УДК 347 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10265
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА НА СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
Юрий Александрович КЛИМАН, преподаватель кафедры гражданского права Северо-Кавказского филиала РГУП E-mail: konovalov54@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. Трубопроводный транспорт — система, которая развивается наиболее динамично. Особое значение этот сектор приобретает в связи с удаленностью месторождений от потребителя. Строительству магистральных нефтепроводов предшествует объемный процесс подготовительных работ правового характера и, в первую очередь, выполнения проектных и изыскательских работ. Договор на выполнение проектных и изыскательских работ представляет собой разновидность договора подряда, особые условия которого применительно к строительству магистрального трубопровода отражены в данной статье.
Ключевые слова: магистральный трубопровод, транспортировка углеводородов, трубопроводный транспорт, инвестиции, договорные условия.
Annotation. Pipeline transport is a system that develops most dynamically. This sector is of particular importance due to the remoteness of deposits from the consumer. The construction of oil trunk pipelines is preceded by a large-scale process of preparatory works of a legal nature and, first of all, the execution of design and survey works. The contract for design and survey works is a type of contract, the special conditions of which in relation to the construction of the main pipeline are reflected in this article.
Keywords: main pipeline, transportation of hydrocarbons, pipeline transport, investments, contractual terms.
В настоящее время система транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов играет огромную роль в топливно-энергетическом комплексе и экономике России в целом, представляя собой разветвленную сеть магистральных трубопроводов. Дальнейшее ее развитие определено в Энергетической стратегии России до 2030 года1.
За исторически короткий период времени в Российской Федерации была создана уникальная по протяженности, производительности и сложности система магистральных трубопроводов для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Трубопроводный транспорт — стратегический вид транспорта в России с наибольшим объемом грузооборота: длина магистральных трубопроводов составляет примерно 220 тыс. км,
включая газопроводы (более 150 тыс. км), нефтепроводы (примерно 50 тыс. км.) и нефте-продуктопроводы (около 20 тыс. км). Согласно статистическим данным, таким способом происходит транспортировка более 90% углеводородов, а доля нефти в общем объеме грузооборота составляет примерно 40%2.
Сегодня трубопроводный транспорт России обеспечивает не только нужды государства, но и снабжает Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Турцию3, обсуждается идея строительства газопровода с Сахалина в Японию и Южную Корею4.
Общая протяженность газотранспортной системы «Газпрома» на территории России составляет 170,7 тыс. км. В транспортировке газа используются 250 компрессорных станций об-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
щей мощностью газоперекачивающих агрегатов 46,1 тыс. МВт. Мегапроект «Восточная газовая программа» предусматривает строительство газопровода «Сила Сибири» протяженностью около 3 тыс. км с экспортной производительностью 38 млрд м3 газа в год5.
ПАО «АК «Транснефть» представляет собой динамично развивающуюся компанию, деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей нефтяных компаний в надежном высокоэффективном транспорте нефти. Учитывая интересы всех пользователей системы, компания реализует важнейший статус естественной монополии, обеспечивая государственные гарантии равнодоступности к трубопроводному транспорту. ПАО «АК «Транснефть» полностью выполняет свои обязательства по приему нефти от добывающих предприятий и своевременной транспортировке и сдаче нефти потребителям: по системе магистральных нефтепроводов транспортируется 99% добываемой нефти.
Для организационной, технологической, и экономической подготовки строительства магистральных трубопроводов выделяют организационно-подготовительный этап, в ходе которого строительной организацией выполняются организационно-подготовительные мероприятия, включающие: подготовку и заключение с заказчиком генерального договора подряда и субподряда; получение от заказчика соответствующей проектно-сметной документации; оформление финансирования строительства; отвод в натуре трассы и площадок для строительства; оформление разрешений и допусков на производство работ; решение вопросов бытового обслуживания строителей; заключение договоров материально-технического обеспечения и др.6.
Подготовка и заключение с заказчиком строительства генерального подрядного договора осуществляется от имени строительной организации в соответствии с условиями конкурса (тендера) на право производства работ в установленном порядке7.
Особые условия договора подряда на строительство магистральных трубопроводов обусловлены требованиями к качеству строительства, которые должны точно соответствовать проект-но-сметной документации при строгом соблюдении технических условий строительного про-изводства8.
Анализируя особые условия данного вида договора подряда, в первую очередь следует перечислить стороны договора, каждая из которых осуществляет свои специфические функции.
Инвестор — юридическое или физическое лицо, осуществляющие капитальные вложения на территории Российской Федерации и / или за ее пределами с использованием собственных и / или привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и / или другим применимым законодательством.
Заказчик — юридическое лицо, осуществляющее реализацию инвестиционных проектов нового строительства или реконструкции объектов действующего предприятия, — обеспечивает строительство проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке, получает разрешение на строительство, осуществляет свои функции заказчика при ведении строительства на основании договора, выполнении строительного контроля, взаимодействии с органами государственного надзора и местного самоуправления9, а также привлекает в качестве подрядчиков и субподрядчиков сторонние организации различного уровня — академические институты и университеты, специализированные научно-производственные институты и коммерческие организации различного масштаба10.
Проектировщик — специализированная проектная организация, разрабатывающая предпро-ектную и / или проектную документацию по договорам, заключенным с заказчиком, и являющаяся ответственной за выполнение всего комплекса проектно-изыскательских работ по инвестиционному проекту / подпроекту капитального строительства. Базовой функцией проектировщика в процессе строительства является внесение в установленном порядке изменений в проектно-сметную и рабочую документацию в случае изменения после начала строительства градостроительного плана земельного участка или действующих нормативных документов11.
Подрядчик — юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые выполняют работы по договорам подряда, заключенным с заказчиком. Генподрядчик определяется преимущественно на конкурсной основе12.
Базовыми организационными функциями подрядчика (генподрядчика) как лица, осуществляющего строительство, являются:
■ выполнение работ, конструкций, систем инженерно-технического обеспечения объекта строительства в соответствии с проектной и рабочей документацией;
■ разработка и применение организационно-технологической документации;
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
■ осуществление строительного контроля лица, осуществляющего строительство, в том числе контроля за соответствием применяемых строительных материалов и изделий требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации;
■ ведение исполнительной документации;
■ обеспечение безопасности труда на строительной площадке, безопасности строительных работ для окружающей среды и населения;
■ управление стройплощадкой, в том числе обеспечение охраны стройплощадки и сохранности объекта до его приемки застройщиком (заказчиком);
■ выполнение требований местной администрации, действующей в пределах ее компетенции, по поддержанию порядка на прилегающей к стройплощадке территории.
Еще одной особенностью договора подряда на строительство магистральных трубопроводов является специфика отношений между генеральным подрядчиком, подрядчиками и субподрядчиками, которые регламентируются не только самим договором, но и другими нормативно-правовыми актами, включая ведомственные.
Закон не исключает возможности передачи субподрядчикам всего объема работ с сохранением за генподрядчиком общих функций по руководству и организации выполняемых работ. Подрядчик вправе привлекать субподрядчиков (ст. 306 ГК РФ), поскольку из закона и договора не вытекает обязанность личного исполнения13.
При строительстве магистральных трубопроводов практикуется заключение подрядных договоров с двумя или более подрядчиками (ст. 707 ГК РФ), что требует четкого распределения между участвующими подрядчиками объемов работ на единой стройке и согласования графиков их выполнения14, которые должны выполняться в соответствии со строительными нормами и правилами, стандартами, техническими условиями и другими действующими нормативными документами, а также ведомственными нормативными документами, утвержденными или согласованными в установленном порядке, и имеют целью определить права, обязанности и ответственность сторон при заключении и исполнении договоров субподряда на выполнение отдельных видов и комплексов строительных, монтажных или специальных работ, а также обеспе-
чить выполнение государственного плана капитального строительства и ускорение ввода в эксплуатацию строящегося объекта.
Определенная специфика договоров поставки материально-технических ресурсов для сооружения магистральных трубопроводов обусловлена, главным образом, необходимостью четкой регламентации качества, комплектации и количества поставляемых материалов, труб, оборудования15 и регламентируются § 3 гл. 30 ГК РФ.
К особым условиям договоров подряда на строительство магистральных трубопроводов следует также отнести положения, касающиеся объема работ по биологической рекультивации на участке трубопровода, поскольку строящиеся и действующие трубопроводы наносят значительный ущерб приземному слою атмосферы, почвенно-растительному комплексу, животному миру, поверхностными подземным водам16. Создание современных систем прокладывания трубопровода без вреда окружающей среды требует поиска новых инженерных решений и инновационных технологий17.
Система государственного регулирования магистрального трубопроводного транспорта предусматривает меры по защите прав инвесторов, тем самым привлекая негосударственные инвестиции в развитие систем магистрального трубопроводного транспорта18. Основным фактором в данном случае является гарантия стабильности договорных условий.
1 Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.
2 Сидоренко П. Роль трубопроводного транспорта для экономики России // https://tagilcity.ru/news/society/22-05-2014/rol-truboprovodnogo-transporta-dlya-ekonomiki-rossii
3 Алиев Ш.И. Экономические проблемы развития систем транспортировки нефтегазовых продуктов в России // Проблемы современной экономики. 2009. № 1 (29). С. 296—301.
4 Перспективы развития трубопроводного транспорта // http://tek360.rbc.ru/articles/53/
5 Проекты ПАО «Газпром» [сайт] // http://www. gazprom.ru/projects/
6 Алпеева О.Г., Слободчиков Е.В. Обзор существующих структур управления строительством магистральных трубопроводов // Архитектура, строительство, транспорт: Междунар. науч.-практ. конф. (К 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ») / СибАДИ. Омск: Полиграф. центр КАН, 2014. С. 190—194.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
7 Босенко Е.Н., Кравец А.Г. Автоматизация процесса управления проектом при строительстве нефтепровода // Известия ВолГТУ. 2012. № 15. С. 80—83.
8 Климан Ю.А. Эволюция становления договора подряда на строительство магистральных трубопроводов в России // Инновации и инвестиции. 2014. № 10. С. 215—220.
9 Марков Н. Что нам стоит трубопровод построить? // Нефть России. 2008. № 2. С. 32—34.
10 Шмелев Д, Станиловская Ю., Грин Э., Добуан П. Российские магистральные трубопроводы на мерзлоте: практика изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации // Матер. пятой конф. геокриологов России (Москва, 14—17 июня 2016 г.). М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. С. 235—240.
11 Технологические регламенты (стандарты предприятия) акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть»: В 2-х т. / Под общей ред. С.М. Вайнш-тока. М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003. 31 с.
12 0Р-03.100.00-КТН-094-17 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Реестр организаций, соответствующих требованиям предварительного квалификационного отбора по видам товаров, работ, услуг // or-03.100.00-ktn-094-17_s_izm1.pdf
13 Каждый из таких подрядчиков может быть при этом генподрядчиком.
14 Будзуляк В.В. Современное состояние газотранспортной системы России // Магистральные и промысловые трубопроводы: проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт: Науч.-техн. сб. М.: Рос. гос. ун-т нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005. С. 21—23.
15 Харитонов В.А. Строительство магистрального трубопровода нефти и газа. М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2008. 485 с.
16 Евстропов Н.А., Усков В.В. Магистральные трубопроводы. Социальные и экологические проблемы // Компетентность. 2010. № 8 (79). С. 42—49.
17 Вилъп А.А., Летопольский А.П. Прокладка магистрального трубопровода с помощью технологии микротонне-лирования // Образование. Транспорт. Инновации. Строительство: Сб. науч. тр. нац. науч.-практ. конф. (Омск, 19—20 апреля 2018 г.). Омск: СибАДИ, 2018. С. 15—17.
18 Проект федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подготовлен Минэнерго России; не внесен в ГД ФС РФ; текст по состоянию на 28.07.2016 г.) // СПС «Гарант»
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Интегрированные
маркетинговые
коммуникации
Интегрированные маркетинговые коммуникации. Учебник для магистров и аспирантов высших учебных заведений / Под ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 391 с.
Раскрывается содержание интегрированного маркетинга как комплексной многоканальной синхронизированной коммуникационной системы, основанной на единстве внешнего и внутреннего маркетинга, в целях максимального удовлетворения потребностей общества в рамках производства под индивидуального заказчика многофункциональных продуктов.
В логической последовательности рассматриваются направления влияния инструментов РИ и рекламы на результаты маркетинговой деятельности, раскрываются классификационные признаки потребительской ценности сферы коммуникационных услуг с учетом специфики практического использования в процессе рыночного участия фирм и компаний.
Материал учебника позволяет читателям ознакомиться с содержанием и спецификой внешних и внутренних коммуникаций, РИ и рекламы в организациях сферы услуг, товарного обращения и промышленного производства. Рассматриваются механизм комплексной оценки интегрированных маркетинговых коммуникаций, рыночный механизм стимулирования сбыта и оказания маркетинговых услуг с учетом факторов деловой среды, а также эффективность инструментов РИ и рекламы с выделением значения показателя социально-деловой активности и корпоративной ответственности.
Для магистров, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», а также аспирантов при подготовке диссертации по профилю «Маркетинг».
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018