Научная статья на тему 'Особые экономико-правовые режимы как реальный действенный инструмент регионального развития'

Особые экономико-правовые режимы как реальный действенный инструмент регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ / ПЕРЕДОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / REGIONAL DEVELOPMENT / SPECIAL LEGAL AND ECONOMIC REGIMES / ADVANCED PRODUCTION TECHNIQUES / EFFECTIVE TOOLS OF TERRITORIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измалкова Светлана Александровна, Тихобаев Вадим Михайлович, Иватанова Наталья Петровна

Обоснована необходимость использования потенциальных возможностей особых экономико-правовых режимов регионального развития как реального действенного инструмента промышленного и инновационного развития территорий для достижения ключевых конкурентных преимуществ в условиях принципиально новых экономических возможностей, основанных на способности региона к внедрению передовых производственных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Измалкова Светлана Александровна, Тихобаев Вадим Михайлович, Иватанова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL LEGAL AND ECONOMIC REGIMES AS A GENUINELY EFFECTIVE INSTRUMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

The necessity of using the potential capabilities of special economic and legal regimes of regional development as a real effective tool of industrial and innovation development of the territories to achieve key competitive advantages in terms of fundamentally new economic opportunities based on the ability of the region to implement advancedproduction technologies.

Текст научной работы на тему «Особые экономико-правовые режимы как реальный действенный инструмент регионального развития»

The article justifies expediency of development of the potential of industrial parks in regional economic systems of the Russian Federation on the basis of using an effective model of distributed partnership in the context of global resource and technological changes in the investment of infrastructure.

Key words: industrial Park, investment infrastructure, distributed a partnership.

Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, doctor of economic sciences, professor, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Shulzhenko Nikolai Antonovich, doctor of technical science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Tikhobaev Vadim Mikhailovich, doctor of economic science, professor, ma-trix.balance@,mail.ru, Russia, Tula, Institute ofjurisprudence and management of all-Russian police Association

УДК 332.133.6:005.591.6

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК РЕАЛЬНЫЙ ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

С.А. Измалкова, В.М. Тихобаев, Н.П. Иватанова

Обоснована необходимость использования потенциальных возможностей особых экономико-правовых режимов регионального развития как реального действенного инструмента промышленного и инновационного развития территорий для достижения ключевых конкурентных преимуществ в условиях принципиально новых экономических возможностей, основанных на способности региона к внедрению передовых производственных технологий.

Ключевые слова: региональное развитие, особые экономико-правовые режимы, передовые производственные технологии, действенный инструмент территориального развития.

Сегодня экономика будущего или, иначе говоря, цифровая экономика, находится в русле глобальных трендов и разворачивающейся четвертой промышленной революции. Вместе с тем, мировая промышленность находится также в стадии пятого технологического уклада, который характеризуется достижениями в области межотраслевых и надотраслевых технологий. И когда завершится переход к шестому технологическому укладу, то совершится очередная технологическая революция, кардинально повышающая эффективность основных направлений развития экономики отдельных регионов как структурных элементов национальной экономики, основанной на знаниях.

В практической плоскости это выдвигает на первый план внедрение на уровне регионов, прежде всего, передовых производственных техноло-

гий, обеспечивающих непрерывное превращение нового знания в продуктовые или технологические нововведения. Такая модель развития уже взята на вооружение ведущими индустриально развитыми странами, в рамках которой 75 - 90 % прироста ВВП достигается за счет научно-технологической сферы и интеллектуализации основных факторов производства [1].

В этой связи обеспечение технологического лидерства, как России в целом, так и ее регионов в глобальном инновационном процессе напрямую зависит не только от выбора приоритетов развития национальной науки и технологий, но и от разработки и реализации на практике конкретных способов и механизмов внедрения и поддержки передовых производственных технологий в интересах государства, науки, бизнеса и социальной сферы [1].

При этом следует подчеркнуть, что наиболее активно использовать преимущества прорывных технологий и коммерциализировать их продукцию нового поколения для целей территориального инновационно-инвестиционного развития, конечно же, должны регионы Российской Федерации. Вместе с тем как показывает анализ проблем индустриального развития регионов, важнейшим препятствием к этому является слабость или даже порой отсутствие эффективных механизмов и действенных инструментов внедрения технологических инноваций для целей промышленного и инновационного территориального развития, особенно разрабатываемыми молодыми учеными [2].

В этой связи повышение эффективности использования особых экономико-правовых режимов в региональной экономике становится реальной экономической альтернативой в современных условиях, которые в перспективе должны внедрять и объединять в своей промышленной и инновационной деятельности такие приоритетные направления, как:

- цифровое проектирование, моделирование и сертификация;

- создание новых материалов;

- аддитивные технологии;

- использование принципов промышленной роботизации;

- внедрение информационных логистических систем;

- обеспечение технологической поддержки зарождения и развития рынков будущего и высокотехнологичных компаний;

- кросс-отраслевой трансфер передовых промышленных и инновационных технологий.

Таким образом, правомерно утверждать, что все вышеперечисленные факторы позволят формировать принципиально новые рынки будущего и создавать условия для глобального технологического лидерства России и ее регионов к 2035 году, но только при условии, что и особые экономико-правовые режимы территориального развития будут выступать драйвером развития для достижения ключевых конкурентных преимуществ в условиях принципиально новых экономических возможностей.

В этой связи органам региональной власти для эффективного ис-

пользования и раскрытия потенциала технологических инноваций на подведомственной территории в целях управления промышленным и инновационным развитием необходимо иметь комплексное представление о способности региона к внедрению передовых производственных технологий при принятии управленческих решений о создании особых экономико-правовых режимов.

Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов создания особых экономико-правовых режимов регионального развития, к которым относятся различные их типы, например, индустриальные парки, особые экономические зоны, территории опережающего развития, промышленные округа и т.п., позволяет выделить следующие общие признаки и условия функционирования таких режимов, которые представляются действенным инструментам территориального развития в целях:

- привлечения крупных инвестиций на ограниченную территорию национального экономического пространства;

- согласования экономических интересов конкретной территории с интересами как других регионов, так и государства в целом;

- использования разработанных методологических принципов формирования особых экономико-правовых режимов с целью форсирования промышленного и инновационного территориального развития на основе разработки и внедрения высокотехнологичной продукции на федеральном и региональном уровне;

- снижения дифференциации и пространственной поляризации по уровню социально-экономического развития регионов;

- эффективного освоения и приумножению инвестиций крупных резидентов;

- ведения деловых коммуникаций и заключения соглашений о совместной деятельности с агентами на смежных территориях для получения экономии на эффекте масштаба;

- оценки выбора субъектом Российской Федерации типа особого экономико-правового режима и его соответствующей специализации с учетом фактора эффективности;

- исключения хаотичности экономического стимулирования различных видов деятельности в регионах с учетом фактора эффективности, которое приводит к истощению ограниченных иннвационно-инвестиционных ресурсов.

На рис.1 представлена модель эволюционного развития различных типов особых экономико-правовых режимов, начиная с 16 века по 21 век -век цифровой экономики.

Исследование потенциала и существующих проблем эволюции различных типов особых экономико-правовых режимов, созданных как территориальные «точки» промышленного и инновационного развития в регионах, целесообразно провести на примере какой-либо отрасли. В данном

случае можно использовать информацию по индустриальным (промышленным) паркам.

«Ассоциация индустриальных парков провела ежегодное исследование отрасли, осуществив мониторинг состояния индустриальных парков, а также анализ динамики развития новых и уже известных проектов на основании вновь собранных данных и материалов прошлых лет. В 2016 г. для проведения исследования была проанализирована информация о 717 заявленных проектах индустриальных парков в регионах России. После проведения первичной экспертизы анкетирование прошли 227 проектов. По результатам обработки собранной информации, проведенных собеседований и дополнительной экспертизы были определены 146 индустриальных парков, соответствующих статусу «действующий» и «создаваемый» » [4].

Время

XXI век

(информация)*

1990г.

(предпринимательство)* 1970 80гг.

(капитал )*

1960-е гг.

(трУД)*

1800г.

(земля)*

1б-17вв.

Рис.1. Модель эволюционного развития различных типов особых экономико-правовых режимом территориального развития

Действующий индустриальный парк это индустриальный парк, обладающий в наличии всеми обязательными признаками индустриального парка, предусмотренными Национальным стандартом РФ «Индустриаль-

ные парки. Требования» ГОСТ Р 56301 - 2014. Создаваемый индустриальный парк это индустриальный парк, в котором один или несколько обязательных признаков, предусмотренных Национальным стандартом РФ «Индустриальные парки. Требования» ГОСТ Р 56301 - 2014, не имеются в наличии, но при этом предусмотрены проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу [3].

Целесообразно выделить следующие тенденции в развитии индустриальных парков за период с 2013 по 2016 годы:

- количество индустриальных парков выросло более чем на 80 %, с 80 до 146;

- в 46 субъектах Российской Федерации появились действующие и создаваемые индустриальные парки. При этом лидером роста по общему количеству индустриальных парков являются регионы Центрального федерального округа (55 парков). Приволжский федеральный округ вышел на второе место (42 парка). В качестве примера в табл.е 1 представлена общая характеристика действующих индустриальных парков в Тульской области (ИП «Первомайский», ИП «Узловая»), к общим признакам которых отнесены: вид, площадь и потребляемая мощность электроэнергии;

- количество действующих индустриальных парков увеличилось более чем в два раза, с 45 до 92;

- общее соотношение привлеченных инвестиций в производство к инвестициям, вложенным в инфраструктуру, по совокупным данным к 2016 г. стало еще эффективнее, достигнув значений 1 к 7,5 рублям;

- количество частных индустриальных парков соответствует 75, а государственных парков - 71. При этом тенденция к увеличению доли государственных парков сохранилась.

Таблица 1

Общая характеристика действующих индустриальных парков

в Тульской области

^^~~~~~-~^Наименование ИП Индустриальный Индустриальный

Характеристика ^— парк «Первомайский» парк «Узловая»

Вид brownfield greenfield

Площадь 52 га (73000 м2 ) 2182 га

Мощность электроэнергии 20 Мвт 100 Мвт

Газообеспечение + +

Ж/д присоединение + +

Продажа земли - +

Аренда земли + +

Аренда зданий - -

Технология Built-to-suit + +

Таким образом, «анализ развития отрасли за последний год, а также за период регулярного сбора статистической информации (с 2013 г.), свидетельствует о сохранении положительной динамики развития индустриальных парков в России, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру последних лет. Темпы развития отрасли подтверждают важную роль индустриальных парков, как элемента промышленной, инвестиционной инфраструктуры, а также действенного инструмента территориального развития» » [4].

Вместе с впечатляющими достижениями при создании индустриальных парков, следует отметить и существующие проблемы. Так, за последний 2016 год 10 проектов прекратили свою деятельность по различным причинам [5], включая:

- изменение формата ведения бизнеса;

- закрытие невостребованных индустриальных парков;

- переноса сроков реализации проектов на более поздние годы;

- неспособность региона оценить объективно экономическую целесообразность создания экономико-правового режима регионального развития и его соответствующей специализации с учетом фактора эффективности и оценки риска деятельности.

Для оценки рисков деятельности особых экономико-правовых режимов регионального развития целесообразно использовать как минимум четыре группы критериев:

Первая группа - критерии оценки рыночных рисков.

Вторая группа - критерии оценки финансовых рисков.

Третья группа - критерии оценки операционных рисков

Четвертая группа - критерии оценки рисков нецелевого использования.

Существенность рискового события (Ci.ii) и вероятность рискового события (Вил) это главные категории оценки рисков деятельности особых экономико-правовых режимов регионального развития. В табл.2 представлена рекомендуемая система критериев оценки уровня риска деятельности для индустриального парка с учетом фактора существенности и вероятности рискового события.

Для оценки относительного уровня важности рисков и вероятности их осуществления применяется карта рисков. Карта рисков представляет собой схематичное отображение классификации рисков по степени их существенности и вероятности. Для построения карты рисков необходимо дать экспертную оценку уровней относительной вероятности и относительной значимости рисков, что позволяет проранжировать все виды рисков, характерные для экономико-правовых режимов регионального развития и выделить из них наиболее существенные и вероятные относительно остальных. В данной методике применяется метод парных сравнений. Группа экспертов, пользуясь специальной вербально-числовой шкалой, за-

полняет матрицу парных сравнений. При заполнении матрицы накладываются и учитываются требования взаимного дополнения оценок.

Таблица 2

Классификация рисков деятельности индустриальных парков с учетом факторов существенности и вероятности рискового события

№ Виды рисков Б1 О

1 Рыночные риски

1.1 Снижение спроса на продукцию индустриального парка 31.1.1 С1.1.1

1.2 Снижение интереса к индустриальному парку со стороны резидентов Bl.l.2 С1.1.2

2 Финансовые риски

2.1 Снижение окупаемости инвестиций в индустриальный парк В1.2.1 С1.2.1

2.2 Риски потери инвесторов В1.2.2 С1.2.2

2.3 Риски финансового неуспеха проектов, реализуемых резидентами В1.2.3 С1.2.3

3 Операционные риски

3.1 Снижение привлекательности индустриального парка для трудовых ресурсов В1.3.1 С1.3.1

3.2 Риски аварий, вызывающих загрязнение окружающей среды В1.3.2 С1.3.2

3.3 Риски воровства технологий и разработок В1.3.3 С1.3.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.4 Риски сбоев оборудования и обслуживающих систем В1.3.4 С1.3.4

4 Риски нецелевого использования

4.1 Нецелевое использование площадей и мощностей В1.4.1 С1.4.1

Следует отметить, что для построения карты рисков необходимо сначала проранжировать виды рисков деятельности особых экономико-правовых режимов согласно их вероятности, а за тем проранжировать риски согласно их существенности. При этом наибольший уровень существенности и вероятности имеют рыночные риски: снижение спроса на продукцию, индустриального парка, снижение интереса к особому экономико-правовому режиму регионального развития со стороны резидентов. К этой категории рисков необходимо разрабатывать план управления рисками. Мерами по снижению рисков могут служить:

- сценарный анализ деятельности экономико-правовых режимов регионального развития в зависимости от колебаний спроса на продукцию компаний-резидентов;

- концепция деятельности экономико-правовых режимов регионального развития, предусматривающая гибкое функционирование в периоды снижения спроса на продукцию компаний-резидентов.

Операционные риски и риски нецелевого использования площадей и мощностей экономико-правовых режимов регионального развития не являются предметом глубокого анализа и управления, поскольку либо маловероятны, либо несут незначительный ущерб, но их также следует контролировать.

Таким образом, использование потенциальных возможностей особых экономико-правовых режимов регионального развития является реальной экономической альтернативой и инструментом промышленного и инновационного развития территорий для достижения ключевых конкурентных преимуществ в условиях принципиально новых экономических возможностей, основанных на способности региона к внедрению передовых производственных технологий.

Список литературы

1. Измалкова С.А., Елецкая С.С. Управление инновационными процессами: особенности регионального подхода // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №5. С. 1-6.

2. Сычева И.В., Сычева Н.А. Инновационно-инвестиционная деятельность молодежи в тульском регионе // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2010. Вып.2. Ч.2. С. 99-107.

3. Сборник нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере индустриальных парков 2016 Ассоциация индустриальных паров, 2016. - http : //www.indparks .ru/upload/medialibrary/537/CNPA_2(internet).pdf

4. Обзор индустриальных парков России - 2016. четвертое издание М.: Ассоциация индустриальных паров, 2016. http://www.indparks.ru/ up-load/ medialibrary/8f4/Obzor %202016 %20site %20(1).pdf

5. Хлынин Э.В., Сорвина О.В. Характеристика и особенности формирования концепции стратегического управления производственными затратами предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 4-1. С. 413-424.

Измалкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Тихобаев Вадим Михайлович, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, ЧУ ВО «Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации»,

Иватанова Наталья Петровна, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

SPECIAL LEGAL AND ECONOMIC REGIMES AS A GENUINELY EFFECTIVE INSTRUMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

S.A. Izmalkova, V.M. Tikhobaev, N.P. Ivatanova

The necessity of using the potential capabilities of special economic and legal regimes of regional development as a real effective tool of industrial and innovation development of the territories to achieve key competitive advantages in terms of fundamentally new economic opportunities based on the ability of the region to implement advancedproduction technologies.

Key words: regional development, special legal and economic regimes, advanced production techniques, effective tools of territorial development.

Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, doctor of economic sciences, professor, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Tikhobaev Vadim Mikhailovich, doctor of economic science, professor, ma-trixbalance@,mail.ru, Russia, Tula, Institute of jurisprudence and management of all-Russian police Association,

Ivatanova Natalia Petrovna, Doctor of Economical Science, Professor, gs16@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 338+65.011.27 (470:597)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БУТСТРЭПА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДОРОЖАНИЯ СТОИМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Т.Т.З. Выонг

Метод Бутстрэпа является методом непараметрической статистики, он исключает необходимость делать допущения относительно распределения данных. В статье описано использование метода Бутстрэпа для изучения среднего превышения стоимости завершенных инвестиционных проектов. Результаты исследования помогут оценить степень риска при осуществлении инвестиционных проектов в России и во Вьетнаме.

Ключевые слова: нормальное распределение, средняя арифметическая, медиана, межквартильный диапазон, метод Бутстрэпа, случайная выборка с возвращением.

Предварительные исследования показали, что частота превышения утвержденной сметной стоимости проектов как в России, так и во Вьетнаме, достигла тревожного уровня.

В данном исследовании мы рассмотрим, насколько велико среднее превышение стоимости проекта и как правильно его определить.

1. Описание исследовательской выборки данных

Когда распределение данных выборки нормальное или приблизительно нормальное (рис.1), можно использовать для их описания показатели средней арифметической и стандартного отклонения. В этом случае значение средней арифметической и медианы совпадают, а распределение данных выборки напоминает колокол Гаусса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.