Научная статья на тему 'ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: КЕЙС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: КЕЙС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ / ДЕТИ-ИНОФОНЫ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ЯЗЫКОВАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ В МИГРАЦИИ / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельченко Елена Александровна, Шевцова Анна Александровна

Дети - одна из наиболее уязвимых категорий перемещенных лиц. Общее число детей, находящихся в миграции в 2021 г., достигло 36 млн человек в мире. Многие из них не имеют доступа к качественному образованию, испытывают сложности в ходе процесса адаптации и интеграции, с трудом входят в образовательный процесс массовой российской школы. Образовательные организации Южного Урала - промышленно развитого и привлекательного для трудовых мигрантов региона, также столкнулись с достаточно массовым притоком детей из семей иноэтничных мигрантов в школу. Авторы на примере школ Челябинской области и с учетом сложившейся в регионе этнодемографической ситуации рассматривают особые образовательные потребности детей из семей мигрантов, обосновывают необходимость комплексного и системного подхода к решению проблемы языковой, культурной и социальной адаптации детей с миграцией в истории семьи и их интеграции в российское общество средствами образования, анализируют наиболее эффективные практики адаптации, применяемые в региональных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омельченко Елена Александровна, Шевцова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS OF CHILDREN WITH A MIGRATION HISTORY IN SCHOOL: THE CASE OF THE CHELYABINSK REGION

One of the most vulnerable categories of displaced persons are children. The total number of children in migration in 2021 has reached 36 million worldwide. Many of them do not have access to quality education, have difficulties in the process of adaptation and integration, and find it difficult to enter the educational process of mass Russian schools. Educational organizations of the Southern Urals, an industrially developed and attractive region for labor migrants, have also faced a massive influx of children from families of migrants of other ethnic origin to school. The authors use the example of schools in the Chelyabinsk region and take into account the ethno-demographic situation in the region to consider the special educational needs of children from migrant families, justify the need for a comprehensive and systematic approach to the problem of linguistic, cultural and social adaptation of children with migration in family history and their integration into Russian society through education, analyze the most effective adaptation practices used in regional educational organizations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: КЕЙС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 373.37 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-164-177

ББК 74.205

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: КЕЙС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ1

THE SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS OF CHILDREN WITH A MIGRATION HISTORY IN SCHOOL: THE CASE OF THE CHELYABINSK REGION

Омельченко Елена Александровна

Декан факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, доктор исторических наук E-mail: ea.omelchenko@mpgu.su

Omelchenko Elena A.

Dean of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Professor of the Department of Culturology, Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University, ScD in History E-mail: ea.omelchenko@mpgu.su

Шевцова Анна Александровна

Заместитель декана факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, доктор исторических наук E-mail: ash@inbox.ru

Shevtsova Anna A.

Deputy Dean of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Professor of the Department of Culturology, Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University, Doctor of History E-mail: ash@inbox.ru

1 Статья выполнена в рамках государственного задания МПГУ (тема: «Научно-методическая разработка и апробация системы оценки уровня владения русским языком и дополнительной языковой подготовки несовершеннолетних иностранных граждан», № 122041400161-6).

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Омельченко Е. А., Шевцова А. А., 2022

Аннотация. Дети - одна из наиболее уязвимых категорий перемещенных лиц. Общее число детей, находящихся в миграции в 2021 г., достигло 36 млн человек в мире. Многие из них не имеют доступа к качественному образованию, испытывают сложности в ходе процесса адаптации и интеграции, с трудом входят в образовательный процесс массовой российской школы. Образовательные организации Южного Урала - промышленно развитого и привлекательного для трудовых мигрантов региона, также столкнулись с достаточно массовым притоком детей из семей иноэтничных мигрантов в школу. Авторы на примере школ Челябинской области и с учетом сложившейся в регионе этнодемографической ситуации рассматривают особые образовательные потребности детей из семей мигрантов, обосновывают необходимость комплексного и системного подхода к решению проблемы языковой, культурной и социальной адаптации детей с миграцией в истории семьи и их интеграции в российское общество средствами образования, анализируют наиболее эффективные практики адаптации, применяемые в региональных образовательных организациях.

Ключевые слова: социокультурная адаптация, дети с миграционной историей, дети-инофоны, русский язык как иностранный, языковая адаптация, дети в миграции, Челябинская область.

Для цитирования: Омельченко Е. А., Шевцова А. А. Особые образовательные потребности детей с миграционной историей в школьном обучении: кейс Челябинской области // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 164-177. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-164-177.

Abstract. One of the most vulnerable categories of displaced persons are children. The total number of children in migration in 2021 has reached 36 million worldwide. Many of them do not have access to quality education, have difficulties in the process of adaptation and integration, and find it difficult to enter the educational process of mass Russian schools. Educational organizations of the Southern Urals, an industrially developed and attractive region for labor migrants, have also faced a massive influx of children from families of migrants of other ethnic origin to school. The authors use the example of schools in the Chelyabinsk region and take into account the ethno-demographic situation in the region to consider the special educational needs of children from migrant families, justify the need for a comprehensive and systematic approach to the problem of linguistic, cultural and social adaptation of children with migration in family history and their integration into Russian society through education, analyze the most effective adaptation practices used in regional educational organizations.

Keywords: socio-cultural adaptation, children with a migration history, children-foreigners, Russian as a foreign language, language adaptation, children in migration, Chelyabinsk region.

Cite as: Omelchenko E. A., Shevtsova A. A. The special educational needs of children with a migration history in school: the case of the Chelyabinsk region. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 6, pp. 164-177. DOI: 10.31862/2218-87112022-6-164-177.

Цель данной статьи - рассмотреть с учетом сложившейся в Челябинской области этнодемографической ситуации особые образовательные потребности детей из семей мигрантов и обосновать необходимость комплексного и системного подхода к решению проблемы языковой, культурной и социальной адаптации детей с миграцией в истории семьи и их интеграции в российское общество средствами образования. Для этого будут проанализированы как нормативные документы, принятые на региональном уровне, так и наиболее эффективные практики адаптации, применяемые в региональных образовательных организациях Челябинска и Магнитогорска.

Челябинская область, как и многие другие регионы нашей страны, имеет многонациональный состав населения. К сожалению, данные Всероссийской переписи населения - 2022 на момент написания настоящей статьи в открытом доступе не опубликованы, но и по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. на территории Челябинской области проживают представители 152 этносов, при этом наиболее много -численными, кроме русских (83,8%), являются татары (5,4%), башкиры (4,8%), украинцы (1,5%) [1, с. 111-113]. Русским языком владеют 99,9% населения, и для 87,7% он является единственным языком, хотя в повседневной жизни активно используются также татарский, башкирский, украинский и многие другие языки народов России и сопредельных стран [1, с. 111-113].

Общая численность населения Челябинской области с 2010 по 2021 г. уменьшилась на 1,3% и составляет по итогам Всероссийской переписи населения 2020 года 3 431 200 тыс. человек [1, с. 2]. По показателю численности населения этот субъект РФ занимает десятое место среди всех российских регионов и третье - в Уральском федеральном округе. Численность иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Челябинской области, составляла в 2021 г. 5 589 человек, из них 4 063 человека (72,7%) - граждане СНГ, 412 человек (7,4%) - граждане других зарубежных стран и 1114 человек (19,9%) не указали страну своего гражданства [2, с. 4].

Больше всего в Челябинской области живет граждан Таджикистана (22% от общего числа иностранных граждан), Казахстана (19,3%), Узбекистана (12,9%), Киргизии (7,7%), Армении (3,7%), Азербайджана (3%), Украины (1,9%, при этом следует учитывать, что данные переписи относятся к времени до начала конфликта на территории Украины и массовых потоков вынужденных мигрантов из этого региона), Китай (1,6%), Египта (1,4%), доля жителей из других стран составляет менее одного процента от общей численности иностранных граждан [1, с. 5]. Среди детей-инофонов, не владеющих или слабо владеющих государственным языком и обучающихся в школах Челябинска и Маг -нитогорска, авторы зафиксировали преобладание детей с родным таджикским языком.

На территории Челябинской области действует целый ряд нормативных актов, регулирующих вопросы национальной политики, межэтнических и межконфессиональных отношений. Среди них - Концепция реализации государственной национальной политики в Челябинской области на период до 2025 г. [3] и Государственная программа Челябинской области «Реализация государственной национальной политики в Челябинской области (2022-2025 годы)» [4]. Этот документ делится на пять подпрограмм, все из которых так или иначе затрагивают сферу образования - детские сады, школы,

колледжи и вузы Челябинской области. Комплексный план мероприятий по реализации национальной политики действует и в городе миллионнике Челябинске - как части Челябинского городского округа [5].

Рассмотрим ситуацию, которая складывается в сфере образования и адаптации детей из семей мигрантов на примере одной школы города Челябинска и одной школы города Магнитогорска. Эти города выбраны из всех южноуральских городов потому, что, по данным этносоциологического исследования 2021 г. в рамках проекта «Азиатский вектор миграций в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски», именно в этих населенных пунктах большая часть респондентов (31,5% и 22,3% соответственно) указали, что в их круге общения есть люди, радикально настроенные против приезжих из стран Азии [6, с. 161].

Материалы, на основе которых написана настоящая статья, - часть большого объема данных, собранных авторами в 2021-2022 гг. в рамках межрегионального исследования в 15 субъектах Российской Федерации. В рамках исследования анализируется текущая ситуация, сложившаяся в ряде российских образовательных организаций в связи с включением в контингент обучающихся значительного числа детей из семей международных мигрантов, пребывающих на территории нашей страны. Территориальные рамки исследования включали Московскую, Мурманскую, Калужскую, Курскую, Ленинградскую, Новосибирскую, Оренбургскую, Рязанскую, Свердловскую, Саратовскую, Томскую, Челябинскую области, Пермский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и город Санкт-Петербург. В Челябинской области исследование проводилось в октябре-ноябре 2022 г.

В рамках исследования проводились глубинные структурированные интервью с руководителями и представителями администрации, а также педагогами и воспитателями образовательных организаций (более 75 индивидуальных и коллективных интервью), в которых приняли участие суммарно более 450 человек. При анализе полученных материалов авторы также опирались на собственный многолетний опыт мониторинга процессов языковой и социально-культурной адаптации обучающихся из семей мигрантов в образовательных организациях России и зарубежья.

Также во время межрегионального проекта проводилась диагностика уровня языковой и социально-культурной адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов, в которой приняли участие 1 370 обучающихся от 6 до 16 лет 1-11-го классов. Конкретно в Челябинской области в собеседованиях и интервью участвовали более 40 педагогов и 7 представителей администрации образовательных организаций, а диагностику уровня языковой и социально-культурной адаптации прошло свыше 270 обучающихся. Этноязыковой состав детей - участников диагностики в целом отражает приведенные выше цифры - распределение иностранных граждан, проживающих в Челябинской области, по стране происхождения. Большинство учеников, проходивших диагностику, назвали своим родным языком таджикский, следующие по численности - узбекский, киргизский, казахский, армянский, азербайджанский.

Основные проблемы, зафиксированные исследователями как в ходе проведения интервью и собеседований, так и во время диагностики обучающихся, характерны для

многих субъектов РФ со значимой долей обучающихся из семей мигрантов в контингенте образовательных организаций. Это недостаточное владение русским языком; несоответствие между уровнем знаний, полученных в стране происхождения, и российскими образовательными стандартами; несоответствие возраста и уровня знаний из-за разных требований и учебных программ; изолированность детей из семей мигрантов от местных детей вне образовательной организации; нередко - конфликт привезенных (семейных) моделей поведения и норм поведения, характерных для российской действительности.

Причем эти проблемы характерны не только для детей, имеющих иностранное гражданство и обучающихся в школах Челябинской области, но и для так называемых «детей с миграционной историей» - учеников, чьи семьи уже получили гражданство Российской Федерации, но, несмотря на это, остаются недостаточно интегрированными в российскую среду, слабо владеют русским языком, предпочитая родные языки в домашнем и земляческом общении.

Низкий уровень владения русским языком не столько как языком коммуникации, сколько как языком обучения зафиксирован в более чем 60% случаев проходивших диагностику детей. Это, безусловно, негативно влияет на образовательные результаты таких учеников, обуславливая их снижение, по сравнению с учениками, для которых русский язык является родным. Разрыв академических результатов детей с миграционной историей и «местных» детей также бывает обусловлен неучастием и незаинтересованностью родителей в образовательном процессе, а также неготовностью и низкой мотивацией учителей интенсивно работать с такими детьми (неумение адаптировать учебные тексты, незнание методики обучения русскому языку как иностранному (далее - методика РКИ), в том числе из-за отсутствия организованных и систематических курсов повышения квалификации педагогических и административных кадров по данной теме, ограниченный временной ресурс, отсутствие материальных стимулов).

По утверждениям директоров челябинских школ и работающих в них педагогов, наиболее острой проблема обучения детей из семей мигрантов перед ними встала с 2017 г., когда в школах города появилось немало ребят-инофонов, поступающих в 7-9-й классы и очень слабо владеющих или почти не владеющих языком обучения. Руководители и педагоги-предметники образовательных организаций Челябинска были обеспокоены тем, как именно обеспечить эффективное обучение детей из семей мигрантов, их допуск к итоговой аттестации. Инофоны-«нулевички» в средней и тем более старшей школе серьезно снижают образовательные показатели всей школы, рейтинг школы падает. Какие же меры стали предпринимать в системе образования города Челябинска, чтобы достойно принять имеющиеся вызовы?

В 2018 г. был издан приказ Комитета по делам образования об обучении русскому языку как неродному в условиях поликультурной образовательной среды г. Челябинска [7]. Во взаимодействии с Комитетом по делам образования и администрацией города Челябинска в каждом из семи районов города была определена базовая школа, в которой администрация и команда педагогов изучали социальный запрос семей мигрантов, их условия жизни, расселение, возможности получать дополнительные образовательные

услуги, уровень языковой компетенции родителей. В итоге на базе этих образовательных организаций было создано несколько опорных площадок, другие школы выступили соисполнителями проекта в разных районах города, развивая собственные направления социокультурной адаптации.

Таким образом, сейчас в каждом из семи районов города есть либо опорная площадка, либо соисполнители данного проекта. Опорная площадка - фактически ресурсный центр по определенному направлению адаптации детей из семей мигрантов, он получает дополнительное финансирование и всяческую поддержку со стороны администрации города Челябинска. Каждая опорная площадка имеет свое профильное направление деятельности в рамках тематики адаптации и интеграции в школьную среду детей-инофонов. Принятые меры основывались на накопленном к тому времени значительном опыте образовательных организаций Челябинска по осуществлению учебно-воспитательной деятельности в поликультурной среде.

Функции общего координатора проекта были возложены на МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Челябинска имени Зои Космодемьянской» (директор Г. А. Ахметова): на ее базе был создан городской ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей-мигрантов и представителей этнических меньшинств, для которых русский язык не является родным, и их семей.

По состоянию на 2021/2022 учебный год в Челябинске проживало около 2000 детей-инофонов, нуждающихся в дополнительном сопровождении; в 2022/2023 г. эта цифра стала чуть меньше 2000 человек. Конечно, не все они учатся в школе № 6, здесь даже не самый большой процент детей-инофонов в городе, но вот опыт системной работы по адаптации в рамках учебной и внеучебной деятельности, адаптации под запрос школы лучших образовательных практик и существующих в стране методик здесь накоплен значительный.

Коллектив школы, столкнувшись с проблемами адаптации детей из семей мигрантов, принял решение преодолевать языковые барьеры не только через учебную деятельность по предметной области «Русский язык и литература», но и через формирование у обучающихся метапредметных знаний, умений и навыков. История, биология, общест-вознание, география, другие предметы, а главное, активная внеурочная деятельность -все помогает в деле интеграции детей мигрантов в поликультурную образовательную среду, способствует формированию дружелюбных отношений в детском коллективе, доверительных, профессиональных и человеческих, а не формальных отношений всех участников образовательного процесса, включая родителей обучающихся.

Разработанная в школе программа языковой и социокультурной адаптации детей из семей мигрантов включает четыре крупных направления: подпрограмма «Русский язык без границ»; программа курсов дополнительного образования «Юный риторик»; использующая возможности театральной педагогики; программа психолого-педагогического сопровождения и социокультурной адаптации детей-инофонов; программа курса дополнительного образования «Спортивные и подвижные игры». Все эти программы прошли рецензирование в вузах и готовы к использованию в образовательных организациях области и других регионов. Разработчики программ хорошо понимали,

что основные проблемы возникают среди педагогического сообщества, когда учителя не владеют методикой РКИ.

Школа работает по программе «Школа России» в начальной школе, поэтому разработан учебно-дидактический комплекс по изучению русского языка и развитию речи, соотнесенный с этой программой. Комплекс подкреплен аудио- и видеоматериалами, поэтому учитель может взять готовый продукт и использовать его. Имеются цифровые версии дидактических материалов (на базе платформы «Турбосайт»). Школа № 6 также разработала и применяет на практике контрольно-измерительные материалы для проведения входной диагностики уровня владения русским языком среди поступающих в начальную школу детей с миграционной историей [8].

Остальные три программы реализуются в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности, и очень важно, с точки зрения задачи формирования дружелюбной среды в классах и школе в целом, что на кружки и занятия по внеурочной деятельности дети из семей мигрантов ходят вместе с русскоязычными учениками. Аналогичные программы были взяты на вооружение и в других опорных школах - кто-то добавил вокал, хореографию, гражданско-патриотическое воспитание, кто-то - работу с родителями, привлекая инспекторов по делам несовершеннолетних, социальных педагогов, сотрудников полиции и миграционных служб.

Например, в школе № 68 города Челябинска работает много талантливых специалистов по инклюзивной педагогике, там было разработано даже специальное пособие по работе с детьми-инофонами с ОВЗ, которое используется и в других школах. Так, например, значительное количество детей-инофонов в гимназии № 76 г. Челябинска также имеют особые образовательные потребности, в том числе из-за особых возможностей здоровья, например задержки речевого развития и т. п. В школе № 6 пошли своим путем: включили в штатное расписание должность тьютора, задача которого - курировать обучение детей из семей мигрантов в общеобразовательных классах.

Одной из самых интересных разработок школы № 6 нужно признать применение регионального компонента в социокультурной адаптации. Так, инструменты музейной педагогики и школьного краеведения активно использует программа дополнительного образования «Южный Урал: взгляд из школьного музея» (реализуется с 4-го класса). В программу входят такие разделы, как: «Что мы знаем о Южном Урале» (краеведче-ско-страноведческий минимум), «Этническое многообразие Челябинской области», «Славные страницы истории Южного Урала», «Челябинск - город, в котором я живу», «Заречье - большой район большого города», «Школа, в которой я учусь», «Творческая мастерская» (работы детей «Челябинск моими глазами», детская конференция «Мой Южный Урал»).

В рамках дополнительного образования разработан и активно внедряется курс «Чудеса из полимерной глины», где ребята не только с удовольствием работают с этим материалом, но и знакомятся с орнаментами, характерными для Южного Урала (например, башкирскими, татарскими и характерными для других народов, живущих на территории Челябинской области).

Еще одна программа дополнительного образования - «Язык искусства понятен всем» - реализуется совместно с ЦДО «Гармония», такое сотрудничество дает возможность обучить больше детей из семей мигрантов на бюджетной основе. Развитие мелкой моторики, детского творчества в разных техниках, познание общечеловеческого языка культуры, природного и историко-культурного наследия Южного Урала, приобщение к музыкальному творчеству, выставки работ учащихся, посещение детской филармонии и детского лектория - все это дает свои плоды.

Дети из семей мигрантов знакомятся с культурным и музыкальным наследием Южного Урала, при этом каждое занятие носит не только просветительский и информационный, но и продуктивный характер: дети приходят домой не с пустыми руками, приносят что-то, сделанное на занятии - лепят, рисуют, мастерят поделки. Они на собственном примере узнают, что такое златоустовский промысел, как развивается гончарное дело, погружаясь в историко-культурное наследие Южного Урала - своей новой родины. Создана картотека «Русские подвижные игры» для проведения учителями физической культуры, при этом важно, чтобы в ходе урока ученик показал владение русским языком и понимание тех задач и ролей, которые нужно выполнить в рамках игры.

Кроме программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, в школе разработан комплект методических материалов, направленный на работу с родителями и педагогами (например, информационные брошюры «Особенности национального и религиозного этикета таджикского народа», «Особенности национального и религиозного этикета узбекского народа»). В 2020 г. было решено привлечь представителей духовенства (муфтията), руководителей национально-культурных центров, переводчиков.

К теме подошли очень ответственно: встречи с родителями прошли в каждой опорной школе. И только после того, как авторитетные для родителей люди на родном для них языке донесли до мам и пап слова о важности образования, следовании законодательству об образовании и школьным правилам, необходимости прислушиваться к мнению педагогов и администрации, отношение семей изменилось. В школах сразу стало меньше девочек в хиджабах, девочки стали посещать физкультуру в спортивной форме, родители реже надолго увозят детей на родину во время учебного года по причине (или под предлогом) религиозных или семейных праздников.

К реализации проекта подключены национально-культурные и религиозные организации, в каждом районе ежегодно проводятся встречи с их представителями, с родителями и педагогами. Учителя и родители озвучивают проблемы, которые возникают в многонациональных классах в учебно-воспитательном процессе. Встречи стали переломными еще по одной причине: родители все чаще прислушиваются к советам педагога относительно того, в какой класс идти их ребенку, если он уже учился год или больше на родине.

Разумеется, почти сразу стало ясно, что интеграция мигрантов - процесс двусторонний, и необходимо работать и с принимающим детским коллективом, и с их родителями, и с педагогами, которые часто воспринимают обучение детей - инофонов или билингвов - как дополнительную проблему. В Центре психолого-педагогической, медицинской

и социальной помощи Калининского района был создано особое подразделение, названное «Центр этномедиации», его задачей стало наладить отношения между русскоязычными ребятами и их сверстниками, для которых русский язык - неродной.

Специалисты Центра помогают детям с миграционной историей справиться с тревожностью, влиться в коллектив, настроиться на позитивное взаимодействие в рамках школы и за ее стенами. Разработаны методические рекомендации по предотвращению и регулированию межэтнических конфликтов в рамках функционирования школьных центров примирения. Цель работы центра этномедиации - предотвращать и разрешать конфликты с участием представителей разных культур.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что центр этномедиации работает не только с детьми и их законными представителями, но и с педагогами, которым определенные психологические барьеры мешают продуктивно работать с ребятами, приехавшими недавно из ближнего зарубежья и владеющих русским языком не настолько хорошо, насколько им хотелось бы. Ведь когда, по словам администрации школы, встает вопрос о социализации и адаптации детей, для которых русский язык не является родным, такие же вопросы встают и для детей с родным русским языком, которые чисто психологически не всегда могут принять детей, не похожих на них. На сайте Центра этномедиации в электронном виде доступны многие материалы, которые могут быть использованы в работе с детьми и взрослыми в других регионах России.

Каждая опорная школа города Челябинска, работающая с тематикой адаптации детей из семей мигрантов, имеет свою специализацию. Школа № 68 разрабатывает материалы по адаптации детей-инофонов с особенностями развития, школа № 54 специализируется на взаимодействии с родителями (созданы программы, рекомендации, брошюры), школа № 42 отрабатывает тему профориентации, нацеливание детей из семей мигрантов на получение профессии и квалификации. Профиль школы № 6 -выявление талантливых детей из семей мигрантов, их нацеливание на проектную и научно-исследовательскую деятельность. Эта деятельность с детьми - инофонами и билингвами - носит как индивидуальный, так и групповой характер и может охватывать все возрастные категории учащихся.

Направлениями для исследований и проектов может стать любая из школьных дисциплин, но для успешной интеграции детей-инофонов в социокультурную среду региона наиболее рационально, по мнению школы, вовлекать детей в исследовательскую деятельность по направлениям «История и краеведение», «Обществознание» и «Литература». Ребенку-инофону очень важно проявить себя в научной сфере, это повышает его самооценку и формирует мотивацию на дальнейшую успешную учебу. С ребятами, не проявляющими себя в качестве исследователей, эти же темы могут отрабатываться в творческой сфере, в рамках декоративно-прикладного искусства: осязаемое прикосновение к традициям, идеалам и культуре народов региона пребывания в России (резьба и роспись по дереву, вышивка и кружевоплетение, чеканка, керамика - с элементами народных мотивов, иллюстрирующих уникальность и красоту народа и родного края).

Обществоведческие исследования охватывают такие проблемы демографии, социологии, экологии, экономики, безопасности, правозащитной деятельности. Так

обучающиеся - инофоны и билнгвы - знакомятся с социокультурной средой региона пребывания и России, вовлекаются в изучение актуальных проблем страны, знакомятся с культурой других народов, на практике погружаются в этническое и культурное разнообразие своей новой родины.

Исследования в области литературы позволяют добиться максимального прогресса в области речевой грамотности обучающихся - инофонов и билингвов. Знакомясь с произведениями российских писателей, изучая фольклор народов, проживающих в России, подросток, помимо совершенствования навыков письма и речи на русском языке, получает возможность изложения своих мыслей по поводу прочитанного. Так как большинство детей приезжают из стран с преимущественно мусульманским, тюрко-язычным населением, для них актуально изучение литературного наследия народов России, исповедующих ислам, что позволяет им ощутить сопричастность к культуре новой родины.

Вовлечение детей из семей мигрантов в дополнительное образование эффективно на основе популярного сейчас эдьютейнмента. Так, в проводимую на протяжении двух десятилетий в регионе при участии местного педагогического университета интеллектуальную игру «Русский мир» с 2021 г. была включена особая номинация «Послы мира», в которой принимают участие дети-инофоны. Ребята рассказывали не только о своих странах, откуда они приехали (команды этнически смешанные), они представляли свои знания по русской истории, культуре, литературе в соответствии со ступенью обучения. В 2021 г. команда детей-инофонов школы № 6 получила звание «Послы мира». В 2022 г. 200 детей-инофонов со всего города уже участвовали в этой игре.

Администрация и методисты школы № 6 активно взаимодействуют с вузами, участвуя в разработке и организации курсов повышения квалификации по РКИ и социокультурной адаптации. В эту работу включился и МБУ ДПО Центр развития образования (г. Челябинск), и Челябинский государственный университет. Полезными оказываются и такие курсы, как, например, методика преподавания модуля «Основы исламской культуры», учитывая глубокую религиозность многих семей мигрантов из центральной Азии. Плодотворно развивается сотрудничество школы с Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом.

В Челябинске создана эффективная модель сетевого сотрудничества: школы работают в тесном сотрудничестве не только с администрацией города и вузами, но и с учреждениями культуры (областная и президентская библиотеки), МКУ «Единство» (местный дом национальностей), национально-культурными и религиозными организациями. Такое сотрудничество и внимание к особенностям детей - представителей разных этносов - создает равные возможности для всех обучающихся и дает всем шанс на успешное развитие. Второй важный эффект - отсутствие конфликтов на межэтнической и межконфессиональной почве и формирование дружелюбной, бесконфликтной и развивающей среды в поликультурных образовательных организациях Челябинска.

Подводя итоги исследования, остановимся на следующих аспектах. По данным полевых исследований, образовательные организации испытывают острую потребность в педагогических кадрах, владеющих подготовкой по методике РКИ и организации

образовательных маршрутов и социокультурной адаптации детей-инофонов; администрация нередко отмечает необходимость в научно-методическом руководстве со стороны профильных вузов, научной экспертизе образовательных программ и школьных дидактических материалов, разработанных педагогами образовательной организации, обмене педагогическим опытом по направлениям деятельности, сетевом сотрудничестве, в том числе со школами за пределами своего региона. Очевидна и необходимость дополнительной интенсивной языковой подготовки обучающихся инофонов, в том числе через выделение оплаченных дополнительных часов на протяжении полугода или даже целого учебного года.

Итоги наших исследований подтверждают предположение о том, что при наличии в классе четырех и более детей из семей мигрантов, слабо владеющих русским языком и имеющих иные выраженные особые образовательные потребности, педагоги фиксируют недостаточность временных и прочих ресурсов для реализации дифференцированного подхода к таким обучающимся (подбор адаптированных заданий, более активное включение в коммуникацию, дополнительные объяснения пройденных тем) в целях достижения ими требуемых образовательных результатов. Решение о поддержке таких образовательных организаций должно быть принято, как нам представляется, на федеральном уровне. Требуются дополнительные усилия в деле разработки как диагностических материалов по всем видам речевой деятельности в основной школе, так и учебно-методические пособия по интенсивной подготовке детей-инофонов к итоговой государственной аттестации.

Авторы статьи выражают благодарность за возможность изучения управленческого и педагогического опыта образовательных организаций Челябинской области всему педагогическому коллективу МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Челябинска имени Зои Космодемьянской», а также лично директору Галине Анатольевне Ахметовой, заместителям директора Ольге Александровне Бахтиной и Ольге Ильясовне Закировой, учителю истории и куратору проекта по адаптации детей-мигрантов в социокультурную среду региона Александру Акбаевичу Сокулину, директору гимназии № 76 г. Челябинска Ирине Александровне Деевой, заместителю директора гимназии № 76 г. Челябинска Ирине Андреевне Борисовой, директору школы № 66 г. Магнитогорска Дании Гибадрахмановне Королевой.

Список литературы

1. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Т. 4 «Национальный состав и владение языками, гражданство». URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ croc/Documents/Vol4/pub-04-04.pdf (дата обращения: 07.12.2022).

2. О первых итогах Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Челябинской области. URL: https://chelstat.gks.ш/storage/mediabank/Первые%20итоги%20 BnH-2020(1).pdf (дата обращения: 07.12.2022).

3. О принятии Концепции реализации государственной национальной политики в Челябинской области на период до 2025 года. Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 30.04.2020 № 2384. URL: https://docs.cntd.ru/ document/438876888?marker (дата обращения: 07.12.2022).

4. О государственной программе Челябинской области «Реализация государственной национальной политики в Челябинской области». Постановление Правительства Челябинской области от 27.12.2021. № 701-П. URL: https://pravmin.gov74.ru/files/ upload/pravmin/Правительство/701-П.pdf (дата обращения: 07.12.2022).

5. Комплексный план мероприятий по реализации в Челябинском городском округе с внутригородским делением в 2021-2023 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https:// cheladmin.gov74.ru/cheladmin/information/natsionalnaya-politika.htm (дата обращения: 07.12.2022).

6. Салганова Е. И., Авдашкин А. А., Гафнер Н. А. Миграция на Южный Урал и межэтнические отношения // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 4 (97). С. 154-164.

7. Приказ «О реализации проекта «Обучение русскому языку как неродному в условиях поликультурной среды города Челябинска» от 27.11.2018 № 2482-у. URL: http:// www.cppmsp74.ш/gaИery/приказ%20Комитета.pdf (дата обращения: 07.12.2022).

8. «В школах есть одна национальность - дети»: в Челябинске успешно реализуют проект по обучению детей мигрантов» // Октябрьская искра. 02.10.2021. URL: https:// www.redakda-oi.ru/novosti/obshchestvo/6820-v-shkolakh-est-odna-natsionalnost-deti-v-chelyabinske-uspeshno-realizuyut-proekt-po-obucheniyu-russkomu-yazyku-detej-migrantov (дата обращения: 07.12.2022).

9. В Челябинской области в разы выросло число мигрантов // АНО «Агентство добровольной помощи «Возрождение». URL: https://migrantocenter.ш/2022/07/10/в-челя-бинской-области-в-разы-выросл/ (дата обращения: 07.12.2022).

10. Официальный портал Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. URL: https://chelstat.gks.ru/storage/ mediabank/общие%20итоги%20миграции_январь-август%202022.pdf (дата обращения: 07.12.2022).

11. Миграционный отток населения наблюдается в Челябинской области в 2022 году // АиФ - Челябинск. 2022. 25 октября. URL: https://chel.aif.ru/society/migracionnyy_ ottok_naseleniya_nablyudaetsya_v_chelyabinskoy_oblasti_v_2022_godu (дата обращения: 07.12.2022).

12. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - сентябрь 2022 года с распределением по странам и регионам. Данные официального портала МВД РФ. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/ item/33289297/ (дата обращения: 07.12.2022).

13. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-сентябрь 2021 года с распределением по странам и регионам. Данные официального портала МВД РФ. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/ item/26510325/ (дата обращения: 07.12.2022).

14. Государственная программа Челябинской области «Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом». Постановление Правительства Челябинской области от 23.04.2021

№ 146-П. URL: https://szn.gov74.ru/files/upload/szn/Дополнительно/146-П.pdf (дата обращения: 07.12.2022).

15. Официальный портал Фонда президентских грантов. URL: https://президентски-erpaHTbi^/pubHc/appHcation/item?id=840EEECC-B262-407B-80BB-8FE66BF64D58 (дата обращения: 07.12.2022).

16. Споем «Валенки». Как детей-мигрантов адаптируют в южноуральских школах // Южноуральская панорама. 07.01.2022. URL: https://up74.ru/articles/obshchestvo/136900/ (дата обращения: 07.12.2022).

References

1. Itogi Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2010 goda. Vol. 4 "Natsionalnyy sostav i vladenie yazykami, grazhdanstvo". Available at: https://gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/ Documents/Vol4/pub-04-04.pdf (accessed: 07.12.2022).

2. O pervykh itogakh Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2020 goda na territorii Chelyabinskoy oblasti. Available at: https://chelstat.gks.ru/storage/mediabank/Pervye%20itogi%20VPN-2020(1).pdf (accessed: 07.12.2022).

3. O prinyatii Kontseptsii realizatsii gosudarstvennoy natsionalnoy politiki v Chelyabinskoy oblasti na period do 2025 goda. Postanovlenie Zakonodatelnogo sobraniya Chelyabinskoy oblasti ot 30.04.2020 No. 2384. Available at: https://docs.cntd.ru/document/438876888?marker (accessed: 07.12.2022).

4. O gosudarstvennoy programme Chelyabinskoy oblasti "Realizatsiya gosudarstvennoy natsionalnoy politiki v Chelyabinskoy oblasti". Postanovlenie Pravitelstva Chelyabinskoy oblasti ot 27.12.2021 No. 701-P. Available at: https://pravmin.gov74.ru/files/upload/ pravmin/Pravitel'stvo/701-Rpdf (accessed 07.12.2022).

5. Kompleksnyy plan meropriyatiy po realizatsii v Chelyabinskom gorodskom okruge s vnutrigorodskim deleniem v 2021-2023 godakh Strategii gosudarstvennoy natsionalnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Available at: https:// cheladmin.gov74.ru/cheladmin/information/natsionalnaya-politika.htm (accessed: 07.12.2022).

6. Salganova E. I., Avdashkin A. A., Gafner N. A. Migratsiya na Yuzhnyy Ural i mezhetnicheskie otnosheniya. Vlast i upravlenie na Vostoke Rossii. 2021, No. 4 (97), pp. 154-164.

7. Prikaz "O realizatsii proekta "Obuchenie russkomu yazyku kak nerodnomu v usloviyakh polikulturnoy sredy goroda Chelyabinska" ot 27.11.2018 No. 2482-u. Available at: http:// www.cppmsp74.ru/gallery/prikaz%20Komiteta.pdf (accessed: 07.12.2022).

8. "V shkolakh est odna natsionalnost - deti": v Chelyabinske uspeshno realizuyut proekt po obucheniyu detey migrantov. Oktyabrskaya iskra. 02.10.2021. Available at: https:// www.redakcia-oi.ru/novosti/obshchestvo/6820-v-shkolakh-est-odna-natsionalnost-deti-v-chelyabinske-uspeshno-realizuyut-proekt-po-obucheniyu-russkomu-yazyku-detej-migrantov (accessed: 07.12.2022).

9. V Chelyabinskoy oblasti v razy vyroslo chislo migrantov. ANO "Agentstvo dobrovolnoy pomoshchi "Vozrozhdenie". Available at: https://migrantocenter.ru/2022/07/10/v-chelyabinskoy-oblasti-v-razy-vyrosl/ (accessed: 07.12.2022).

10. Ofitsialnyy portal Territorialnogo organa Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Chelyabinskoy oblasti. Available at: https://chelstat.gks.ru/storage/mediabank/ obshchie%20itogi%20migratsii_yanvar'-avgust%202022.pdf (accessed: 07.12.2022).

11. Migratsionnyy ottok naseleniya nablyudaetsya v Chelyabinskoy oblasti v 2022 godu. AiF -Chelyabinsk. 2022. 25 Oct. Available at: https://chel.aif.ru/society/migracionnyy_ottok_ naseleniya_nablyudaetsya_v_chelyabinskoy_oblasti_v_2022_godu (accessed: 07.12.2022).

12. Otdelnye pokazateli migratsionnoy situatsii v Rossiyskoy Federatsii za yanvar - sentyabr 2022 goda s raspredeleniem po stranam i regionam. Dannye ofitsialnogo portala MVD RF. Available at: https://mvd.rf/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/33289297/ (accessed: 07.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Otdelnye pokazateli migratsionnoy situatsii v Rossiyskoy Federatsii za yanvar-sentyabr 2021 goda s raspredeleniem po stranam i regionam. Dannye ofitsialnogo portala MVD RF. Available at: https://mvd.rf/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/26510325/ (accessed: 07.12.2022).

14. Gosudarstvennaya programma Chelyabinskoy oblasti "Okazanie sodeystviya dobrovolnomu pereseleniyu v Chelyabinskuyu oblast sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom". Postanovlenie Pravitelstva Chelyabinskoy oblasti ot 23.04.2021 No. 146-P. Available at: https://szn.gov74.ru/files/upload/szn/Dopolniterno/146-P.pdf (accessed: 07.12.2022).

15. Ofitsialnyy portal Fonda prezidentskikh grantov. Available at: https://prezidentskiegranty. rf/public/application/item?id=840EEECC-B262-407B-80BB-8FE66BF64D58 (accessed: 07.12.2022).

16. Spoem "Valenki". Kak detey-migrantov adaptiruyut v yuzhnouralskikh shkolakh. Yuzhnouralskaya panorama. 07.01.2022. Available at: https://up74.ru/articles/ obshchestvo/136900/ (accessed: 07.12.2022).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 6

Статья поступила в редакцию 08.12.2022 The article was received on 08.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.