым размахом в стране готовилось и проводилось празднование 20-летия революции 1905 г. в декабре 1925 г. Для этого при Президиуме ЦИК Союза ССР была организована специальная комиссия [8]. 15 сентября 1925 г. всем профорганизациям был разослан циркуляр ВЦСПС о предстоящем праздновании. В нем рекомендовалось «кампанию открыть клубным вечером, на котором проводить беседы, громкие чтения, доклады, лекции, киносеансы, спектакли, инсценировочные суды и экскурсии, связанные с темой кампании. Вечер открыть «живым» календарем событий 1905-1907 гг. Затем циклы воспоминаний участников революционного и профсоюзного движения 1905-1907 гг. (желательно, по преимуществу из рабочих данного предприятия). Организовать массовые шествия и демонстрации на места, имеющие историческое значение.» [9]. В качестве средства удешевления проводимых мероприятий рекомендовалось устраивать массовые действия на открытом воздухе: «возможно при внимательной и серьезной организации устройство интересного праздника на льду. Батальные моменты 1905 года, баррикадная борьба и ряд связанных с нею моментов, выполненные силами физкультурников, комсомольцев, пионеров, могут дать прекрасное зрелище для огромной массы людей на льду пруда, озера, реки, катка. Тем более, что для оформления построек мы имеем такой благодарный и пластичный материал, как снег и воду и возможности добровольческого исполнения всей подготовки.» [10].

Праздничные мероприятия, посвященные 20-летию годовщины революции 1905 г., проводились с 19 по 26 декабря 1925 г. На Кубани местная комиссия, ответственная за мероприятие, рекомендовала растянуть празднование с 5 декабря 1925 г. по 9 января 1926 г. При этом основное празднование проводилось 20 декабря. В преддверии этой даты на предприятиях и в учреждениях должны были читаться лекции, разъясняющие суть и значение для пролетарского движения Первой русской революции.

Благодаря усилиям организаторов, празднование юбилея революции имело свою специфику. Например, в Армавире в день праздника в 9 часов утра на улицах города началась массовая инсценировка, появились городовые и войска в старой царской форме. На домах были расклеены копии прокламаций, выпущенных в 1905 г. В Новороссийске празднование началось 19 декабря вечером по клубам с воспоминаний участников революции 1905 г. Город был украшен знаменами и иллюминацией. Утром 20 декабря состоялась массовая демонстрация, участники которой посетили могилы борцов, павших в 1905 г. Вечером по клубам были проведены доклады, спектакли и массовые инсценировки [11].

Не вызывает сомнения, что празднование партийных и государственных юбилеев вызывало повсеместное увеличение расходов и ложилось тяжелым бременем на местные бюджеты. В свою очередь такое положение приводило к организации специальных совещаний, на которых обсуждались вопросы осуществления режима экономии. На них поднимался вопрос и о сокращении празднований. В качестве примера приведем материалы Армавирского окружного совещания оргбюро ВКП(б). В выступлении одного из участников отмечалось: «Нам очень доро-

го обходятся революционные праздники. Каждому городу они обходятся чуть ли не по тысяче рублей, а если сложить эту сумму по всей России, то выйдет уже миллион. Эти юбилеи. Праздник первой годовщины, второй годовщины и т.д. и так каждое учреждение. если перечислить все праздники по Армавиру, то увидим, что у нас сегодня праздник Милиции, завтра ГПУ, послезавтра - Фин. отдела и т.д. А по этому случаю подарки служащим, банкеты, вечера.» [12, с. 207].

Однако судя по дальнейшим событиям, режим экономии за счет сокращения юбилейных празднований был малоэффективен. Уже в следующем году в стране торжественно отмечали две важные годовщины: 10-летие Февральской и 10-летие Октябрьской революций. 7 марта 1927 г. в Москве проводилась Конференция ВЦСПС, на которой рассматривался вопрос «О проведении юбилея свержения самодержавия 12 марта 1927 года». Конференция рекомендовала: организовать библиотекам и читальням выставку исторических книг и документов, касающихся свержения самодержавия; украшение клуба портретами революционных деятелей различных эпох борьбы с самодержавием, а также сюжетами из революционной борьбы (восстание декабристов, террор народовольцев, 9-е января, Ленский расстрел, восстание в 1917 г.). Устроить 12 марта вечер, состоящий из двух частей. Первая часть историческая: краткие доклады, воспоминания участников, массовое пение революционных песен. Художественная часть вечера: постановки, шествие через толпу в костюмах или масках типов старого режима. Вечеру придать народно-карнавальный характер. Организовать танцы, игры, фанты, юмористическую эстраду.» [13].

Особое значение имело празднование юбилея Октябрьской революции. Подготовка к 10-летию началась более чем за год до торжества и состояла из образования юбилейных комиссий на центральном и местном уровнях, совещаний, реорганизаций комиссий и обсуждений проектов планов празднования. Одно из главных совещаний комиссии ЦИК Союза ССР по организации и проведению празднования совместно с делегатами IV Съезда Советов СССР, представителями профессиональных союзов художественных организаций состоялось в Московском Кремле 28 апреля 1927 г. На нем было высказано много предложений по организации празднования: «провести инсценировки, устроить что-то весьма торжественное, импозантное и большое», «внедрить празднование в быт, для чего надо проводить кампанию за генеральную уборку жилищ и улиц, покупку обновок. всему празднику придать характер проверки.», «отказаться от спиртных напитков на праздничных столах», «кульминационной точкой в деревне сделать День Урожая, потому что это специфический деревенский праздник.» [14].

На Кубани по указанию Окружного комитета РКП(б) подготовка к празднику в городах началась в сентябре 1927 г. В течение недели Совпрофом на всех предприятиях проводил общие собрания рабочих и служащих, посвященные годовщине. На Совет профсоюзов возлагалась организация «Октябрьского цикла» во всех клубах, состоящего из докладов, лекций, выставок, инсценировок, популяризации достижения Советской власти. С 15 сентября в вузах и техникумах читался цикл лекций по истории Октябрьской революции. Библиотеки оформляли тематические выставки. В газетах под рубрикой «Октябрьский цикл» публиковали статьи и воспоминания участников революционных событий. Программа радиопередач подготавливалась соответствующим образом: лекции по истории Октябрьской революции, воспоминания героев революционной борьбы, революционные песни. Истпарт совместно с Совпрофом с 10 октября начинал проведение ряда экскурсий к историческим местам Краснодара, местам борьбы за Октябрь на Кубани [15].

Празднование юбилея превратилось в грандиозное торжество. Ведущими формами праздника стали исторические инсценировки и карнавалы. 6 ноября 1927 г. в Краснодаре была организована инсценировка «Налет воздушного противника». В ней участвовали силы милиции, пожарных, санитарного отряда Кубанского Осоавиахима. 7 ноября 1927 г. состоялась демонстрация, в которой принимали участие воинские части, профорганизации, учреждения и станичники из подшефных станиц. В рядах демонстрантов катились макеты - крейсер «Аврора» и паровоз; манифестанты несли картонных чемберленов, буржуев и генералов. В этот же день проводился «Октябрьский карнавал». Он в хронологическом порядке изображал десятилетнюю историю Октября [16, с. 519-520].

Важным партийным юбилеем стало празднование 25-летия II съезда РСДРП в 1928 г. Оно проводилось с 30 июля по 23 августа 1928 г. В инструктивных указаниях, данных местным истпартам, отмечалось: «Необходимо охватить все население города, станицы или хутора. Широко популяризировать историю революционного движения в период 1900-1905 гг., останавливаясь на подъеме рабочего и частично крестьянского движения. С этой целью использовать культурные пункты станицы: клубы, избы-читальни, хатки делегаток. Желательно органи-

зация выставок, отражающих как центральные, так и местные революционные движения. Вообще к проведению данного юбилея нужно отнестись со всей серьезностью.» [17].

В период кампании рекомендовалось провести целый ряд собраний с постановкой докладов: «Экономика в России в конце XIX и в начале XX века», «Подъем рабочего и крестьянского движения», «Значение «Искры» в организации партии», «Роль Ленина в организации партии», «Подготовка ко 2-му Съезду партии», «Работа 2-го Съезда», «Разногласия на 2-ом Съезде и деление партии на большевиков и меньшевиков» [18].

Как проходило празднование на местном уровне, достаточно подробно информируют отчеты, составленные уполномоченными истпарта. Например, по Приморско-Ахтарскому району празднование ограничилось только постановкой доклада о II съезде РСДРП на открытых партийных собраниях. В то время как в Усть-Лабинском районе провели массу мероприятий. Среди них 40 докладов, 16 торжественных заседаний, которыми было охвачено 4 873 человек. По избам-читальням проведено 15 бесед, которые посетили 1 120 человек. Выпущено 5 специальных номеров стенгазет юбилейного характера. В целом в отчете отмечалось, что празднование в сельской местности должно было пройти гораздо лучше, «если бы не было ударных кампаний, как то: контрактация, осенне-посевная, сельскохозяйственная и проч., которым, безусловно, уделялось больше внимание. Но все же, несмотря на то, что юбилей съезда проходил в такой обстановке, данная кампания вызвала у рабочих и хлеборобов интерес к истории партии.» [19].

Таким образом, в период 1920-х гг. на Кубани проводился целый ряд партийных и государственных юбилеев, сопровождавшихся тщательной подготовкой и проведением. Они были призваны усилить идеологическое влияние на широкие массы населения и продемонстрировать значение партии и ее вклад в победу Октябрьской революции. Проведенные юбилейные торжества не исчезали бесследно, а становились важными памятными датами, которые через некоторое время вновь отмечались властью и населением.

Ссылки:

1. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 164. Л. 1.

2. Там же. Л. 2.

3. ЦДНИКК. Ф. 9. Оп. 1. Д. 380. Л. 1.

4. Там же. Л. 2-2 об.

5. ЦДНИРО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 166. Л. 34 б.

6. Красное знамя. 1923. 4 марта.

7. ЦДНИКК. Ф. 9. Оп. 1. Д. 382. Л. 1-2.

8. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 756. Л. 24.

9. ГАРФ. Ф. Р5451. Оп. 9. Д. 526. Л. 7-7 об.

10. Там же. Л. 80-81.

11. Молот. 1925. 29 декабря.

12. Нежигай Э.Н. Городская культура Кубани периода нэпа: дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 1999.

13. ГАРФ. Р5451. Оп. 11. Д. 517. Л. 103.

14. Там же. Л. 49.

15. ЦДНИКК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 199. Л. 22-23.

16. Екатеринодар-Краснодар: два века города в датах, событиях, воспоминаниях. Материалы к Летописи. Краснодар, 1993.

17. ГАКК. Ф. Р-411. Оп. 2. Д. 136. Л. 3.

18. ГАКК. Ф.Р-411. Оп. 2. Д. 137. Л. 11.

19. ГАКК. Ф. Р-411. Оп. 2. Д. 136. Л. 1-2.

References (transliterated):

1. RGASPI. F. 17. Op. 60. D. 164. L. 1.

2. Ibid. L. 2.

3. TSDNIKK. F. 9. Op. 1. D. 380. L. 1.

4. Ibid. L. 2-2 ob.

5. TSDNIRO. F. 4. Op. 1. D. 166. L. 34 b.

6. Krasnoe znamya. 1923. March 4.

7. TSDNIKK. F. 9. Op. 1. D. 382. L. 1-2.

8. RGASPI. F. 17. Op. 60. D. 756. L. 24.

9. GARF. F. R5451. Op. 9. D. 526. L. 7-7 ob.

10. Ibid. L. 80-81.

11. Molot. 1925. December 29.

12. Nezhigay E.N. Gorodskaya kul'tura Kubani perioda nepa: dis. ... kand. ist. nauk. Krasnodar, 1999.

13. GARF. R5451. Op. 11. D. 517. L. 103.

14. Ibid. L. 49.

15. TSDNIKK. F. 8. Op. 1. D. 199. L. 22-23.

16. Ekaterinodar-Krasnodar: dva veka goroda v datakh, sobytiyakh, vospominaniyakh... Materialy k Letopisi. Krasnodar, 1993.

17. GAKK. F. R-411. Op. 2. D. 136. L. 3.

18. GAKK. F. R-411. Op. 2. D. 137. L. 11.

19. GAKK. F. R-411. Op. 2. D. 136. L. 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.