РАЗДЕЛ XI ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УДК: 373
Осетрова Ольга Вениаминовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, заведующая отделом аспирантуры и докторантуры Самарского государственного медицинского университета, заместитель главного редактора научного журнала «Аспирантский вестник Поволжья», osetrova_ov{a),mail.ru, Самара
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ С СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Osetrova Olga Veniaminovna
Candidate ofPedagogy, senior lecturer of the chair of Pedagogics, head of the department of postgraduate and doctoral studies of the Samara State Medical University, assistant to the editor-in-chief of «The Postgraduate Bulletin of the Volga Region», [email protected], Samara
THE PECULIARITIES OF DIDACTIC AIM RELATIONSHIP OF THE SCIENTIFIC TRAINING WITH THE CONTENTS OF THE TEACHING COURSE FOR THE POST-GRADUATES OF THE MEDICAL UNIVERSITY
Подготовка научно-педагогических кадров для высшей медицинской школы является приоритетным направлением в системе послевузовского профессионального образования. В первую очередь формирование преподавателя медицинского вуза происходит в аспирантуре, как основной формы обучения молодых специалистов научной, лечебной и учебно-методической работе. При этом целевая установка в обучении ориентирована на выполнение научного исследования и подготовку специалистов с ученой степенью кандидата наук.
Принимая во внимание, что работа над диссертацией - сложный кропотливый и ежедневный труд, организация научной подготовки требует постоянного совершенствования, как в контроле качества выполнения научного исследования, так и его своевременности. Порой не все аспиранты завершают выполнение диссертации в установленные сроки обучения. Многолетний личный опыт по организации учебы аспирантов позволяет считать, что помимо неудачного выбора темы, сложностей проведения экспериментальных и клинических испытаний, своевременное завершение работы над диссертацией затруднено из-за отсутствия необходимых знаний, как о методике выполнения, так и о структуре медицинской диссертации. Особенно это относится к аспирантам, не имеющим навыков исследовательской деятельности, и связано с отсутствием у них опыта описания научных наблюдений или экспериментов.
В большинстве случаев диссертация является первой самостоятельной работой аспиранта, и перед начинающим исследователем возникает ряд сложных задач, для успешного решения которых предполагается усвоение методологических знаний и овладение специальными приемами, объединяемыми понятием «научная подготовка».
В Самарском государственном медицинском университете отделом аспирантуры совместно с кафедрой педагогики разработан учебный курс «Основы подготовки медицинской диссертации» и подготовлено учебно-методическое сопровождение [1; 2; 3]. При разработке программы курса были учтены традиционные подходы и современные тенденции в организации научной работы. Обобщены рекомендации российских науковедов, известных ученых-медиков и клиницистов с 1940 г. по 2009 г. (более 100 научных публикаций) и дополнены данными составителя. Программа обучения рассчитана на 72 аудиторных часа, состоит из 12 тем, включающих лекции, семинары, практические занятия и лабораторный практикум.
Дидактические цели содержания курса направлены на приобретение специальных знаний, способствующих формированию навыков и овладению умениями, которые избавят обучающихся от методологических и технологических ошибок, помогут выработать большую самостоятельность диссертантов и активизировать исследовательскую деятельность. Для достижения дидактических целей научной подготовки мы руководствовались этапами, позволяющими последовательно реализовывать обучение: усвоение учебного материала, приобретение знаний, формирование навыков, овладение умениями.
Первый этап достижения дидактических целей научной подготовки основывается на усвоении учебного материала. Взаимосвязь этапа усвоения учебного материала с содержанием курса научной подготовки структурирована на рис. 1.
Рисунок 1 - Структура этапа усвоения учебного материала для научной подготовки
Этап усвоения учебного материала включает:
- содержание как совокупность признаков, отражающихся в сознании обучающегося с помощью конкретного понятия, например, такого необходимого для исследователя, как способность понимать методы выполнения научных исследований, применяемые в медицине, или способность усвоить структуру медицинской диссертации;
- объем, который дифференцируется на единичный и общий в зависимости от числа объектов, отражающихся в сознании обучающегося, охватываемых конкретным понятием. Например, объем содержания понятия «профессиональные компетенции» относится к предельной степени общности, так как охватывает комплекс компетенций, включающий понятия общего и единичного объема: учебная, исследовательская, информационная, коммуникативная;
- связи с другими понятиями, например, понятие о номенклатуре медицинских научных специальностей взаимосвязано с понятием, раскрывающим особенности выполнения медицинских исследований, так как содержит характеристики научных направлений в области медицины.
Второй этап достижения дидактических целей научной подготовки определяется приобретением знаний, необходимых аспиранту для самостоятельной и осознанной исследовательской подготовки. Приобретение знаний связано с конкретным содержанием обучения, заданным программой курса, субъективное воспроизведение которого приводит к требуемому уровню развития личности обучающегося как исследователя. Взаимосвязь этапа приобретения знаний с содержанием курса научной подготовки структурирована на рис. 2.
Рисунок 2 - Структура этапа приобретения знаний для научной подготовки
Учебным курсом предусмотрено усвоение следующих видов знаний:
- основные термины и понятия, характеризующие особенности избранной обучающимся научной медицинской специальности:
- научные факты, знания которых необходимо для формирования убеждений в правильности выбора направления исследования или доказательства идеи проведения эксперимента;
- закономерности развития медицинской науки, раскрывающие связи и отношения между объектами и явлениями исследования;
- теории, содержащие систему научных знаний о методах объяснения и предсказания явлений в медицине;
- информация о методах познания и способах исследовательской деятельности;
- оценочные знания для разбора полученных результатов, формирования теоретических и практических выводов;
- сведения о нормах отношения к различным медико-биологическим явлениям и процессам.
Результаты приобретенных знаний выражаются как в виде изученного теоретического материала, так и в виде способностей, отражающих конкретный уровень развития личности обучающегося как исследователя, который служит основой для дальнейшего усвоения углубленного учебного материала. Например, результаты усвоения знаний, характеризующих общую структуру медицинской диссертации, позволяют обучающимся перейти к изучению более глубоких знаний о структуре отдельных глав медицинской диссертации, раскрывающих:
- содержание современного состояния научной разработки исследуемой темы, изложенное в обзоре литературы;
- клинико-экспериментальный материал и избранные методы исследования;
- результаты выполнения собственных клинических испытаний;
- анализ достигнутых результатов и их сопоставление с достижениями, описанными в научной литературе и применяемыми в современной медицинской практике.
Третий этап достижения дидактических целей научной подготовки заключается в выработке навыков. При формировании навыков мы основывались на проявлении следующих педагогических законов [4]:
- закон изменения скорости развития навыка, проявляющийся как в быстром его совершенствовании при первых повторениях, так и более медленном при последующих;
- закон переноса навыка, влияющий на скорость его формирования в повседневной исследовательской деятельности, использующей иные прочные профессиональные навыки;
- закон «плато» в развитии навыка, проявляющийся во временном отсутствии его улучшения или ухудшения в процессе обучения. При этом в отсутствии регулярного повторения навык ослабевает и имеет тенденцию к угасанию;
- закон отсутствия предела в развитии навыка, проявляющийся в возможности улучшения его продуктивности при постоянном применении.
Формирование навыков, необходимых исследователю, осуществляется при обучении в следующей последовательности:
- понимание цели действия (осмысление);
- понимание технологии выполнения действия;
- автоматизированное выполнение действия;
- устойчивое выполнение действия, являющегося условием более сложного выполнения другого высокоавтоматизированного действия.
Взаимосвязь этапа формирования навыков с содержанием курса научной подготовки структурирована на рис. 3.
Рисунок 3 - Структура этапа формирования навыков для научной подготовки
Действия, приобретенные в результате многократного выполнения навыков, предшествуют развитию умений. Именно умения являются завершающим этапом достижения дидактических целей научной подготовки. Результат обучения проявляется в овладении теоретическими и практическими умениями, представляющими совокупность усвоенных знаний и сформированных навыков, характеризирующих подготовленность к осознанным исследовательским действиям. Взаимосвязь этапа овладения умениями с содержанием курса научной подготовки структурирована на рис. 4.
ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ
£ Ч
О.,* * О л *
11 ® 5
5 я
2 2
2-
=г д-
яз _
Л о
и
о. х
о о
§5
о о
х ч ? | с 5 X к
1 £ 3 « | £
» с I ^ * г |'§ е ?1
ю ; л : “•
с .т “
й" о ™
” : I-
а л 3
*5 §
? « ><
5;3
О О -Я
& Е 5» ~ л 3 йа а
* 2 « I 2 *■ 5 £ А
51
с я « а 2 ° I *
5 в
? о
с
0^5
Г с ГС
я о ‘
5 х ~
|з 8
О X 5
15 5 *«* >> М о
5 я ь Ф ю о
3 Й С
£ 3 £
|*Й
м •
о О- ►” о о х
О в 5
- а Л о
3 -в-
р
5 к
Рисунок 4- Структура этапа овладения умениями для научной подготовки
Мы рассматриваем овладение умениями как достижение мастерства, способствующего творческому развитию личности преподавателя-иссле-дователя. С этой целью нами используются четыре уровня овладения исследовательскими умениями обучающихся:
- организационный;
- информационно-коммуникативный;
- экспериментальный;
- интеллектуальный.
Задачи организационного уровня заключаются в овладении умениями планировать задачи и способы выполнения исследовательской деятельности, а также осуществлять самоконтроль в научной подготовке. Такой уровень, регулирует организацию действий, позволяющих рационально планировать этапы научной работы и создавать благоприятные условия для исследовательской деятельности, которые включают как удобный распорядок дня, так и технически комфортное обустройство рабочего места. Овладение умением на организационном уровне позволяет самостоятельно ставить перед собой задачи для выполнения этапов исследовательской деятельности, реализовывать разработанный план, делать выводы и обобщения.
Задачи информационно-коммуникативного уровня заключаются в овладении умениями работать с научной литературой и профессионально общаться. Овладение умениями предусматривает как поиск, изучение и обработку научной медицинской информации, так и участие в научных дискуссиях, выступление с докладами, научными сообщениями. Овладение умением на этом уровне позволяет выявить актуальность и разработанность научного направления в профессиональном сообществе, сопоставить
и проанализировать научную информацию для определения возникших противоречий в исследовании научной проблемы и поиска возможностей продуктивных способов ее решения.
Решение задач экспериментального уровня включает овладение умениями постановки лабораторного опыта, выполнение научного наблюдения, проведение клинического испытания. Овладение умением на этом уровне позволяет самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные способы и методы выполнения опытно-экспериментального раздела исследования.
Задачи интеллектуального уровня овладения умениями реализуются через формирование у обучающихся как мотивации к деятельности, так и развитие логики осмысления собственных действий и освоения научной информации, способствующих выделению главного и анализу полученных результатов. Результаты овладения умениями на этом уровне позволяют осмыслить и применить усвоенные знания для самостоятельного выполнения исследования и корректировки своей деятельности.
Таким образом, выполненное нами структурирование этапов достижения дидактических целей научной подготовки в их взаимосвязи с содержанием разработанного учебного курса для аспирантов, позволит педагогам, обучающим молодых исследователей основам выполнения медицинской диссертации, использовать дополнительные методические возможности, как для усвоения знаний обучающимися, так и отработки у них необходимых навыков и овладения умениями.
Библиографический список
1. Осетрова, О. В. Основы подготовки медицинской диссертации: учебное пособие [Текст]/ О. В. Осетрова. Самара, 2009. - 295 с.
2. Осетрова, О. В. Информационный самоменеджмент исследователя: факультативный курс [Текст]/ О. В. Осетрова//Научно-техническая информация. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы - 2004 - № 7. - С. 23-25.
3. Осетрова, О. В. Способ комплексного тестового обучения аспирантов медицинских вузов [Текст]/ Свидетельство Роспатента о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2009611904 от 13.04.2009.
4. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст]/ Сост. Е. С. Рапа-цевич - Мн.: «Соврем.слово», 2005. - 720 с.