Научная статья на тему 'Особенности зарождения и развития драматургии в чувашской и марийской литературах'

Особенности зарождения и развития драматургии в чувашской и марийской литературах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
253
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ХХ В / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ / КОНТАКТНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / НАРОДНО-ОБРЯДОВЫЕ ТРАДИЦИИ / ЧУВАШСКАЯ ДРАМА / МАРИЙСКАЯ ДРАМА / NATIONAL LITERATURE OF THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY / REGIONAL DRAMA / CONTACT-GENETIC LINKS / FOLK RITUAL TRADITIONS / CHUVASH DRAMA / MARI DRAMA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кириллова Ирина Юрьевна, Мышкина Альбина Федоровна

Введение. Сегодня актуально исследование национальных литератур не как замкнутые в себе художественные системы, а в тесном взаимодействии друг с другом. Одной из главных задач такого изучения является поиск универсалий, свидетельствующих о единстве разных словесностей, и выявление их уникальности и национальной самобытности. Целью данной статьи стало стремление авторов через анализ чувашской драматургии в контексте марийской литературы выявить присущие им тенденции, выработанные годами национальные традиции, увидеть перспективу их дальнейшего развития. Материалы и методы . Первоочередными материалами исследования стали драматические произведения чувашских и марийских писателей начала XX века, являющиеся наиболее типичными для этого периода, а также научные публикации исследователей региона по проблемам национальной литературы. В основу работы положены преимущественно культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный и историко-функциональный методы, которые способствовали разностороннему решению стоящих перед авторами задач. Результаты исследования, обсуждения . В ходе проведения исследования авторы изучили не только отдельные произведения драматургии, но и рассмотрели общекультурную и национальную особенность Поволжского региона. Как показал анализ, в начале ХХ в. художественные системы чувашского и марийского народов образовались под влиянием общих внешних факторов (фольклорные традиции, русская литература, просветительство, национально-освободительное движение). Заключение. В результате проведенного исследования авторы пришли к следующим выводам: 1) диалогические отношения между чувашской и марийской литературой, функционирующие в одной урало-поволжской литературной общности, возникли еще на этапе их формирования; 2) процесс формирования национальной драматургии народов Поволжского региона в целом однороден, каждая из них в определенной степени отражает общие тенденции развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the origin and development of drama in the Chuvash and Mari literatures

Ntroduction. Today, it is important to study national literatures not as self-contained art systems, but in close interation with each other. One of the main tasks of such a study is the search for universals, testifying to the unity of different literatures, and identifying their uniqueness and national identity. The aim of this article was the authors’ desire through the analysis of the Chuvash drama in the context of the Mari literature to identify their inherent trends, national traditions developed by years, to see the prospect of their further development. Materials and methods . The primary research materials were dramatic works of the Chuvash and Mari writers of the beginning of the 20th century, which are the most typical for this period, as well as scientific publications of researchers of the region on the problems of national literature. The work is based primarily on cultural-historical, comparative and historical-functional methods, which contributed to the comprehensive solution of the problems facing the authors. Results of research, discussion. In the course of the study, the authors studied not only individual works of drama, but also analyzed the general cultural and national peculiarities of the Volga region. As analysis showed, at the beginning of the 20th century, the artistic systems of the Chuvash and Mari peoples were formed under the influence of common external factors (folk traditions, Russian literature, enlightenment, and the national liberation movement). Conclusion. As a result of the study, the authors came to the following conclusions: 1) dialogical relations between the Chuvash and Mari literature, functioning in the same Ural-Volga literary community, arose at the stage of their formation; 2) the process of formation of the national drama of the peoples of the Volga region is generally homogeneous, each of them to a certain extent reflects the general development trends.

Текст научной работы на тему «Особенности зарождения и развития драматургии в чувашской и марийской литературах»

УДК 82-2 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-578-582

Особенности зарождения и развития драматургии

в чувашской и марийской литературах И. Ю. Кириллова1, А. Ф. Мышкина2

1 Чувашский государственный институт гуманитарных наук, г. Чебоксары 2 Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары

Введение. Сегодня актуально исследование национальных литератур не как замкнутые в себе художественные системы, а в тесном взаимодействии друг с другом. Одной из главных задач такого изучения является поиск универсалий, свидетельствующих о единстве разных словесностей, и выявление их уникальности и национальной самобытности. Целью данной статьи стало стремление авторов через анализ чувашской драматургии в контексте марийской литературы выявить присущие им тенденции, выработанные годами национальные традиции, увидеть перспективу их дальнейшего развития. Материалы и методы. Первоочередными материалами исследования стали драматические произведения чувашских и марийских писателей начала XX века, являющиеся наиболее типичными для этого периода, а также научные публикации исследователей региона по проблемам национальной литературы. В основу работы положены преимущественно культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный и историко-функциональный методы, которые способствовали разностороннему решению стоящих перед авторами задач. Результаты исследования, обсуждения. В ходе проведения исследования авторы изучили не только отдельные произведения драматургии, но и рассмотрели общекультурную и национальную особенность Поволжского региона. Как показал анализ, в начале ХХ в. художественные системы чувашского и марийского народов образовались под влиянием общих внешних факторов (фольклорные традиции, русская литература, просветительство, национально-освободительное движение). Заключение. В результате проведенного исследования авторы пришли к следующим выводам: 1) диалогические отношения между чувашской и марийской литературой, функционирующие в одной урало-поволжской литературной общности, возникли еще на этапе их формирования; 2) процесс формирования национальной драматургии народов Поволжского региона в целом однороден, каждая из них в определенной степени отражает общие тенденции развития.

Ключевые слова: национальная литература начала ХХ в., региональная драматургия, контактно-генетические связи, народно-обрядовые традиции, чувашская драма, марийская драма.

Features of the origin and development of drama in the Chuvash and Mari literatures

I. Yu. Kirillova1, A. F. Myshkina2

1 Chuvash State Institute for Humanities, Cheboksary 2 Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary

Introduction. Today, it is important to study national literatures not as self-contained art systems, but in close interation with each other. One of the main tasks of such a study is the search for universals, testifying to the unity of different literatures, and identifying their uniqueness and national identity. The aim of this article was the authors' desire through the analysis of the Chuvash drama in the context of the Mari literature to identify their inherent trends, national traditions developed by years, to see the prospect of their further development. Materials and methods. The primary research materials were dramatic works of the Chuvash and Mari writers of the beginning of the 20th century, which are the most typical for this period, as well as scientific publications of researchers of the region on the problems of national literature. The work is based primarily on cultural-historical, comparative and historical-functional methods, which contributed to the comprehensive solution of the problems facing the authors. Results of research, discussion. In the course of the study, the authors studied not only individual works of drama, but also analyzed the general cultural and national peculiarities of the Volga region. As analysis showed, at the beginning of the 20th century, the artistic systems of the Chuvash and Mari peoples were formed under the influence of common external factors (folk traditions, Russian literature, enlightenment, and the national liberation movement). Conclusion. As a result of the study, the authors came to the following conclusions: 1) dialogical relations between the Chuvash and Mari literature, functioning in the same Ural-Volga literary community, arose at the stage of their formation; 2) the process of formation of the national drama of the peoples of the Volga region is generally homogeneous, each of them to a certain extent reflects the general development trends.

© Кириллова И. Ю., Мышкина А. Ф., 2019

Keywords: national literature of the beginning of the 20th century, regional drama, contact-genetic links, folk ritual traditions, Chuvash drama, Mari drama.

Чувашская и марийская литература входят в одну межлитературную общность, в один Урало-Поволжский литературный регион. Булгаро-чувашско-марийский культурный диалог начал осуществляться еще в Х-ХШ вв. [10]. Типологические сходства в области культуры, музыки, фольклора, языка между двумя народами исследователи объясняют контактно-генетическими связями в отдельные исторические периоды [3; 5; 8; 12]. Однако, несмотря на общность историко-культурного пространства, формирование национальных литературных систем в регионе происходило на разных уровнях. Механизм воздействия внешних и внутренних факторов в разных культурах был различен, многогранен. Если внешние факторы более влияли на интенсивность развития, то внутренние - порождали накопленную в своей основе энергию движения. На формирование у народов Поволжья литературно-художественного сознания повлияло усиление просветительского направления. Основные черты чувашская литература обретает несколько раньше марийской словесности, которая заявила о себе в начале ХХ в., что сказалось и на развитии драматического жанра на этапе его формирования. Неравномерность мирового литературного процесса обуславливает возможность существования на одном синхронном срезе разных стадий развития национальных литератур. Так, характерные для развития чувашской драмы литературные процессы в марийской литературе заявили о себе преимущественно в 1919-1920-е годы

Становление драматургии как жанра в той или иной национальной литературе связано с народно-обрядовыми традициями. Фольклор как таковой не знал драмы в родовом значении этого понятия, однако в нем веками вырабатывались система художественно-выразительных средств, элементы драматизации, принципы решения конфликта и другие составляющие драмы как рода литературы. Разнообразные драматургические элементы играли значительную роль в народной религии и календарных обрядах. Марийские исследователи Г. Н. Бояринова [2] и Н. В. Пушкина [9] в качестве цементирующей основы марийской драмы также определяют фольклор.

И в работах Н. И. Кульбаевой [7] в качестве основы первых марийских драматургов рассматриваются сатирические традиции народной драмы.

Национальная драматургия начала ХХ в. представляет собой сложную идейно-эстетическую систему, где на различных уровнях и формах осуществлялся диалог письменных литературно-культурных памятников и народных традиций. Не отрицая роль фольклорно-этнографических и обрядовых форм действия в зарождении чувашской драматургии, хотелось бы отметить значение собственно литературных традиций, в частности повествовательных жанров. Первые трансформации повествовательных начал от описательно-сти к изображению событийных действий происходят в творчестве С. Михайлова-Яндуша. Его этнографические очерки «Ссора» (1852), «Разговор верхового чуваша с низовым» (1853), «Разговор на постоялом дворе» (1859) и другие с инсценированной речью и бытовыми ремарками стали предысторией социально-бытовой драмы и сыграли ведущую роль в возникновении всей чувашской драматургии.

Немаловажную роль в развитии драматургии сыграло самодеятельное театральное творчество. Так, в конце Х1Х в. силами учеников Симбирской чувашской школы И.Я. Яковлева был организован школьный театр, где и формировались первые чувашские драматурги и основатели профессионального чувашского театра (Г. Комиссаров, К. Иванов, И. Максимов-Кошкинский, Н. Шубоссинни и др.). Г. Комиссаров перевел на чувашский язык «Женитьбу» и «Ревизор» Н. Гоголя, «Недоросль» Д. Фонвизина, произведения А. Пушкина, которые были поставлены на сцене школьного театра, сам пишет первые чувашские пьесы, играет их на сцене школьного театра. Любительские спектакли ставились в с. Акулево (1897), с. Большое Шихчурино (1905-1907) Чебоксарского уезда. Так, братьями Кадыковами были написаны и поставлены перед сельчанами пьесы «Эрешмен» (Паук, 1905) и «Пуянпа чухан» (Богач и бедняк, 1907) [11]. Самодеятельным кружком с. Акулево впервые была сыграна комедия Ф. Павлова «Сутра» (На суде, 1919). Единственным театральным представлением на марийском

языке в начале ХХ в. стала постановка по пьесе Г. Микая «Суд» (1910) силами учителей и учеников д. Элнет Менделеевского района Татарстана1. В эти же годы писателем написана пьеса «Пекшие-ва жена». Широкое распространение массовое самодеятельное творчество в Поволжском крае получило в постреволюционные годы. Развитие драматургии ускорило создание чувашского (1918) и марийского (1919) профессиональных театров.

В начале ХХ века появляются первые пьесы на чувашском языке «Чаваш туйе» (Чувашская свадьба, 1901), «Выртмара» (На кормежке, 1903), «Авлану» (Женитьба, 1902) Г. Комиссарова, «Пушкарт чавашесем патенче» (У башкирских чувашей, 1905) С. Кириллова, «Ялти пурна?» (Деревенская жизнь, 1907) М. Акимова и другие. Эти произведения перекликаются с марийскими пьесами И. Беляева, И. Борисова, Н. Игнатьева, А. Конакова, Н. Мухина и другими. В их пьесах также ощутима опора на фольклорную поэтику, традиции народной драмы, изобилие этнографических деталей и фольклорных средств изображения, натурализм и так далее. Авторы разрабатывают однотипные ситуации, в основе которых лежит картина из семейной или сельской жизни. Они в основном повествуют о пережитках прошлого, бесправном положении марийской женщины, суеверии и невежестве как атрибутах народной жизни в царское время. Тем не менее, все эти пьесы являются первыми шагами в овладении техникой драмы.

Социальная проблема разрабатывалась национальными авторами в жанре сатирической комедии. Пьесы чувашских авторов К. Иванова «Эрех» (Водка, 1906), Н. Шубоссинни «Хутла пелекен» (Грамотный, 1907), «Пу?па е?лекен» (Работающий головой, 1911), Ф. Павлова «Балбес» написаны ими в годы учебы в Симбирской чувашской учительской школе для школьного театра. Сохранилась часть комедии «Работающий головой», в которой автор высмеивает сына мельника, гимназиста, городского «умственного работника», чурающегося всего чувашского, деревенского. Главная мысль пьесы отражает настроение чувашской интеллигенции, «осознающих свой этнос как ничем не уступающий другим и стремящихся к духовно-нравственному просвещению и подъему соплеменников» [4, с. 19]. Отсюда же исходит большой интерес к фольклору,

1 Марийцы. Историко-этнографические очерки. Изд. 2-е, доп. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2013. 482 с.

обогащение авторской литературы фольклорно-этнографическими традициями.

Критическим отношением к действительности отмечены пьесы братьев Кадыковых «Паук» и «Богач и бедняк» и марийская пьеса «Суд» Г. Микая. В них конфликт богатых и бедных сосредоточен на высмеивании сельских кулаков и защите бедного класса. Через социальный конфликт достаточно убедительно раскрывает внутренний мир своих героев М. Акимов. Как автор злободневных газетных публикаций, в своем творчестве писатель выражал настроение чувашской интеллигенции начала ХХ в. К примеру, в основе его пьесы «Деревенская жизнь», впервые опубликованной в газете «Хыпар» (Вести) -конкретный случай из реальной крестьянской жизни («чан пулна е?» - события, происшедшие на самом деле). Бедняк Федор, весь год проработавший у односельчанина сторожем, не может получить свои заработанные 30 рублей. За помощью он обращается к сельскому старосте Афоньке, которого задабривает всеми силами, спаивает его. В итоге приезжает начальство повыше, перед которым уже услуживает сам Афонька. Так, Федор оказывается не таким простаком как выглядит, а хитрый Афонька сам попадает в свою ловушку. Шутливо-ироничный поворот событий не случаен для Акимова-памфлетиста, который в сатирической манере умело вводит в литературное полотно социально-политические мотивы.

В подобном злободневном ключе первый марийский писатель С. Чавайн в пьесе «Дикая утка» (1910) высмеивает услужливые отношения между простыми мужиками и «местной» властью в лице старшины и писаря, собирающих подати. Пьесы первых национальных драматургов с остросоциальной направленностью примечательны тем, что в региональной драматургии активно начинает разрабатываться тенденция соцреализма, пришедшая на смену просветительскому. Открывая новые действенные средства драмы, М. Акимов, С. Чавайн и другие, заложили основы для новой национальной драмы.

Как видим, ранняя национальная драматургия стремится проникнуть в суть социально-общественных противоречий, что выразилось в выборе ею тематики, связанной с жизнью народа. Осмысление национального быта еще долго оставалась главной ее проблемой. Через повседневные заботы и изображаемые детали обрядового действия авторы пытались раскрыть богатый духовный мир

народа, проникнуть в его мировоззрение. В условиях усиления национального движения писатели, обращаясь к фольклорным сюжетам и образам, вступали с ними в различные диалоги. И речь здесь идет не о механическом использовании драматургами обрядовых элементов, а скорее всего об исходной необходимости. Как отмечает К. Д. Кириллов: «Сама самобытная логика «накопления», «расщепления» энергии драматических средств, происшедшая в недрах стихии народной жизни, национального обряда не позволила бы избрать другой путь»1. И в роли указателя, регулятора этого пути для всей чувашской драматургии исследователь видит творчество К. Иванова. Драматические формы в построении сюжета, создание напряженных драматических коллизий, побуждающих характер к действию и его раскрытию, характерно практически каждому его произведению, будь то стихотворение, поэма или трагедия. Главное место в них занимает трагическое как

эстетическая категория. Уже первый опыт К. Иванова - трагедия «Шуйттан чури» (Раб дьявола, 1908) - подтвердил состоятельность этого жанра в национальной словесности и «впоследствии стал важнейшим творческим ориентиром и образцом в развитии чувашской драматургии» [1, с. 243].

Процесс формирования национальной драматургии народов Поволжского региона в целом одинаковый. Так, чувашская драматургия начала ХХ в. подготовила почву для ее развития в 1918-1920-е гг., считающимся «золотым веком» чувашской драмы, когда появились классические произведения Ф. Павлова, исторические трагедии и драмы Г. Тал-Мрзи, П. Осипова, М. Юрьева, И. Максимова-Кошкинского и других. И марийская драма, генетически связанная с творчеством С. Ча-вайна, Г. Микая, Н. Мухина, А. Конакова, постепенно выработала собственные национальные традиции, которые утвердились в пьесах К. Коршунова, М. Рыбакова, С. Николаева, А. Волкова и других.

Литература

1. Артемьев Ю. М. Константин Иванов: жизнь, судьба, бессмертие. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2013. 256 с.

2. Бояринова Г.Н. Художественная функция фольклорно-этнографических картин в марийской драматургии 20-х годов ХХ века // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 202-206. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_19082066_ 79096810.pdf (дата обращения: 5.03.2019).

3. Васин К. Творческие взаимосвязи чувашской и марийской литератур // Чувашский язык, литература и фольклор: сб. ст. ЧНИИ. В. 1. Чебоксары, 1972. С. 281-295.

4. История чувашской литературы ХХ века. Часть 1 (1900-1955): коллективная монография. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во,

2015. 432 с.

5. Кириллова И.Ю. Чувашско-марийские литературные связи // Проблемы сравнительного и сопоставительного литературоведения Поволжья: сб. ст. Чебоксары : Новое время, 2010. С. 100-106.

6. Кириллова И.Ю. Развитие жанра трагедии в стихах в чувашской драматургии // Гуманитарные науки и образование.

2016. № 4. С. 156-158. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27700992_36723916.pdf (дата обращения: 5.03.2019).

7. Кульбаева Н.И. Отражение религиозного мировоззрения в пьесах марийских драматургов прошлого века // Марийская драматургия второй половины ХХ-XXI века: сб. ст. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2012. С. 15-26.

8. Мышкина А.Ф. Национальная литература региона как художественно-эстетическая общность (из опыта начала XX века) // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 113-117. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 25765079_39449899.pdf (дата обращения: 5.03.2019).

9. Пушкина Н.В. Фольклор и марийская драматургия 1912-1929 гг. // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. ст. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2015. С. 220-226.

10. Родионов В.Г. Некоторые принципы изучения традиционных культур марийцев и чувашей // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. ст. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2018. 398 с.

11. ХХ ёмёрти чаваш литератури (1900-1950 ^улсем): литература историйён тёпчевёсем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 2012. 392 с.

12. Amineva V.R. National perspective as axiological component of the composition art world // XLinguae. 2018. T. 11. № 2. Pp. 329-337. References

1. Artemiev Yu.M. Konstantin Ivanov: zhizn', sud'ba, bessmertie [Konstantin Ivanov: life, fate, immortality]. Cheboksary, Chuvash Book publ., 2013, 256 p. (In Russ.).

1 Кириллов К.Д. Особенности становления и развития чувашской драматургии в контексте тюркских литератур Урало-По-волжья (20-е годы): дис. ... канд. филол. наук. М., 1991. С. 35.

2. Boyarinova G.N. Khudozhestvennaya funktsiya fol'klorno-etnograficheskikh kartin v mariiskoi dramaturgii 20-kh godov XX veka [Artistic function of folkloric and ethnographic pictures in Mari drama in the 1920s]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, 2013, no. 2, pp. 202-206. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_19082066_79096810.pdf (accessed 5.03.2019). (In Russ.).

3. Vasin K. Tvorcheskie vzaimosvyazi chuvashskoi i mariiskoi literatur [Creative interconnections of the Chuvash and Mari literatures]. Chuvashskii yazyk, literatura i fol'klor: sb. st. ChNII = Chuvash language, literature and folklore: coll. of art. of ChSRI, Cheboksary, 1972, issue 1, pp. 281-295. (In Russ.).

4. Istoriya chuvashskoi literatury XX veka. Chast' 1 (1900-1955): koll. monogr. [The history of the Chuvash literature of the twentieth century. Part 1 (1900-1955)]: collect. monograph, Cheboksary, Chuvash Book Publ., 2015, 432 p. (In Russ.).

5. Kirillova I.Yu. Chuvashsko-mariiskie literaturnye svyazi [The Chuvash-Mari literary relations]. Problemy sravnitel'nogo i sopostavitel'nogo literaturovedeniya Povolzh'ya: sb. st. = Problems of comparative Literary Studies of the Volga region: col. of art., Cheboksary, Modern time, 2010, pp. 100-106. (In Russ.).

6. Kirillova I.Yu. Razvitie zhanra tragedii v stikhakh v chuvashskoi dramaturgii [The development of the genre of tragedy in verse in the Chuvash dramaturgy]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie = The Humanities and Education, 2016, no. 4, pp. 156-158. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_27700992_36723916.pdf (accessed 5.03.2019). (In Russ.).

7. Kul'baeva N.I. Otrazhenie religioznogo mirovozzreniya v p'esakh mariiskikh dramaturgov proshlogo veka [Reflection of the religious worldview in the plays of the Mari playwrights of the last century]. Mariiskaya dramaturgiya vtoroipolovinyXX-XXI veka: sb. st. = Mari dramaturgy ofthe second half of the XX - XXI centuries: coll. of art., Yoshkar-Ola, Mari State Un-ty, 2012, pp. 15-26. (In Russ.).

8. Myshkina A.F. Natsional'naya literatura regiona kak khudozhestvenno-esteticheskaya obshchnost' (iz opyta nachala XX veka) [National regional literature as artistic and aesthetic commonness (from the experience of the early 20th century)]. Vestnik Mariis-kogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2016, no. 1 (21), pp. 113-117. Available at: https://elibrary.ru /download/elibrary_25765079_39449899.pdf (accessed 5.03.2019). (In Russ.).

9. Pushkina N.V. Fol'klor i mariiskaya dramaturgiya 1912-1929 gg. [Folklore and Mari dramaturgy of 1912-1929]. Problemy mariiskoi i sravnitel'noi filologii = Problems of Mari and comparative philology, Yoshkar-Ola, Mari State Un-ty, 2015, pp. 220-226. (In Russ.).

10. Rodionov V.G. Nekotorye printsipy izucheniya traditsionnykh kul'tur mariitsev i chuvashei [Some principles of studying traditional cultures of the Mari and Chuvash peoples]. Problemy mariiskoi i sravnitel'noi filologii = Problems of Mari and comparative philology: coll. of art., Yoshkar-Ola, Mari State Un-ty, 2018, 398 p. (In Russ.).

11. XX SmSrti chavash literaturi (1900-1950 fulsem): literatura istorijen tepchevésem. Shupashkar, Chavash kén. izd-vo, 2012, 392 p.

12. Amineva V.R. National perspective as axiological component of the composition art world. XLinguae. 2018, vol. 11, no. 2, pp. 329-337.3.

Статья поступила в редакцию 5.11.2019 г.; принята к публикации 2.12.2019 г.

Submitted 5.11.2019; revised 2.12.2019.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Кириллова И.Ю., Мышкина А.Ф. Особенности зарождения и развития драматургии в чувашской и марийской литературах // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 4. С. 578-582. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4578-582

Об авторах

Кириллова Ирина Юрьевна

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник филологического направления, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, г. Чебоксары, [email protected]

Мышкина Альбина Федоровна

доктор филологических наук, профессор кафедры чувашской филологии и культуры, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, [email protected]

Citation for an article:

Kirillova I.Yu., Myshkina A.F. Features of the origin and development of drama in the Chuvash and Mari literatures. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 4, pp. 578-582. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-578-582 (In Russ.).

About the authors Irina Yu. Kirillova

Ph. D. (Philology), Leading Researcher of Philology, Chuvash State Institute for Humanities, Cheboksary, [email protected]

Аlbina F. Myshkina

Dr. Sci (Philology), Professor of the Department of Chuvash Philology and Culture, Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary,

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.