Научная статья на тему 'Особенности журналистского расследования в китайской прессе'

Особенности журналистского расследования в китайской прессе Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
китайская журналистика / журналистские расследования / СМИ / искажение информации / Chinese journalism / investigative journalism / media / distortion of information

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Чжан Юньси

В последнее время «новости с поворотом сюжета» как спорный новостной феномен широко появлялись в китайских цифровых коммуникациях. В контексте журналистики это относится к новостным фактам, представленным в последующих репортажах, которые противоречат фактам, представленным в первоначальном репортаже. Феномен новостей с поворотом сюжета в китайском контексте побуждает задуматься о том, как «правда» интерпретируется различными социальными деятелями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of investigative journalism in the Chinese press

Last time «plot twist news» as a controversial news phenomenon has been widely appearing in Chinese digital communications. In the context of journalism, it refers to news facts presented in subsequent reports that contradict the facts presented in the original report. The phenomenon of news with a twist in the Chinese context prompts reflection on how “truth” is interpreted by various social figures.

Текст научной работы на тему «Особенности журналистского расследования в китайской прессе»



Чжан Юньси

Бакалавр, Евразийская международная академия, Хэнаньский университет.

Особенности журналистского расследования в китайской прессе

В различных исследованиях, посвященных опыту журналистов из западных обществ, обсуждалось, как после наступления эры «постправды» цифровые медиа стали вызовом для журналистики с точки зрения достоверности, точности, проверки и правдивости информации. Хотя ученые начали обращать внимание на взаимосвязь между журналистской практикой и цифровыми медиа в незападных обществах, такие исследования сравнительно невелики и концентрируются на понятиях и практиках, которые распространены на Западе, такие как фейковые новости и интернет-слухи [1].

В данной статье рассматривается, как цифровые медиа стали разрушительной силой, бросающей вызов практике китайской журналистики, и как журналисты, специализирующиеся на подробных и расследовательских репортажах, понимают такие цифровые вызовы в своих репортажах. Для этого в статье вводится понятие «новости с поворотом сюжета», которое стало популярным явлением в китайской цифровой коммуникации с 2014 г. особенности Китая. В частности, рассматривается это явление как отправная точку для рассмотрения того, как цифровые медиа привлекают различные силы в поле китайской журналистики для разработки различных версий нарративов о том, что такое «правда» в спорном новостном событии, и как эти контрастирующие или даже противоречивые нарративы правды меняют доксу и габитус журналистского поля в Китае.

Спор о правдивости новостных событий заключается не в том, какие факты подтверждаются в опубликованных новостях. Что еще более важно, спорный момент конструируется различными интерпретациями воспринимаемой правды онлайн-аудиторией в социальных сетях. Поскольку журналисты и онлайн-пользователи связаны новостным событием в одном и том же поле, восприятие и интерпретация новостных событий аудиторией усложняет журналистское расследование истины.

Трудности, с которыми журналисты сталкиваются при сообще-

нии правды о новостных событиях, с появлением цифровых медиа можно представить в двух аспектах:

Во-первых, журналисты не относятся к своей онлайн-аудитории ни как к форме экономического капитала, ни как к культурному капиталу.

Во-вторых, обсуждение и потребление членами аудитории идентифицируются как противодействующая сила, противодействующая журналистам в расследовании правды новостей, которая меняет габитус поля.

Поэтому, журналисты, специализирующиеся на журналистских расследованиях, считали, что для них важнее выяснить основные факты, а их роль по защите интересов и разоблачению неправомерных действий влиятельных элит второстепенна.

Важно отметить, что внедрение цифровых медиа в журналистику в Китае вызвало споры. Цифровые медиа не только включают в себя онлайн-медиа с функцией общения между пользователями, но и описывают коллективную группу интернет-СМИ в Китае. Во-первых, цифровые медиа рассматриваются как еще одна сила после «маркетизации» 1980-х годов, продвигающая свободу журналистов. Этот аргумент основан на данных китайских журналистов-расследователей, которые пришли к выводу, что в социальных сетях было доступно больше источников и подсказок к новостям, что расширило возможности журналистов для доступа к событиям, происходящим в отдаленных районах [1]. Таким образом, распространение цифровых медиа в Китае позволяет различным социальным деятелям, включая активистов, НПО, защитников окружающей среды и общественных деятелей, выражать свои идеи и озвучивать свои требования. Это дает журналистам материал для проведения журналистских расследований, особенно по политически чувствительным делам. Кроме того, китайские журналисты предполагают, что они извлекают выгоду из цифровых коммуникационных технологий в отношении распространения своих репортажей [2].

Таким образом, производство и распространение журналистских репортажей в Китае коренным образом изменились вместе с бумом цифровых медиа. Однако в некоторых исследованиях процветание цифровых медиа оценивается менее оптимистично [3]. Учитывая, что цифровые медиа улучшают связь и взаимодействие между профессиональными СМИ и аудиторией при производстве новостей, журналисты считают, что авторитет их новостных сообщений находится под угрозой. Танг и Сэмпсон отмечают, что иррациональное

поведение пользователей сети опасно для общественной онлайн-сферы [3].

Тематическое исследование Тонга предоставляет доказательства того, что эмоциональные выражения пользователей сети в Интернете могут ввести общественность в заблуждение и нанести ущерб авторитету журналистики, поскольку граница между профессиональными СМИ и альтернативными СМИ стирается [6].

Хин утверждает, что, хотя пользователи социальных сетей могут профессионально использовать цифровые технологии для записи событий из первых рук, такой контент в Интернете является провокационным. Более того, СМИ, контролируемые КПК, не могут быть свободны от ложной/дезинформации [4].

Гоу отмечает, что «фейковые новости» часто относятся к слухам в китайском контексте, и одной из причин является погоня за прибылью как коммерческих, так и официальных новостных организаций. Китайские журналисты-расследователи не всегда согласны с идеей о том, что цифровые медиа повышают эффективность поиска новостей, поскольку качество контента, предоставляемого источниками, вызывает сомнения [5].

Очевидно, что цифровые медиа внесли институциональные и структурные изменения в китайский медиаландшафт. В то время как цифровые СМИ изначально позволяли более активно участвовать гражданам в общественных делах, позже КПК интегрировала контроль над этой территорией в свою институционализированную систему СМИ и усилила надзор за цифровыми СМИ.

Что касается влияния цифровых медиа на журналистику, то, с одной стороны, нельзя утверждать только, что свобода прессы расширяется с помощью цифровых медиа, с другой стороны, функции цифровых медиа в журналистских репортажах не следует переоценивать, поскольку качество информации и онлайн-источников проблематично.

Онлайн-аудитория является важным источником экономического и социального капитала, который журналисты могут использовать для изучения новостной повестки и проверки актуальных тем. Интернет-журналисты могут привлекать различные типы аудитории, предоставляя качественные новости, и использовать такое внимание как форму культурного капитала. С этой точки зрения смещение между экономическим капиталом и культурным капиталом способствует распространению и подписке на журналистские репортажи среди аудитории. Однако, аудитория может конкурировать с журна-

листами и подталкивать журналистов к изменению их установленных правил выбора новостей и расследований.

Важно отметить, что, хотя новости о поворотах сюжета являются явлением, которое изучалось в области китайской журналистики, существует мало исследований, выявляющих причины и следствия этого явления, поскольку тема тесно связана с личными представлениями журналистов. Хотя западные исследования, основанные на фактических данных, показывают, что раса, пол и религиозные убеждения влияют на деятельность профессионалов СМИ, эти объяснения в китайском контексте неубедительны. В Китае неравенство между людьми может возникать из-за личных отношений между журналистами, встреч на местах, журналистского потребления информации и так далее. Будущие исследования журналистики и медиа в незападном контексте должны оценивать внутреннюю природу и особенности индивидуальной практики журналистов на микроуровне анализа.

Библиографический список

1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов. -8е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2021. 320 с.

2. Цианхуа. Сравнительное исследование саморегулирования журналистики в Китае и за рубежом. Китайский университет политики и права. Пекин, 2019. 250 с.

3. Tong J. The formation of an agonistic public sphere: Emotions, the internet and news media in China. China Information, 2020. № 29 (3). P. 333-351.

4. Han. Contesting cyberspace in China: Online expression and authoritarian resilience. Columbia University Press. 2020. P. 420.

5. Guo. China's "fake news" problem: Exploring the spread of online rumors in the government-controlled news media. Digital Journalism, 2018. № (8). P. 992-1010.

6. Ивлиев П.В., Кошелюк Б.Е. Правовое регулирование коммерческой и финансовой деятельности СМИ, сделки со СМИ // Евразийский юридический журнал. 2021. № 1 (152). С. 200-201.

References

1. Prokhorov E.P. Introduction to the theory of journalism: A textbook for university students. - 8th ed., Rev. — M.: Aspect Press, 2021. 320 p.

2. Qianhua. A Comparative Study of Journalism Self-Regulation in China and Abroad. China University of Politics and Law. Beijing, 2019. 250 p.

3. Tong J. The formation of an agonistic public sphere: Emotions, the internet and news media in China. China Information, 2020. № 29(3). P. 333-351.

4. Han. Contesting cyberspace in China: Online expression and authoritarian resilience. Columbia University Press. 2020. P. 420.

5. Guo. China's "fake news" problem: Exploring the spread of online rumors in the government-controlled news media. Digital Journalism, 2018. № (8). P. 992-1010.

6. Ivliev P.V., Koshelyuk B.E. Legal regulation of commercial and financial activities of the media, transactions with the media // Eurasian legal journal. 2021. № 1 (152). Р. 200-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.