Научная статья на тему 'Особенности взятия проб (образцов) товаров для экспертиз в таможенных целях'

Особенности взятия проб (образцов) товаров для экспертиз в таможенных целях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕРТИФИКАТЫ СООТВЕТСТВИЯ / КОД ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ / ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ / МЕТОДИКИ / ВЗЯТИЕ ПРОБ (ОБРАЗЦОВ) / COURT DECISION / EXPERTISE / FOREIGN TRADE BUSINESS COMMUNITY / CONFORMITY CERTIFICATE / GOODS NOMENCLATURE OF THE RUSSIAN FEDERATION / CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY / LEGISLATION / CLASSIFICATION OF GOODS / METHODS / SAMPLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Елена Ислямовна

В статье автор рассматривает возможные пути преодоления негативных тенденций в судебной практике по вопросам классификации товаров в таможенных целях. Одним из наиболее эффективных автору видится путь развития законодательной инициативы и нормотворческих полномочий ФТС России, в том числе разработка и утверждение методов взятия проб (образцов) для проведения экспертиз и исследований в рамках таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Елена Ислямовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of sample taking of goods for customs expertise

In the article the author pays attention to some possible ways of overcoming the negative trends in the court practice dealing with customs goods classification. The author considers the way of legal initiative development and rule-making authority of the Federal Customs Service as the most effective one, including elaboration and approval of goods sample taking methods for customs expertise and research for customs control purpose.

Текст научной работы на тему «Особенности взятия проб (образцов) товаров для экспертиз в таможенных целях»

ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

Е.И. Андреева

ОСОБЕННОСТИ ВЗЯТИЯ ПРОБ (ОБРАЗЦОВ) ТОВАРОВ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗ В ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЯХ

В статье автор рассматривает возможные пути преодоления негативных тенденций в судебной практике по вопросам классификации товаров в таможенных целях. Одним из наиболее эффективных автору видится путь развития законодательной инициативы и нормотворческих полномочий ФТС России, в том числе разработка и утверждение методов взятия проб (образцов) для проведения экспертиз и исследований в рамках таможенного контроля.

Ключевые слова: судебные решения; экспертиза; участники внешнеэкономической деятельности; сертификаты соответствия; код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ; Торгово-промышленная палата; законодательство; классификации товаров; методики; взятие проб (образцов).

Судебные разбирательства по вопросам классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ (далее -ТН ВЭД России) представляют собой существенную правовую категорию и требуют постоянного внимания, поскольку, во-первых, суммы исков достаточно велики, а во-вторых, корректировка кода ТН ВЭД России влечет за собой далеко идущие последствия, связанные с иными мерами регулирования.

Анализ материалов судебной практики, в том числе прекращенных и оправданных дел по таможенным вопросам, показывает, что решения не в пользу таможенных органов в основном связаны с процессуальными нарушениями при проведении экспертиз и взятии проб (образцов) товаров должностными лицами таможенных органов и экспертами экспертно-криминалистических служб Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России (далее - ЦЭКТУ).

Взятие проб (образцов) при проведении экспертиз и исследований в рамках таможенного контроля осуществляется в соответствии с национальными государственными стандартами на соответствующую продукцию, что изначально противоречит основным положениям Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - ГС) [1], а следовательно, и основным правилам

интерпретации, которые не гармонизированы с российскими стандартами на продукцию.

Поскольку основой ТН ВЭД России [2, 3] является Международная номенклатура ГС, национальные стандарты России [4], не гармонизированные с международными нормами права, в том числе и с номенклатурой ГС, не могут выступать в качестве правомерных для взятия проб (образцов) при проведении идентификационной экспертизы.

Иными словами, для выявления признаков, указывающих на принадлежность к классификационным группировкам в ТН ВЭД России, национальные стандарты применять нельзя, в том числе и методы взятия проб (образцов) товаров, содержащиеся в них.

Методы взятия проб (образцов) товаров, заключенные в государственных стандартах на продукцию, предназначены для проведения контроля безопасности товаров и их качества по различному спектру показателей.

В задачи этих методов не входит составление характеристик, определяющих принадлежность к классификационным группировкам в ТН ВЭД России. Более того, таможенные органы не имеют полномочий для фактического контроля конкретных показателей качества и безопасности товара, их функции ограничены контролем документов, подтверждающих соответствие качеству или безопасность товара.

Следовательно, для выбора метода взятия проб (образцов) конкретной группы продукции важно понимать цели исследований. В противном случае образцы могут быть не представительными, т. е. не обеспечивающими решение задач таможенных органов.

Анализ материалов судебной практики по вопросам классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России свидетельствует о том, что эксперты Торгово-промышленной палаты и иных коммерческих организаций при подготовке экспертных заключений используют национальные государственные стандарты как для взятия проб (образцов) товаров, так и для определения идентификационных характеристик.

Это обстоятельство еще более усугубляет проблемы, связанные с несовершенством ТН ВЭД России, а соответственно и Таможенного тарифа РФ, которые содержат большое количество подсубпозиций, очень сходных по наименованиям, но сильно различающихся по ставкам ввозных или вывозных таможенных пошлин.

В целях удобства и устранения перегруженности номенклатуры ГС товар в ней описан короткими фразами. В сжатом тексте подсубпозиции сложно описать товар так, чтобы охватить все его свойства и характеристики.

При этом применение ТН ВЭД России и Таможенного тарифа РФ превращается в процесс толкования тех или иных отраслевых, научных или общеупотребительных понятий. В этом случае, к сожалению, многое зависит от субъективных факторов -убедительности тех или иных аргументов, образованности судьи, профессионализма сторон и даже их красноречия.

Полностью устранить субъективный фактор в толковании и применении ТН ВЭД России не представляется возможным. Однако минимизация влияния подобного субъективизма, на наш взгляд, возможна.

Для преодоления негативных тенденций в судебной практике по вопросам классификации необходима скоординированная работа многих подразделений ФТС России. В этом контексте наиболее эффективным видится путь развития законодательной

инициативы и нормотворческих полномочий ФТС России, в том числе разработка и утверждение методов взятия проб (образцов) для проведения экспертиз и исследований в рамках таможенного контроля ЦЭКТУ, а также организация Управлением товарной номенклатуры ФТС России системной работы по поиску и устранению недостатков в действующем Таможенном тарифе РФ.

Проведение работы в указанных направлениях позволит обоснованно упрочить позиции ФТС России не только в судах, но и в работе Комиссии по защитным мерам Правительства РФ, а также при согласовании проектов постановлений Правительства РФ, вносящих изменения в Таможенный тариф РФ и ТН ВЭД России. Одним из условий при согласовании вышеуказанных документов должно быть включение необходимых проверяемых критериев, четко отграничивающих товары разных подсубпозиций.

Участвуя в судебных заседаниях, представители отделов товарной номенклатуры таможен и региональных управлений набираются опыта, что позволяет им более профессионально и грамотно отстаивать интересы таможенных органов в суде, аргументированно излагая свою позицию. Они начинают понимать, с каких позиций суд оценивает действия и решения таможенных органов, на какие факты и обстоятельства делается упор в процессах, как именно формируется мнение судей.

Это заставляет сотрудников таможенных органов более требовательно относиться к своим функциональным обязанностям, более внимательно обосновывать свои решения и тщательнее формировать доказательственную базу.

В конечном счете судебный контроль заставляет таможенные органы принимать более качественные и квалифицированные решения.

Следует также отметить, что анализ материалов судебной практики позволяет констатировать, что большое количество текстов формулировок подсубпозиций требует уточнений на национальном уровне. При этом по некоторым сложно-техническим товарам необходимы постановления Правительства РФ о введении в ТН ВЭД России дополнительных национальных примечаний к группам, которые установят четко ограниченные и проверяемые критерии.

Подготовка и внесение в Правительство РФ проектов постановлений требуют глубокого изучения и сопоставления существующих российских и международных стандартов, переписки с отраслевыми министерствами и ведомствами, научно-исследовательскими институтами.

Безусловно, упорядочение классификации отдельных видов товаров потребует научно-исследовательских работ по товароведению и экспертизе товаров в таможенных целях. А поскольку методика проведения испытаний любого товара начинается с методов взятия проб (образцов), то исследования по их разработке являются сегодня весьма актуальными. При этом обращают на себя внимание случаи принятия решений не в пользу таможенных органов в связи с нарушением требований ГОСТ, определяющих порядок взятия проб (образцов) товаров при проведении экспертиз.

Статьей 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрен исчерпывающий перечень отношений, регулируемых указанным Законом. Отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, в предмет регулирования Закона не входят.

Таможенные органы проводят экспертизы с целью определения идентификационных и классификационных признаков товара, которые указаны в конкретной подсуб-позиции ТН ВЭД России.

Пробы и образцы по российским стандартам должны отбираться из различных мест (упаковок) товарной партии, что подразумевает вскрытие значительного количества упаковок и изъятие большого количества товара (например, для партии растительного масла в транспортной таре отбирают не менее четырех единиц транспортной тары (бочки, фляги, контейнеры), из них 10% масла; из партии молочных продуктов в транспортной таре более 100 единиц отбирают 5 %, но не менее семи единиц транспортной тары; для партии рыбной продукции, состоящей из 20 единиц транспортной тары (ящики, бочки и т. п.), необходимо отобрать две единицы транспортной тары, для состоящей из 250 единиц транспортной тары - 13 единиц транспортной тары и т. д.).

Данная процедура может привести к нарушению товарного вида, порче товара и изъятию из торгового оборота значительной его части.

Кроме того, стандарты по отборам проб и образцов разработаны не на все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, поэтому не всегда легко определить, на основании какого именно стандарта следует отбирать образцы для таможенного оформления (например, в отношении органических и неорганических веществ, полимеров, лекарственных средств, металлов и изделий из них и т. д.).

Поэтому в Таможенном кодексе РФ (далее - ТК РФ) (ч. 3 ст. 383) определено, что для таможенного контроля пробы и образцы отбираются в минимальном количестве, необходимом для идентификации товара и определения критериев, заложенных в ТН ВЭД России.

Более того, взятие проб или образцов в соответствии с требованиями государственных стандартов повлечет за собой изъятие большого количества товаров из товарооборота, что, в свою очередь, может привести к массовому обжалованию действий таможенных органов.

Отрицательная судебная практика в 2008 г. сложилась по делам об оспаривании решений таможенных органов о классификации в случаях, когда таможенные органы принимают классификационные решения в ходе таможенного контроля после выпуска товаров на основании дополнительно полученной информации. Такая информация в качестве доказательства судами не принимается.

По данному направлению наибольшее количество дел в судах различных инстанций рассматривалось по товарам следующих групп ТН ВЭД России:

- группа 87 «Средства наземного транспорта» (26%);

- группа 84 «Оборудование, механические устройства и т. п.» (22%);

- группа 73 «Изделия из черных металлов» (10,2%);

- группа 85 «Электрические машины и оборудование» (6,7%);

- группа 39 «Пластмассы и изделия из них» (5,5%);

- группа 94 «Мебель, постельные принадлежности» (4%);

- группа 44 «Древесина и изделия из нее» (3%);

- группа 27 «Топливо минеральное, нефть и пр.» (2,4%);

- группа 90 «Инструменты и аппараты оптические ... измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические» (2,4%).

Дальнейший анализ проигранных в судах дел показывает, что отрицательные решения по данным делам в основном связаны с процессуальными нарушениями при проведении экспертиз и взятии проб (образцов) товаров должностными лицами таможенных органов и экспертами экспертно-криминалистической службы ЦЭКТУ.

Вторая группа вопросов связана с неверным пониманием и толкованием судами законодательства, регламентирующего работу таможенных органов по классификации товаров.

Зачастую суды «творчески» подходят к интерпретации ТН ВЭД России. При этом суды выносят вердикт не о законности или незаконности принятия таможней решения о классификации товара и полномочиях лица, его подписавшего, а по вопросам, относящимся в соответствии с действующим законодательством к непосредственной компетенции таможенного органа.

Анализ имеющихся решений различных судебных органов показывает, что суды при вынесении положительных решений в пользу истца (участника ВЭД, декларанта) не принимают мотивированные доводы таможенных органов по классификации товаров и по решениям о классификации товаров, принятым с учетом требований Основных правил интерпретации ТН ВЭД России, примечаний к разделам, группам и субпозициям ТН ВЭД России, считая их необоснованными и не доказанными, однобоко интерпретируя либо не принимая во внимание термины и определения, содержащиеся в ТН ВЭД России, признают позицию таможенных органов несостоятельной, а решения о классификации товаров недействительными и несоответствующими нормам законодательства.

Одновременно необходимо отметить, что в соответствии с п. 7 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.06.1996 № 5 классификация товаров осуществляется таможенными органами. Определение позиции, к которой относится конкретный товар в ТН ВЭД России, в компетенцию арбитражного суда не входит. Самостоятельно относить товары к соответствующим позициям ТН ВЭД России арбитражный суд не вправе.

Однако на практике арбитражными судами положения данного письма Высшего Арбитражного Суда РФ игнорируются. Зачастую в ходе судебного разбирательства суд самостоятельно принимает решение, в какой товарной позиции ТН ВЭД России должен классифицироваться рассматриваемый товар, что противоречит действующему законодательству.

Приведем пример. При таможенном оформлении ввозимых товаров «Силос с плоским дном» и «Силос с коническим дном» был заявлен классификационный код ТН ВЭД России 8479 89 980 0. Таможней в процессе контроля за правильностью классификации товаров, а также в ходе таможенного оформления по результатам анализа документов был вынесен ряд решений об отнесении указанных товаров к товарной подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД России.

На официальном сайте ФТС России размещена информация о принятом предварительном решении в отношении товара с аналогичным техническим описанием. Данный товар в соответствии с предварительным решением отнесен к товарной под-субпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД России. Принятое решение обязательно для исполнения всеми таможенными органами и участниками ВЭД. Кроме этого ФТС России было принято и направлено заявителю официальное разъяснение по вопросам классификации данного товара.

Вместе с тем Арбитражный суд Нижегородской области признал незаконным решение о классификации таможни, причем разъяснение ФТС России и предварительное решение не рассматривались, а в описательной части было указано, что правильным классификационным кодом для данного товара является код 8479 89 980 0 ТН ВЭД России. В своих следующих решениях Арбитражный суд Нижегородской

области, но уже в новом составе, указал, что данный товар следует относить к другой товарной подсубпозиции - 8437 80 000 0 ТН ВЭД России. Такая непоследовательность не единична и только лишний раз подтверждает, что, вынося самостоятельное решение о классификации товаров, суд выходит за пределы своей компетенции.

Следующий пример - противоположный по форме, но аналогичный по сути. Принимая во внимание то, что самостоятельно относить товары к соответствующим позициям ТН ВЭД России суд не вправе, арбитражный суд своим решением обязывает ФТС России выдать решение о классификации товаров по коду, указанному судом.

Кроме того, суды весьма вольно обращаются с правилами интерпретации ТН ВЭД России, применяя их непоследовательно, трактуя расширительно, а также в отрыве от ее международной основы.

На наш взгляд, в настоящее время накоплен определенный объем противоречий в судебной практике, требующих разъяснений на уровне высших судебных инстанций. К сожалению, пока ни одно дело, связанное с классификацией товаров, в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не попало, поэтому на уровне Высшего Арбитражного Суда РФ не сложилось ориентиров для нижестоящих судов.

В некоторых случаях таможенные органы недостаточно ответственно относятся как к самим корректировкам кодов ТН ВЭД России, так и к подготовке к судебным заседаниям, не формируя всесторонние доказательства, не отражая их в отзывах на исковые заявления либо неправильно расставляя акценты. В результате такой поверхностной подготовки даже по сути правильные корректировки кодов можно не отстоять в суде.

Другой проблемой является отношение судов к заключениям экспертов.

В случаях, когда классификация товаров требует специальных познаний, таможенные органы вынуждены пользоваться услугами экспертов. В абсолютном большинстве случаев это эксперты ЦЭКТУ и его филиалов на местах.

К сожалению, во многих случаях заключения экспертов экспертно-криминалистических служб ФТС России, касающиеся характеристик товаров, влияющих на их классификацию, рассматриваются арбитражными судами как ведомственные, носящие рекомендательный характер, и, по существу, игнорируются.

Суды зачастую с большим доверием относятся к заключениям экспертов Торгово-промышленной палаты и других коммерческих организаций, хотя при ближайшем рассмотрении эти заключения уступают по качеству и глубине исследований заключениям экспертов ЦЭКТУ.

Кроме того, судами в качестве решающего аргумента нередко используются заключения экспертов, содержащие конкретный код, к которому относится тот или иной товар. Таким образом, эксперты в нарушение ТК РФ подменяют собой таможенные органы, вторгаясь в их компетенцию.

Таким же нелепым аргументом является использование для судебных решений тех кодов ТН ВЭД России, которые указываются в сертификатах соответствия органами Ростехрегулирования, вводя в заблуждение как участников ВЭД, так и суды. Следует подчеркнуть, что никаких подобных полномочий Ростехрегулированию ни ТК РФ, ни актами Правительства РФ не предоставлено.

Для решения этих проблем необходимо провести разъяснительную работу с Торгово-промышленной палатой, Минпромторгом России (Ростехрегулировани-ем), а также независимыми экспертами.

Таким образом, в целом для улучшения ситуации с рассмотрением дел о классификации товаров в судах, а также для закрепления положительных тенденций необходимо:

- привлекать сотрудников подразделений товарной номенклатуры к участию в судебных заседаниях (за исключением простых либо формальных процессов);

- во исполнение приказа ФТС России, регламентирующего меры реагирования на судебные акты, принятые не в пользу таможенных органов, уделять особое внимание анализу факторов, послуживших причинами отрицательного решения, а также недостаткам в доказательственной базе и обеспечению координации действий различных подразделений внутри таможни или регионального таможенного управления, направленных на единый результат;

- на уровне Управления товарной номенклатуры и Правового управления ФТС России активизировать совместный анализ судебной практики по вопросам классификации товаров с целью выявления негативных тенденций и выработки подходов к их устранению на федеральном уровне;

- своевременно вносить проекты нормативных актов, устраняющих пробелы в законодательстве;

- проводить разъяснительную работу с экспертными организациями, а также с Ростехрегулированием о необходимости более корректно относиться к вопросам классификации товаров с учетом своей компетенции, а также компетенции таможенных органов;

- убеждать Высший Арбитражный Суд РФ в необходимости издания разъяснений, обеспечивающих единообразные подходы различных судов при классификации товаров.

Поскольку проблема взятия проб (образцов) для проведения экспертиз в таможенных целях остается открытой, необходимость разработки научно обоснованных и утвержденных методов взятия проб и образцов продукции в таможенных целях очевидна. Это достаточно трудоемкий процесс, требующий выполнения последовательной научно-исследовательской работы по группам товаров в соответствии с ТН ВЭД России.

Использованные источники

1. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.).

2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ. 2007.

3. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

4. Национальные стандарты на продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.