Научная статья на тему 'Особенности замещения должностей в органах управления коренных сибирских народов в XIX веке'

Особенности замещения должностей в органах управления коренных сибирских народов в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧНОЕ ПРАВО / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СИБИРСКИЕ НАРОДЫ / ТРАДИЦИОННЫЕ ОРГАНЫ / COMMON LAW / SYSTEM OF ADMINISTRATION / SIBERIAN PEOPLES / TRADITIONAL BODIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наумкина В. В.

На территории Сибири в XIX в. существовало две системы управления: традиционная и административная. Эти системы дополняли друг друга. Требования к должностным лицам определялись как обычаями, так и нормами права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SUBSTITUTION OF POSTS IN THE BODIES OF ADMINISTRATION OF NATIVE SIBERIAN PEOPLES IN XIX - TH CENTURY

There were two systems of administration in the territory of Siberia in the XIX th century: traditional and administrative. Those systems supplemented each other. The standards to the official functionaries were determined as by the customs so by the standards of law.

Текст научной работы на тему «Особенности замещения должностей в органах управления коренных сибирских народов в XIX веке»

Наряду с вышеперечисленным перечнем существуют различные нормативные акты, например, таких организаций, как ОБСЕ, Совет Европы.

Международной Ассамблеей ООН принят в 2000 г. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (дополняющий Конвенцию против транснациональной организованной преступности).

Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств 3 апреля 2008 г. приняты два модельных закона: «Об оказании помощи жертвам торговли людьми» и «О противодействии торговле людьми».

Как видно, на международном уровне принято достаточно большое количество нормативно-правовых

актов, реализующих функции по борьбе с торговлей людьми. Все эти акты, бесспорно, направлены на создание и повышение эффективности системы оказания помощи жертвам торговли людьми посредством определения правовых и организационных основ государственной политики и международного сотрудничества государств в указанной сфере, установления правового статуса жертв торговли людьми, правовых гарантий, принципов и форм их защиты и поддержки, а также законодательной регламентации полномочий субъектов государственной системы оказания помощи жертвам торговли людьми, организационно-правовых основ их взаимодействия, а также с неправительственными организациями и институтами гражданского общества.

ОСОБЕННОСТИ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ КОРЕННЫХ СИБИРСКИХ НАРОДОВ В XIX ВЕКЕ

В.В. НАУМКИНА,

кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. На территории Сибири в XIX в. существовало две системы управления: традиционная и административная. Эти системы дополняли друг друга. Требования к должностным лицам определялись как обычаями, так и нормами права.

Ключевые слова: обычное право, система управления, сибирские народы, традиционные органы.

PECULIARITIES OF SUBSTITUTION OF POSTS IN THE BODIES OF

ADMINISTRATION OF NATIVE SIBERIAN PEOPLES IN XIX - TH CENTURY

V.V. NAUMKINA,

state Law Chair's University Reader of the Khakas State University after N.F Katanov, eandidate of Law Sciences

The summary. There were two systems of administration in the territory of Siberia in the XIX — th century: traditional and administrative. Those systems supplemented each other. The standards to the official functionaries were determined as by the customs so by the standards of law.

Key words: common law, system of administration, Siberian peoples, traditional bodies.

В дореволюционной России на национальных окраинах государства функционировало две системы управления: 1) для переселенцев (не отличилась от европейской системы управления); 2) для коренных народов (основанная на обычаях и традициях). Управление у кочевых инородцев делилось на частное (родовое) и общее (межродовое или племенное). Согласно Уставу «Об управлении инородцев» 1822 г.1 управление в кочевых племенах должно осуществляться на трех или двух уровнях: родовое (или улусное) управление; Инородная управа; Степная дума (были не у всех народов).

Родовое (улусное) управление было первым и обязательным уровнем власти, которое объединяло население по родовому (родственному) признаку. Улус

не был строго определенным пунктом оседлости и не являлся населенным пунктом. Территориальные границы улуса были условными и включали земли, которые использовал род для своей хозяйственной деятельности. Во главе улуса находился староста и один или два помощника. Староста избирался на ярмарках или наследовал эту должность по степным обычаям, если в данном роде было принято передавать должности по наследству. Помощники старосты выбирались на определенный или на неопределенный срок, в некоторых родах несмотря на указания Устава «Об управлении инородцев» помощников не было2, и староста обладал всей полнотой власти единолично.

Второй уровень управления — Инородная управа. Управа объединяла несколько улусов и состояла из

головы и двух или более выборных, которые избирались на общем собрании и утверждались губернатором. Инородная управа нанимала писаря. Инородные управы и Степные думы, в отличие от родового управления, были новыми уровнями управления для большинства сибирских народов, поэтому их, как правило, возглавляли выборные лица. Голова управы избирался на определенный или неопределенный срок, в зависимости от степного обычая. Выборы проходили на управском сходе, в котором принимали участие родовые старосты и представители «лучших людей» (родовая знать).

Третьим уровнем и высшим органом инородного управления была Степная дума. Согласно § 202 Устава «Об управлении инородцев» Степная дума представляет общественное собрание и имеет хозяйственные обязанности подобно Городской думе. «Роды, соединенные в одну общую зависимость, имеют свою Степную Думу, причем, однако, таковое соединение необязательно»3. Несмотря на статус общественного органа, Дума наделялась публичной властью. По Уставу «Об управлении инородцев» этот орган управления был закреплен как необязательный и предусматривался только у бурят, проживающих на территории Иркутской губернии. Авторы реформы рассматривали наличие Степной думы как показатель высокого уровня общественного развития, поэтому первоначально было решено предоставить право на создание Степных дум бурятским племенам. На практике в 20-е годы XIX в. Степные думы появились и у различных народов Сибири.

Степные Думы планировались как самостоятельные органы инородного управления, которые подчинялись только окружному управлению. Степная дума состояла из выборного головы (допускалась передача должности по наследству, если это предусматривал обычай) и заседателей, которые обычно являлись головами Инородных управ. Лицо, избранное на должность головы Степной думы, по сути, являлось лишь кандидатом, так как требовалось утверждение в должности. Кандидатура утверждалась генерал-губернатором или окружным начальством. Основанием для отказа утверждения лица в должности могли быть следующие причины: доказанное судом «худое поведение» («худыми» называли людей, которые занимались кражами4); несогласие на выборах половины родовичей; уважительный отзыв самого избираемого.

В приговоре об избрании на должность указывалось об отсутствии причин для отказа утверждения в должности, например, «вновь избранный поведения хоро-шава, трезвъ... и ни каких дурных поступках за ним не было, а по тому и может возложенную должность исполнить»5. На практике кандидатуры не утверждались и по иным причинам, если выбранное лицо не устраивало, окружное начальство требовало его замены. Отношение к выборным должностям у сибирских народов было различным. В дореволюционной ли-

тературе приводятся совершенно противоположные сведения. Так, например, среди ряда бурятских племен наблюдалась жесткая конкурентная борьба среди претендентов на выборную должность. «При каждой перемене тайшей, поднимается целая буря, завязывается бесконечная борьба партий. Выборы всегда сопровождаются разорением целых семейств, а иногда и ссылкой»6. После окончательного решения вопроса об избрании должностного лица встречались случаи, когда «тайша клал под розги по 30—40 человек. из тех кто противился его избранию»7. Среди других бурятских племен (забайкальских) избрание «носило формальный характер или совсем отсутствовало»8, поскольку, как правило, избирались дети или ближайшие родственники, поэтому выборные должности фактически стали наследственными. По наблюдению В.К. Андриевича выборная должность родоначальника в XIX в. стала пожизненной и наследственной9.

По оценке Д.Е. Лаппо, для инородцев, проживающих в Минусинском округе Енисейской губернии, «общественная служба для каждого инородца является тяготейшей повинностью, от которой каждый стремится отделаться как можно скорей»10, единственное, что привлекало коренное население, так это возможность освободиться от податей и повинностей11. Встречались случаи, когда выборное лицо избиралось по предложению писаря12 или на основе предварительной договоренности писаря и бывшего выборного лица, в таком случае кандидат на выборную должность в качестве платы отдает одну или две лошади13.

Законодательство предусматривало удаление от должности действующего выборного должностного лица при злоупотреблении властью или при совершении уголовного преступления. В 1845 г. этот перечень был значительно расширен: совершение уголовного преступления; доказанное судом злоупотребление властью (ранее судебная доказанность не предусматривалась); просьбы подведомственных сородичей; долги, если должник не имеет других средств, кроме поступления на срочную работу.

Население получило право просить отзыва головы, должностное лицо временно отстранялось от должности на время проведения следствия14, при подтверждении нарушения должностное лицо отзывалось, Если жалоба не подтверждалась, то жалобщики наказывались.

Устав «Об управлении инородцев» 1822 г. не содержал критериев, регламентирующих ограничения активного и пассивного избирательного права. Первоначально выборы проводились на основе существующих обычаев или по усмотрению местной знати. В 1853 г. Сибирский комитет ограничил пассивное избирательное право. Кандидатами на любые должности, замещающие путем выборов, могли быть лица не моложе 21 года, имеющие свое хозяйство, неопороченные судом, не оглашенные в дурном поведении и не состоявшие под следствием15 — эти критерии были установлены для всех выборных должностных

лиц. Позже это ограничение было включено в Положение «Об инородцах» 1892 г. (ст. 124)16.

В Иркутской губернии представители православной церкви неоднократно предлагали избирать на выборные должности лиц из крещеных инородцев17. Предложение такого критерия было не случайным, поскольку распространение христианства зачастую сопровождалось сильным сопротивлением и притеснением крещеных инородцев, особенно на территории некоторых районов Иркутской губернии18. Избрание на должность крещеных позволило бы изменить отношение общества к лицам, поменявшим веру, а также способствовать дальнейшему распространению православия. Впоследствии Государственный Совет предусмотрел норму о необходимости включения в состав Степных дум выборных лиц от крещеных инородцев, если таковые имеются среди населения думы19.

Активное избирательное право не регулировалось, поэтому в данном случае действовали обычаи. На сходе (собрании) обычно собирались главы семей (отцы). При отсутствии отца или в случае его болезни могли принять участие «бойцы» (работники в возрасте от 18 до 50 лет, платившие налоги)20.

Должность письмоводителя предусматривалась как выборная21, но фактически на данную должность приглашали. Часто письмоводителя нанимали из русских переселенцев за неимением грамотных коренных жителей. Хорошие письмоводители задерживались в Думе недолго, в награду за усердие и ведение записей на высоком уровне их переводили писарями в волости или округа. В Енисейской губернии для подготовки письмоводителей из представителей коренного населения окружное начальство предписывало избирать мальчиков из инородцев для обучения22. Инородцы жаловались на то, что письмоводители занимаются коммерцией, берут взятки за сокрытие преступления. Многие источники содержат сведения о преднамеренном спаивании письмоводителями собрания инородцев23, после чего родовые старосты, не задумываясь, прикладывали печати. Роль писаря зачастую была значительно выше, чем предусматривало законодательство, «благодаря безграмотности. думский писарь становится лицом важным»24, и он мог влиять на принятие решений.

Постепенно обычаи вытеснялись официальными нормами, а государство усиливало свое влияние на решение кадровых вопросов в инородном управлении. Существующие традиционные структуры управления учитывали ментальные особенности, уровень общественного развития и воспринимались населением как легитимная власть; постепенно в этих органах стали сочетаться черты двух систем: традиционной, исторически сложившейся, и российской административной.

1 // ПСЗРИ с 1649 г. Т 38. 1822—1823. — СПб., 1830. № 29126.

2 Законы Сперанского объ инородцах и их применение теперь // Сибирский вестник. 1884. № 64. С. 2.

3 Высочайше учрежденная под председательством статс-секретаря Куломзина комиссия для исследования земледелия и землепользования в Забайкальской области: Материалы. Вып. 5. Исторические сведения. / Сост. А. Щерба-чев. — СПб., 1898. С. 91.

4 Ответы на программу Императорского географического общества, для собирания народных юридических обычаев. Составлены действительным членом Иркутского губернского статистического комитета М.В. Загоскиным. — Иркутск, 1891. С. 104.

5 Центральный государственный архив Республики Хакасия (ЦГАРХ). Ф.ИИ-2. Оп. 1. Д. 14. Л. 7.

6 Самоуправление у сибирских инородцев // Сибирь. 1878. № 9. С. 1.

7 Еще объ инородческом управлении // Сибирь. 1885. № 32.С. 2.

8 Рязановский В.А. Обычное право бурят. Ч. 2. Б.м., б.г. С. 44.

9 См.: Андриевич В.К. Сибирь в 19 столетии. Ч. 2. — СПб., 1889. С. 350.

10 Лаппо Д.Е. Общественное управление Минусинских инородцев // Известия императорского Томского университета. — Томск, 1904. С. 39.

11 Там же.

12 См.: Законы Сперанского объ инородцах и их применение теперь. С. 2.

13 Там же.

14 См. например: Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 24. Оп. 9. Кар. 2032. Д. 56; ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Кар. 2041. Д. 212.

15 О порядке избрания Сибирских инородцев Западной и Восточной Сибири в должности, замещаемые по выборам: Положение Сибирского комитета от 4 июня 1853 г. // ПСЗРИ 2-е. Т 28. (1853) Ч. 1. № 27320.

16 См.: Положение об инородцах // СЗ РИ. Т. 2. — СПб., 1892.

17 См., например: ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Кар. 2029. Д. 20. Л. 164; ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Кар. 2041. Д. 212. Л. 2 и др.

18 См., например: ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Кар. 1906. Д. 192; ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Кар. 1905. Д. 166; ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Кар. 2041. Д. 212.

19 См.: О допущении в Степные Думы выборных от крещеных инородцев: Мнение Государственного Совета от 12 июня 1867 г. // ПСЗРИ, собр.2-е, Т. 42 (1867). Ч. 1. № 44682.

20 См.: Лаппо Д.Е. Указ. соч. С. 34—35.

21 Устав о службе по выборам // СЗ РИ. Свод учреждений государственных и губернских. Кн. 2. — СПб., 1842.

22 ЦГАРХ. Ф.ИИ-5. Оп. 1. Д. 7. Л. 2.

23 См., например: Положение инородческого населения в с. Усть-Абаканское Минусинского округа / Сибирский вестник. 1889. № 120. С. 2; Законы Сперанского объ инородцах и их применение теперь. С. 2 и др.

24 Самоуправление у сибирских инородцев // Сибирь. 1878. № 9. С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.