Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТЦОМ И МАТЕРЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТЦОМ И МАТЕРЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РОДИТЕЛИ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ / ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К ОТЦУ / ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К МАТЕРИ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / PARENTS / FAMILY RELATIONSHIPS / ATTITUDE OF CHILDREN TOWARDS FATHER / ATTITUDE OF CHILDREN TOWARDS MOTHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина М.С.

В данной статье рассмотрены психологические особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями. Приводится сравнительный анализ отношения детей к отцу и матери. Описывается влияние пола детей на восприятие родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF RELATIONSHIP OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH FATHER AND MOTHER

This article discusses the psychological characteristics of relationships between children of preschool age and their parents. A comparative analysis of the relationship of children to the father and mother is given. The influence of the sex of children on the perception of parents is described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТЦОМ И МАТЕРЬЮ»

управления данной организацией.

Использованные источники:

1. Болдырева А.С., Шикунова Л.Н. Управленческий анализ в системе управления организацией // Символ науки. - 2016. - № 3.

2. Управленческий анализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Никифорова, В. Н. Тафинцева. - 2-е издание, перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 466 с.

3. Управленческий учет: учебное пособие / А.В. Ильина, Н.Н. Илышева. - М.: Издательство Уральского университета , 2016. - 174 с.

УДК 373.24

Костина М. С. студент 4 курса отделение «Психологии и дефектологии» Ставропольский Государственный педагогический институт научный руководитель: Кольцова И.В., к.психол.н.

доцент ГБОУВО СГПИ Россия, г. Ставрополь

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТЦОМ И МАТЕРЬЮ

Аннотация. В данной статье рассмотрены психологические особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями. Приводится сравнительный анализ отношения детей к отцу и матери. Описывается влияние пола детей на восприятие родителей.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, родители, взаимоотношения в семье, отношение детей к отцу, отношение детей к матери.

Kostina M.S. student

4 year, department of "Psychology and Defectology" Stavropol State Pedagogical Institute Russia, the city of Stavropol Scientific adviser: Koltsova I.V. The candidate of psychological Sciences, associate Professor

SGPI g. Stavropol

PECULIARITIES OF RELATIONSHIP OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH FATHER AND MOTHER

Annotation. This article discusses the psychological characteristics of relationships between children of preschool age and their parents. A comparative analysis of the relationship of children to the father and mother is given. The

influence of the sex of children on the perception ofparents is described.

Key words: children of preschool age, parents, family relationships, attitude of children towards father, attitude of children towards mother.

Психическое и физическое развитие ребенка зависит от его взаимоотношений с отцом и матерью. В дошкольный период наиболее быстро развиваются все психические процессы у ребенка, которые в дальнейшем определяют его как личность. Происходит развитие самосознания, формируется самооценка и развивается соподчинение мотивов. На протяжении дошкольного детства ребёнок переживает ряд кризисных ситуаций. Дошкольник начинает формироваться как личность, у него появляются различные потребности и его отношение к родителям формируется исходя из их отношения к нему. В трудных семьях чаще всего дети растут независимо от своих родителей, начиная с раннего возраста. Положительное отношение к отцу или матери основывается полностью на отношении, которое они получают в ответ. Мать в большей степени способна дать ребенку теплоту и заботу. Поэтому согласно статистическим данным из литературных источников, любовь у детей дошкольного возраста из трудных семей больше проявляется к матери, чем к отцу [2].

Многие из отечественных психологов (Л.С.Выготский, Силяева Е. Г., Смирнова Е. О) занимались проблемой взаимоотношения детей и их родителей. Например, психолог Б.Г. Ананьев считал, что самооценка является важной составляющей в структуре самосознания. Она проявляется в оценивании себя, своих физических и психических возможностей, качеств и своего положения в обществе [1, 2]. Самооценка является основой для образования личности, так как способна определять ее активность. Дети в дошкольном возрасте обращают свое внимание только на оценку того родителя, который является для них наиболее значимым, поведение которого они считают образцово показательным.

Большая часть детей в дошкольном возрасте имеют привязанность к матери. О.С. Баранник утверждал, что цветовое видение материнского образа говорит о наличии у детей чувства страха и недоверия по отношению к ней, даже несмотря на имеющуюся сильную привязанность. Что касается отношений с отцом, то согласно этому же автору, у детей в возрасте от 3 до 5 лет они достаточно противоречивые. Это проявляется в колебании от сильной привязанности до полного отвержения. Объясняется это тем, что дети способны чувствовать вербальную агрессию, возникающую со стороны отца, даже не произвольно [4, 5].

Эмоциональное отношение детей к отцу и матери довольно различно. Чаще всего положительное эмоциональное отношение у детей, не зависимо от их пола, возникает больше всего с матерью, чем с отцом. Тоже самое происходит в неблагополучных семьях. Отношение детей к отцу, всегда хуже, чем к матери.

В возрасте от 3 до 5 лет у мальчиков может проявляться Эдипов

комплекс, а у девочек комплекс Электры. Оба эти понятия имеют перекрестное значение. Первое обозначает неосознанное влечение сына к матери, при этом отец воспринимается как конкурент в борьбе за ее внимание.

Девочки дошкольного возраста с комплексом Электры склонны к агрессивному и критичному отношению по отношению к матери, и к бессознательному влечению к отцу. Девочки больше предпочитают общество отца и начинают увлекаться «мужскими» занятиями. Пик развития комплекса Электры у девочек приходится на 4-5-тилетний возраст девочки, после чего он утихает и на время исчезает. Однако в пубертатный период, когда формируются вторичные половые признаки, неосознанное влечение к отцу снова активизируется и проявляется

В подростковом возрасте девочка будет требовать внимание отца и выполнять все его поручения. Отношения с матерью будут по-прежнему холодными и равнодушными.

По окончанию школы девушки часто отдают предпочтения «мужским» профессиям. У них формируется мужской круг общения, и как правило мало подруг.

В более старшем возрасте девушке с комплексом Электры будет сложно создать семью, т.к. в каждом парне она будет стараться найти черты характерные своему отцу. Такие девушки часто независимы и сильны, у них высокий уровень эмансипации. Электры добиваются равноправия во всем: отношения, труд, семейные ценности.

Неразрешенный и постоянно подкрепляющийся комплекс Электры опасен развитием зависимого поведения. Девочки стараются повторять образ отца и копировать его привычки.

Для того что бы предотвратить формирование данного комплекса родителям необходимо проявлять внимание и заботу к девочке в равной степени. Необходимо обращать внимание девочки не сверстников, что бы не происходило усугубления влечения к отцу.

Эдипов комплекс у мальчиков дошкольного возраста проявляется в ревности и раздражительности по отношению к отцу, как только внимание матери переключается на него. Для мальчиков отец является конкурентом за материнскую любовь.

В возрасте от 6 до 12 лет мальчики переходят в латентный период характеризующийся временным отсутствием половых влечений. Развитие ребенка больше направленно на общение со сверстниками и учебный процесс.

Пубертатный период характеризуется взрывом сексуальности. Эдипов комплекс входит в конечную стадию своего проявления.

В более старшем возрасте мужчине с Эдиповым комплексом будет сложно сформировать семью из - за постоянного сравнения девушки с матерью, и не способности отказаться от опеки последней. Увидев первые признаки эмоциональных вспышек, родители могут мягко но настойчиво повлиять на ситуацию.

Прежде всего, необходимо стать другом своему ребёнку. Если хотя бы

один из родителей может доверительно беседовать со своим ребёнком - это уже может стать той основой, на базе которой будет строиться вся работа с растущим человеком.

Для взрослых мужчин лечение Эдипова комплекса оборачивается серьёзной непрерывной борьбой со своим эго. В данном случае совсем не просто вывести эго из глубин подсознания, подчинить инстинкты тотальному и всеобъемлющему контролю. Но в результате этой борьбы рядом с матерью будет находиться не закомплексованный капризный ребёнок, а взрослый, адекватный, надёжный мужчина.

Очень важно для построения хороших взаимоотношений с ребенком придерживаться некоторых правил [2, 4]:

1. Умение адекватно оценивать и воспринимать индивидуальные особенности ребенка.

2. Отношения с ребенком должно быть гибкими. Это позволит изменять стиль общения в зависимости от ситуации и воздействовать на ребенка по мере его развития и изменения условий жизни в семье.

3. Отношения должны быть с ориентацией на будущее. Родители должны учитывать не только текущее развитие ребенка, но и будущее для того, чтобы предлагать наиболее верные способы решения возникающих вопросов с учетом изменяющихся потребностей самого ребенка.

4. Требования, которые родитель собирается донести до ребенка, не должны сильно отличаться от основных потребностей ребенка. При этом тон, которым они будут сообщаться должен быть дружелюбным. Также необходимо иметь достаточно терпения, чтобы доступно преподнести ребенку всю необходимую информацию.

5. В три года у ребенка начинает формироваться собственное «Я». Поэтому необходимо подбирать вежливый тон в общении. Это поможет с раннего детства заложить у него правила и нормы этикета.

Выводы. Немаловажную роль в формировании индивидуальных особенностей ребенка играет семья. Отношения детей к родителям зависят от обстановки в семье и взаимоотношении между отцом и матерью. Гендерные отличия девочек от мальчиков также оказывают особое влияние на их поведение по отношению к родителям. Девочки с раннего возраста стараются подражать матерям, а мальчики отцам. Однако часто у девочек может наблюдаться комплекс Электры, заключающийся в бессознательном влечении к отцу. А у мальчиков Эдипов комплекс проявляющийся в неосознанном влечении к матери. При правильном и своевременном подходе со стороны родителей и психологов, можно побороть данные проявления у детей.

Использованные источники:

1. Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. - 1994. - №1. - С. 122-127.

2. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России: автореф... д.психол.наук. -

Екатеринбург, 2011. - 46 с.

3. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 1982. - Т.4.

4. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т. 2. - М.: Апрель Пресс, 1999. - 464 с.

6. Филатова А.Ф. Половые различия в становлении характера подростка: концепция, эксперимент, практика: монография. - Омск: Сфера, 2009. - 484 с.

7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.

УДК. 332

Кочубей Е.И., к.филос.н.

Лабузова В.П. студент 4 курса

специальность Государственное и муниципальное управление НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально -информационных технологий - ИМСИТ»

Россия, г. Краснодар РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ Аннотация: в статье раскрывается понятие приватизация, дано толкование этого термина с разных точек зрения. Обобщен опыт проведения приватизации в России, ее социально-экономических последствий для экономики в целом и различных социальных групп в частности. Особое внимание уделяется новому этапу приватизации, рассмотрены его итоги и перспективы.

Ключевые слова: приватизация, процесс, этапы, федеральное имущество, институт собственности.

Kochubey E.I. Candidate of Philosophy Academy of Marketing and social information technology - IMSIT

Krasnodar, Russia Labuzova V.P. Student 4 courses in the specialty State and Municipal Administration NAS CHOU IN «Academy marketing and socially information technologies - IMSIT ""(Krasnodar) MODERN STAGE OF PRIVATIZATION IN RUSSIA Annotation: the article reveals the concept of privatization, an interpretation of this term from different points of view. Summarizes the experience ofprivatization in Russia, its socio-economic implications for the economy in general and various social groups in particular. Special attention is paid to the new stage of privatization, its results and prospects are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.