Научная статья на тему 'Психологический анализ феномена застенчивости'

Психологический анализ феномена застенчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4731
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ / ТИПЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ / САМООЦЕНКА / САМООТНОШЕНИЕ / МЕТОДИКА / ОПРОСНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Ксения Сериковна

Статья посвящена проблеме изучения феномена застенчивости, вопросу об определении данного понятия, а также проблеме разработки методики для диагностики застенчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондратьева Ксения Сериковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ феномена застенчивости»

РАЗДЕЛ VIII ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.923

Кондратьева Ксения Серикоена

Ассистент кафедры психологии развития факультета психологии УрГПУ, кБетау_к@ mail.ru, Екатеринбург

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Kondratyeva Kseniya Serikovna

Lecturer Kathedra of Developmental Psychology Department ofpsychology of Ural States Pedagogical University, [email protected], Ekaterinburg

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF SHYNESS

Как отдельное самостоятельное свойство личности, застенчивость в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ И. С. Кона, А. Б. Добровича, В. Н. Кунициной, Н. В. Шингаева, Е. Н. Бойцовой, Л. Н. Галигузовой, А. Б. Белоусова, Л. В. Краснова и др. В зарубежной психологии следует особо отметить исследования Ф. Зимбардо.

Несмотря на разное понимание застенчивости различными авторами, можно выделить общие характеристики в понимании ее генезиса. Это связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и возникновение затруднений при установлении контактов и процессе общения в целом.

Проанализировав различную психологическую литературу по проблеме застенчивости, проведем некоторое обобщение имеющихся данных:

1. Застенчивость - сложное, интегративное психологическое явление, охватывающее все сферы личности и проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения, характеризующегося разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и ряд специфических изменений самосознания.

2. Застенчивость аффективно тяжело переживается вследствие амбивалентного отношения к себе застенчивого человек. С одной стороны застенчивые люди обладают высокой общей самооценкой, высоким уровнем притязаний, мотивацией достижения, но с другой стороны они охвачены иррациональными когнициями о собственной неполноценности и об отрицательном отношении объектов общения.

3. Застенчивость всегда сопровождается необоснованным чувством вины и стыда, тревожностью, неуверенностью в себе, высоким уровнем рефлексивности и тревоги о своем Я.

4. Застенчивость формируется в детстве и связана, в первую очередь, с эмоциональными отношениями, с чувством доверия и безопасности в семейной системе.

5. Механизмом, запускающим застенчивость, являются ситуации формального и неформального общения и взаимодействия, а также мысли о прошлых неудачах и промахах или будущих межличностных контактах.

Мы организовали и провели исследование на выборке 200 человек (мужчины и женщины в возрасте от 16 до 45 лет), в котором определили застенчивость как субъективно переживаемое обобщенное чувство человека по отношению к себе, характеризующееся тревогой о своем Я, подчиняемостью в поведении, неуверенностью в себе, робостью, склонностью к самоупрекам и чувству вины, недооценкой своих возможностей, знаний, способностей, медлительностью и сдержанностью в выражении своих чувств, предпочтением держаться в стороне и быть незаметным, мыслями об отрицательном отношении объектов общения.

Следовательно, застенчивость имеет две составляющие: субъективные переживания негативного характера и поведенческие проявления, как результат переживаний. В силу частых негативных переживаний, по поводу ситуации взаимодействия с другими людьми, у застенчивых людей не достаточно сформированы навыки эффективной коммуникации.

Общая тенденция застенчивости проявляется в количестве ситуаций и типов людей, запускающих ее механизмы, т. е. чем больше различных ситуаций и типов людей вызывает у человека состояние стеснительности, тем он более застенчив

В результате проведенного исследования мы выделили несколько типов застенчивых людей в зависимости от частоты возникновения негативных переживаний в адрес собственного я (если застенчивость переживается кратковременно и редко, то она выступает как состояние - ситуативная застенчивость, если застенчивость переживается длительно и часто, то переходит в свойство (черту) личности).

С учетом различных типов застенчивости (на основании количественного значения данного феномена) нами был разработан диагностический инструмент - «Методика для диагностики застенчивости» (МДЗ), представляющий собой психодиагностический опросник, основанный на принципе стандартизированного самоотчета.

Основная нагрузка при составлении опросника пришлась на четыре известные надежные и валидные методики: «Факторный личностный опросник Р. Кеттелла», «МИС В. Столина», «ДМО Т. Лири», «СМОЛ В. Козюля».

Методический инструмент для измерения застенчивости был создан путем новой комбинации вопросов, взятых из самостоятельных шкал указанных методик, впервые применявшихся в данном сочетании.

41 пункт разработанной методики были заимствованы из 16 РБ Р. Кеттелла, 12 пунктов из «ДМО» Т. Лири, 25 пунктов из «МИС» В. Столина, 22 пункта из «СМОЛ» В. Козюля. - 100 заданий (первоначальная версия). В окончательную версию (после проверки дискриминативности заданий) вошло 31 задание.

Опросник предполагает 3 градации ответа (крайне редко, иногда, очень часто). Обработка результатов производится при помощи специального ключа, имеется бланк ответов для испытуемых.

Психометрическая характеристика опросника:

1. Выборка стандартизации. В исследование приняли участие 137 женщин и 63 мужчины (всего 200 человек) в возрасте от 16 до 45 лет. Средний возраст 18 лет. 60% испытуемых были студенты УрГПУ факультета психологии, 35% -учащиеся 10-х и 11-х классов МОУ СОШ № 4 г. Реж.

2. Надежность.

2. 1. Внутренняя согласованность пунктов методики оценивалась средствами корреляционного анализа, был получен коэффициент альфа Кронбаха равный 0,96, что свидетельствует о высокой внутренней надежности методики и гомогенности входящих в нее пунктов (табл. 1).

Таблица 1

Статистики надежности

Сводка обработки наблюдений

N %

Наблюдения Валидные 200 100,0

Исключенные(а) 0 ,0

Всего 200 100,0

Альфа Кронбаха Количество пунктов

,955 2

а Сплошное исключение основано на всех переменных в процедуре.

2. 2. Ретестовая надежность методики в целом (31 пункт). Коэффициент корреляции по Пирсону равен 0,916 (п=200, р<0,01). Таким образом, результаты эмпирического испытания стабильности данных свидетельствуют о высокой ретестовой надежности (табл. 2).

Таблица 2

Корреляции: ретестовая надежность, интервал ретеста 1 месяц

Данные первого тестирования Данные второго тестирования

Данные первого тестирования Корреляция Пирсона 1 ,916(**)

Знч.(2-сторон) ,000

N 200 200

Данные второго тестирования Корреляция Пирсона ,916(**) 1

Знч.(2-сторон) ,000

N 200 200

** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.). 3. Валидность.

3. 1. Внутренняя валидность. На этапе конструирования опросника пункты, не удовлетворяющие дискриминативности, исключались из методики. После исключения «слабых» пунктов, в опроснике остался 31 пункт, они и составили финальный вариант методики. Общий коэффициент дискриминативности заданий, полученный после расчетов, был равен 0,45, что свидетельствует в пользу внутренней валидности методики.

3. 2. Конвергентная валидность. Данные о конвергентной валидности методики были получены путем сопоставления результатов тестирования по «методики диагностки застенчивости» с результатами заполнения других лтчностных тестов одними и теми же испытуемыми. В частности, определялись такого рода связи между «методикой диагностики застенчивости», с одной стороны, и следующими методиками, с другой стороны:

1) факторный личностный опросник Р. Кеттелла;

2) методика для диагностики межличностного общения Т. Лири;

3) методика исследования самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева;

4) «СМОЛ» В. Г. Козюля.

Результаты коррелирования приведены ниже в таблицах 3, 4, 5 и 6.

Таблица 3

Корреляции «методики диагностики застенчивости» и факторов личностного опросника Р. Кеттелла (п= 35)

Факторы личностного опросника Р. Кеттелла

Р С Н О

«МДЗ» -0,323 -0,081 -0,823 (р<0,01) 0,561 (р<0,01)

Примечание: здесь и далее в таблицах жирным шрифтом обозначены значимые коэффициенты корреляций.

На выборке 35 человек данные «Методики диагностики застенчивости» (МДЗ) показали:

1) значимую сильную отрицательную корреляцию с фактором Н (смелость - робость), это означает, что высокие показатели по методики «МДЗ» связаны с низкими показателями по фактору Н личностного опросника Р. Кеттелла. Таким образом, можно сказать, что застенчивый человек обладает такими характеристиками как робость, неуверенность в своих силах, может терзаться необоснованным чувством собственной неполноценности, медлителен и сдержан в выражении своих чувств, предпочитает иметь одно-го-двух близких друзей вместо большой компании, проявляет заботу и внимание к окружающим, но не может поддерживать контакты с широким кругом людей и не любит работать вместе с другими.

2) значимую среднюю положительную корреляцию с фактором о (склонность к чувству вины - самоуверенность, уверенная адекватность), это означает, что высокие показатели по методики «МДЗ» связаны с высокими показателями по фактору о личностного опросника Р. Кеттелла. Таким образом, можно сказать, что застенчивый человек большую часть времени находится

в тревожном, подавленном, озабоченном настроении, легко плачет. Он склонен к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвергается различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Не верит в себя, склонен к самоупрекам, недооценивает свои возможности, знания, способности. Обладает развитым чувством долга, легко поддается чужому влиянию, его настроение и поведение сильно зависят от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. В обществе чувствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно.

3) умеренную отрицательную корреляцию с фактором Б (беспечность -озабоченность), это означает, что высокие показатели по методики «МДЗ» связаны с низкими показателями по фактору Б личностного опросника Р. Кеттелла. Таким образом, можно сказать, что застенчивый человек может обладать в некоторой степени такими характеристиками как ответственность, трезвость и серьезность в своем подходе к жизни, ригидность. Склонность все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Он постоянно полон забот: о будущем, о последствиях своих поступков, о возможных неудачах и несчастьях. Ему тяжело расслабиться, для защиты от возможных неудач он старательно планирует все свои действия, связан привычками и медленно принимает решения в конкретной ситуации.

4) очень слабую отрицательную корреляцию с фактором с (сила «Я» -слабость «Я»), это означает, что высокие показатели по методики «МДЗ» связаны с низкими показателями по фактору с личностного опросника Р. Кеттелла. Таким образом, можно сказать, что застенчивого человека можно охарактеризовать, но лишь в малозначительной степени, как личность, которой не хватает энергии, и она часто чувствует себя беспомощной, усталой и неспособной справиться с жизненными трудностями, может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и определенную обиду на других, которая порой оказывается безосновательной.

Таблица 4

Корреляции «Методики диагностики застенчивости» и шкал методики исследования самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева (п= 55)

Шкалы МИС

Шкала 2 Шкала 9

«МДЗ» -0,607 (р<0,01) 0,441 (р<0,01)

На выборке 55 человек данные «Методики диагностики застенчивости» показали: значимую среднюю отрицательную корреляцию со шкалой 2 (самоуверенность), следовательно, высоким значения по методики «МДЗ» соответствуют низкие значения по МИС.

Таким образом, можно говорит, что застенчивый человек неудовлетворен собой и своими возможностями, сомневается в способности вызывать уважение.

И значимую умеренную положительную корреляцию со шкалой 9 (самообвинение), это означает, что высокие значения по «МДЗ» связаны с высокими значениями по МИС. Это говорит о склонности застенчивого человека к самообвинению, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже не смотря на высокую самооценку качеств и достижений (табл. 5).

Таблица 5

Корреляции «Методики диагностики застенчивости» и шкал методики СМОЛ В. Г. Козюля (п=54)

Шкалы СМОЛ

Шкала 2 Шкала 3

«МДЗ» 0,664 (р<0,01) 0,243

На выборке 54 человека данные «Методики диагностики застенчивости» показали: значимую среднюю положительную корреляцию со шкалой 2 (шкала депрессии), следовательно, высоким показателям по «МДЗ» соответствуют высокие показатели по методике СМОЛ. Лица с высокими показателями по шкале депрессия скромны, застенчивы, впечатлительны, неудовлетворенны собой, склонные к волнениям, с хорошим контролем, медленным типом реакций, трудностями при выборе решений. В трудных ситуациях стараются избежать конфликта, пессимистически оценивают свои профессиональные возможности.

И выявлена слабая положительная корреляция со шкалой 3 (шкала истерии), что означает соответствие высоких показателей по методике «МДЗ» высоким показателям по методике СМОЛ. Можно сделать вывод, что застенчивые люди склонны к фантазированию и мечтам о славе и величии (табл. 6).

Таблица 6

Корреляции «Методики диагностики застенчивости» и шкалы методики ДМО Т. Лири (п=33)

ДМО шкала 8

«МДЗ» 0,734 (р<0,01)

На выборке 33 человека данные «методики диагностики застенчивости» показали: значимую сильную положительную корреляцию со шкалой 8 (октант подчиняемого поведения, шкала покорно-застенчивого стиля поведения в межличностных отношениях), следовательно, высоким показателям по методике «МДЗ» соответствуют высокие показатели по методике ДМО (чем выше показатели по методике ДМО, тем более застенчивый тип поведения проявляется у человека в межличностных отношениях).

Все полученные данные корреляций свидетельствуют о высокой конвергентной валидности «методики диагностики застенчивости».

В целом «методику диагностики застенчивости» можно считать валидной.

4. Тестовые нормы. Данные описательной статистики позволили рассчитать тестовые нормы для «методики диагностики застенчивости». Эти расчеты были сделаны на основании характера распределения данных по методики (распределение не отличается от нормального), среднего арифметического, стандартного отклонения и разброса данных (табл. 7).

Таблица 7

Дескриптивные статистики

N Минимум Максимум Среднее Стандартное отклонение

Полученные данные по «МДЗ» 200 3,00 54,00 20,2150 9,96369

N валидных (целиком) 200

Таким образом, определены тестовые нормы: средний уровень выраженности застенчивости описывается значениями 11-30 баллов, высокий уровень 31-54 баллов, низкий уровень 3-10 баллов.

Опросник МДЗ

Инструкция: этот опросник содержит ряд высказываний об определенных мыслях, чувствах и представлениях относительно тех или иных событий в Вашей жизни, которые Вам более или менее присущи и проявляются у вас в той или иной степени. В каждом случае Вы должны ответить, в какой степени, с какой частотой, к Вам относятся соответствующие мысли, чувства и представления:

а) крайне редко б) иногда в) очень часто

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не нужно долго обдумывать ответы. В этом опроснике не существует правильных и неправильных ответов. В гораздо большей степени интересно Ваше личное мнение

Текст опросника

1. На собраниях и в компаниях я предпочитаю держаться в стороне.

2. Я неуверенный в себе.

3. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя и не знаю почему.

4. Я слегка теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания.

5. Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.

6. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я чувствую себя не в состоянии это сделать.

7. Я рад присоединиться к большой компании, например: встретиться вечером с друзьями, пойти на танцы, принять участие в интересном общественном мероприятии.

8. Я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам не знаю от чего.

9. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.

10. Мне трудно поддерживать разговор с человеком, с которым я только что познакомился.

11. В различных ситуациях в обществе я испытываю волнение, похожее на то, которое испытывает человек перед выходом на сцену.

12. У меня безусловно меньше друзей, чем у большинства людей.

13. Я считаю себя очень общительным (открытым) человеком.

14. Я о чем-нибудь тревожусь.

15. Бывало, что я сам остро ненавидел себя.

16. У меня достаточно способностей и энергии, что бы воплотить в жизнь задуманное.

17. Я бываю робкий.

18. Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

19. Я бываю скромным.

20. Мне определенно не хватает уверенности в себе.

21. Я охотно подчиняюсь.

22. Я считаю, что я слишком застенчив.

23. Даже находясь в обществе, я чувствую себя одиноко.

24. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что и меня есть за что презирать.

25. Я кроткий.

26. Предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание, даже если я не сделал ничего дурного, возникает у меня.

27. У меня бывает чувство, как-будто я сделал что-то неправильное или нехорошее.

28. Находясь в небольшой группе людей, я довольствуюсь тем, что держусь в стороне и, по большей части, предоставляют говорить другим.

29. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват, я все же чувствую себя немного виноватым.

30. Я - человек стыдливый.

31. Мне говорят, что мой голос и вид слишком явно выдают мое волнение.

Ключ к опроснику

Присвоить 2 балла за ответы категории «а» на вопросы № 7, № 13, № 16, за все остальные ответы этой категории присвоить 0 баллов.

Присвоить 1 балл за все ответы категории «б».

Присвоить 0 баллов за ответы категории «в» на вопросы № 7, № 13, № 16, за все остальные ответы этой категории присвоить 2 балла.

Характеристика личности в зависимости от степени выраженности её застенчивости.

3-10 баллов. Практически незастенчивые: Такие люди весьма общительны и разговорчивы, энергичны, легкомысленны в отношение к жизни. Любят быть на виду, проявляют открытый интерес к другим людям. Самоуверенны, не чувствительны к замечаниям и порицаниям. Состояние смущения возникает крайне редко и быстро проходит.

11-30 баллов. Ситуативно-застенчивые. Такие люди в целом уверенны в себе и обладают хорошо развитыми навыками социального поведения, достаточно общительны. Проявление характеристик застенчивости таких как: подчиняемость в поведении, робость, склонность к самоупрекам, недооценка своих возможностей, сдержанность в выражении своих чувств, предпочтение держаться в стороне, связано с реагированием личности на конкретные жизненные ситуации или на конкретный тип людей. Переживание застенчивости носит неустойчивый и кратковременный характер.

31-54 баллов. Истинно-застенчивые: негативные переживания застенчивости приобретают устойчивый и длительный характер. Такие люди предпочитают иметь одного-двух близких друзей, проявляют заботу и внимание к окружающим, но не могут поддерживать контакты с широким кругом людей и не любят работать вместе с другими. Большую часть времени находятся в тревожном, подавленном, озабоченном настроении, легко плачут. Склонны к печальным размышлениям в одиночестве, тяжело переживают любые жизненные неудачи. Не верят в себя, склонны к самоупрекам, Обладают развитым чувством долга, легко поддаются чужому влиянию, настроение и поведение сильно зависят от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. В обществе чувствуют себя неуютно и неуверенно, держатся скромно и обособленно. В целом такие люди неуверенны в себе и не обладают в достаточной степени навыками социального поведения и общения.

Более 54 баллов. Сверх-застенчивые: такие люди характеризуются невротическим поведением с патологически заостренным чувством тревоги, стыда и вины вследствие неэффективного сопротивления личности негативному влиянию окружающей среды.

Библиографический список

1. Галигузова, Л. Н. Психологический анализ феноменологии детской застенчивости [Текст] / Л. Н. Галигузова, Н. В. Мещярикова // Вопросы психологии -2000 - № 5.

2. Зимбардо, Ф. Застенчивость [Текст] / Ф .Зимбардо - М.: Педагогика, 1991.

3. Изард, К. Е. Эмоции человека [Текст] / К. Е. Изард - М.: Изд-во МГУ, 1980

4. Тихомиров, А. В. Психология застенчивости: методическое пособие [Текст] / А. В. Тихомиров - Екатеринбург: объединение «Дворец молодежи», 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.