Научная статья на тему 'Особенности Я-концепции застенчивых'

Особенности Я-концепции застенчивых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1411
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности Я-концепции застенчивых»

~"лагоги-одкре-зоспи-_ия воз-нии сре-что дети, V действие - ни лично-:чение для эеждения ем внуше-:; ;рня - к СВО-гругим лизну шения законо-гжхнчностных госледние де-■лъ основные [ зарождения и Но результаты дошли до ^ограниченности книг и статей

> анализа сле-

внушением, -е всего убежде-юверии и дру-ссениях. Внуше-зостей убежде-действие на неактивными до-ь^ми фактами, а -г; кий проводник, постные относя, в убежде-субъекта, его особенно сстъ Убедить могут

убеждения, есть рующее забы-[ самого воспитуемо-вный. Воскре-пережитые в "ируя к ним, мож-

Психология профессионального образования

но убедить его действовать, минимизируя потери - так, чтобы было наиболее приятно. В воспитании имеет значение не просто логичность рассуждений педагога, а только ценностная логика: ребенок всегда стремится к более денному для него варианту действий.

Но любой тип убеждения - внушающий или апеллирующий к личному опыту -будет эффективным лишь при наличии психологического проводника между вос-питуемым и воспитателем, адекватных межличностных отношений, создающих установку на солидарность.

Литература:

1. Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание. - Казань, 2003.

2. Шакуров Р.Х. Социально-психологи-чес-кое основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М., 1990.

3. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. - Спб., 1994.

4. Шакуров Р.Х. Психология межличностных отношений в ССУЗ. - Казань, 1998.

5. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. - Пермь, 1971.

6. Шерток Л., де Соссюр Р. Рождение пси-хоаналика. От Мессмера до Фрейда. - М., 1991.

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЗАСТЕНЧИВЫХ

А.Б. Белоусова, научный сотрудник ИПППО РАО

Застенчивость - это эмоционально-когнитивное состояние, обусловливаемое существованием психологического барьера в межличностном общении и сопровождающееся мыслями о собственной неполноценности и иллюзиями отрицательного отношения к себе объектов общения. Если застенчивость переживается кратковременно, то она выступает как состояние, если длительно - превращается в свойство (черту) личности.

Характерная особенность застенчивых людей - низкая самооценка. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Такой субъект не любит себя; испытывает частые разочарования по поводу своих "многочисленных" недостатков; постоянно занимается самокритикой и самоедством. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, отказаться от них чрезвычайно трудно.

Эти представления о себе входят в Я-концепцию личности. Я-концепция

действует как своего рода внутренний фильтр, определяющий характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя через этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представление человека о себе. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Я-концепция - образование, интегрирующее весь опыт человека. "Я-концепция -относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе" [3, С. 419].

Я-концепция выступает как совокупность установок индивида по отношению к самому себе. Р.Бернс выделяет три основные модальности самоустановок [1, С. 62]:

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. с его представлениями о том, каков он есть на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Каждая из названных модальностей включает четыре аспекта - физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

Как всякая установка, Я-концепция включает в себя три компонента.

1. Когнитивный: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. (по Р.Бернсу, это образ Я).

2. Эмоционально-оценочный: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение.

3. Поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус или, наоборот, желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д. (это те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой).

Таким образом, Я-концепция - хотя целостный, но и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я.

Степень адекватности Я-концепции выясняется при изучении важнейшего ее аспекта - самооценки личности. [5, С. 326]. Самооценка - своего рода проекция "реального Я" на "идеальное Я", т.е. оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентаций, идеалов личности. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.

"Реальное Я" выступает для застенчивого субъекта как нечто непривлекательное. Соответственно, каждый из аспектов "реального Я" оценивается негативно. Застенчивому субъекту не нравится свое тело (физическое Я): он считает себя слишком толстым или слишком худым, очень высо-

ким или очень маленьким; фигура может восприниматься непропорциональной; движения - неловкими; собственная внешность - некрасивой. Коммуникативные навыки (социальное Я), по мнению застенчивого, у него или вовсе отсутствуют, или выражены не в полной мере: он полагает, что является неинтересным собеседником, человеком, который не умеет знакомиться, находить тему для беседы, поддерживать разговор. Собственные интеллектуальные возмож-ности (умственное Я) оцениваются ниже среднего уровня: застенчивый изначально воспринимает новое задание как сложное, с которым трудно или невозможно справиться; считает, что уступает в этом качестве многим людям. Сфера переживаний (эмоциональное Я) также подвергается постоянной критике: ему кажется, что он слишком чувствителен, слишком раздражителен, слишком обидчив. Таким образом, общее негативное отношение к себе настоящему пронизывает все аспекты оценки "реального Я".

"Зеркальное (социальное) Я" застенчивого также характеризуется общим отрицательным фоном. Застенчивый не только сам себя оценивает негативно, но и ожидает подобной оценки от окружающих. Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если это ему только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Характерная особенность "идеального Я" застенчивого субъекта заключается, во-первых, в значительном рассогласовании этого аспекта самооценки с "реальным Я", при этом "идеальное Я" имеет значение высокого уровня; во-вторых, "идеальное Я" застенчивого гораздо выше аналогичной составляющей самооценки незастен-

Психология профессионального образования

за может вольной; 1я внеш-зные на-застенчи-т. или вы-;гает, что •:ком, че-•омиться, _:ерживать -туальные енивают-квый из-ание как ; возможет в этом ережива-ергается . что он раздраем обра-е к себе аспекты

е) Я" застен-I общим отри-не только : . но и ожида-с. Если яекательной недостатками, Етным (даже I. то он ощуща-«■Х5ЮЩИХ (часто - зождающие с социаль-; что они ни-г р претиру ют реакции окру-

"идеального

■ ^ь.тючается, во-тассогласовании : ' реальным Я", имеет значение "идеальное выше аналогич-незастен-

чивого человека. "Идеальное Я" застенчивого человека выступает как недостижимый ориентир, чрезмерно оторванный от реальности. Это, по мнению К. Хорни [8, С. 18], нередко ведет к депрессии, ведь большой разрыв между этими оценками, т.е. очень высокий уровень притязаний мешает повышению самооценки: достигнутый результат каждый раз оценивается субъектом как не очень успешный, а удовлетворить может только абсолютный успех.

Если рассматривать Я-концепцию застенчивого с точки зрения компонентов, включенных в нее, то и здесь обнаруживаются особенности, связанные с общей низкой самооценкой.

В когнитивном компоненте формируется уверенность субъекта в том, что у него нет необходимых для выбранной им деятельности способностей или они недостаточно выражены, что его знания поверхностны; внешность имеет дефекты; социальная значимость его невысока; достижения незначительны.

Эмоционально-оценочный компонент проявляется в низком самоуважении; постоянной самокритике с самоуничижением; ощущении своей неполноценности. Вследствие этого для эмоциональной сферы застенчивого характерно переживание чувств стыда, вины, обиды.

Стыд - это эмоциональная реакция на несоответствие между идеальным и реальным "Я". "Стыд - эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков или индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованиям морали" [6, С. 388]. Застенчивый человек постепенно приобретает чувство глобального несоответствия тому, каким он должен быть. Для застенчивого ожидание отрицательной оценки других настолько привычно, что независимо от того, как его оценивают в данный момент, он воспринимает оценку как неблагоприятную. Поскольку такое состояние невыносимо, механизмы психо-

логической защиты замещают общее чувство стыда конкретным, когда человеку стыдно за какие-то свои отдельные черты, свойства или поступки. Отсюда столь часты ситуации, в которых застенчивый переживает чувство стыда.

Чувство вины - эмоциональная реакция, неосознаваемо требующая наказания (самонаказания) за нарушение морального предписания [7, С. 18]. Застенчивые люди склонны принимать вину за ошибки на себя, легко соглашаются с критикой в свой адрес, т.к. сами часто критикуют себя за реальные и воображаемые промахи.

Казалось бы, постоянная готовность к критике со стороны должна сформировать у них спокойное отношение к негативной оценке окружающих. Однако, застенчивые очень ранимы, находят обидные замечания в свой адрес в нейтральных высказываниях и действиях близких людей. Обида - инфантильная эмоциональная реакция, вызванная неоправдавшимися ожиданиями по отношению к поведению другого человека [4, С. ИЗ]. Эмоция обиды у застенчивого выполняет двоякую функцию. С одной стороны, он посредством обидчивости стремится управлять поведением окружающих и тем самым восполнить неудовлетворенную аффилиативную потребность. С другой - обидчивость защищает чувство самоуважения застенчивого, который находится под неослабевающим прессингом комплекса несоответствия ожиданиям окружающих, боится совершить ошибку или проступок. Во взаимодействии с другими такой человек превентивно выражает обиду и тем самым как бы заведомо стимулирует чувство вины у партнера за несовершенные тем действия (застенчивый обижается на другого, чтобы тот действительно его не обидел).

Поведенческий компонент непосредственно связан с двумя предыдущими. В нем проявляются следующие особенности:

• страх ошибки - негативное отношение и к своему страху, и к ошибкам, который проявляется в отказе продолжать выполнение деятельности при обнаружении

ошибки; в появлении эмоциональной "блокировки" при субъективном ощущении трудности задания (не может найти правильное решение, не может вспомнить); в сильном страхе новизны (застенчивый студент долго осваивается в новой обстановке, в новом коллективе, у него может возникнуть блокировка при усвоении нового материала, новой деятельности), в затруднениях с вербальным признанием своих ошибок (застенчивые студенты реже сообщают преподавателю о своих трудностях и вовлекают его в совместную деятельность);

• общая пассивность, которая проявляется в нежелании брать инициативу и ответственность на себя; в неумении высказывать свою точку зрения и отстаивать ее; в отказе выполнять новые и сложные виды деятельности; в избегании публичных выступлений;

• стремление к уединению, которое проявляется в ограничении и избирательности контактов; в молчаливости; в склонности держаться в стороне от шумной компании;

• невысокая социальная гибкость, что проявляется в неумении быстро перестраивать тактику поведения в зависимости от собеседника; демонстрировать ожидаемое поведение; льстить; просчитывать реакции близкого социального окружения;

• моторная неловкость, которая проявляется в неуклюжих, плохо координированных движениях, в общей скованности и напряженности позы; при этом у субъекта могут дрожать руки, голос.

Как известно, Я-концепция порождает поведение, которое ее же подкрепляет. Индивид старательно избегает ситуаций, которые могли бы изменить его Я-концепцию. Застенчивые люди вместо того, чтобы направлять усилия на преодоление своих неудач уходят от проблем. В результате неспособность закрепляется не только в сознании индивида, но и в реальности. У людей с негативной самооценкой неудачи вызывают резкую самокритику. А это, в свою очередь, увеличивает их неуверенность в себе, ведет к депрессии, к дезадаптации личнос-

ти, тормозит стремление к достижениям. Возникающее у человека стойкое ощущение собственной неадекватности, предчувствие неудачи, негативное представление о своих возможностях начинает все более властно определять его последующее поведение. С момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта.

Ориентиры, однажды установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают силой инерции, и их изменение часто оказывается делом нелегким. Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Убеждение, включенное в состав Я-концепции, каким бы ни был его источник, всегда требует подтверждений. Образ Я обеспечивает человеку определенную защищенность, поэтому люди склонны воспринимать ту информацию, которая поддерживает, укрепляет их Я-концепцию, и стараются не замечать или искажать информацию, вступающую с ней в противоречие. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонии личности, к ситуации психологического дискомфорта. И если этот новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит Я-концепции, то активизируются механизмы психологической защиты, способствующие восстановлению утраченного равновесия.

Психологическая защита - "специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта" [3, С. 101]. Как типичные для застенчивых можно выделить такие защитные механизмы, как регрессия, замещение, реактивное образование, проекция, компенсация.

Застенчивый очень часто оказывается в состоянии ребенка по отношению к другим людям, ситуациям, деятельностям, ко-

Психология профессионального образования

гостижениям. ~:<йюе ощуще-предчув-лвление о ¿се более щее повеял Я-кон-. началом, <и опыта, овленные его само-_ши, и их ом нелег-достиже-.J тасование в состав Я-его источник, . -ий. Образ Я наределенную за-ж склонны восп-. которая поддер-□елепцию, и ста-[■азжать информа-в противоречие, индивидом, г(—ууи представле-гссимилируется. : *_тн идеи, вступаю-—• ими чувствами — :-:водят к дисгар-: психологичес-этот новый опыт зующие представ-аепции, то акти-психологиче ской восстановлению

- "специальныа стабилизации I на устранение или чувства тревоги, ■ конфликта" [3, С. застенчивых мож-тщитные механизмы, реактивное об-тсация. часто оказывается отношению к дру-деятельностям, ко-

торые он выполняет, так как нередко ощущает свою ущербность, неспособность, неадекватность. Чувство неловкости в связи со "слабой" позицией снимается с помощью регрессии. Когда застенчивый предчувствует возможное поражение или неудачу, регрессия функционирует как регулятор неуверенности в себе. Например, в ситуации соперничества застенчивый студент имитирует детское поведение (в голосе появляются детские интонации и нотки мольбы, на лице выражение беспомощности, глаза опущены, движения неловкие), уступая более сильному и активному сопернику. На основе действия регрессии мотивы активно-оборонительного поведения и самоутверждения трансформируются в мотивы пассивно-оборонительного поведения при сохранении неадекватной и заниженной самооценки . Человек испытывает чувство беспомощности и неуверенности в себе. Формирующееся при этом инфантильное ядро личности не позволяет застенчивому вести себя свободно и ответственно.

Застенчивость часто понимается как синоним робости. Робкий - боязливый, несмелый, нерешительный [2, С. 565]. Именно робость является причиной существования у застенчивых такого защитного механизма, как замещение, когда гнев, ярость, злость не могут быть направлены на того, кто их вызвал. И накопившееся негативное напряжение снимается, например, с помощью сарказма, злой иронии, постукивания пальцами по столу, ломания предметов, т.е. находится такой объект, на котором возможно безнаказанно выместить накопившееся раздражение или гнев.

Застенчивые склонны к сокрытию своих истинных чувств, так как одним из ведущих мотивов их деятельности является страх отвержения. Отвержение со стороны значимого человека для них более непереносимо, чем одиночество. Психика застенчивого ограждает его от интенсивного переживания возникающей в данной ситуации фрустрации тем, что использует такой

защитный механизм, как реактивное образование. Данный защитный механизм "подсовывает" застенчивому чувство, противоположное тому, которое он реально испытывает. И тогда по отношению к объекту любви демонстрируется пренебрежение, презрение, а к объекту, вызывающему агрессивные чувства - дружелюбие, согласие. Вероятно, в большей степени реактивное образование срабатывает по отношению к самому себе: когда застенчивый испытывает чувство любви к себе, не согласующееся с низкой самооценкой, то для сохранения стабильности самооценки появляется чувство неприятия собственной личности. Он склонен преувеличивать достоинства тех людей, которые обладают качествами, входящими в его собственную систему ценностей, но якобы отсутствующие у него самого. В преувеличенной оценке других проявляется механизм проекции. Застенчивые очаровываются умными, успешными, веселыми, общительными людьми, на фоне которых собственные недостатки им кажутся более явными. Механизм проекции заключается в том, что возникающая оценка какого-то человека делится на два компонента - положительный и отрицательный. Затем один из компонентов приписывается себе, другой - партнеру по общению. Специфика проявления проекции у застенчивых состоит в приписывании себе отрицательной оценки, а другому - положительной. Тем самым сохраняется стабильность "образа-Я".

Сам застенчивый осознает свою застенчивость как нежелательную черту и пытается скрыть ее от окружающих, а возможно и от самого себя. Тогда он начинает вести себя смело, даже агрессивно, говорит и смеется очень громко. В этом проявляется защитный механизм, называемый компенсацией. Но отличие компенсаторного поведения застенчивого субъекта от незастенчивого в том, что его поведение выглядит неестественным, наигранным, а состояние напряженным, беспокойным. Этот защитный механизм проявляется у тех сту-

дентов, чей уровень застенчивости хотя и высок, но близок к норме, так как компенсация требует переключения внимания с оценок и анализа, например, собственных негативных качеств, на потенциально позитивные. С помощью фантазии планируются и прогнозируются успешные действия, будущий результат. А установка на позитивный исход для них не типична.

Подводя итог отметим следующие, присущие Я-концепции застенчивого, особенности:

• "реальное Я" выступает для него как нечто, имеющее множество недостатков: непривлекательная внешность (физическое Я), неумение общаться легко и непринужденно (социальное Я), недостаточные интеллектуальные способности (умственное Я), слишком высокая чувствительность (эмоциональное Я);

• "зеркальное Я" включает установки, которые вызывают ожидание негативной оценки его личности со стороны окружающих;

• "идеальное Я" характеризуется очень высоким уровнем и значительным расхождением с уровнем "реального Я", что обусловливает неадекватно высокий уровень притязаний;

■ когнитивный компонент включает, в основном, знание своих недостатков;

• эмоционально-оценочный компонент тесно связан с чувствами стыда, вины, обиды;

■ на поведенческий компонент большое влияние оказывают такие особенности, как страх ошибки, общая пассивность, стремление к уединению, невысокая социальная гибкость, моторная неловкость;

• стабильность Я-концепции обеспечивают такие механизмы психологической защиты, как регрессия, замещение, реактивное образование, проекция, компенсация.

Литература:

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: "Прогресс", 1986. - 424 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2001. - 736 с.

3. Краткий психологический словарь / Сост. JI.A. Карпенко; Под общ.ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.-431 с.

4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

5. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 512 с.

6. Психологический словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

7. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Под ред. С.М. Черкасова.

- СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. - 288 с.

8. Хорни К. невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Под общ. ред. Г.В. Бурменской. - М.: Издательская группа "Прогресс" - "Унтере", 1993. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.