Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ ПРИ ЗАНЯТИИ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ ПРИ ЗАНЯТИИ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Валетова В.М.

Изучить особенности взаимосвязи личностной и ситуативной тревожности у детей и детей - инвалидов при занятии настольным теннисом. Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Центра настольного тенниса России в городе Оренбург. Центр настольного тенниса построен в рамках программы «Газпром - детям». Исследование проводилось в два этапа. Первым этапом проводилось тестирования по опроснику Спилбергера-Ханина «Исследование тревожности», во втором этапе использовалась «Методика личностного дифференциала» В. М. Бехтерева, так же на протяжения данной работы использовался метод наблюдения за игрой детей и детей - инвалидов. В исследовании приняло участие 32 ребенка, из них: 16 детей - инвалидов (с нарушением опорно - двигательного аппарата и дети с нарушением слуха), а так же 16 детей не имеющих ограничения в здоровье. Результаты. Результаты опросов, проведенных по методикам Спилберга-Ханина и В.М. Бехтерева среди детей-инвалидов и детей, не имеющих ограничения возможности здоровья, показали, что уровни ситуативной и личностной тревожностей, а также показатели степени оценки, силы и активности не имеют значительных отличий. Заключение. На основании анализа результатов исследования, можно сделать вывод, что занятие спортом, в конкретном случае игра в настольный теннис способствует повышению функциональную активность детей-инвалидов, укрепляет здоровье, костно-мышечную и сердечно-сосудистую системы. Также занятие спортом оказывает положительное влияние психологическое здоровье детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Валетова В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PERSONAL AND SITUATIONAL ANXIETY IN CHILDREN AND DISABLED CHILDREN PLAYING TABLE TENNIS

Study the features of the relationship between personal and situational anxiety in children and children with disabilities when playing table tennis. Materials and methods. The study was conducted on the basis of the Russian Table Tennis Center in the city of Orenburg. The table tennis center was built as part of the Gazprom for Children program. The study was conducted in two stages. The first stage was testing according to the Spielberger-Khanin questionnaire "Anxiety Research", in the second stage the "Personal differential Methodology" of V. M. was used. Bekhtereva, also during this work, the method of observing the play of children and children with disabilities was used. 32 children took part in the study, including: 16 disabled children (with musculoskeletal disorders and children with hearing impairment), as well as 16 children without health restrictions. Results. The results of surveys conducted using the methods of Spielberg-Khanin and V.M. Bekhtereva among disabled children and children without disabilities showed that the levels of situational and personal anxiety, as well as indicators of the degree of assessment, strength and activity do not have significant differences. Conclusion. Based on the analysis of the results of the study, it can be concluded that playing sports, in a particular case, playing table tennis helps to increase the functional activity of disabled children, strengthens the health, musculoskeletal and cardiovascular systems. Also, playing sports has a positive impact on the psychological health of disabled children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ ПРИ ЗАНЯТИИ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ»

Валетова В.М.

Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренубрг

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕИ* И ДЕТЕИ* -ИНВАЛИДОВ ПРИ ЗАНЯТИИ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ

Цель исследования. Изучить особенности взаимосвязи личностной и ситуативной тревожности у детей и детеи"- инвалидов при занятии настольным теннисом. Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Центра настольного тенниса России в городе Оренбург. Центр настольного тенниса построен в рамках программы «Газпром — детям». Исследование проводилось в два этапа. Первым этапом проводилось тестирования по опроснику Спилбергера-Ханина «Исследование тревожности», во втором этапе использовалась «Методика личностного дифференциала» В. М. Бехтерева, так же на протяжения данной работы использовался метод наблюдения за игрои детеи"и детеи"- инвалидов. В исследовании приняло участие 32 ребенка, из них: 16 детей - инвалидов (с нарушением опорно - двигательного аппарата и дети с нарушением слуха), а так же 16 детеи не имеющих ограничения в здоровье. Результаты. Результаты опросов, проведенных по методикам Спилберга—Ханина и В.М. Бехтерева среди детей-инвалидов и детей, не имеющих ограничения возможности здоровья, показали, что уровни ситуативной и личностной тревожностей, а также показатели степени оценки, силы и активности не имеют значительных отличий. Заключение. На основании анализа результатов исследования, можно сделать вывод, что занятие спортом, в конкретном случае игра в настольный теннис способствует повышению функциональную активность детеи-инвалидов, укрепляет здоровье, костно-мышечную и сердечно-сосудистую системы. Также занятие спортом оказывает положительное влияние психологическое здоровье детеи-инвалидов.

Ключевые слова: дети-инвалиды, ситуативная тревожность, личностная тревожность.

Valetova V.M.

Orenburg State Medical University Russia, Orenburg

FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PERSONAL AND SITUATIONAL ANXIETY IN CHILDREN AND DISABLED CHILDREN

PLAYING TABLE TENNIS

Goal of research. Study the features of the relationship between personal and situational anxiety in children and children with disabilities when playing table tennis. Materials and methods. The study was conducted on the basis of the Russian Table Tennis Center in the city of Orenburg. The table tennis center was built as part of the Gazprom for Children program. The study was conducted in two stages. The first stage was testing according to the Spielberger-Khanin questionnaire "Anxiety Research", in the second stage the "Personal differential Methodology" of V. M. was used. Bekhtereva, also during this work, the method of observing the play of children and children with disabilities was used. 32 children took part in the study, including: 16 disabled children (with musculoskeletal disorders and children with hearing impairment), as well as 16 children without health restrictions. Results. The results of surveys conducted using the methods of Spielberg—Khanin and V.M. Bekhtereva among disabled children and children without disabilities showed that the levels of situational and personal anxiety, as well as indicators of the degree of assessment, strength and activity do not have significant differences. Conclusion. Based on the analysis of the results of the study, it can be concluded that playing sports, in a particular case, playing table tennis helps to increase the functional activity of disabled children, strengthens the health, musculoskeletal and cardiovascular systems. Also, playing sports has a positive impact on the psychological health of disabled children.

Keywords: disabled children, situational anxiety, personal anxiety.

Введение. В настоящее время не изученными остаются вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями к спортивной" деятельности. В исследованиях отмечена проблема выявления форм физкультурно-спортивнои деятельности, наиболее пригодных для работы с инвалидами. Исследуются вопросы эффективного и рационального их применения в сочетании с иными видами деятельности в структуре свободного времени инвалидов, особенно для их социальном адаптации и интеграции. Дети-инвалиды - часть человеческого потенциала мира и России. Физическая культура и спорт для инвалидов наряду с трудоустроиством, здоровьем, социальным обслуживанием и образованием. Занятия спортом также являются важным элементом россиискои системы реабилитации. Занятие спортом развивает физические способности человека и улучшает физическое, психологическое и социальное здоровье инвалидов. Регулярные занятия спортом повышают функциональную активность инвалидов, укрепляют здоровье и костно-мышечную систему. Оказывают положительное влияние на сердечнососудистую систему, психологическое здоровье инвалидов (уверенность в собственных силах) и на их восприятие собственной социальном значимости и полезности.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Центра настольного тенниса России в городе Оренбург. В нем приняло участие 32 ребенка, из них: 16 детеи - инвалидов (дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и дети с нарушением слуха), а так же 16 детеи, не имеющих ограничения в здоровье. Исследование проводилось в два этапа. Первым этапом являлось проведение тестирования по опроснику Спилбергера-Ханина «Исследование тревожности». Измерение тревожности как своиства личности особенно важно, так как это своиство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенным уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активнои деятельнои личности. У каждого человека существует свои" оптимальныи, или желательныи, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность Под личностнои тревожностью понимается устоичивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкии «веер» ситуации" как угрожающие. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокоиством, нервозностью. Во втором этапе использовалась «Методика личностного дифференциала» В. М. Бехтерева, так же на протяжения даннои работы использовался метод наблюдения за игрои детеи" и детеи" - инвалидов. ЛД сформирован путем репрезентативнои выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутреннеи факторнои структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающеися у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. В основе выбора данных методик лежит ориентация данных опросников на изучение определенных своиств личности, в данном случае эмоциональная устоичивость, уровень тревожности личности, способность к самоконтролю, которые могут быть применены в психодиагностической работе, а также в социально-психологическои практике.

Результаты. Проведя исследование, на основе полученных результатов, можно сделать вывод о том, что уровни ситуативнои и личностнои" тревожности у детеи-инвалидов и детеи, не имеющих имеют незначительные отличия. У детеи, имеющих ограничения возможности здоровья уровень многих показателеи отличается от нормы в сторону высокого результата, причинои этого может являться дискомфорт, который испытывает ребенок. По итогам проводимого исследования можно предложить ряд следующих рекомендации" как для спортивных учреждении, где занимаются дети- инвалиды, так и для самих родителеи этих детеи".

Заключение. Затрагивая актуальную проблему адаптации детеи" с ограниченными возможностями к спортивнои деятельности, можно

сделать вывод, что занятие спортом, в конкретном случае игра в настольный" теннис способствует повышению функциональную активность детеи-инвалидов, укрепляет здоровье и костно-мышечную и сердечнососудистую системы. Занятия спортом оказывает положительное влияние психологическое здоровье детеи-инвалидов. Развиваются такие качества как уверенность в собственных силах, твердость характера, настоичивость в достижении цели, а также их восприятие собственной социальной значимости и полезности.

References:

1.Барчукова Г.В., Богушас В.М.М., Матыцин О.В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студентов высших учебных заведении". -М.: Издательский центр « Академия», 2006.- С. 89-92.

2. Березин Ф.Б. Методикамногостороннегоисследованияличности/ Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, Р.В. Рожанцев. - М.: Медицина, 1976. - 176с.

3. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов/ С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбаило, О.В. Морозова, А.С. Солодков: Учебное пособие /Под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1996. - 95с.

4. Шевардин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитиеличности. - М., 1998. - 127с

5. Шапкова Л.В. Функцииадаптивнои физическои культуры: Учеб. пособие / СПбГАФКим. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - с.235.

6. Ярыгин Н.В. Биологические закономерности жизнедеятельности человека. Биология/ Подред. В.Н. Ярыгина. - М.: Медицина, 1985. - 560с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.