ПСИХОЛОГИЯ
УДК 156 (082.2)
ББК 88.8
С.В. ВЕЛИЕВА
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ключевые слова: психические состояния, корреляционные связи с психическими явлениями (процессами и свойствами), дошкольники.
Предложены результаты исследования значимых связей психических состояний дошкольников с другими психическими явлениями. Установлены значимые корреляции между состояниями и познавательными процессами, становлением самооценки. Возрастные кризисы развития обуславливают увеличение частоты и значимости корреляционных связей психических состояний с другими психическими явлениями.
S.V. VELIEVA
INTERRELATIONS OF MENTAL CONDITIONS IN PRESCHOOL CHILDREN
Key words: mental conditions, correlation communications with the mental phenomena (processes and properties), preschool children.
Results of research of significant communications of mental conditions of preschool children with other mental phenomena are offered. Significant correlations between conditions and informative processes, with self-assessment formation are established. Age crises of development cause increase in frequency and the importance of correlation communications of mental conditions with other mental phenomena.
Изучение соотношения между категориями психических явлений, установление зависимостей между процессами, свойствами и психическими состояниями являются необходимыми условиями раскрытия системного строения и развития психики. В связи с этим особое значение приобретают теоретические положения, сформулированные в зарубежной (E. Eiche [13], B.L. Fredrickson [14], A.M. Isen [15]) и отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская [1], В.А. Барабанщиков [3] и др.). Между процессами, состояниями и свойствами личности существуют связи и взаимопереходы, непрерывное взаимовлияние: состояние выступает тембром, фоном психической деятельности (С.Л. Рубинштейн [12]), имеет возможность перехода в устойчивые характеристики личности (Н.А. Алмаев [2], Э.И. Киршбаум [7]), служит выражением психологического свойства личности (Т.Н. Васильева [4]) и определяет характер его образования (А.О. Прохоров [10]). Смысл современного научного познания видится в анализе не столько устойчивых структур, сколько их становлении, поэтому исследования возрастных аспектов психических состояний позволяют рассматривать данную область как особо актуальное направление теоретических и практических разработок. Разные стороны этой проблемы исследовались С.В. Велиевой [6], Г.Н. Генинг [11], С.Г. Красновой [8] и др. Обращение к дошкольному детству позволяет обнаружить истоки и закономерности возникновения связей между психическими явлениями, а значит, спрогнозировать формирование индивидуальных черт личности, паттернов поведения, своевременно обеспечить профилактику неблагоприятных последствий негативных состояний и предотвратить развитие пограничных расстройств [9].
Для выявления специфики взаимосвязей психических состояний, процессов и свойств личности в данном исследовании производилась произвольная активизация психического процесса (восприятия, воображения, внимания, мышления, памяти), свойства (самооценки, тревожности, самоконтроля) с по-
мощью методик, предложенных Р.И. Бардиной, Т.Д. Марцинковской, А.Р. Лу-рия, Г.А. Урунтаевой, Р. Тэммл и пр. Психические состояния определялись с помощью авторских методик [5]. В процедуре обследования приняли участие 515 детей в возрасте 3-7 лет.
Исследование позволило установить значимые коэффициенты корреляции между состояниями и познавательными процессами на всех возрастных ступенях дошкольного возраста. Обнаружена умеренная связь (г=-0,306 при р < 0,01) психических состояний у детей 3-4 лет с процессом восприятия. Интеграция связей вокруг состояния радости влияет на запуск процесса восприятия, обеспечивает его организацию и целостность. Позитивное состояние оказывается значимым и для полноценного функционирования произвольного запоминания (г=0,612 при р < 0,05). Концентрация, интенсивность внимания (г=0,305 при р < 0,01) обеспечиваются равновесными эмоциональными и интеллектуальными состояниями. Данные состояния выполняют интегрирующую функцию, способствуют образованию готовности к сосредоточению, способствуют зарождению произвольности внимания как психического новообразования. Определено, что уровень самооценки оказывается тем выше, чем менее включенными оказываются отрицательные психические состояния (г=-0,325 при р < 0,01). Это отвечает возрастным особенностям младших дошкольников, связанным с оформлением, утверждением собственного «Я», являющегося центральным новообразованием этого возраста. Актуализация состояний веселости, спокойствия и мечтания увеличивает величину и интенсивность связей с высокой самооценкой. Наряду с этим выявлена видимая связь с тревожностью (г=0,545 при р < 0,05). Установлено, что чем выше уровень тревожности у детей, тем выше частота актуализации отрицательных состояний. В возрасте 4 лет становятся возможными формирование и закрепление тревожности как черты личности, поскольку возникновение неравновесного состояния при его постоянном повторении ведет к закреплению соответствующего свойства. В результате мнемических процессов проявляется способность закрепления за тревожными образами, ситуациями, даже непонятными, определенных состояний, которые, в свою очередь, при актуализации, провоцируют проявление тревожности как черты личности.
На возрастной ступени 4-5 лет обнаруживается умеренная связь состояний с процессом восприятия (г=-0,339 при р < 0,01) и наглядно-образным мышлением (г=0,319 при р < 0,01). Положительные эмоциональные состояния оказываются фоном развертывания перцептивных действий, обеспечивая их активность и произвольность. Отрицательные состояния в наибольшей степени определяют содержание, характер и направленность мышления. Позитивные эмоциональные и интеллектуальные состояния обуславливают качество и способ познания, сопровождают и способствуют решению познавательной задачи.
Более многочисленные и значимые связи психических процессов и свойств с психическими состояниями получены в возрастном диапазоне 5-6 лет. Здесь связь становится более заметной для восприятия (г=-0,570), памяти (г=-0,493) и самооценки (г=-0,325). Увеличение числа и интенсивности отрицательных состояний снижает качество восприятия и продуктивность памяти. Положительные психические состояния, напротив, обеспечивают их успешное протекание и результативность.
У детей 6-7 лет установлена умеренная связь состояний с процессом памяти (г=-0,304 при р < 0,01). Психические состояния (радость, удовольствие) способствуют перестройке мнемических процессов в сторону их большей произвольности (ребенок становится способным осознать цель запомнить и припомнить). Умеренная связь с самооценкой (г=-0,325 при р < 0,01) и
самоконтролем (r=-0,454 р < 0,01) означает, что отрицательные состояния ухудшают показатели их проявления. Появление внутренней позиции ребенка, возрастание самостоятельности и критичности способствуют более адекватному осознанию своих качеств, в том числе и негативных. Это обуславливает отрицательно окрашенные состояния (стресс, обиду, злость, страх) при низкой самооценке. Актуализация положительно окрашенных состояний связана с высокой самооценкой и самоконтролем.
Как показало исследование, наибольшее разнообразие корреляционных связей обнаружено у детей в возрасте 3-4 лет. Сдвиг в личностной сфере, вызванный становлением представления о своем «Я», его утверждением и реализацией, вызывает новую интеграцию психических состояний, которые влияют на протекание и становление произвольности психических процессов. На протяжении всего дошкольного возраста установлена связь позитивных состояний с процессами воображения и мышления, при увеличении числа которых увеличивается репертуар мыслительных действий, повышается уровень креативности и сообразительности ребенка.
В относительно стабильные периоды (4-6 лет) полученные данные отражают преимущественно взаимодействие психических состояний с психическими процессами, а в кризисные периоды (3-4 и 6-7 лет) прослеживается разная степень вовлечения личностных свойств в функциональную структуру, что указывает на перестройку самосознания и системы «Я». Наиболее устойчивые взаимосвязи обнаружены для психических состояний и процессов восприятия и памяти, что демонстрирует большую зависимость их продуктивности от психических состояний. Обнаруженная тенденция отражает факт формирования образов (как результата перцепции), их фиксации (вследствие действия мнемиче-ских процессов) и закрепления за определенными состояниями. Содержание таких образов составляет в последующем основу эмоционального опыта, индивидуального восприятия ситуаций жизнедеятельности. Поскольку именно в этот период закладываются основы для всей последующей жизни человека, особенно важно обеспечивать позитивное мироощущение дошкольника, сглаживать отрицательные состояния и актуализировать положительные, что также может служить основой профилактики пограничных психических нарушений у детей.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М.: МОДЭК, 1999. 224 с.
2. Алмаев Н.А. Структурный контент-анализ: соседство категорий и статистическая мера для оценки их совместной встречаемости // Психология психических состояний: теория и практика: сб. науч. тр. Казань: ЗАО «Новое знание», 2008. С. 37-40.
3. Барабанщиков В. А. Идея системности в современной психологии. М.: ИП РАН, 2005.
4. Васильева Т.Н. О взаимоотношениях сознания и переживания субъекта // Психология психических состояний: сб. науч. тр. / под ред. А.О. Прохорова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. С. 454-461.
5. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2007. 240 с.
6. Велиева С.В. Особенности динамики психических состояний на протяжении дошкольного возраста // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10. Вып. 2 (41). С. 367-373.
7. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психические состояния. Владивосток: ДВГУ, 1990. 246 с.
8. Краснова С.Г. Взаимосвязь психических состояний и межличностных отношений дошкольников в социальном окружении: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2011. 201 с.
9. Николаев Е.Л. Клиническая характеристика пограничных психических расстройств у детей и подростков // Вестник Чувашского университета. 2006. № 4. С. 361-366.
10. Прохоров А.О. Образ психического состояния: феноменологические особенности и личностные корреляты // Психологические исследования. 2011. № 3(17).
11. Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 42-54.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
13. Eiche E, Forgas J.P. Mood, cognition and memory // Handbook of psychology. Vol. 4. Experimental psychology. New Jersy: John Wiley and Sons Inc., 2003. P. 61-83.
14. Fredrickson B.L. The role of positive emotions in Positive Psychology: The Broaden-and-Built Theory of Positive Emotions // American Psychologist. 2001. Vol. 56 (3). P. 218-226.
15. Isen A.M., Daubman K.A., Nowicki G.R. Positive affect facilitates creative problem solving // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52. P. 1122-1131.
ВЕЛИЕВА СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
VELIEVA SVETLANA VITALYEVNA - candidate of psychological sciences, assistant professor of Age-related, Pedagogical and Special Psychology Chair, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.
УДК 159.9.072.43 ББК 88.4
А.Н. ВОРОНИН, Е.Л. НИКОЛАЕВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВРАЧА В ОТНОШЕНИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: личность врача, профессиональное самоотношение, профессиональная деятельность.
Представлены результаты психологического исследования личностных характеристик в отношении к профессиональной деятельности врачей. Установлено, что врачебная деятельность планового характера сопровождается более высоким уровнем профессионального самообвинения личности. Стаж и возраст способствуют росту профессионализма, уверенности, преодолению внутренней конфликтности, а также ограничению личностного роста и профессионального развития врача.
A.N. VORONIN, E.L. NIKOLAEV PSYCHOLOGICAL STUDY OF PHYSICIAN PERSONALITY IN ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITY
Key words: physician personality, professional self-attitude, professional activity.
The results of psychological research for personality characteristics of physician professional self-attitude are presented. It is found that routine medical care is accompanied by high level of personality professional self-accusation. Length of service and age contribute to growth of professionalism, confidence, overcome internal conflicts and limiting personal growth and professional development of a physician.
Несмотря на внедрение новых методов лабораторно-инструментальной диагностики, введение стандартов оказания медицинской помощи, врач остается ключевой фигурой лечебно-диагностического процесса, так как именно он ответствен за жизнь и здоровье пациента. В свою очередь, успешность выполнения врачом своих профессиональных обязанностей зависит от множества факторов, в числе важнейших из которых - здоровье самого врача [8, 9, 10] как представителя группы риска не только по развитию синдрома эмоционального выгорания, которому посвящено множество работ в отечественной литературе [3, 5], но и по развитию алкоголизма среди врачей [11], а также распространенности суицидального поведения [12]. Большинство исследований направлены на изучение предпосылок и факторов ведущих к эмоциональному выгоранию [4, 6], которое впоследствии может явиться причиной профессиональной деформации [7]. Последняя, в свою очередь, негативно влияет на выполнение врачом своих профессиональных обязанностей [1]. В свете вышесказанного немаловажными и, одновременно с этим, недостаточно изученными остаются вопросы профессионального самоотношения личности как одного из факторов, влияющих на трудовую деятельность врача.
Цель работы - изучение структуры самоотношения личности врача как субъекта профессиональной деятельности с учётом его медицинской специальности, пола, возраста и стажа работы.