Чжан Юньси
Бакалавр, Евразийская международная академия, Хэнаньский университет.
Особенности журналистского расследования в китайской прессе
В различных исследованиях, посвященных опыту журналистов из западных обществ, обсуждалось, как после наступления эры «постправды» цифровые медиа стали вызовом для журналистики с точки зрения достоверности, точности, проверки и правдивости информации. Хотя ученые начали обращать внимание на взаимосвязь между журналистской практикой и цифровыми медиа в незападных обществах, такие исследования сравнительно невелики и концентрируются на понятиях и практиках, которые распространены на Западе, такие как фейковые новости и интернет-слухи [1].
В данной статье рассматривается, как цифровые медиа стали разрушительной силой, бросающей вызов практике китайской журналистики, и как журналисты, специализирующиеся на подробных и расследовательских репортажах, понимают такие цифровые вызовы в своих репортажах. Для этого в статье вводится понятие «новости с поворотом сюжета», которое стало популярным явлением в китайской цифровой коммуникации с 2014 г. особенности Китая. В частности, рассматривается это явление как отправная точку для рассмотрения того, как цифровые медиа привлекают различные силы в поле китайской журналистики для разработки различных версий нарративов о том, что такое «правда» в спорном новостном событии, и как эти контрастирующие или даже противоречивые нарративы правды меняют доксу и габитус журналистского поля в Китае.
Спор о правдивости новостных событий заключается не в том, какие факты подтверждаются в опубликованных новостях. Что еще более важно, спорный момент конструируется различными интерпретациями воспринимаемой правды онлайн-аудиторией в социальных сетях. Поскольку журналисты и онлайн-пользователи связаны новостным событием в одном и том же поле, восприятие и интерпретация новостных событий аудиторией усложняет журналистское расследование истины.
Трудности, с которыми журналисты сталкиваются при сообще-
нии правды о новостных событиях, с появлением цифровых медиа можно представить в двух аспектах:
Во-первых, журналисты не относятся к своей онлайн-аудитории ни как к форме экономического капитала, ни как к культурному капиталу.
Во-вторых, обсуждение и потребление членами аудитории идентифицируются как противодействующая сила, противодействующая журналистам в расследовании правды новостей, которая меняет габитус поля.
Поэтому, журналисты, специализирующиеся на журналистских расследованиях, считали, что для них важнее выяснить основные факты, а их роль по защите интересов и разоблачению неправомерных действий влиятельных элит второстепенна.
Важно отметить, что внедрение цифровых медиа в журналистику в Китае вызвало споры. Цифровые медиа не только включают в себя онлайн-медиа с функцией общения между пользователями, но и описывают коллективную группу интернет-СМИ в Китае. Во-первых, цифровые медиа рассматриваются как еще одна сила после «маркетизации» 1980-х годов, продвигающая свободу журналистов. Этот аргумент основан на данных китайских журналистов-расследователей, которые пришли к выводу, что в социальных сетях было доступно больше источников и подсказок к новостям, что расширило возможности журналистов для доступа к событиям, происходящим в отдаленных районах [1]. Таким образом, распространение цифровых медиа в Китае позволяет различным социальным деятелям, включая активистов, НПО, защитников окружающей среды и общественных деятелей, выражать свои идеи и озвучивать свои требования. Это дает журналистам материал для проведения журналистских расследований, особенно по политически чувствительным делам. Кроме того, китайские журналисты предполагают, что они извлекают выгоду из цифровых коммуникационных технологий в отношении распространения своих репортажей [2].
Таким образом, производство и распространение журналистских репортажей в Китае коренным образом изменились вместе с бумом цифровых медиа. Однако в некоторых исследованиях процветание цифровых медиа оценивается менее оптимистично [3]. Учитывая, что цифровые медиа улучшают связь и взаимодействие между профессиональными СМИ и аудиторией при производстве новостей, журналисты считают, что авторитет их новостных сообщений находится под угрозой. Танг и Сэмпсон отмечают, что иррациональное
поведение пользователей сети опасно для общественной онлайн-сферы [3].
Тематическое исследование Тонга предоставляет доказательства того, что эмоциональные выражения пользователей сети в Интернете могут ввести общественность в заблуждение и нанести ущерб авторитету журналистики, поскольку граница между профессиональными СМИ и альтернативными СМИ стирается [6].
Хин утверждает, что, хотя пользователи социальных сетей могут профессионально использовать цифровые технологии для записи событий из первых рук, такой контент в Интернете является провокационным. Более того, СМИ, контролируемые КПК, не могут быть свободны от ложной/дезинформации [4].
Гоу отмечает, что «фейковые новости» часто относятся к слухам в китайском контексте, и одной из причин является погоня за прибылью как коммерческих, так и официальных новостных организаций. Китайские журналисты-расследователи не всегда согласны с идеей о том, что цифровые медиа повышают эффективность поиска новостей, поскольку качество контента, предоставляемого источниками, вызывает сомнения [5].
Очевидно, что цифровые медиа внесли институциональные и структурные изменения в китайский медиаландшафт. В то время как цифровые СМИ изначально позволяли более активно участвовать гражданам в общественных делах, позже КПК интегрировала контроль над этой территорией в свою институционализированную систему СМИ и усилила надзор за цифровыми СМИ.
Что касается влияния цифровых медиа на журналистику, то, с одной стороны, нельзя утверждать только, что свобода прессы расширяется с помощью цифровых медиа, с другой стороны, функции цифровых медиа в журналистских репортажах не следует переоценивать, поскольку качество информации и онлайн-источников проблематично.
Онлайн-аудитория является важным источником экономического и социального капитала, который журналисты могут использовать для изучения новостной повестки и проверки актуальных тем. Интернет-журналисты могут привлекать различные типы аудитории, предоставляя качественные новости, и использовать такое внимание как форму культурного капитала. С этой точки зрения смещение между экономическим капиталом и культурным капиталом способствует распространению и подписке на журналистские репортажи среди аудитории. Однако, аудитория может конкурировать с журна-
листами и подталкивать журналистов к изменению их установленных правил выбора новостей и расследований.
Важно отметить, что, хотя новости о поворотах сюжета являются явлением, которое изучалось в области китайской журналистики, существует мало исследований, выявляющих причины и следствия этого явления, поскольку тема тесно связана с личными представлениями журналистов. Хотя западные исследования, основанные на фактических данных, показывают, что раса, пол и религиозные убеждения влияют на деятельность профессионалов СМИ, эти объяснения в китайском контексте неубедительны. В Китае неравенство между людьми может возникать из-за личных отношений между журналистами, встреч на местах, журналистского потребления информации и так далее. Будущие исследования журналистики и медиа в незападном контексте должны оценивать внутреннюю природу и особенности индивидуальной практики журналистов на микроуровне анализа.
Библиографический список
1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов. -8е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2021. 320 с.
2. Цианхуа. Сравнительное исследование саморегулирования журналистики в Китае и за рубежом. Китайский университет политики и права. Пекин, 2019. 250 с.
3. Tong J. The formation of an agonistic public sphere: Emotions, the internet and news media in China. China Information, 2020. № 29 (3). P. 333-351.
4. Han. Contesting cyberspace in China: Online expression and authoritarian resilience. Columbia University Press. 2020. P. 420.
5. Guo. China's "fake news" problem: Exploring the spread of online rumors in the government-controlled news media. Digital Journalism, 2018. № (8). P. 992-1010.
6. Ивлиев П.В., Кошелюк Б.Е. Правовое регулирование коммерческой и финансовой деятельности СМИ, сделки со СМИ // Евразийский юридический журнал. 2021. № 1 (152). С. 200-201.
References
1. Prokhorov E.P. Introduction to the theory of journalism: A textbook for university students. - 8th ed., Rev. — M.: Aspect Press, 2021. 320 p.
2. Qianhua. A Comparative Study of Journalism Self-Regulation in China and Abroad. China University of Politics and Law. Beijing, 2019. 250 p.
3. Tong J. The formation of an agonistic public sphere: Emotions, the internet and news media in China. China Information, 2020. № 29(3). P. 333-351.
4. Han. Contesting cyberspace in China: Online expression and authoritarian resilience. Columbia University Press. 2020. P. 420.
5. Guo. China's "fake news" problem: Exploring the spread of online rumors in the government-controlled news media. Digital Journalism, 2018. № (8). P. 992-1010.
6. Ivliev P.V., Koshelyuk B.E. Legal regulation of commercial and financial activities of the media, transactions with the media // Eurasian legal journal. 2021. № 1 (152). Р. 200-201.