бражение. Так, смена аватаров происходит у некоторых пользователей практически каждый день или несколько раз в неделю, что, несомненно, отражает его эмоциональное состояние и чувственные переживания. К тому же смысловую нагрузку несет и само изображение: в каком виде, одежде, позе и т. д. преподносит себя пользователь. К выражению эмоций посетителей сайта также можно отнести и использование ими аудио- и видеоресурсов. Некоторые композиции пользователи добавляют не просто к себе на страницу, они публикуют их у себя на «стене» в попытке донести свое эмоциональное состояние до широкого круга людей. Или добавляют музыкальные композиции к написанному тексту (это можно делать как в сообщениях, так и в заметках). Стиль и ритм мелодии характеризуют отношение автора к написанным словам и более подробно передают его состояние. Ко всему этому для передачи внутренних ощущений пользователи используют большое количество картинок, изображений, символов, смайлов, усиливают роль знаков препинания.
Как можно заметить, способы и формы общения в Интернете спустя короткий промежуток времени значительно продвинулись в своем развитии. На наш взгляд, новые возможности, которые предоставляют современные сайты, порождают особые социальные явления, требующие дальнейшего изучения. Социальные явления, которые возникают в виртуальном мире, на первый взгляд похожи на аналогичные явления в реальной жизни, однако имеют иные причины и следствия. Специфика коммуникации, опосредованной компьютером, расширяет возможности общения и, возможно, делает наше сознание более мобильным. Однако в настоящее время гуманитарные науки не успевают изучать новые социальные феномены, которые возникают благодаря масштабному развитию информационной индустрии.
Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева Особенности взаимовлияния личности и группы
Группа, в которой находится человек, оказывает сильное воздействие на формирование и развитие личности и поведение человека, так как группа - это всегда еще и частица общества. Как частица общества она несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека со стороны группы многообразно. В группе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения. Однако и каждый член оказывает определенное влияние на группу в целом.
292
Влияние личности на коллектив
Процесс влияния личности на группу выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство.
Под авторитетом личности понимают признание группой личности человека, соответствие его субъективных качеств объективным требованиям деятельности группы. Явление авторитета во многом зависит от личных качеств и свойств человека. Жизненный опыт, знания, профессиональные навыки, умения - все это выделяет человека среди других людей в группе.
Авторитетный человек занимает высокое положение в межличностных отношениях, группа к нему прислушивается, обращается за советом, считается с его мнением, согласна принять его точку зрения. Однако не только личные качества лежат в основе этого явления. Мнение группы, ее ценности, особенности ее деятельности, как правило, способствуют формированию авторитета того или иного человека или, наоборот, благодаря этому авторитет члена группы может быть низвергнут. Обычно авторитет выше у тех людей, которые проявляют бескорыстное стремление помочь людям. Авторитет выше тогда, когда ценность человека в достижении групповых целей представляется для всех безусловной.
Иногда возникают ситуации, при которых человек стремится завоевать авторитет во что бы то ни стало, используя знания других людей, их достижения, приписывая себе те свойства, которыми он реально не обладает, или те знания, которых он не имеет. Такой человек может завоевать авторитет среди своих коллег, однако на непродолжительный срок.
Руководство - это составная часть управления, связанная с оказанием целенаправленного воздействия на людей, с регулированием их поведения. Таким образом, понятие «управление» более широко, чем понятие «руководство». Когда мы говорим о руководстве, то подразумеваем исключительно управление людьми посредством специальных воздействий (приказами, распоряжениями, убеждениями и т. д.).
Влияние личности на группу выражается и в таком явлении, как лидерство. Руководство и лидерство отличаются друг от друга. Руководитель, как правило, представляет формальную структуру отношений, а лидер - неформальные отношения внутри коллектива. Руководитель, представляя официальную структуру отношений, как правило, выходит за рамки трудового коллектива, поскольку ему необходимо поддерживать связь с вышестоящими организациями. Лидер, как правило, замкнут на тот коллектив, в котором он живет и работает. Лидер обычно выдвигается стихийно, руководитель ут-
293
верждается в организации официально. Как явление руководство более стабильно, чем лидерство, которое зависит от отношений внутри группы, внутри трудового коллектива. Авторитет лидера обычно основан исключительно на личностных свойствах и качествах человека. Авторитет руководителя характеризуется не только личностными свойствами, но и теми правами, которые предоставлены ему в организации официально.
Лидерство и руководство - это в принципе различные явления, отражающие влияние личности на группу. Лидерство - не только проявление личностных свойств и качеств человека в групповом поведении, но и отчасти результат тех социально-психологических процессов, которые происходят в группе.
Положительное воздействие общности на индивида
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем.
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.
2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.
3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.
Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.
Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека она играет незаменимую положительную роль. Однако свою положительную роль в развитии личности группа реализует лишь тогда, когда психологическая и педагогическая составляющая группы не оказывается предметом политических манипуляций.
294
Отрицательное влияние группы на личность
Если о положительном воздействии группы на индивида много и хорошо написано и в педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать. В этой связи мы уделим рассмотрению и анализу этих фактов несколько больше внимания, чем отведено на представление влияния группы на индивида в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX в.
Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида.
Французский исследователь Г. Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация».
Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание».
В малой группе многое зависит от направленности лидера (руководителя) и от внутригрупповых норм: если лидерство имеет деструктивную направленность, то и влияние на личность, скорее всего, будет носить в основном негативный оттенок.
295
Анализируя динамику взаимоотношений в различных микрогруппах, можно сказать, что малые группы разного уровня развития по-разному влияют на отношения людей, как бы разворачивая их по отношению к делу и друг к другу то положительной, то отрицательной стороной или оставляя безразличными. Это значит, что сложившийся в группе психологический климат может актуализировать то лучшие, то худшие качества личности человека.
Практически всегда мы воспринимаем и оцениваем людей под влиянием определенной установки. Эта установка может быть постоянной и изменчивой, зависящей от обстоятельств и особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей, такая установка может принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к человеку. Тот, в свою очередь, справедливо считая, что к нему относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные, конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход, поскольку вовлеченные в него стороны не усматривают в самих себе первоисточник конфликтной ситуации.
Имеется несколько путей снятия предубежденности в групповых отношениях:
• создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать друг друга как равные по своему статусу. Это можно сделать, например, с помощью ролевых игр типа социально-психологического тренинга;
• развитие у каждого члена группы способности правильно воспринимать и оценивать людей, умения и навыки межличностного общения;
• стимулирование и поощрение прямых межличностных контактов людей, которые в отношении друг друга испытывают недоверие;
• обогащение индивидуального опыта предубежденного человека путем его наблюдения за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).
296