Научная статья на тему 'Отношение младших школьников к значимым взрослым в зависимости от пола и структуры семьи'

Отношение младших школьников к значимым взрослым в зависимости от пола и структуры семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
399
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОТНОШЕНИЕ / ЗНАЧИМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / THE ATTITUDE OF SIGNIFICANT ADULTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сингина Ирина Алексеевна, Савлова Марина Сергеевна

В статье анализируются результаты эмпирического исследования отношения младших школьников к значимым взрослым в зависимости от пола и структуры семьи. Результаты изучения отношения младших школьников к матери показывают, что отрицательная модальность отношения к матери у детей из полных семей отсутствует, но встречается у 10 % детей из неполных семей, как у мальчиков, так и у девочек. Позитивное отношение к отцу выявлено у подавляющего большинства детей из полных семей (84 %) и лишь у пятой части детей из неполных семей. Большинство младших школьников независимо от структуры семьи позитивно относятся к учителю (90 % / 82 %), однако отношение четверти детей из неполных семей амбивалентно. Амбивалентность отношения младших школьников к близким взрослым обнаруживается как общая тенденция, для детей из неполных семей она выражена в два раза интенсивнее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF YOUNGER STUDENTS TO A SIGNIFICANT ADULT DEPENDING ON GENDER AND FAMILY STRUCTURES

The article analyzes the results of empirical studies of the attitudes of younger students to a significant adult depending on gender and family structures. The results of a study of the relations of Junior schoolchildren to the mother show that the negative modality of the relationship to the mother's children from full families is missing, but is found in 10% of children from single-parent families, boys and girls. A positive attitude to the father revealed the vast majority of children from full families (84 %) and only a fifth of children from one-parent families. Most younger students regardless of the family structure have a positive attitude to the teacher (90 % / 82 %), however a quarter of children from one-parent families ambivalent. The ambivalence of the relations of younger schoolboys to close adult detected as a General trend, children from incomplete families it is expressed two times more intense.

Текст научной работы на тему «Отношение младших школьников к значимым взрослым в зависимости от пола и структуры семьи»

целом. Так студенты часто используют для снятия предэкзаменационного волнения позитивное мышление, техники дыхания, саморегуляцию, самоанализ, а также стараются хорошо подготовиться к экзамену или же сходить на вечеринку. В то же время студенты как 1, так и 4 курсов академии физической культуры и спорта чаще всего практикуют применение такого приема борьбы со стрессом, как физическая активность, что, видимо, связано со спецификой их учебно-профессиональной деятельности. Наиболее популярными способами снятия напряжения в выборке студентов физико-математического факультета являются такие приёмы, как сон, вкусная еда и общение с друзьями или любимым человеком. Алкоголь, сигареты и наркотики редко используются во всех исследуемых группах.

Выводы. Подводя итог нашему исследованию, можно заключить, что стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Во многом от самого студента зависит как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии. Его реакции стресс, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими - это тот ключевой ресурс, который определяет образ жизни, а, следовательно, и общую стрессоустойчивость. Следует также отметить, что правильно организованная педагогическая деятельность, с учетом специфики обучения также может способствовать оптимизации эмоционального состояния студентов.

Литература:

1. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М.: Просвещение, 1993. - 542-543 с.

2. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М.: Женева, 1999. - 121-126 с.

3. Лаптева Н.М. Анализ основных подходов к изучению феномена стрессоустойчивости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/6/0238/6_0238-381.shtml. - Дата доступа: 15.02.2008.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2009. - 124 с.

5. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. - 2001. - №4. - С. 38-39.

6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

Психология

УДК 37.015.32; 159.922

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Сингина Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); аспирант Савлова Марина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Нижний Новгород)

ОТНОШЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ

ПОЛА И СТРУКТУРЫ СЕМЬИ

Аннотация. В статье анализируются результаты эмпирического исследования отношения младших школьников к значимым взрослым в зависимости от пола и структуры семьи. Результаты изучения отношения младших школьников к матери показывают, что отрицательная модальность отношения к матери у детей из полных семей отсутствует, но встречается у 10 % детей из неполных семей, как у мальчиков, так и у девочек. Позитивное отношение к отцу выявлено у подавляющего большинства детей из полных семей (84 %) и лишь у пятой части детей из неполных семей.

Большинство младших школьников независимо от структуры семьи позитивно относятся к учителю (90 % / 82 %), однако отношение четверти детей из неполных семей амбивалентно. Амбивалентность отношения младших школьников к близким взрослым обнаруживается как общая тенденция, для детей из неполных семей она выражена в два раза интенсивнее.

Ключевые слова: младший школьник, отношение, значимые взрослые.

Annotation. The article analyzes the results of empirical studies of the attitudes of younger students to a significant adult depending on gender and family structures. The results of a study of the relations of Junior schoolchildren to the mother show that the negative modality of the relationship to the mother's children from full families is missing, but is found in 10% of children from single-parent families, boys and girls. A positive attitude to the father revealed the vast majority of children from full families (84 %) and only a fifth of children from one-parent families.

Most younger students regardless of the family structure have a positive attitude to the teacher (90 % / 82 %), however a quarter of children from one-parent families ambivalent. The ambivalence of the relations of younger schoolboys to close adult detected as a General trend, children from incomplete families it is expressed two times more intense.

Keywords: Junior high school student, the attitude of significant adults.

Введение. Младший школьный возраст завершает эпоху детства и является решающим периодом когнитивного развития и становления чувства компетентности ребенка. В тоже время, это период активного становления социальной компетентности и готовности личности к решению задач развития в последующих возрастах, в условиях школьной жизни.

Становление социальной компетентности младшего школьника происходит в процессе освоения норм и смыслов социально-нравственного поступка через включение в широкую систему межличностных

отношений, ключевую роль в которой играет учитель [1], [3], [5]. Роль родителей, родительского общения и взаимодействия, семейной микросреды в становлении личности младшего школьника не снижается, а в ряде аспектов, усиливается и возрастает, например, в аспектах эмоциональной поддержки, понимания и принятия ребенка [2], [6], [7], [8]. Тем не менее, младший школьник склонен в ряде жизненных и социальных ситуаций ориентироваться на мнение учителя, предпочитая его мнение родительским оценкам [4].

Исследования влияния неполной семьи на развитие личности младшего школьника немногочисленны, однако в них подчеркивается влияние неполной семьи на неблагополучие ребенка через систему складывающихся в ней взаимодействий, а также искаженной ролевой структуры [9], [10].

Таким образом, развитие личности и психологическое здоровье младшего школьника в целом зависит от благополучия в системе отношений со значимыми взрослыми, учителями и родителями. Гармонизация системы отношений младшего школьника со значимыми взрослыми - важная задача для практики психологической службы в школе. В этой связи представляется актуальным исследование проблемы отношения младших школьников к значимым взрослым в зависимости от пола и структуры семьи, что позволит практическому психологу конкретизировать направления работы с детьми.

Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования явилось изучение отношения младших школьников к значимым взрослым в зависимости от пола и структуры семьи.

Мы полагаем, что модальность отношений младшего школьника к родителям и учителю будут зависеть от пола, а также от состава семьи, при этом, условия воспитания в неполной семье будут менее благоприятны для развития системы позитивных отношений ребенка со значимыми взрослыми.

Эмпирическое изучение отношения ребенка к значимым взрослым проводилось с помощью методики «Межличностные отношения ребенка» (Р. Жиль). В исследовании принимали участие 100 детей младшего школьного возраста от 7 до 9 лет (2 класс), из них 50 мальчиков и 50 девочек. При этом 50 детей из неполных семей и 50 детей из полных семей.

Распределение отношений к матери младших школьников из полных и неполных семей по субъективным оценкам детей (методика Р. Жиля) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отношение к матери младших школьников из полных и неполных семей

Модальность отношения Дети из полных семей Дети из неполных семей

чел. % чел. %

Положительное 45 90 39 78

Скорее положительное 5 10 6 12

Скорее отрицательное 0 0 2 4

Отрицательное 0 0 3 6

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что у подавляющего большинства детей из полных семей отношения к матери положительное, отрицательная модальность оценок отсутствовала. Тем не менее, у 10 % младших школьников из неполных семьей была выявлена статистически незначимая тенденция к отрицательному отношению к матери (Хи-квадрат критерий Пирсона, p < 0,01).

В таблице 2 представлена субъективная оценка отношения к матери у младших школьников в зависимости от полноты семьи и пола.

Таблица 2

Отношение к матери младших школьников в зависимости от пола и структуры семьи

Модальность отношения Дети из полных семей Дети из неполных семей

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

чел. % чел. % чел. % чел. %

Положительное 23 92 22 88 21 84 18 72

Скорее положительное 2 8 3 12 2 8 4 16

Скорее отрицательное 0 0 0 0 1 4 1 4

Отрицательное 0 0 0 0 1 4 2 8

Из таблицы 2 следует, что как в полных, так и в неполных семьях положительные отношения с матерью чаще выявлялись у мальчиков, чем у девочек.

В то же время, различия между мальчиками и девочками по отрицательному и амбивалентному отношению с матерью в неполной семье статистически значимы (Хи-квадрат критерий Пирсона, p < 0,01). Возможно, что в неполной семье идентификация девочки с матерью снижается, что снижает уровень «женской солидарности».

Распределение отношений с отцом младших школьников из полных и неполных семей по субъективным оценкам детей (методика Р. Жиля) представлены в таблице 3.

Таблица 3

Отношение к отцу младших школьников из полных и неполных семей

Модальность отношения Дети из полных семей Дети из неполных семей

чел. % чел. %

Положительное 40 80 6 12

Скорее положительное 7 4 4 8

Скорее отрицательное 3 6 21 42

Отрицательное 0 0 19 38

Из данных таблицы 3 следует, что у большинства младших школьников из полных семей положительное отношение к отцу. Скорее положительные и скорее отрицательные отношения выявлялись в единичных случаях, а отрицательные отношения отсутствовали.

В то же время, в неполных семьях практически в половине случаев выявлялись скорее отрицательное отношение к отцу, достоверно реже отмечалось отрицательное, а скорее положительное и положительное выявлялись в единичных случаях.

В подавляющем большинстве неполных семей ребенка воспитывала только мать, что отрицательно сказывалось на отношениях ребенка с отцом. Различия достаточно значительные: у 82% детей (13 человек) из полных семей положительные отношения к отцу, а в группе из неполных семей только у 21% детей (3 человек) наблюдается положительное отношение к отцу. Различия между детьми из полных и неполных семей по отрицательному и амбивалентному отношению к отцу статистически значимы (Хи-квадрат критерий Пирсона, р < 0,01).

В таблице 4 представлены данные сравнительного анализа отношения к отцу у детей разного пола в зависимости от структуры семьи.

Таблица 4

Отношение к отцу младших школьников разного пола из полных и неполных семей

Модальность отношения Дети из полных семей Дети из неполных семей

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

чел. % чел. % чел. % чел. %

Положительное 20 80% 20 80% 5 20% 1 4%

Скорее положительное 3 12% 4 16% 2 8% 2 8%

Скорее отрицательное 2 8% 1 4% 10 40% 11 44%

Отрицательное 0 0% 0 0% 8 32% 11 44%

Данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют о том, что в полных семьях положительное отношение к отцу выявлялись с примерно одинаковой частотой как у мальчиков, так и у девочек. Скорее положительное отношение было более типично для девочек, а скорее отрицательное - для мальчиков.

Совершенно иная картина отмечалась в неполных семьях. Положительное отношение к отцу чаще фиксировалось у мальчиков, а отрицательное - у девочек. В то же время, скорее положительное и скорее отрицательное отношение выявлялись в обеих подгруппах по полу примерно с равной частотой. Различия в отношении к отцу по полу существенны для подвыборки из неполных семей: девочки существенно более негативно, чем мальчики относятся к отцу, идентифицируясь с матерью.

Распределение отношения к учителю младших школьников из полных и неполных семей по субъективным оценкам детей из полных и неполных семей представлены в таблице 5.

Таблица 5

Отношение к учителю младших школьников из полных и неполных семей

Модальность отношения Дети из полных семей Дети из неполных семей

чел. % чел. %

Положительное 41 82 29 58

Скорее положительное 4 8 12 24

Скорее отрицательное 4 8 5 10

Отрицательное 1 2 4 8

Из таблицы 5 видно, что у подавляющего большинства младших школьников из полных семей отношение к учителю положительное (82 %). Скорее положительное и скорее отрицательное отношение выявлялись достоверно реже, а отрицательное - в единичных случаях.

В то время, как у школьников из неполных семей положительное отношение к учителю отмечалось лишь в двух третях случаев (58 %), у четверти опрошенных оно были скорее положительное (24 %), а отрицательное отношение к учителю выявлялось в 8% случаев, что статистически значимо чаще, чем у детей из полных семей.

Таким образом, несмотря на то, что в целом для детей младшего школьного возраста характерно положительное отношение к учителю, у детей из неполных семей наблюдается негативное восприятие учителя, что может говорить о личностной незрелости, неготовности к школьному обучению.

В таблице 6 представлены данные об особенностях отношения к учителю в зависимости от пола школьников.

Таблица 6

Отношение к учителю младших школьников разного пола из полных и неполных семей

Модальность Дети из полных семей Дети из неполных семей

отношения Мальчики Девочки Мальчики Девочки

чел. % чел. % чел. % чел. %

Положительное 20 80% 21 84% 12 48% 17 68%

Скорее положительное 2 8% 2 8% 7 28% 5 20%

Скорее отрицательное 2 8% 2 8% 4 16% 1 4%

Отрицательное 1 4% 0 0% 2 8% 2 8%

В таблице 6 видно, что положительное, скорее положительное и скорее отрицательное отношение к учителю у школьников из полных семей не зависело от пола, в то же время, отрицательное отношение отмечалось только у мальчиков. У школьников из неполных семей положительное отношение к учителю было более типично для девочек, тогда как скорее положительное и скорее отрицательное - для мальчиков. Различия в отношении к учителю по полу и структуре семьи статистически значимы (Хи-квадрат критерий Пирсона, p < 0,01).

Выводы. Таким образом, наша гипотеза в основной своей части подтвердилась.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группе детей из полных семей положительное отношение к матери выявлялись чаще, чем в группе детей из неполных семей (90 % / 78 %). Кроме того, только у детей из неполных семей отмечалось отношение к матери отрицательной модальности (10 %). Положительное отношение к матери чаще выявлялись у мальчиков, чем у девочек независимо от структуры семьи (Хи-квадрат критерий Пирсона, p < 0,01).

Отношение младших школьников к отцу также обнаруживает зависимость от структуры семьи: в полных семьях у большинства детей были положительные отношения с отцом, а в неполных семьях в половине случаев выявлялись отрицательные отношения к отцу (p < 0,01). В полных семьях положительные отношения к отцу выявлялись с равной частотой, как у мальчиков, так и у девочек. В неполных семьях положительные отношения с отцом гораздо чаще фиксировались у мальчиков, а отрицательные - у девочек.

Положительные отношения с учителем у детей из неполных семей они отмечались реже, чем у детей из полных семей. Кроме того, у школьников из неполных семей чаще наблюдается негативное восприятие учителя, что может говорить о личностной незрелости, неготовности к школьному обучению. Отношение к учителю у школьников из полных семей не зависели от пола, тогда как отрицательные отношения отмечались только у мальчиков, у школьников из неполных семей отрицательное отношение к учителю встречается как у мальчиков, так и у девочек (p < 0,01).

Литература:

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. Издательство: Академия. Серия: Высшее образование. - 2003. - 368 с.

2. Ивенских, И.В., Сорокоумова, С.Н., Суворова, О.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. № 1 (22). - С. 12.

3. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников : метод. пос. для учителя / В.И. Максакова. - М.: Просвещение, 2003. - 254 с.

4. Раттер, М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга — М.: Прогресс, 1987. — 424 с.

5. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 416 с.

6. Суворова, О.В. Модель полисубъектной коммуникативно-познавательной среды образовательного учреждения // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2011. — № 14. — С. 127-131.

7. Суворова, О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству. Диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Нижегородский государственный педагогический университет. Нижний Новгород, 2012.

8. Суворова, О.В. Структура субъектности в раннем онтогенезе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2011. — Т. 13. — № 2-6. — С. 1416-1421.

9. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2005. - 256 с.

10. Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003. - 336 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Фокина Ирина Владимировна

Вологодский государственный университет (г. Вологда);

кандидат психологических наук Соколовская Ольга Константиновна

Вологодский государственный университет (г. Вологда);

кандидат психологических наук, доцент Носова Наталья Валентиновна

Вологодский государственный университет (г. Вологда)

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЦЕННОСТЯМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме выявления роли ценностей в формировании жизнестойкости подростков. Изучение ценностных детерминант жизнестойкости в подростковом возрасте представляется актуальной задачей в контексте понимания внутренних механизмов преодоления стрессовых жизненных ситуаций и кризисов развития, сохранения психологического здоровья подрастающего поколения. Представлены результаты исследования, показывающие, что подростки, ориентированные на новые впечатления в процессе социально значимых достижений, отличающиеся субъектной позицией, демонстрируют большую жизнестойкость.

Ключевые слова: жизнестойкость, ценности, ценностные ориентации, подросток.

An^taUm. The article is devoted to the problem of identifying the role of values in shaping the hardiness of adolescents. The study of value determinants of hardiness in adolescence is an urgent task in the context of understanding the internal mechanisms of overcoming stressful life situations and crises of development, preservation of psychological health of the younger generation. The results of the study show that adolescents focused on new experiences in the process of socially significant achievements, respecting accepted cultural customs, demonstrate greater hardiness.

Keywords: hardiness, values, value orientation, teenager.

Введение. Современное развитие общества характеризуется осознанием необходимости поиска путей создания благополучных условий развития личности, ее эффективной самореализации. Изменения, происходящие в системе образования, в первую очередь отражают эти тенденции. Новый образовательный стандарт общего образования в качестве критериев оценки результатов обучения и воспитания определяет готовность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем осознанного и интенсивного присвоения нового социального опыта, а не только освоением определенных предметных знаний и навыков в рамках конкретных дисциплин [6].

Интенсивность современной жизни, нестабильность настоящего, неуверенность в будущем негативно сказываются на состоянии физического и психического здоровья подрастающего поколения. Развитие современного подростка протекает в условиях политических, информационных и социально-экономических угроз, что коренным образом влияет на ценностно-смысловую сферу личности, определяет трудности в профессиональном и личностном самоопределении, актуализирует саморазрушающие тенденции. Противостоять негативному процессу может поиск психолого-педагогических технологий актуализации ресурсов личности, способности преодолевать трудные жизненные обстоятельства. В качестве одного из личностных ресурсов рассматриваем жизнестойкость [3, 7].

На сегодняшний день проблема жизнестойкости у подростков особенно актуальна, что подтверждается большим количеством исследований в аспекте преодоления школьниками трудных жизненных ситуаций, подросткового одиночества. Рассматриваемые аспекты оказываются значимым фактором в увеличении количества психических расстройств, увеличения суицидальных попыток.

Данный феномен был довольно подробно исследован и предложен в психологической терминологии ученым-психологом С. Мадди. Жизнестойкость определяется им как паттерн системы установок и навыков, разрешающий преобразовать изменения в окружающей действительности в возможности человека.

Подростки сталкиваются с огромным количеством проблем и кризисов. Их разрешение требует высокой адаптации, умения продуктивно справляться с настигающим стрессом, изменяющимися обстоятельствами жизни. В данной взаимосвязи особую заинтересованность представляет анализ связей жизнестойкости как личностной диспозиции и её компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) с ценностями как одними из основных регуляторов действий. Иначе говоря, конкретизация связей жизнестойкости и личностных ценностей даст возможность эффективнее самосовершенствовать жизнеспособность [4, 8].

Таким образом, изучение жизнестойкости в подростковой среде весьма важно в современной психологии, так как это содействует формированию нового общества, в частности возможности личности устоять перед напряженными актуальными ситуациями и переоценить их как новую допустимость.

В отечественной психологии проблема трудных и экстремальных жизненных ситуаций изучалась многими авторами, опирающимися на такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совладания с нелегкими жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство: Ф.Е. Василюк, М.Ш. Магомед-Эмгаюв, К.М. Муздыбаев., М.М. Решетников, Н.В. Тарабрина и другие.

Подростковый возраст является сензитивным для формирования структур ценностно-смысловой сферы личности [5]. Происходит переосмысление отношений подростка к себе и различным сторонам жизни. Изучение ценностных детерминант жизнестойкости в подростковом возрасте представляется актуальной задачей в контексте понимания внутренних механизмов преодоления стрессовых жизненных ситуаций и кризисов развития, сохранения психологического здоровья подрастающего поколения.

Целью нашего исследования выступает изучение связи жизнестойкости с ценностями в подростковом возрасте.

Для диагностики были использованы: 1) методика Шварца для изучения ценностей личности [1]; 2) опросник жизнестойкости (С. Мадди) в адаптации Д.А. Леонтьева[2].

Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе общеобразовательных школ города Вологда в 2018 году. Выборка составила 163 человека: 78 юношей и 85 девушек. В исследовании участвовали обучающиеся 9-х классов в возрасте 14-15 лет.

Первой задачей нашего исследования было изучение жизнестойкости подростков. Для этого мы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.