Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как инструмент регионального развития Российской Федерации'

Особые экономические зоны как инструмент регионального развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
801
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова М.В., Руйга И.Р.

На сегодняшний день целями создания особых экономических зон в Российской Федерации можно назвать развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы, но в первую очередь решение стратегических задач развития государства в целом и отдельной территорию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как инструмент регионального развития Российской Федерации»

Секция «Экономика и бизнес»

УДК 332.146.2

М. В. Ефремова Научный руководитель - И. Р. Руйга Сибирский федеральный университет, Красноярск

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На сегодняшний день целями создания особых экономических зон в Российской Федерации можно назвать развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы, но в первую очередь - решение стратегических задач развития государства в целом и отдельной территорию.

Законодательно статус особых экономических зон (ОЭЗ) в Российской Федерации оформился в 2005 году с принятием Федерального Закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Согласно ему российские регионы могли подавать заявки на создание ОЭЗ, обосновав её целесообразность и эффективность для решения задач федерального, регионального и местного значения [1].

Согласно Федеральному закону от 03.06.2006 № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на сегодняшний день в России действуют ОЭЗ четырех типов: промышленно-производст-венные, технико-внедренческие, туристско-рекреа-ционные и портовые [1].

В соответствии с данными Министерства экономического развития, с 2010 года выполняющего функции управляющей компании особых экономических зон, на начало 2014 года на территории Российской Федерации существует 26 действующих ОЭЗ, в том числе: 6 ОЭЗ промышленно-производственного типа; 5 ОЭЗ технико-внедренческого типа; 12 ОЭЗ туристко-рекреационного типа (6 зон составляют Северо-Кавказский туристический кластер); 3 ОЭЗ портового типа [2].

Компании, зарегистрированные в ОЭЗ в качестве резидентов, получают налоговые льготы: так, для них снижена ставка налога на прибыль, на длительные сроки они освобождаются от уплаты транспортного и земельного налогов, а так же налога на имущество. В отношении товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ, действует режим свободной таможенной зоны - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС. Кроме налоговых льгот существуют и иные преференции, такие так готовая производственная инфраструктура и возможность регистрации предприятия в режиме «одного окна».

Взамен от резидентов ОЭЗ требуется осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, направленным на защиту регионов, размещающих особые экономические зоны.

Так, например, особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований; территория особой экономической зоны не должна включать полностью территорию какого-либо административно-территориального

образования. На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда, а также не допускаются:

1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) [3].

Таким образом, выше изложенные положения должны способствовать увеличению налогооблагаемой базы региона и его валового регионального продукта (ВРП).

Проведенные теоретические исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

Во-первых, перспективными в отношении развития выделяются два типа ОЭЗ - промышленно-производственные и технико-внедренческие. Об этом свидетельствует устойчивый рост показателей количества резидентов по каждому типу зон и размера инвестиций. Среди зон промышленно-производствен-ного типа, как самых перспективных на данный момент, считаем целесообразным отметить ОЭЗ «Ала-буга» и ОЭЗ «Липецк», среди зон технико-внедренческого типа - ОЭЗ «Дубна» и ОЭЗ «Санкт-Петербург».

Во-вторых, по экономическим показателям портовых ОЭЗ и зон туристско-рекреационного типа наблюдается неэффективность развития. При значительных государственных инвестициях для частных компаний они являются непривлекательными, что обусловлено длительной окупаемостью проектов при потребности в значительных вложениях на начальном этапе.

В-третьих, как показывает отечественный опыт развития отдельных ОЭЗ, льготы, предоставляемые со стороны государства, позволяют сократить предпринимателям издержки на реализацию инвестиционных проектов на 30-40 %. Что, в свою очередь, обеспечивает уменьшение сроков реализации проектов.

Однако, несмотря на наличие определенных положительных тенденции, наметившихся в развитии отечественных ОЭЗ, существует ряд сдерживающих факторов, основным из которых является их несистемность - все они представляют разрозненные элементы, слабо связанные между собой. Кроме того, большая часть предпринимателей не имеет должной информации об их функционировании и предлагаемых условиях размещения.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

Для дальнейшего успешного развития ОЭЗ в России, на наш взгляд, является целесообразным оптимизировать сочетание малого и крупного бизнеса. Крупный бизнес имеет отлаженные каналы сбыта, возможности привлечения финансирования, внедрения результатов НИОКР в реальные производственные процессы. С другой стороны, малый и средний бизнес отличаются гораздо большей гибкостью и креативностью. Наконец, ОЭЗ также может стать защитой производителей от повышенного давления (в связи со вступлением России в ВТО) со стороны иностранных производителей.

Библиографические ссылки

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Фе-

дерации : федер. закон РФ от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_149828/ (дата обращения: 18.03.2014).

2. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Департамент особых экономических зон [Электронный ресурс]. URL: http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/index (дата обращения: 18.03.2014).

3. Особые экономические зоны : офиц. портал РосОЭЗ ОАО [Электронный ресурс]. URL: http://www.russez.ru/ (дата обращения: 18.03.2014).

© Ефремова М. В., 2014

УДК 311.312

Л. Ю. Жданович Научный руководитель - М. Л. Елисеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АВАРИЙНЫХ ЗАПУСКОВ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ

Исследованы данные космических запусков в России по данным сайтов «Википедия» и «Роскосмос», собраны данные об аварийных запуска и рассчитаны относительные показатели, характеризующие успешность ракетных запусков .

Запуск первого в мире искусственного спутника состоялся 4 октября в 1957 году. ПС-1 (простейший спутник) являлся полуступенчатой ракетой Р-7 изделия 8К71ПС, который открыл космическую эру во всей истории человечества. Именно 4 октября человечество преодолело земное тяготение и отечественная ракета-носитель «Спутник» достигла первой оптимальной космической скорости и вывела на земную орбиту искусственный спутник. Данный успех США смогли повторить лишь через год, запустив со второй попытки спутник «Эксплорер».

В общем 1957 год сопутствовался двумя запусками ракет-носителей, которые сопровождались успехом. 1958 год был, увы, менее удачным в плане запусков. За весь период из 5 запусков 1 успех. Ракета-носитель «Спутник-3» (8А91) стала результатом модернизации ракеты 8К71 и оказалась способна решить задачу (в отличие от ракеты 8К71 второго этапа) выведения на орбиту полезной нагрузки массой ~1 300 кг (масса третьего ИСЗ составляла 1 327 кг). Произведено два пуска ракеты-носителя «Спутник-3» (8А91). При первом запуске вследствие возникновения автоколебаний ракета на 102 секунде полёта разрушилась. Аварийные ситуации в дальнейшем происходили каждый год в СССР и продолжают происходить в России. Чем больше количества запусков, тем соответственно больше вероятность хотя бы одного аварийного исхода. Так же, сейчас достаточно сильно распространено мнение, что космическая отрасль, которая была «мощью» в период СССР, попросту разваливается. По этой причине, было решено проанализиро-

вать данные запусков ракет-носителей и более углублённо изучить данную ситуацию.

Чтобы более досконально проанализировать данную ситуацию, были использованы дополнительные данные из сайта «Википедия», который является более независимым источником информации. Поэтому, проанализировав данные из «Роскосмоса», я проанализировала данные и из «Википедия», разбив запуски на два периода: периода СССР и России за каждый год (рис. 1 и 2).

Количество аварий в СССР начинает возрастать с 1967 года, и самое большое количество аварийных запусков приходится на 1969 год. То есть, 14 аварийных запусков было самым большим количеством аварий на период существования СССР. Далее количество аварийных запусков идёт на спад. 1971 г. характеризуется десятью авариями и 1982 г. характеризуется восьмью авариями.

В общей сложности в период СССР было произведено 2 436 запусков и 157 запуска потерпели аварию. В процентном соотношении это составило 6,22 %, а среднее количество запусков в целом за год составило 5,06.

Наиболее неудачным периодом в России был 1996 год, за ним последовали 2005 и 2011 год. В 2012 году был всего один неудачный из всех 24-х запусков. В 2013 году количество запусков увеличилось и увеличилось количество аварий, то есть из 26 запусков всего две аварии.

Данный 2014 год только начался, однако уже 2 запуска оказались успешными. В этом году планируется запуск ещё 30-ти ракет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.