психологические исследования
psychological studi es
DOI: 10.12731/2658-4034-2020-6-7-16 УДК 159.9
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Мальцева А.А.
Актуальность исследования ситуации воспитания ребенка с инвалидностью рассматривается с позиции медицинского и социального подхода, несмотря на то, что данная проблема имеет большое психологическое значение. Рождение ребенка с нарушениями в развитии, постановка диагноза является сильным психотравмирующим переживанием для семьи, ее структурных преобразований. В связи с этим, для того чтобы справиться со сложившимися обстоятельствами, родители используют деструктивные или конструктивные формы поведения, у них формируются личностные черты, позволяющие справиться с постоянным стрессом. Новизна проведенного исследования заключается в проведении сравнительной оценки личностных особенностей родителей, оценке использования ими механизмов психологических защит, анализе психотравмирующих ситуаций и неблагоприятных объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование личностных изменений. По результатам исследования у родителей, воспитывающих детей-инвалидов обнаружены: высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, использование механизма психологической защиты -реактивные образования.
Цель. Статья посвящена исследованию личностных особенностей родителей, воспитывающих детей-инвалидов под влиянием объективных и субъективных факторов. Целью исследования является анализ этих особенностей.
Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют клинико-психологические, психодиагностические методы, а также, методы описательной и сравнительной статистики.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что у родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии по сравнению с родителями, воспитывающими здоровых детей, были выявлены высокий уровень ситуативной тревожности, повышенное чувство вины и депрессии, использование такого механизма психологической защиты, как реактивные образования.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере реабилитационных мероприятий и оказания психологической поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Ключевые слова: личностная тревожность; ситуативная тревожность; депрессия; вина; хронический стресс; самоуничижение; депрессия.
PERSONAL FEATURES OF PARENTS RAISING DISABLED CHILDREN
Maltseva A.A.
The relevance of the research of the situation ofchild rearing with disabilities is consideredfrom the position ofa medical and social approach, despite the fact that this problem is of great psychological importance. The birth of a child with developmental disorders, the diagnosis is a strong psychotraumatic experience for the family, its structural transformations. In this regard, in order to cope with the current circumstances, parents use destructive or constructive forms of behavior, theyform personal traits that
allow them to cope with constant stress. The novelty of the study consists in conducting a comparative assessment of the personal characteristics of parents, evaluating their use ofpsychological defense mechanisms, analyzingpsychotraumatic situations and unfavorable objective and subjective factors that affect the formation ofpersonal changes. According to the results of the study, parents raising children with disabilities found: a high level of situational and personal anxiety, the use of the mechanism of psychological protection-reactive formations.
Purpose. The article is devoted to the research of the personal characteristics of parents raising disabled children under the influence of objective and subjective factors. The purpose of the research is to analyze these features.
Methodology. The research is based on clinical and psychological, psychodiagnostic methods, as well as descriptive and comparative statistics.
Results. The results of the work are that parents raising children with developmental disabilities, compared with parents raising healthy children, showed a high level of situational anxiety, increased feelings of guilt and depression, and the use of such a mechanism ofpsychological defense as reactive formations.
Practical implications. The research results can be applied in the field of rehabilitation measures and the provision ofpsychological support to parents raising disabled children.
Keywords: personal anxiety; situational anxiety; depression; wine; chronic stress; self-deprecation; depression.
Введение
В настоящее время, актуальность исследования ситуации воспитания ребенка с инвалидностью, рассматривается с позиции медицинского и социального подхода, несмотря на то, что данная проблема имеет огромное психологическое значение, особенно, в связи с тем, что одним из условий успешной реабилитации ребенка, является вовлечение семьи в реабилитационный процесс, активное взаимодействие с родителями, ребенком и специалистами. (Мамайчук И.И., Шипицина Л.М., Кабанов М.К.). Возникают случаи, когда родители оказываются неготовыми к такому взаимодействию, они не осведом-
лены, в какие учреждения обращаться за помощью, часть семей не доходят до посещения реабилитационных центров или препятствуют оказанию специализированной медицинской помощи, по причине непринятия и отрицания наличия проблем у ребенка [1, с. 55].
Дети с особенностями в развитии (в частности, в нашем исследовании мы рассматриваем неврологические патологии) склонны к формированию «выученной беспомощности» (М. Селигман), при этом у родителей, возникают разные типы реагирования на сложившиеся обстоятельства: гиперопека, агрессия, вина, активная открытая или закрытая пассивная позиция [4, с. 53].
Существует исключения среди родителей, которые способны мобилизовать личностные ресурсы и справиться с проблемой [2, с. 62]. Согласно статистическим данным, все же чаще встречаются родители, которые используют деструктивные формы реагирования, не принимают ситуацию и иррационально анализируют обстановку [13]. Можно предположить, что существуют преморбидные личностные характеристики, которые активизируются при возникновении стрессовой ситуации.
Стрессовая ситуация в данном случае требует отдельного рассмотрения, ведь рождение ребенка с особенностями, постановка неврологического диагноза являются первоначальным психотрав-мирующим событием для родителей [11]. В дальнейшем, на протяжении всей жизни при воспитании ребенка родители находятся в ситуации постоянного стресса и нуждаются в оказании психологической поддержке и реабилитации [3, с. 227].
Эйдемиллер Э.Г. указывает на то, что у родителей воспитывающих детей с отклонениями в развитии происходит переосмысление жизненных ценностей, изменения в функционировании семьи на динамическом и структурном уровне [10, с. 180].
Зайцев Д.В. выделяет классификацию изменений в семье и новых функций, образующихся при воспитании ребенка с особенностями в развитии:
1) Реабилитационная функция состоит в том, чтобы повысить положительную динамику психического и физиологического состояния ребенка, адаптировать и приспособить его к социальной среде;
2) Корректирующая функция направлена на устранение негативных симптомов (например, стереотипии в поведении у детей аутистов), сглаживание недостатков, коррекцию эмоционально-поведенческих расстройств;
3) Компенсирующая функция, направленная на поиск сильных сторон, замещение недостатков положительными качествами, включение творческого потенциала (например, занятия арт-терапией).
На структурном уровне происходят психологические и социальные изменения под влиянием субъективных (индивидуально-психологические особенности, преморбидные личностные черты) и объективных факторов (трудовая занятость, состав семьи, материальное положение) [15]. В соответствии с перечисленными факторами зависит то, сможет ли семья получить необходимую медицинскую и социальную помощь, обеспечить постоянные занятия специалистов (психологов и логопедов) с ребенком, доступность/недоступность специального или инклюзивного обучения, приобретение коррек-ционных развивающих методик [9, с. 455].
Периодически у семей возникают недопонимания разногласия в представлении о правильном воспитании ребенка с отклонениями в развитии [12]. Изменяются взаимоотношения между членами семьи, преобразуется сплоченность, может быть несколько вариантов, когда семья за счет появившихся трудностей становится более или наоборот, менее сплоченной [14]. Ряд авторов (Онис Л.) отмечает, что по статистике (34%), чаще всего отцы не выдержав напряжения, уходят из семьи [8, с. 93].
При прохождении реабилитации для детей с ЗПР, ЗПРР, ДЦП, аутизмом и расстройствами аутистического спектра, чаще всего, родители исключались из системы коррекционных мероприятий и занимали пассивную позицию, полностью [6, с. 34], полагаясь на помощь узких специалистов.
На текущий момент, большинство исследователей (Тверская О.Н, Сорокин В.М.,) сходятся во мнении, что необходимо активно включать родителей в реабилитационный и коррекционный процесс, помогать им установить эмоциональный контакт с ребенком, благодаря чему, вследствие тесной связи и непрерывному нахождению с ребенком, родители могут использовать отработанные навыки пси-
хологических занятий и методов, которые помогут малышу адаптироваться в социальной среде [7, с. 4].
Однако, как показывает практика, сами родители нуждаются в психологической поддержке по причине того, что находятся в ситуации постоянного стресса [5, с. 155]. Анализируя личностные особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов, возникает необходимость в разработке программы психологических мероприятий и системы тренинговых занятий, где родители со схожими проблемами будут делиться опытом в воспитании детей с отклонениями в развитии и жизненными ситуациями, с которыми им приходится сталкиваться в воспитательном процессе.
Мы выдвигаем гипотезу о том, что в процессе воспитания детей-инвалидов в совокупности с различными объективными и субъективными факторами, личностные особенности родителей являются различными, и отличаются от родителей, воспитывающих здоровых детей.
Цель исследования - выявить личностные особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов под влиянием объективных и субъективных факторов.
Для достижения цели и проверки гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
- обобщить теоретические подходы к изучению проблемы личностных особенностей в отечественной и зарубежной психологии;
- выявить личностные особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
- описать и дать характеристику личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Материалы и методы
Исследование проведено в городе Анапе на базе медицинского центра «Кортексмед» и частного детского сада «Солнышко».
В исследовании приняли участие шестьдесят человек:
- первую группу составили родители, воспитывающие здоровых детей, посещающих частный детский сад «Солнышко»;
- вторую группу составили родители, воспитывающие детей с неврологическими расстройствами во время реабилитации в специализированном медицинском центре «Кортексмед».
В качестве методов исследования применялись беседа, наблюдение, разработанная индивидуально-психологическая анкета для выявления, социального статуса, влияния субъективных и объективных факторов.
Психодиагностические методики: «Индекс Жизненного Стиля» для выявления использования механизмов психологической защиты; «Шкала тревоги Спилбергера Ханина».
Методы описательной и сравнительной статистики для двух несвязанных выборок с помощью критерия Манна-Уитни.
Результаты и их обсуждение
С помощью клинико-психологических выводов были получены результаты, подтверждающие предыдущие исследования отечественных и зарубежных авторов, а именно: в беседе при сборе психологического анамнеза и наблюдении за родителями воспитывающих детей с неврологическими расстройствами, были выявлены тревожно-депрессивные расстройства, обвинение себя и окружающих людей, апатия и усталость. В группе родителей, воспитывающих здоровых детей подобных жалоб не было выявлено.
При сравнительной оценке использования механизмов психологических защит с помощью методики «Индекс жизненного стиля» родителями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, было выявлено использование МПЗ - реактивные образования, выявлены различия на уровне статистической тенденции (р-1еуе1 - 0,056013).
При изучении уровня личностной и ситуативной тревожности с помощью «Шкалы Спилбергера Ханина» у родителей, воспитывающих детей инвалидов обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости (р-1еуе1 - 0,0030), свидетельствующие о высоком уровне личностной и ситуативной тревожности.
Заключение
1. В группе родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии преобладают тревожно-депрессивные расстройства, жалобы на повышенную нагрузку и усталость, чувство вины, которое направлено на себя или обвинение окружающих людей.
2. У родителей, воспитывающих детей с неврологическими расстройствам, отмечается использование механизма психологической защиты - «реактивные образования. Родители, находясь в ситуации хронического стресса, испытывают болезненные переживания и чтобы справиться с ними, интерпретируют травмирующие для них обстоятельства, преобразуя их в противоположные (например, появление новых отрицательных симптомов или стереотипий относят к прогрессу в развитии ребенка, положительной динамике в лечении).
3. В группе родителей, воспитывающих детей с неврологическими расстройствами отмечается повышенный уровень, как личностной, так и ситуативной тревожности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у родителей, воспитывающих детей-инвалидов, отмечается наличие определенных личностных характеристик, эмоциональных и поведенческих особенностей, которые проявляются в использовании механизмов психологической защиты, высоком уровне депрессии, а также, ситуативной и личностной тревожности.
Список литературы
1. Гуслова М.Н. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей инвалидов // Дефектология. 2003. № 3. С. 28-31.
2. Дикая Л.Г. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал. 1991. Т.1. 1991. С. 55-65.
3. Заборина Л.Г. Особенности смысловой структуры мировоззрения родителей детей-инвалидов // Вестник Бурятского университета. 2006. № 10: психология. С. 250-256.
4. Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи в России // Дефектология. 2001. № 6. С. 52-56.
5. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 212 с.
6. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: Кубанский государственный университет, 1995. 170 с.
7. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. № 4. С. 4.
8. Шебанец Е.Ю. Организация психологической поддержки семьям, имеющим ребенка с отклонениями в развитии // Человек. Сообщество. Управление. 2006. № 2. С. 91-96.
9. Шипицина Л.М. «Необучаемый» в семье и обществе. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 495 с.
10. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. 188 с.
11. Diener E., Diener M., Diener C. Factors predicting the subjective well-being of nations // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. vol. 69. pp. 851-864.
12. Kennedi H. Do men need special services // Advances in psychiatric treatment. 2001. №7. pp. 93-101.
13. Leonhard K. Normale und abnorme Persönlichkeiten. Berlin; Volk und Gesundheit. 1964. 363 p.
14. Menzier I.E Thoughs on the maternal role is contemporary society // Journal of child psychotherapy. 2015. no 1. pp. 5-14.
15. Mintzer D. Parenting an infant with a birth defect // Developmental Medicine and Child Neurology. 2016. vol. 13. pp. 635-640.
References
1. Guslova M. N. Defektologiya [Defectology]. 2003. № 3. P. 28-31.
2. Dikaja L.G. Psikhologicheskiy zhurnal [Russian Psychological Publications]. 1991. V.1. 1991. P. 55-65.
3. Zaborina L.G. VestnikBuryatskogo universiteta. 2006. № 10. P. 250-256.
4. Zajcev D.V. Defektologiya [Defectology]. 2001. № 6. P. 52-56.
5. Levchenko I.Ju., Tkacheva V.V. Psihologicheskaja pomoshh ' sem'e, vospi-tyvajushhej rebenka s otklonenijami v razvitii [Psychological assistance to a family raising a child with developmental disabilities]. M.: Prosveshhenie, 2008. 212 p.
6. Rjabikina Z.I. Lichnost'. Lichnostnoe razvitie. Professional'nyj rost [Personality. Personal development. Professional growth]. Krasnodar: Kuban State University, 1995. 170 p.
7. Tkacheva V.V. Defektologiya [Defectology]. 1998. № 4. P. 4.
8. Shebanec E.Ju. Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie. 2006. N° 2. P. 91-96.
9. Shipicina L.M. «Neobuchaemyj» v sem'e i obshhestve ['Unteachable' in the family and society]. SPb.: Didaktika Pljus, 2002. 495 p.
10. Jejdemiller Je.G. Semejnajapsihoterapija [Family psychotherapy]. L.: Medicina, 1990. 188 p.
11. Diener E., Diener M., Diener C. Factors predicting the subjective well-being of nations. Journal of Personality and Social Psychology. 1995. vol. 69.pp.851-864.
12. Kennedi H. Do men need special services. Advances in psychiatric treatment. 2001. №7. pp. 93-101.
13. Leonhard K. Normale und abnorme Persönlichkeiten. Berlin; Volk und Gesundheit. 1964. 363 p.
14. Menzier I.E Thoughs on the maternal role is contemporary society. Journal of child psychotherapy. 2015. no 1. pp. 5-14.
15. Mintzer D. Parenting an infant with a birth defect. Developmental Medicine and Child Neurology. 2016. vol. 13. pp. 635-640.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Мальцева Алина Александровна, психолог; аспирант
Общество с ограниченной ответственностью «Технохолод»; Кубанский государственный университет ул. Владимирская, 120, г. Анапа, Краснодарский край, 353454, Российская Федерация; ул. Ставропольская, 149, г. Краснодар, Краснодарский край, 350040, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Alina A. Maltseva, psychologist; post-graduate student
'Technoholod' Limited Liability Company; Kuban State University 120, Vladimirskaya Str., Anapa, Krasnodar Krai, 353454, Russian Federation; 149, Stavropolskaya Str., Krasnodar, Krasnodar Krai, 350040, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-3829-9832