Научная статья на тему 'ОСОБЕНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ОСУЖДЕННЫХ'

ОСОБЕНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ОСУЖДЕННЫЕ / НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / АССОЦИАЦИИ / ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокопьева Светлана Александровна

Статья предусматривает теоретическое обоснование и эмпирический анализ изучения представлений осужденных о жизненном пути. В качестве методов использовались стандартизированный самоотчет и психосементический метод цветовых метафор. Выборку исследования составили осужденные, имеющие наркотическую зависимость. Анализ полученных результатов, предполагал поэтапное описание результатов ассоциативного ряда понятий. В качестве опорных понятий характеризующих жизненный путь, были выбраны прошлое, настоящее, будущее. Давая ассоциативные слова для каждого из предложенных понятий, в последующем нами производился сравнительный анализ в представлениях о жизненном пути у осужденных имеющих наркотическую зависимость и осужденных «условно» здоровых. Особый интерес вызвали результаты наркозависимых осужденных, которые к будущему, отнесли единственное понятие бизнес. Настоящее ассоциируется только с негативными социальными явлениями и изоляцией, что позволяет спланировать психологическое сопровождение данной категории. Ассоциации, связанные с прошлым носят по нашему мнению закономерный характер и включают свободу и интересные занятие, что естественно в местах лишения свободы они не имеют. Описывая особенности жизненного пути, акцент сделан на психологическом сопровождении данной категории осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прокопьева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IDEAS ABOUT THE LIFE PATH OF DRUG-ADDICTED CONVICTS

The article provides a theoretical justification and an empirical analysis of the study of convicts' ideas about the way of life. The standardized self-report and the psychosemantic method of color metaphors were used as methods. The sample of the study was made up of convicts with drug addiction. The analysis of the obtained results assumed a step-by-step description of the results of an associative series of concepts. The past, present, and future were chosen as the basic concepts characterizing the life path. Giving associative words for each of the proposed concepts, we subsequently carried out a comparative analysis in the ideas about the life path of convicts with drug addiction and convicts "conditionally" healthy. Of particular interest were the results of drug-addicted convicts, who attributed the only concept of business to the future. The present is associated only with negative social phenomena and isolation, which makes it possible to plan psychological support for this category. Associations related to the past are, in our opinion, of a natural nature and include freedom and interesting occupation, which naturally they do not have in places of imprisonment. Describing the features of the life path, the emphasis is placed on the psychological support of this category of convicts.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ОСУЖДЕННЫХ»

9. Степанова, О.П. Психологические проблемы одаренных детей / О.П. Степанова, А.А. Серебрякова // Инновационная наука. - 2016. - №3-3 (15). - С. 220-222. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/psihologicheskie-problemy-odarennyh-detey (дата обращения: 15.08.2022).

10. Токарь, И.Е. Одаренный ребенок и школьные проблемы / И.Е. Токарь // Начальная школа. - 2016. - № 1. -С. 21-24.

11. Федонкина, А.А. Характеристики личностной незрелости у девочек, совершивших общественно опасные деяния / А.А. Федонкина // Психология и право. - 2020. - Том 10. - № 2. - С. 15-24. - https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100202 (дата обращения: 17.08.2022).

12. Чирун, С.Н. Молодежное «АУЕ» как интегральный феномен российского постмодерна / С.Н. Чирун // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2019. - № 1. - С. 49-65. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2019.1.03.

Психология

УДК 158.8

кандидат психологических наук, доцент Прокопьева Светлана Александровна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда)

ОСОБЕНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. Статья предусматривает теоретическое обоснование и эмпирический анализ изучения представлений осужденных о жизненном пути. В качестве методов использовались стандартизированный самоотчет и психосементический метод цветовых метафор. Выборку исследования составили осужденные, имеющие наркотическую зависимость. Анализ полученных результатов, предполагал поэтапное описание результатов ассоциативного ряда понятий. В качестве опорных понятий характеризующих жизненный путь, были выбраны прошлое, настоящее, будущее. Давая ассоциативные слова для каждого из предложенных понятий, в последующем нами производился сравнительный анализ в представлениях о жизненном пути у осужденных имеющих наркотическую зависимость и осужденных «условно» здоровых. Особый интерес вызвали результаты наркозависимых осужденных, которые к будущему, отнесли единственное понятие бизнес. Настоящее ассоциируется только с негативными социальными явлениями и изоляцией, что позволяет спланировать психологическое сопровождение данной категории. Ассоциации, связанные с прошлым носят по нашему мнению закономерный характер и включают свободу и интересные занятие, что естественно в местах лишения свободы они не имеют. Описывая особенности жизненного пути, акцент сделан на психологическом сопровождении данной категории осужденных.

Ключевые слова: жизненный путь, осужденные, наркотическая зависимость, ассоциации, психосемантический метод.

Annotation. The article provides a theoretical justification and an empirical analysis of the study of convicts' ideas about the way of life. The standardized self-report and the psychosemantic method of color metaphors were used as methods. The sample of the study was made up of convicts with drug addiction. The analysis of the obtained results assumed a step-by-step description of the results of an associative series of concepts. The past, present, and future were chosen as the basic concepts characterizing the life path. Giving associative words for each of the proposed concepts, we subsequently carried out a comparative analysis in the ideas about the life path of convicts with drug addiction and convicts "conditionally" healthy. Of particular interest were the results of drug-addicted convicts, who attributed the only concept of business to the future. The present is associated only with negative social phenomena and isolation, which makes it possible to plan psychological support for this category. Associations related to the past are, in our opinion, of a natural nature and include freedom and interesting occupation, which naturally they do not have in places of imprisonment. Describing the features of the life path, the emphasis is placed on the psychological support of this category of convicts.

Key words: life path, convicts, drug addiction, associations, psychosemantic method.

Введение. Повышение интереса к исследованию жизненного пути у наркозависимых осужденных обусловлен, уникальностью социальной ситуации, в которой находится человек и теми эмоциональными состояниями, которые сопровождают его на пути отбывания наказания. Имеющиеся практические исследования, позволяют констатировать, что жизненный путь чрезвычайно варьируется у разных людей в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей, социальных, психологических факторов развития. Следовательно, можно предположить, что представления о времени и себе во временной проекции у людей, имеющих зависимость от психоактивных веществ и находящихся в условиях временной изоляции, имеют отличительные характеристики и в определенной мере опосредуют содержание самосознания, мотивационной, волевой, ценностной сфер.

Знание особенностей представлений о жизненном пути может помочь более точно спланировать программу психологического сопровождения данной категории осужденных. Формирование адекватной временной перспективы личности поспособствует повышению эффективности процесса ресоциализации наркозависимых осужденных.

Изложение основного материала статьи. В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по-разному подходят к самому феномену жизненного пути. Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности «во времени» в противовес чисто структурным определениям личности. В нашем исследовании, жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления [1, C. 63].

Исследование проводилось на базе учреждения СИЗО - 3 ГУФСИН России по Челябинской области, в котором приняли участие осужденные в количестве 60 человек. Так в первую экспериментальную группу (ЭГ-1) включены осужденные, имеющие наркотическую зависимость, во вторую экспериментальную группу (ЭГ-2) включены, осужденные, имеющие какие-либо иные, ненаркотические зависимости. В качестве метода исследования нами была использована методика цветовых метафор (далее - МЦМ) И.Л. Соломина.

При описание полученных результатов мы будем рассматривать взаимосвязи ассоциаций с хронологическими рамками, анализируя какие слова, осужденные ставят в один ряд с ключевыми категориями методики МЦМ «Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее».

Таблица 1

Численное представление понятий, ассоциируемых с категорией «Мое прошлое» в ЭГ-1

Понятие, ассоциируемое с категорией «Мое прошлое» Количество ассоциаций

Интересное занятие 11

Какой я на самом деле 10

Мое увлечение 12

Свобода 11

Употребление наркотиков 10

Как видно из таблицы 1, в ЭГ-1 с категорией «Мое прошлое» наркозависимые осужденные в основном связывают такие понятия как: «Интересное занятие», «Какой я на самом деле», «Мое увлечение», «Свобода», «Употребление наркотиков» Следовательно, мы можем предположить, что в прошлом у наркозависимых осужденных остались увлечения и интересные занятия. На основе посттестовой беседы, было выявлено, что в прошлом они занимались спортом, научной деятельностью, творчеством, то есть у многих из них были какие-либо увлечения и интересные занятия. Также употребление наркотических средств у данной категории респондентов ассоциируется с прошлым, возможно это связано с вынужденным прекращением употребления наркотиков, что в свою очередь с учетом психологической поддержки может увеличить длительность ремиссии. А при продолжении поддержания данного образа жизни может способствовать дальнейшей жизни без наркотиков. С категорией свободы, которая также находится в прошлом, можно предположить, что на данный момент о свободе они говорят в прошедшем времени, так как на данный момент находятся в изоляции от общества.

Далее проанализируем ассоциативный ряд, связанный с категорией «Мое прошлое» у осуждённых ЭГ-2, который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Численное представление понятий, ассоциируемых с категорией «Мое прошлое» в ЭГ-2

Понятие, ассоциируемое с категорией «Мое прошлое» Количество ассоциаций

Бизнес 10

Выгода 12

Доверие 10

Любовь 11

Мое будущее 10

Мой отец 12

Моя мать 15

Моя семья 11

Как видно из таблицы 2, в ЭГ-2 с категорией «Мое прошлое» следующие понятия: «Бизнес», «Выгода», «Доверие», «Мое будущее», «Любовь», «Мой отец», «Моя мать», «Моя семья».

В данной группе у осужденных в категории прошлого на самое значимое значение переместился бизнес, возможно, это какая-либо карьера, материальное благополучие. Скорее всего, они не перестают об этом думать, а находясь в изоляции, не могут в полном объеме осуществлять и контролировать свой «бизнес». Следует обратить внимание и на тот факт, что в данную категорию попало понятие «будущее», которое пересекается с понятием «бизнес», можно предположить, что осужденных волнует то, как в будущем они продолжат свое дело, бизнес, наверстают упущенное в данной сфере своей жизни. Также они не исключают получение какой-либо выгоды, предположительно в период нахождения в учреждении исполнения наказания, что говорит об их позитивном мышлении, они пробуют найти для себя какие-то плюсы в данной жизненной ситуации, возможно получить какой-то опыт, который им может помочь в будущей жизни. В прошлом у них осталась их семья, больше всего они ориентированы на поддержание доверительных отношений с ней, проявляют чувства любви к отцу и матери.

Следующим ключевым понятием является «Мое настоящее», результаты ассоциативного ряда ЭГ-1 представлены в таблице 3.

Таблица 3

Численное представление понятий, ассоциируемых с категорией «Мое настоящее» в ЭГ-1

Понятие, ассоциируемое с категорией «Мое настоящее» Количество ассоциаций

Какой я на самом деле 10

Конфликты 14

Лишение свободы 11

Неприятности 13

Печаль 11

Тюрьма 12

В ЭГ-1 с категорией «Мое настоящее» наркозависимые осужденные в основном связывают такие понятия как: «Какой я на самом деле», «Конфликты», «Лишение свободы», «Неприятности», «Печаль», «Тюрьма».

В настоящем видно, что осужденные этой группы сконцентрированы на себе, межличностных отношениях, некоторые из них находятся в депрессивном, даже подавленном состоянии, судя по наблюдению за ними в ходе беседы, также это подтверждает выбор ими таких понятий как печаль, неприятности, конфликты. Выбор категории, «какой я на самом деле» может говорить о том, что возможно осужденные занимаются саморефлексией, пытаются разобраться в себе, в своих поступках, в том, как и почему они оказались в данном учреждении (понятие «тюрьма»), где и что они сделали неправильно в своей жизни, как и что они могут изменить в ней. Следует отметить, что определения данной категории в настоящее не включают позитивные характеристики, следовательно, психологу необходимо уделить внимание психологической работе с представления о настоящем у данной категории лиц.

Далее рассмотрим результаты ассоциативного ряда ЭГ-2 с категорией «Мое настоящее», представленные в таблице 4.

Таблица 4

Численное представление понятий, ассоциируемых с категорией «Мое настоящее» в ЭГ-2

Понятие, ассоциируемое с категорией «Мое настоящее» Количество ассоциаций

Власть 12

Мое будущее 15

Мой отец 12

Моя мать 15

Раздражение 10

Уверенность 13

В ЭГ-2 осужденные ассоциируют с категорией «Мое настоящее» следующие понятия: «Власть», «Мое будущее», «Мой отец», «Моя мать», «Раздражение», «Уверенность». Следовательно, можно предположить, что эта категория осужденных помнит о своих близких родственниках, думает не только о себе, в отличие от осужденных ЭГ-1. Следует обратить внимание, что понятия настоящего и будущего здесь пересекаются, можно предположить, что у осужденных нет уверенности в своем будущем, своих силах, т.к. понятие уверенности тоже значимо для них. Понятие «раздражение» может быть связано с тем фактом, что родители не воспринимают их такими, какие они сейчас. В качестве значимых понятий можно выделить «власть», возможно это связано с тем, что они пока не в силах изменить происходящее, ограниченны в правах, и вынуждены выполнять предъявляемые к ним требования.

Следующим рассмотрим ассоциативный ряд осужденных ЭГ-1, связанный с ключевой категорией «Мое будущее», представленный в таблице 5.

Таблица 5

Численное представление понятий, ассоциируемых с категорией «Мое будущее» в ЭГ-1

Понятие, ассоциируемое с категорией «Мое будущее» Количество ассоциаций

Бизнес 14

Большинство осужденных ЭГ-1 с категорией «Мое будущее» наркозависимые осужденные связывают только одно понятие: «Бизнес». Исходя из посттестовой беседы с осужденными данной категории выявлено, то что многие из них после освобождения не хотят устраиваться на работу куда-либо, а желают заниматься тем, что им действительно будет нравится и приносить доход, постараются организовать собственный бизнес. В то же время часть из них под бизнесом подразумевает наркобизнес, то есть они планируют не употреблять наркотики, а сами распространять их, (некоторые из них уже этим занимались ранее) и таким образом зарабатывать на жизнь, они из собственного опыта знают о том, какой это прибыльный бизнес.

Далее рассмотри ассоциативный ряд осужденных ЭГ-2, связанный с ключевой категорией «Мое будущее», представленный в таблице 6.

Таблица 6

Численное представление понятий, ассоциируемых с категорией «Мое будущее» в ЭГ-2

Понятие, ассоциируемое с категорией «Мое будущее» Количество ассоциаций

Выгода 13

Доверие 12

Каким мне хочется быть 15

Какой я на самом деле 12

Карьера 10

Мое настоящее 15

Мое прошлое 10

Мое увлечение 13

Надежность 10

Общение 15

Спорт 12

В ЭГ-2 осужденные с категорией «Мое будущее» связывают значительно больше понятий: «Выгода», «Доверие», «Каким мне хочется быть», «Какой я на самом деле», «Карьера», «Мое настоящее», «Мое прошлое», «Мое увлечение»,

«Надежность», «Общение», «Спорт». Следовательно, можно говорить о том, что у осужденных представление о будущем не так узко, как у респондентов ЭГ-1. Из своего будущего они не вычеркивают свое прошлое и настоящее, принимают все происходящее с их жизнью как есть. Некоторые из них в беседах говорят о том, что продолжат заниматься своими увлечениями, которые у них были на свободе, попытаются восстановить свою карьеру или начать новую. Намерены изменить себя в будущем, стать лучше, т.к. в настоящем присутствуют такие категории как «какой я на самом деле» и «каким мне хочется быть», они бросают вызов самим себе, в целом можно сказать, что их представление относительного своего будущего более позитивно в отличие от наркозависимых осужденных.

Теперь сравним наиболее значимые хронологические показатели для осужденных обеих экспериментальных групп (данные представлены в таблице 7).

Таблица 7

Сравнительная таблица по наиболее значимым хронологическим показателям у осужденных экспериментальных групп по методике цветовых метафор И.Л. Соломина

Прошлое Экспериментальная группа 1 (%) Мое увлечение (40%) Интересное занятие (36,7%) Свобода (36,7%) Экспериментальная группа 2 (%) Моя мать (50%) Мой отец (40%) Выгода (40%)

Настоящее Конфликты (46,7%) Неприятности (43,3%) Тюрьма (40%) Мое будущее (50%) Моя мать (50%) Уверенность (43,3%)

Будущее Бизнес (46,7%) Мое настоящее (50%) Общение (50%) Каким мне хочется быть (50%)

Как видно из данной таблицы в ЭГ-2 значения в процентном соотношении в целом выше, чем значения понятий в ЭГ-1, что говорит о меньшем разбросе в ассоциациях в группе осужденных с иными зависимостями.

У осужденных ЭГ-1 нет ассоциаций, связанных с семьей или родственниками в отличие от осужденных ЭГ-2. Также из таблицы 7 видно, что наркозависимые осужденные ничего не ассоциируют со своим будущим, кроме бизнеса (связанного с наркотиками) в отличие от осужденных с иными зависимостями, которые свое будущее ассоциируют с родителями, общением. У них больше уверенности в жизни после освобождения, а в настоящем они видят больше положительного, чем осужденные с наркозависимостью.

Выводы. Таким образом проведенный теоретический анализ литературы, позволил сделать выводы о том, что жизненный путь человека представляет собой индивидуальную историю жизни личности. Жизненный путь есть смена «внешних» (объективных) и «внутренних» (субъективных) событий, и обстоятельства жизни человека определяют линию его жизни и подводят к определенному итогу. На основе эмпирического исследования было выявлено, что наркозависимые осужденные во временной перспективе не ассоциируют с своим будущим, кроме бизнеса (связанного с наркотиками). С настоящим связывают только негативные понятия, которые возникают у них в процессе отбывания наказания. События прошлого, у осужденных имеющие наркотическую зависимость, ассоциируются с такими понятиями, как увлечения и интересное занятие.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 272 с.

Психология

УДК 159.922

старший преподаватель Точиева Лейла Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ И КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация. Автор поднимает глобальную проблему современных подростков, связанную с деструктивным выбором стратегий поведения в экстремальных и кризисных ситуациях. С целью более полного и точного описания признаков аутодеструктивного поведения были проанализированы маркеры аутодеструкций. В статье дается анализ психологических механизмов защиты подростка, которые примитивны. Описаны три этапа эмпирического исследования. Из обследованных подростков общеобразовательных школ города Магаса не выявлено ни одного, обращающегося за помощью к психологу. В зависимости от результатов диагностики была составлена программа психологической профилактики. Автор утверждает, что более эффективными способами психологической интервенции является психологическая профилактика. Понимая значимость профилактики аутоагрессивного поведения, проведена эмпирическая работа, нацеленная на помощь подростку в преодолении последствий кризисных и экстремальных ситуаций. Проведение психопрофилактики способствовало повышению у ребенка самооценки, формированию копинг-стратегий, стрессоустойчивости.

Ключевые слова: аутодеструктивное поведение, психологическая профилактика, психологические механизмы защиты, копинг-стратегии, экстремальные ситуации, кризисные ситуации.

Annotation. The author raises the global problem of modern adolescents associated with the destructive choice of behavior strategies in extreme and crisis situations. For the purpose of a more complete and accurate description of the signs of autodestructive behavior, markers of auto-destructions were analyzed. The article analyzes the psychological defense mechanisms of a teenager, which are primitive. Three stages of empirical research are described. Of the surveyed teenagers of secondary schools in the city of Magas, not a single one seeking help from a psychologist was identified. Depending on the results of the diagnosis, a program of psychological prevention was compiled. The author argues that psychological prevention is a more effective way of psychological intervention. Understanding the importance of prevention of autoaggressive behavior, empirical work has been carried out aimed at

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.