Научная статья на тему 'ОСОБЫЙ СТАТУС ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ПОЛОЖЕНИЕ В ИНСТИТУЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ'

ОСОБЫЙ СТАТУС ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ПОЛОЖЕНИЕ В ИНСТИТУЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
Центральный банк / Европейский центральный банк / ЕЦБ / Европейской системы центральных банков / ЕСЦБ / денежно-кредитная политика / денежная система / правовой статус / Central Bank / European Central Bank / European system of Central Banks / ECB / monetary policy / monetary system / legal status

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжова В. В.

Статья содержит описание основных причин возникновения и развития института центрального банка. Даны основные характеристики его появления. Рассматриваются теоретические основы анализа функционирования, сущность Европейского центрального банка и его роль системе органов публичного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL STATUS OF EUROPEAN CENTRAL BANK AND ITS POSITION IN INSTITUTIONAL STRUCTURE OF EUROPEAN BANKING SYSTEM

The article contains a description of the main reasons for the emergence and development of the institution of the central bank. The main characteristics of its appearance are given. The theoretical foundations of the analysis of the functioning, the essence of the European Central Bank and its role in the system of public administration are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЫЙ СТАТУС ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ПОЛОЖЕНИЕ В ИНСТИТУЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 342

Рыжова В.В.

магистрант, юридический факультет им. М.М. Сперанского Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва, Россия)

ОСОБЫЙ СТАТУС ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ПОЛОЖЕНИЕ В ИНСТИТУЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация: статья содержит описание основных причин возникновения и развития института центрального банка. Даны основные характеристики его появления. Рассматриваются теоретические основы анализа функционирования, сущность Европейского центрального банка и его роль системе органов публичного управления.

Ключевые слова: Центральный банк, Европейский центральный банк, ЕЦБ, Европейской системы центральных банков, ЕСЦБ, денежно-кредитная политика, денежная система, правовой статус.

Центральный банк — мегарегулятор экономической системы. Этот статус означает усиление его роли в регулировании национальной экономики. Он сосредотачивает в себе все основные функции по регулированию, контролю и надзору как за всей экономической системой, так и за каждой ее составляющей: банковской сферой, финансовыми рынками, денежно-кредитной политикой и др.

Необходимо указать, что в разных государствах подобного рода банки называются по-разному. Так, например: Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Дойче Бундесбанк (Германия), Банкде Франс (Франция) и др.

Исторически центральные банки учреждались преимущественно с целью обеспечения стабильности национальной экономики или преодоления последствий экономического спада в стране. Институт центрального банка

зародился.

в Стокгольме в конце XVII века и носил название Банка государственных сословий. Но первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, с возрастанием роли центрального банка в национальной экономике той или иной страны, у него активно появляются новые функции и полномочия. Так, центральные банки обретают роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

Практически во всех государствах на законодательном уровне установлена двухуровневая структура банковской системы, где на верхнем уровне находится центральный банк и надзорно-контрольные органы, а на нижнем — другие банки и кредитные учреждения, их ассоциации и союзы.

Но существуют пример трёхуровневой структуры банковской системы. Где помимо национальных центральных банков и других банков и кредитных учреждений, существует Европейский центральный банк, осуществляющий свою деятельность по регулированию, контролю и надзору за всей экономической системой и денежно-кредитной политикой в рамках одной экономической зоны.

Создание Европейского экономического и валютного союза, механизма его функционирования и введение евро в наличное обращение на территории государств-членов Европейского Союза (далее - Евросоюза) стало новым этапом европейской интеграции, которая потребовала учреждения новой международной банковской структуры, а также общего банковского института, которым стал, созданный 1 июня 1998 года, Европейский центральный банк «European Central Bank - ECB» (далее - ЕЦБ) со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне.

Создание единой Европейской системы центральных банков European System of Central Banks - ESCB». (далее - ЕСЦБ) детерминировало важные юридические последствия для всего Евросоюза:

- были сформированы новые органы в рамках Евросоюза, наделенные полномочиями по проведению валютной политики Евросоюза, в том числе и эмиссию евро,

- началось конструирование системы центральных банков государств Евросоюза, важным свойством которых стала независимость от политического влияния.

Таким образом ЕСЦБ включает в себя ЕЦБ и национальные центральные банки всех государств Евросоюза.

Статус ЕСЦБ и статус ЕЦБ определен в ст. 127 Договора о функционировании Евросоюза [1].

Цели создания Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ):

- поддержка общей экономической политики,

- обеспечение стабильности цен (в том числе контроль за уровнем инфляции).

Для реализации указанных цели определены функции ЕСЦБ, к основным из них относятся:

- выработка и осуществление единой валютной политики в рамках Евросоюза,

- хранение и обслуживание валютных резервов стран Евросоюза,

- осуществление операций по валютному обмену,

- обеспечение функционирования платежных систем.

Помимо перечисленных в Договоре также определены следующие

функции:

- эмиссия банкнот,

- финансово-кредитный надзор,

- сбор и анализ статистических данных,

- консультативная деятельность,

- международное сотрудничество.

Правовое обеспечение деятельности ЕЦБ и ЕСЦБ осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

- Римский договор 1957 г. о функционировании Европейского Союза,

- Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском Союзе [2].

По своей сути, указанные договоры являются учредительными. В последствии в них были внесены корректировки следующими актами:

- Амстердамский договор 1997 г.,

- Ниццский договор 2001 г.,

- Лиссабонский договор 2007 г. Специалисты отмечают, что наиболее значимым является именно последний договоров. Этим договором были заложены «основы новой архитектуры Союза и, по сути, создал «новую» Европу» [3].

Рассмотрение места ЕЦБ в институционной структуре европейской банковской системы обуславливает необходимость определение его организационно-управленческой структуры.

Руководящими органами ЕЦБ (по статуту ЕСЦБ) являются:

- Совет управляющих (Governing Council),

- Исполнительный комитет (Executive Board),

- Генеральный Совет,

- Президент ЕЦБ.

Последний в качестве высшего должностного лица входит в состав каждого из этих органов, причем в первых двух, он наделен правом решающего голоса

при их равенстве.

Несколько позже в качестве организационно-функционального руководящего органа, был создан Генеральный Совет как временный орган.

При том, что по сути ЕЦБ - это общая дочерняя организация центральных банков государств Евросоюза, однако национальные банки подчиняются его решениям, которые им принимаются в пределах полномочий и компетенции, поскольку ЕЦБ - основное структурное звено ЕСЦБ.

Совет управляющих и Исполнительный комитет уполномочены издавать указания и инструкции ЕЦБ. Это особые юридические акты, которые обязательны для исполнения Национальными банками стран Евросоюза. При этом ЕЦБ уполномочен на предъявление исков в Суд ЕС к национальным банкам, которые

не выполняют свои обязательства.

Вне правоотношений ЕСЦБ, национальные банки осуществляют деятельность в своем первоначальном правовом режиме.

Высший орган ЕЦБ - Управляющий совет. В него входя Исполнительный комитет и главы национальных банков государств Евросоюза.

Первый орган разрабатывает валютную политику, а второй осуществляет текущее руководство и принимает меры по реализации этой политики.

Исполнительный комитет возглавляет Президент, который имеет заместителя - вице-президента. В составе Исполнительного комитета - четыре члена. Они назначаются на уровне ЕС. У каждого из них, соответственно один голос.

По основным вопросам принятие решения принимается простым большинством голосов. Однако имеются и исключения. Это финансовые вопросы (формирования капитала ЕЦБ, передачи валютных резервов от НЦБ к ЕЦБ, распределения валютного дохода НЦБ, прибылей и убытков ЕЦБ). Право решающего голоса у Президента ЕЦБ. Голосование осуществляется лично.

Управляющий совет проводит заседания не менее десяти раз в год конфиденциально. В него входят члены Исполнительного комитета и управляющие национальных банков государств Евросоюза.

В основе деятельности ЕЦБ - принципы независимости и подотчетности. Первый - главенствующий, он предполагает свободу (автономию) в принятии решений и выражается в запрете ЕЦБ, национальным банкам получать инструкции и указания от органов, правительств государств Евросоюза и других органов. Органам Евросоюза и национальным правительствам предписано - не оказывать влияния на членов управленческих органов ЕЦБ

и национальных банков при реализации ими предметной компетенции ЕСЦБ.

Направленность этого принципа очевидна - исключение потенциального политического влияния на эти структуры со стороны политических институтов Евросоюза (Европейский парламент, Европейский Совет, Совет ЕС, Европейская комиссия, Суд ЕС и Палата аудиторов) и всех остальных структур.

В отечественных публикациях выделяют следующие содержательные аспекты принципа независимости ЕЦБ:

- организационная,

- персональная (личная),

- функциональная,

- финансовая независимость [4].

В научных исследованиях, авторы выделяют и такой принцип деятельности ЕСЦБ, как принцип подотчетности. Несмотря на то, что этот принцип легально

не закреплён, но анализ законодательных демонстрирует, что любая структура, которая реализует публичные функции, в том числе и ЕСЦБ несут ответственность за надлежащее предоставление отчетности.

ЕЦБ предоставляет ежегодный отчет о своей деятельности Европарламенту, Европейской комиссии и Совету ЕС, а также Европейскому Совету. ЕЦБ готовит

и ежеквартальные отчеты, а также выпускает ежемесячный бюллетень.

Последний - главный инструмент его связи с общественностью, хозяйствующими субъектами и финансовыми рынками.

Представляет интерес такой момент, что публикация протоколов заседаний Управляющего совета запрещена. Это обусловлено необходимостью обеспечения независимости органов ЕСЦБ от влияния со стороны национальных властных структур и проводить единую валютную политику Союза. Однако, такой запрет

не означает отсутствие прозрачности в деятельности ЕЦБ. Должностные лица ЕЦБ на постоянной основе организуют пресс-конференции по итогам заседания Управляющего совета. Для этой же цели служат и ежегодные публикации законодательных актов ЕЦБ.

Управляющим советом разработаны принципы бухгалтерской отчетности ЕЦБ, которая составляется ежегодно и утверждается Управляющим советом, который и публикует их.

Проверку текущих счетов ЕЦБ и национальных банков проводят независимыми внешние аудиторами, кандидатуры которых утверждает Совет ЕС по рекомендации Управляющего совета.

Консолидированный финансовый отчет ЕСЦБ публикуется еженедельно и по итогу - ежегодно, одновременно с аналитическим отчётом. Консолидированный баланс отражает все активы и пассивы национальных банков, которые связаны с их функционированием в качестве элементов ЕСЦБ.

Еще один из элементов принципа подотчетности - судебный контроль, суть которого состоит в наделении Суда ЕС правомочием давать юридическую оценку актам ЕЦБ и выявлять в них наличия несоответствий европейскому законодательству.

В качестве итога рассмотрения места и роли ЕЦБ в институционной структуре европейской банковской системы резюмируем, что ЕСЦБ - это независимая система банков.

В процессе реализации деятельности её структурно-организационных элементов, члены органов управления ЕСЦБ не вправе использовать инструкции

или правила национальных правительств и государственных органов стран Евросоюза или внешних стран. Этот запрет корреспондируется на институты Евросоюза и национальные правительства государств-участников, которые также не имеют права вмешиваться в деятельность ЕСЦБ.

Ведущая роль в структуре ЕСЦБ принадлежит Европейскому центральному банку, основное назначение которого - независимая и единая валютная политика для всех 27 стран-участниц Евросоюза.

Таким образом, статус ЕЦБ обладает особой спецификой и особенностями. Это не административный орган, а банковское учреждение с собственным капиталом и ресурсами. Этот статус конкретизирован в Протоколе ЕС о статуте ЕСЦБ и ЕЦБ, где чётко указано, что ЕЦБ - юридическое лицо, осуществляющее все функции, свойственные банковскому учреждению, которое может выступать

в качестве стороны в судебном процессе владеть движимым или недвижимым имуществом в любом государстве-члене Евросоюза. Одновременно ЕЦБ - это институт, наделенный распорядительной властью и правом издания нормативных предписаний. Иными словами, это юридическое лицо с особым статусом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/C 202/01). Консолидированная версия // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://base.garant.ru/71715364/?ysclid=ls12e9vd1r902378469 (Дата посещения: 29.02.2023);

2. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/C 202/01). Консолидированная версия // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] Режим доступа URL:

https://base.garant.ru/71672402/?ysclid=ls1ktkzdiu438060800 (Дата посещения: 29.02.2023);

3. Кашкин, С.Ю. Право Европейского союза: учебник для вузов / С.Ю. Кашкин, П.А. Калиниченко, А.О. Четвериков. - М.: Юрайт, 2023. - 368 с;

4. Земскова, П.Е., Окуньков, И.К. К вопросу о функциях и структуре Европейского Центрального банка / П.Е. Земскова, И.К. Окуньков // Вопросы науки и образования. 2018. № 12 (24). - С. 60-63

Ryzhova V.V.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Moscow, Russia)

SPECIAL STATUS OF EUROPEAN CENTRAL BANK AND ITS POSITION IN INSTITUTIONAL STRUCTURE OF EUROPEAN BANKING SYSTEM

Abstract: the article contains a description of the main reasons for the emergence and development of the institution of the central bank. The main characteristics of its appearance are given. The theoretical foundations of the analysis of the functioning, the essence of the European Central Bank and its role in the system of public administration are considered.

Keywords: Central Bank, European Central Bank, European system of Central Banks, ECB, monetary policy, monetary system, legal status.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.