УДК 332.133.6:005.591.6
СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ НА ПРИНЦИПАХ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
С.А. Измалкова
Обоснована необходимость формирования сетевой модели интеграции территорий опережающего развития, построенной на основе использования преимуществ механизма преференциального сотрудничества в условиях ассиметричного развития регионов Российской Федерации и ослабления контроля над пространственным развитием страны.
Ключевые слова: территории опережающего развития, преференциальное сотрудничество, сетевая модель, трансакционные издержки.
Следует отметить, что территории опережающего социально-экономического развития (далее по тексту - ТОР) относятся к категории особых экономико-правовые режимов регионального развития, которые используются как инструмент привлечения крупных инвестиций и представляют собой ограниченную территорию национального экономического пространства, где:
- разрешен определенный вид предпринимательской и прочей деятельности;
- согласуются экономические и политические интересы государства и бизнеса на основе создания оптимальной инфраструктуры, предоставления финансовых и фискальных льгот и снижения административных барьеров для иностранных и отечественных предпринимателей;
- в обязательном порядке должен реализоваться механизм преференциального сотрудничества с целью диверсификации национальной экономики и её инновационно-инвестиционного развития в условиях ассиметричного развития регионов Российской Федерации.
За последние несколько лет популярность особых экономико-правовых режимов регионального развития, в том числе территорий опережающего социально-экономического развития в России возросла [4]. Однако, как показывает практика их создания и функционирования, государство в процессе отбора субъекта-лидера для освоения федеральных инвестиций еще больше усиливает в них концентрацию капитала, что ведёт к увеличению дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития и, тем самым, усложняет проблему ассиметрич-ного развития территорий.
Государственная политика, проводимая в настоящее время в области создания ТОР, базируется на заявительной модели. В этой связи принцип отбора территорий, как способ наименьшего экономического сопро-
тивления процессу реализации основных задач особых экономико-правовых режимов регионального развития как инструменту привлечения инвестиций, порождает не только диспропорции в исторически сложившейся межрегиональной конкурентной среде. Заявительный принцип отбора территорий исключает использование потенциальных возможностей технологического развития ряда субъектов Российской Федерации, перспективность которых, в принципе, должна быть обусловлена реализуемой ими моделью регионального развития.
Необходимо заметить, что модель регионального развития, в первую очередь, должна быть построена на технологических приоритетах, которые регион выбирает в качестве основных [2,5]. Приоритеты регионального развития, как правило, целесообразно определять либо с учетом перечня критических технологий, либо на основе приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, утвержденных Президентом Российской Федерации, либо на основе инициативных технологий, отвечающих инновационным потребностям конкретного региона (рис.1) [5].
Процесс формирования региональной модели развития должен включать:
- оценку стратегически значимых количественных и качественных характеристик социально-экономического и технологического развития региона на момент принятия модели развития, доступных ресурсов его развития;
- видение текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон данного субъекта Российской Федерации относительно других регионов с точки зрения уровня инновационно-инвестиционного развития;
- оценку интересов и влияния различных групп интересов: государства, науки, инвесторов, бизнес-структур и потребителей [5].
Неэффективность заявительного принципа отбора территорий для создания особых экономико-правовых режимов подтверждается не только вышеуказанными выводами, но и тем фактом, что в результате его применения не учитываются интересы инвесторов. Проблема ассиметричного развития территорий является общенациональной и тесно связана как с динамикой развития отдельных регионов - доноров, так и с феноменом использования преференциального режима. Его суть состоит в необходимости достижения единых для всех регионов социально-экономических показателей инновационно-инвестиционного развития при условии неравного доступа к возможностям, которые предоставляются преференциальным режимом. В этой связи возрастает значение федеральной политики, которая должна быть направлена на гармонизацию инновационно-инвестиционного развития на всей территории Российской Федерации в условиях ассиметричного развития регионов и ослабления контроля над пространственным развитием страны.
Ключевые проблемы инновационно-технологического развития экономики регионов России:
Отсутствие мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углублении их кооперации с сектором исследований и разработок
V_у
Недостаточная эффективность использования инфраструктуры, ограниченная, прежде всего, стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний
V_У
Л
Низкий уровень восприимчивости компаний к инновациям технологического характера, в значительной части компаний инновационная деятельность осуществляется ситуативно
Большинство регионов России, обладающих потенциалом к быстрому распространению передовых технологий, не обладают необходимыми возможностями по самостоятельной разработке новых технологий
Механизм формирования региональной модели развития экономики с учетом ее потенциала и уровня технологической активности
1Л [V
Основные направления технологической модернизации экономики России
Стратегические информационные 1 ) технологии
Медицинские технологии
Энернеэффективность и энеи го с б ее еже ние
Космические системы
Ядерные технологии
Нелинейная модель управления технологическими инновациями,
обусловлена:
IV_V
Использованием принципов теории лидерства
V_У
Использованием технологий управления будущим
\_J
Развитием перспективной международной коллаборации
Распространением принципов просьюмеризма в инновационной сфере
Реализацией принципа диссипативности в инновационном развитии, при котором неэффективные элементы прекращают свое существование
Наличием постоянных флуктуаций. которые непрерывно созидательно или разрушительно воздействуют на инновационное развитие
Рис.1. Механизм формирования модели регионального развития с
технологической активности
учетом потенциала и уровня
Таким образом, представляется целесообразным сделать вывод об актуальности поиска механизма перехода к новому этапу федеральной и региональной политики в области создания территорий опережающего развития, который позволит обеспечить фактическое равноправие субъектов Российской Федерации в области привлечения крупных инвестиций.
В этой связи правомерно утверждать, что использование механизма фактического равноправия позволит каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы, в том числе и преференциальный ресурс, для создания достойных условий жизни граждан, комплексного инновационно-инвестиционного развития территорий, диверсификации экономики, экономической дифференциации и интеграции в национальном пространстве.
Эволюционный анализ зарубежного и отечественного опыта создания территорий с особым экономико-правовым режимом показывает, что они всегда представляли собой совокупность большого числа хозяйствующих субъектов, реализующих определенный вид деятельности, использующих механизм преференциального сотрудничества [4, 6].
При этом механизм преференциального сотрудничества построен на следующих принципах:
- использование преференций для согласования в пространстве и во времени интересов государства и заранее неограниченного круга крупных инвесторов;
- обязательное льготирование государством выбранного вида деятельности в границах регламентированной территории и ее эффективного инвестирования;
- преференции реализуется тем бизнесом, который является резидентом данной территории.
Правомерно утверждать, что именно сетевая модель интеграции территорий опережающего развития позволяет повышать эффективность деятельности каждого участника, а также реализовать принципы адаптивного развития региональной инфраструктуры (транспортно-инженерной, информационной, образовательной и т.д.). Необходимо отметить, что в качестве теоретико-методологической основы адекватности предлагаемой концепции сетевой модели интеграции ТОР использована теорема Р.Г. Коуза и ряд её следствий [1]. В этой связи целесообразно сформулировать три базовых принципа преференциального сотрудничества в условиях формирования сетевой модели интеграции территорий опережающего развития.
Первый базовый принцип преференциального сотрудничества -формирование сетевой модели интеграции ТОР для целей инновационно-инвестиционного регионального развития должно происходить таким образом, чтобы внедрение каждой последующей ТОР было определено потребностями уже существующих особых экономико-правовых режимов.
Обосновать это можно прежде всего тем, что значительно выросла роль преференций как основного ресурса сетевой модели интеграции ТОР,
позволяющего минимизировать трансакционные издержки и, тем самым, противодействовать усилению диспропорций в межрегиональной конкурентной среде. Поскольку использование льгот происходит через сетевые структуры, данному ресурсу (преференциям) будут присущи все свойства сетевых благ, к которым относятся следующие:
- свойство комплементарности будет означать, что регионы-потребители сетевого блага, осуществляют приобретение блага, которое должно обладать характеристиками, позволяющими использовать его совместно с другими благами в формируемой сетевой модели интеграции ТОР. Свойство комплементарности как бы подобно свойству совместимости, что подразумевает работу сетевых благ на одном стандарте, а это особенно актуально при переходе на инновационно-инвестиционный путь развития в масштабах всей территории России [2,6];
- структура издержек, связанных с предоставлением льгот территориям опережающего развития, интегрированным в сеть, отличается от структуры издержек в заявительной модели создания и развития ТОР. Сетевая модель интеграции ТОР позволяет понизить уровень предельных издержек в результате положительного эффекта от масштаба производства. Это связано с углублением разделения труда и может рассматриваться как последствие синергии в результате использования интеграционных процессов.
- потребность в создании ТОР у предельного субъекта Российской Федерации нарастает по мере подключения к сетевой модели интеграции ТОР все новых и новых участников. Однако после достижения своего максимального значения указанная потребность начинает снижаться, так как все, кто готов был затратить ресурсов больше за присоединение к сетевой модели интеграции ТОР чем другие, уже присоединились к ней, то есть сеть достигла оптимального размера.
Таким образом, формирование сетевой модели интеграции территорий опережающего развития на принципах преференциального сотрудничества приобретает особую актуальность, как инструмент, позволяющий:
- частично перенести трансакционные издержки государства на уровень самих территорий опережающего развития;
- концентрировать усилия государства на координации развития процесса и контроле в части предоставления режима преференциального сотрудничества для привлечения крупных инвестиций в регионы.
Более того, формирование сетевой модели интеграции территорий опережающего развития на принципах преференциального сотрудничества направлено на предоставление возможности доступа (прямого и опосредованного) к преференциям и результатам деятельности резидентов ТОР с целью выравнивания внутренней и внешней конкурентной среды для снижения положительных трансакционные издержек государства в процессе привлечения инвестиций.
Второй базовый принцип преференциального сотрудничества при формировании сетевой модели интеграции территорий опережающего развития - принцип поглощения преференциальным режимом трансакционных издержек. Сущность данного принципа состоит в распространении положительных результатов деятельности резидентов ТОР, полученных за счет переноса нагрузки трансакционных издержек на преференциальный режим с последующим распределением по активным участникам сети ТОР.
Концепция создания сетевой модели интеграции ТОР и усиления интеграции с внешней средой, основанная на принципе поглощения преференциальным режимом трансакционных издержек, свидетельствует о зеркальном расширении существующей системы сотрудничества между государством и крупными инвесторами, что позволяет повышать эффективности функционирования ТОР. В этой связи в процессе формирования сетевой модели интеграции территорий опережающего развития целесообразно учитывать нового активного субъекта, который будет называться сайзером. Модель поведения сайзера, характеризует его как активного участника внешней среды по отношению к создаваемой ТОР.
Третий базовый принцип преференциального сотрудничества при формировании сетевой модели интеграции территорий опережающего развития - принцип компромиссного расширения сети. Этот принцип является:
- базисом для формирования внешней сети по отношению к создаваемой территории опережающего развития;
- одним из системообразующих элементов, позволяющим не только распределять трансакционные издержки федерального уровня в рамках одного субъекта Российской Федерации при создании ТОР, но и самостоятельно создавать территории с особым экономико-правовым режимом, минуя необходимость участия в федеральном конкурсе.
Таким образом, правомерно утверждать, что формирование сетевой модели интеграции территорий опережающего социально-экономического развития на принципах преференциального сотрудничества позволяет решить следующие задачи:
- активизировать деятельность наиболее защищенных преференциальным режимом собственников посредством осуществления лизинга нематериальных активов и интеллектуальной собственности, трансфера технологий и аутсорсинаг по отношению к сайзерам;
- дать новый качественный импульс для развития бизнеса сайзеров, их активного включения в процессы инновационно-инвестиционного развития региональной экономики, усиления конкурентных преимуществ на внутреннем рынке, появления новых возможностей для выхода на внешние рынки, создания новых востребованных производств и т.п. на основе регламентированной передачи сетевых благ при формировании интегрированной модели ТОР на принципах преференциального сотрудничества [3,5].
Иначе говоря, такой опосредованный доступ к преференциям как сетевому ресурсу, в конечном итоге повышает инвестиционную привлекательность и региона, и сайзеров, которые ведут на данной территории предпринимательскую деятельность. И это, в конечном итоге, создает объективные предпосылки для создания новой территории опережающего социально-экономического развития на инновационной платформе.
Формирование сетевой модели интеграции территорий опережающего развития на принципах преференциального сотрудничества позволяет также решить следующие мотивационные проблемы резидентов посредством:
- создания в перспективе востребованную ими же внешнюю сеть сайзеров (потенциальных заказчиков их продукции, поставщиков товаров и услуг резидентов, исполнителей производственного процесса);
- участия резидентов в сетизации территорий опережающего развития не по принуждению государством, а как новой возможности сконцентрироваться на приоритетных направлениях выбранного вида инновационно-инвестиционной деятельности с целью повысить собственную устойчивость и конкурентоспособность не только на российском, но и глобальном рынке.
Более того, следует отметить практическую значимость процесса формирования сетевой модели интеграции территорий опережающего развития на принципах преференциального сотрудничества, которая определяется возможностью:
- согласовывать экономические интересы конкретной территории с интересами остальных регионов, а также государства в целом;
- использовать разработанные методологические принципы формирования сетевой модели особых экономико-правовых режимов развития территорий с целью форсирования инновационно-инвестиционной деятельности на основе разработки и внедрения высокотехнологичной продукции на федеральном и региональном уровне;
- снижать экономическую дифференциацию регионов по уровню социально-экономического развития и развивать интеграцию в национальном пространстве региональных социально-экономических систем;
- эффективно осваивать и приумножать инвестиции резидентов региональной экономики на инновационной платформе;
- заключать соглашения о совместной деятельности с агентами на смежных территориях для получения экономии за счет эффекта масштаба;
- исключать хаотичность экономического стимулирования различных видов деятельности, которое приводит к истощению и так ограниченных экономических и финансовых ресурсов;
- заменять традиционные отношения в сфере управления территориальным устройством новыми, основанными на консолидации усилий,
исходя из закономерностей и особенностей функционирования экономики России как системы взаимодействующих регионов;
- решать проблемы устойчивого сбалансированного развития территорий в процессе межрегионального сотрудничества в области экономики, организации управления иностранными инвестициями в условиях ас-симетричного развития регионов Российской Федерации и ослабления контроля над пространственным развитием страны.
Список литературы
1. Коуз Р.Г. Фирма, рынок и право / Капелюшников Р.И. М.: Новое издательство, 2007. 224 с.
2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.) -http: //www. garant.ru.
3. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 2. / под ред. Л.М. Гохберга. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 88 с.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
5. Измалкова С.А., Елецкая С.С. Выбор перспективных направлений инновационного развития регионов и их реализация посредством формирования технологических платформ //Региональная экономика: теория и практика. 2013. №1. С. 29-34.
6. Бухвальд Е.М. Институты развития и формирования инновационной экономики в России // Наука и практика. 2013. 33 (11). С.22-34.
Измалкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE NETWORK MODEL INTEGRATION OF THE TERRITORIES OF PRIORITY DEVELOPMENT ON THE PRINCIPLES OF PREFERENTIAL COOPERA TION
S.A. Izmalkova
In the article the necessity of formation of the network model integration priority development areas based on the benefits of the preferential mechanism of cooperation in situations of asymmetric development of Russian regions and the weakening of control over the spatial development of the country.
Key words: priority development areas, preferential cooperation, network model, transaction costs.
Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, doctor of economic science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tulsky State University