Научная статья на тему '«Особые условия» как универсальное понятие для деятельности органов и подразделений МВД России: их виды, характеризующие признаки, классификация'

«Особые условия» как универсальное понятие для деятельности органов и подразделений МВД России: их виды, характеризующие признаки, классификация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7779
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЖИМ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ОБСТАНОВКА / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.А. Громов

В статье на содержательном уровне рассматривается универсальное понятие «особые условия», формулируется авторское определение, выделяются характеризующие признаки, исследуются виды чрезвычайных событий и явлений, создающих особые условия в деятельности органов и подразделений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«SPECIAL CONDITIONS» AS A UNIVERSAL DEFINITION OF THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES' ACTIVITY. KINDS, FEATURES AND CLASSIFICATION

The paper considers the universal definition of «special conditions», underlines its features and researches the kinds of extreme situations and events creating the special conditions for the activity of the units of the Ministry For Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему ««Особые условия» как универсальное понятие для деятельности органов и подразделений МВД России: их виды, характеризующие признаки, классификация»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:

состояние и пути совершенствования

М.А. ГРОМОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

«Особые условия» как универсальное понятие для деятельности органов и подразделений МВД России: их виды, характеризующие признаки, классификация

В статье на содержательном уровне рассматривается универсальное понятие «особые условия», формулируется авторское определение, выделяются характеризующие признаки, исследуются виды чрезвычайных событий и явлений, создающих особые условия в деятельности органов и подразделений МВД России.

Особые условия, чрезвычайная обстановка, чрезвычайные ситуации, чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайные правовые режимы, контртеррористическая операция, чрезвычайное положение, военное положение.

M.A. GROMOV,

doctor of legal sciences, professor, department of internal affairs agencies' in the special conditions

(Management Academy of the Ministry for Internal Affairs)

«Special conditions» as a universal definition of the internal affairs agencies' activity. Kinds, features and classification

The paper considers the universal definition of «special conditions», underlines its features and researches the kinds of extreme situations and events creating the special conditions for the activity of the units of the Ministry for Internal Affairs of Russia.

Special conditions, extreme environment, extreme situations, extreme conditions, extreme legal regimes, counter-terrorist measure, emergency state, defense emergency.

Органы и подразделения МВД России, при- бенностей демографии, социального состава званные обеспечить на территории обслу- населения, развитости инфраструктуры, интен-живания (в зоне ответственности) обществен- сивности миграционных потоков, специфики

ный порядок и общественную безопасность, правонарушений, уровня, структуры, динамики

противодействовать преступности, защищать преступности и степени ее латентности, а так-личность, общество и государство, его консти- же активизации экстремистских действий про-туционный строй и территориальную целост- тестного электората и имеющихся недостатков ность от внутренних и внешних угроз, функ- организации работы органов и подразделений

ционируют как в обычных (повседневных) МВД России, состояние их готовности к дея-сложных, так и в особых условиях, которые воз- тельности может быть различным.

никают в чрезвычайной обстановке [1, 2, 3, 4, 5, В одних регионах Российской Федерации

6, 7, 8]. органы и подразделения МВД России функ-

В зависимости от специфики территории ционируют преимущественно в обычных (по-обслуживания (зоны ответственности), ее гео- вседневных) или сложных условиях, выполняя графического и природного положения, осо- возложенные на них задачи и функции в основ-

5

К S

I

<

м О 03

н и X

и

а

а и ва

0 и

S

н

^

с S

И

5

1 к О н и о и

6 03

н

и

л

<

и н

0

1

о

а

<

6

ном в рамках своих штатных структур, в других регионах оперативная обстановка преимущественно сложная, нередко и чрезвычайная, что приводит к выполнению возникающих дополнительных задач в рамках формируемых и применяемых временных целевых структур и новых систем управления. Это относится, как правило, к крупным городам и мегаполисам (Москва и Санкт-Петербург), а также — субъектам Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа и др.

Среди факторов чрезвычайности обстановки можно выделить следующие:

— опасность и масштабность происшествий, событий, явлений, преступлений;

— реальность внутренних и внешних угроз для личности, общества и государства;

— тяжесть последствий;

— внезапность;

— быстрота, нередко — спонтанность развития событий и происшествий, непредсказуемость явлений и противоправных деяний;

— повышенная напряженность и острота конфликтов;

— возможность развития происшествий (событий, явлений, противоправных деяний) во времени, в пространстве и по кругу лиц до острого кризисного состояния. Чрезвычайная обстановка — это опасная, нередко агрессивная среда функционирования органов и подразделений МВД России на территории обслуживания (в зоне ответственности), создаваемая масштабными чрезвычайными обстоятельствами криминального, социально-политического или военного характера (ЧО) и чрезвычайными ситуациями природного, биолого-социального или техногенного характера (ЧС), приводящая к особым условиям их деятельности.

Резкое усложнение работы органов и подразделений МВД России в особых условиях в силу чрезвычайности обстановки, а также появление дополнительных задач, увеличение объема выполняемых функций требуют адекватных чрезвычайных мер.

В законодательных и иных нормативных правовых актах имеется целый арсенал таких мер. К ним относятся следующие:

— развертывание государственных систем предупреждения, пресечения, ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций, в которых определены место и роль органов и подразделений МВД России;

— введение соответствующих чрезвычайных правовых режимов: правового режима контртеррористической операции (КТО), особого правового режима чрезвычайного положения (ЧП), особого правового режима

военного положения (ВП), режима чрезвычайной ситуации и режима террористической опасности, а также системы мер и временных ограничений прав граждан и юридических лиц [1, 2, 3], которые зависят от чрезвычайности обстановки;

— формирование и применение функциональных групп в составе объединенных группировок сил и средств;

— организация и проведение специальных мероприятий, в том числе оперативно-профилактических, специальных, контртеррористических и войсковых операций;

— создание и развертывание новых систем управления (органов оперативного управления, пунктов управления, средств связи).

К масштабным чрезвычайным ситуациям природного, биолого-социального или техногенного характера приводят значительные по размаху и последствиям стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, пожары, ураганы, циклонические процессы и др.), эпидемии и эпизоотии, крупные аварии и катастрофы на промышленных, транспортных и инфраструктурных объектах. Из-за данных чрезвычайных ситуаций возникают особые условия в деятельности органов и подразделений МВД России. В соответствии с законодательством при возникновении таких условий может быть введен не только режим чрезвычайной ситуации [8], но и особый правовой режим чрезвычайного положения [1].

Место и роль органов и подразделений МВД России в обеспечении указанных режимов в нормативных правовых актах определены. Четко сформулировано и определено понятие «чрезвычайная ситуация».

Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или уже повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [6].

Чрезвычайные обстоятельства криминального, социально-политического или военного характера — это чрезвычайная обстановка, складывающаяся в результате масштабных, резонансных, особо опасных криминальных проявлений с тяжкими последствиями, устанавливающая особые условия для деятельности органов и подразделений МВД России, требующая принятия адекватных мер и оперативных действий, сил и средств, объединяемых в группировки для проведения специальных мероприятий, в том числе — оперативно-профилактических, специальных, контртеррористических или войсковых операций.

При определении понятия «особые условия» необходимо принять во внимание, что широко используемые в теории и практике управления органами и подразделениями МВД России в особых условиях термины «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайные обстоятельства», «особые условия» характеризуются, с одной стороны, состоянием чрезвычайности обстановки, особенностями внешней среды их функционирования, т. е. — объективными факторами, а с другой — специфическими (особыми) условиями деятельности, готовности к действиям на территории обслуживания (в зоне ответственности), т. е. субъективными факторами, что дает в совокупности целостное представление об универсальности понятия «особые условия».

Чрезвычайные ситуации и чрезвычайные обстоятельства — части обобщающего универсального понятия «особые условия».

Особые условия в деятельности органов и подразделений МВД России — это специфические условия их функционирования в чрезвычайной обстановке в период участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, биолого-социального или техногенного характера (ЧС) при решении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств криминального, социально-политического или военного характера (ЧО), в условиях обеспечения правового режима контр-

Список литературы

1. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая

2001 г. № 3 ФКЗ (в ред. от 7 марта 2005 г. № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

2. О военном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 января

2002 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г. № 8-ФКЗ) // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

3. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (в ред. от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

4. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 29 апреля 2008 г. № 54-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

5. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2012 г. № 244-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

террористической операции (КТО), участия в организации и ее проведения, особого правового режима чрезвычайного положения (ЧП), особого правового режима военного положения (ВП), ведения гражданской и территориальной обороны, обеспечения мобилизационной готовности в предвоенное и военное время.

Указанные условия представляют реальную угрозу безопасности личности, обществу и государству, существенно влияют на нормальный ритм жизни граждан, жизнедеятельность населения, функционирование органов власти и управления, учреждений, организаций, предприятий, в том числе органов и подразделений МВД России. При возникновении особых условий требуется принятие адекватных чрезвычайных мер, в частности — задействования государственных систем предупреждения, предотвращения, пресечения, ликвидации последствий, минимизация ущерба, создания специальных систем управления (органов оперативного управления, пунктов управления, средств связи), формирования и применения функциональных групп, объединяемых в группировки сил и средств, в целях восстановления общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, защиты конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета государства.

6. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 11 февраля 2013 г. № 9-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

7. О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства: Указ Президента РФ от 14 июня 2012 г. № 851 // СЗ РФ. 2012. № 25. Ст. 3315.

8. Об утверждении положения о функциональной подсистеме охраны общественного порядка Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: приказ МВД России от 13 июля 2007 г. № 633 // СПС Консуль-тантПлюс.

Тел.: 8 (499) 745-81-65

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.