Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ЧТЕНИИ ИЗДАНИЙ РАЗЛИЧНОГО ФОРМАТА'

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ЧТЕНИИ ИЗДАНИЙ РАЗЛИЧНОГО ФОРМАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At present, 93-96% of the respondent schoolchildren read extra school literature. An investigation of the impact of edition format on readability has ascertained that due to the uniform distribution of brightness in the field of vision, large newspaper fonts prevents the development of visual fatigue and provides significantly higher performance and quality of visual work as compared with low book fonts. Experimental studies have yielded data on the stability of a near vision point; this phenomenon may be considered as adaptation to a learning process and myopia developing during learning may be regarded as the price of this adaptation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ЧТЕНИИ ИЗДАНИЙ РАЗЛИЧНОГО ФОРМАТА»

Таким образом, при исследовании популяции подростков, проживающих на экологически неблагополучной по содержанию солей тяжелых металлов территории (Карабаш), большинство детей имеет гармоничное физическое и половое развитие, соответствующее возрасту. Однако выявлено 24,9% детей с уменьшением массы тела и окружности груди при нормальных показателях роста. 39% школьников имеет дисгармоничное физическое развитие. У девочек наблюдается большая частота микросоматотипа гармоничного физического развития и дисгармоничного физического развития преимущественно за счет дефицита массы тела (52,85% от всех дисгармонично развитых девочек). Имеет место преобладание лиц женского пола в группе подростков с отставанием полового развития.

Литература

1. Вельтищев Ю. Е., Фокеева В. В. // Рос. вести, пери-натол. и педиат. — 1996. — Приложение.

2. Курляндский Б. А. // Токсикол. вести. — 2002. — МЬ 5. - С. 2-5.

3. Луковникова JI. В., Фролова А. Д., Чеку нова М. П. // Эфферент. тер. - 2004. - Т. 10, N° 1. - С. 74-79.

4. Романова Т. А. // Рус. мед. жури. — 2004. — Т. 12, № 13. - С. 778-779.

5. Уварова Е. В. // Рос. вести, перинатол. и педиатр. —

2003. - Т. 48, № 5. - С. 8-9.

6. Щепин О. П., Тишук Е. А. // Рос. педиатр, жури. —

2004. - № 1. - С. 47-49.

Поступила 10.04.07

Summary. Physical and sexual developments were determined in 285 schoolchildren aged 12 to 17 years from the town of Karabash, an area of ecological ill-being in the environmental levels of heavy metal salts. The atmospheric air pollution was in parallel monitored at route observational stations. It was found that 39% of the schoolchildren had dis-harmonic physical development; of them a fourth had lower body weight and decreased chest circumference with normal growth indices. The girls were observed to have a high frequency of a microsomatotype of harmonic physical development and disharmonic physical development mainly at the expense of underweight (52.9% of all the disharmonically developed girls) as compared with the boys. There was a preponderance of female adolescents with sexual retardation. In the population of Karabash girls, the mean age at menarche was 12 years and 9 months ± 1.5 months.

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 613.955:617.7-057.874

Л. М. Текшева, Е. В. Элькснина, М. А. ¡Терминов, Е. Г. Зинченко

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ЧТЕНИИ ИЗДАНИЙ РАЗЛИЧНОГО ФОРМАТА

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

В настоящее время доля читающих детей и подростков учащихся 5—10-х классов составляет 93— 96% от общего числа опрошенных, несмотря на интенсивные учебные нагрузки, на бурное развитие информационных технологий и существенное изменение интересов. Небольшой спад (до 85%) отмечается в выпускном классе, что объясняется дополнительной учебной нагрузкой для подготовки к поступлению в вузы. В то же время процент детей и подростков, читающих газеты, намного ниже. Всего читают газеты в 5-х и 6-х классах 14—16% учеников (3—4 человека из класса). Значимый интерес к газетам проявляется в 7-м классе школы (каждый второй анкетируемый отметил это). С 8-го по 11-й класс количество читающих газетные издания составляет 30—40%.

В настоящее время разработан и утвержден ряд санитарных документов, регламентирующих гигиенически значимые параметры шрифтового оформления и полиграфического исполнения изданий для детей и подростков различного функционального назначения: учебники, художественные, научно-популярные энциклопедические и словарные издания, журналы и др. [1, 2]. Однако специальные требования для детских газетных изданий отсутствуют.

Изучение влияния формата изданий на их удобочитаемость проводили в естественных условиях при участии учащихся 8-х и 10-х классов по 20 человек в каждой группе.

Исследовали удобочитаемость текстовых образцов, предъявляемых учащимся в двух форматах:

формат А4, приближенный к традиционному формату книжных изданий для детей и подростков — в 1/8 долю (угловой размер рабочего поля зрения 38°); формат А2, традиционно используемый для газетных изданий (угловой размер рабочего поля зрения 70°).

Исследования проведены в специальном помещении: освещенность на рабочих местах составляла 200 лк, специальное покрытие рабочих столов обеспечивало яркость фона 5 кд/м\ яркость текста составляла 30 кд/м2. Экспериментальные тесты были смоделированы с помощью газетных материалов. Шрифтовое оформление тестов определялось размером шрифта: 9—10 пунктов (для учеников 8-го класса) и 8—9 пунктов (для десятиклассников). Гарнитуры рубленых и серифных шрифтов использовали в псевдослучайном порядке. Тексты к работе были представлены в виде многоколонного набора (не менее 4 колонок).

Удобочитаемость текста определяли исходя из эффективности работы корректорского типа. Индивидуальное задание учащемуся давал экспериментатор в каждом эксперименте: вычеркивание двух заданных знаков и их подчеркивании в случае последующего (или предыдущего) третьего заданного знака (например, вычеркивание букв Н и И или их подчеркивание в случае сочетания с последующей буквой Е — НЕ, ИЕ). Оценивали общий объем просмотренных знаков и количество допущенных ошибок.

гиена и санитария 2/2008

Производительность зрительной работы при больших форматах при угловом размере рабочего поля 70° в 8-м и в 10-м классах была достоверно выше по сравнению с меньшим рабочим полем. При этом восьмиклассники за отведенное время работы просматривали на 1400 знаков больше, десятиклассники — почти на 2000 знаков больше при работе с большими форматами (что составляет в относительных единицах 25 и 27% соответственно).

У восьмиклассников большая комфортность работы при форматах А2 подчеркивалась достоверно повышенным качеством работы. Общее количество ошибок при работе с форматом А2 составило 7,9 ± 1 на каждую тыс. просмотренных знаков, в то время как формат А4 увеличивал общее количество ошибокдо 15,7 ± 1,6 (качество работы в последнем случае снижалось в 2 раза).

В 10-м классе наблюдалось снижение качества работы при форматах А4 на 30% по сравнению с большими форматами. Количество ошибок составило 11 ± 1,2 (формат А2) и 14,4 ± 1,4 (формат А4).

Анализ природы допущенных ошибок показывает, что пропуск заданной к вычеркиванию буквы является основной ошибкой в каждом из двух исследованных вариантов: при формате А4 количество пропущенных букв, подлежащих вычеркиванию, составляет 12,5 ± 1,4 на каждую тысячу просмотренных знаков, общее количество ошибок — 15,6 ± 1,6; при работе с форматом А2 эти цифры составляют соответственно 5,3 ± 0,7 и 7,9 ± 1. Количество ошибок при дифференцировке знаков и вычеркивании незаданных знаков не является достоверно значимым между двумя исследованными вариантами информационного рабочего поля, что объясняется повышенной частотой встречаемости знаков.

Обращает на себя внимание динамика общего количества допущенных ошибок при проведении экспериментальных исследований.

В работах учащихся 8-го класса с форматом А4 отмечается достоверно повышенное количество ошибок на каждую тысячу просмотренных знаков в течение всего эксперимента по сравнению с форматом А2. При этом следует отметить, что менее комфортные условия работы (формат А4) требуют с самого ее начала высокого напряжения резервных возможностей организма, чем объясняется выраженный спад количества ошибок ко 2-й тысяче просмотренных знаков. Далее наблюдается постепенное нарастание ошибок без известного феномена "реакции финиша", описанного в литературе [4, 5]. При работе в более комфортных условиях (формат А2) отмечается стабильное качество работы на первых 5 тысячах просмотренных знаков, далее происходит нарастание количества ошибок, и заканчивается работа выраженной "реакцией финиша" на последней 9—10-й тысяче знаков. Таким образом, отмечается различная реакция зрительной системы и организма в целом на яркостные характеристики условий зрительной работы. Различия в реакции наиболее ярко выражены в начале и конце работы.

У учащихся 8-х и 10-х классов отмечается идентичная реакция зрения на условия работы в начале эксперимента в каждом из исследуемых вариантов. Однако при этом в менее комфортных условиях

(формат А4) наблюдается пролонгированное (до 5 тыс. знаков) улучшение качества работы, что объясняется повышенными резервными возможностями организма.

В настоящем исследовании степень зрительного угомления оценивали по показателям аккомодации: точкам ближнего и дальнего видения и объему аккомодации.

Наибольшее изменение объема аккомодации отмечается при работе с меньшими форматами. При этом необходимо отметить, что восьмиклассники наиболее чувствительны к ухудшению экспериментальных условий. Снижение объема аккомодации (на 8%) при работе с большими форматами для школьников и 8-х, и 10-х классов характеризуется одинаковыми величинами при большей достоверности у младшей группы. При усложнении работы объем аккомодации сокращается на 17% у восьмиклассников, учащихся 10-х классов — на 13%.

Снижение объема аккомодации в каждом из исследованных вариантов (формат А2, А4) связано с изменением положения точки дальнего видения. Если при работе в условиях благоприятного распределения яркости в поле зрения положение точки дальнего видения меняется на 10% (8-й класс) и 9% (10-й класс), то при переходе к выраженному яркостному дискомфорту в поле зрения (формат А4) положение точки дальнего видения ухудшается на 39% у восьмиклассников и на 31% у десятиклассников при достоверной разнице между исследованными вариантами.

В то же время направленных тенденций в изменении положения точки ближнего видения от начала к концу эксперимента не наблюдается и в различных условиях исследований для школьников обеих фупп, что объясняется выраженной адаптацией глаза к работе вблизи, наиболее характерной для всего процесса обучения (чтение, письмо, работа с персональным компьютером). Некоторыми исследователями выдвигается гипотеза, что школьная миопия является приспособительной реакцией к типичным школьным зрительным нагрузкам, защищающей организм от чрезмерного утомления [3].

Полученную в экспериментальных исследованиях устойчивость точки ближнего видения следует рассматривать как адаптацию к процессу обучения, а миопия, развивающаяся в процессе обучения, — цена этой адаптации.

Таким образом, большие газетные форматы благодаря равномерному распределению яркости в поле зрения препятствуют развитию зрительного утомления и обеспечивают достоверно более высокую производительность и качество зрительной работы по сравнению с малыми книжными форматами.

На основании результатов данной работы разработан проект "Санитарно-эпидемиологических требований к шрифтовому оформлению газет для детей и подростков".

Л итература

1. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. — Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.960-00. — М., 2001.

2. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образова-

ния. — Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.1166-02. - М„ 2003.

3. Кашпаров А. В. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса (Москва, 12—14 мая 2004 г.). — М., 2004. - Ч. 2. - С. 35-37.

4. Кравков С. В. Глаз и его работа. — М.; Л., 1950.

5. Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. - М., 1987.

Поступила 08.02.07

Summary. At present, 93-96% of the respondent schoolchildren read extraschool literature. An investigation of the impact of edition format on readability has ascertained that due to the uniform distribution of brightness in the field of vision, large newspaper fonts prevents the development of visual fatigue and provides significantly higher performance and quality of visual work as compared with low book fonts. Experimental studies have yielded data on the stability of a near vision point; this phenomenon may be considered as adaptation to a learning process and myopia developing during learning may be regarded as the price of this adaptation.

Юбилеи

УДК 613/614:92 РУМЯНЦЕВ

К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА РАМН ГЕННАДИЯ ИВАНОВИЧА РУМЯНЦЕВА

31 марта 2008 г. исполнилось 80 лет со дня рождения и 57 лет научно-педагогической и общественной деятельности профессора Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, академика Российской академии медицинских наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, главного редактора журнала "Гигиена и санитария", доктора медицинских наук Геннадия Ивановича Румянцева.

Геннадий Иванович Румянцев родился в 1928 г. в деревне Покровское-Жуково Клинского района Московской области. Его детство и юность связаны с тяжелыми условиями жизни военных и послевоенных лет. Несмотря на трудности, Геннадий Иванович после окончания средней школы в 1946 г. поступил на санитарно-гигиенический факультет I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. С 1952 г. после окончания института Геннадий Иванович — аспирант кафедры гигиены труда I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова.

В 1955 г., успешно защитив кандидатскую диссертацию, посвященную проблеме гигиены труда в производстве соединений бария, он становится младшим научным сотрудником, а с 1956 г. — старшим научным сотрудником Московского научно-исследовательского института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. Именно в эти годы происхо-

дит становление Геннадия Ивановича как ученого и педагога. Его наставниками и коллегами в этот период были Зигфрид Исидорович Израэльсон, Елена Цезаревна Анд-реева-Галанина, Август Андреевич Летавет и другие классики гигиенической науки. Его докторская диссертация посвящена актуальнейшей в те годы проблеме — действию общей вибрации на организм работающих в производстве сборного железобетона. В условиях массового жилищного строительства результаты его научных исследований явились ценным вкладом в гигиеническую науку и народное хозяйство в целом. Геннадий Иванович Румянцев впервые в стране провел комплексные исследования по оценке действия на организм общей вибрации. Им изучены патогенез и клиника церебральной формы вибрационной болезни и обоснованы допустимые уровни общей вибрации. Одновременно им исследованы и описаны новые формы пылевой патологии — пневмокониозы.

В 1966 г. Геннадий Иванович блестяще защитил докторскую диссертацию, избран на должность заведующего кафедрой общей гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова, которой он успешно руководил до 2007 г. В 1969 г. ему присвоено ученое звание профессора по специальности "Общая гигиена". В 1984 г. он избран член-корреспондентом АМН СССР, в 1991 г. — действительным членом РАМН.

С конца 60-х годов начинается новый творческий этап в научно-педагогической деятельности коллектива кафедры общей гигиены. Под руководством Геннадия Ивановича Румянцева в 60—80-е годы XX века выполнен ряд крупных научных исследований по общесоюзным проблемам: "Научные основы гигиены труда и профпа-тологии", "Научные основы гигиены окружающей среды". Материалы исследований явились основой для разработки более 50 гигиенических нормативов для воздуха рабочей зоны, водоемов, атмосферного воздуха населенных мест и более 30 законодательных документов (санитарные правила, методические указания и рекомендации), направленных на охрану окружающей и производственной среды и здоровья населения.

Разносторонние исследования под руководством Геннадия Ивановича Румянцева проведены в области производства и применения полимерных материалов и изделий из них в различных отраслях народного хозяйства (производство и применение искусственных кож, ковров и ковровых изделий, органического стекла и др.). На основе математического моделирования были изучены и установлены закономерности поведения системы "Искусственные материалы—окружающая среда". Разра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.