Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО СОАВТОРСТВА ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ VII СОЗЫВА'

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО СОАВТОРСТВА ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ VII СОЗЫВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА VII СОЗЫВА / ДЕПУТАТЫ / ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЕ СОАВТОРСТВО / ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / ЗАКОНОПРОЕКТЫ / ФРАКЦИИ ГОСДУМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Толмачёва Ирина Васильевна

В статье представлены уникальные результаты исследования законотворческого соавторства депутатов Государственной Думы VII созыва. В исследовании проанализированы 2207 законопроектов, которые были внесены на рассмотрение в российский парламент в период с 16 сентября 2016 по 31 декабря 2020 г., и изучена деятельность всех депутатов, которые работали в это время. Вся информация, связанная с законотворческим соавторством депутатов, была обработана с помощью инструментов Python. В статье показано различие соавторства в законопроектах и в уже состоявшихся федеральных законах, а также представлена специфика законотворческого соавторства в зависимости от статуса депутата и его принадлежности к фракции. Результаты исследования могут быть использованы в реализации проектов по продвижению интересов бизнеса и общества в органах государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGISLATIVE CO-AUTHORSHIP OF DEPUTIES STATE DUMA OF THE VII CONVOCATION

The article presents the unique results of a study of the legislative co-authorship of deputies of the State Duma of the VII convocation. The study included 2207 draft laws that were submitted to the Russian parliament for consideration in the period from September 16, 2016 to December 31, 2020, and all deputies who worked at that time. All information related to the legislative co-authorship of deputies was processed using Python tools. The difference between co-authorship in draft laws and co-authorship in already adopted federal laws is shown, and the features of legislative co-authorship depending on the status of a deputy and his membership in a faction are also presented. The results of the study can be used in the implementation of projects to promote the interests of business and society in public authorities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО СОАВТОРСТВА ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ VII СОЗЫВА»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-5-92-100 УДК 328.34(045)

Особенности законотворческого соавторства депутатов государственной Думы VII созыва

И. В. Толмачёва

ИД «Аргументы недели», Москва, Россия https://orcid. org/0000-0003-0402-0634

аннотация

В статье представлены уникальные результаты исследования законотворческого соавторства депутатов Государственной Думы VII созыва . В исследовании проанализированы 2207 законопроектов, которые были внесены на рассмотрение в российский парламент в период с 16 сентября 2016 по 31 декабря 2020 г, и изучена деятельность всех депутатов, которые работали в это время. Вся информация, связанная с законотворческим соавторством депутатов, была обработана с помощью инструментов Python. В статье показано различие соавторства в законопроектах и в уже состоявшихся федеральных законах, а также представлена специфика законотворческого соавторства в зависимости от статуса депутата и его принадлежности к фракции . Результаты исследования могут быть использованы в реализации проектов по продвижению интересов бизнеса и общества в органах государственной власти. Ключевые слова: Государственная Дума VII созыва; депутаты; законотворческое соавторство; законотворческая активность; законотворческая эффективность; федеральные законы; законопроекты; фракции Госдумы

Для цитирования: Толмачёва И. В. Особенности законотворческого соавторства депутатов государственной Думы VII созыва. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(5):92-100. DOI: 10.26794/2226-78672021-11-5-92-100

original paper

Features of Legislative Co-authorship of Deputies state Duma of the VII Convocation

I. V. Tolmacheva

Publishing House "Arguments of the Week", Moscow, Russia https://orcid. org/0000-0003-0402-0634

abstract

The article presents the unique results of a study of the Legislative co-authorship of deputies of the State Duma of the VII convocation. The study included 2207 draft laws that were submitted to the Russian parliament for consideration in the period from September 16, 2016 to December 31, 2020, and all deputies who worked at that time .All information related to the legislative co-authorship of deputies was processed using Python tools .The difference between co-authorship in draft laws and co-authorship in already adopted federal laws is shown, and the features of legislative co-authorship depending on the status of a deputy and his membership in a faction are also presented. The results of the study can be used in the implementation of projects to promote the interests of business and society in public authorities. Keywords: State Duma of the VII convocation; deputies; legislative co-authorship; legislative activity; legislative efficiency; federal laws; draft laws; factions of the State Duma

For citation: Tolmacheva I.V. Features of legislative co-authorship of deputies state Duma of the VII convocation. Gumanitarnye Nauki. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(5):92-100. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-5-92-100

© И.В .Толмачёва, 2021

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее исследование является на данный момент единственным, хотя деятельность законодателей привлекает внимание многих политологов и политтехнологов. Начиная с 2007 г. аналитики регулярно презентуют результаты различных исследований работы парламента, которые базируются на анализе законотворческой активности парламентариев1 [1-3]. Но есть и другие исследования, основанные на анализе иных аспектов деятельности законодателей: оценке региональной работы, медийной активности, участии в партийных мероприятиях депутатов фракции «Единая Россия», губернаторов, сотрудников Управления Президента по внутренней политике, фракции и партии2. Существует анализ действующих практик депутатских и парламентских запросов, а также депутатской дисциплины путем исследования специфики голосования парламентариев по рассматриваемым законопроектам поиск коррупционных связей депутатов с предпринимательским сообществом с опорой на открытые источники, а также описание работы парламента, основанное на многочисленных экспертных интервью5,6. Подобную параллельную работу ведут украинские коллеги, исследуя активность депутатов Верховной Рады [4-6].

Исследования законотворческого соавторства российских депутатов отсутствуют, но в 2015 г. киевскими коллегами было организовано исследование законотворческого соавторства депутатов украинского парламента восьмого созыва. Тогда они выявили, что принадлежность к «коалиции» или «оппозиции» в Верховной Раде не влияет на соавторство:

1 Рейтинг законотворцев. Основные тренды осенней сессии Госдумы 2017 года. Фонд ИСЭПИ (Институт социально-экономических и политических исследований). URL: http://www.isepr.ru/upload/iblock/5ca/reyting_2018.pdf.

2 «Единая Россия» оценила работу своих депутатов в Госдуме. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2020/01/14/820516-deputati-raznogo.

3 Фикция вместо функции. Исследования Центра Политической Конъюнктуры. URL: https://cpkr.ru/issledovaniya/ vybory-2021/fiktsiya-vmesto-funktsii/.

4 Бездействующая Дума. Исследования Центра Политической Конъюнктуры. URL: https://cpkr.ru/issledovaniya/ vybory-2021/fiktsiya-vmesto-funktsii/.

5 Трансперенси посчитала влиятельность депутатов Госдумы. URL: https://transparency.org.ru/research/v-rossii/ transperensi-podschitala-vliyatelnost-deputatov-gosdumy. html.

6 У Государственной Думы разглядели субъектность. URL:

https://www.kommersant.ru/doc/4163683.

депутаты «смешиваются» в процессе законотворчества [7]. В то же время вопросы законотворческого соавторства привлекают внимание самих российских парламентариев. В январе 2020 г. были приняты поправки в регламент работы Госдумы, согласно которым невозможно стать соавтором законопроекта после того, как документ внесли на рассмотрение в палату парламента. Такие ограничения в присоединении к числу соавторов законопроекта, по мнению председателя Госдумы Вячеслава Володина, повышают качество законопроектов: «Если депутат написал законопроект и внес его, уже присоединяться к этому законопроекту в виде соавторов нельзя. Если группа депутатов работала как коллектив авторов и вносит законопроект, также невозможно будет присоединяться» 7. Такие нововведения позволяют определить, кто действительно является активным автором или соавтором документа.

ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Численность представителей нижней палаты российского парламента составляет 450 человек, но состав не является постоянным, так как происходит регулярная «миграция» депутатов в Совет Федерации, в органы исполнительной власти и другие политические институты. Вакантные мандаты передаются новым депутатам. Нами была исследована законотворческая деятельность всех депутатов Госдумы VII созыва, которые были авторами законопроектов, вне зависимости от длительности их работы там.

В исследование были включены законопроекты, внесенные на рассмотрение в парламент в период с 16 сентября 2016 по 31 декабря 2020 г. В основе исследования — информация «Системы обеспечения законодательной деятельности» официального сайта Государственной Думы РФ, в которой содержатся паспортные данные внесенного на рассмотрение законопроекта, где указывается субъект права законодательной инициативы8. В случае, когда субъектом права законодательной инициативы являются парламентарии, система показывает список депутатов и сенаторов, которые становятся авторами законопроекта. Соавторство

7 URL: http://duma.gov.ru/news/47539/.

8 Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/oz#data_source_tab_b.

определяется нами как появление имени депутата или сенатора в общем списке инициаторов: все депутаты и сенаторы рассматриваются как соавторы законопроекта.

В исследуемый период по инициативе депутатов на рассмотрение в Госдуму было внесено 2207 законопроектов, из которых к моменту завершения периода исследования 642 документа трансформировались в федеральные законы. Парламентарии редко инициируют законопроекты в одиночестве, и обычно в соавторах документа числятся от нескольких депутатов до нескольких десятков депутатов, включая сенаторов. В результате формируется грандиозный массив данных, связанных с особенностями законотворческого соавторства.

В итоге были получены многочисленные данные о законотворческом соавторстве депутатов Госдумы VII созыва и в первую очередь точная информация о соавторстве в именах (с кем из коллег депутат инициировал законопроекты) и цифрах (как часто он именно с этими коллегами инициировал законопроекты).

Ниже представлены примеры законотворческого соавторства конкретных депутатов. Они были выбраны с опорой на результаты количественного исследования законодательной деятельности субъектов права законодательной инициативы Российской Федерации в 2016-2019 гг., которые позволили выявить эффективность депутатов путем анализа их законотворческой активности; количества внесенных ими законопроектов, принятых и отклоненных законопроектов; доли принятых законопроектов в числе рассмотренных законопроектов. Тогда утверждалось, что чем больше доля принятых федеральных законов в числе многочисленных внесенных на рассмотрение законопроектов, тем эффективнее парламентарий [3]. Так, в центре внимания оказались руководители фракций и преимущественно эффективные депутаты. Среди них: Сергей Неверов, Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Сергей Миронов, Вячеслав Володин, Павел Крашенинников, Антон Гетта, Игорь Лебедев, Иван Мельников, Анатолий Аксаков, Андрей Луговой, Юрий Синельщиков, Валерий Гартунг, Ярослав Нилов.

результаты исследования

Конкретное соавторство — имена и цифры.

Удалось выяснить, с кем конкретно и как часто

каждый депутат вступал в законотворческое соавторство, а также число всех соавторов депутата вне зависимости от частоты соавторства. Именно поиск имен наиболее частых соавторов представлял первостепенную задачу исследования. К сожалению, формат статьи не позволяет отобразить в полной мере и наглядно продемонстрировать результаты исследования ввиду того, что они требуют визуализации с помощью интерактивной инфографики, доступной в режиме онлайн, которая способна определить законотворческую активность и соавторство каждого парламентария (так как интерес представляет деятельность всех депутатов без исключения). Поэтому, хотя и были рассмотрены все депутаты созыва, и мы располагаем информацией о специфике соавторства каждого парламентария, ниже будут описаны только некоторые случаи.

Приоритет многочисленного соавторства. Каждый парламентарий (за редким исключением тех, кто занимает крайне пассивную роль в законотворчестве) имеет широкий круг соавторов, но не с каждым из них часто совместно инициирует законопроекты. Особое внимание привлекает к себе многочисленное (наиболее часто встречающееся) законотворческое соавторство, которое демонстрирует «крепкие связи» между парламентариями и может свидетельствовать об особенностях законотворческой стратегии не только частного законодателя, но и целых фракций, и быть использовано исследователями в политтех-нологических и лоббистских целях. Поэтому в центре нашего внимания — только первые десять самых многочисленных соавторов законопроектов каждого депутата: коллеги парламентария, в соавторстве с которыми он чаще всего инициирует законопроекты. Важно учитывать, что все выводы и заключения, представленные далее в тексте, основываются именно на анализе первых десяти наиболее часто встречающихся соавторах депутата.

Хотя в некоторых случаях общее число соавторов и список малочисленных соавторов могут быть внушительными, так как, будучи активным законодателем, парламентарий способен вступить в соавторство со всеми депутатами и сенаторами. Например, депутат фракции «Единая Россия» Антон Гетта вступил в законотворческое соавторство с более чем

380 депутатами, при этом чаще всего — с од-нопартийцем Сергеем Чижовым (128 общих законопроектов). В то же время есть 37 депутатов, малочисленных соавторов различных фракций, с которыми Антон Гетта только единожды вступил в соавторство.

Различие соавторства в законопроектах и в законах. Часто существует различие в соавторах законопроектов и в соавторах уже состоявшихся федеральных законов. Другими словами, депутат предпочитает соавторство в законопроектах с одним составом соавторов, а реальные федеральные законы у него «получаются» порой с совершенно иным составом соавторов. Так происходит, потому что не все законодательные инициативы трансформируются в федеральные законы, а некоторые из них снимаются с рассмотрения, и судьба законопроекта во многом зависит от его авторов.

Незначительное различие в соавторах законопроектов и законов может служить еще одним критерием эффективности законодателя, потому что соавторы парламентария, с которыми в итоге пишутся федеральные законы, действительно формируют законодательство, а не «сотрясают воздух». Именно такое соавторство может считаться эффективным и демонстрировать способности депутата к вхождению в продуктивные коалиции, свидетельствовать о серьезном политическом весе в парламенте и лоббистской эффективности законодателя.

Специфика законотворческого соавторства в зависимости от принадлежности к фракции. Результаты исследования показали значительные различия законотворческого соавторства депутатов фракции «Единая Россия» (ЕР) и депутатов малочисленных фракций, таких как «Справедливая Россия» (СР), «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР), «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ). Депутаты фракции «Единая Россия» предпочитают законотворческое соавторство с однопартийцами, лидерами малочисленных фракций и руководством Госдумы. Такие законопроекты обычно становятся федеральными законами. Депутаты иных фракций также практикуют соавторство в законопроектах с однопартийцами. «Справедливая Россия» и КПРФ зачастую вносят на рассмотрение законопроекты, указывая в составе соавторов всех или почти всех депутатов фракции. Такие законопроекты обычно

снимаются с рассмотрения и только в редких случаях становятся законами.

Депутаты малочисленных фракций, желающие стать соавторами федерального закона, а не законопроекта с плачевной перспективой, вступают в законотворческие коалиции с депутатами фракции «Единая Россия», лидерами иных фракций и руководством нижней палаты парламента, так как законопроекты без участия депутатов фракции «Единая Россия» в подавляющем большинстве случаев не трансформируются в федеральные законы, а снимаются с рассмотрения.

Например, депутат фракции ЛДПР, заместитель председателя Госдумы Игорь Лебедев в соавторстве в законопроектах предпочитает однопартийцев: Ярослава Нилова (ЛДПР, 102 общих законопроекта), Бориса Пайкина (ЛДПР, 46 общих законопроектов), Алексея Диденко (ЛДПР, 44 общих законопроекта), Дмитрия Сви-щева (ЛДПР, 44 общих законопроекта), Андрея Свинцова (ЛДПР, 38 общих законопроектов), Александра Курдюмова (ЛДПР, 18 общих законопроектов, сложил полномочия в марте 2021 г.), Владимира Сысоева (ЛДПР, 16 общих законопроектов, сложил полномочия в марте 2019 г.), Вадима Деньгина (ЛДПР, 15 общих законопроектов, сложил полномочия в сентябре 2020 г.), Елену Строкову (ЛДПР, 13 общих законопроектов), Михаила Дегтярёва (ЛДПР, 12 общих законопроектов, сложил полномочия в июле 2020 г.). Тогда как в соавторах федеральных законов числятся депутаты фракции «Единая Россия», лидеры малочисленных фракций и только один однопартиец: Иван Мельников (КПРФ, 9 общих законов), Михаил Дегтярёв (ЛДПР, 7 общих законов), Вячеслав Володин (ЕР,

6 общих законов), Ирина Яровая (ЕР, 6 общих законов), Валерий Газзаев (СР, 5 общих законов), Валерий Иванов (ЕР, 5 общих законов), Сергей Миронов (СР, 5 общих законов), Николай Николаев (ЕР, 5 общих законов), Анатолий Петров (ЕР, 5 общих законов), Дмитрий Пирог (ЕР, 5 общих законов).

Депутат фракции КПРФ Юрий Синельщи-ков демонстрирует соавторство в законопроектах с однопартийцами, тогда как федеральные законы «получаются» в соавторстве с депутатами фракции «Единая Россия» и только с одним однопартийцем: Ириной Белых (ЕР,

7 общих законов), Михаилом Емельяновым (СР, 6 общих законов), Алексеем Кобилевым

(ЕР, 5 общих законов), Павлом Крашенинниковым (ЕР, 5 общих законов), Антоном Геттой (ЕР, 4 общих закона), Николаем Говориным (ЕР, 4 общих закона), Рафаэлем Марданшиным (ЕР, 4 общих закона), Виктором Пинским (ЕР, 4 общих закона), Василием Пискаревым (ЕР, 4 общих закона), Айратом Фарраховым (ЕР,

4 общих закона).

Депутат фракции ЛДПР, председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов соавторство в законопроектах практикует с однопартийцами, тогда как федеральные законы формируются в соавторстве с депутатами фракции «Единая Россия» и только одним однопартийцем: Ольгой Павловой (ЕР, 5 общих законов), Игорем Лебедевым (ЛДПР, 4 общих закона), Владимиром Мельником (ЕР, 4 общих закона), Михаилом Романовым (ЕР, 4 общих закона), Владимиром Афонским (ЕР, 3 общих закона), Ольгой Бата-линой (ЕР, 3 общих закона, сложила полномочия в феврале 2020 г.), Светланой Бессараб (ЕР, 3 общих закона), Валерием Ивановым (ЕР, 3 общих закона), Владимиром Катеневым (ЕР, 3 общих закона), Александром Клыкановым (ЕР, 3 общих закона).

Депутат фракции КПРФ, первый заместитель председателя Госдумы Иван Мельников показывает многочисленное соавторство в законопроектах с однопартийцами, но в уже состоявшихся федеральных законах он является соавтором лидеров иных фракций, одного однопартийца и сенатора: Вячеслава Володина (ЕР, 12 общих законов), Игоря Лебедева (ЛДПР, 9 общих законов), Владимира Жириновского (ЛДПР, 8 общих законов), Сергея Миронова (СР, 7 общих законов), Анатолия Аксакова (СР, 6 общих законов), Родиона Букачакова (ЕР, 4 общих закона), Михаила Емельянова (СР, 4 общих закона), Евгения Москвичева (ЕР, 4 общих закона), Геннадия Зюганова (КПРФ, 4 общих закона), сенатора Сергея Рябухина (Совет Федерации,

5 общих законов).

Существуют депутаты малочисленных фракций (и таковых меньшинство), которые избегают законотворческого соавторства с однопартийцами, но вступают в коалиции с депутатами фракции «Единая Россия». Например, законопроекты депутата фракции ЛДПР Андрея Лугового идут в соавторстве с Антоном Гетта (ЕР, 6 общих законопроектов), Николаем Петруниным (ЕР, 6 общих законопроектов),

Василием Пискаревым (ЕР, 6 общих законопроектов), Владимиром Синяговским (ЕР, 6 общих законопроектов), Рахимом Азимовым (ЕР, 5 общих законопроектов), Мурадом Гаджиевым (ЕР, 5 общих законопроектов), Николаем Говориным (ЕР, 5 общих законопроектов), Максимом Ивановым (ЕР, 5 общих законопроектов), Алексеем Канаевым (ЕР, 5 общих законопроектов), Сергеем Катасоновым (ЛДПР, 5 общих законопроектов). Федеральные законы с участием Андрея Лугового разрабатываются в соавторстве с вышеперечисленными депутатами фракции «Единая Россия», за исключением Максима Иванова (ЕР) и Сергея Катасонова (ЛДПР). Их замещают два депутата из фракции «Единая Россия»: Петр Пимашков (ЕР, 5 общих законов), Дмитрий Ламейкин (ЕР, 3 общих закона). Очевидно, депутат предпочитает не делать «лишних движений», вступая в соавторство с неэффективными партийными соратниками, а «прикрепляется» к лидерам фракции «Единая Россия», соавторство с которыми гарантирует высокую законотворческую активность.

Также есть депутаты малочисленных фракций (и таковых большинство), которые, напротив, избегают соавторства с депутатами из фракции «Единая Россия» и вступают в коалиции только с однопартийцами. Например, депутат фракции «Справедливая Россия» Валерий Гартунг вступает в законотворческое соавторство с однопартийцами: Сергем Мироновым (СР, 132 общих законопроекта), Михаилом Емельяновым (СР, 119 общих законопроектов), Олегом Ниловым (СР, 117 общих законопроектов), Ольгой Епифановой (СР, 98 общих законопроектов, сложила полномочия в феврале 2020 г.), Олегом Николаевым (СР, 94 общих законопроекта, сложил полномочия в январе 2020 г.), Федотом Тумусовым (СР, 83 общих законопроекта), Александром Ремезковым (СР, 81 общий законопроект), Сергеем Крючеком (СР, 77 общих законопроектов), Олегом Шеиным (СР, 76 общих законопроектов), Гаджимурадом Омаровым (СР, 75 общих законопроектов). Законами становятся документы в соавторстве с теми же однопартийцами: Олегом Николаевым (СР, 3 общих закона, сложил полномочия в январе 2020 г.), Ольгой Епифановой (СР, 2 общих закона, сложила полномочия в феврале 2020 г.), Сергеем Крючеком (СР, 2 общих закона), Сергем Мироновым (СР, 2 общих закона), Гаджимурадом Омаровым (СР, 2 общих закона),

Олегом Шеиным (СР, 2 общих закона), Вадимом Белоусовым (СР, 2 общих закона), Валерием Газзаевым (СР, 2 общих закона), Анатолием Грешневиковым (СР, 2 общих закона), Александром Терентьевым (СР, 2 общих закона).

Редко депутаты малочисленных фракций выбирают «срединный путь» и уверенно вступают в соавторство как с однопартийцами, так и с депутатами фракции «Единая Россия», как это практикует депутат фракции «Справедливая Россия», председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он является автором законопроектов совместно с четырьмя депутатами фракции «Единая Россия» и шестью однопартийцами: Игорем Дивинским (ЕР, 84 общих законопроекта), Олегом Николаевым (СР, 80 общих законопроектов, сложил полномочия в январе 2020 г.), Антоном Гетта (ЕР, 63 общих законопроекта), Евгением Шулеповым (ЕР, 54 общих законопроекта), Алексеем Изотовым (ЕР, 38 общих законопроектов), Сергеем Крючеком (СР, 32 общих законопроекта), Валерием Газзаевым (СР, 31 общий законопроект), Еленой Драпеко (СР, 31 общий законопроект), Михаилом Емельяновым (СР, 30 общих законопроектов), Олегом Ниловым (СР, 30 общих законопроектов). Соавторами Анатолия Аксакова в федеральных законах выступают депутаты фракции «Единая Россия» и только один однопартиец: Игорь Дивинский (ЕР, 61 общий закон), Антон Гетта (ЕР, 45 общих законов), Олег Николаев (СР, 44 общих закона, сложил полномочия в январе 2020 г.), Евгений Шулепов (ЕР, 40 общих законов), Дмитрий Скриванов (ЕР, 25 общих законов), Михаил Романов (ЕР, 24 общих закона), Владимир Афонский (ЕР, 23 общих закона), Алексей Изотов (ЕР, 22 общих закона), Ирина Гусева (ЕР, 21 общий закон), Михаил Гулевский (ЕР, 17 общих законов).

Несмотря на общую законодательную эффективность «Единой России», внутри самой фракции существуют депутаты с высокой законодательной эффективностью и депутаты с низкой законодательной эффективностью, а также депутаты с неординарными результатами законотворческой активности [3]. Исследование показало, что депутаты с высокой эффективностью образуют устойчивое «ядро» соавторов законопроектов, и стабильным составом часто и регулярно вносят на рассмотрение законопроекты, которые рано или поздно

становятся федеральными законами. В это «ядро» входят депутаты: Антон Гетта, Николай Говорин, Алексей Кобилев, Гаджимет Сафара-лиев, Мурад Гаджиев, Магомед Гаджиев, Виктор Водолацкий, Валерий Иванов, Анатолий Петров, Михаил Романов, Сергей Чижов, Ирина Гусева, Игорь Сапко, Александр Максимов, Евгений Шулепов. Например, почти все законопроекты с участием Антона Гетты становятся федеральными законами, соавторами которых выступают депутаты фракции «Единая Россия»: Ирина Гусева (ЕР, 82 общих закона), Николай Говорин (ЕР, 80 общих законов), Сергей Чижов (ЕР, 80 общих законов), Алексей Кобилев (ЕР, 79 общих закона), Мурад Гаджиев (ЕР, 64 общих закона), Гаджимет Сафаралиев (ЕР, 64 общих закона), Валерий Иванов (ЕР, 63 общих закона), Александр Максимов (ЕР, 58 общих законов), Игорь Сапко (ЕР, 58 общих законов), Евгений Шулепов (ЕР, 58 общих законов).

Соавторами депутата с неординарными результатами законотворческой активности, председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова являются члены фракции «Единая Россия» и сенатор: Рафаэль Мардан-шин (ЕР, 19 общих законов), Михаил Романов (ЕР, 17 общих законов), Айрат Фаррахов (ЕР, 17 общих законов), Юрий Швыткин (ЕР, 17 общих законов), Алексей Ткачев (ЕР, 15 общих законов), Николай Говорин (ЕР, 14 общих законов), Ольга Баталина (ЕР, 13 общих законов, сложила полномочия в феврале 2020 г.), Алексей Загребин (ЕР, 13 общих законов), Валерий Иванов (ЕР, 13 общих законов), сенатор Андрей Клишас (Совет Федерации, 14 общих законов).

Соавторство депутатов фракции «Единая Россия», обладающих низкой эффективностью, и депутатов малочисленных фракций с политиками из «ядра» фракции «Единая Россия» обещает успех в деле прохождения законопроекта через парламент и его трансформацию в федеральный закон. Хотя сами депутаты «ядра» не стремятся связываться законотворческим соавторством с большинством депутатов малочисленных фракций.

Особняком стоит соавторство депутата фракции «Единая Россия», председателя Госдумы VII созыва Вячеслава Володина. Среди его соавторов в федеральных законах числятся Иван Мельников (КПРФ, 12 общих законов), Сергей Неверов (ЕР, 11 общих законов), Влади-

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

мир Жириновский (ЛДПР, 10 общих законов), Павел Крашенинников (ЕР, 9 общих законов), Геннадий Зюганов (КПРФ, 6 общих законов), Игорь Лебедев (ЛДПР, 6 общих законов), Сергей Миронов (СР, 6 общих законов), Анатолий Аксаков (СР, 6 общих законов), Андрей Исаев (ЕР, 6 общих законов), Александр Жуков (ЕР, 5 общих законов). Председатель вступает в исключительно прицельное соавторство с руководителями фракций, представителями руководства Госдумы, а также несколькими депутатами, обладающими высокой законотворческой эффективностью. Подобную специфику законотворческого соавторства демонстрируют руководители фракций, но только в формате соавторства в федеральных законах, за исключением руководителя фракции «Единая Россия».

Руководители фракций ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия» не только вступают в многочисленное и бесперспективное, с точки зрения принятия федеральных законов, соавторство со своими однопартийцами (так как известно, что большая часть таких законопроектов снимается с рассмотрения), но и регулярно входят в законотворческие коалиции с лидерами иных фракций и руководством Госдумы, что обеспечивает им эффективное участие в законотворчестве, так как законопроекты в соавторстве с «тяжеловесами» парламента зачастую становятся законами.

Руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский показывает «разношерстный» состав соавторов законопроектов, в который входят депутаты всех фракций и однопартий-цы: Ярослав Нилов (ЛДПР, 22 общих законопроекта), Алексей Диденко (ЛДПР, 12 общих законопроектов), Елена Строкова (ЛДПР, 12 общих законопроектов), Вячеслав Володин (ЕР, 11 общих законопроектов), Сергей Миронов (СР, 10 общих законопроектов), Геннадий Зюганов (КПРФ, 10 общих законопроектов), Иван Мельников (КПРФ, 9 общих законопроектов), Андрей Свинцов (ЛДПР, 8 общих законопроектов), Сергей Неверов (ЕР, 7 общих законопроектов), Михаил Дегтярёв (ЛДПР, 6 общих законопроектов, сложил полномочия в июле 2020 г.). Однако в составе соавторов федеральных законов однопартийцы уже отсутствуют, и на первый план выходит соавторство с руководителями и лидерами иных фракций: Вячеславом Володиным (ЕР, 10 общих законов),

Геннадием Зюгановым (КПРФ, 8 общих законов), Иваном Мельниковым (КПРФ, 8 общих законов), Сергеем Мироновым (СР, 8 общих законов), Сергеем Неверовым (ЕР, 6 общих законов), Анатолием Аксаковым (СР, 5 общих законов), Ириной Яровой (ЕР, 4 общих закона), Александром Жуковым (ЕР, 3 общих закона), Михаилом Емельяновым (ЕР, 3 общих закона), Владимиром Кашиным (КПРФ, 3 общих закона).

Руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов предпочитает соавторство в законопроектах с однопартийцами, но федеральные законы «получаются» в соавторстве в лидерами иных фракций и только четырьмя однопартийцами: Владимиром Жириновским (ЛДПР, 8 общих законов), Геннадием Зюгановым (КПРФ, 8 общих законов), Вячеславом Володиным (ЕР, 7 общих законов), Иваном Мельниковым (КПРФ, 7 общих законов), Михаилом Емельяновым (СР, 5 общих законов), Игорем Лебедевым (ЛДПР, 5 общих законов), Сергеем Неверовым (ЕР, 5 общих законов), Вадимом Белоусовым (СР, 4 общих закона), Ольгой Епифановой (СР, 4 общих закона, сложила полномочия в феврале 2020 г.), Олегом Ниловым (СР, 4 общих закона).

Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов в качестве соавторов законопроектов также выбирает однопартийцев: Владимира Кашина (КПРФ, 78 общих законопроектов), Николая Коломейцева (КПРФ, 78 общих законопроектов), Ивана Мельникова (КПРФ, 78 общих законопроектов), Юрия Афонина (КПРФ, 66 общих законопроектов), Дмитрия Новикова (КПРФ, 62 общих законопроекта), Валентина Шурчанова (КПРФ, 62 общих законопроекта, скончался в декабре 2020 г.), Николая Арефьева (КПРФ, 59 общих законопроектов), Валерия Рашкина (КПРФ, 55 общих законопроектов), Казбека Тайсаева (КПРФ, 55 общих законопроектов), Николая Иванова (КПРФ, 54 общих законопроекта). Законами становятся проекты в соавторстве с лидерами иных фракций и только с двумя однопартийцами: Владимиром Жириновским (ЛДПР, 8 общих законов), Сергеем Мироновым (СР, 8 общих законов), Вячеславом Володиным (ЕР, 6 общих законов), Сергеем Неверовым (ЕР, 5 общих законов), Иваном Мельниковым (КПРФ, 4 общих закона), Ириной Яровой (ЕР, 4 общих закона), Михаилом Емельяновым (СР, 3 общих закона),

Александром Жуковым (ЕР, 3 общих закона), Павлом Крашенинниковым (ЕР, 3 общих закона), Владимиром Кашиным (КПРФ, 3 общих закона).

Руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов следует похожей стратегии, вступая в частое законотворческое соавторство с однопартийцами и лидерами иных фракций, но состав соавторов законов не отличается от состава соавторов законопроектов. Так, чаше всего соавторами федеральных законов были: Андрей Исаев (ЕР, 15 общих законов), Вячеслав Володин (ЕР, 11 общих законов), Владимир Жириновский (ЛДПР, 6 общих законов), Александр Жуков (ЕР, 5 общих законов), Виктор Кидяев (ЕР, 5 общих законов), Геннадий Зюганов (КПРФ, 5 общих законов), Сергей Миронов (СР, 5 общих законов), Дмитрий Белик (ЕР, 4 общих закона), Анатолий Аксаков (СР, 4 общих закона), а также сенатор Андрей Турчак (Совет Федерации, 11 общих законов).

Специфика соавторства, которую показывают руководители фракций, не доступна для большинства депутатов малочисленных фракций. Отдельный интерес может представлять очередное исследование, позволяющее определить содержание федеральных законов, в которые «вписываются» лидеры и руководители фракций ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия». Предполагается, что эти законы определяют общий политический вектор развития государства и никак не связаны с активной парламентской деятельностью малочисленных фракций Госдумы, которая демонстрируется обществу как оппозиционная.

выводы

Анализ законотворческого соавторства депутатов позволяет выявить наиболее частое соавторство парламентариев, которое показывает специфику законотворческой деятельности каждого законодателя: общее число соавторов; тех, кто наиболее часто выступает в соавторстве; в какие коалиции вступает депутат; когда вносит законопроекты на рассмотрение в Госдуму и какое соавторство выстраивает парламентарий, чтобы законопроект трансформировался в закон. В обобщенном виде результаты анализа законотворческого соавторства парламентариев Госдумы VII созыва демонстрируют особенности законодательной деятельности депутатов в зависимости от статуса и принадлежности к фракции. Полученные данные могут быть использованы в реализации проектов по продвижению интересов бизнеса и общества в органах государственной власти. Обладая информацией о том, какое законотворческое соавторство предпочитает тот или иной парламентарий, легче выстраивать лоббистские стратегии, выделять эффективные коалиции депутатов, чтобы прогнозировать судьбу законопроекта и его вероятность стать федеральным законом.

К моменту публикации статьи Госдума VII созыва уже завершит свою работу. Большая часть уже бывших депутатов не вернется к работе в следующем созыве. Тем не менее результаты исследования характеризуют деятельность минувшего созыва и могут быть использованы в ходе анализа законотворческого соавторства депутатов Госдумы VIII созыва.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Толстых П. А. Лучшие лоббисты Государственной Думы ФС РФ IV созыва. URL: https://www.hse.ru/ data/844/351/1238/Tekst_Tolstyh.pdf.

2. Кирдина С. Г., Рубинштейн А. А., Толмачева И. В. База данных LAWSTREAM.RU: количественные оценки институциональных изменений. Научный доклад. М.: Институт экономики; 2009.

3. Толмачева И. В. Анализ эффективности субъектов права законодательной инициативы Российской Федерации в 2016-2019 годах. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(5):100-109.

4. Остапчук Д. Рейтинг депутатов: как народные избранники отработали 5-ю сессию. URL: https://voxukraine.org/ru/rejting-deputativ-ru.

5. Надельнюк А. «Большой брат» Слуги народа: три депутата-отступника и еще семь на подходе. Кто они? URL: https://www.liga.net/politics/articles/bolshoy-brat-slugi-naroda-tri-deputata-otstupnika-i-esche-sem-na-podhode-kto-oni.

6. Остапчук Д. Какой будет новая коалиция, или о чем молчат политики, но говорит математика. URL: https://voxukraine.org/ru/yakoiy-bude-nova-koalitsiya-ru.

7. Брик Т., Остапчук Д. Анализ сетей в украинском парламенте посредством рассмотрения законотворческого соавторства. URL: https://voxukraine.org/ru/analyzing-ukrainian-parliament-networks-through-legislative - co - authorship - ru.

references

1. Tolstykh P. A. The best lobbyists of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the IV convocation. URL: https://www.hse.ru/data/844/351/1238/Tekst_Tolstyh.pdf. (In Russ.).

2. Kirdina S. G., Rubinshtein A. A., Tolmacheva I. V. LAWSTREAM.RU database: Quantitative assessments of institutional changes. Scientific report. Moscow: Institute of Economics; 2009. (In Russ.).

3. Tolmacheva I. V. Analysis of the effectiveness of subjects of law of the legislative initiative of the Russian Federation in 2016-2019. Gumanitarnye Nauki. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(5):100-109. (In Russ.).

4. Ostapchuk D. Rating of Deputies: How People's Deputies Worked Out the 5th Session. URL: https://voxukraine.org/ru/rejting-deputativ-ru. (In Russ.).

5. Nadelnyuk A. "Big Brother" Servants of the people: three apostate deputies and seven more on the way. Who are they? URL: https://www.liga.net/politics/articles/bolshoy-brat-slugi-naroda-tri-deputata-otstupnika-i-esche-sem-na-podhode-kto-oni. (In Russ.).

6. Ostapchuk D. What will the new coalition be, or what politicians are silent about, but mathematics speaks. URL: https://voxukraine.org/ru/yakoiy-bude-nova-koalitsiya-ru. (In Russ.).

7. Brik T., Ostapchuk D., Analysis of networks in the Ukrainian parliament through consideration of legislative co-authorship. URL: https://voxukraine.org/ru/analyzing-ukrainian-parliament-networks-through-legislative-co-authorship-ru. (In Russ.).

информация об авторе

Ирина Васильевна Толмачёва — руководитель исследовательской группы ИД «Аргументы недели»,

Москва, Россия

i.v.tolmacheva@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Irina V. Tolmacheva — Head of the research group of the Publishing House "Arguments of the week",

Moscow, Russia

i.v.tolmacheva@gmail.com

Статья поступила 08.07.2021; принята к публикации 30.07.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received on 08.07.2021; accepted for publication on 30.07.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.