Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ АГРЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ'

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ АГРЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая агрессия / язык СМИ / региональные СМИ / журналистика и культура / информационная политика / повестка дня СМИ / language aggression / media language / regional media / journalism and culture / information policy / media agenda

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — В А. Абилькенова, Е А. Гурьянова

Статья посвящена исследованию особенностей языковой агрессии на примере федеральных («Лента.ру») и региональных («Варта») СМИ. В статье представлены исследовательские подходы к пониманию феномена языковой агрессии, проанализированы причины ее появления на страницах СМИ, дан обзор классификаций видов языковой агрессии. В эмпирической части исследования на основе контент-анализа выявлены особенности употребления средств языковой агрессии в интернет-издании «Лента.ру» и в газете «Варта», на основе сравнительно-сопоставительного метода обнаружены общие и различные черты в использовании средств языковой агрессии в федеральном и региональном СМИ. Опираясь на анализ теоретического материала, авторы предприняли попытку интерпретации полученных результатов. В частности, показана связь между ростом языковой агрессии и настроениями общества: во время социальных конфликтов, экономических или политических кризисов языковая агрессия имеет тенденцию к усилению. Выводы исследования помогают понять природу языковой агрессии, а также способствуют выработке рекомендаций по противодействию ей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LINGUISTIC AGGRESSION IN FEDERAL AND REGIONAL MEDIA

The article is dedicated to the study of features of linguistic aggression with reference to federal (Lenta.ru) and regional (Warta) media. The article presents research approaches to understanding the phenomenon of linguistic aggression, analyzes the reasons for its appearance on the pages of the media, and provides an overview of the classifications of types of linguistic aggression. In the empirical part of the study, on the basis of content analysis, the features of the use of means of linguistic aggression in the online publication “Lenta.ru” and in the newspaper “Warta” are revealed, on the basis of a comparative method, common and different features in the use of means of linguistic aggression in federal and regional media. Based on the analysis of theoretical material, the authors interpret the obtained results. In particular, the relationship between the growth of linguistic aggression and the mood of society is shown: during social conflicts, economic or political crises, linguistic aggression tends to increase. The findings of the study help to understand the nature of linguistic aggression, and also contribute to the development of recommendations for countering it.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ АГРЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ»

следовать (и з че го 1>)». Бол ыиинство собственных предлогов арабского языка характеризуются многонначностыги Например, предлог у обладает определенным количеством значений, таких как соотн есеннолты с местом и временем ( у зчя*! «в школе»; Зп^и зос у «в прошлом году»), достижение определенной точки внуеси чого-либо м1>Ь у он («он положил книгу с шкаф»), образ дбйствия и> у5 (« о печали»), цель и т. д.

Таним образом, у послелога даргинского языка нет возможност и перед аты нсе ты значения, которые подразумевают предлоги арабсеого языка. И наоборот - псcлелог может выражать таки е видь, отношен ий, а также иметь такие значения, которые невозможно выразить при помощи предлогов арабского языка. Например, послелог «с» в генитиве имеет пространственное значение: дуЬурличибад герЬухъес - ^ «катиться с горы» (Ьукв.: «спуститься вниз к горе»), в лативе выражает отношения приблизительной меры: хъаличи цугси - ¡¡^ ^ - Л>!1 ¡¡^ - Л>!1 ¡¡у^ «величиной с дом» (арабском языке данное словосочетание можно перевести тремя способами: при помощи предлога ^ (является слитным предлогом, наряду с о и Л), который означает сравнение, и буквально переводится «большой как размер дома»; с предлогом о, который из огромного списка значений, передает масштаб «размером с дом»; без предлога, путем дублирования имени ¡¡^ и добавлению слитного местоимения «, что в результате переводится как «его величина размером с дом»); предлог «с» в эссиве имеет значение связи, соединения, совместности: гьалмагъличил вашес - о" «идти с товарищем», к1ач1аличил дисра -

Библиографическийсписок

^ ¿¿^з^ «нож с вилкой» (при обозначении сопровождения или совместности употребим и предлог о, например: ^ь ^ «он ехал со своей семьёй»).

Как можно заменить, для передачи послеложного значения «вместе, с» в зависимости от падежа используются разные предлоги с учётом контекста.

Подводя итоги, можно резюмировать, что послелоги в даргинском языке находятся в постпозиции относительно предлогов. Данные служебные части речи делятся на: 1) пространственные, 2) временные, 3) причинные, 4) целевые и др. Несобственно предлоги/послелоги образованы от наречий и отыменных форм. Имеют место предлоги арабского и послелоги даргинского языков, совпадающие по значению, но следует иметь в виду, что с абсолютной точностью невозможно сказать, возможно ли сопоставить один предлог в арабском со всеми его значениями с послелогом в даргинском языке. Сопоставительный анализ в данной области ещё представляет большую работу для специалистов по обоим языкам. Нами была сделана попытка анализа небольшого пласта служебных слов, в частности предлогов арабского и послелогов даргинского языков.

Результаты исследования могут быть использованы филологами как арабского, так и даргинского языка. Сопоставительный анализ предлогов и послелогов в данных языках произведен впервые, что делает его результаты ценными для филологов, а также лингвистов, изучающих лексико-грамматические отношения этих языков. Это позволит получить общую картину о предложных системах и послеложных формах в исследуемых языках.

1. Ковалев А.А., Шарбатов ГШ. Учебник арабского языка. Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998.

2. Загиров З.М. Лингводидактическая направленность исследования морфологической классификации предлогов русского и послелогов дагестанских языков. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2008; № 2: 77-82.

3. Чикобава А.С. Превербы и послелоги в истории грузинского языка. Система превербов и послелогов в иберийско-кавказских языках. Черкесск: Карачаево-Черкесский Ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики, 1983: 5-9.

4. Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. Москва: Академия наук СССР 1945: 298-299.

5. Лебедев В.Г., Тюрева Л.С. Практический курс арабского литературного языка. Основной курс. Москва: Восток - Запад, 2006; Т. 1, Ч. 3: 477-478.

6. Мусаева З.Х. Служебные части речи в даргинском и английском языках. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Махачкала, 2010.

7. Абдуллаев З.Г, Абдусаламов А.А., Мусаев М.-С.М., Темирбулатова С.М. Современный даргинский язык. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2014.

References

1. Kovalev A.A., Sharbatov G.Sh. Uchebnikarabskogoyazyka. Moskva: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN, 1998.

2. Zagirov Z.M. Lingvodidakticheskaya napravlennost' issledovaniya morfologicheskoj klassifikacii predlogov russkogo i poslelogov dagestanskih yazykov. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2008; № 2: 77-82.

3. Chikobava A.S. Preverby i poslelogi v istorii gruzinskogo yazyka. Sistema preverbov i poslelogov v iberijsko-kavkazskih yazykah. Cherkessk: Karachaevo-Cherkesskij Ordena «Znak Pocheta» nauchno-issledovatel'skij institut istorii, filologii i 'ekonomiki, 1983: 5-9.

4. Meschaninov I.I. Chleny predlozheniya ichastirechi. Moskva: Akademiya nauk SSSR, 1945: 298-299.

5. Lebedev V.G., Tyureva L.S. Prakticheskj kurs arabskogo literaturnogo yazyka. Osnovnoj kurs. Moskva: Vostok - Zapad, 2006; T. 1, Ch. 3: 477-478.

6. Musaeva Z.H. Sluzhebnye chasti rechi v darginskom i anglijskom yazykah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Mahachkala, 2010.

7. Abdullaev Z.G., Abdusalamov A.A., Musaev M.-S.M., Temirbulatova S.M. Sovremennyjdarginskijyazyk. Mahachkala: IYaLI DNC RAN, 2014.

Статья поступила в редакцию 07.06.23

УДК 316.77

Abilkenova V.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: kab-valeriya@mail.ru

Gurianova E.A., BA student, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: lizziegur15@gmail.com

PECULIARITIES OF LINGUISTIC AGGRESSION IN FEDERAL AND REGIONAL MEDIA. The article is dedicated to the study of features of linguistic aggression with reference to federal (Lenta.ru) and regional (Warta) media. The article presents research approaches to understanding the phenomenon of linguistic aggression, analyzes the reasons for its appearance on the pages of the media, and provides an overview of the classifications of types of linguistic aggression. In the empirical part of the study, on the basis of content analysis, the features of the use of means of linguistic aggression in the online publication "Lenta.ru" and in the newspaper "Warta" are revealed, on the basis of a comparative method, common and different features in the use of means of linguistic aggression in federal and regional media. Based on the analysis of theoretical material, the authors interpret the obtained results. In particular, the relationship between the growth of linguistic aggression and the mood of society is shown: during social conflicts, economic or political crises, linguistic aggression tends to increase. The findings of the study help to understand the nature of linguistic aggression, and also contribute to the development of recommendations for countering it.

Key words: language aggression, media language, regional media, journalism and culture, information policy, media agenda

В.А. Абилькенова, канд. социол. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: kab-valeriya@mail.ru

Е.А. Гурьянова, студент, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: lizziegur15@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ АГРЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

Статья посвящена исследованию особенностей языковой агрессии на примере федеральных («Лента.ру») и региональных («Варта») СМИ. В статье представлены исследовательские подходы к пониманию феномена языковой агрессии, проанализированы причины ее появления на страницах СМИ, дан обзор классификаций видов языковой агрессии. В эмпирической части исследования на основе контент-анализа выявлены особенности употребления средств языковой агрессии в интернет-издании «Лента.ру» и в газете «Варта», на основе сравнительно-сопоставительного метода обнаружены общие и различные черты в использовании средств языковой агрессии в федеральном и региональном СМИ. Опираясь на анализ теоретического материала, авторы предприняли попытку интерпретации полученных результатов. В частности, показана связь между ростом языковой агрессии и настроениями общества: во время социальных конфликтов, экономических или политических кризисов языковая агрессия имеет тенденцию к усилению. Выводы исследования помогают понять природу языковой агрессии, а также способствуют выработке рекомендаций по противодействию ей.

Ключевые слова: языковая агрессия, язык СМИ, региональные СМИ, журналистика и культура, информационная политика, повестка дня СМИ

В ХХ-ХХ1 вв. роль СМИ в становлении мироощущения и поведенческих стратегий людей серьезно возросла. Современный человек перманентно находится и в информационной, и в эмоциональной среде, которая создается СМИ. Настроение человека все чаще определяется не только темой информационного контента, но и его стилистикой. Новости и другие сообщения, транслируемые средствами массовой информации, «оказывают заметное влияние на психическое состояние индивидов, их поведение, отношение к окружающим, к действительности» [1], а также воздействуют на качество нашей речи, определяют языковую и культурную ситуацию в обществе. Литературный язык давно исчез с газетных страниц, его заменили жаргонизмы, оскорбления, сниженная лексика, что, несомненно, является проблемой, для решения которой необходимо изучить лексические и дискурсивные средства выражения языковой агрессии, последствия, к которым она может привести.

По мнению Столяровой Е.В., желание журналистов каждый раз одерживать победу в борьбе за привлечение внимание к своему контенту «запускает поиск негативных, оценочных и простых форм речи, в том числе агрессивных» [2]. Учитывая прочную связь качественного уровня русского языка со случаями языкового поведения в прессе, в том числе использования языковой агрессии, что в конечном итоге приводит к выработке и появлению определенных образцов поведения в социуме, авторы считают актуальным и необходимым для выработки решений проанализировать особенности использования средств языковой агрессии в СМИ.

Объектом исследования является феномен языковой агрессии в современных СМИ. Цель: выявить особенности языковой агрессии в федеральных и региональных СМИ. Данная цель предполагает решение следующих задач:

- изучить понятие языковой агрессии;

- выявить причины возникновения языковой агрессии;

- классифицировать и исследовать виды и средства выражения языковой агрессии в СМИ;

- выявить особенности использования средств языковой агрессии в газетах «Варта» и «Комсомольская правда»;

- сравнить использование языковой агрессии в местных и федеральных СМИ и обозначить причины ее возникновения.

Научная новизна заключается не просто в исследовании особенностей языковой агрессии в федеральных и региональных средствах массовой информации, но и в сравнительно-сопоставительном анализе функционирования языковой агрессии в этих СМИ.

Методологическую базу исследования составляют описание, классификация, качественный и количественный анализ, интервьюирование, а также сравнительный подход.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы исследования также могут быть выступать в качестве методических рекомендаций специалистам, занимающихся проблемами языковой агрессии в СМИ.

Практическая значимость состоит в том, что результаты могут быть использованы для противодействия языковой агрессии в средствах массовой информации.

Большинство исследователей подразумевают под языковой агрессией использование языковых средств для выражения неприязни, враждебности; это манера речи, оскорбляющая чье-либо самолюбие, достоинство. Так, в «Энциклопедическом словаре-справочнике по культуре русской речи» речевая агрессия трактуется как «форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом» [3]. Коряковцева Е.И. обращает внимание на то, что агрессивный тип речевого поведения характеризуется такими намерениями: 1) «выражением негативного отношения к кому- или чему-либо (аффективный вектор агрессии)»; 2) «ориентацией на антидиалог, т. е. на субъектно-объектный, некооперативный тип общения с адресатом (прагматический вектор)» [4]. Воронцова Т.А. акцентирует внимание на том, что это такое конфликтное речевое поведение, в основе которого лежит «установка на субъектно-объектный тип общения и негативизирующее воздействие на адресата речи» [5].

Однако, по нашему мнению, эти определения нельзя в полной мере назвать точными, поскольку в понятии языковой агрессии множество аспектов: от психологических, поведенческих и социальных до прагматических и политических. Так, например, Быкова О.Н. связывает понятие речевой агрессии с манипулированием общественным сознанием посредством языковых средств. Исследователь выделяет такую характеристику, как «явное и настойчивое навязывание адресату определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты» [6]. При этом Сковородников А.П., рассматривая языковую агрессию как «неаргументированное вовсе или недостаточно аргументированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата», полагает, что цель автора такого сообщения - «изменение личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т. д.) или поражение в полемике в пользу адресата» [7]. Копни-на ГА. выделяет такую характеристику, как «нацеленность на оскорбление», а то и специальное нанесение вреда адресату, причем уточняет, что «данная прагматическая установка необязательно должна быть связана с желанием говорящего изменить намерения или установки адресанта» [8].

Описывая феномен агрессивного языкового поведения в материалах СМИ, исследователи говорят о том, что журналисты намеренно выбирают подобный стиль своих материалов, понимая мотивы: это «целенаправленное, мотивированное, контролируемое негативное воздействие, предполагающее сознательный выбор как речевых стратегий, так и языковых средств. Речевая агрессия, направленная на читателя и/или референта журналистского текста, может осуществляться как на аксиологическом уровне (навязывание негативного отношения к референту высказывания), так и на когнитивном (вторжение в когнитивное пространство адресата, привнесение нового, негативного содержания в смысловую структуру его концептов либо изменение соотношения их смысловых компонентов)» [4].

Имея в виду представленные мнения исследователей, которые рассматривают феномен языковой агрессии с различных его сторон, мы под данным термином понимаем грубый, жесткий вариант языкового поведения, направленного на унижение или издевательство, манипулирование общественным сознанием, как знак отрицательного отношения к собеседнику, а также наполненность текста сниженной лексикой и негативной информацией, оказывающей тягостное воздействие на потребителя.

Но важно не только исследовать само явление языковой агрессии, но и то, что ее породило - причины возникновения этого феномена. Исследователи указывают множество обстоятельств и факторов, повлиявших на формирование и развитие речевой агрессии в СМИ: тенденция к снижению общей культуры граждан и практически отсутствие самоконтроля над своим речевым поведением, часто игнорирование языковых норм [9]; желание быть ближе к своей аудитории; возможность манипулирования общественным сознанием [10]; необходимость постоянного привлечения и удержания аудитории [11]; ответная реакция на проблемы или изменения в различных сферах государственной деятельности [12].

В своем исследовании мы опираемся на классификацию видов языковой агрессии, разработанную доктором филологических наук Е.И. Шейгал, поскольку считаем, что она более других подходит для анализа периодических изданий. В своих исследованиях ученый представила такую классификацию языковой агрессии:

1. «Эксплетивная - наиболее прямая, резкая, импульсивно-эмоциональная форма вербальной агрессии (бранные инвективы; речевые акты угрозы, вердикты и категоричные требования и призывы)».

2. «Манипулятивная - более рационально-осознанная форма вербальной агрессии, основанная на идеологических трансформациях исходного смысла (инвективные ярлыки, средства диффамации)».

3. «Имплицитная агрессия, связанная с завуалированным выражением соответствующего иллокутивного намерения (косвенные речевые акты, непрямые предикации, иронические инвективы)» [13].

Следует обратить внимание на то, что языковой агрессии посвятили свои научные работы такие исследователи, как А. Басс [14], Ю.В. Щербинина [15], А.К. Михальская, К.Ф. Седов [16] и другие. Они выделили множество классификаций речевой агрессии, отталкиваясь от различных ее признаков и проявлений. Несмотря на разнообразие подходов к классификации речевой агрессии, все исследователи указывают на необходимость борьбы с этим явлением в современных СМИ и обществе.

Кроме того, для выявления особенностей языковой агрессии в федеральных и региональных СМИ мы использовали такие методы, как контент-анализ, логико-семантический анализ, герменевтический и сравнительно-сопоставительный методы. Эмпирической базой послужили 32 000 публикаций, размещенных на интернет-портале газеты «Варта» (более 5 000 публикаций) и в интернет-издании «Лента.ру» (более 27 000 публикаций).

Подведем итоги. Из более чем 5 000 проанализированных публикаций газеты «Варта» признаки языковой агрессии обнаружены в 40 публикациях. Особенности языковой агрессии в региональном СМИ.

- наиболее часто используемыми средствами проявления языковой агрессии являются употребление просторечий и разговорных слов (43%). Далее следует создание ироничного тона в журналистском тексте (18%), сравнения (14%), неологизмы (12%), интертекстуальность (8%), избыток негативной информации (4%).

Например, в публикации от 21.11.2020 г «Куда деваются лекарства из аптек Нижневартовска?» один из подзаголовков сформулирован так: «Хватит потрошить аптеки!» Главным значением слова «потрошить» является процесс очистки туши животного или рыбы от потрохов, но в данном случае - это просторечие, означающее «вынимать, вытряхивать содержимое (обычно о похищаемом)» [17]. Целью его применения в представленном контексте служит отражение негативных настроений в обществе и личной отрицательной оценки действий, описываемых людей автором. С этим же мотивом в тексте публикации употребляются такие понятия, как «напичкать» (разг. заставлять есть, принимать сверх меры), «носиться» (разг. ходить где-нибудь, куда-нибудь, очень спеша) [17; 18].

Еще один пример: в новости от 04.12.2020 г «Автоледи не поделили дорогу» мы сталкиваемся еще с одним средством проявления вербальной агрессии -иронией [19]. Значение понятия «автоледи» определяется как «ирон. женщина-водитель автомобиля» [20]. Заголовок материала носит ироничный характер, из-за чего текст выглядит несерьезным и необъективным. При этом в результате этого ДТП есть пострадавшие, но первоначальной целью автора было показать

свое негативное отношение к женщинам за рулем, что влечет за собой укрепление гендерных стереотипов. Это может способствовать переносу агрессии из СМИ в повседневную жизнь общества.

- Рост языковой агрессии напрямую связан с событиями, происходящими в мире, и психологическим состоянием общества, зависящим от них. Как нам известно, 2020 год ознаменовался как пик активности коронавирусной инфекции. Тогда вирус был еще недостаточно изучен, вакцины только начали появляться. Общество находилось в состоянии стресса, шока, паники, подавленности. За этот год сетевое издание «Варта» выпустило 1836 новостных материалов и статей. Из них 0,22% содержали языковую агрессию.

В 2021 году «Варта» опубликовала 1938 журналистских материалов, 0,62% из них содержали формы проявления вербальной агрессии. 2022 год потряс наше государство и все население России еще больше. В этом году «Варта» опубликовала 1636 журналистских материалов, из которых 1,34% выражали вербальную агрессию.

Обращаясь к результатам исследования материалов интернет-издания «Лента.ру», важно отметить: за период с 2020 по 2022 год было изучено более 27 000 публикаций. Признаки языковой агрессии обнаружены в 9 347 журналистских текстах. К их особенностям относятся следующие.

- самыми распространенными средствами проявления языковой агрессии в материалах «Ленты.ру» являются инвективная лексика (38%) и просторечия (28%), затем жаргонизмы (18%), неологизмы (10%), интертекстуальность (3%), ирония (2%), избыток негативной информации (1%).

Употребляя инвективную лексику и просторечия, авторы материалов стараются не выражать языковую агрессию от своего имени, используя цитаты политиков или других известных людей. Например, в новости от 07.01.2020 г. «Россия ответила Польше на угрозы запретить «трактовать историю» цитату В.В. Путина представили косвенной речью, но при этом оставили неизмененной часть, где он называет посла Польши Юзефа Липски «сволочью и антисемитской свиньей» [21]. В этом случае мы видим яркий пример проявления инвективной лексики. «Сволочь» и «антисемит» - это слова, у которых негативная оценка является основным смыслом их употребления, а зоосемантическая метафора придает высказыванию еще более негативный и уничижительный тон. С подобным проявлением языковой агрессии мы встречаемся в публикации от 13.04.2020 г «Уткин ответил назвавшему его психически больным Соловьеву», где авторы приводят цитату спортивного комментатора, в которой он именует Владимира Соловьева «педерастической обезьяной» [22]. Подобные примеры мы можем наблюдать в публикациях от 13.01.2021 г «Хореограф из группы Тутберидзе пожелал «заткнуть поганый рот» Плющенко на ринге» и от 15.11.2022 г. «Российский чиновник заявил о «розовых жопах» критиков помощи резервистам» [23; 24].

- Наиболее часто феномен языковой агрессии авторы публикаций используют в тематических рубриках «Политика» (47%) и «Происшествия» (23%).

- Число публикаций, содержащих в себе языковую агрессию, увеличивается каждый год, что, по нашему мнению, напрямую связано с актуальной повесткой. Важно отметить, что повестка общероссийских средств массовой информации гораздо шире по сравнению с региональными СМИ. Она затрагивает события и местного, и федерального, и мирового масштаба.

Так, например, в 2020 году помимо коронавирусной инфекции, охватившей не только Россию, но и весь мир, детально освещались следующие события:

- скандальные выборы в США. Борьба между Дональдом Трампом и Джо Байденом красочно описывалась в федеральных сМи, журналисты в своих текстах использовали всевозможные средства речевой агрессии;

- протесты в США после убийства полицейским афроамериканского мужчины;

- чуть позже из-за протестов в США появилось антирасистское движение, которое устраивало многочисленные беспорядки;

- в августе этого года на выборах президента в Белоруссии победу одержал Александр Лукашенко, что также повлекло за собой массовые протесты в стране. Жители государства были убеждены, что результаты голосования были сфальсифицированы;

-в августе в России осудили Михаила Ефремова из-за вины в смертельном ДТП. В исследуемом издании этому посвятили множество публикаций.

«Лента.ру» ежедневно освещала все происходящее, прибегая к негативным и оценочным суждениям, особенно часто публиковались высказывания и мнения известных медийных личностей относительно этого происшествия.

Всего за год было опубликовано 9 194 материалов, из них 20,9% содержали языковую агрессию.

Библиографический список

В 2021 году также произошло немало событий государственного и мирового масштаба, повлекших за собой негативные настроения в обществе. И в этом году «Лента.ру» опубликовала 9 138 журналистских материалов, из которых 34% содержали различные средства проявления речевой агрессии. Политическая обстановка в мире продолжает усугубляться и в 2022 году: за этот год «Лента. ру» выпустила 9 171 публикацию, среди которых 47,08% включали языковую агрессию.

Сравнение функционирования языковой агрессии в федеральном интернет-издании «Лента.ру» и в региональной газете «Варта» показало: самыми распространенными средствами проявления языковой агрессии в региональном СМИ являются просторечия, разговорные слова и ирония, в общероссийском интернет-СМИ «Лента.ру» лидирующие позиции заняла инвективная лексика, она в городской газете не встретилась ни разу. Это факт, вероятно, можно объяснить тем, что городские издания ограничены в выборе инфоповодов - муниципальные органы власти берегут свою репутацию и стараются не делать громких и скандальных заявлений, «звездные новости» редакции таких газет публикуют крайне редко. Кроме того, учредителем местных газет, как правило, выступает администрация муниципалитета, и работа редакции находится под строгим контролем, публикуются только согласованные материалы, критика практически исключена в таких СМИ. Крайней ограниченностью повестки дня можно объяснить и разницу в тематических рубриках, где чаще всего встречается языковая агрессия. В «Варте» это рубрика «Происшествие»: именно в этой тематике встречаются ирония или просторечия, при этом авторы материалов выстраивали свои публикации по схеме «осудить/осмеять правонарушителя -похвалить правоохранителя».

В общероссийском интернет-издании «Лента.ру» журналисты имеют возможность освещать как федеральную, так и мировую повестку. Если журналисты местных СМИ демонстрируют своей аудитории «образ идеального города» через подтверждающие это публикации, то федеральные издания показывают читателю, что Россия лучше других государств, через негативную оценку деятельности зарубежных политиков, спортсменов, звезд и т. д. Именно поэтому в интернет-СМИ «Лента.ру» почти половина публикаций с языковой агрессией была посвящена политической тематике. Таким образом журналисты создают контраст «плохого» и «хорошего», формируя у читателей определенное мнение относительно каких-либо политических событий или навязывая негативное отношение к определенным людям и идеям.

Сравнивая виды языковой агрессии, следует отметить, что в газете «Вар-та» преобладает имплицитная речевая агрессия, то есть вместо прямых угроз, оскорблений и пр. используют косвенные средства передачи агрессии, например, иронию. В публикациях «Ленты.ру», наоборот, превосходят численностью прямые оскорбления в сторону тех или иных лиц и негативные оценки определенных действий. Это дает нам возможность утверждать, что в этом издании чаще используется эксплетивный вид языковой агрессии.

В заключение отметим, что проявление языковой агрессии при освещении мировой, государственной и местной повестки дня является насущной проблемой в СМИ и каждого журналиста отдельно. По нашему мнению, чаще всего это связано с низким уровнем культуры аудитории СМИ и практически отсутствием ориентира на языковую норму. Значительную роль в появлении и распространении языковой агрессии в СМИ занимает и конкурентная борьба изданий за лидирующие позиции на медиарынке, за аудиторию. К сожалению, с каждым годом использование средств языковой агрессии в СМИ значительно возрастает. Проведенный анализ связи между ростом языковой агрессии и настроениями общества показал, что в периоды политических напряжений, социальных конфликтов или экономических кризисов, языковая агрессия имеет тенденцию к усилению.

Последствия активного использования языковой агрессии в СМИ касаются не только психологического состояния аудитории и общего культурного уровня населения, но и репутации журналиста и издания в целом. В некоторых случаях это приводит к судебным разбирательствам против автора публикации или редакции СМИ. Вместе с тем стоит отметить интересное решение интернет-издания «Лента.ру»: в интернет-издании существует фильтрация негативной информации «Лента добра», позволяющая читателю читать новости и другие материалы издания, минуя агрессивный тон. Кнопка для переключения расположена очень удобно, в «шапке» сайта. Среди отфильтрованных публикаций мы не нашли ни одной, в которой встречалась бы языковая агрессия.

Перспектива дальнейших исследований данной темы связана с выработкой рекомендаций по противодействию использования языковой агрессии в СМИ.

1. Гуськова С.В. Речевая агрессия: способы выражения в региональной прессе. Вестник ТГУ. 2012; № 1 (105): 156-165.

2. Столярова Е.В. СМИ как пространство проявления речевой агрессии. Путь науки. 2014; № 10 (10): 80-81. Available at: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_22629295_85014321.pdf

3. Сковородников А.П. Культура русской речи. Энциклопедический словарь - справочник. Москва: Флинта, 2007.

4. Коряковцева Е.И. Язык современной российской прессы: варваризмы и аргонизмы как сигналы речевой агрессии. Современная языковая коммуникация: последние изменения в лексике и словообразовании славянских языков. 2008: 95-105.

5. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход. Диссертация ... доктора филологических наук. Челябинск, 2006.

6. Быкова О.Н. Языковое манипулирование. Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: вестник Российской риторической организации. 1999; Выпуск 1 (8): 99-103.

7. Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе. Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: научно-методический бюллетень. 1997; Выпуск 2 (2): 10-15. Available at: http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0070293.pdf

8. Копнина Г. А. Этическая норма и проблема речевого манипулирования. Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы: материалы Международной научной конференции. 2003: 252-54.

9. Кондрашева Е.В. Речевая агрессия в языке СМИ: разновидности и причины появления. Эпоха науки. 2018; № 14: 241-246. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_35164195_29165322.pdf

10. Майданова Л.М. Агрессивность и речевая агрессия. Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. 1997: 9-13. Available at: file:///C:/ Users/GuryanovaEA/Downloads/5-7525-0288-8_1997.pdf

11. Старостина К.О. Проявление агрессии в современных СМИ. Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: науки об обществе и гуманитарные науки. 2018; № 3: 106-113. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36421851_19355904.pdf

12. Коваленко Д.А. Речевая агрессия в современных СМИ как источник языковых конфликтов. Вестник Адыгейского Государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. 2015; № 1 (152): 217-222. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_23917539_74152963.pdf

13. Шейгал Е.И. Вербальная агрессия в политическом дискурсе. Вопросы стилистики. 1999; Выпуск 28: 204-222.

14. Балахонская Л.В. Типы агрессии в рекламной коммуникации: социально-философский аспект. Геополитика и безопасность. 2014; № 2 (26): 91-97.

15. Щербинина Ю.В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией. Москва: Неолит, 2016. Available at: https://nastavnik-ryb.ru/i/shherbinina.pdf

16. Шпомер Е.А. Проявление речевой агрессии в СМИ (на материале газеты «Комсомольская правда»). Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2021; № 2 (36): 77-83. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48020436_37203194.pdf

17. Толковый словарь Ожегова онлайн. Available at: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23091

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Толковый словарь Ушакова онлайн. Available at: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=36468

19. Гайсина Р Автоледи не поделили дорогу. Варта. 2020; 4 декабря. Available at: https://gazeta-varta.ru/news/media/2020/12/4/avtoledi-ne-podelili-dorogu/

20. Словари и энциклопедии на «Академике». Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/avto/133/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8

21. Дмитров И. Россия ответила Польше на угрозы запретить «трактовать историю». Lenta.ru. 2020; 7 января. Available at: https://lenta.ru/news/2020/01/07/poland/

22. Назаренко О. Уткин ответил назвавшему его психически больным Соловьеву. Lenta.ru. 2020; 13 апреля. Available at: https://lenta.ru/news/2020/04/13/utkin_otvet/

23. Сергеев П. Хореограф из группы Тутберидзе пожелал «заткнуть поганый рот» Плющенко на ринге. Lenta.ru. 2021; 13 января. Available at: https://lenta.ru/news/2021/01/13/ eugenpluschzhelezo/

24. Савин Н. Российский чиновник заявил о «розовых жопах» критиков помощи резервистам. Lenta.ru. 2022; 15 ноября. Available at: https://lenta.ru/news/2022/11/15/pink_ zhopy/

References

1. Gus'kova S.V. Rechevaya agressiya: sposoby vyrazheniya v regional'noj presse. Vestnik TGU. 2012; № 1 (105): 156-165.

2. Stolyarova E.V. SMI kak prostranstvo proyavleniya rechevoj agressii. Put' nauki. 2014; № 10 (10): 80-81. Available at: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_22629295_85014321.pdf

3. Skovorodnikov A.P. Kul'tura russkoj rechi. 'Enciklopedicheskij slovar'- spravochnik. Moskva: Flinta, 2007.

4. Koryakovceva E.I. Yazyk sovremennoj rossijskoj pressy: varvarizmy i argonizmy kak signaly rechevoj agressii. Sovremennayayazykovaya kommunikaciya: poslednieizmeneniya v leksike i slovoobrazovanii slavyanskih yazykov. 2008: 95-105.

5. Voroncova T.A. Rechevaya agressiya: kommunikativno-diskursivnyjpodhod. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Chelyabinsk, 2006.

6. Bykova O.N. Yazykovoe manipulirovanie. Teoreticheskie iprikladnye aspekty rechevogo obscheniya: vestnik Rossijskoj ritoricheskoj organizacii. 1999; Vypusk 1 (8): 99-103.

7. Skovorodnikov A.P. Yazykovoe nasilie v sovremennoj rossijskoj presse. Teoreticheskie i prikladnye aspekiy rechevogo obscheniya: nauchno-metodicheskij byulleten'. 1997; Vypusk 2 (2): 10-15. Available at: http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0070293.pdf

8. Kopnina G.A. ' Eticheskaya norma i problema rechevogo manipulirovaniya. Rusistika na poroge XXI veka: problemy iperspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2003: 252-54.

9. Kondrasheva E.V. Rechevaya agressiya v yazyke SMI: raznovidnosti i prichiny poyavleniya. 'Epoha nauki. 2018; № 14: 241-246. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_35164195_29165322.pdf

10. Majdanova L.M. Agressivnost' i rechevaya agressiya. Rechevaya agressiya i gumanizaciya obscheniya v sredstvah massovoj informacii. 1997: 9-13. Available at: file:///C:/Users/ GuryanovaEA/Downloads/5-7525-0288-8_1997.pdf

11. Starostina K.O. Proyavlenie agressii v sovremennyh SMI. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: nauki ob obschestve i gumanitarnye nauki. 2018; № 3: 106-113. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36421851_19355904.pdf

12. Kovalenko D.A. Rechevaya agressiya v sovremennyh SMI kak istochnik yazykovyh konfliktov. Vestnik Adygejskogo Gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: filologiya i iskusstvovedenie. 2015; № 1 (152): 217-222. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_23917539_74152963.pdf

13. Shejgal E.I. Verbal'naya agressiya v politicheskom diskurse. Voprosy stilistiki. 1999; Vypusk 28: 204-222.

14. Balahonskaya L.V. Tipy agressii v reklamnoj kommunikacii: social'no-filosofskij aspekt. Geopolitika i bezopasnost'. 2014; № 2 (26): 91-97.

15. Scherbinina Yu.V. Rechevayazaschita. Uchimsya upravlyat'agressiej. Moskva: Neolit, 2016. Available at: https://nastavnik-ryb.ru/i/shherbinina.pdf

16. Shpomer E.A. Proyavlenie rechevoj agressii v SMI (na materiale gazety «Komsomol'skaya pravda»). VestnikHakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova. 2021; № 2 (36): 77-83. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48020436_37203194.pdf

17. Tolkovyj slovar' Ozhegova onlajn. Available at: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23091

18. Tolkovyj slovar' Ushakova onlajn. Available at: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=36468

19. Gajsina R. Avtoledi ne podelili dorogu. Varta. 2020; 4 dekabrya. Available at: https://gazeta-varta.ru/news/media/2020/12/4/avtoledi-ne-podelili-dorogu/

20. Slovarii 'enciklopediina «Akademike». Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/avto/133/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8

21. Dmitrov I. Rossiya otvetila Pol'she na ugrozy zapretit' «traktovat' istoriyu». Lenta.ru. 2020; 7 yanvarya. Available at: https://lenta.ru/news/2020/01/07/poland/

22. Nazarenko O. Utkin otvetil nazvavshemu ego psihicheski bol'nym Solov'evu. Lenta.ru. 2020; 13 aprelya. Available at: https://lenta.ru/news/2020/04/13/utkin_otvet/

23. Sergeev P. Horeograf iz gruppy Tutberidze pozhelal «zatknut' poganyj rot» Plyuschenko na ringe. Lenta.ru. 2021; 13 yanvarya. Available at: https://lenta.ru/news/2021/01/13/ eugenpluschzhelezo/

24. Savin N. Rossijskij chinovnik zayavil o «rozovyh zhopah» kritikov pomoschi rezervistam. Lenta.ru. 2022; 15 noyabrya. Available at: https://lenta.ru/news/2022/11/15/pink_ zhopy/

Статья поступила в редакцию 15.07.23

УДК 881-115

Al-Avad A.R., postgraduate, Moscow State University n.a. M.V. Lomonosov (Moscow, Russia),

E-mail: aseelrafaa@yahoo.com

ON THE ISSUE OF NAMING SUBSTANCES, DEVICES AND OPERATIONS IN AL-RAZI'S TREATISE "THE SECRET OF SECRETS". The article provides a thorough analysis of the chemical vocabulary in Ar-Razi's treatise "The Secret of Secrets". In a brief form, the author outlines the entire chemistry of Ar-Razi, which includes names of substances, devices and operations classified by him. Ar-Razi's great contribution to chemistry requires a re-examination from a linguistic point of view of the many lexemes he introduced, claiming the status of proto-terms. The discoveries of Ar-Razi and methods of distillation improved by him led to semantic shifts not only in the field of alchemy, but also in scientific chemical and medical terminology, since the scientist understood "bodies", "spirits", "salt" and "elixir" as real-existing things, rather than conceptual, unparalleled proto-scientific concepts.

Key words: chemistry, Ar-Razi, devices, substances, elixir, body, perfume

А.Р. Аль-Авад, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва,

E-mail:aseelrafaa@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.