Научная статья на тему 'Особености современного аудита мебельных предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризисной экономики'

Особености современного аудита мебельных предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризисной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КРИЗИСНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕБЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОБЪЕКТЫ АУДИТА / АУДИТОРСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ / AUDIT / SMALL BUSSINES / CRISIS ECONOMY / FURNITURE ENTERPRISES / AUDITOR PROCEDURES / OBJECTS OF AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньшикова М. А.

Меньшикова М.А. ОСОБЕНО СТИ СОВРЕ МЕНО ГО АУДИ ТА МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕД ПРИ ЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕ ГО БИЗНЕ СА В УСЛОВИЯХ КРИ ЗИСНО Й ЭКОНО МИКИ. В статье рассмотрены объекты аудита деятельности малых и средних мебельных фирм. Для оптимизации аудирования разработана последовательность выполнения аудиторских процедур, определены основные сегменты аудита, сформирована система внутреннего аудита, включающая комплексную оценку работы предприятия по определенным направлениям. Аудит эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства рекомендуется выполнять на основе показателей экономичности и результативности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Menshikova M.A. FEATURES OF MODERN AUDIT OF THE FU RNI TURE ENTERPRISES OF SMALL AND AVERAGE BUSIN ESS IN THE CONDITIONS OF CRISIS ECONOMY. In article objects of audit of activity of small and average furniture firms are considered. The sequence of performance of auditor procedures is developed for audition optimization, the basic segments of audit are defined, the system of internal audit including a complex assessment of works of the enterprise in certain directions is generated. Audit of efficiency of functioning of subjects of small business is recommended to be carried out on the basis of indicators: profitability and productivity of business.

Текст научной работы на тему «Особености современного аудита мебельных предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризисной экономики»

ЭКОНОМИКА

древесины (м3): при прореживаниях - 12, 12 и 0,062, при проходных рубках - 16, 15 и 0,136 и при санитарных выборочных рубках - 18, 16 и 0,186. При прореживаниях и проходных рубках в основном выбирают по количеству деревья диаметром до 8 см (соответственно 41 и 25 %), а по объему - диаметром 16 и 20 см (29 и 19 %). На санитарных выборочных рубках больше выбирается деревьев по количеству диаметром 16 см, а по объему - диаметром 24 см (19 и 14 %). Максимальный диаметр деревьев при прореживаниях 52 см, на проходных и выборочных рубках 60 см. При заготовке деревьев диаметром до 28, 32 и 40 см объем выборки составит соответственно на прореживаниях 93, 96 и 99 %, проходных рубках 76, 85 и 95 %, санитарных выборочных 65, 77 и 92 %.

Предложенная методика используется государственным научным центром лесопромышленного комплекса ФГНУ «ГНЦ ЛИК», для прогнозирования тенденции развития лесосечных машин в отрасли, а также использовалась при формировании парка лесосечных машин в практике управления лесами Владимирской области, Талдомским, Рузским ЛИХ и Волоколамским лесокомбинатом Московской области, Зейским ЛИХ Амурской области, Кольчугинским ЛИХ, ОАО «Гусевский леспромхоз», ООО «ПКП-лидер», ГУ «Гусевский лесхоз». Экономический эффект от использования методики выбора парка лесосечных машин только по четырем лесозаготовительных предприятиям Владимирской области составил 2,7 млн руб., а удельная экономическая эффективность составила 27 руб./м3.

Эффективность использования лесосечных машин во многом зависит от работы сервисной инфраструктуры, в которой в последние годы произошли резкие изменения. Многие ремонтные предприятия прекратили деятельность, некоторые перепрофилировались. Эти изменения сказались на затратах по техническому обслуживанию и ремонту лесосечных машин. Например, затраты на ремонт одного трактора в 2008 г. выросли по сравнению с 2001 г. почти в 2 раза. Ио-этому необходимо повысить оперативность управления парком машин, в том числе их техническим состоянием. Управление техническим состоянием лесосечных машин (коэффициент технической готовности, простои) предлагаем проводить через планирование их потребности в обслуживании, в том числе затрат на ремонтно-обслуживающие работы (РОР) и запасные части. Анализ подходов к выбору критерия эффективности функционирования системы обслуживания машин в различных отраслях показал, что одним из обобщающих показателей является надежность техники и, как следствие, минимум простоев из-за неисправностей. Иоэто-му оптимизация затрат и структуры работ по снижению потерь, связанных с простоями является основой разработанной нами методики определения потребностей в обслуживании машин.

Библиографический список

1. Макуев, В.А. Формирование парка лесосечных машин для лесозаготовительного предприятия: монография / В.А. Макуев. - М.: МГУЛ, 2004. - 184 с.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО АУДИТА МЕБЕЛЬНЫХ

предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризисной экономики

М.А. МЕНЬШИКОВА, проф. каф. бухгалтерского учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ, д-р экон. наук

caf-buhuch@mgul. ac. ru

В условиях кризисной экономики необходимы меры по устойчивому развитию мебельной промышленности, которые должны соответствовать стратегической концепции

За последние годы мебельная промышленность показала себя как технологичный социально значимый сектор экономики России.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2010

125

ЭКОНОМИКА

по структурной перестройке национальной экономики и быть направленными на приоритетное стимулирование производства в обрабатывающих отраслях промышленности, в том числе лесопромышленном комплексе.

Общее количество мебельных предприятий за период 1999-2006 гг. увеличилось более чем в 2 раза. При этом доля крупных и средних мебельных предприятий в общем количестве предприятий сократилась более чем в 2,3 раза.

Основной объем российской мебели продолжает производиться крупными и средними предприятиями. За последние годы в мебельной промышленности наблюдалось ускоренное развитие малого бизнеса. Темпы роста производства мебели на малых и средних предприятиях значительно опережали общеотраслевые показатели роста. Доля продукции малых предприятий в общем объеме производства постоянно росла и в современных условиях оценивается примерно на уровне 20,0 %.

В целом по стране в среде малого и среднего бизнеса сложилась следующая структура затрат (усредненные данные):

- фонд заработной платы - 35-45 % ;

- аренда, электроэнергия, связь, коммунальные платежи - 7-20 %;

- фонд поддержания производства - 3-7 %;

- фонд рекламы, маркетинга - 210 %;

- налоговые платежи - 15 %.

При наличии дешевых денег и ситуации, искусственно подогретой банками, подобная структура затрат была оправданной.

В кризисной экономике при резком падении спроса начался период выживания.

Выиграть в конкурентной борьбе возможно только при условии самого серьезного внимания к улучшению качества выпускаемой продукции, услуг, к оценке состояния предприятия и повышения эффективности управления.

Свободное развитие малого и среднего бизнеса имеет неоспоримое значение для выхода из кризисного состояния и стабилизации всей российской экономики. Малые и средние предприятия не имеют огромных инвестици-

онных вложений и обеспечивают высокую скорость оборота активов. Они могут своевременно реагировать на изменение потребительского спроса и тем самым способствовать поддержанию стабильности российской экономики. Малое и среднее предпринимательство является источником новых рабочих мест, что способствует снижению уровня безработицы, формирует конкурентоспособность российского рынка. Такие предприятия более мобильны, используют минимум управленческого штата, используют минимум средств на маркетинговые и рекламные цели.

С 01.01.2008 года вступил в силу Федеральный закон № 209 от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», в соответствии с которым изменились критерии для отнесения предприятий к категории малых и средних фирм.

В настоящее время вместо показателя «среднесписочная численность» используется «средняя численность», которая включает работников, принятых по гражданско-правовым договорам, и совместителей. К среднему предприятию относятся субъекты с численностью от 101 до 250 человек, к малому - до 100 человек. В составе малых предприятий выделены микропредприятия с численностью до 15 человек.

В качестве второго критерия используется суммарная доля участия в уставном капитале государства, субъектов федерации, муниципальных образований, иностранных лиц и компаний, благотворительных и иных фондов. Она не должна превышать 25 %.

Третий критерий - выручка от реализации продукции (без НДС) по данным налогового учета за предыдущий год (Постановление правительства РФ № 556 от 22.07.2008 г.). Она должна составлять:

- микропредприятие - 60,0 млн руб.;

- малое предприятие - 400,0 млн руб.;

- среднее предприятие - 1,0 млрд руб.

В качестве четвертого критерия определена балансовая стоимость основных средств и нематериальных активов за предшествующий год. Количественно данный критерий пока не установлен.

В системе управления бизнесом малых и средних мебельных фирм существенное

126

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

ЭКОНОМИКА

значение имеет достоверная бухгалтерская (финансовая) отчетность, подтвержденная независимой аудиторской компанией.

Новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г. определил, что аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций, членом которой такая организация является. Аудиторской организации присваивается номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций.

Современный аудит предусматривает постоянное совершенствование процедур проверки деятельности лесопромышленных предприятий и в том числе мебельных. Усложняющиеся экономические отношения в лесном секторе потребовали от аудиторов решения комплекса новых задач. В современных условиях обозначился четкий сдвиг в сторону «стратегической ориентации» аудита.

Аудитор получает возможность четко идентифицировать деловые риски предприятия и риски аудита и сосредоточить внимание на проверке рисков значительных искажений данных в финансовой отчетности и представления неточной или неполной учетной информации.

Для эффективной оценки риска наличия в финансовой отчетности в существенной степени неточных или неправильных утверждений необходимо применять так называемую модель ожидания.

Аудитор разрабатывает комплексную модель деятельности предприятия (бизнесмодель), чтобы судить о риске существенного искажения. Такая модель ожидания будет отражать понимание ключевых деловых рисков, которые могли бы мешать предприятию в достижении его стратегических целей.

Объектами аудита на малых мебельных фирмах являются:

1) имеющиеся ресурсы, внеоборотные активы, запасы, денежные средства;

2) хозяйственные процессы формирования затрат на производство;

3) расчеты с дебиторами и кредиторами, с бюджетом и внебюджетными фондами;

4) процессы формирования финансовых результатов деятельности предприятия.

Для оптимизации процесса аудирования малых и средних мебельных фирм рекомендуется следующая последовательность выполнения аудиторских процедур:

- проверить эффективность системы внутреннего контроля;

- проверить обороты и сальдо по счетам соответствующих циклов;

- выполнить аудиторские процедуры по выделенным циклам;

- обобщить результаты проверки и определить их влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность мебельной фирмы.

Проверка оборотов и сальдо следует выполнять по счетам следующих основных сегментов аудита:

1) приобретение и расходование МПЗ;

2) производственный цикл;

3) цикл сбыта и финансовых результатов;

4) получение доходов и их инвестирование.

Циклы хозяйственных операций тесно связаны между собой и в совокупности представляют бизнес-процесс мебельного предприятия. Выделение сегментов аудита позволяет применить целенаправленное тестирование и исследовать разнообразные виды деятельности предприятия.

В ходе аудита внимание концентрируется на бизнес-процессе малого и среднего мебельного предприятия. Предполагается, что цели стратегии ведения бизнеса достигаются посредством ключевых бизнес-процессов.

Модель бизнеса включает системное представление всей организации целиком, деятельности и рисков, относящихся к ее взаимоотношениям с другими организациями, а также группировку и эффективность ее основных процессов.

Для успешной аудиторской работы необходимы: стратегический взгляд на деятельность предприятия, толкование деловых рисков с точки зрения последствий аудиторских рисков, концентрация внимания на бизнеспроцессах, сообщение предприятию инфор-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2010

127

ЭКОНОМИКА

мации, представляющей для него ценность, аналитическая перспектива функционирования предприятия.

Стратегический анализ позволяет познакомиться с целями и стратегией мебельных предприятий, понять их в условиях отрасли и экономической среды. Анализ дает информацию аудитору о бизнес-процессах, которые являются решающими для успешного функционирования предприятия.

Аудитор должен собрать и изучить информацию, относящуюся непосредственно к аудируемому малому или среднему предприятию. Наиболее ценными источниками информации являются протоколы собраний совета директоров, схемы организационной структуры, состав руководителей и круг их обязанностей, основные показатели деятельности, контролируемые руководством, стратегические планы, оперативные планы и сметы, информация об основных технологических процессах, клиентах и поставщиках.

Изучение эффективности функционирования малого и среднего мебельного предприятия может быть выполнено через контрольную систему экономического субъекта, которая может являться системой постоянного внутреннего мониторинга или системой внутреннего аудита (СВА) и может осуществляться бухгалтерией предприятия.

СВА должна содержать комплексную оценку работы предприятия по следующим направлениям:

- финансовые показатели, которые показывают, вносят ли свой вклад в итоговый результат стратегия предприятия и ее реализация;

- рыночные показатели, которые показывают, как потребитель оценивает предприятие, его продукцию или услуги;

- показатели эффективности процессов, которые относятся к качественным характеристикам процессов деятельности предприятия;

- показатели эффективности использования ресурсов, которые показывают эффективность работы сотрудников, а также использования активов предприятия.

В качестве финансового показателя может быть использован коэффициент отдачи собственного капитала.

Рыночными показателями являются доля рынка, приверженность потребителей и их сохранение, своевременность поставки.

К показателям эффективности процессов относятся производственные затраты, продолжительность процесса, снижение процента брака, допустимый процент брака, количество рекламаций на качество продукции.

Показатели эффективности использования ресурсов включают производственную мощность предприятия, технологические возможности, квалификацию сотрудников, увеличение объема производства на одного сотрудника.

Для успешного аудита малого и среднего мебельного предприятия необходимо понимание задач и стратегии деятельности экономического субъекта.

Аудитор должен отличать три основные группы задач, относящиеся к операционной деятельности, к финансовой деятельности, к соблюдению действующих законов, норм, контрактов и соглашений.

Руководство, разработав стратегию для компании в целом, определяет и реализует стратегии по каждой составляющей производственного процесса.

Стратегия по продукции включает исследование и принятие действий в области качества продукции, возможности разработки новых видов продукции, выполняется анализ производственной себестоимости.

Стратегия в области рынка предполагает ознакомление с процессом ценообразования на мебельную продукцию, с каналами сбыта, с посредниками по реализации продукции, с рекламой и стимулированием продаж.

Стратегия в технологии предполагает оценку технологического лидерства, использования инноваций.

Финансовая стратегия включает финансовую независимость, управление финансовыми рисками, налоговую стратегию, инвестиционные решения.

Операционная стратегия предусматривает размещение производственных мощностей, структуру затрат, управление качеством.

К факторам, повышающим вероятность появления значительных деловых рис-

128

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.