УДК 34
А. С. Зайцев
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. Автор статьи проводит правовой анализ особенностей защиты прав и свобод осужденных с целью научного осмысления возможности выделения их в числе особых субъектов обеспечения защиты. Подобная необходимость связана с тем, что осужденные, во многом ограниченные в связи с изоляцией от общества в конституционных правах, не всегда могут обеспечивать защиту своих прав и свобод. В связи с чем существует необходимость в рассмотрении особенностей защиты прав и свобод осужденных в Российской Федерации с целью определения проблемных аспектов данной деятельности, а также перспектив дальнейшего развития законодательства Российской Федерации в области контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание. Исследуются теоретические аспекты деятельности органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере исполнения наказаний.
Ключевые слова: исполнение наказаний, лишение свободы, уголовное наказание, контроль, законность, права человека.
A. S. Zaytsev
Penza State University, Penza, the Russian Federation
FEATURES OF THE PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS
OF CONVICTED PERSONS IN THE RUSSIAN FEDERATION BY MONITORING THE ACTIVITIES OF THE BODIES AND INSTITUTIONS OF THE PENAL CORRECTION SYSTEM
Abstract. The author of the article carries out the legal analysis of features of protection of the rights and freedoms condemned for scientific understanding of possibility of their allocation among special subjects of ensuring protection. Such a necessity is connected with the fact that convicts, largely limited due to isolation from society in constitutional rights, cannot always ensure the protection of their rights and freedoms. Therefore, there is a need to consider aspects of protection of the rights and freedoms of convicted persons in the Russian Federation with the aim of identifying the problematic aspects of this activity and prospects of further development of legislation of the Russian Federation in the field of control over the activities of institutions and bodies executing criminal punishment. Theoretical aspects of activity of the bodies exercising control and supervision in the sphere of execution of punishments are investigated.
Key words: execution of punishments, imprisonment, criminal punishment, control, legality, human rights.
Права человека и гражданина как с правовой, так и с сущностной точки зрения являются важнейшей категорией, определяющей качество жизни каждого гражданина Российской Федерации, при этом защита прав и свобод человека является важнейшей задачей любого государства. Сегодня в современном российском обществе не всегда с пониманием либо лояльно относятся к лицам, совершившим преступление и отбывающим за это своё заслуженное наказание. Вместе с тем, осужденные, отбывающие наказание, хотя и ограничены в некотором роде в конституционных правах, но при этом являются полноценными гражданами, а
их права и свободы являются высшей ценностью и должны быть обеспечены защитой в полном объеме.
Специфика, отличающая защиту прав и свобод гражданина от защиты прав и свобод гражданина-осужденного, заключается в том, что осужденный, находясь в органах и учреждениях, осуществляющих исполнение наказания, лишен многих возможностей реализовывать полноценную защиту своих прав. Во многом уровень защищенности осужденного зависит от уровня законности работы органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В связи с чем существует необходимость в теоретическом и прикладном исследовании правовых основ защиты прав и свобод гражданина-осужденного, способов возможных сценариев защиты, а также контроля за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
На необходимость выделения осужденных в особую группу субъектов защиты прав и свобод указывал также Президент Российской Федерации Федеральному собранию в 2002 г., который говорил, что существует необходимость гуманизации уголовного законодательства и системы наказаний, вместо лишения свободы при наличии соответствующих оснований следует широко применять штрафы и другие более гуманные меры наказания.
По данным официального сайта Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации1, по состоянию на 1 октября 2019 г. в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации содержалось 533 207 чел.
Социальная обусловленность необходимости обеспечения защиты прав и свобод осужденных состоит в том, что сегодня в обществе существует запрос на определенный уровень обеспечения прав и свобод всех граждан в целом, в том числе и особых социальных групп.
Правоприменительная практика, анализ позиций различных деятелей юриспруденции позволяет сделать вывод о том, что самым эффективном способом защиты прав и свобод заключенных является осуществление контроля за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Именно контрольная деятельность позволяет осуществить профилактическое воздействие на уровень обеспечения защиты прав и свобод осужденных и не позволяет допускать произвол и нарушение закона.
Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, представляет собой организованную структуру по осуществлению уполномоченными органами международного сообщества, государства, общества и должностными лицами деятельности в сфере установления соответствия действительного процесса исполнения уголовных наказаний нормативно-правовым стандартам и корректирования выявленных отклонений [1].
Положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации2 выделяют следующие виды контроля за деятельностью органов и учреждений, осуществляющих исполнение наказаний:
- контроль органов государственной власти;
- судебный контроль;
- ведомственный контроль;
- прокурорский надзор;
- общественный контроль.
1 Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации — URL: Ы*р://фсин.рф (дата обращения: 21.10.2019).
2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ / Правовой Сервер Консуль-тантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения: 29.10.2019).
Одним из особых субъектов контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания, является Прокуратура Российской Федерации.
Органы прокуратуры Российской Федерации, несомненно, играют большую роль в выполнении задачи защиты прав и свобод граждан, и в особенности лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. Количество обращений граждан в прокуратуру за защитой своих прав и законных интересов возрастает с каждым годом. Предупреждение совершения противоправных деяний и исправление лиц их совершивших является в той или иной мере направлением деятельности многих органов государственной власти Российской Федерации. В частности, на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы возложена функция по осуществлению задач пенитенциарного законодательства, которыми выступают урегулирование отбывания и исполнения уголовных наказаний, установление комплекса средств, направленных на исправление лиц, содержащихся в местах социальной изоляции, обеспечение их правового статуса, оказание содействия таким лицам в их социальной адаптации после освобождения. Уголовно -исполнительный кодекс Российской Федерации регламентирует положения, направленные на обеспечение законности исполнения мер государственного принуждения, в том числе наиболее строгих из них, связанных с принудительной изоляцией от общества, т.е. лишением свободы. Предметом прокурорского надзора в данной сфере общественных отношений выступает контроль за обеспечением соответствия порядка содержания лиц в учреждениях и органах УИС установленным законом требованиям, а также соблюдение определенных национальным законодательством прав и обязанностей лиц, лишенных свободы, порядка и условий их содержания в местах социальной изоляции. Основанием для проведения проверки прокурором в исправительном учреждении может быть не только личная жалоба осужденного, но и факт нарушения, указанный в средствах массовой информации. В том числе прокурор добивается неукоснительного соблюдения мер, принимаемых администрацией учреждений и органов УИС, по обеспечению безопасности осужденных. В случае нарушения норм уголовно-исполнительного законодательства органы прокуратуры принимают соответствующие меры реагирования [2].
Важной составляющей контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является общественный контроль. Федеральным законом от 10 июня 2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»3 определено, что общественный контроль осуществляют общественные наблюдательные комиссии, члены общественных наблюдательных комиссий, а содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, - общественные объединения и социально ориентированные некоммерческие организации.
Несмотря на тот факт, что общественный контроль является одним из эффективных методов контроля, их деятельность имеет определенные недостатки. Так, не совсем понятен правовой статус общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации.
Анализ нормативных правовых актов, создающих правовую основу деятельности общественных советов при ФСИН России и ее территориальных органах, свидетельствует о необходимости внесения изменений в следующие нормативные правовые акты разного уровня. Во-первых, общественные советы при ФСИН России и ее территориальных органах должны быть указаны в ст. 23 УИК
3 Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федер. закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ/ Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_77567/ (дата обращения: 25.10.2019).
РФ. Во-вторых, порядок образования общественных советов при ФСИН России и ее территориальных органах должен предусматриваться соответствующим указом Президента Российской Федерации (примером может служить Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел РФ и его территориальных органах»), либо по поручению Президента Российской Федерации этот порядок может быть определен приказом ФСИН России, что потребует внесения дополнений в Приказ ФСИН России от 1 октября 2013 г. № 542 или издания отдельного приказа [3].
Систематический характер также имеет ведомственный контроль, который выражается в осуществлении контроля должностными лицами Федеральной службы исполнения наказаний.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы федеральной службы исполнения наказаний»4 Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти. Она осуществляет правоприменительные, а также функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию. А также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю над нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений [4].
Судебный контроль и контроль государственных органов не носит системных характер и осуществляется в случае направления осужденным соответствующей жалобы.
В УИК РФ судебный контроль выделен в самостоятельный вид контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание. Судебный контроль осуществляется на стадии исполнения наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора.
В соответствии со ст. 397 УПК РФ суд рассматривает такие вопросы, связанные с исполнением приговора, как:
- вопрос о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания (штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы);
- вопросы изменения вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда;
- условно-досрочного освобождения от отбывания и его отмене;
- замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
- освобождения от наказания в связи с болезнью осужденного;
- отмены условного осуждения или о продлении испытательного срока;
- отмены либо о дополнении возложенных на осужденного обязанностей и др. [5].
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что по причине изоляции от общества лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, тяжело защищать свои права и законные интересы.
Вместе с тем, несмотря на существование различных форм и способов защиты прав лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, обращение за такой защитой в органы прокуратуры в настоящее время остается наиболее эффективным и востребованным. Кроме защиты прав осужденных осуществляется надзор за законностью деятельности учреждений и органов, испол-
4 Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49893/ (дата обращения: 29.10.2019).
няющих уголовные наказания, что имеет превентивное значение в вопросе обеспечения прав и свобод граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юнусов С. А. Роль органов местного самоуправления в системе контроля за деятельностью исправительных учреждений в современных условиях / С. А. Юнусов, Н. В. Жезлов // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2017. — № 4. — С. 26-28.
2. Гнедова Н. П. К вопросу о защите прокурором права осужденных на жизнь и здоровье / Н. П. Гнедова, С. Н. Лосева // Российский следователь. — 2019. — № 4. — С. 67-70.
3. Ольховик Н. В. Правовые основы деятельности общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах / Н. В. Ольховик // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2017. — № 4. — С. 8-10.
4. Шурухнов Н. Г. Уголовно-процессуальная компетенция органов уголовно-исполнительной системы / Н. Г. Шурухнов, С. П. Брыляков // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2019. — № 2. — С. 31-34.
5. Бриллиантов А. В., Курганов С. И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А. В. Бриллиантов, С. И. Курганов; под ред. А. В. Бриллиантова. — Москва : Проспект, 2016. — 576 с.
REFERENCES
1. Iunusov S. A., Zhezlov N. V. Role of local self-government bodies in the system of control over penitentiary facilities activities in contemporary conditions. Munitsipal'naia slu-zhba: pravovye voprosy = Municipal Service: legal issues, 2017, no. 4, pp. 26-28 (in Russian).
2. Gnedova N. P., Loseva S. N. On protection of the convicts' right to life and health by a Prosecutor. Rossiiskii sledovatel' = Russian Investigator, 2019, no. 4, pp. 67-70 (in Russian).
3. Ol'khovik N. V. Legal fundamentals of activity of public councils under the federal penitentiary service and its territorial authorities. Ugolovno-ispolnitel'naia sistema: pravo, ekonomika, upravlenie = Criminal-Executory System,: law, economy, management, 2017, no. 4, pp. 8-10 (in Russian).
4. Shurukhnov N. G., Bryliakov S. P. The criminal procedure competence of penal system authorities. Ugolovno-ispolnitel'naia sistema: pravo, ekonomika, upravlenie = Criminal-Executory System,: law, economy, management, 2019, no. 2, pp. 31-34 (in Russian).
5. Brilliantov A. V., Kurganov S. I. Kommentarii k Ugolovno-ispolnitel'nomu ko-deksu Rossiiskoi Federatsii (postateinyi) [Commentary to the Penal Enforcement Code of the Russian Federation (article-by-article)]. Moscow, Prospekt Publ., 2016, 576 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Зайцев ¿Александр Сергеевич — магистрант Юридического института Пензенского государственного университета, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация; e-mail: Alzaitsev58@ya.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Zaytsev Aleksandr S. — Master Student of Law Institute, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation; e-mail: Alzaitsev58@ya.ru.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Зайцев А. С. Особенности защиты прав и свобод осужденных в Российской Федерации посредством контроля за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы / А. С. Зайцев // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 4 (28). — С. 61-66 — URL: http://esj.pnzgu.ru.
FOR CITATION
Zaytsev A. S. Features of the protection of the rights and freedoms of convicted persons in the Russian Federation by monitoring the activities of the bodies and institutions of the penal correction system. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 4, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).