УДК 614.2
ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ КАЗЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Добрынина И.Ю.,
д.м.н., профессор кафедры факультетской терапии СурГУ, главный внештатный специалист-эндокринолог Департамента здравоохранения ХМАО-Югры
Юрченко Н.В.,
к.м.н., директор КУ «Центр лекарственного мониторинга»
Быкова Е.А.,
к.э.н., экономист КУ «Центр лекарственного мониторинга»
В статье исследуются аспекты закупочной деятельности казенных учреждений, при учете требований нормативно-правовых актов о закупках для нужд государства и муниципалитетов. Рассмотрены некоторые особенности, а также риски, которые связаны с закупочными процедурами по лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения казенными учреждениями.
Ключевые слова: закупочная процедура организации, казенное учреждение, заказчик
Отметим в начале статьи, что лекарственные препараты и изделия медицинского назначения представляют собой социально значимый и жизненно важный товар. Соответственно, обеспечение этим товаром населения и закупки имеют достаточно сложный, многоступенчатый, особый характер. Закупочные процедуры зачастую вызывают сложности различной степени на разных этапах участия в системе закупок.
На сегодняшний день в зависимости от источника финансирования, можно выделить несколько групп заказчиков лекарственных средств и медицинских изделий среди которых имеют место:
- государственные учреждения бюджетного типа, унитарные предприятия, принадлежащие государству, автономные государственные учреждения и получающие финансирование из средств соответствующих бюджетов, равно как и средств, поступающих из фонда обязательного медицинского страхования, то есть по смешанной системе финансирования;
- медицинские организации, находящиеся в частной собственности, либо другие юридические лица, которые осуществляют вместе с уставной (основной) работой медицинскую деятельность и получающие финансирование из средств фонда обязательного медицинского страхования;
- организации, которые исполняют государственные или муниципальные функции в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной или муниципальной власти, а равно — казенные учреждения, которые фи-
нансируются из средств бюджета, соответствующего уровня на основании бюджетной сметы.
При этом особенности их участия в государственных или муниципальных закупках могут быть определены через источник их финансирования; организационно-правовую форму; публичные обязательства, виды деятельности.
Говоря об эффективности осуществления централизованных закупок учреждениями, которые уполномочены органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации осуществлять обеспечение граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями, мы подразумеваем, что они заключаются в организации закупок значительного объема лекарственных средств для различных категорий населения на основании предоставленных полномочий и в соответствии с законодательством РФ и, в первую очередь, на основании Федерального Закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На наш взгляд, государственные закупки для обеспечения населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями должны проводиться в соответствии с такими принципами, как:
- неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, международных договоров;
- эффективность в области расходования выделенного финансирования;
- соблюдение широкой гласности и прозрачности в процессе закупок;
- предоставление равных возможностей для участия в закупочных процедурах юридических и физических лиц, включая субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей;
- организация развития должного уровня и добросовестной конкуренции;
- при условии справедливости и беспристрастности отношений с потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
- при активной поддержке поставщиков отечественной продукции, но строго в той мере, которая не будет противоречить законодательству и международным договорам государства;
- строгое и бескомпромиссное следование искоренению коррупции в сфере государственных закупок.
При этом, закупки лекарственных препаратов производятся по единым правилам контрактной системы. К которым, впрочем, имеются дополнения в виде некоторых отраслевых нормативно-правовых актов, обязательных к применению. Очень важным, например, является исследование антимонопольного законодательства, а так же гражданского, бюджетного и налогового законодательства РФ, практики судов: арбитражных, антимонопольных и общей юрисдикции.
В Федеральном законе 44-ФЗ [3], который, как уже говорилось ранее, стоит во главе угла в контрактной системе обеспечения государственных и муниципальных нужд, имеется несколько статей, которые, на наш взгляд, требуют особого внимания при контрактных процедурах закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий, например:
- ч. 10 ст. 31, которая разъясняет требования к участникам закупки, в частности случаи отстранения участника закупок от участия в определении поставщика либо отказ от заключения контракта с победителем;
- ст. 37, которая раскрывает особенности использования антидемпинговых мероприятий, в частности, в п.9 этой статьи обозначаются условия снижения цены контракта, предметом которого является закупка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения;
- ст. 70 дает разъяснения об особенностях по заключению контрактов на основании электронного аукциона;
_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №2 2017
- ст. 76 — по особенностям проведения запросов котировок по оказанию скорой медицинской помощи в случаях экстренных или неотложных ситуаций, а также нормального жизнеобеспечения для граждан;
- п. 7 ч. 2 ст. 83 — по случаям закупок лекарственных препаратов посредством запроса предложений для пациентов, которые имеют необходимые медицинские показания;
- п. 28 ч. 1 ст. 93, в котором обозначены условия по случаям закупок у единственного поставщика;
- п. 4 ст. 95 дает разъяснения по особенностям изменений контракта.
Значительное число органов исполнительной власти, деятельность которых реализуется в системе здравоохранения в части закупок лекарственных средств и медицинских изделий, используют в своей работе создание таких форм организации, как специализированные казенные учреждения. В настоящее время в нашей стране сложилась практика, когда именно казенные учреждения выступают в роли Заказчика в закупочных процедурах медицинской отрасли.
Государственные казенные учреждения, выступая в качестве заказчика лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, непременно должны учитывать, что приобретение номенклатуры товаров, когда закупка производится из средств бюджета РФ или субъекта РФ, делает необходимым для казенных учреждений обязательность применения не только норм Федерального закона № 44-ФЗ, но, и в равной степени, бюджетного и налогового законодательства РФ, приказов Министерства здравоохранения РФ, Министерства финансов РФ и других.
Федеральный закон № 44-ФЗ четко дает определения о возможных способах закупки. Законом установлено, что заказчик при осуществлении закупки вправе использовать следующие способы определения поставщиков: открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; электронный аукцион; запрос котировок; запрос предложений; закрытые способы поставщиков; из единственного источника [3].
Как правило, в контрактной системе закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения используются такие способы определения поставщиков, как электронный аукцион; запрос котировок; запрос предложений; из единственного источника.
Рассмотрим некоторые особенности при закупке в медицинской области.
В процессе приобретения лекарственных препаратов и предметов медицинского назначения, предпринимаемых для конкретных пациентов, Заказчику необходимо внимательно отследить информацию, которая содержится в государственном реестре предельных отпускных цен [7, С.16].
Документация по закупке лекарственных препаратов предполагает указание международных непатентованных наименований лекарственных средств, либо химических группиро-вочных наименований, согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ.
Однако это правило предполагает исключения.
Например, заказчик при закупке лекарственных средств, которые входят в перечень лекарственных средств, закупка которых должна осуществляться на основании их торговых наименований, или при закупке лекарственных препаратов через запрос предложений на основании п. 7 ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ может указать торговое наименование лекарственных средств. Этот перечень, как и порядок по его формированию должны быть утверждены Правительством РФ.
В настоящее время такой перечень Правительство РФ не утвердило и действует только Постановление Правительства РФ № 1086, на основании которого устанавливаются Правила формирования этого перечня [4].
Закупка лекарственных препаратов с помощью запросов предложений на основании п. 1 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ предполагает способ по определению поставщиков. Этот способ определяется тем, что информация по закупаемым для государственных нужд лекарствам доводится до неограниченного круга лиц. За счет размещения в единой информационной системе извещений по проведению запросов предложений, а также документации по проведению запросов предложений.
Победитель запроса предложений — есть участник закупки, который направил окончательное предложение, наилучшим образом соответствующее установленным заказчиком требованиям. При том, что сам по себе круг контрактов, которые заключаются через запрос предложений, ограничен.
На основании пп. 7 п. 2 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик может производить закупку посредством проведения запроса предложений при закупках лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациентам при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии, зафиксированному в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Каждую закупку на основании п. 1 ст. 18 Федерального закона № 44-ФЗ следует обосновать во время формирования плана закупок и плана-графика закупок. Указанное решение врачебной комиссии должно быть включено вместе с контрактом, который заключен по результатам проведения закупки в реестр контрактов на основании ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ.
Решение врачебной комиссии при этом должно быть обезличено, то есть заказчиком должны быть совершены действия, по результатам которых невозможно без применения дополнительной информации определять принадлежность персональных данных к конкретному пациенту на основании ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» [8, С.15].
Другая особенность закупки лекарственных препаратов через запрос предложений предполагает, что объем закупки лекарственных препаратов не будет превышать объем лекарственных препаратов, которые необходимы пациенту на протяжение срока лечения.
Не следует также забывать и того, что на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупках предполагает для заказчика право указать торговое наименование лекарственных средств.
Закупка лекарственных препаратов у единственного поставщика предполагает на основании п. 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ право заказчика для закупок лекарственных препаратов, предназначенных для назначения пациенту в случае наличия у него медицинских показаний по решению врачебной комиссии, отраженных в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Этот способ по закупке лекарственных препаратов есть право, но не обязанность заказчика, а потому, заказчик может избрать иной способ закупки.
В связи со вступлением в силу 17 мая 2015 года приказа Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 года № 189
«Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» всеми заказчиками должны были быть актуализированы документы для согласования заключения контракта с единственным поставщиком.
Для закупки лекарственных препаратов у единственного поставщика заказчик может заключать контракт по поставке лекарственных препаратов суммой не более чем в 200000 рублей. Вместе с этим существует обязанность соблюдать следующие условия:
- объем закупаемого лекарственного препарата не должен превышать объема таких препаратов, которые необходимы пациенту на срок по осуществлению закупки лекарственных препаратов за счет запроса предложений;
- предметом одного контракта, заключенного с единственным поставщиком, не может быть лекарственный препарат, предназначенный к назначению двум и более лицам (аналогично со случаем проведения закупок лекарственных препаратов через запрос предложений).
Рассмотрим конкретную проблему по закупке лекарственных препаратов для граждан, страдающих сахарным диабетом. Граждане, страдающие этим недугом, имеют право получать государственную социальную помощь и некоторые дополнительные меры социальной поддержки, в том числе бесплатные льготные лекарственные препараты за счет средств регионального бюджета.
Эти меры осуществляются на основании соответствующих Приказов органов власти в сфере здравоохранения субъектов федерации РФ, к которым, как предполагается, должен быть приложен «Перечень аптек и аптечных организаций региона, которые реализуют лекарственные препараты по отдельным категориям граждан в пределах программ обеспечения необходимыми лекарственными препаратами» [7, С.20].
Для максимальной эффективности и своевременности закупки лекарств для граждан, которые страдают сахарным диабетом, медицинские учреждения должны внедрять эффективные способы по персонифицированному обоснованию потребностей. Ими также должен устанавливаться чёткий порядок по согласованию
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ: опыт и инновации №2 2017
заявок на лекарственные средства и продукцию медицинского назначения с заказчиками.
Представляется крайне необходимым наличие общей интеграционной базы данных по региону, которая бы отражала четкие сроки и запросы персонифицированного характера. При этом, на наш взгляд, необходимо четкое взаимодействие между конкретными лечебными учреждениями и государственными казенными учреждениями, являющимися заказчиками необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий для этой категории населения. По нашему мнению, в регионах необходим четкий алгоритм взаимосвязи: Лечебные учреждения — Заказчик, в части предоставления казенному учреждению четких, обоснованных заявок на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий с заверением печатью и подписью руководителей лечебных учреждений, что бы исключить всякую ответственность КУ в вопросах точности направления выбора способа участия в закупочных процедурах, сроках поставки и т.д.
Говоря об оптимизации лекарственного обеспечения пациентов, страдающих сахарным диабетом, требуется контроль ежеквартальных экспертных оценок по актуализации баз данных в автоматизированной информационной системе «Регистр диабета региона».
В пределах действующих планов по «Стратегии лекарственного обеспечения народонаселения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации» на основании Приложения № 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2016 г. № 66 [7, С. 21] актуальность данных, которые вносятся в означенный Регистр, получает приоритетное значение.
Лечебное учреждение должно прилагать усилия для полной и всесторонней актуализации, постоянного обновления информации, для эффективных и своевременных закупок лекарственных средств. Казенное учреждение — Заказчик в контрактной системе должно быть интегрировано в Сводный Регистр по всем учреждениям региона и на любом этапе контрактной деятельности обладать актуальной информацией.
Таким же образом, на наш взгляд, должна вестись постоянная работа по всем программам развития здравоохранения субъекта РФ со всеми учреждениями здравоохранения региона.
Организационный комитет, в состав которого вошли представители Учебного центра БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» и представители БУ «Центр медицинской профилактики», благодарит всех участников за их неравнодушное отношение и желание вносить свой вклад в формирование медицинской активности населения!
Поздравляем победителей!
В номинации «Метолическая копилка» (форма проведения - презентация):
- Шалаеву Наталью Сергеевну, медицинскую сестру КУ «Станция переливания крови» филиал в городе Нижневартовске (диплом I степени).
- Авдееву Светлану Васильевну, фельдшера кабинета профилактики БУ «Няганская городская детская поликлиника» (диплом II степени).
- Степанову Надежду Павловну, старшую медицинскую сестру отделения специализированной помощи №1 поликлиники для взрослых БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2» (диплом III степени).
В номинации «Приверженность злоровому образу жизни и культуре злоровья»
(форма проведения - информационная листовка):
- Штырёву Анжелику Константиновну, медицинскую сестру БУ «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» (диплом I степени).
- Боярских Ирину Владимировну, главную медицинскую сестру БУ «Нижневартовская городская детская стоматологическая поликлиника» (диплом II степени).
- Горину Анну Викторовну, медицинскую сестру БУ «Ханты-Мансийская окружная больница» (диплом II степени).
- Новикову Маргариту Анатольевну, медицинскую сестру отделения анестезиологии-реанимации БУ «Нижневартовская окружная клиническая больница» (дипломом III степени).
- Завричко Раису Владимировну, медицинскую сестру БУ «Радужнинская городская больница» (диплом III степени).
В номинации «Традиции луховной преемственности злоровья семьи» (форма проведения - эссе):
- Шаймарданову Анастасию Никифоровну, медицинскую сестру отделения организации медицинской помощи в образовательных учреждениях БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №1» (диплом I степени).
- Мисоченко Ольгу Ивановну, фельдшера БУ «Няганская городская поликлиника» (дипломом II степени).
- Величко Татьяну Григорьевну, медицинскую сестру БУ «Клинический врачебно-физкультурный диспансер» филиал в городе Нефтеюганске (дипломом III степени).
В номинации «APTслово» (форма проведения - видеообращение):
- Котик Гульназ Айратовну, старшую медицинскую сестру отделения функциональной диагностики БУ «Нефтеюганская районная больница» гп. Пойковский (диплом I степени).
- Теплову Эльзару Дидаровну, старшую медицинскую сестру онкологического химиотерапевтического отделения БУ «Сургутская окружная клиническая больница» (диплом I степени).
- Асылгарееву Гулию Ришатовну, медицинскую сестру БУ «Клинический врачебно-физкультурный диспансер» филиал в г. Ханты-Мансийск (диплом II степени)
- Борисову Анну Владимировну, медицинскую сестру БУ «Нефтеюганская районная больница» гп. Пойковский (диплом III степени).
Пусть побела в конкурсе сопутствует лальнейшим успехам в Вашей профессиональной карьере.
Окружной профессиональный творческий конкурс для специалистов со средним медицинским образованием и высшим сестринским образованием «Здоровье. Медицина. Семья», посвященный Году здоровья Югры - 2017 и приуроченный к Международному дню медицинской сестры
В автономном округе 2017 год объявлен годом здоровья Югры. В соответствии с государственной политикой Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проводит работу по медицинской профилактике и активному формированию здорового образа жизни при взаимодействии между учреждениями различных форм собственности и содействии общественных организаций.
Семья, здравоохранение, образование - общественные институты, детерминирующие формирование ориентации населения на здоровый образ жизни и успешную адаптацию в пределах ограничений, связанных со здоровьем.
В формировании результативных установок по сохранению и укреплению здоровья обучающая деятельность медицинских работников определяет привлечение пациента и членов его семьи к сотрудничеству через профилактическую работу и оккупациональную деятельность. Творческий конкурс - мероприятие, которое позволило поделиться накопленным опытом работы по совершенствованию медико-социальной помощи, использованию современных технологий профилактики и формированию здорового образа жизни населения, открыть новые имена специалистов, интересные разработки в креативных и инновационных подходах формирования медицинской активности населения.
ЛЯПОМ
Котик Гульназ Айратовна
Шалаева Наталья Сергеевна }
Штырёва Анжелика Константиновна
Шаймарданова Анастасия Никифоровна
Таким образом, подводя итог, следует отметить, что являясь непосредственным участником закупочных процедур, казенному учреждению, на наш взгляд, необходимо уделять особое внимание:
- оптимальному выбору способа участия в закупочных процедурах;
- качеству лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения и их соответствие нормативно-правой базе РФ и международным договорам;
- эффективному взаимодействию в вопросах контрактной системы, своевременности и необходимости закупочных процедур с непосредственными получателями товара (лечебными учреждениями);
- формированию интегрированной информационной базы данных по всем программам обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения для обеспечения различных категорий пациентов лечебных учреждений региона в режиме «нон-стоп» обновления;
- повышению уровня квалификации работников контрактной службы, актуализируя его с изменениями и нововведениями законодательной базы РФ в сфере закупочной деятельности лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Учитывая обстоятельства того, что в основном обеспечение населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями финансируется из бюджетов субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья, а равно и созданные ими уполномоченные учреждения, несут ответственность за важную задачу по эффективному использованию выделенных денежных средств, а также одновременно обязательства строгого соблюдения законодательства РФ в системе закупок и приобретения современных, безопасных, высококачественных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
В сложившейся ситуации законодатель дал возможность органам государственной власти передать часть своих полномочий казенным учреждениям с целью недопущения срыва закупок товаров и услуг, необходимых для обеспечения собственных обязательств перед населением территории в области лекарственного обеспечения.
Литература
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г Режим доступа — URL: https://www.rosminzdrav.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-ot-21-noyabrya-2011-g-323-fz-ob-osnovah-ohrany-zdorovya-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii Обращение 27.05.2017
2. Об обращении лекарственных средств. Федеральный закон № 61-ФЗ от 12.04.2010 Режим доступа — URL: http://base.garant.ru/12174909/. Обращение 29.05.2017.
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 Режим доступа - URL: http:// base.garant.ru/70353464/ Обращение 21.05.2017.
4. Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан. Постановление Правительства РФ № 1086 от 28.11.2013 Режим доступа — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70422140/ Обращение 29.05.2017.
5. О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Письмо Минэкономразвития России N Д28и-592 от 13.03.2015 Режим доступа — URL: http:// rulaws.ru/acts/Pismo-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-13.03.2015-N-D28i-592/ Обращение 29.05.2017.
6. Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 66 от 13 февраля 2013 г. Режим доступа — URL: ГА-РАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70217532/#ixzz4iipK7Rgz Обращение 29.05.2017.
7. Соколов, Б.И., Лин, А.А., Терехов, М.Е. Фармацевтический рынок: оптовое звено./Б.И. Соколов, А.А. Лин, М.Е. Терехов // Проблемы современной экономики. 2016. № 2 (46) С.12 -25.
8. Цуциев, М.А. Взаимозаменяемость лекарственных средств. Правовые аспекты. М.А. Цуциев // Ремедиум. — 2014. — № 12. — С.14 -17.
9. Ягудина, Р.И., Аринина, E.E., Кондратьева, Б.Б. Взаимозаменяемость и замещаемость лекарственных средств./Р.И. Ягудина, Е.Е. Аринина, Б.Б. Кондратьева // Современная организация лекарственного обеспечения. — 2015. — № 1. — С.15—19.
© Добрынина И.Ю., Юрченко Н.В., Быкова Е.А.,
2017