УДК 159.9 Е. А. Троицкая
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается взаимосвязь эмпатии и рефлексии. Анализируются различные механизмы эмпатии, одним из которых предположительно является рефлексия. В результате исследования, направленного на выявление взаимосвязи эмпатии и рефлексии у учащихся подросткового и юношеского возраста, было показано, что эмпатия и рефлексия у мальчиков и девочек взаимосвязаны. Обнаружены особенности взаимосвязи компонентов эмпатии и разных форм рефлексии.
Ключевые слова: эмпатия; рефлексия; механизмы эмпатии; развитие эмпатии; компоненты эмпатии; формы рефлексии; подростковый и юношеский возраст.
Troitskaya E. A.
Ph. D. (Psychology), Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: [email protected]
CORRELATION BETWEEN EMPATHY AND REFLECTION IN ADOLESCENT PUPILS
The article deals with the correlation between empathy and reflection. Various empathy mechanisms, one of which is presumably reflection, are analyzed. As a result of the research aimed at identification of the correlation between empathy and reflection in adolescent pupils it was shown that empathy and reflection are correlated in boys and girls. Features of the correlation between empathy components and different forms of reflection are revealed.
Key words: empathy; reflection; empathy mechanisms; empathy development; empathy components; reflection forms; adolescence.
Эмпатия является одним из основных свойств человека, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать в социуме, понимать окружающих людей в процессе межличностного общения, познавать мир. При этом многие современные исследования показывают, что за последние несколько десятилетий у подрастающего поколения, по сравнению с предыдущими, уровень эмпатии значительно снизился [19]. В этой связи особенно актуальным становится исследование как
самой эмпатии, так и ее механизмов, что позволило бы определить факторы, способствующие ее развитию у молодежи. Одним из механизмов эмпатии считается рефлексия, поэтому целью нашего исследования стало выявление взаимосвязи эмпатии и рефлексии у учащихся подросткового и юношеского возраста.
В результате анализа зарубежных и отечественных концепций, мы пришли к выводу, что эмпатия представляет собой сложный системный феномен. В психологии к эмпатии относят целый ряд психических явлений, таких как сочувствие, сопереживание, «вчувствование» в состояние другого, «проникновение» в мир переживаний людей, понимание человеком эмоций и чувств людей, способность представить себя на месте другого и даже рефлексию понимания эмоциональных состояний и переживаний другого [9]. Можно выделить несколько основных психологических категорий, посредством которых ученые определяют понятие «эмпатия»: способность, свойство, состояние, процесс, реакция [17]. Однако в нашем исследовании мы будем опираться на следующее определение: эмпатия - эмоциональная отзывчивость на состояние другого, формирующаяся у человека благодаря представлению им своих аналогичных переживаний, возникновение которых характерно для ситуации, подобной той, в которой находится этот другой [16].
С нашей точки зрения, эмпатия включает в себя позитивный и негативный эмоциональные, когнитивный и действенный структурные компоненты. Эмоциональный компонент эмпатии представляет собой эмоциональный отклик на представления о переживаниях другого человека. Знак эмоции, на которую направлена эмпатия, позволяет выделить два ее вида: позитивную и негативную. Негативная эмоциональная эмпатия - это сострадание, «сопечаливание» отрицательным эмоциям другого; позитивная - «сорадование» положительным эмоциям другого. Когнитивный компонент эмпатии понимается нами как способность поставить себя на место другого, понять причины, которые могли вызвать то или иное его эмоциональное состояние. Когнитивный и эмоциональный компоненты выступают основой действенного компонента эмпатии, который заключается в действиях субъекта эмпатии, направленных на коррекцию состояния другого и изменение ситуации, в которой тот находится. Действенный компонент, в свою очередь, оказывает влияние на эмоциональный и когнитивный
компоненты, так как в процессе деятельности субъект эмпатии начинает корректировать сложившееся у него представление о переживаниях другого. Однако надо заметить, что включение в состав эмпатии действенного компонента является скорее отечественной традицией. В зарубежной психологии принято различать «empathy» (эмпатию) и «compassion» (сострадание), причем именно последнее подразумевает возникновение у человека стремления помочь другому в случае, когда эмоции и представления о ситуации этого другого возникли на основе эмпатии [21].
Однако наиболее дискутируемым остается вопрос механизмов эмпатии. Функциональный механизм эмпатии, по определению А. П. Сопикова, - это некий способ аналогового моделирования субъектом эмпатируемого объекта [13]. К механизмам эмпатии различные авторы относят эмоциональное заражение, проекцию и интроекцию, идентификацию, децентрацию и рефлексию. Следует отметить, что многие механизмы эмпатии выделены в результате теоретического анализа и на настоящий момент не получили достаточного эмпирического подтверждения.
Е. Я. Басин специфичными для эмпатии механизмами считал проекцию - интроекцию, а идентификацию рассматривал как результат данных процессов [1]. Выделяя такие механизмы эмпатии, как заражение, идентификация, проекция и интроекция, Н. И. Сарджвеладзе основными считает заражение и идентификацию, а проекцию и ин-троекцию рассматривает как проявления или элементы одного механизма идентификации [12].
На необходимость различения механизмов подражания и идентификации указывают зарубежные исследователи и отечественные ученые. Н. Ньюкомб, например, рассматривает подражание как простое копирование некоторого вида поведения, а идентификацией обозначает более тонкий механизм, посредством которого человек усваивает отдельные характеристики и общие модели поведения другого [8]. Некоторые исследователи полагают, что идентификация представляет собой один из компонентов структуры эмпатических способностей, куда также включаются альтруистическая направленность, эмоциональная активность, широта эмоционального репертуара, адаптивная гибкость эмоций, коммуникативная толерантность, развитость экспрессии, наблюдательность, интуиция, воображение.
Анализ исследований, посвященных возрастным особенностям становления эмпатии, показывает, что эмпатия развивается от простейших форм эмоционального заражения и подражания к более сложным, связанным с формированием когнитивных способностей и нравственных установок [16]. Т. П. Гаврилова [3] и Ю. А. Менджерицкая [7] выделяют следующие механизмы эмпатии по мере их появления в онтогенезе: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание и рефлексия. Децентрация также рассматривается рядом авторов как механизм эмпатии.
Можно прийти к заключению, что проблема механизмов эмпатии требует дальнейших теоретических исследований и эмпирических подтверждений, в том числе и таких, которые касаются роли проекции, интроекции, эмоционального подражания, заражения, рефлексии, идентификации и децентрации [9].
Учитывая то, что рефлексия считается одним из механизмов эм-патии, а также то, что некоторые ученые рассматривают эмпатию как рефлексию понимания эмоциональных состояний и переживаний другого, мы решили обратиться к исследованию вопроса о взаимосвязи этих явлений. Еще одним косвенным подтверждением взаимосвязи эмпатии и рефлексии являются данные эмпирических исследований о положительном влиянии осознанного присутствия («mindfulness») на уровень эмпатии [20; 22]. Конструкт «mindfulness» (осознанное присутствие, осознанность, внимательность) активно исследуется зарубежными учеными в течение последних десятилетий и рассматривается как содержательно близкий понятию «рефлексия» [5].
П. Тейяр де Шарден трактовал рефлексию как «приобретенную сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, - способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь» [15, с. 136].
В отечественной психологии можно выделить разнообразные подходы не только к изучению рефлексии, но и к пониманию ее роли в деятельности и в развитии личности. Исследование в отечественной психологии проблемы рефлексии ведет свою историю с работ Л. C. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других ученых, рассматривавших ее в качестве одного из объяснительных
принципов организации психики человека. Значимость рефлексии в развитии личности в целом подчеркивал С. Л. Рубинштейн, указывая, что возникновение сознания связано с переживанием «рефлексии на окружающий мир и на самого себя» [11, с. 233].
В «Большом психологическом словаре» под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко рефлексия определяется как мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя [2]. В социальной психологии рефлексия трактуется как осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению [10]. В отечественной психологии традиционно выделяют четыре основных аспекта исследования рефлексии: кооперативный, коммуникативный, личностный и интеллектуальный. С. Ю. Степанов и И. Н. Семенов различают соответственно четыре типа рефлексии на основании того, на какой предмет она направлена:
- кооперативный (представления о структуре и организации коллективного взаимодействия);
- коммуникативный (представления об особенностях личности, переживаниях и причинах поведения другого человека);
- личностный (свои действия и представления о собственном Я);
- интеллектуальный (представления об объекте и способов действия с ним) [14].
Выделяя одиннадцать базовых направлений исследования рефлексии в психологии, А. В. Карпов указывает, что она выступает и как психический процесс, и как психическое свойство, и как психическое состояние одновременно [4]. Продолжая эту мысль, А. В. Карпов утверждает, что рефлексия представляет собой «одновременно и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания» [там же, с. 48].
Согласно дифференциальной модели рефлексии, предложенной Д. А. Леонтьевым, следует различать разные формы рефлексии, которые часто называют одним общим термином «рефлексия» [5]. Системная рефлексия подразумевает взгляд на себя со стороны, позволяющий продуктивно проанализировать ситуацию. Интроспекция представляет собой «самокопание», связанное со сосредоточенностью на собственных переживаниях. Квазирефлексия понимается как уход в посторонние размышления, связанное с отрывом от реальности «витание в облаках».
Анализ различных исследований эмпатии и рефлексии позволяет сформулировать следующую гипотезу: эмпатия взаимосвязана с системной рефлексией (чем выше системная рефлексия, тем выше эмпатия) у учащихся подросткового и юношеского возраста. Можно предположить, что системная рефлексия будет в большей степени связана с когнитивной эмпатией (поскольку та подразумевает способность проанализировать ситуацию, что напрямую связано с рефлексией) и в меньшей степени - с эмоциональными компонентами эмпа-тии («вчувствование» в переживания другого не обязательно требует рефлексивного анализа ситуации). Эмоциональная эмпатия, особенно негативная, по нашим предположениям, более тесно связана с такой формой рефлексии как интроспекция.
Для проверки выдвинутых нами гипотез было проведено эмпирическое исследование с целью выявления особенностей взаимосвязи эмпатии и рефлексии. В качестве испытуемых были привлечены 75 девочек в возрасте от 14 до 18 лет (М = 16,08; SD = 0,96) и 32 мальчика в возрасте от 14 до 18 лет (М = 16,22; SD = 1,29). 86 % опрошенных составили учащиеся 8-11 классов общеобразовательных школ Москвы, остальные 14 %% - учащиеся ссузов и вузов Москвы. Всего в исследовании приняли участие 107 чел. 14-18 лет (М = 16,12; SD = 1,06).
Диагностика эмпатии проводилась по методике «Эмоциональная, когнитивная и действенная эмпатия» (Е. А. Троицкая), которая позволяет исследовать отдельные структурные компоненты эмпатии (позитивный эмоциональный, негативный эмоциональный, когнитивный и действенный), а также итоговый показатель эмпатии [18]. Для диагностики рефлексии применялся опросник «Дифференциальный тип рефлексии», разработанный Д. А. Леонтьевым, Е. М. Лаптевой, Е. Н. Осиным и А. Ж. Салиховой [6]. Данная методика имеет три шкалы и дает возможность исследовать соответственно три основные формы рефлексии: системную рефлексию, интроспекцию и квазирефлексию. Таким образом, подобранные методики позволяют изучить взаимосвязи разных компонентов эмпатии и форм рефлексии, что отвечает целям нашего исследования.
Статистическая обработка полученных данных проводилась при помощи теста Колмогорова-Смирнова, 1;-критерия Стьюдента для независимых выборок, коэффициента корреляции Пирсона, критерия Манна-Уитни. Проверка формы распределения данных по тесту Колмогорова-Смирнова не выявила отклонения от нормального
распределения на уровне значимости p = 0,05, поэтому применялись t-критерии Стьюдента для независимых выборок, коэффициент корреляции Пирсона. Однако для сравнения малочисленных (15 - 17 чел.) контрастных групп использовался критерий Манна-Уитни. Статистическая обработка производилась с помощью компьютерной программы «SPSS 20».
В результате сравнения групп мальчиков и девочек по показателям эмпатии по t-критерию Стьюдента были выявлены статистически значимые различия для негативной эмоциональной эмпатии (р = 0,026), когнитивной эмпатии (р = 0,012) и итогового показателя эмпатии (р = 0,024), что согласуется с данными, полученными нами ранее [18]. По показателям рефлексии различий на уровне значимости р = 0,05 между мальчиками и девочками обнаружено не было, что также соответствует данным, представленным авторами опросника «Дифференциальный тип рефлексии» [6]. Вследствие этого выявление взаимосвязи показателей эмпатии и рефлексии проводилось отдельно для мужской и женской выборок.
По коэффициенту корреляции Пирсона для мужской выборки была выявлена значимая положительная корреляция между показателем системной рефлексии и показателями негативной эмоциональной эмпа-тии (г = 0,412; p = 0,019), когнитивной эмпатии (г = 0,362; p = 0,042), действенной эмпатии (г = 0,430; p = 0,014), итоговым показателем эмпатии (г = 0,459; p = 0,008). Кроме того, для мужской выборки была обнаружена значимая положительная корреляция между показателями квазирефлексии и когнитивной эмпатии (г = 0,383; p = 0,030). Анализ женской выборки показал наличие значимой положительной корреляции между показателями системной рефлексии и когнитивной эмпатии (г = 0,329; p = 0,004), а также между показателями интроспекции и негативной эмоциональной эмпатии (г = 0,251; p = 0,030). Все остальные корреляционные связи не достигают конвенционального уровня значимости p = 0,05.
Для более детального анализа взаимосвязи рефлексии и эмпа-тии женская выборка была разделена на две контрастные группы по трем показателям рефлексии последовательно с целью сравнения контрастных групп по показателям эмпатии по критерию Манна-Уитни. Объем сформированных контрастных групп варьировался от 15 до 17 чел. в группе. При сравнении групп с низкими (12-34) и высокими
(43-48) значениями показателя системной рефлексии были выявлены значимые различия по показателю когнитивной эмпатии (р = 0,001), а также по итоговому показателю эмпатии (р = 0,031). Сравнение групп с низкими (9-20) и высокими (31-35) значениями показателя интроспекции обнаружило наличие значимых различий по показателю негативной эмоциональной эмпатии (р = 0,027). При сравнении групп с низкими (9-25) и высокими (35-36) значениями показателя квазирефлексии различий на уровне значимости р = 0,05 выявлено не было. Во всех указанных случаях более высокие значения показателей эмпа-тии наблюдаются в группах с более высокими значениями показателей рефлексии, что согласуется с данными корреляционного анализа.
Итак, анализ результатов эмпирического исследования позволяет утверждать, что эмпатия и рефлексия взаимосвязаны. У мальчиков подросткового и юношеского возраста более высокий уровень системной рефлексии связан с более высоким уровнем негативной эмоциональной эмпатии, когнитивной эмпатии, действенной эмпатии и с более высоким общим уровнем эмпатии. Как мы и предполагали, способность взглянуть на себя со стороны, позволяющая продуктивно проанализировать ситуацию (выраженная показателем «системная рефлексия») способствует проявлению эмпатии, причем не только когнитивной. Отсутствие связи системной рефлексии с позитивной эмоциональной эмпатией можно объяснить тем, что эмоциональная эмпатия больше определяется эмоциональным откликом на переживания другого, нежели детальным анализом ситуации. Более высокий уровень когнитивной эмпатии был обнаружен у мальчиков с более высоким уровнем квазирефлексии. Такой результат согласуется с данными ряда исследований, в которых утверждается связь эмпа-тии и воображения, поскольку квазирефлексия отражает склонность к мечтаниям и чрезмерное фантазирование, связанное с отрывом от реальности.
У девочек с более высоким уровнем системной рефлексии также наблюдается более высокий уровень когнитивной эмпатии и общий уровень эмпатии, что подтверждает нашу гипотезу. Кроме того, у девочек выявлена еще одна взаимосвязь: чем выше уровень интроспекции, тем выше уровень негативной эмоциональной эмпатии. Интроспекция операционализирована в использованной нами психодиагностической методике посредством вопросов, связанных с «самокопанием»
и сосредоточенностью на собственных переживаниях (например, «Я склонен долго переживать по поводу происходящего», «Когда я замечаю, что тревожусь о чем-то, я начинаю переживать еще сильнее»). Можно предположить, что сосредоточенность на переживаниях, имеющих преимущественно негативную окраску, способствует тому, что человек чаще проявляет сострадание к окружающим людям.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сказать, что наши гипотезы подтверждены: различные компоненты эмпатии взаимосвязаны с отдельными формами рефлексии у учащихся подросткового и юношеского возраста. Полученные нами данные уточняют современные научные представления о факторах, способствующих развитию эмпатии, и о механизмах эмпатии. Результаты исследования могут быть использованы для разработки тренинговых программ, направленных на повышение уровня эмпатии у учащихся подросткового и юношеского возраста. Перспективным нам представляется исследование особенностей взаимосвязи эмпатии и рефлексии у учащихся более младшего и более старшего возраста, так как это могло бы дать ответ на вопрос о возрастной динамике механизмов эмпатии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басин Е. Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. - 1987. -№ 2. - С. 54-66.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. - 672 с.
3. Гаврилова Т. П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. - Краснодар : Изд-во Кубанского ун-та, 1979. - С. 10-11.
4. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.
5. Леонтьев Д. А., Аверина А. Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2011. - № 2 (16). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/463-leontiev-averina16.html
6. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 110-135.
7. Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-н/Д, 1998. - 289 с.
8. НьюкомбН. Развитие личности ребенка. - СПб. : Питер, 2002. - 639 с.
9. Пашукова Т. И., Троицкая Е. А. Механизмы и функции эмпатии // Вестник МГЛУ. - 2010. - № 7 (586). - С. 197-209.
10. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. : Когито-Центр, 2011. - 600 с.
11. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - СПб. : Питер, 2012. - 288 с.
12. Сарджвеладзе Н. И. О балансе проекции и интроекции в процессе эм-патического взаимодействия // Бессознательное: Природа, функции, методы, исследования. - Т. 3 «Познание. Общение. Личность». - Тбилиси : Мецниереба, 1978. - С. 485-489.
13. Сопиков А. П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. - Краснодар : Кубанск. ун-та, 1977. - С. 89-95.
14. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 31-40.
15. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М. : Наука, 1987. - 240 с.
16. Троицкая Е. А. Влияние условий раздельного обучения на развитие эм-патии у школьников подросткового и юношеского возраста: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 257 с.
17. Троицкая Е. А. Концепция эмпатии в зарубежной психологии конца XX -начала XXI века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 7 (613). - С. 52-64.
18. Троицкая Е. А. Особенности разработки методики исследования структурных компонентов эмпатии // Вестник МГЛУ - 2012. - № 7 (640). -С. 144-157.
19. Konrath S. H., O'Brien E. H., Hsing C. Changes in dispositional empathy in American college students over time: a meta-analysis // Personality and Social Psychology Review. - 2011. - № 15 (2). - Р. 180-198.
20. Shapiro S. L., Schwartz G. E., Bonner G. Effects of mindfulness-based stress reduction on medical and premedical students // Journal of Behavioral Medicine. - 1998. - № 21 (6). - Р. 581-599.
21. Singer T., Klimecki O. M. Empathy and Compassion // Current Biology. -2014. - № 24 (18). - Р. 875-878.
22. Wang S. J. Mindfulness meditation: Its personal and professional impact on psychotherapists // Dissertation Abstracts International: Section B : Science and Engineering. - 2007. - № 67. - Р. 412.