Научная статья на тему 'Информативные тесты для отбора детей 7-11 лет для занятий настольным теннисом'

Информативные тесты для отбора детей 7-11 лет для занятий настольным теннисом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
929
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / TABLE TENNIS / ДЕВОЧКИ (7-11 ЛЕТ) / GIRLS (7-11 YEARS) / МЕТОДИКА ОТБОРА / SELECTION METHODOLOGY / ТЕСТЫ / TESTS / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Целовальникова Маргарита Сергеевна, Дмух Оксана Валериевна, Никитина Лариса Юрьевна

Настольный теннис одновременно является популярной развлекательной игрой и Олимпийским видом спорта. Важным аспектом учебно-тренировочной деятельности является методика спортивного отбора детей в секции по настольному теннису. Авторы исследовали степень информативности ряда тестов для отбора детей школьного возраста в секции по настольному теннису.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Целовальникова Маргарита Сергеевна, Дмух Оксана Валериевна, Никитина Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informative tests for the selection of children 7-11 years old for table tennis

Table tennis is both a popular entertainment game and an Olympic sport. An important aspect of educational and training activities is the methodology of sports selection of children in the table tennis section. The authors investigated the degree of in formativeness of a number of tests for the selection of school-age children in the table tennis section.

Текст научной работы на тему «Информативные тесты для отбора детей 7-11 лет для занятий настольным теннисом»

Педагогика

УДК: 796.386

преподаватель кафедры физической культуры Целовальникова Маргарита Сергеевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Дмух Оксана Валериевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

старший преподаватель кафедры физической культуры Никитина Лариса Юрьевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ИНФОРМАТИВНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОТБОРА ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НАСТОЛЬНЫМ

ТЕННИСОМ

Аннотация. Настольный теннис одновременно является популярной развлекательной игрой и Олимпийским видом спорта. Важным аспектом учебно-тренировочной деятельности является методика спортивного отбора детей в секции по настольному теннису. Авторы исследовали степень информативности ряда тестов для отбора детей школьного возраста в секции по настольному теннису.

Ключевые слова: настольный теннис; девочки (7-11 лет); методика отбора; тесты; сравнительный анализ.

Annotation. Table tennis is both a popular entertainment game and an Olympic sport. An important aspect of educational and training activities is the methodology of sports selection of children in the table tennis section. The authors investigated the degree of in formativeness of a number of tests for the selection of school-age children in the table tennis section.

Keywords: table tennis; girls (7-11 years); selection methodology; tests; comparative analysis.

Введение. Проблемы качественного спортивного отбора детей и подростков в секции по различным видам спорта, занимают одно из ведущих мест в теории спортивной деятельности. Актуальность данных проблем связана с тем, что существующая во многих видах спорта практика отбора занимающихся, подвергается критике специалистов и не может быть признана полностью эффективной и соответствующей современным требованиям [11]. Выявить сильные стороны спортсмена необходимо на этапе предварительного спортивного отбора, чтобы уже на начальном этапе подготовки молодых и начинающих спортсменов подобрать оптимальную методику тренировочных воздействий [12]. Все вышеизложенное характерно и для настольного тенниса. С одной стороны настольный теннис является довольно популярной игрой, в которую с удовольствием играют все желающие. Элементы настольного тенниса включены в учебные программы физического воспитания современной молодежи: школьников и студентов [6; 10; 13]. С другой стороны настольный теннис - вид спорта, включенный в программу Олимпийских игр, и в данном виде спорта предъявляются повышенные требования к подготовке спортсмена. Теннисист должен обладать высоким уровнем физической и функциональной подготовленности организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам, иметь хорошую технико-тактическую подготовку, развитые морально-волевые качества [5]. Не вызовет сомнений, что на этапе первоначального спортивного отбора тренеру довольно сложно определить оптимальный потенциал развития данных показателей в детях, пришедших в секцию [1; 4]. Выявлена негативная тенденция форсирования подготовки юных теннисистов, выраженная в большом объеме соревновательной деятельности для повышения рейтинга и диспропорции в освоении технических и тактических приемов, недостатке развития психических качеств [7; 8]. Специалисты отмечают, что для создания эффективной системы спортивного отбора в настольном теннисе необходимы комплексные, учитывающие различные (морфофункциональные, психические и др.) особенности, научные подходы [2]. Данные подходы должны определить спортсмена, способного в результате тренировочных воздействий достичь высоких результатов [3; 9; 12].

Подводя итог вышеизложенному, авторы определили основной целью исследований поиск информативных и объективных тестов для отбора детей 7-11 лет в секции по настольному теннису. Авторы статьи сравнивали результаты тестирования группы молодых теннисисток в течение 5 лет для определения основных критериев отбора в группы для занятий настольным теннисом.

Изложение основного материала статьи. Исследования, посвященные поиску объективных критериев спортивного отбора теннисистов, проводились авторами с 2014 по 2018 год. В исследованиях принимали участие девочки в возрасте 7-11 лет, пришедшие заниматься настольным теннисом в 2014 году. Для поиска объективных критериев отбора авторы использовали следующие тесты для оценки уровня физической подготовленности и свойств нервной системы девочек: бег 60 м, челночный бег 3x10 м, непрерывный бег в течение 6 мин, прыжки на скакалке в течение 45 сек, набивание теннисного мяча на ракетке (кол-во раз), развитие гибкости (наклон вперед в положении - сед ноги вместе), теппинг-тест Е.П. Ильина. Также применялся специальный тест - завершающий удар с измерением длины отскока теннисного мяча. Тестирования проводились в течение каждого года обучения: 1-3 год - этап начального обучения, 4-5 год -этап углубленной специализации. Количество основной группы тестируемых теннисисток - 20 чел. В результатах каждого теста определялось среднее значение для всей группы тестируемых. С 2015 по 2018 год результаты тестов основной группы девочек-теннисисток сравнивались с результатами девочек-новичков, пришедших на отбор в секции настольного тенниса. Достоверность результатов определялась с помощью t-критерия Стьюдента. Основные результаты сравнительного анализа тестовых испытаний представлены на рисунках 1 - 9.

Прыжок в длину с места

200 150 см 100 50 0

□ Основная

□ Новички

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет

Рисунок 1. Динамика результатов тестирования прыжок в длину с места

Известно, что прыжок в длину с места для большинства тренеров не является базовым тестом для прохождения отбора в секции настольного тенниса, тем не менее, его результаты (Рис. 1) позволяют судить об уровне общей физической подготовленности занимающихся. Обнаружено, что до 10 лет (момента перехода в группы спортивной специализации) у детей не выявлено значительных различий в результатах выполнения данного теста. Несколько более высокие результаты демонстрируют девочки из основной группы, но различия признаны незначимыми. Лишь после 10 лет обнаружена достоверная (Р<0,01) разница в результатах прыжков, в пользу девочек из основной группы.

Динамика развития гибкости

15 10 5 0

□ Основная

□ Новички

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет

Рисунок 2. Динамика тестовых результатов развития гибкости

Результаты тестирования показывают, что в первые два года занятий настольным теннисом целенаправленному развитию гибкости тренеры уделяют недостаточное внимание. Существенное (Р<0,01) превосходство в результатах девочки из основной группы демонстрируют, начиная с 9 лет (Рис. 2). С этого возраста заметно увеличивается и динамика развития данного показателя у девочек, как в основной группе, так и среди новичков.

Преодоление дистанции 60 м

15т 10 5 0

□ Основная

□ Новички

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет

Рисунок 3. Динамика тестовых результатов в беге на 60 м.

Результаты теста - бег на 60 м (Рис. 3) показывают значимую динамику улучшения показателей быстроты в основной группе девочек-теннисисток. Положительная динамика выявлена и среди девочек-новичков, что можно объяснить благоприятным возрастным периодом для развития быстроты.

Челночный бег 3х10 м

12 10 8

сек 6 4 2 0

□ Основная

□ Новички

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет

Рисунок 4. Динамика результатов в челночном беге 3х10 м.

Тестирование в челночном беге 3х10 м показывает явную зависимость результатов челночного бега от возраста детей, чем выше возраст, тем лучше время преодоления дистанции (Рис. 4). В основной группе наивысшие различия в результатах выявлены после первого года обучения. Затем и в основной группе, и у девочек-новичков наблюдается незначительное улучшение результатов в течение всего периода наблюдений. По мнению авторов, данная динамика связана с тем, что возраст с 7 до 11 лет не является сенситивным периодом для развития скоростно-силовых способностей.

Прыжки на скакалке за 45 сек.

100 80 60 40 20 0

раз

В

□ Основная

□ Новички

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет

Рисунок 5. Динамика результатов в прыжках на скакалке

В тесте - прыжки на скакалке (Рис.5) наибольшая динамика прироста результатов выявлена в возрасте 8 и 10 лет в основной группе и в возрасте 10 лет у новичков. Специалисты объясняют данную динамику нестабильностью ритма движений детей. Известно, что способность к ритмичным движениям лучше формировать в возрасте 11-12 лет, а до этого времени она может иметь нестабильный характер.

Результаты тестового 6-минутного бега показывают, что девочки из основной группы демонстрируют значимое (Р<0,01) преимущество в развитии общей выносливости над новичками, начиная с возраста 9 лет (Рис. 6). Однако динамика роста результатов в основной группе с 8 до 11 лет недостаточно высокая.

Бег в течение 6 мин.

1200 1000 800 м 600 400 200 0-1

Ш

□ Основная

□ Новички

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет

Рисунок 6. Динамика результатов в беге

Длина отскока мяча при завершающем ударе

7П 6 5 4 3 2 1 0

гъ

п=

□ Основная

□ Новички

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет

Рисунок 7. Динамика результатов в тесте на отскок мяча

Специализированный тест, определяющий длину отскока теннисного мяча при завершающем ударе, проводился путем подачи мяча тренером в точку центральной линии стола (1/3 длины от края) на высоту около 50 см. Все тестируемые выполняли три попытки нанесения завершающего удара справа в дальнюю зону противоположной стороны стола. После отскока мяча измерялась длина его полета до точки падения. Учитывалась лучшая попытка. Результаты теста показывают, что подготовленные спортсмены выполняют тест значительно (Р<0,01) лучше, чем новички пришедшие на отбор. В тоже время следует отметить, что в основной группе зафиксирован значительный прирост результатов в первые два года обучения (с 7 до 9 лет). Затем динамика роста результатов существенно понижается (Рис. 7). Специалисты считают, что показатели данного теста относятся к специальной подготовке теннисистов и зависят от многих факторов, как технического мастерства, так и физической силы.

Набивания мяча на ракетке

раз

100п 80 60 40 20 0

/ и

II- 1

□ Основная

□ Новички

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет

Рисунок 8. Результаты теста с набиваниями мяча

Данный тест является одним из основных критериев отбора молодых теннисистов, поскольку считается показательным критерием одаренности игроков в настольный теннис. Данные свидетельствуют, что показателя в сто набиваний девочки из основной группы достигают к 11 годам (Рис. 8). По мнению авторов, связано данное обстоятельство с тем, что точность выполнения движений у детей ускоренно развивается с

м

возраста 10-11 лет. Считается, что ребенок, выполнивший более ста набиваний теннисного мяча ракеткой до 10 лет, предрасположен к достижению результата в настольном теннисе.

Теппинг-тест Е.П. Ильина

35 --

30 25 20

точки

15 10 5 0

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет

Ш

□ Основная

□ Новички

Рисунок 9. Результаты теппинг-теста

Результаты теппинг-теста показывают, что существенный (Р<0,01) прирост психомоторных показателей у детей, как в основной группе, так и у новичков, выявлен с 9 до 10 лет (Рис. 9). Остальные возрастные периоды в группах характеризуются довольно незначительной динамикой прироста результатов.

Выводы. Результаты проведенных авторами исследований позволяют утверждать, что:

1. Анализ современной научной литературы диктует необходимость совершенствования существующих и поиска новых эффективных методик спортивного отбора молодых и начинающих спортсменов в различных видах спорта, в том числе и в настольном теннисе. Данные методики должны учитывать морфофункциональные, психические и иные особенности юных теннисистов.

2. Сравнительный анализ ряда популярных тестов для отбора в секции настольного тенниса показал, что пригодность того или иного теста для определения степени одаренности детей к занятиям настольным теннисом существенно зависит от возраста тестируемых. В возрасте 7-8 лет результаты тестовых испытаний не позволяют судить о предрасположенности ребенка к занятиям настольным теннисом. Более объективные данные можно получить, начиная тестирование лишь с 9-10-летнего возраста.

Литература:

1. Барчуков И.С., Барчукова Г.В. Модель спортивного отбора кандидатов для игры в настольный теннис // Инновации в образовании. 2014. №9. С. 102 - 112.

2. Барчукова Г.В., Хо Мань Чьюнг. Критерии отбора детей в спортивные школы настольного тенниса Вьетнама // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. №1. С. 36 - 38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дмитренко Л.А., Гричанова Т.Г., Алексанянц Г.Д., Сабирова Л.Н. Использование некоторых соматометрических показателей при спортивном отборе в настольном теннисе // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2012. №2. С. 37 - 40.

4. Дранюк О.И., Приямпольская О.И. Особенности воспитывающего обучения настольному теннису детей младшего школьного возраста // В мире научных открытий. 2013. №11.7 (47). С. 28 - 34.

5. Зинченко О.В. Дифференцированная методика общей и специальной подготовки теннисистов семилетнего возраста на основе учета их двигательного опыта: Дис.. .канд. пед. наук. Хабаровск, 2006. 154 с.

6. Осипов А.Ю., Пазенко В.И., Акулов В.Ю., Дунаева М.В. Динамика развития основных физических качеств у студентов, посещающих различные спортивные специализации // В мире научных открытий. 2013. №3.3 (39). С. 189 - 198.

7. Пикалова А.В. Критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет: Дис.канд. пед. наук. Москва, 2004. 182 с.

8. Улизько В.М., Кушнир В.В., Грабчук А.Б. Особенности соревновательной деятельности квалифицированных спортсменок по настольному теннису // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. №5. С. 155 - 158.

9. Цзин Ань, Сяоцюань Чжан. Формирование системы ценностных ориентаций в процессе спортивного воспитания детей, занимающихся настольных теннисом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №9 (151). С. 258 - 267.

10. Чуева И.А. Физическое воспитание младших школьников средствами настольного тенниса в условиях трех уроков физкультуры в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. №2. С. 42 - 44.

11. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S., Jagiello W. Topics of doctoral and postdoctoral dissertations devoted to judo in period 2000-2016 - overall analysis of works of Russian experts // Archives of Budo. 2017. №1 (13). P. 1-10.

12. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S., Jagiello W. Criteria for effective sports selection in judo schools -on example of sportsmanship's progress of young judo athletes in Russian Federation // Archives of Budo. 2017. №13. Р. 179-187.

13. Osipov A., Starova O., Malakhova A., et al. Modernization process of physical education of students in the framework of implementation of the state strategy for the development of physical culture, sport and tourism in the Russian Federation // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №4. P. 1236-1241. DOI:10.7752/jpes.2016.04196

Педагогика

УДК: 37.011.33

аспирант Челышева Ирина Леонидовна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. На основе анализа немецко- и англоязычных источников в статье доказывается актуальность изучения мирового культурного многообразия и культурной компетентности как наиболее востребованных на современном этапе развития образования, а также неоднозначность определения в научном мире понятий «культурная компетентность», «межкультурная компетентность».

Ключевые слова: культурная компетентность, межкультурная (интеркультурная) компетентность, культурологическая компетентность, мультикультурализм.

Annotation. The article analyzes Germán and English sources and proves the urgency of studying the world's cultural diversity and cultural competence, the most popular concepts at the present stage of education development. The author of the article points to the ambiguity of definitions in the academic world of the concepts of "cultural competence", "intercultural competence".

Keywords: cultural competence, intercultural competence, culturological competence, multiculturalism.

Введение. Современные ученые утверждают, что отличительными чертами новой культурной эпохи -«информационной культуры» (в отличие от культуры аграрной, сельскохозяйственной эпох, индустриальной и постиндустриальной культур) стал ее интегративный характер, мозаичность и нелинейность культуры, теснейшая коммуникация, диалогичность и взаимодействие различных культур, уникальность человека и самоценность человеческой жизни [7, с. 4-101. «...утрата памяти истории, культуры - симптом социального и культурного вырождения народа», - справедливо утверждается в книге «Педагогика как культура» [91.

Целью данной статьи является представление результатов анализа зарубежных источников, подчеркивающих актуальность изучения культурного многообразия и культурной компетентности без учета которых невозможно проектирование устойчивого развития образования в наше время и в будущем.

Изложение основного материала статьи. Идея мультикультурализма современного мира (признание неоднородности общества и необходимости уважения культурных традиций различных народов) вызывает повышенное внимание со стороны ученых, социологов, работников образования. Вопрос сохранения культурного многообразия поднимается также в Инчхонской декларации и рамочной программе действий ЮНЕСКО «Образование-2030», оглашенных на Всемирном форуме по вопросам образования в 2015 г. В новой концепции образования, предложенной на форуме, отражается основная цель: обеспечение справедливого качественного образования на протяжении всей жизни человека, в основе которой заложена «гуманистическая концепция образования и развития, ориентированная на права и достоинство человека, социальную справедливость, инклюзивность, защиту, культурное, языковое и этническое разнообразие.». В одной из задач предполагается к 2030г. обеспечение всех учащихся возможностью приобретения знаний и навыков, необходимых для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством «осознания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие». В данной декларации еще раз делается акцент на том, что «образование способствует межкультурному диалогу и укрепляет уважение к культурному, религиозному и языковому разнообразию, которые являются важными факторами для достижения социальной сплоченности и справедливости». Возможными стратегиями в решении поставленных культурологических задач предложены следующие:

1). «определение стандартов и пересмотр программ в целях обеспечения качества и адекватности контексту, включая навыки, компетенции, ценности, культуру, знания и учет гендерных аспектов»;

2). «проведение правительством обзора ... программ и учебников сектора образования параллельно с подготовкой учителей.с тем чтобы укреплять межкультурное образование»;

3). «обеспечение признания образованием ключевой роли культуры в достижении устойчивости с учетом местных условий и культуры, а также укрепление осведомленности о формах культурного самовыражения и наследия и их разнообразии, подчеркивая при этом важность соблюдения прав человека»;

4). «популяризация междисциплинарного подхода ... для осуществления образования для устойчивого развития ... на всех уровнях образования и во всех формах.» [81.

Вопросам культуры, культуросообразного образования (в широком понимании) посвящены как статьи и книги на бумажных носителях, так и электронные ресурсы разных стран, в том числе и немецкоязычный портал «Культурное образование онлайн», где размещаются научные статьи современных исследователей, педагогов, психологов, философов.

Так, о востребованности такого понятия, как «культурная компетенция/компетентность», в свете всеобщей и локальной (в пределах страны) глобализации ведет речь профессор Зигфрид Шмидт. Он рассуждает о вхождении знаний о культуре, культурных отличиях в экономическую зону: в крупных фирмах специалисты по экономике заказывают «культурную экспертизу»; говорит о расщеплении термина «культура» в «мульти-, интер- и транскультуры»; поднимает вопрос о терминологически неустоявшихся понятиях «культура» и «компетенция /компетентность» в своей статье «Kulturelle Kompetenz als Schlüsselkompetenz («Культурная компетенция как ключевая компетенция)», 2013г. [51. Отстаивая компетентностный подход в образовании в качестве ответа на вызов времени и запросы общества как развивающейся системы, он рассуждает о создании национальной культурной программы и взаимодействии с иными культурными программами. Таким образом, автор поднимает вопрос о расщеплении понятий, связанных с культурой, на более мелкие и более конкретные (что также характерно и для российской научной мысли), об особенностях существования человека в эпоху «информационной культуры».

Уделяет повышенное внимание вопросу культурной интеграции - слияние культуры ребенка, с которой он пришел в школу, с культурой школьного сообщества, - управляющий директор Национальной ассоциации культуры образования молодежи Том Браун в статье «На пути к новой культуре обучения», 2013. Он подчеркивает важность культуросообразного воспитания и образования на современном этапе и интегративный характер дополнительного и обязательного образования [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.