Научная статья на тему 'Особые зоны Алтайского края как инструмент ускоренного развития региона'

Особые зоны Алтайского края как инструмент ускоренного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1168
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко В. В., Гладышева А. А.

Особые экономические зоны стали одним из государственных рычагов ускоренного экономического развития регионов России. В статье рассказывается об истории их создания, основных факторах успешного функционирования на примере особых зон Алтайского края. Всесторонне обсуждается вопрос, смогут ли ОЭЗ способствовать развитию экономики и других сторон жизни края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особые зоны Алтайского края как инструмент ускоренного развития региона»

Особые экономические зоны стали одним из государственных рычагов ускоренного экономического развития регионов России. В статье рассказывается об истории их создания, основных факторах успешного функционирования на примере особых зон Алтайского края. Всесторонне обсуждается вопрос, смогут ли ОЭЗ способствовать развитию экономики и других сторон жизни края.

Особые зоны Алтайского края как инструмент ускоренного развития региона

В. В. МИЩЕНКО,

кандидат экономических наук, А. А. ГЛАДЫШЕВА, Алтайский государственный университет, Барнаул

Современная государственная региональная экономическая политика в основном базируется на создании одинаковых условий и механизмов для всех территорий, что приводит к большой дифференциации в развитии субъектов РФ. Не видя перспектив выхода из затянувшегося застоя, часть субъектов Федерации путем политического давления приобрела особые финансово-налоговые условия и дополнительные бюджетные ассигнования (республики Татарстан, Башкортостан и Саха-Якутия) или особенный экономический статус (Калининградская область и Республика Ингушетия), а также добилась принятия конкретных федеральных программ комплексного регионального развития (территории Дальнего Востока и Южного федерального округа).

Фактически же, если не считать столичных городов и областей, тюркских территорий Поволжья, наиболее серьезный экономический рост в реформенный период наблюдается в сырьевых регионах (прежде всего в Тюменской области). Все это заставляет говорить о слабой государственной региональной экономической политике, ее незавер-

© ЭКО 2007 г.

шенности и непоследовательности. Многие территории России ищут выход из кризисного состояния путем формирования дополнительных экономических инструментов, включая создание особых зон, которые более полно учитывали бы особенности их экономического и природного потенциалов.

Создание особых экономических зон

Идея создания особых экономических зон (ОЭЗ) давно и успешно используется в мировой практике. В СССР первые шесть зон свободного предпринимательства были созданы в 1990 г., но опыт их функционирования нельзя назвать успешным. С конца 1990-х годов в России создаются наукограды в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда РФ». Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры1.

Но государство с самого начала не рассматривало наукограды как элемент механизма реализации своей научно-технической политики. Органы управления не заинтересованы в реальном инновационном развитии наукоградов и увеличении их количества2: если первые наукограды создавались на 25 лет (Обнинск, Королёв), то последние получили этот статус только на пять лет (Петергоф, Бийск).

В 2005 г. активизировался процесс создания ОЭЗ нового типа. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в РФ» определил возможность создания особых зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Поправками от 3 июля 2006 г. в закон были внесены изменения, касающиеся создания зон

1 О статусе наукограда РФ: Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ; Об утверждении порядка предоставления субвенций из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов РФ: постановление Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 682.

2 О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития: доклад Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной думы Федерального собрания РФ www.invur.ru/ print.php?page=innstr&cat=naucograd&doc=about_sostojanie_naukograd

туристско-рекреационного типа. Ещё в 2003 г., когда Министерство экономического развития и торговли РФ только начинало продвигать идею о создании ОЭЗ, высказывались мнения, что инновационно-внедренческие зоны заменят на-укограды3.

Сравнение объемов федеральных средств, направляемых на развитие наукоградов и ОЭЗ, свидетельствует о явном перевесе в пользу последних. Так, ОЭЗ «Дубна» в 2006-2008 гг. предполагается выделить из федерального бюджета 1949 млн руб. Необходимо также учитывать, что проекты по наукоградам курирует Министерство образования и науки РФ, а ОЭЗ - Министерство экономического развития и торговли РФ.

С 2005 г. в России создано шесть особых экономических зон - Дубна (Московская область), Зеленоград (Москва), Алабуга (Республика Татарстан), Липецк, Санкт-Петербург и Томск, которые должны будут обеспечить разработки и производство высокотехнологических изделий и новых технологий. Кроме того, в 2006 г. был проведен конкурс на право создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа для внедрения новых технологий в данном секторе экономики. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» определил создание на территории страны четырех игорных зон, начало функционирования которых намечено на середину 2009 г.

Особые зоны Алтайского края

Если под особыми экономическими зонами понимать все территориально выделенные образования, имеющие особые условия финансирования и развития, то в Алтайском крае на начало 2007 г. существуют или планируются к созданию три ОЭЗ. Это наукоград Бийск, туристско-рекреационная зона «Бирюзовая Катунь» и игорная зона. Их функционирование должно изменить негативную динамику развития эко-

3 Беккр А., Грозовский Б. Инновационные зоны вместо наукоградов www.invur.ru/index.php?page=innstr&cat=naucograd&doc=inn_zone

номики региона в последние 15 лет4, привлечь в него инвестиции и найти ему свою нишу в рыночном хозяйстве страны.

Наукоград Бийск

Статус наукограда был присвоен г. Бийску в 2005 г. на 5 лет5. Это десятый в России и второй в Сибири (после п. Кольцово в Новосибирской области, центра биологических разработок военного характера) наукоград с самым большим населением (220 тыс. чел.). Основные направления его деятельности соответствуют отечественным приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники: ^ перспективное вооружение; ^ ракетно-космическая техника;

^ базовые и критические военные и специальные технологии; ^ новые материалы и химические технологии; ^ синтез лекарственных средств и пищевых добавок; ^ производство и переработка сельскохозяйственного сырья; ^ энергосбережение;

^ подготовка кадров в области научно-технической, гуманитарной и инновационной деятельности и пр.

Изменения в закон «О федеральном бюджете» в связи с присуждением статуса наукограда не вносятся, и Бийск в 2006 г. был лишен федеральных средств. В бюджете Алтайского края в 2006 г. было выделено 10 млн руб. на стимулирование промышленного роста, финансирование ставок инновационных педагогов в учреждениях образования, подготовку кадров для наукограда и продвижение имиджа Бийска.

В федеральном бюджете на 2007 г. Бийску предусмотрено выделение 312,1 млн руб.6, что на 90 млн руб. больше министерских нормативов (в качестве компенсации из-за отсутствия федерального финансирования в первый год су-

4 Мищенко В. В. Депрессивный Алтай: анализ социально-экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса. Барнаул: Изд-во Алт. университета, 2006.

5 Постановление Правительства РФ № 688 от 21 ноября 2005 г.

6 О федеральном бюджете на 2007 г.: Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-Ф3.

ществования). Основная часть средств (221,8 млн руб.) пойдет на развитие инженерной инфраструктуры города. На мероприятия по развитию и поддержке инновационной инфраструктуры планируется выделить 67,5 млн руб. По нашему мнению, органы управления слабо представляют, что такое инновационная инфраструктура. В итоге многие начинания сводятся к ремонту зданий и дорог в рамках одного городского квартала, где размещен ФНПЦ «Алтай» - будущая технопарковая зона.

Организации (предприятия) Бийска в большинстве своем не имеют рыночной ориентации, и предлагаемые в настоящее время инвестиционные проекты требуют серьезной доработки - в том числе с точки зрения эффективности и реализуемости. В рамках наукограда «Бийск» детально проработан пока только проект по созданию биотоплива из рапсового масла, но разрабатываемая краевая программа «Рапс-биодизель» не была принята в плановые сроки (к началу 2007 г.) и вряд ли будет осуществлена в прогнозируемый период.

Туристско-рекреационная зона

Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» на территории Алтайского края7 предполагается в два этапа: 2007-2017 гг. и 2017-2025 гг.

На первом этапе планируется благоустройство территории «Бирюзовой Катуни» общей площадью 32,3 км2. Из федерального бюджета предполагается получить 6,93 млрд руб., из бюджета Алтайского края - 0,3 млрд руб., местного бюджета - 0,08 млрд руб. Будут созданы инфраструктурные объекты ОЭЗ: сооружения энерго-, водо-, тепло- и газоснабжения, канализации, объекты наружных сетей, а также мостовой переход, автодорога, проведена реконструкция аэропортов Бийска и Барнаула. До 2016 г. объем внебюд-

7 Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. по предложению МЭРТ РФ. Порядок управления, объемы и сроки финансирования определяются в соглашении между МЭРТ РФ, администрацией Алтайского края и администрацией района, на территории которого будет создана зона.

жетных инвестиций в развитие ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» должен составить 3,2 млрд руб.

На втором этапе предполагается создание на территории Алтайского края особого анклава - курортно-рекреа-ционной местности. В ее состав в перспективе должны войти Чарышский, Солонешенский, Смоленский и Алтайский районы и курорт Белокуриха. Минимальный объем инвестиций составит 37,8 млрд руб.

Государственной экономической политикой будет установлен особый административный режим и режим землепользования в ОЭЗ, специальный порядок предоставления налоговых и таможенных преференций.

Администрация Алтайского края старается привлечь инвесторов, предлагающих более 1 млрд руб. для строительства гостиниц уровня не ниже «четырех звезд». На момент подачи конкурсной заявки в сентябре 2006 г. сообщалось только о наличии инвестора в лице АФК «Система». В начале 2007 г. потенциальными резидентами были ООО «Алтай-Известь», ООО «СББ-Лизинг», ООО «Анте», ООО «Алтай-Известь плюс» (Барнаул) и ОАО «Интурист» (Москва). Пока объем ожидаемых частных инвестиций составляет половину от государственных. В целом же проект создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа активно поддерживается населением и общественностью Алтайского края.

Игорная зона

Гораздо больше вопросов вызывает формирование к середине 2009 г. единственной в Сибири игорной зоны. Весной 2007 г. ее предполагалось создать в предгорном Смоленском районе -примерно в 250 км от Барнаула, в 20-25 км от села Солонов-ка. Неподалеку расположены курорт федерального значения «Белокуриха» и ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» (хотя окончательное решение по расположению зоны в то время еще не было принято).

В соответствии с федеральным законом будет выбрана незаселенная территория площадью 50-100 км2. Ее обустройство предполагает строительство не только казино, игорных заведений, но и гостиничных комплексов, ресторанов, инфраструктуры отдыха (горнолыжных трасс, теннисных кортов, бассейнов и т. д.). Для этого необходимо фактически на

пустом месте создать развлекательный комплекс, подготовить кадры, способные профессионально работать с небедными отдыхающими людьми, построить обслуживающие структуры, включая жилье. Затраты на создание внешней инфраструктуры игорной зоны могут составить примерно 13 млрд руб.

До самого открытия игорных зон неясным будет механизм распределения налоговых поступлений от их деятельности. Будет ли игорная зона тем крупным источником бюджетных средств, на который так рассчитывают представители региональных органов власти и бизнеса, или же эти средства будут аккумулироваться в федеральном бюджете. Как показал опыт продажи ОАО «Сибнефть» (нефтеперерабатывающего завода в Омске в 2005 г.), место аккумуляции налоговых поступлений от крупного провинциального налогоплательщика может быть изменено в любой момент.

Хорошо забытое старое?

Программно сооружаемые особые экономические зоны -новое явление в отечественной экономической системе, но его можно сравнить с целенаправленным формированием городов в советский период.

Хозяйство многих городов Алтая создавалось вне эволюционного развития территории по решению центральных органов власти, плановых структур (например, эвакуация заводов во время войны, создание производственного и научно-исследовательского центра военно-промышленного комплекса в 1950-1960-е годы). На наш взгляд, наибольший интерес для сравнения представляет сооружение г. За-ринска как современной промышленной зоны северо-восточной части Алтайского края в 1970-1980-е годы.

Заринск был построен скорее как составная часть экономики Кузбасса: технологически он инороден алтайской промышленности, но близок к угольной и металлургической промышленности Кемеровской области и Урала. Алтай предоставил свободные земли под коксохимический комплекс, экологически чистую территорию и свободные трудовые ресурсы близрасположенных деревень. На средства государства за 10-12 лет был построен комбинат, стан-

дартные многоквартирные жилые дома на 15-20 тыс. жителей и т. п.

Одна из главных проблем на Алтае - слабость строительных организаций. В советское время коксохимический комбинат и город возводили представители 20-25 регионов страны, не считая строителей из других городов края. Но работников, даже неквалифицированных, не хватало, поэтому на простые работы привлекались условно и досрочно освобожденные заключенные.

В настоящее время коксохимический комбинат приватизирован, но его расположение в Сибири сказалось, по нашему мнению, на сооружении пятой коксовой батареи в 1998-2006 гг.: объект стоимостью 180 млн дол. (примерно 5,5 млрд руб.) строился более 8 лет. ОАО «Алтай-кокс» не «вписался» в экономику края и дает минимум налогов в доходную часть краевого бюджета. Коллектив имеет высококвалифицированные кадры, но в целом завод и город практически не способствуют развитию экономики региона.

На наш взгляд, здесь можно провести параллель с ожиданиями от создания алтайских особых зон. Следует учесть, что в основном объектами зон будут владеть собственники из европейской части страны, а возможно, из-за рубежа - и в этом вопросе надо избавляться от эйфории. Новая экономика края должна вырастать из уже существующей, а не навязываться по решению властей (даже с самыми наилучшими намерениями), как показывает опыт целевого (директивно-планового) строительства промышленности и целинного сельского хозяйства на Алтае.

Создание особых зон в Алтайском крае должно повлечь за собой большой поток федеральных инвестиций, но этот источник ненадежен. Нужно ответить на вопросы: будут ли эти зоны позитивными секторами функционирования экономики территории, смогут ли они стать факторами, способствующими развитию всех сторон жизни края?

Факторы успешности особых зон

С точки зрения сотрудника Всемирного банка С. Джуме-на, зоны могут быть успешными только при сочетании следующих пяти факторов. Это: политическая воля; размещение; внутренние и международные связи; человеческий капитал.

Именно их наличием объясняется успех зон Китая и неудачное функционирование российских экономических зон в 1990-х годах.

Политическая воля. Этот фактор означает, прежде всего, наличие законодательных и нормативно-правовых оснований создания и деятельности особых экономических зон, четкой и последовательной политики в данном направлении. Для успешного развития ОЭЗ необходимо хорошее финансирование. Наиболее распространенной моделью является государственно-частное партнерство, которое выбрала и Россия. Для привлечения частных инвестиций необходима предсказуемость политики государства. Потенциальным инвесторам важно знать четко определенные объемы и сроки выделения бюджетных финансовых средств. Кроме того, льготы, привилегии и гарантии не должны изменяться или отменяться в ходе функционирования ОЭЗ.

Приведенные выше ожидаемые объемы бюджетных средств для развития Алтайских зон не являются гарантированными. Стало традицией затягивать процесс принятия решений, требующих крупных государственных вложений. В итоге федеральный бюджет принимается, а объект с присвоенным статусом остается без федерального финансирования на целый период. Так, туристско-рекреационные зоны ничего не получили на 2007 г., хотя семь претендентов на их организацию были определены еще 23 октября 2006 г., объявлены победителями - 6 декабря 2006 г. Но соответствующие постановления правительства РФ были подписаны только в феврале 2007 г. Если вначале продолжительность первого этапа развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа была пять лет, то в дальнейшем он был продлен до 2016 г.

Ситуация с игорной зоной еще более неопределенная. Лобби игорного бизнеса надеются отменить или внести су-

щественные изменения в закон до его полного вступления в силу в июле 2009 г. Тем более что к тому времени сменятся и состав Государственной думы РФ, и президент страны.

Факторами, сдерживающими инвестиции, могут стать достаточно жесткий административный контроль, управление из федерального центра (в отношении туристско-рекреационной и игорной зон), что может привести к росту трансакционных издержек. В мировой практике одной из существенных функций администрации ОЭЗ считается уменьшение этих издержек практически до нулевого уровня8.

Размещение. Это - второй фактор, определяющий успешность особой экономической зоны. Большинство международных экспертов сходятся в том, что размещать ОЭЗ необходимо там, где уже есть подобные виды экономической деятельности, которые собираются развивать, или наличествует необходимая инфраструктура9. Согласно этому критерию, создание наукограда и туристско-рекреационной зоны вполне оправданно. В Бийске уже полвека развиваются наукоемкие производства. Алтай зарекомендовал себя как туристский регион общероссийского уровня (по оценочным данным, в 2006 г. сюда приезжало отдыхать до 600 тыс. чел.), хотя нельзя сказать, что позиции Алтая очень сильны. В развитие «Бирюзовой Катуни» к 2007 г. уже вложено 260 млн руб. частных инвестиций.

В любом случае потребителями туристского продукта ОЭЗ должны стать не только жители Алтая и Сибири, но и Москвы, Санкт-Петербурга, а также иностранные туристы. Властями Республики Алтай обсуждается строительство железной дороги Бийск - Горно-Алтайск, впрочем, скорее, ориентированное на строительство ГЭС в горах Алтая. Железнодорожное полотно от Барнаула до Бийска находится в очень плохом состоянии. К тому же железнодорожный транспорт используется туристами достаточно редко, в ос-

8 Workshop: Economic Zones - Learning from Global Experience (IFC-FIAS). Presentation by Nikhil Gandhi Group Chairman Mumbai integrated Special Economic Zone (MiSEZ). 30.04.2004 //www.ifc.org/ifcext/southasia.nsf/Content/ SEZWorkshop

9 Concluding Remarks by Mr. Dimitris Tsitsiragos, Director South Asia, IFC// www.ifc.org/ifcext/southasia.nsf/Content/SEZWorkshop

новном в целях экономии, и это слабо будет способствовать развитию рекреационной зоны.

Администрация Алтайского края собирается привлекать в туристскую зону обеспеченных потребителей. Что практически не обсуждается органами власти в рамках развития инфраструктурной составляющей, так это необходимость возрождения малой авиации как средства транспортировки, обзорных экскурсий, а главное - в целях обеспечения безопасности. Нельзя допустить, чтобы в форсмажорных ситуациях туристов невозможно было эвакуировать из труднодоступных мест из-за отсутствия необходимого вертолетного и самолетного парка.

Создание игорной зоны вызывает больше негативных, чем позитивных моментов. Представители органов управления в основном отмечают положительные стороны проекта: финансовая поддержка из федерального центра, привлечение крупных российских и зарубежных инвесторов, создание большого числа новых рабочих мест, стимулирование развития смежных отраслей экономики и инфраструктуры. Вместе с тем практически не замечаются его возможные проблемные стороны, которые волнуют жителей Алтайского края и Смоленского района, ученых, журналистов, политиков, представителей игорных и туристских организаций.

Прежде всего, мировая практика показывает, что развитие игорного бизнеса сопровождается всевозможными криминальными проявлениями, наркоманией и проституцией. Не зря Лас-Вегас (США) называют не только игорной столицей мира, но и «городом греха». В штате Невада, где он расположен, отмечается самый высокий по сравнению с соседними регионами уровень изнасилований - 67,3 случаев на 100 тыс. населения (в штате Аризона - 45,2, Монтана -21)10. Для сравнения: в 2005-2006 гг. в Алтайском крае их было 5,8-6 на 100 тыс. населения, что, впрочем, вызывает некоторые сомнения в постановке и организации учета преступности. А в связи с развитием игорной зоны появление в регионе новых криминальных структур и распределение

10 Левин М. И., Покатович Е. В. Экономика нелегального коммерческого секса: красный свет на синем фоне. М.: Фонд ИНДЕМ, 2006. С. 12.

значительных бюджетных средств могут создать почву для роста коррупции.

Все это будет способствовать социальному напряжению в регионе. С общегосударственных позиций нелогично развитие игорного бизнеса в бедном субъекте Федерации.

Внутренние связи. Всестороннее сотрудничество организаций-резидентов ОЭЗ с местными предпринимателями имеет огромное значение для развития особых экономических зон. Развивать связи особой зоны с внутренним рынком страны и территории необходимо по следующим направлениям:

S развитие связей с местными поставщиками ресурсов;

S местное сотрудничество в сфере передачи технологий и инвестиций в человеческий капитал;

S поощрение поставок местных товаров и услуг в ОЭЗ11.

Расширение внутренних связей, с одной стороны, является необходимым условием для поступательного роста самих зон, с другой - только в этом случае регион и муниципальные образования получат реальные выгоды от их создания, когда они превратятся в действительные локомотивы роста, способствующие всемерному развитию сопутствующих видов экономической деятельности. Приход в регион крупных олигархических структур ставит под вопрос участие в формировании ОЭЗ местных предпринимателей. Для налаживания связей между инвесторами из разных территорий и региональными организациями необходима целенаправленная политика администрации особых зон, органов власти всех уровней, детально обговоренная на первых этапах их создания.

Международные связи проявляются в привлечении иностранных инвестиций и, в случаях необходимости, рабочей силы, экспорте готовой продукции и услуг, импорте необходимых компонентов для ее создания.

В данном случае весьма актуален вопрос привлечения иностранных туристов, особенно из азиатских стран - ведь именно их регионы могут дать наибольший прирост туристов в обо-

11 Rao S. R. Chief General Manager Export-Import Bank of India. Special Economic Zones: Conductive investment Regimes. P. 13 // www.ifc.org/ifcext/ southasia.nsf/Content/SEZWorkshop

зримом будущем (прежде всего, из Синцзян-Уйгурского автономного района Китая). У Алтайского же края практически нет опыта по продвижению своего туристского продукта на международной арене. Его участие в международных туристических мероприятиях ограничивалось, как правило, московскими и иркутскими выставками. В 2007 г. Алтай участвовал во всемирной выставке недвижимости и инвестиционных проектов «MIPIM-2007» в Каннах (Франция) и в международной берлинской туристической бирже «ITB Berlin» (Германия).

Человеческий капитал. На наш взгляд, необходимо особо остановиться на проблеме менеджмента для всех трех зон Алтая. Низкий уровень управления - одна из главных причин неудовлетворительного развития как отечественной экономики в целом, так и ее отсталых, депрессивных территорий. Большинство специалистов управления в России оперируют понятиями плановой экономики, точного исполнения принятых на себя обязательств, и им очень трудно найти место своей организации в формируемой рыночной экономике. Для наукограда и ОЭЗ данный вопрос имеет больший вес, поскольку специалисты фундаментальной науки всячески отвергают коммерциализацию научной сферы и по-прежнему считают, что государство должно обеспечить продвижение их разработок и сбыт продукции.

Наукоград и ОЭЗ, призванные создавать новейшие технологии, производить конкурентные товары и предоставлять качественные услуги, не могут обойтись без квалифицированных кадров. Они, без сомнения, являются самым важным фактором успешного функционирования особых экономических зон.

Выучить служащих отелей, горничных, официантов и крупье по мировым стандартам, обучить их иностранным языкам стоит дороже, нежели формирование инфраструктуры. В Алтайском крае основной акцент власти делают на инфраструктурной составляющей, практически не уделяя внимания кадровым вопросам.

Представители турбизнеса Алтая отмечают, что его развитие уже на данном этапе сдерживается очень низким уровнем сервиса и недостатком квалифицированных местных

кадров. Проблема в том, что непрестижные (с точки зрения российского менталитета) рабочие места должны быть заняты грамотными людьми, в том числе со знанием иностранных языков. Создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа и игорной зоны резко увеличит потребность в обслуживающем персонале и людях, способных организовать качественный отдых. Кроме того, возрастет потребность в рабочей силе со стороны сопутствующих видов деятельности. Мировая практика свидетельствует, что одно рабочее место в особой экономической зоне создает два рабочих места вне ее в случае развитых внутренних связей.

Появлением туристского комплекса «Бирюзовая Катунь» край обязан харизматической фигуре А. Коваля, трагически погибшего в 2003 г. при торжественном открытии первой очереди своей организации. По нашему мнению, если у наукограда и новых ОЭЗ Алтая не будет подобных менеджеров, то их создание окажет мало влияния на развитие региона и в большей степени будет способствовать реализации корпоративных и местных интересов.

На Алтае, как в любой провинциальной территории, практически нет специалистов в области менеджмента, маркетинга и логистики, гостиничного, ресторанного и туристского дела. Ожидать, что таких специалистов начнут выпускать местные вузы и колледжи (техникумы), не стоит, так как на это просто нет времени. Поэтому необходимо как можно больше привлекать иностранных специалистов в сфере услуг, способных обучить местное население.

Таким образом, особые зоны могут стать эффективным инструментом ускоренного развития Алтайского края, но для этого необходимо привлечь крупных инвесторов, решить организационные вопросы, способствовать развитию экономики всего региона и нейтрализовать уже вырисовывающиеся негативные моменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.