10. Ратинов А.Р., Скотникова Т.А. Самооговор. Происхождение, предотвращение и разоблачение ложных признаний. М., 1973. 142 с.
11. Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложных и правдивых сообщений: дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 114 с.
12. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2018. 384 с.
Подвойский Корней Васильевич, аспирант, [email protected], Россия, Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
FORENSIC DIAGNOSIS OF LIES ACCORDING TO VERBAL SIGNS
K.V. Podvoysky
The article explores issues related to the detection of lies on verbal grounds. The definition of lies and its forensic diagnostics is given, the main types of diagnostics of lie (instrumental and visual) are described. Such verbal signs of a lie as external contradictions, internal contradictions (inconsistency of the message), specific verbal characteristics of the message are analyzed. It is demonstrated that the conclusions of the forensic diagnosis of lies on verbal signs are primarily hypothetical.
Key words: criminalistic lie detection, visual diagnostics, verbal signs of lies, external and internal contradictions, own verbal characteristics of the message.
Podvoysky Korney, postgraduate, [email protected], Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University
УДК 343.82
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (СОУГО-19) В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ИСПАНИИ
А.Н. Сиряков
Рассмотрены особенности правового регулирования и деятельности пенитенциарных учреждений Испании в период введения особого положения, связанного с кризисом распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Отмечены сильные и слабые стороны работы администрации по сохранению жизни и здоровья персонала и осужденных в этих условиях, соответствия международным рекомендациям, выработанным в указанной сфере.
Ключевые слова: исполнение уголовных наказаний, пенитенциарные учреждения, особое положение, COVID-19, Испания.
В последнее время остроту приобретает вопрос о деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в особых условиях.
131
В научном сообществе эта проблема обсуждается достаточно давно, в том числе и применительно к зарубежным государствам [1, с. 28-30], однако сложность ее изучения состоит не столько в языковых барьерах, сколько в закрытости темы от общества. Беспрецедентное распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году на планете отчасти приоткрыло завесу тайны и позволило исследователям получить доступ к официальным документам, интервью официальных лиц, материалам прессы.
Обращение к пенитенциарной деятельности в условиях пандемии, именно в Королевстве Испания, связано с числом заразившихся лиц в этом государстве. Основываясь на общедоступных статистических данных, и пересчитывая абсолютные значения в относительные - это государство находится в числе лидеров. Так, если в России по состоянию на 19 мая 2020 года мы имеем 203 заболевших на 100 тыс. населения, в Великобритании - 364 человека, в Италии - 374, США - 471, Бельгии - 483, то в Испании - 595 человек [2]. Кроме того, в соответствии с Ежегодным докладом Совета Европы по уголовной статистике (SPACE) за 2019 год, Испания относится к группе стран, наряду с Португалией и Украиной, с высоким уровнем тюремного населения в странах Совета Европы. Напомним, Российская Федерация принадлежит к группе государств с очень высоким уровнем (вместе с Великобританией, Польшей, Чехией и некоторыми другими странами) [3]. Каждый пятый, находящийся в учреждениях пенитенциарной системы Испании, имеет возраст свыше 50 лет, численность тюремных врачей в 2019 году составила 265 человек, которые обслуживают 58369 (с учетом Каталонии) осужденных [4]. По имеющимся данным, на 15 мая заразившимися в пенитенциарных учреждениях были 258 сотрудник и 60 осужденных, из которых шесть человек скончались [5]. Сравнение этих данных (5,4 заражения на 1000 человек) с ситуацией на свободе (5,9 заражений) показывает примерно равные значения, однако, если исключить из этой цифры персонал, который заражался на свободе, то тогда соотношение резко меняется в пользу мест лишения свободы (5,0 и 1). Кроме того, испанские власти не допустили массовых беспорядков (за исключением отдельных инцидентов), возникших на фоне ограничительных мер, как например, в Италии, где в ряде регионов (Милан, Палермо) не только была дезорганизована деятельность учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но и допущены массовые побеги [6].
В связи с высокими темпами роста заболевания 14 марта 2020 года был издан Королевский указ 463/2020 «Об объявлении особого положения для управления кризисной ситуацией в области здравоохранения, вызванной COVID-19» [7], который распространил свое действие на всю территорию страны. Документ основывается на положениях Закона Испании от 1 июня 1981 г. «Об особом, чрезвычайном или осадном положении», которое может быть введено сроком на 15 дней в связи с кризисом в области здравоохранения. Особое положение в стране сохраняется до 24 мая 2020 года, с изданием каждые две недели указа о продлении.
В названном указе сформулировано несколько принципиальных позиций:
1. Функции по реализации указа возложены на четыре министерства: обороны, внутренних дел, транспорта и здравоохранения. Органы власти и управления на всех уровнях обязаны подчиняться издаваемым данными ведомствами приказами и распоряжениями, а самим органам предоставлены расширенные полномочия. Например, полиция наделяется правом проверок любых лиц, транспортных средств, помещений, учреждений, вправе издавать приказы и распоряжения о запрете или приостановлении какой-либо деятельности, может осуществлять реквизицию необходимых товаров и так далее.
2. Указом приостановлено течение большинства административных и процессуальных сроков за рядом исключений.
3. Наложены существенные ограничения на передвижение населения (статья 7). Разрешается пешеходное передвижение только по дорогам и по одиночке (за рядом исключений, например, при сопровождении ребенка до 14 лет) и только в связи закупкой продуктов, медикаментов и товаров первой необходимости; на работу; для оказания волонтерской помощи медицинским службам; для возвращения в обычное место жительства; в связи с необходимостью оказания помощи пожилым, инвалидам, несовершеннолетним, иным уязвимым категориям граждан; в силу форс-мажорных обстоятельств. По тем же причинам разрешается автомобильное передвижение.
4. Деятельность значительной части предприятий, организаций и учреждений приостанавливается или функционирует с ограничениями. Например, морской, автомобильный, авиационный, железнодорожный пассажирский транспорт уменьшает количество перевозок на 50 % (статья 14).
5. Напоминается об ответственности в соответствии с законодательством за допущенные нарушения. На 18 мая 2020 года число задержанных и представленных к различным видам ответственности составило 1 005 187 человек [8].
На следующий день после издания Королевского указа, 15 марта 2020 года, министром внутренних дел был подписан Приказ 227 / 2020 в отношении мер, принимаемых в пенитенциарных учреждениях, во исполнение Королевского Декрета 463/2020 от 14 марта, об объявлении особого положения для управления кризисной ситуацией в области здравоохранения, вызванной СОУГО-19 [9].
В нем были названы следующие меры:
1) приостановление всех свиданий осужденных. Напомним, что статьей 45 Пенитенциарного регламента Испании предусмотрены следующие виды свиданий: краткосрочные (2 в неделю по 20 минут); близкие (интимные) (не менее 1 раза в месяц от 1 до 3 часов); с родственниками (не менее 1 раза в месяц от 1 до 3 часов); с супругом и детьми до 10 лет (не менее 1 раза в месяц до 6 часов). Таким образом, приостановка свиданий существенно повлияла на ритм жизни осужденных в учреждениях, привыкших к регулярным контактам;
2) приостановление любых выездов из учреждений за исключением форс-мажорных обстоятельств. Отметим, что в Пенитенциарном регламенте устанавливаются обычные выезды для подготовки к освобождению до семи дней с лимитом 36 или 48 дней в году в зависимости от отнесения осужденного ко второй или третьей степени (статья 154); запланированные выезды не более двух дней (статья 114), предоставляемые в рамках реализации программ исправления; чрезвычайные выезды до семи дней в связи со смертью родственника, родами жены, иными существенными причинами (статья 155), что всегда давало пенитенциарной администрации возможность широкого толкования названной нормы.
3) увеличение времени телефонных переговоров осужденных, имеющих на это разрешение, что позволило смягчить негативный эффект от введения двух предыдущих мер;
4) сохранение права выхода из учреждений и возвращения обратно осужденных, находящихся в учреждениях открытого типа, но только в целях, установленных в ст. 7 Королевского указа и в строгом соблюдении требований органов здравоохранения.
На 15 марта 2020 года, то есть на дату издания данного Приказа, в Испании уже имелось 7843 заболевших с суточным приростом 1452 человека. В это число вошли и лица, находящиеся в пенитенциарных учреждениях. Однако следует иметь в виду, что мероприятия по профилактике распространения COVID-19 в виде принятия ряда ограничительных мер в пенитенциарной системе начались несколько раньше. Это связано с тем, что статья 219 «Эпидемиологические меры» Пенитенциарного регламента (далее -ЯР) предусматривает введение планов и программ действий по борьбе с наиболее распространенными заболеваниями [10, с. 207-212]. Таким образом, пенитенциарные учреждения самостоятельно приступили к данной работе, примерно за месяц до первого случая заражения (7 марта), после чего появились руководящие разъяснения, применительно к COVID-19. Так, 10 марта 2020 Генеральный секретариат пенитенциарных учреждений направил письмо по ограничению доступа ко всем пенитенциарным учреждениям провинций Мадрида, Алавы и Риохи в качестве меры по сдерживанию коронавируса СОУГО-19 (7 учреждений и 3 центра социальной реинтеграции), а уже 12 марта в пенитенциарные учреждения было направлено письмо, в котором предлагалось распространить на все пенитенциарные учреждения страны меры, которые впоследствии вошли в приказ МВД. В указанном письме, в дополнение к уже известным нам мерам были названы следующие [11]:
1) в обязательном порядке осуществлять медицинский осмотр при поступлении/возвращении в учреждение;
2) ограничить деятельность священников, иных лиц посредством общения с осужденными в помещениях для краткосрочных свиданий, разделенных стеклом;
3) приостановить посещение пенитенциарного учреждения следователями, студентами и преподавателями университетов;
134
4) приостановить переводы осужденных, за исключением медицинских и судебных случаев или при наличии особых обстоятельств;
5) приостановить деятельность сотрудничающих организаций, неправительственных организаций по проведению культурных, спортивных, профессиональных мероприятий и конкретных учебных программ;
6) образовательная деятельность по предоставлению формального неуниверситетского образования, профессионального обучения, высшего образования (inseñanza universitaria), предоставляемого через Национальный университет дистанционного образования (UNED) обеспечивается администрацией учебного заведения каждого автономного сообщества, а также университетом;
7) производственная трудовая деятельность в мастерских пенитенциарных учреждений осуществляется при ограничении доступа контролерами предприятий извне до необходимого минимума.
Предлагалось указанные действия и их обоснование надлежащим образом разъяснить персоналу пенитенциарных учреждений, а осужденных проинформировать посредством бесед и уведомлений на всех досках объявлений.
Заметим, что в самом начале эпидемии администрация учреждений с открытыми модулями и центров социальной интеграции, в которых осужденные содержатся только в ночное время, в массовом порядке стали применять ч. 4 ст. 86 Пенитенциарного регламента. Эта статья допускает возможность осужденному не прибывать в учреждении, а оставаться дома при условии контроля с помощью электронного браслета, а при его отсутствии - по телефону. В результате 19 марта 2020 г. Генеральным секретариатом пенитенциарных учреждений было направлено письмо о недопустимости подобных действий. Подчеркивалось, что эта мера носит индивидуальный характер и воплощается в жизнь в обычном порядке, а именно: осужденный должен быть классифицирован в третью степень (как наименее опасный), в его индивидуальном плане исправления содержится запись об указанной мере, требуется одобрение Судьи по надзору за пенитенциарными учреждениями. Только при соблюдении указанных условий имеется возможность применения указанной статьи. По словам руководителя Генерального секретариата пенитенциарных учреждений Анхеля Луиса Ортиса (Ángel Luis Ortiz) в интервью известному испанскому независимому информационному агентству Эфэ (Efe) 15 мая 2020 года таких осужденных за истекший период насчитывается 5300 [12].
Также для смягчения негативного эффекта от введенных режимных ограничений руководством пенитенциарной службы 30 марта 2020 года были даны рекомендации «Процедура регулирования видеозвонков между заключенными и членами семьи через мобильный телефон, предоставленный администрацией пенитенциарных учреждений» [13]. В частности, в срочном порядке были произведены закупки мобильных телефонов (230 аппаратов)[14] и распределены между учреждениями, а сами учреждения обязали осуществить закупку указок и креплений типа монопод. Определены основания, по которым
135
осужденные могут совершить звонок: 1) чрезвычайные ситуации, по которым ранее давалось разрешение на выезд (смерть или серьезное заболевание родителей, супруга, детей, братьев и сестер и других лиц, тесно связанных с заключенными, роды жены или лица, с которыми заключенный связан аналогичными отношениями, а также важные и проверенные аналогичные причины (ст. 145 ЯР); 2) другие жизненные ситуации, оцениваемые администрацией. Среди них, например, можно назвать: вызванные отсутствием у осужденного денежных средств в сочетании с наличием семейных проблем, которые не могут быть устранены другими путями; болезнь осужденного с серьезными патологиями, которая требует или делает целесообразным контакт с семьей и позволяет визуально информировать родственников о развитии их заболевания или другие условия аналогичного характера, оцененные администрацией. Продолжительность звонков была увеличена до 10 минут. Положения, заимствованное из статьи 145 ЯР, а также наделяющие учреждение оценивать жизненные ситуации, предоставляют администрации широкие полномочия. На усмотрение администрации в решении многих вопросов жизни осужденных обращалось внимание и в отечественных научных источниках [15, с. 193]. Именно широкие полномочия администрации позволили оперативно решить многие вопросы первых дней распространения вируса. В связи с этим только за апрель в учреждениях Каталонии было совершено более 14400 видеозвонков [16]. Этот вид коммуникации руководством испанской тюремной администрации признан удачным, для чего после кризиса предлагается разработать специальный документ, а впоследствии внести изменения в Пенитенциарный регламент в части расширения видов свиданий.
Согласно рекомендации в учреждениях назначается лицо, ответственное за получение телефонных аппаратов и дезинфицирующих средств для их обработки, которое ежедневно получает/сдает их под роспись в дежурной части; на каждый телефонный аппарат заводится журнал, в который вносится информация об осужденном, дате, времени звонка, продолжительности вызова, номере вызываемого абонента; выделяется помещение для осуществления видеозвонков. Это позволяет, во-первых, обеспечить безопасность в учреждении (визуальный контроль сотрудника за осужденным, невозможность продемонстрировать сотрудников, инженерные и технические элементы пенитенциарного учреждения), а, во-вторых, создать оптимальную среду для переговоров (конфиденциальность переговоров, отсутствие шумов, других осужденных).
В рекомендациях подробно разъясняется порядок обращения осужденного по поводу видеозвонка, действия администрации учреждения по рассмотрению, планированию и оповещению осужденного о дате и времени звонка в случае положительного решения. Также прописана процедура видеозвонка. В частности, сотрудник, ответственный за осуществление видеозвонков разъясняет осужденному, что ему запрещено прикасаться к телефону в момент разговора и приближаться к нему ближе, чем на полтора метра, далее сотрудник набирает номер абонента специальной указкой, а при ее отсутствии руками и, в момент гудка, прикручивает телефон к штативу, после
136
чего удаляется из помещения. После совершения звонка осужденному выдается увлажненная 75-процентным спиртовым раствором ткань для протирания телефона.
Последующие меры, предпринятые в Испании, связаны с изданием Всемирной организацией здравоохранения Временного руководства «Готовность, профилактика и контроль СОУГО-19 в тюрьмах и в других местах содержания под стражей» от 15 марта 2020 г. [17]. Напомним, что в этом документе даны сведения о вирусе и рекомендации по способам защиты от него в условиях мест принудительного содержания с тем, чтобы обеспечить защиту здоровья, снизить риск возникновения вспышек инфекции, обеспечить учет потребностей мест принудительного содержания при планировании своей работы в данном направлении. Например, рекомендовано повышать уровень информированности о СОУГО-19, ограничить доступ в пенитенциарные учреждения и места содержания под стражей, предоставить возможность общения с родственниками посредством телефона или Бкуре, вести журнал для записи входящих и выходящих людей, даны советы по использованию индивидуальных средств защиты и т.д.
В развитие данного временного руководства Генеральный секретариат пенитенциарных учреждений 27 марта 2020 разработал методические указания «Рекомендации пенитенциарным учреждениям в связи с СОУГО-19» [18]. В указанном документе названы важнейшие направления, обеспечивающие безопасность учреждений.
Одно из них связано с изоляцией учреждений от внешнего мира, а также заболевших от остальных лиц внутри учреждения и введение карантина в отношении контактировавших с ними. Его реализация осуществляется посредством ограничения доступа в учреждения (приостановление свиданий, запрет посещения учреждений, помещение на 14-дневный карантин заключенных и осужденных, прибывающих в учреждение). Заболевшие должны содержаться изолированно от других, в отдельной камере с ванной комнатой, не более двух человек. При наличии возможности рекомендуется создавать отдельные модули. Запрещается покидать пределы камеры. Медицинская помощь негоспитализированным осужденным производится согласно методическим рекомендациям «Ведение пациентов с СОУГО-19 на дому». При установлении контактирующих осужденных с заболевшими устанавливается 14-дневный карантин в их камерах. Выходы в места общего пользования ограничиваются до минимума, включая прием пищи в камере, а при необходимости - в хирургической маске. Выезды в судебные заседания заболевших и находящихся на карантине не производятся, о чем уведомляются соответствующие службы.
Другое направление связано с проведением общих профилактических санитарных мероприятий в учреждении, а также специальных профилактических мероприятий. К общим относится обеспечение во всех туалетах жидкого мыла, в разных частях учреждения установка диспенсеров с водноспиртовым раствором; рекомендации частого мытья рук и немедленного обращения к медицинским работникам в случае наличия симптоматики;
137
использование по возможности бесконтактных термометров; требование придерживаться безопасного расстояния в 1 -2 метра; широко использовать защитные маски не рекомендуется, однако при контакте с заболевшими и находящимися на карантине обязательным требованием является использование хирургической маски. К специальным - мероприятия, связанные с очисткой и дезинфекцией помещений, где находились заболевшие, при необходимости допускается возможность привлечения специальных воинских подразделений; с утилизацией отходов как третьего класса опасности; мытьем посуды заболевших обычными моющими средствами в горячей воде, без использования одноразовой посуды; стирке белья в полном цикле стиральной машины при температуре от 60 до 90 градусов.
В связи с началом процесса постепенного сокращения принятых в Испании чрезвычайных мер по ограничению мобильности и контактов, (введение 0, 1, 2 и 3 этапов деэскалации) приказом Министра внутренних дел от 12 мая 2020 года № 407/2020 «О мерах по ослаблению ограничений, установленных в области пенитенциарных учреждений» в соответствии с Королевским указом №463/2020 от 14 марта» [19], было принято решение о постепенном снятии ограничений в пенитенциарных учреждениях, а именно, возобновлении: очередных свиданий осужденных; разрешений на выезд; возможности выхода осужденных из открытых учреждений в обычном порядке; переводов осужденных; образовательных, учебных, медицинских, спортивных, культурных мероприятий в зависимости от ситуации в пенитенциарных учреждениях и мер, которые могут быть приняты компетентными органами, работающими в этой области. Особо указывается, что вышеупомянутые мероприятия могут быть отменены во всех, одном или нескольких учреждениях. Основываясь на данном документе, Генеральным секретариатом пенитенциарных учреждений издан циркуляр, в котором подробно описываются постепенные шаги по снятию ограничений. Так, в пенитенциарных учреждениях тех провинций, где вводится первый этап деэскалации, разрешаются краткосрочные свидания, однако посетители должны быть в масках и перчатках. Кроме того, посетители должны проживать на территории провинции, где находится учреждение. Остальные свидания, где имеется физический контакт, по-прежнему запрещены. Разрешения на выезд также ограничивается либо провинцией, в которой находится учреждение, либо любой другой, где введен первый этап деэскалации. По возвращению в учреждение данные осужденные будут подвергнуты 14-дневному карантину в одиночной камере [20].
Необходимо заметить также, что меры, предпринятые в отношении пенитенциарных учреждений, не прошли мимо внимания средств массовой информации, общественности, правозащитников, профсоюзов и правительство было подвергнуто критике. Еще 22 апреля ряд общественных организаций обратился с открытым письмом в Комиссию по внутренним делам нижней палаты парламента (Конгресс депутатов), в котором указали на имеющиеся недостатки. Сложности с проведением тестов по выявлению новой коронавирусной инфекции у осужденных (этот факт может ставить
138
официальные данные по заболеваемости под сомнение), нехватка индивидуальных средств защиты, малая численность медицинского персонала в учреждениях должны были, по мнению правозащитников, стать основанием для осуществления дополнительных мер, рекомендованных международными организациями в отношении осужденных. Профсоюзы, в дополнение к сказанному, настаивали на необходимости проведения комплекса мер по защите здоровья работников, как, например, приобретение озоновых пушек для дезинфекции, эффективность которых в несколько раз выше и т.п. [21].
25 марта Верховный комиссар ООН по правам человека отмечала необходимость осуществления шагов, направленных на освобождение из пенитенциарных учреждений, наиболее уязвимых к СОУГО-19 (пожилые люди, больные, а также лица, совершившие неопасные преступления) [22]. Подкомитет по предупреждению пыток и других жестоких видов обращения и наказания в тот же день опубликовал заявление, в котором призвал национальные власти способствовать сокращению числа заключенных и других лиц, содержащихся под стражей, где это возможно путем осуществления схем досрочного или временного освобождения этих лиц; пересмотреть случаи заключения под стражу; освободить особо уязвимых лиц; обеспечить доступ к свежему воздуху; при ограничении свиданий принять альтернативные меры коммуникации (телефон, интернет, электронная почта, видеосвязь) и др.[23]. Аналогичные меры (об альтернативном досудебном содержание под стражей, замене наказания, досрочном освобождении и временном освобождении) были провозглашены на европейском уровне Комитетом по предупреждению пыток Совета Европы (20 марта) [24], Комиссаром Совета Европы по защите прав человека (6 апреля) [25]. Испанский омбудсмен выступил за необходимость изменения классификации (перевод в третью степень) осужденных старше 70 лет, беременных женщин, а также страдающих хроническими заболеваниями с тем, чтобы иметь возможность осуществлять надзор за ними на дому, посредством электронного наблюдения [26]. Данные меры поддержаны не были, поскольку это противоречило бы законодательству. Законом допускается возможность перевода осужденных в третью степень и предоставления условно-досочного освобождения лицам, страдающих тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями (ст. 36.3 Уголовного кодекса и 196.2 ЯР). Других оснований в испанском законодательстве не имеется.
В целом, в условиях кризиса деятельность пенитенциарных учреждений была направлена на минимизацию влияния новой коронавирусной инфекции, сохранения здоровья и жизни лиц, находящихся в местах принудительного содержания. В ежедневном режиме направлялись письма и разъяснения по действиям пенитенциарной администрации учреждений, которые в основном следовали в русле международных рекомендаций. Своевременная разъяснительная работа, а также предоставление возможности видеозвонков в качестве меры, смягчающей ограничения, обеспечили правопорядок и исключили массовые протесты осужденных. Опыт применения видеозвонков признан настолько удачным, что этот вид общения сохранится, с перспективой внесения изменений в Пенитенциарный регламент.
139
Вместе с тем, ряд положений международных институтов, относительно освобождения уязвимых групп осужденных и заключенных, исполнены не были, поскольку испанское законодательство не предусматривает таких оснований освобождения от наказания. Кроме того, большая часть заболевших осужденных изолировалась и проходила лечение в самих учреждениях силами персонала этих учреждений, что в условиях нехватки кадров и материальных ресурсов, связанных с обеспеченностью пенитенциарных учреждений средствами борьбы с вирусом, в том числе систем тестирования, не способствовали эффективной работе в этом направлении.
Наличие большого количества дискретных норм в сочетании с Приказом 1127/2010 от 19 апреля 2020 года «О делегировании полномочий в области управления пенитенциарными учреждениями» создали для пенитенциарной администрации правовые возможности широкого усмотрения, что, с одной стороны, позволило гибко реагировать на возникшую ситуацию, а с другой, создало дополнительные возможности коррупционных рисков.
Список литературы
1. Глушков А.И. Зарубежный опыт регламентации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях чрезвычайных ситуаций // Международное публичное и частное право. 2013. № 3. С. 28-30.
2. Карта коронавируса Covid-19 онлайн [Электронный ресурс] URL: https://coronavirus-monitor.info/country/spain/ (дата обращения: 19 мая 2020).
3. Ежегодник уголовной статистики Совета Европы [Электронный ресурс] .URL : http://wp.unil .ch/space/files/2020/04/200405_FinalReport_SPACE_I_
2019.pdf (дата обращения: 15 мая 2020).
4. Ответ Правительства на письменный запрос депутата от 23.12.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consalud.es/uploads/s1/12/60/55/9/21-02-20sanidad-penitenciaria-respuesta-gobierno.pdf (дата обращения: 15 мая 2020).
5. Los presosvolverán a recibirvisitas de familiares a partirdeljueves //El Pais.
2020, 13 may [Электронныйресурс]. URL:https://elpais.com/espana/politica/2020-05-13/los-presos-volveran-a-recibir-visitas-de-familiares-a-partir-del-jueves.html (дата обращения: 14 мая 2020).
6. Los motinesen las cárcelesitalianasdejanseismuertos y presosfugados// El Pais, 2020, 9 mar [Электронныйресурс]. URL: https://elpais.com/sociedad/2020-03-09/300-presos-fugados-y-seis-muertos-en-motines-en-las-carceles-italianas-por-las-medidas-contra-el-coronavirus.html (дата обращения: 10 марта 2020).
V. Real Decreto 463/2020, de 14 de marzo, por el que se declara el estado de alarma para la gestión de la situación de crisis sanitaria ocasionadapor el COVID-19 [Электронныйресурс]. URL: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2020-3692 (датаобращения: 17 марта 2020).
8. Задержания и представления к наказанию за несоблюдение Королевского декрета 463/2020 от 14 марта. Официальный сайт МВД Испании [Электронныйресурс]. URL: http://www.interior.gob.es/ (датаобращения: 19 марта 2020).
9. Orden INT/227/2020, de 15 de marzo, enrelación con las medidas que se adoptanen el ámbito de Instituciones Penitenciarias al amparo del Real Decreto 463/2020, de 14 de marzo, por el que se declara el estado de alarma para la gestión de la situación de crisis sanitaria ocasionadapor el COVID-19 [Электронный ресурс]. URL: https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A-2020-3695 (дата обращения: 16 марта 2020).
10. Грушин Ф.В., Сиряков А.Н. Регламентация исполнения лишения свободы в Испании // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 451. С. 207-212.
11. Medidasactuacion (COVID-19) 12 de marzo de 2020 [Электронныйресурс].ШЬ: https://derechopenitenciario. com/wpcontent/uploads/20 20/03/12-marzo-Medidas-actuacion-instituciones-penitenciarias.pdf
(дата обращения: 16 марта 2020).
12. Unos 5.000 presospodríanacabar de cumplirsucondenaen casa tras la covid. ÁngelLuisOrtiz, laentrevista [Электронный ресурс].
URL: https://www.efe.com/efe/espana/politica/unos-5-000-presos-podrian-acabar-de-cumplir-su-condena-en-casa-tras-la-covid/10002-4247182 (дата обращения: 17 мая 2020)
13. Medidasactuacion (COVID-19) 30demarzode 2020 «Procedimientoregulador de las videollamadas entre internos y familiares a través de teléfonomóvilfacilitadopor la administraciónpenitenciaria» [Электронный ресурс]. URL: https://derechopenitenciario. com/wpcontent/uploads/2020/04/COVID_19_VID EOLLAMADAS_CON_TELÉFONO_MÓ VIL_FACILITADO_POR_LA_A. pdf (дата обращения: 14 мая 2020).
14. По информации руководителя Генерального секретариата пенитенциарных учреждений [Электронный ресурс].
URL: https://www.efe.com/efe/espana/politica/unos-5-000-presos-podrian-acabar-de-cumplir-su-condena-en-casa-tras-la-covid/10002-4247182(датаобращения: 14 мая 2020).
15. Тепляшин П.В. Европейские пенитенциарные системы (теоретико-прикладное и сравнительно-правовое исследование): дис. ... д.-ра юрид. наук. Красноярск, 2018. 496 с.
16. El Doble Confinamiento Delospresos [Электронный ресурс]. URL:https://derechopenitenciario.com/noticia/el-doble-confinamiento-de-los-presos/ (дата обращения: 18 мая 2020).
17. Готовность, профилактикаи контроль СОУГО-19в тюрьмах и в других местахсодержания под стражей. Временное руководство15 марта 2020 г.[Электронный ресурс].
URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/442069/Preparedness-prevention-and-control-of-COVID-19-in-prisons-rus.pdf?ua=1(дата обращения: 18 мая 2020).
18. Recomendaciones En Centros Penitenciarios En Relación al COVID-19. Documentotécnico [Электронный ресурс].
URL:https://derechopenitenciario.com/wpcontent/uploads/2020/04/4_577828416778 3515836.pdf (дата обращения: 18 мая 2020).
141
19. Orden INT/407/2020, de 12 de mayo, por la que se adoptanmedidas para flexibilizar las restriccionesestablecidasen el ámbito de Instituciones Penitenciarias al amparo del Real Decreto 463/2020, de 14 de marzo, por el que se declara el estado de alarma para la gestión de la situación de crisis sanitaria ocasionadapor el COVID-19 [Электронныйресурс]. URL: https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=B0E-A-2020-4960 (дата обращения: 16 мая 2020).
20. Mascarillasyguantesseránobligatoriosparavisitaralospresos// ElPais, 2020,
13 may [Электронный ресурс]. URL:https://elpais.com/espana/2020-05-13/mascarillas-y-guantes-seran-obligatorios-para-visitar-a-los-presos.html (дата обращения: 19 мая 2020).
21. Medidaspreventivas para preservar la salud de losempleadospúblicos de losCentrosPenitenciarios ante la pandemia del COVID-19 [Электронный ресурс]. URL:https://www.csif.es/sites/default/files/field/file/MEJ0RA%20MEDIDAS%20D E%20PREVENCIÓN. pdf (дата обращения: 19 мая 2020).
22. Бачелет призывает принять срочные меры для предупреждения «разгула COVID-19 в местах заключения». Официальный сайт Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека [Электронный ресурс]. URL: https: //www. ohchr. org/RU/NewsEvents/Pages/DisplayNews. aspx?NewsID=2 5 252&LangID=R (дата обращения: 14 мая 2020)
23. Рекомендации подкомитета по предупреждению пыток государствам-участникам и Национальные превентивные механизмы, связанные с пандемией коронавируса [Электронный ресурс].
URL: https: //www. ohchr. org/Documents/HRBodies/OPCAT/AdviceStatePartiesCoro AdviceStatePart2020.pdf (дата обращения: 14 мая 2020).
24. Декларация принципов обращения с лицами, лишенными свободы в контексте пандемии (COVID-19) [Электронный ресурс]. URL:https://rm.coe.int/16809e0a89 (дата обращения: 14 мая 2020).
25. Пандемия COVID-19: необходимо принять срочные меры для защиты прав заключенных в Европе [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/ru/web/commissioner/-/covid- 19-pandemic-urgent-steps-are-needed-to-protect-the-rights-of-prisoners-in-europe(дата обращения: 14 мая 2020).
26. ElDefensorplantealaposibilidaddequeniñosyniñaspuedansaliralacalledeman eralimitadaytomandolasdebidasprecauciones [Электронный ресурс]. URL: https://www.defensordelpueblo.es/noticias/defensor-crisis-covid/ (дата обращения:
14 мая 2020).
Сиряков Алексей Николаевич, канд. юрид. наук., доц., доц. кафедры, [email protected], Россия, Рязань, Академия ФСИН России
LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF COUNTERACTING THE SPREAD OF NEW CORONAVIRUS INFECTION (COVID-19) IN PRISONS IN SPAIN
A.N. Siryakov
The features of legal regulation and activity of penitentiary institutions in Spain during the introduction of a special provision related to the crisis of the spread of a new coronavirus infection
(COVID-19) are considered. The strengths and weaknesses of the administration's work to preserve the life and health of personnel and convicts in these conditions, as well as compliance with international recommendations developed in this area, were noted.
Key words: execution of criminal penalties, prison, state of alert, COVID-19, Spain
Siryakov Alexey Nikolaevich, Cand. in Law science, Associate Professor, Associate Professor of the Department, [email protected], Russia, Ryazan, Academy of the FPS of Russia
УДК. 343.98.067
ПРИНЦИПЫ ОБЩЕЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ИНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Р.А. Степаненко
На основе системного анализа обширного эмпирического материала, изучения специальной научной и методической литературы предлагается перечень принципов реализации общей методики расследования взяточничества и иных коррупционных преступлений. Раскрывается содержание таких принципов. Резюмируется, что следование обозначенным принципам в повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов, в чьи полномочия входит раскрытие и расследование взяточничества и иных коррупционных преступлений, должно способствовать оптимизации деятельности этих субъектов.
Ключевые слова: коррупция, следователь, посредничество во взяточничестве, принципы методики, взяточничество.
«Современный этап развития Российского государства ознаменован развертыванием активного противоборства коррупционным проявлениям во всех сферах общественной жизни. Вместе с тем, криминальный феномен взяточничества и сопутствующих ему преступлений продолжает оказывать разрушающие воздействие на правовые институты, моральные и нравственные устои общества» [1, с. 26-28]. Так, в рамках проведенного нами опроса1300 граждан - представителей широких слоев населения Сибирского федерального округа и Дальневосточного федерального округа - были получены следующие данные. Большинство респондентов (около 70%) сообщили, что либо сами, либо их родные сталкивались с проявлениями взяточничества: единожды -24,76 % опрошенных, около 40 % - более одного раза. При этом свыше 30 % граждан, принявших участие в интервьюировании, заявили, что зачастую коррупционные отношения реализуются с участием посредников во