Научная статья на тему 'Особености стратегии диверсификации на предприятиях пищевой промышленности'

Особености стратегии диверсификации на предприятиях пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
диверсификация / пищевая промышленность / синергия / производственные потенциал / diversification / food processing industry / synergy / production potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова И. П., Колесова Е. Ю., Герасимов О. А.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности реализации стратегии диверсификации на предприятиях пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богомолова И. П., Колесова Е. Ю., Герасимов О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: This article discusses the features of the implementation of the diversification strategy in the food industry.

Текст научной работы на тему «Особености стратегии диверсификации на предприятиях пищевой промышленности»

ЭКОНОМИКА

Богомолова И. П., Колесова Е. Ю., Герасимов О. А.

ОСОБЕНОСТИ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Ключевые слова: диверсификация, пищевая промышленность, синергия, производственные потенциал.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности реализации стратегии диверсификации на предприятиях пищевой промышленности.

Keywords: diversification, food processing industry, synergy, production potential.

Abstract: This article discusses the features of the implementation of the diversification strategy in the food industry.

Идея диверсификации предприятий пищевой промышленности связана с рядом аспектов: неравномерностью развития, сезонными колебаниями поставок сырья в натуральном и стоимостном выражении, низким уровнем использования производственных мощностей, недостаточной рентабельностью для технического совершенствования и устойчивого развития и прочими факторами. Применение диверсификационных механизмов в управлении предприятием позволяет значительно снизить риски, связанные с привлечением ресурсов и реализацией готовой продукции.

Диверсификация чаще всего осуществляется по двум направлениям. Первое - диверсификация производства, которая включает: расширение ассортимента, освоение новых видов производства и продукции, производимой фирмой, для повышения эффективности, увеличения прибыли, предотвращения банкротства. Второе - инвестирование денежных средств в ценные бумаги и материальные активы с целью минимизации рисков. Диверсификация предприятий пищевой промышленности может базироваться и на диверсификации инвестиций, покупателей, труда работников, рынков сбыта. Однако большинство предприятий пищевой промышленности идут по первому пути, пытаясь упрочить существующий бизнес. При

этом до принятия решения важно оценить все плюсы и минусы диверсификации.

Характерными чертами диверсификации пищевых предприятий являются:

возможность взаимодействия в рамках одной структуры сельскохозяйственных производителей и переработчиков сырья при соблюдении определенных пропорций в их развитии;

необходимость учитывать экономические интересы сельхозпроизводителей как стратегически важных партнеров;

наличие большого потенциала предприятий более полно использовать недозагруженные производственные мощности;

наличие на передовых предприятиях современного оборудования и технологий по переработке сырья.

Проанализировав опыт диверсификационной деятельности крупных отраслевых предприятий Воронежской области, выделим основные преимущества диверсификации:

- использование уже имеющейся материальной базы, в том числе, помещений. Особенно важно, когда помещения находятся в аренде;

- использование имеющегося кадрового потенциала и удержание сотрудников;

- сглаживание сезонности, присущей многим предприятиям пищевой промышленности, соответственно, более равномерные доходы.

- освоение новых сфер может дать дополнительные преимущества для существующего бизнеса, в частности, привлечь внимание покупателей к новым видам продукции;

- дополнительный доход.

Диверсификация может помочь предприятию выжить в течение продолжительного времени, предоставляет возможность расширения ассортимента выпускаемой продукции. Кроме того, диверсификация дает возможность обеспечить финансовую синергию и служит эффективному использованию избытка ресурсов.

Нельзя не учесть социальная и экономическая значимость диверсификации деятельности предприятий пищевой промышленности заключается в том, что она способствует наполнению рынка различными товарами, а, соответственно, и совершенствованию конкуренции, дает возможность увеличивать масштабы деятельности, делает прибыль и поступление доходов более устойчивыми и стабильными. В зависимости от формы диверсификации она позволяет организовать безотходное производство, сокращать транспортные затраты и связанные с этим

потери, уменьшать зависимость производства от межотраслевых кооперационных связей и поставок, которые даже в условиях рыночной экономики могут иметь место, вызывая крайне отрицательные последствия. Положительной стороной диверсификации является и то, что она способствует решению социальных проблем, т.к. способствует повышению занятости населения, росту его доходов, уменьшению риска банкротства предприятий.

Однако, как показывает практика, с диверсификацией связаны некоторые сложности:

- для успеха необходима диверсификация в больших масштабах; работники могут не иметь достаточных знаний и опыта, чтобы эффективно управлять производством нового продукта;

- сложность освоения новых сфер, требующих иного подхода, учета и т.д.;

- если новая сфера покажется более простой, то возможно нежелание сотрудников и руководителей потом возвращаться к предыдущей сфере, стремление идти по пути наименьшего сопротивления;

- недостаточный после привычного в прошлом, уровень доходов;

- могут понадобиться значительные инвестиции в инновационную технологию;

- и, наконец, диверсификация - это приростная стратегия, а для получения прибыли необходимо определенное время.

Несмотря на очевидную перспективность, диверсификационные процессы в пищевой промышленности сопряжены с определенными трудностями, связанными с недостаточным вниманием органов государственного управления к проблемам предприятий, слабой инвестиционной активностью со стороны государства, недостаточно эффективным менеджментом на предприятиях, стремлением получить сиюминутные выгоды. Частой проблемой диверсификации является и получение необходимого дополнительного оборудования, материалов, сырья, квалифицированных специалистов. Другим немаловажным фактором, сдерживающим диверсификацию на отечественных предприятиях, является отсутствие ее правового и экономического обеспечения, а также стимулирования со стороны государства, которое в этом отношении не высказывает соответствующей четкой позиции. Кроме того, в ряде регионов реализации диверсификационных стратегий мешает бюрократизм и различные препоны со стороны представителей органов местного управления, ориентирующихся исключительно на процессы развития специализации.

Таким образом, перед принятием решения относительно применения диверсификационных механизмов необходимо оценить возможности предприятия и потенциальные риски, следует пригласить аудитора или специалиста, который сможет дать независимую оценку готовности предприятия к диверсификации.

Список литературы

1. Богомолова, И. П. Диверсификация деятельности предприятий молочной промышленности: научно-методические подходы [Текст] / И. П. Богомолова, Е. Ю. Колесова - Воронеж: ЦНТИ. - 2012.

2. Богомолва, И. П. Научные аспекты диверсификации как эффективного инструмента развития предприятий [Текст] / И.П. Богомолова, Е. Ю. Колесова // Экономика и предпринимательство. -2012. - №6.

Василенко И. Н., Дятлова Е. А., Дятлова С. А.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Ключевые слова: мотивация, стимулирование, заработная плата, персонал.

Аннотация: в статье рассматриваются современные методы мотивации и стимулирования работников организации.

Keywords: motivation, promotion, salary, staff.

Abstract: The article deals with modern methods of motivation and stimulation of employees of the organization.

Проблемы мотивации работников предприятий к трудовой деятельности всегда были и остаются очень актуальными. Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, потому что от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит как повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), так и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Потребности сотрудников довольно-таки различны, именно поэтому наиболее эффективными являются индивидуальные формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.