УДК 343.8(4)
DOI 10.33463/2687-122X.2020.15(1-4).3.298-302
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ СИРЯКОВ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ИСПАНИИ: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Для цитирования
Сиряков, А. Н. Особое положение в Испании: уголовно-исполнительный аспект / А. Н. Сиряков // Уголовно-исполнительное право. - 2020. - Т. 15(1 -4), № 3. - С. 298-302. -DOI : 10.33463/2687-122X.2020.15(1-4).3.298-302.
Аннотация. В статье изложены результаты изучения материалов, посвященных COVID-19, в пенитенциарных учреждениях Королевства Испания. Характеризуются общие для всех пенитенциарных систем процессы закрытости учреждений и уменьшения численности осужденных в период пандемии. Раскрывается порядок деятельности пенитенциарной администрации в нескольких направлениях: приостановление физических контактов осужденных с внешним миром; организация электронного наблюдения за отдельными осужденными; создание нового канала коммуникации по видеосвязи; общая профилактика заражения вирусом; специальные меры, связанные с изоляцией инфицированных осужденных. Делается вывод о достоинствах и недостатках деятельности пенитенциарных учреждений в период кризиса.
Ключевые слова: исполнение уголовных наказаний, пенитенциарные учреждения, особое положение, COVID-19, Испания.
Проблема COVID-19 и введение беспрецедентных мер в разных странах по защите общества от инфекции не обошли стороной пенитенциарные системы, а, напротив, обострили ситуацию в них. Так, в марте-апреле 2020 г. прокатилась волна тюремных бунтов, повлекших за собой гибель людей, побеги, материальный ущерб. Такие случаи были зарегистрированы в Аргентине [1], Таиланде [2], Сьерра Леоне [3], Италии [4] и других странах. По состоянию на 23 мая 2020 г., по официальным данным и сообщениям средств массовой информации, 48 336 осужденных в 67 странах по всему миру оказались зараженными новой коронавирусной инфекцией, из них погибло 856 чел. [5]. Учреждения, исполняющие лишение свободы, оказались в сложной ситуации. С одной стороны, это ограниченное пространство, высокая плотность тюремного населения,
© Сиряков А. Н., 2020
(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
наличие различных хронических заболеваний у многих, создающее повышенные риски заражения и стремительный темп развития заболевания, с другой - это недостаток тест-систем выявления коронавируса, нехватка средств индивидуальной защиты, ограниченное количество медицинских работников, превышение (а в ряде стран - значительное) предельной численности осужденных, содержащихся в одном учреждении. Указанные условия в разном их сочетании являются общими для большинства государств, поэтому представляется возможным выделить два процесса, протекающих в системах исполнения уголовных наказаний, связанных с реагированием на COVID-19.
Первый процесс характерен для государств, в которых существенным образом не превышен лимит содержания, оказывается медицинская помощь, обеспечиваются необходимые санитарные нормы, имеется возможность влиять на ситуацию. Его можно охарактеризовать как закрытие мест принудительной изоляции от общества с целью уменьшить риск заражения. Это проявляется в исключении доступа в учреждения извне, запрете на выходы осужденных из учреждений и перемещения внутри их; изоляции в камерах и т. п. Второй процесс протекает в юрисдикциях, где учреждения существенно перегружены, работают на пределе возможностей, а вспышка инфекции опасна потерей контроля за ситуацией. Этот процесс характеризуется попытками уменьшения численности осужденных посредством досрочного освобождения, электронного наблюдения и т. д. В связи с этим представляет интерес испанский путь противодействия пандемии.
В настоящее время по данной стране имеется информация о наличии вируса лишь у 258 сотрудников и 60 осужденных из почти 60 тыс. чел. и шести летальных исходах [6], что свидетельствует об эффективной профилактической работе пенитенциарной системы. Однако обращения общественников с проблемами нехватки тестов [7] не позволяют составить объективную картину не только по Испании, но и по любой другой стране. Для сравнения отметим, что в штате Огайо (США) в одном из исправительных учреждений было проведено сплошное тестирование осужденных. В результате положительный результат был выявлен у более чем 2000 осужденных из 2500 чел. При этом в Нью-Йорке заявили о 378 заболевших во всех учреждениях города [8]. Таким образом, статистические данные о заболеваемости в местах принудительного содержания являются весьма условными. Тем не менее в испанских провинциях, где стала распространятся инфекция (например, Мадрид), пенитенциарные учреждения провели ряд мероприятий, направленных на недопущение распространения пандемии примерно за месяц до первого случая заражения (7 марта). В частности, осуществлялся медицинский осмотр при любом посещении учреждения, ограничивалась деятельность священников, иных лиц посредством общения с осужденными в помещениях для краткосрочных свиданий, разделенных стеклом; приостанавливались посещения учреждения следователями, студентами и преподавателями университетов; переводы осужденных; деятельность общественных организаций. После первого случая заражения со стороны главного органа управления пенитенциарной системой - Генерального секретариата пенитенциарных учреждений (кроме Каталонии) стали издаваться руководящие документы, сначала адресные - в отношении конкретных провинций, а затем и на всю национальную территорию. К 14 марта 2020 г. по стране были приостановлены все виды свиданий осужденных, выезды из учреждений, увеличилось время телефонных переговоров осужденных, имеющих на это разрешение, с пяти до десяти минут. Фактически учреждения стали функционировать в режиме особых условий. Правовым обоснованием принимаемых мер явилась ст. 219 «Эпидемиологические меры» Пенитенциарного регламента (Real Decreto 190/1996, de 9 de febrero, por el que se aprueba el
Reglamento Penitenciario), предусматривающая введение планов и программ действий по борьбе с наиболее распространенными заболеваниями.
С этого времени на всей территории страны Королевским указом (Real Decreto 463/2020, de 14 de marzo, por el que se declara el estado de alarma para la gestión de la situación de crisis sanitaria ocasionada por el COVID-19) было введено особое положение, при котором были установлены существенные ограничения для населения, хозяйствующих субъектов и предусмотрены вопросы координации в период сложной ситуации. Основанием его введения стали определенные законодательством Испании кризисы в области здравоохранения [9, с. 430-436]. В развитие указа в отношении пенитенциарных учреждений был подготовлен специальный приказ министра внутренних дел, временно оформивший правовые ограничительные меры, вплоть до их отмены 12 мая (Orden INT/407/2020, de 12 de mayo, por la que se adoptan medidas para flexibilizar las restricciones establecidas en el ámbito de Instituciones Penitenciarias al amparo del Real Decreto 463/2020, de 14 de marzo, por el que se declara el estado de alarma para la gestión de la situación de crisis sanitaria ocasionada por el COVID-19). Они были связаны с запретом доступа в учреждения, ограничением передвижения осужденных, отбывающих наказание в полусвободном режиме. Если раньше осужденным необходимо было находиться на территории учреждения не менее 8 часов в сутки, фактически ночью, то теперь они могли выходить на улицу лишь за продуктами питания, предметами первой необходимости, при следовании на работу и т. д. Это дало повод многим руководителям пенитенциарных учреждений немедленно применить ст. 86 Пенитенциарного регламента, допускающую возможность электронного контроля за осужденными в полусвободном режиме без их ежедневной явки в учреждение. По словам директора Генерального секретариата пенитенциарных учреждений, таких осужденных за истекший период насчитывается более 5 тысяч [10]. В то же время в Испании не пошли по пути предоставления условно-досрочного освобождения, сокращения сроков отбывания наказания даже таким уязвимым группам осужденных, как несовершеннолетние, беременные женщины, пожилые лица. Это избавило систему от случаев умышленного заражения COVID-19.
В первую очередь были проведены общие санитарные мероприятия: обеспечение всех туалетов жидким мылом, установка диспенсеров с водно-спиртовым раствором и т. д. Существенной мерой в сложившихся условиях стало расширение возможности телефонных переговоров в режиме видеоконференцсвязи. Многим осужденным разрешили вести телефонные переговоры посредством предоставляемого администрацией мобильного телефона в комнате для краткосрочных свиданий.
Важную роль сыграли разъяснения о действиях администрации в условиях распространения коронавируса. Речь идет о мерах внутренней изоляции, предпринимаемых в самих пенитенциарных учреждениях. Например, вводился 14-дневный карантин лиц, пребывающих в учреждение. При выявлении заболевших лиц их размещение обеспечивалось отдельной камерой, без возможности выхода из нее для приема пищи. Учитывая, что в обычном режиме отбывания наказания (большинство осужденных) в Испании предусматриваются камерные условия содержания (фактически по два человека) с пребыванием в ней в ночное время и в период послеобеденного отдыха, выполнить данные требования было довольно просто. Госпитализация в медицинские учреждения осуществлялась в отношении исключительно тяжелых случаев. Учреждения своими силами пытались справиться с пандемией, но в условиях недостаточного количества медицинских работников (265 врачей на почти 60 тыс. осужденных в 2019 г.) [11] сделать это было весьма проблематично.
После введения в Испании этапов деэскалации названные меры начали постепенно снимать с учетом эпидемиологической обстановки в конкретных провинциях, хотя руководство пенитенциарной службы посчитало, что выход из указанных ограничений явился преждевременным. Для первого этапа это выразилось в предоставлении краткосрочных свиданий, разрешении на выезд в пределах провинции. Следует отметить, что в целом принятые меры способствовали достижению не только поставленных целей, но и дополнительного положительного результата - сокращения числа поступлений в учреждения наркотических средств.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
- вспышка пандемии показала традиционную политику закрытости учреждений от общества: большинство стран или манипулируют статистикой, или не представляют какой-либо официальной информации;
- в Испании имеет место сочетание двух процессов: закрытость, изоляция учреждений от общества и попытка уменьшить численность осужденных;
- закрытость учреждений не стала полной. Если в отношении осужденных, их родственников, адвокатов, следователей, общественности были предприняты обоснованные меры правоограничений, то тюремный персонал ежедневно приходил на работу, тем самым создавая потенциальную опасность заражения осужденных. Ярким примером тому явилось не только большее число зараженных из числа персонала, но и первое выявление инфекции у сотрудника;
- уменьшение численности осужденных коснулось лишь тех, кто находился в условиях полусвободы, а не широкого круга осужденных, как в некоторых странах. В учреждениях была проведена широкая разъяснительная работа по обоснованию вводимых мер, что позволило обеспечить необходимый уровень правопорядка. Важным фактором сохранения законности явилось введение системы видеозвонков для осужденных с помощью мобильной связи, предоставляемой администрацией. Этот опыт стал настолько востребованным, что уже сейчас руководство пенитенциарной системы Испании начало работу по внесению предложений о дополнении законодательства самостоятельным видом свиданий по видеосвязи;
- кризис поставил на повестку дня болевые точки всех пенитенциарных систем. В Испании это выразилось в проблеме нехватки медицинских работников и финансирования учреждений.
Библиографический список
1. Raszewski, E., Marcarían, A., & Misculin, N. 2020, "We refuse to die in jail': Argentine inmates set fire to prison in Coronavirus protest', Reuters, 24 April, viewed 23 May 2020, https:// www.reuters.com/article/us-health-coronavirus-argentina-prison-idUSKCN226310.
2. Judd, A. 2020, 'Buri Ram prison riot was over false rumor about Covid-19, one prisoner still on the loose', The Pattaya News, 30 March, viewed 23 May 2020, https://thepattayanews. com/2020/03/30/buri-ram-prison-riot-was-over-false-rumor-about-covid-19-one-prisoner-still-on-the-loose/.
3. 'Sierra Leone: Reasons underlying prison riot amid COVID-19 case must be investigated' 2020, Amnesty International, 30 April, viewed 24 May 2020, https://www.amnesty.org/en/latest/ news/2020/04/sierra-leone-reasons-underlying-prison-riot-amid/.
4. Tidman, Z. 2020, 'Coronavirus: Prison riots erupt 'after reports of Covid-19 infections and symptoms among inmates' in Italy', Independent, 6 April, viewed 24 May 2020, https://www. independent.co.uk/news/world/europe/coronavirus-italy-prison-riots-symptoms-jail-campania-caserta-a9449746.html.
5. 'Covid-19 and Prisoners' 2020, Justice Project Pakistan, viewed 24 May 2020, https:// www.jpp.org.pk/covid19-prisoners/.
6. 'COVID-19: What is happening in European prisons?' 2020, European Prison Observatory, viewed 24 May 2020, http://www.prisonobservatory.org/index. php?option=com_content&view=article&id=32:covid-19-what-is-happening-in-european-prisons&catid=7&Itemid=101.
7. 'Entidades sociales requieren al Ministro de Interior e IIPP la adopción de medidas respetuosas con los derechos de las personas presas' 2020, DerechoPenitenciario, viewed 24 May 2020, https://derechopenitenciario.com/wp-content/uploads/2020/05/ESCRITO-A-LA-COMISION-DE-INTERIOR-DEL-CONGRESO-DE-LOS-DIPUTADOS-Excarcelaciones.pdf.
8. Burki, T. 2020, 'Prisons are "in no way equipped" to deal with COVID-19', The Lancet, vol. 395, iss. 10234, pp. 1411-1412, doi: 10.1016/S0140-6736(20)30984-3.
9. Скиба А. П., Сиряков А. Н. Некоторые аспекты исполнения уголовных наказаний в экстремальных условиях во Франции и в Испании // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26(1-4), № 4. С. 430-436.
10. 'Unos 5.000 presos podrían acabar de cumplir su condena en casa tras la covid. Ángel Luis Ortiz, la entrevista' 2020, EFE, 15 May, viewed 24 May 2020, https://www.efe.com/efe/ espana/politica/unos-5-000-presos-podrian-acabar-de-cumplir-su-condena-en-casa-tras-la-covid/10002-4247182.
11. Respuesta del Gobierno (184), Pregunta Escrita Congreso 184/1595 23/12/2019 3380, viewed 24 May 2020, https://www.consalud.es/uploads/s1/12/60/55/9/21-02-20sanidad-penitenciaria-respuesta-gobierno.pdf.