ЭКОНОМИКА
Богомолова И. П., Колесова Е. Ю., Герасимов О. А.
ОСОБЕНОСТИ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Ключевые слова: диверсификация, пищевая промышленность, синергия, производственные потенциал.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности реализации стратегии диверсификации на предприятиях пищевой промышленности.
Keywords: diversification, food processing industry, synergy, production potential.
Abstract: This article discusses the features of the implementation of the diversification strategy in the food industry.
Идея диверсификации предприятий пищевой промышленности связана с рядом аспектов: неравномерностью развития, сезонными колебаниями поставок сырья в натуральном и стоимостном выражении, низким уровнем использования производственных мощностей, недостаточной рентабельностью для технического совершенствования и устойчивого развития и прочими факторами. Применение диверсификационных механизмов в управлении предприятием позволяет значительно снизить риски, связанные с привлечением ресурсов и реализацией готовой продукции.
Диверсификация чаще всего осуществляется по двум направлениям. Первое - диверсификация производства, которая включает: расширение ассортимента, освоение новых видов производства и продукции, производимой фирмой, для повышения эффективности, увеличения прибыли, предотвращения банкротства. Второе - инвестирование денежных средств в ценные бумаги и материальные активы с целью минимизации рисков. Диверсификация предприятий пищевой промышленности может базироваться и на диверсификации инвестиций, покупателей, труда работников, рынков сбыта. Однако большинство предприятий пищевой промышленности идут по первому пути, пытаясь упрочить существующий бизнес. При
этом до принятия решения важно оценить все плюсы и минусы диверсификации.
Характерными чертами диверсификации пищевых предприятий являются:
возможность взаимодействия в рамках одной структуры сельскохозяйственных производителей и переработчиков сырья при соблюдении определенных пропорций в их развитии;
необходимость учитывать экономические интересы сельхозпроизводителей как стратегически важных партнеров;
наличие большого потенциала предприятий более полно использовать недозагруженные производственные мощности;
наличие на передовых предприятиях современного оборудования и технологий по переработке сырья.
Проанализировав опыт диверсификационной деятельности крупных отраслевых предприятий Воронежской области, выделим основные преимущества диверсификации:
- использование уже имеющейся материальной базы, в том числе, помещений. Особенно важно, когда помещения находятся в аренде;
- использование имеющегося кадрового потенциала и удержание сотрудников;
- сглаживание сезонности, присущей многим предприятиям пищевой промышленности, соответственно, более равномерные доходы.
- освоение новых сфер может дать дополнительные преимущества для существующего бизнеса, в частности, привлечь внимание покупателей к новым видам продукции;
- дополнительный доход.
Диверсификация может помочь предприятию выжить в течение продолжительного времени, предоставляет возможность расширения ассортимента выпускаемой продукции. Кроме того, диверсификация дает возможность обеспечить финансовую синергию и служит эффективному использованию избытка ресурсов.
Нельзя не учесть социальная и экономическая значимость диверсификации деятельности предприятий пищевой промышленности заключается в том, что она способствует наполнению рынка различными товарами, а, соответственно, и совершенствованию конкуренции, дает возможность увеличивать масштабы деятельности, делает прибыль и поступление доходов более устойчивыми и стабильными. В зависимости от формы диверсификации она позволяет организовать безотходное производство, сокращать транспортные затраты и связанные с этим
потери, уменьшать зависимость производства от межотраслевых кооперационных связей и поставок, которые даже в условиях рыночной экономики могут иметь место, вызывая крайне отрицательные последствия. Положительной стороной диверсификации является и то, что она способствует решению социальных проблем, т.к. способствует повышению занятости населения, росту его доходов, уменьшению риска банкротства предприятий.
Однако, как показывает практика, с диверсификацией связаны некоторые сложности:
- для успеха необходима диверсификация в больших масштабах; работники могут не иметь достаточных знаний и опыта, чтобы эффективно управлять производством нового продукта;
- сложность освоения новых сфер, требующих иного подхода, учета и т.д.;
- если новая сфера покажется более простой, то возможно нежелание сотрудников и руководителей потом возвращаться к предыдущей сфере, стремление идти по пути наименьшего сопротивления;
- недостаточный после привычного в прошлом, уровень доходов;
- могут понадобиться значительные инвестиции в инновационную технологию;
- и, наконец, диверсификация - это приростная стратегия, а для получения прибыли необходимо определенное время.
Несмотря на очевидную перспективность, диверсификационные процессы в пищевой промышленности сопряжены с определенными трудностями, связанными с недостаточным вниманием органов государственного управления к проблемам предприятий, слабой инвестиционной активностью со стороны государства, недостаточно эффективным менеджментом на предприятиях, стремлением получить сиюминутные выгоды. Частой проблемой диверсификации является и получение необходимого дополнительного оборудования, материалов, сырья, квалифицированных специалистов. Другим немаловажным фактором, сдерживающим диверсификацию на отечественных предприятиях, является отсутствие ее правового и экономического обеспечения, а также стимулирования со стороны государства, которое в этом отношении не высказывает соответствующей четкой позиции. Кроме того, в ряде регионов реализации диверсификационных стратегий мешает бюрократизм и различные препоны со стороны представителей органов местного управления, ориентирующихся исключительно на процессы развития специализации.
Таким образом, перед принятием решения относительно применения диверсификационных механизмов необходимо оценить возможности предприятия и потенциальные риски, следует пригласить аудитора или специалиста, который сможет дать независимую оценку готовности предприятия к диверсификации.
Список литературы
1. Богомолова, И. П. Диверсификация деятельности предприятий молочной промышленности: научно-методические подходы [Текст] / И. П. Богомолова, Е. Ю. Колесова - Воронеж: ЦНТИ. - 2012.
2. Богомолва, И. П. Научные аспекты диверсификации как эффективного инструмента развития предприятий [Текст] / И.П. Богомолова, Е. Ю. Колесова // Экономика и предпринимательство. -2012. - №6.
Василенко И. Н., Дятлова Е. А., Дятлова С. А.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Ключевые слова: мотивация, стимулирование, заработная плата, персонал.
Аннотация: в статье рассматриваются современные методы мотивации и стимулирования работников организации.
Keywords: motivation, promotion, salary, staff.
Abstract: The article deals with modern methods of motivation and stimulation of employees of the organization.
Проблемы мотивации работников предприятий к трудовой деятельности всегда были и остаются очень актуальными. Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, потому что от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит как повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), так и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Потребности сотрудников довольно-таки различны, именно поэтому наиболее эффективными являются индивидуальные формы