Научная статья на тему 'Массовые праздничные мероприятия на Кубани в 1920-х гг. '

Массовые праздничные мероприятия на Кубани в 1920-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
557
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИКИ / АГИТАЦИЯ / ПРОПАГАНДА / ШЕСТВИЯ / МИТИНГИ / СИМВОЛИКА / HOLIDAYS / AGITATION / PROPAGANDA / PROCESSIONS / MEETINGS / SYMBOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочкарева Анна Станиславовна, Хотина Юлия Васильевна

Дан анализ основных праздничных мероприятий, имеющих политическую направленность на Кубани в 1920-гг. Исследовано влияние светских праздников на формирование новой идеологии. Массовые праздничные мероприятия рассмотрены как важный элемент советской пропаганды, проводник новых ценностей и морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS HOLIDAY ACTIVITIES IN KUBAN IN 1920

The analysis of the main holiday events which have the political directivity in Kuban in the1920s has been given. The influence of Soviet holidays on the formation of new ideology has been investigated. The mass events are considered as an important element of the Soviet propaganda and introducer of new values and morality.

Текст научной работы на тему «Массовые праздничные мероприятия на Кубани в 1920-х гг. »

УДК 94 (470.62) «192» Бочкарева Анна Станиславовна

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и социальных коммуникаций Кубанского государственного технологического университета тел.: (918) 01-64-444

Хотина Юлия Васильевна

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и социальных коммуникаций Кубанского государственного технологического университета тел.: (918) 33-33-068

МАССОВЫЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА КУБАНИ В 1920-х гг.

Дан анализ основных праздничных мероприятий, имеющих политическую направленность на Кубани в 1920-гг. Исследовано влияние светских праздников на формирование новой идеологии. Массовые праздничные мероприятия рассмотрены как важный элемент советской пропаганды, проводник новых ценностей и морали.

Ключевые слова: праздники, агитация, пропаганда, шествия, митинги, символика.

Bochkareva Anna Stanislavovna

PhD in History, Senior Teacher of the Department History and Social Skills of Kuban State Technological University tel.: (918) 01-64-444

Khotina Yulia Vasilievna

PhD in History, Senior Teacher of the Department History and Social Skills of Kuban State Technological University tel.: (918) 33-33-068

MASS HOLIDAY ACTIVITIES IN KUBAN IN 1920

The analysis of the main holiday events which have the political directivity in Kuban in the1920s has been given. The influence of Soviet holidays on the formation of new ideology has been investigated. The mass events are considered as an important element of the Soviet propaganda and introducer of new values and morality.

Key words: holidays, agitation, propaganda, processions, meetings, symbols.

В 1920-е гг. советские пропагандисты старались разрушить прежнюю систему взглядов казачества, которая основывалась на вере в Бога, царя и отечество. Крушение прежних идеалов требовало поиска новых духовных ценностей. Советская власть, создавая свой календарь праздников, рассчитывала, что именно праздничные мероприятия наиболее безболезненно сформируют в сознании казачества и крестьянства новую шкалу ценностей.

Определившись с новой системой идеалов, советская пропаганда учитывала, что на Кубани в 1920-е гг. люди в большинстве своем были не подготовлены к восприятию подобных ценностей через высокохудожественные произведения. В сельской местности проживало огромное количество безграмотных людей, поэтому именно праздники давали широким массам сведения о целях и задачах революции. Символика и атрибутика празднеств были понятны большинству участников и зрителей независимо от их политических взглядов и культурного развития. За короткий промежуток времени они стали незаменимым инструментом формирования общественного мнения на Кубани.

5 декабря 1918 г. в «Известиях ВЦИК» был опубликован перечень светских праздников, где в качестве обязательных выступали: Новый год (1 января), День 9 января 1905 года (22 января), День низвержения самодержавия (12 марта), День Парижской коммуны (18 марта), День I Интернационала (1 мая), День пролетарской революции (7 ноября). Новая власть пыталась придать общественный характер празднованию Нового года, который традиционно воспринимался как семейный праздник. Местные партийные органы стремились подчеркнуть политическое значение праздника, завершающего очередной этап строительства социализма, и отметить его коммунистическими субботниками и «общественными» елками.

Кубано-Черноморский советский профессиональный союз принял решение считать праздниками еще восемь дней сверх воскресных и революционных праздников: Рождество - 2 дня (7, 8 января), Пасха - 2 дня (апрель), Духов день, Преображение (19 августа), Крещение (19 января), Воздвижение и Вознесение [1, с. 30]. Вместе с тем велась антирелигиозная борьба.

В целом, выступая средством политического воспитания, праздники оказывали воздействие на сознание человека и в рациональной, и в эмоциональной форме, что позволяло эффективно использовать такое мощное воспитательное средство, как общественное мнение [2, с. 2]. Важно отметить, что отношение населения к новым праздничным мероприятиям было далеко неоднозначным из-за различного отношения к самой новой власти. Однако в рассматриваемый период большая часть страны приняла советскую власть и, как следствие, новые праздничные мероприятия.

Праздничные мероприятия, проводимые на Кубани в первые годы после установления советской власти, были нацелены на изменение сознания общества в определенном направлении и проводились исходя из реальных возможностей региона.

С одной стороны, они носили централизованный, общегосударственный характер, а с другой -имели свои специфические черты. Однако эти черты не выходили за рамки «праздничного образца», которыми стали праздники, прошедшие в Москве. И если в начале 1920-х гг. еще прослеживались требования разнообразия к формам их проведения, то к концу рассматриваемого периода всякая самостоятельность уже не приветствовалась. На смену ей приходят четкие планы и формулировки, утвержденные центром. С помощью четкой регламентации советская власть избегала сведения праздника к простому митингу, торжественному собранию или концерту, где большинство присутствующих превращались бы в пассивных зрителей. Праздники должны были быть торжественными, запоминающимися, массовыми и богатыми в художественном отношении.

Массовые праздничные шествия и митинги стали важной составной частью советских праздников. В рамках первомайских торжеств они были наиболее яркими и многочисленными. Символический смысл приобрели шествия к историческим местам и памятникам. В рассматриваемый период наметилась тенденция к введению в праздничные колонны не только портретов, стягов, лозунгов, знамен и транспарантов, но и театрализованных групп, символических фигур и построений [3, с. 6], а также автомобилей. Классическим примером может служить план комиссии по организации торжеств 1 мая 1920 г. в Новороссийске [4, с. 43-45].

«План организации на Кубани и Черноморье празднования годовщины великой пролетарской революции» - один из документов, позволяющих судить об организации праздников на Кубани и Черноморье. В нем отмечается, что в 1920 г. празднование на Кубани и Черноморье будет проводиться впервые, поэтому «необходимо сделать все возможное, чтобы устройство этого празднования охватило и привлекло к участию в нем самые широкие массы фабрично-заводских и сельскохозяйственных рабочих, трудовых казаков и крестьян, городскую и станичную, рабочую и казачье-крестьянскую молодежь, а где возможно и детей» [5, л. 3]. Учитывая, что в центральных регионах уже был опыт проведения подобного мероприятия и даже сложился определенный ритуал, руководство по проведению и организации было поручено Агитационно-пропагандистскому отделу парткома, точнее, специально создаваемой для этого случая комиссии, в которую входило четко регламентированное количество представителей от различных организаций. Были разработаны инструкции, которые содержали установки по вопросу проведения праздничных мероприятий: «Главное внимание при устройстве этого празднования должно быть обращено: а) на организацию торжественных объединений, заседаний... б) на устройство бесед, лекций, докладов, собраний и митингов. в) на усиление использования печати и ее распространение; г) на устройство массовых развлечений во всех возможных формах: концертных митингов, постановке спектаклей, митингов, кинемо, литературных и музыкальных вечеров и т.д.» [5, л. 3]. Особо подчеркивалось, что наибольшие усилия надо приложить для организации этих мероприятий в станицах, хуторах и поселках, т. е. в сельской местности. Туда же направлялись лучшие силы для проведения бесед и массовой агитации. Наряду с привлечением к подготовке мероприятия всех «пропагандистских и агитаторских сил - необходимо также использовать литературные, театральные, музыкальные и художественные непартийные живые силы наробразов других культурнопросветительных органов, а равно имеющиеся в распоряжении этих органов кинемо, издательских и других средств» [6]. Власти призывали все организации и население проявить инициативу по устройству праздника, чтобы проникнуться сознанием огромного значения «того акта, который совершил пролетариат, взяв власть в свои руки» [7, л. 158]. В обязанности комиссии входило создать ажиотаж, чтобы о праздновании думали, говорили и готовились к нему заранее.

Отчетливо демонстрируют сугубо пропагандистскую направленность планируемого мероприятия выдвигаемые к нему требования: оно «должно послужить ярким и наглядным доказательством для самых широких масс рабочих трудового казачества и крестьянства несокрушимости Советской Власти. могучим средством к еще большему сплочению их под ее знамена беспощадной борьбы с царским последышем бароном и повторением организации повстанчества на Кубани» [8, л. 3об]. Большое внимание уделялось призывам бороться с укрывательством продовольственных ресурсов и с трудовым дезертирством.

Праздник длился два дня - 6 и 7 ноября. Официальных данных о количестве принимавших в нем участие людей нет. Но если учитывать, что 5 ноября для организации украшения помещений были привлечены все комячейки, профсоюзы и рабочие клубы и все организации приостановили работу, то можно полагать, что масштабы празднования были достаточно обширны.

Логичен вопрос о финансировании праздничных мероприятий в первые годы советской власти. Однако информацию о том, кто и по каким статьям проводил оплату расходов на государственные праздники, в источниках мы не находим. Ничего не говорится и о тех принудительных мерах, которые использовались в случае нежелания принимать участие в праздновании.

Не во всех городах области празднование годовщины революции носило столь масштабный характер. Например, в Майкопе работа отдельского агитпропа заключалась в организации с 2 по 7 нояб-

ря 1920 г. митингов-концертов, распространении воззваний на революционную тематику и издании двух специальных выпусков газеты «Красный Октябрь» в количестве 1 000 экземпляров [9, л. 1].

Опыт организации первых революционных праздников в Кубано-Черноморской области выявил ряд недостатков. В частности, областное руководство постоянно обращало внимание на недостаточное разнообразие форм агитационно-пропагандистской работы и требовало наряду с лекциями, беседами, докладами и митингами готовить «массовые развлечения во всевозможных формах: концертных митингах, постановках спектаклей, митингах с использованием кинематографа, литературных и музыкальных вечерах» [10, л. 1]. К праздникам рекомендовалось приурочивать обязательный выпуск юбилейного номера местной газеты.

К 1925 г. началась кампания по сокращению количества широко проводимых юбилеев и праздников. Наметилась тенденция перехода от ударных методов политической агитации и пропаганды к усилению систематической углубленной работы, которая предполагала тесную увязку с повседневной практической деятельностью ячеек, клубов, изб-читален, конференций. Это выразилось прежде всего в том, что некоторые праздники, например, День свержения самодержавия (12 марта), День Парижской Коммуны (18 марта) и др., отмечались уже не каждый год, а через пять и даже десять лет. Сократилось число юбилеев местного характера. Годовщины, памятные даты и дни отмечались только в том случае, если они имели широкий резонанс. Так, 12 марта 1926 г. как массовую кампанию по разъяснению национальной политики партии и советской власти на Кубани планировалось празднования юбилея Т.Г. Шевченко [11, л. 1].

В 1925 г. на Кубани торжественно отметили первомайский праздник. В соответствии с планом «проведения празднования 1 Мая» всем государственным и общественным учреждениям было рекомендовано предоставить весь автотранспорт в распоряжение комиссии. Все здания города к вечеру 30 апреля должны были быть празднично украшены. В день 1 Мая разрешалась лоточная и разносная торговля. В целом в распоряжение комиссии по проведению празднования было выделено 500 р. [12, л. 248об]. Проведение празднования напрямую зависело от организованности и компетентности партийных работников на местах. Вероятно, важным событием в общественной и политической жизни Кубанской области стало празднование 20-летнего юбилея революции 1905 г., поскольку смета расходов на его проведение составляла 1 000 р. [13, л. 29]. В рамках этого праздника организовывались митинги, тематические представления, привлекались оркестры, художественные коллективы, выступали партийные руководители.

Несомненный интерес представляют тезисы к проведению первомайских торжеств в 1927 г. в Майкопском округе. В них указывалось, что в «связи с боевыми международными и внутренними задачами, стоящими перед международной пролетарской революцией, ее плацдармом СССР, а также ввиду предстоящей 10-й годовщины Октябрьской революции» [14, л. 2] проведение первомайских торжеств приобретает особое значение. В Бюллетене Кубанского окружного исполнительного комитета и Краснодарского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, за декабрь 1927 г. содержатся рассуждения и выводы о проведении пролетарских праздников, основанные на наблюдениях по городу Краснодару и его окраинам. В нем отмечается, что празднование 10-й годовщины Октября было проведено во многом по-иному и гораздо лучше. В соответствии с планом празднества оно было разделено на две части: 1) праздник на улице и 2) праздник на производстве, в месткоме или в клубе. Дневное шествие и митинги - за городом и в городе - ничем не отличались от таких же шествий и митингов в прежние годы и также были утомительны и скучноваты. В то же время праздник на улице, завершившийся вечерним карнавалом с шествием моделей паровоза, крейсера, с великолепными инсценировками на тему «История и завоевания Октябрьской революции», с едкими карикатурами на заклятых врагов СССР, с многочисленными знаменами и оркестрами, с огнями факелов и разноцветных электрических лампочек не вызвал скуки и усталости.

Праздник на производстве в общем имел характер товарищеской вечеринки для рабочих и служащих предприятия или учреждения и для их гостей. Почти везде эти вечеринки удались на славу, несмотря на то, что это был первый опыт широкого применения их как формы празднования. В программную часть вечеринок во многих местах были включены чествования заслуженных работников.

По отзывам рабочих и служащих, празднование прошло торжественно и весело, тогда как раньше на него шли как на отбывание парт- и профобязанностей [15, с. 25].

В Бюллетене уже открыто признавалось, что в предыдущие годы «в своем увлечении политическим воспитанием мы даже чересчур переусердствовали» и выражалась надежда, что такого больше не повторится. Однако празднования, как и раньше, сопровождались торжественными заседаниями представителей советских, партийных, профессиональных и общественных организаций. Украшались пролетарской символикой здания, улицы и площади города. То есть трудящимся давались разумные развлечения, которые должны были политически воспитывать население.

Интересно пожелание, высказанное авторами бюллетеня. Они предлагали перед пролетар-

скими праздниками не задерживать заработную плату и установить как обычай к 1 мая и к 1 ноября выдавать кроме зарплаты еще и небольшие авансы. Это давало бы рабочим и служащим возможность делать покупки [16, с. 26].

Анализ праздничных мероприятий, имеющих политическую направленность, позволил проследить схожие элементы и сюжеты. Все мероприятия имели фиксированное время и место проведения. Общеобязательным было участие известных личностей. В преддверии праздников создавались комиссии. Проводились: предварительная подготовке генеральная репетиция - сам праздник (собрание на площади, шествия с оркестром, отдание почестей политическим символам и знакам, митинги, митинги-концерты, доклады, торжественные заседания исполкомов, горсоветов, парткомов, спортивные мероприятия, всеобщие гулянья, концерты, демонстрация кинокартин, вечера воспоминаний). На первый взгляд это вполне оправданная забота о подрастающем поколении, но в ней отчетливо наблюдается рука агитационно-пропагандистских отделов, поставивших своей целью воспитание нового советского поколения, всецело преданного власти и не нуждающегося в перевоспитании. Вечерние праздничные торжества также тщательно продумывались и были, по существу, источником идеологического вдохновения населения, формирования позитивного образа советского стиля жизни. В целом задачи праздника сводились к следующему: 1) подведение итогов за год; 2) определение пути дальнейшей работы; 3) использование торжества для пропаганды идей РКП(б) и мероприятий советской власти.

Основным содержанием праздника выступали: политические итоги, хозяйственные (главным образом местные) достижения, увязанные с общегосударственными, культурная работа за год, в меньшей мере историческая часть. Во все перечисленные моменты вносился обязательный элемент - освещение работы по укреплению союза города с деревней, успехи в продвижении к мировому Октябрю. Парадокс советских праздников заключался в том, что они не могли быть бессодержательным весельем, при этом из них нельзя было изгонять элементы веселья, торжественности, присущие любым праздникам.

Необходимо отметить, что новые праздники имели интернациональный характер. В связи с этим комплекс нововведений советской власти оказался приемлемым для всех слоев населения Кубани, независимо от их национальной и даже религиозной принадлежности.

Новым праздникам и обрядам отводилась роль проводника новых ценностей и морали. Внедрение в жизнь столь важных элементов советской пропаганды требовало длительной и очень тщательной подготовки, комбинирования всех форм политической агитации и, следовательно, большого напряжения партийных сил.

Таким образом, новые советские праздники со всеми их символами и атрибутами стали одним из самых эффективных способов массовой политической пропаганды и агитации. Они играли значительную роль в формировании советской идеологии, поскольку эмоциональнопсихологическое и патриотическое воздействие подобных форм пропаганды на человека было весьма ощутимо и действенно.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кубанско-Черноморский настольный календарь на 1922год. Краснодар, 1922.

2. Наши праздники (советские общегосударственные, трудовые, воинские, молодежные и семейно-бытовые праздники, обряды, ритуалы). М., 1977

3. Гэнкин Д.М. Массовые праздники. М., 1974.

4. Подробнее об организации торжеств 1 мая 1920 г. в Новороссийске см.: Культурное строительство на Кубани

(1918-1941 гг.): сб. документов / науч. ред. И.Я. Куценко. Краснодар, 1978.

5. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 1. Оп. 1. Д. 66.

6. Там же.

7. Там же. Ф. 17. Оп. 1. Д. 819.

8. ЦДНИКК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 66.

9. Там же.

10. Там же.

11. ЦДНИКК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 309.

12. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-1485. Оп. 1. Д. 34.

13. Там же. Д. 208.

14. ЦДНИКК. Ф. 2816. Оп. 1 Д. 278.

15. Бюллетень Кубанского Окружного Исполнительного Комитета и Краснодарского Городского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов. 1927. № 3

16. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.