ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ФИЗИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ
FEATURES OF PHYSICAL EDUCATION IN THE LIVES OF PEOPLE WITH DISABILITIES: PHYSICAL ADAPTATION AND REHABILITATION
Гасанова Юлия Николаевна
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Gasanova Yulia Nikolaevna senior lecturer department of the physical culture Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Колоколова Анастасия Алексеевна
cтудент
Институт художественного образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Kolokolova Anastasia Alekseevna
student
institute of art education Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В статье рассмотрена роль спорта в жизни людей с ограниченными возможностями, актуальность развития данного направления и современные дости-жения в этой области. Спорт - занятие для каждого человека. В современном обществе это не является проблемой, взрослые люди могут заниматься любимыми видами актив -ной деятельности. Однако в некоторых случаях ситуация изоляции детей и людей с огра-ниченными возможностями по-прежнему сохраняется, отсутствуют благоприятные условия для их интеграции в различные социальные структуры. За последние годы было создано множество специализированных приспособлений для того, чтобы люди с инвалидностью могли заниматься практически всеми видами спорта. Физическая активность и спорт у людей с ограниченными возможностями является эффективным средством предотвращения развития осложнений и восстановления стабильной нормальной жизнедеятельности организма. Именно для этого физическая активность вводилась в повседневный образ жизни людей с инвалидностью еще с давних времен.
Abstract. The article examines the role of sports in the lives of people with disabilities, the relevance of the development of this direction and modern achievements in this field. Sport is an occupation for every person. In modern society, this is not a problem; adults can engage in their favorite activities. However, in some cases, the situation of isolation of children and people with disabilities still persists, and there are no favorable conditions for their integration into various
social structures. In recent years, many specialized devices have been created to enable people with disabilities to practice almost all sports. Physical activity and sports in people with disabilities is an effective means of preventing the development of complications and restoring a stable normal functioning of the body. It is for this reason that physical activity has been introduced into the daily lifestyle of people with disabilities since ancient times.
Ключевые слова: спорт; инвалидность; ограниченные возможности; социализация; социальная роль; спортивные соревнования; физическая культура.
Keywords: sport; disability; limited opportunities; socialization; social role; sport competitions; Physical Culture.
Уже в 18 и 19 веках существует множество упоминаний участия людей с ограниченными возможностями в спортивных мероприятиях. Они использовались в качестве инструмента реабилитации для людей с ограниченными возможностями.
Первые International Silent Games состоялись в Париже в 1924 году. Это был первый международный конкурс, созданный для людей с ограниченными возможностями, и он продолжает существовать и сегодня. Двое мужчин считаются пионерами International Silent Games - Эжен Рубенс-Альсэ (Франция) и Антуан Дресс (Бельгия). Всемирные игры для слабослышащих проводились каждые четыре года, за исключением времени Второй мировой войны.
В 1944 году Людвиг Гуттманн провел спортивное соревнование для ветеранов Второй мировой войны с травмами спинного мозга в Сток-Мандевиле, Англия. В 1948 году были организованы первые национальные Сток-Мандевильские игры, которые стали предшественниками Паралимпийских игр. После окончания Второй мировой войны в 1949 году игры для слабослышащих быстро возобновились, и начались первые зимние игры они созданы в Зеефельде, Австрия.
В июне 1962 года Юнис Кеннеди-Шрайвер организовала летний лагерь у себя дома для детей и взрослых с умственными недостатками. Именно в 1968 году появились первые специальные Всемирные Олимпийские игры проводятся в Солдер Филд, Чикаго, США. В 1976 году Паралимпийские игры распространяются на другие виды инвалидности и первые Зимние Паралимпийские игры проводятся в Швеции. В 1977 году состоялись первые специальные зимние Олимпийские игры проводятся в Колорадо.
С 1970-х годов организация многопрофильных и многопрофильных игр становится все более популярной. К таким играм относятся, например, Парапанские американские игры, а также игры на Дальнем Востоке и в южной части Тихого океана.
Хотя исторических и статистических данных, свидетельствующих об участии инвалидов в развитых странах, мало, начиная с 1990 года во время трех основных международных соревнований - Сурдлимпийских игр, Паралимпийских игр и Всемирных специальных Олимпийских игр - участников и записей стало больше. Страны, находящиеся на пути к достижению цели развития спорта для людей с особенностями - претерпели значительный рост. Мероприятия, связанные с физической культурой, являются важными социокультурными компонентами современного общества. Страны, в которых уделяется внимание интеграции инвалидов в социальные структуры, имеют повышенный рост социальных навыков в обществе. Таким образом, спортивные мероприятия, направленные на создание социального пространства, комфор-
тного для инвалидов, способствуют появлению хороших результатов естественного функционирования личности в обществе [1].
С 1970-х годов резко возросло число международных организаций и ассоциаций, обслуживающих спортсменов-инвалидов. В некоторых странах появляется все больше возможностей для людей с ограниченными возможностями, чтобы участвовать на занятиях по физической культуре, проводимых школой, клубами и общественными ассоциациями, а также во время различных видов досуга.
Спортсмены с ограниченными возможностями могут участвовать в специально отведенных для них спортивных мероприятиях, таких как чемпионаты мира и муль-тиспортивные региональные турниры, например, Парапанские американские игры. Они также могут принять участие на мероприятиях, проводимых в рамках Олимпийских игр и Игр Содружества. На традиционных соревнованиях некоторые спортсмены с ограниченными возможностями соревнуются с участниками, не имеющими инвалидности. В настоящее время проводится более 17 международных игр для спортсменов с ограниченными возможностями. Появляется все больше современных исследований, направленных на адаптацию спортивных мероприятий для инвалидов. Например, создание комфортных условий для их участия в спортивных мероприятиях, учет потребностей, запросов и физических возможностей различных групп инвалидов [2].
Три крупнейших международных спортивных соревнования для инвалидов - это Специальные Олимпийские игры, Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры. Специальные Олимпийские игры дают возможность всем людям с ограниченными возможностями здоровья проходить круглогодичные тренировки и участвовать в соревнованиях. Паралимпийские игры объединяют шесть групп инвалидности в международных соревнованиях. Эти игры проводятся для людей с ампутированными конечностями, с церебральным параличом, нарушениями зрения, повреждениями спинного мозга, умственными недостатками, а также для всех людей с ограниченными возможностями, которые не вписываются в систему этих категорий. Сурдлимпийские игры — это соревнования для глухих или слабослышащих спортсменов. Для участия в подобных культурных мероприятиях разрабатываются специальные программы тренировок для профессианальной подготовки спортсменов-инвалидов к участию в соревнованиях. Каждая дисциплина подстраивается под возможности спортсмена для достижения более прогрессивных результатов. Такой способ требует более тщательного подхода в изучении особенностей различных групп инвалидов [3].
Разница между Паралимпийскими играми и специальными Олимпийскими играми заключается в уровне соревнующихся спортсменов. Паралимпийские игры проводятся для элитных спортсменов с ограниченными физическими возможностями, в то время как Специальные Олимпийские игры предоставляют возможности для участия всем людям с ограниченными возможностями, будь то элитный спортсмен или спортсмен с серьезными проблемами. С 2001 года спортсмены с нарушениями интеллекта больше не могут участвовать в Паралимпийских играх. Это связано с тем, что их представительный орган, международная спортивная федерация для лиц с психическими расстройствами (INAS-FID), был отстранен от участия в Международном параолимпийском комитете во время рассмотрения системы классификации.
Диагноз «умственная отсталость» ставят, если у человека зафиксировано неполное развитие психики, которое сопровождается интеллектуальными нарушениями. Как правило, это снижение интеллекта, плохая память, отсутствие интереса к происходящему и эмоциональные нарушения. Такие больные развиваются в течение жизни, но происходит это весьма непредсказуемо, иногда скачками, и чаще всего со значительным отставанием. Нередко вместе с умственной отсталостью ставят и другие диагнозы: церебральный паралич, шизофрения, неврологические расстройства, которые часто сопровождаются дезориентированностью, плохой координацией движений и так далее. Технология реабилитации людей с нарушением интеллекта предполагает обязательное включение участия родителей в реабилитационные мероприятия. Люди с нарушением развития интеллекта являются отдельной группой среди инвалидов, соответственно, для них также требуется проработка особого подхода, создание подходящих условий для положительного влияния спорта на организм человека. Пока что реабилитация этой группы инвалидов, в основном, проводилась в условиях быта, но в наше время активно разрабатываются программы для участия людей с умственной отсталостью в спортивных мероприятиях [4].
Недавние исследования, проведенные в 2007 году, подтверждают отсутствие участия развивающихся стран в международных соревнованиях спорта для инвалидов. В общей сложности 23 процента развивающихся стран не участвовали ни в одном из вышеперечисленных соревнований. Исторически Океания - это континент с самым низким уровнем участия, за которым следует Африка, а затем Азия. Во-первых, уровень участия развивающихся стран в зимних Играх очень низок. Во-вторых, участие женщин в этих соревнованиях крайне низкое и со временем сокращается.
Определенные приспособления, такие как специальные костыли или инвалидные коляски (например, используемые для баскетбола, тенниса и регби), необходимы для того, чтобы спортсмены могли участвовать в спортивных мероприятиях. Некоторым из них, в зависимости от симптомов заболевания, требуются индивидуальные приспособления для удобства во время занятий спортом [5]. Спортсмены в развивающихся странах часто сталкиваются с отсутствием доступа к такому оборудованию. Отсутствие объекта или ограниченный доступ к существующим объектам часто являются проблемой в развивающихся странах. Из-за этого редко можно увидеть специальные спортивные мероприятия в этих странах, и именно поэтому местные и национальные органы власти обязаны поддерживать, а также развивать новые спортивные сооружения.
Однако в развивающихся странах несколько организаций сосредотачивают свои усилия на распределение необходимого оборудования для людей с ограниченными возможностями. Таким образом, в некоторых странах раздаются протезы, инвалидные коляски и костыли.
Внедрение новых материалов для протезирования, таких как углеродное волокно, а также новых технологий для инвалидных колясок влияет на производительность многих спортсменов. Ярким примером в этой области является забег южноафриканского спринтера Оскара Писториуса, который стремился принять участие в Олимпийских играх. В январе 2008 года Международная ассоциация легкоатлети-
ческих федераций после различных исследований постановила, его механический протез дает ему преимущество, это вызвало споры по поводу его допуска на Олимпийские игры в Пекине.
Поскольку технологии продолжают развиваться, ожидается, что разрыв между участием и показателями как развитых, так и развивающихся стран будет уменьшаться. Тем не менее, страны юга по-прежнему участвуют в гонке технологических исследований. Например, в настоящее время осуществляется инновационный проект по недорогому производству универсальных спортивных инвалидных колясок для развивающихся стран. Организация Motivation Trust в Соединенном Королевстве является пионером в разработке нового дизайна, который надеется заполнить пробелы в поставках недорогих инвалидных колясок для развивающихся стран.
На местном уровне дорогостоящее оборудование и технологии не требуются для людей с ограниченными возможностями, желающих заниматься спортом. Это связано с тем, что благодаря инклюзивному коучингу каждый может активно участвовать в спортивной практике. Многие игры и мероприятия могут регулярно разрабатываться или адаптироваться с минимальным оборудованием. Если спорт требует использования функциональных приспособлений и аксессуаров (протезов, ортопедических скобок, инвалидных колясок), лучшим решением является разработка и обслуживание этих предметов на месте. В некоторых сельских общинах уже существует множество инновационных решений, таких как бамбуковые костыли.
Таким образом, инвалидность в настоящее время не приговор. Почти каждый может участвовать в спортивных соревнованиях, увлекаться им как хобби, делом всей жизни, найти в нем спасение от проблем и почувствовать себя социально значимой часть современного общества.
Литература
1. Котова О. В. Спортивные праздники как средство социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена 2018. № 86. С. 81-84.
2. Виноградов В. В. Особенности организации и проведения массовых спортивных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 4. С. 42-45.
3. Ворошин И. Н. Дмитриев И. В. Зайко Д. С. Система спортивной тренировки легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ОДА // Теория и практика физической культуры 2020. № 11. С. 74-76.
4. Ковальчук Е. М. Архипова О. А. Равные среди равных»: опыт и технологии со -циальной работы с людьми с нарушением интеллекта // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 8-4 (17). С. 68-70.
5. Савина М. А. Речкалов А. В. Речкалова О. Л. Исследование двигательных умений детей со спастической диплегией в процессе занятий адаптивной физической культурой // Человек. Спорт. Медицина. 2021. T. 21. № S1. С. 111-116.
References
1. Kotova O. V. Sportivnye prazdniki kak sredstvo sotsial'noy integratsii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami [Sports holidays as a means of social integration of persons with disabilities]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta im. A.
I. Gertsena - Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 2018, no. 86, pp. 81-84.
2. Vinogradov V. V. Osobennosti organizatsii i provedeniya massovykh sportivnykh meropriyatiy dlya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Features of organizing and conducting mass sports events for persons with disabilities]. Uchenye zapiski uni-versiteta im. P. F. Lesgafta - Scientific notes of the UNI- P. F. Lesgaft University, 2017, no. 4, pp. 42-45.
3. Voroshin I. N. Dmitriev I. V. Zayko D. S. Sistema sportivnoy trenirovki legkoatletov-paralimpiytsev s porazheniem ODA [System of sports training of Paralympic athletes with ODE injury]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2020, no.
II, pp. 74-76.
4. Koval'chuk E. M. Arkhipova O. A. Ravnye sredi ravnykh»: opyt i tekhnologii so-tsial'noy raboty s lyud'mi s narusheniem intellekta [Equals among equals": experience and technologies of social work with people with disabilities]. Evraziyskiy Soyuz Uchenykh - The Eurasian Union of Scientists, 2015, no. 8-4 (17), pp. 68-70.
5. Savina M. A. Rechkalov A. V. Rechkalova O. L. Issledovanie dvigatel'nykh umeniy detey so spasticheskoy diplegiey v protsesse zanyatiy adaptivnoy fizicheskoy kul'turoy [The study of motor skills of children with spastic diplegia in the process of adaptive physical culture]. Chelovek. Sport. Meditsina - Man. Sport. Medicine, 2021, vol. 21, no. S1 pp. 111-116.