Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязи эмпатии и невротизации личности'

Особенности взаимосвязи эмпатии и невротизации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1079
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / НЕВРОТИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭМПАТИЯ / КОГНИТИВНАЯ ЭМПАТИЯ / ДЕЙСТВЕННАЯ ЭМПАТИЯ / НЕВРОЗ / НЕЙРОТИЗМ / EMPATHY / PERSONALITY NEUROTIZATION / EMOTIONAL EMPATHY / COGNITIVE EMPATHY / ACTIVE EMPATHY / NEUROSIS / NEUROTICISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Троицкая Е. А.

В статье рассматривается взаимосвязь эмпатии и невротизации личности. Анализируются данные научных исследований о взаимосвязи эмпатии и невротизации. В результате исследования, направленного на выявление взаимосвязи эмпатии и невротизации в подростковом и юношеском возрасте, было показано, что эмпатия взаимосвязана с отдельными симптомами невротизации, причем связь с эмоциональной нестабильностью прямая, а связь с трудностями в межличностном взаимодействии обратная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязи эмпатии и невротизации личности»

УДК 159.9 Е. А. Троицкая

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии факультета гуманитарных наук МГЛУ; e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И НЕВРОТИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается взаимосвязь эмпатии и невротизации личности. Анализируются данные научных исследований о взаимосвязи эмпатии и невротизации. В результате исследования, направленного на выявление взаимосвязи эмпатии и невротизации в подростковом и юношеском возрасте, было показано, что эмпатия взаимосвязана с отдельными симптомами невротизации, причем связь с эмоциональной нестабильностью прямая, а связь с трудностями в межличностном взаимодействии обратная.

Ключевые слова: эмпатия; невротизация личности; эмоциональная эмпатия; когнитивная эмпатия; действенная эмпатия; невроз; нейротизм.

Troitskaya E. A.

PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, Faculty of the Humanities, MSLU; e-mail: [email protected]

PECULIARITIES OF THE INTERRELATION BETWEEN EMPATHY AND PERSONALITY NEUROTIZATION

The article deals with the interrelation between empathy and personality neurotization in adolescence. Empathy is to be shown interrelated with certain symptoms of neurotization. While the relationship with emotional instability is direct, the relationship with interpersonal interaction difficulties is inverse.

Key words: empathy; personality neurotization; emotional empathy; cognitive empathy; active empathy; neurosis; neuroticism.

За последние несколько десятилетий отмечается отчетливое снижение уровня эмпатии у молодежи, что приводит к ухудшению взаимодействия в социуме и росту отчужденности и безразличия к окружающим. Именно эмпатия помогает эффективно выстраивать взаимоотношения и чувствовать единение с другими людьми. С другой стороны, по данным ВОЗ, число людей с невротическими расстройствами неуклонно растет с каждым годом, что также ведет к трудностям в межличностных отношениях. Поэтому целью нашего исследования стало выявление особенностей взаимосвязи эмпатии и невротизации.

Эмпатия представляет собой сложный системный феномен. В психологии к эмпатии относят целый ряд психических явлений, таких как: сочувствие, сопереживание, «вчувствование» в состояние другого, «проникновение» в мир переживаний людей, понимание человеком эмоций и чувств других людей, способность представить себя на месте другого и даже рефлексию понимания эмоциональных состояний и переживаний другого. Можно выделить несколько основных психологических категорий, посредством которых ученые определяют понятие «эмпатия»: способность, свойство, состояние, процесс, реакция. Однако в нашем исследовании мы будем опираться на следующее определение: эмпатия - эмоциональная отзывчивость на состояние другого, формирующаяся у человека благодаря представлению им своих аналогичных переживаний, возникновение которых характерно для ситуации подобной той, в которой находится этот другой. С нашей точки зрения, эмпатия включает в себя позитивный эмоциональный («сорадование»), негативный эмоциональный (сострадание), когнитивный и действенный структурные компоненты [Троицкая 2012].

Невротизация понимается как склонность к неврозам, состояние предшествующее возникновению невроза и характеризующее теми же симптомами, что и невроз, но проявленными в более мягкой форме. Говоря о невротизации, следует прежде всего обратиться к двум понятиям: «невроз» и «нейротизм».

Термин «невроз» применяется для обозначения психогенного расстройства, которое возникает в результате нарушения значимых жизненных отношений человека при отсутствии психотических явлений [Карвасарский 1990]. Одной из возможных причин неврозов считается невротический конфликт. Выделяют такие формы невроза, как: неврастения, истерия, невроз навязчивости, психастения. К особенностям детей, характеризующим преморбидное состояние, относят эмоциональность, непосредственность, впечатлительность, импрес-сивность, выраженность чувства «Я», беззащитность, гуманистическую направленность. Сочетание этих особенностей создает эффект повышенной эмоциональной чувствительности, обидчивости, склонности всё близко «принимать к сердцу», легко расстраиваться и много переживать [Захаров 1988].

Нейротизм - личностная черта, представляющая собой противоположный полюс эмоциональной стабильности, являющийся одним из измерений (вместе с экстраверсией и психотизмом), на основе

которых Г. Айзенк построил свою теорию типов личности [Айзенк 1999]. Нейротизм, в представлении Г. Айзенка, не является патологией, а свойственен в определенной мере всем людям. Нейротизм характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, сниженной самооценкой.

В результате анализа различных теоретических подходов к пониманию эмпатии и невротизации, можно сформулировать гипотезу о взаимосвязи эмпатии и невротизации. Данная гипотеза основывается на том, что одними из основных личностных особенностей, способствующих развитию невроза, являются эмоциональность, впечатлительность и гуманистическая направленность; и эти же качества лежат в основе развития эмпатии.

М. В. Панкова, исследовав особенности эмпатии больных неврозами, пришла к выводу, что уровень эмпатии у больных неврозами выше, чем у здоровых; причем у мужчин эти различия выражены сильнее, чем у женщин [Панкова 2003]. Однако в исследовании, проведенном нами в 2014 гг., у студентов в возрасте 17-21 года была выявлена прямая связь эмпатии с удовлетворенностью жизнью, с субъективным счастьем и обратная связь с депрессией, но взаимосвязи эмпатии с тревогой выявлено не было [Троицкая 2014].

Г. Айзенк, проведя исследование более 1 тыс. взрослых испытуемых, пришел к выводу, что эмпатия положительно коррелирует с нейротизмом [Eysenck, Eysenck 1978]. В разных странах также проводились исследования взаимосвязи эмпатии со шкалами «Большой пятерки», одной из которых является нейротизм. В Великобритании в 2006 г. при исследовании подростков были обнаружены значимые положительные корреляции между нейротизмом и эмоциональной эмпатией (но не обнаружены в случае когнитивной эмпатии) [Jolliffe, Farrington 2006]. В результате исследования испанских подростков не было обнаружено статистически значимых связей эмпатии и эмоциональной стабильности, т. е. нейротизма [Barrio, Aluja, García 2004].

Таким образом, в научных источниках проблема взаимосвязи эмпатии и невротизации раскрыта не достаточно полно. В ряде источников приводятся данные о связи эмпатии с нейротизмом, а также об особенностях эмпатии у больных неврозами, однако выводы разных авторов часто противоречат друг другу.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления особенностей взаимосвязи

эмпатии и невротизации. В качестве испытуемых были привлечены 73 девочки в возрасте от 14 до 18 лет (M = 16,07, SD = 0,96) и 30 мальчиков в возрасте от 14 до 18 лет (M = 16,20, SD = 1,27). 85 % опрошенных составили учащиеся 8-11 классов школ г. Москвы, остальные 15 % - учащиеся ссузов и вузов г. Москвы. Всего в исследовании приняло участие 103 человека 14-18 лет (M = 16,11, SD = 1,06).

Диагностика эмпатии проводилась по методике «Эмоциональная, когнитивная и действенная эмпатия» (Е. А. Троицкая), которая позволяет исследовать отдельные структурные компоненты эмпа-тии (позитивный эмоциональный, негативный эмоциональный, когнитивный и действенный), а также итоговый показатель эмпатии [Троицкая 2012]. Для диагностики невротизации применялась методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесс [Методика экспресс-диагностики ... 2001]. Данная методика представляет собой скрининговый опросник невроза, включающий 40 его симптомов и позволяющий судить о его вероятности. Таким образом, подобранные методики позволяют исследовать взаимосвязи разных компонентов эмпатии и различных симптомов невроза, а также общего уровня невротизации, что отвечает целям нашего исследования.

Статистическая обработка полученных данных проводилась при помощи теста Шапиро-Уилка, критерия Манна-Уитни, точного критерия Фишера, коэффициента корреляции Спирмена. Проверка формы распределения данных по тесту Шапиро-Уилка выявила отклонения от нормального распределения на уровне значимости p = 0,05, поэтому применялись критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена. Для анализа номинативных данных использовался точный критерий Фишера. Для статистической обработки применялась компьютерная программа «SPSS 20».

Сравнение подвыборок мальчиков и девочек между собой по критерию Манна-Уитни выявило значимые различия по показателям негативной эмоциональной эмпатии (р = 0,009), когнитивной эмпатии (р = 0,024), по итоговому показателю эмпатии (р = 0,009), а также по общему показателю невротизации (р = 0,023). Во всех указанных случаях значения показателей эмпатии и невротизации выше у девочек по сравнению с мальчиками. Выявленные различия по полу по показателям эмпатии согласуются с данными, полученными нами ранее [Троицкая 2012]. Что касается методики диагностики невро-тизации, то половые различия по общему показателю невротизации

также подтверждаются имеющимися в науке данными о различиях невротических расстройств у мужчин и женщин [Карвасарский 1990]. Выявление половых различий по отдельным пунктам методики экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесс проводилось по точному критерию Фишера. Были обнаружены значимые различия в ответах на утверждения: № 8 (р = 0,008), № 20 (р = 0,004), № 27 (р = 0,017), № 32 (р = 0,016), № 36 (р = 0,012), № 37 (р = 0,002). На эти вопросы 63-82,2 % девочек давали утвердительные ответы, а у мальчиков наблюдалась противоположная картина: 43,3-70 %% мальчиков давали отрицательные ответы. Вследствие обнаружения половых различий как по показателям эмпатии, так и по показателям невротиза-ции в дальнейшем подвыборки мальчиков и девочек рассматривались как отдельные выборки.

По коэффициенту корреляции Спирмена не было обнаружено статистически значимых корреляций на уровне значимости р = 0,05 между показателями эмпатии и показателем невротизации ни в выборке мальчиков, ни в выборке девочек. В выборке девочек сравнение контрастных групп с высокими и низкими значениями общего показателя невротизации (по 18 человек в каждой) по показателям эмпа-тии также не выявило значимых различий по критерию Манна-Уитни на уровне значимости р = 0,05.

Для более детального анализа взаимосвязей показателей эмпатии с отдельными симптомами невротизации по критерию Манна-Уитни было проведено сравнение групп испытуемых, ответивших утвердительно и отрицательно на каждый пункт методики К. Хека и Х. Хесс для каждого показателя эмпатии.

Сначала был проведен анализ выборки мальчиков. Были выявлены статистически значимые различия по показателю позитивной эмоциональной эмпатии для ответов на пункты № 16 (р = 0,046; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 17 (р = 0,047; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 19 (р = 0,021; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 26 (р = 0,006; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 29 (р = 0,002; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 35 (р = 0,031; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), а также различия на уровне тенденции для пункта № 11 (р = 0,058; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил

утвердительно) и № 31 (р = 0,051; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно). По показателю негативной эмоциональной эмпатии обнаружены значимые различия по пунктам № 19 (р = 0,029; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 31 (р = 0,002; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 38 (р = 0,034; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно). Статистически значимых различий по показателю когнитивной эмпатии в выборке мальчиков не наблюдалось. При анализе показателя действенной эмпатии были выявлены значимые различия по пунктам № 12 (р = 0,014; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 25 (р = 0,043; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 31 (р = 0,014; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 38 (р = 0,010; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), а также различия на уровне тенденции по пункту № 3 (р = 0,051; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно). Значения итогового показателя эмпатии значимо различались у мальчиков, давших разные ответы на пункты № 5 (р = 0,042; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 29 (р = 0,020; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 31 (р = 0,001; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 38 (р = 0,021; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно).

Далее аналогичным образом была проанализирована выборка девочек. По показателю позитивной эмоциональной эмпатии были выявлены различия по пунктам № 18 (р = 0,003; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 26 (р = 0,001; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 28 (р = 0,047; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 38 (р = 0,046; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно). По показателю негативной эмоциональной эмпатии значимые различия наблюдаются по ответам на пункты № 3 (р = 0,001; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 12 (р = 0,001; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 18 (р = 0,013; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 25 (р = 0,013; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил

утвердительно). Для показателя когнитивной эмпатии также обнаружены занчимые различия по пунктам № 3 (р = 0,001; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 4 (р = 0,002; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 14 (р = 0,040; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 21 (р = 0,008; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 38 (р = 0,003; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно). По показателю действенной эмпатии обнаружены статистически значимые различия по пунктам № 3 (р = 0,009; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 12 (р = 0,038; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 18 (р = 0,034; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 26 (р = 0,028; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 28 (р = 0,035; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 37 (р = 0,034; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 38 (р = 0,013; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 39 (р = 0,009; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), а также различия на уровне тенденции по пункту № 10 (р = 0,056; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно). Значения итогового показателя эмпатии различаются у девочек, давших разные ответы на пункты № 3 (р = 0,001; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 12 (р = 0,009; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 18 (р = 0,008; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 26 (р = 0,010; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 28 (р = 0,042; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 38 (р = 0,008; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 39 (р = 0,050; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно).

Обобщая все полученные результаты, можно сказать, что в целом взаимосвязи эмпатии с общим уровнем невротизации выявлено не было. Однако при более детальном анализе можно увидеть, что связь эмпатии и невротизации отличается двойственностью: часть симптомов невротизации имеют прямую связь с отдельными компонентами эмпатии, а другие симптомы имеют обратную связь с эмпатией.

Например, позитивная эмоциональная эмпатия выше у тех мальчиков, которые считают, что против них настроены окружающие; у тех, кто много мечтает и фантазирует; у тех, чье настроение легко меняется. Действенная эмпатия выше у мальчиков и негативная эмоциональная эмпатия выше у девочек, если они чувствуют себя легко ранимыми, слишком близко и надолго принимают к сердцу неприятности, беспокоятся из-за незначительных вещей. Когнитивная эмпатия выше у тех девочек, которые чувствуют себя легко ранимыми; у тех, у кого были странные и необычные переживания; у тех, чье настроение часто меняется в зависимости от серьезной причины или без нее. Действенная эмпатия и итоговый показатель эмпатии выше у тех девочек, которые чувствуют себя легко ранимыми, слишком близко и надолго принимают к сердцу неприятности. Таким образом, можно заключить, что более высокий уровень эмпатии связан с такими симптомами невро-тизации как эмоциональная ранимость, беспокойство, частые смены настроения, т. е. с эмоциональной нестабильностью - чрезмерной эмоциональной реакцией на происходящие события.

С другой стороны, некоторые симптомы невротизации меньше выражены у мальчиков и девочек, отличающихся более высоким уровнем эмпатии. Так, позитивная эмоциональная эмпатия ниже у тех мальчиков, которые хотели бы быть такими же счастливыми, какими кажутся другие люди; у тех, кто часто испытывает недовольство; у тех, кто большей частью несчастлив; у тех, кто кажется себе «никчемным»; у тех, у кого иногда всё болит. Негативная эмоциональная эмпатия ниже у мальчиков, которые кажутся себе никчемными, кому трудно поддерживать разговор при знакомстве, и у тех, кто хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди. Ощущение собственной никчемности и трудности при поддержании разговора при знакомстве наблюдаются также у мальчиков с более низким уровнем действенной эмпатии и низким итоговым показателем эмпатии. Для последнего также характерны переживание несчастья, частое и без особых причин возникающее чувство безучастности и усталости. Девочки, которые часто борются с собой, чтобы не показать свою застенчивость, отличаются более низкими показателями позитивной эмоциональной и негативной эмоциональной эмпатии. У девочек более низкий показатель позитивной эмоциональной эмпатии связан также с частым недовольством, переживанием раскаяния за совершенные

поступки и трудностями при поддержании разговора при знакомстве. Когнитивная эмпатия хуже развита у девочек, которым трудно заговорить с незнакомыми людьми и трудно поддерживать разговор при знакомстве. Действенная эмпатия выше у девочек, которые не считают себя раздражительными и полагают, что с нервами у них все в порядке. Действенная эмпатия и итоговый показатель эмпатии ниже у тех девочек, кто часто борется с собой, чтобы не показать свою застенчивость; у тех, кто часто испытывает недовольство; у тех, кто делает много такого, в чем приходится раскаиваться; у тех, кому трудно поддерживать разговор при знакомстве; у тех, для кого самая тяжелая борьба - это борьба с самим собой. Обобщая, можно сказать, что более низкий уровень эмпатии связан с такими симптомами невро-тизации как снижение самооценки (ощущение собственной никчемности, раскаяние, борьба с собой), с трудностями в межличностном взаимодействии (застенчивость, трудности при знакомстве), снижение эмоционального фона (переживание несчастья, недовольство, раздражительность). Если говорить о физических симптомах невро-тизации, то более низкая эмпатия обнаружена у мальчиков, которые ответили, что иногда у них всё болит, и у девочек, которые считают, что у них «что-то с нервами». Впрочем, последнее утверждение может быть отнесено и к категории «снижение самооценки», а не только к физическим симптомам, ввиду расплывчатости формулировки в методике экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесс.

Кроме того, девочки по сравнению с мальчиками обладают более высоким уровнем как эмпатии в целом так и ее отдельных компонентов (негативной эмоциональной эмпатии и когнитивной эмпатии). Девочки чаще, чем мальчики считают себя нервными; чувствуют себя «просто скверно», и у них бывает гнетущее состояние; считают, что у них что-то с нервами; признают, что им трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания, иногда испытывают приступы дрожи или озноба. У девочек также выше общий уровень невротиза-ции, что может объясняться их большей эмоциональной чувствительностью по сравнению с мальчиками.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сформулировать следующий вывод: эмпатия взаимосвязана с отдельными симптомами невротизации, причем связь с эмоциональной нестабильностью прямая, а связь с трудностями в межличностном взаимодействии обратная. Можно предположить, что учащиеся с высоким уровнем эмпатии более подвержены невротизации, так как они

более чувствительны к эмоциональному состоянию окружающих и к социально-психологическому климату в классе (учебной группе). А учащиеся с низким уровнем эмпатии в случае развития невротизации еще больше отстраняются от окружающих, что может негативно сказаться на их состоянии, поскольку таким учащимся сложнее получить социальную поддержку окружающих. Полученные результаты могут использоваться при разработке программ психологической помощи учащимся подросткового и юношеского возраста с выраженными проявлениями невротизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Айзенк Г. Ю. Структура личности. СПб. : Ювента ; М. : КСП+, 1999. 464 с. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. Л. : Медицина, 1988. 246 с. Карвасарский Б. Д. Неврозы. М. : Медицина, 1990. 576 с. Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесс // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара : Бахрах-М, 2001. С. 169-171. Панкова М.В. Особенности эмпатии больных неврозами: автореф. дис. ...

канд. психол. наук. СПб., 2003. 22 с. Троицкая Е. А. Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии

у школьников // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 29-38. Троицкая Е. А. Особенности разработки методики исследования структурных компонентов эмпатии // Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. М. : МГЛУ «Рема», 2012. С. 144157. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 7 (640). Психологические науки).

Троицкая Е. А. Психологическая устойчивость и субъективное благополучие личности как ресурсы для проявления эмпатии // Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. М. : МГЛУ, 2014. С. 46-59. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 7(693). Психологические науки).

Barrio V. del, Aluja A., García L. F. Relationship between empathy and the big five personality traits in a sample of Spanish adolescents // Social Behavior and Personality: an international journal. Vol. 32. N. 7. 2004. P. 677-681. Eysenck S. B., Eysenck H.J. Impulsiveness and venturesomeness: Their position in a dimensional system of personality description // Psychological Reports. Vol. 43(3, Pt. 2). 1978. P. 1247-1255. Jolliffe D., Farrington D. P. Development and validation of the Basic Empathy Scale // Journal of Adolescence. 2006. Vol. 29. Issue 4. P. 589-611.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.