Научная статья на тему 'Особенности занятий физической культурой со школьниками, имеющими легкую степень близорукости'

Особенности занятий физической культурой со школьниками, имеющими легкую степень близорукости Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
372
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЗОРУКОСТЬ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MYOPIA / RECREATIONAL EXERCISE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кочеткова Е. Ф., Опарина О. Н.

В статье показана значимость оздоровительной физической культуры для детей с функциональными нарушениями органа зрения. Особенностью работы является дополнительное использование средств и методов реабилитационной, рекреационной и лечебной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кочеткова Е. Ф., Опарина О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPESIAL CONSIDERATIONS IN PHYSICAL TRAINING OF MILDLY MYOPIC SCHOOL CHILDREN

Consideration is given to the significance of health promoting exercise for children with functional disorders of the organ of vision. The peculiarity of the study is that additional means and methods of rehabilitation, recreational and remedial exercises are suggested.

Текст научной работы на тему «Особенности занятий физической культурой со школьниками, имеющими легкую степень близорукости»

2. Вельтишев Ю. Е. Проблемы охраны здоровья детей в России. // Российский Вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. -№ 1. -С. 5 - 10.

3. Сердюковская Г. Н. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина. - 1989. - 319 с.

4. Аветисов Э. С. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения её патогенеза. -Горький. - 1975. - 78 с.

5. Ерошевский Т. И., Бочкарева А. А. Глазные болезни. - М.: Медицина. - 1983.

6. Куделина Н. Ю. Разработка методов оценки и рационального управления комбинированной терапией с учетом риска возникновения прогрессирующей миопии // Автореф. дисс. канд. мед. наук. - Воронеж. - 2007. - 24 с.

7. Тартаковская А. И. Рекомендации офтальмолога. - М.: Знание. - 1986. - 48 с.

8. Аксенова О. Э., Евсеев С. П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. -М.: Советский спорт. - 2005. - 296 с.

9. Попов С. Н. Лечебная физическая культура. - М.: ФКиС. - 1988. - 271 с.

10. Кофман Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: ФКиС. - 1998. - 496 с.

11. Демирчоглян Г. Г. Тренируйте зрение. - М.: Советский спорт. - 1990. - 48 с.

Кочеткова Е.Ф.1, Опарина О.Н.2

'Доцент, кандидат биологических наук, 2доцент, доктор биологических наук; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет»

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ЛЕГКУЮ

СТЕПЕНЬ БЛИЗОРУКОСТИ

Аннотация

В статье показана значимость оздоровительной физической культуры для детей с функциональными нарушениями органа зрения. Особенностью работы является дополнительное использование средств и методов реабилитационной, рекреационной и лечебной физической культуры.

Ключевые слова: близорукость, оздоровительная физическая культура.

Kochetkova E.F.1 , Oparina O.N.2

Associate Professor, Cand. Sc. (Biol.); 2 Associate Professor, Dr. Sc. (Biol.), Federal State Government-financed Establishment “Penza

State University”

SPESIAL CONSIDERATIONS IN PHYSICAL TRAINING OF MILDLY MYOPIC SCHOOL CHILDREN

Abstract

Consideration is given to the significance of health promoting exercise for children with functional disorders of the organ of vision. The peculiarity of the study is that additional means and methods of rehabilitation, recreational and remedial exercises are suggested.

Keywords: myopia, recreational exercise.

Выявление близорукости на этапе развития легкой степени и ее коррекция имеет большое оздоровительное значение, так как запущенное заболевание в дальнейшем может развиться в более острые формы нарушения зрительной системы. Рано установленные проблемы со зрением у учащихся позволят скорректировать их доступными средствами, в том числе физическими упражнениями. Для занятий физической культурой с детьми, имеющими слабую степень близорукости, могут использоваться разнообразные средства физической культуры и спорта [1]. Исключение составляют упражнения, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся (борьба, прыжки в длину, высоту, в воду, с трамплина на лыжах; хоккей, регби).

В системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ основное место занимают уроки физической культуры. Школьники с близорукостью слабой степени входят в основную группу по физической культуре. В подготовительной части урока обычно выполняют дыхательные, общеразвивающие и специальные упражнения. Они подбираются так, чтобы подготовить организм к выполнению упражнений, запланированных в основной части урока, а также обеспечить коррекцию зрения. В основную часть урока желательно включать спортивные и подвижные игры, так как постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости. Физическая нагрузка должна увеличиваться постепенно как на отдельном занятии, так и от одного занятия к другому. К концу урока нагрузка уменьшается. Нежелательно, чтобы после занятий физической культурой ощущалась сильная усталость, степень нервно-мышечного напряжения во время занятий должна быть оптимальной, чтобы не вызывать значительного утомления организма и снижения остроты зрения.

В комплекс для девочек и девушек с легкой степенью близорукости важно включать упражнения, которые способствуют укреплению мышц брюшного пресса и спины, развитию гибкости и подвижности в суставах. Комплекс для мальчиков и юношей с легкой степенью близорукости составляется преимущественно из упражнений силового характера [2].

У многих близоруких людей наблюдается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища, которая может способствовать появлению и прогрессированию близорукости. Поэтому на занятиях физической культуры, особенно для детей с нарушением зрения, необходимо включать упражнения для укрепления мышц шеи и спины.

Наклоненное вперёд туловище близорукого человека во время стояния, ходьбы и сидения способствует расслаблению и ослаблению мышц передней брюшной стенки, поэтому рекомендуем регулярно выполнять упражнения для укрепления этих мышц. При выполнении данных упражнений людям с близорукостью высокой степени нужно учитывать, что для них нежелательны продолжительные и напряжённые переходы из положения сидя в положение лёжа и обратно. Степень применяемых усилий должна быть небольшой.

Мы считаем, что в школьной программе урокам физической культуры отведено недостаточно времени. В связи с этим особую значимость приобретают занятия лечебной физической культурой и дополнительные формы физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки на уроках, игры на переменах, внеклассные спортивные занятия, массовые соревнования, самостоятельные занятия школьников дома, во дворе и др.

Необходимость дополнительных занятий физической культурой вызвана потребностью растущего детского организма в движении. После поступления в школу у детей происходит перемена двигательного режима: на фоне резко сниженной двигательной активности возрастает зрительная нагрузка на глаза, которые еще недостаточно приспособлены к такой работе.

В самостоятельные занятия желательно включать такие виды физической культуры как основная гимнастика (общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения), элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передачи мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, игра в бадминтон, настольный теннис и большой теннис, игра футбольным мячом у стены, ходьба в среднем темпе, медленный бег, плавание в медленном темпе, катание на велосипеде и на коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, танцы [3].

Учителям физической культуры и инструкторам ЛФК необходимо познакомить детей с комплексами утренней гигиенической гимнастики, которые включали бы упражнения для различных групп мышц и суставов, а также содержали общеразвивающие,

33

специальные и дыхательные упражнения. Специальными в данном случае являются упражнения для наружных и внутренних мышц глаз.

Необходимо учесть, что начинать занятия физкультурой дома близоруким школьникам можно только после консультации с офтальмологом и после обучения специальным упражнениям в кабинете лечебной физической культуры.

Школьникам, имеющим слабую степень близорукости (до 3 диоптрий) без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом, однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины, проводить закаливающие процедуры.

Школьникам, у которых выявлена неосложненная близорукость средней степени (от 3 до 6 диоптрий) участвовать в соревнованиях не рекомендуется.

Критерием оценки эффективности лечебной физической культуры при миопии является улучшение параметров функции глаза: остроты корригированного и некорригированного зрения, работоспособности цилиарной мышцы и запасов аккомодации.

Литература

1. Аветисов Э. С., Ливадо Е. И., Курапин Ю. И. Физкультура при близорукости. - М.: Советский спорт. - 1993. - 80 с.

2. Гурова Е. В. Особенности адаптационных реакций организма на физические нагрузки оздоровительного характера у детей 8-10 лет с нарушениями зрения // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 8. - С. 45-48.

3. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Владос-ПРЕСС. - 2002. - 276 с.

Бебякова Н.А.1, Левицкий С.Н.2, Хромова А.В.3, Шабалина И.А.4, Командресова Т.М.5

1 Доктор биологических наук, профессор, Северный государственный медицинский университет

2 Кандидат биологических наук, доцент, Северный государственный медицинский университет 3 Кандидат медицинских наук, доцент, Северный государственный медицинский университет

4 Кандидат биологических наук, старший преподаватель, Северный государственный медицинский университет 5 Кандидат биологических наук, доцент, Псковский государственный университет КАРДИО-ВАСКУЛЯРНЫЕ ЭФФЕКТЫ ДАЛАРГИНА В УСЛОВИЯХ ОСТРОГО СТРЕССА

Аннотация

Изучен протективный эффект даларгина на артериальное давление и тонус сосудов в условиях острого стресса, установлены клеточные механизмы действия даларгина, ведущим из которых является изменение активности NO-синтаз.

Ключевые слова: иммобилизация, артериальное давление, тонус сосудов, опиоидные пептиды, даларгин.

Bebyakova N.A.1, Levitsky S.N2, Khromova A.V.3, Shabalina 1.А.4, Komandresova Т.М.5

1 PhD biological, professor, Northern State Medical University 2 PhD biological, assistant professor, Northern State Medical University 3 PhD medical, assistant professor, Northern State Medical University 4 PhD biological, assistant professor, Northern State Medical University 5 PhD biological, assistant professor, Pskov state University CARDIO-VASCULAR EFFECTS OF DALARGIN IN CONDITIONS OF ACUTE STRESS

Abstract

The protective effect of dalargin on the arterial pressure and vascular tone under acute stress has been studied. Cellular mechanisms of dalargin effect have been ascertained, the main one being the change of NOS activity.

Keywords: immobilization, arterial pressure, vascular tone, opioid peptids, dalargin.

К настоящему времени в известно, что опиоидергическая система обладает широким спектром биологической активности. Согласно данным экспериментальных и клинических исследований эндогенные опиоиды и их синтетические аналоги принимают участие в регуляции различных функциональных систем организма [1, 2].

Имеются данные, демонстрирующие роль опиоидов в модуляции деятельности сердца и сосудов, показана их антиаритмическая активность [3,4].

Даларгин - первый отечественный препарат, синтетический аналог энкефалина, неселективный агонист р- и S-опиатных рецепторов [5]. Он был зарегистрирован в качестве средства для применения в гастроэнтерологии. Экспериментальные исследования продемонстрировали его высокую противоязвенную активность, но спектр фармакологической активности даларгина более широкий, в частности выявлены выраженные эффекты его влияния на состояние гемодинамики [6-11].

Таким образом, имеющиеся данные позволяют рассматривать даларгин в качестве потенциального фармакологического агента, модулирующего состояние сердца и сосудов.

Установлено, что даларгин в условиях стресса способен модулировать уровень артериального давления (АД) экспериментальных животных, приближая его к физиологической норме [12, 13, 14]. Однако в большинстве работ механизмы влияния даларгина на АД в условиях стресса не рассматриваются, а всего лишь констатируется факт модуляции препаратом этого параметра гемодинамики. Осуществляться же данный процесс может путём влияния пептида как на центральные, так и на периферические компоненты гемодинамики [14,15] .

В наших исследованиях у крыс Wistar в условиях острого стресса (часовая иммобилизация в камере без жесткой фиксации) наблюдался рост артериального давления (контрольная серия). К 60-й мин по сравнению с 5-й мин иммобилизиции систолическое артериальное давление (САД) возрастает на 25,9% (р<0,001), диастолическое (ДАД) - на 36,6% (р<0,001). На фоне введения даларгина в этих условиях также наблюдалось увеличение артериального давления, но значительно менее выраженное. Так на фоне введения препарата уже на 5-й мин иммобилизации уровень САД на 7,7% был ниже, чем у животных контрольной серии (р<0,001). К 60-й мин это различие составляет уже 10,4% (р<0,001). Уровень ДАД также уже на 5-й мин иммобилизации у экспериментальных животных был на 5,3% ниже, чем у животных в контроле. Статистически значимым это различие становится лишь к 60-й мин стрессирования и составляет 6,6%. Пульсовое давление (ПУ) было на 5-й мин иммобилизации на 10,0% ниже контрольных цифр (р<0,05), на 60-й мин - уже на 14,9% (р<0,001). Уровень среднединамического давления (СДД) на фоне введения препарата также достоверно ниже этого показателя в контрольной серии. Это различие наблюдается уже на 5-й мин наблюдения и сохраняется до конца срока иммобилизации (к 60-й мин СДД на 8,8% ниже (р<0,001) данного показателя у животных контрольной серии). Все вышеизложенные результаты свидетельствуют о снижении стрессовых изменений артериального давления на фоне введения даларгина. Также наблюдалось и достоверное снижение работы миокарда по сравнению с контролем на протяжении всего времени наблюдения. При этом индекс Робинсона достоверно не отличается от контроля, что, очевидно, связано с отсутствием заметного влияния даларгина на ЧСС. На фоне введения препарата на 5-й мин иммобилизации ЧСС составляет 276,0±13,2 уд/мин., в контрольной же серии - 254,7±12,6 уд/мин. На 60 мин-й эксперимента на фоне введения даларгина ЧСС составляет 318,7±15,5 уд/мин., в контрольной же серии - 281,3±18,1 уд/мин. Как и в контрольной серии, в ходе эксперимента ЧСС, УО и МО достоверно не изменяются. При этом УО и МО, аналогично ЧСС, достоверно не отличаются от контроля. Причиной отсутствия опиоидного действия на динамику ЧСС в условиях острого стресса, вероятно, является снижение выраженности как симпатических, так и парасимпатических влияний на сердце под воздействием даларгина [16].

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.